«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России    |   
ISSN: 2713-0983

Иностранные инвестиции в экономике России

Важным условием развития инвестиционной сферы российской экономики являются иностранные инвестиции. Их приток способствует повышению технического уровня производства, привлечению зарубежных технологий, использованию мирового опыта менеджмента и маркетинга, интеграции российской экономики в мировое хозяйство, расширению налоговой базы, диверсификации экспортного производства. Иностранные инвестиции играют значительную роль в финансировании социально-экономического развития России и формировании инвестиционного потенциала.

1. Основные тенденции и факторы привлечения иностранных инвестиций

Под иностранными инвестициямипонимаются вложения иностранного капитала, а также капитала зарубежных филиалов российских юридических лиц в предприятия и организации на территории России с целью получения прибыли.

К иностранным инвестициям относятся: приобретение иностранным инвестором в полную или частичную собственность предприятий и организаций, денежные средства, взносы в уставный капитал, покупка акций и прочих ценных бумаг, машин, оборудования, лицензий, товарных знаков, любого другого имущества и имущественных прав, банковские вклады, осуществляемые в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли или достижения позитивного социального эффекта.

Экономический потенциал России, богатые природные ресурсы, относительно емкий национальный рынок, высокий научный потенциал позволяют привлечь значительные объемы иностранных инвестиций.

По итогам 2005 года совокупный объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России составил 111,8 млрд. долл. США, или инвестиции приросли по сравнению с 2004 г. на 36,4%, в том числе прямые инвестиции составили 49,8 млрд. долл., или приросли на 37,6%, портфельные инвестиции — 1,9 млрд. долл., прирост 19,5% и прочие инвестиции составили 60,2 млрд. долл., — прирост 36,0%.

Таким образом, приток иностранных инвестиций в экономику России характеризуется значительными нарастающими объемами и высокой динамикой роста. Так, например, объем иностранных инвестиций в экономику России в 2003 г. составил 29,7 млрд. долл. США, в 2004 г. — 40,5 и в 2005 г. — 53,7 млрд. долл. США.

Кроме того, иностранные инвестиции в экономику России растут быстрее, чем российские инвестиции. Так, индекс физического объема российских инвестиций в основной капитал и иностранных инвестиций в экономику России составила соответственно: в 2000 г. 117,4% и 114,6%; в 2001 г. — 110,0% и 130,1%; в 2002 г. — 102,8% и 138,7; в 2003 г. — 112,5% и 150,1%; в 2004 г. — 110,9% и 136,4% и в 2005 г. — 110,5% и 132,4 процента.

Возникает вопрос, какие факторы способствовали росту инвестиционной активности иностранных инвесторов в экономике России в 2000 — 2005 годах. Динамика инвестиций свидетельствует, что в экономике России действуют факторы как повышающие инвестиционную активность, так и снижающие ее. К факторам, повышающим инвестиционную активность относятся следующие.

Снижение курса стоимости доллара США и существенное снижение доходности инвестиций в основных секторах экономики ведущих западных стран, находившихся значительное время в условиях стагнации. В результате вне экономического оборота оказались значительные свободные и относительно дешевые финансовые активы основных участников мирового инвестиционного рынка, которые нуждались в прибыльной сфере приложения.

С другой стороны, устойчивый рост российской экономики, стабильность социально — экономической ситуации и растущие рейтинги инвестиционной привлекательности экономики создали конкурентоспособные для внешнего инвестирования отдельные сектора национальной экономики.

Одновременно неразвитость российского фондового рынка в условиях существенного снижения в 2003 — 2004 гг. доходности спекулятивных операций с ценными бумагами российских эмитентов, сформировали новую шкалу предпочтений иностранных инвесторов на российском рынке капиталов.

Заметный приток иностранного капитала в российскую экономику и повышение инвестиционной активности национальных инвесторов повлекли за собой процесс формирования конкурентной среды на внутреннем финансовом рынке, что сформулировало снижение реальных ставок кредитной системы, которая увеличила объемы своих инвестиций в основной капитал.

В результате чего, прочие иностранные инвестиции, в существенной мере определяемые прочими кредитами, стали доминирующей формой иностранного инвестирования российской экономики, составив в 2005 г. 74,8% от общих поступивших объемов иностранных инвестиций.

Кроме этого, на инвестиционную активность оказывали влияние другие факторы.

Прирост выпуска продукции и услуг базовых отраслей национальной экономики и промышленного производства. При этом рост наблюдался в большинстве как добывающих, так и обрабатывающих отраслей.

Сохранение относительно высоких цен мирового рынка на энергоресурсы и цветные металлы, обеспечивающее рост производства и накоплений активов в экспортоориентированных отраслях и производствах национальной экономики. В свою очередь, это привело к росту внутреннего спроса на инвестиционную продукцию.

Снижение темпов инфляции (2000 г. индекс потребительских цен составил 20,1%; 2001 г. — 18,6%; 2002 г. — 15,1; 2003 г. — 12%; 2004 г. — 11,7% и 2005 г.- 10,9%) и, как следствие, уменьшение процентных ставок рефинансирования Банка России до 12%, что позволило в определенной степени увеличить масштабы инвестиционного кредитования национальной экономики со стороны банковской системы, увеличив в 2004 г. долю кредитов банков в инвестициях в основной капитал до 7,9 процента.

Улучшение финансового положения предприятий за счет вытеснения неэффективных собственников и позитивного роста их суммарного сальдированного финансового результата.

Укрепление российской банковской системы, позволившее предприятиям, организациям активизировать политику по инвестиционному заимствованию.

Предпринимаемые Правительством меры по улучшению инвестиционного климата: осуществление реформирования налоговой системы, что позволило легализовать часть инвестиционных затрат предприятий реального сектора экономики и снизить несколько налоговое бремя; снижение кредитной ставки рефинансирования Банка России с 25% в марте 2002 г. до 12% в настоящее время, что привело к снижению уровня доходности размещения активов в спекулятивный сектор фондового рынка и другие финансовые инструменты; отмена Банком России обязательной продажи валютной выручки, что в итоге может способствовать снижению инфляции.

Повышение рейтингов инвестиционной привлекательности России международными рейтинговыми агентствами до инвестиционной фазы. По оценкам международных рейтинговых агентств Standard & Poor¢s, Moody¢s Investors Service, Fitch Ratings в 2003 — 2004 рейтинги инвестиционной привлекательности России повышены до инвестиционного уровня, до этого были спекулятивные рейтинги.

К факторам, сдерживающим формирование стабильной динамики и эффективной структуры иностранных инвестиций относятся следующие.

Снижение основных макроэкономических показателей. Так, за 2004 — 2005 гг. прирост ВВП сократился с 7,2% до 6,4%, прирост промышленного производства — с 8,3% до 4%, прирост продукции сельского хозяйства — с 3,1% до 2,0%, прирост инвестиций в основной капитал — с 10,9% до 10,5%, реальные располагаемые денежные доходы населения — с 9,9% до 8,8%, реальная заработная плата — с 10,6% до 9,7%, индекс потребительских цен опережает прогнозную оценку.

Высокие инвестиционные риски для иностранных инвесторов, связанные с утратами собственности в России и доходности, отсутствием гарантий со стороны государства по защите прав инвесторов;

Низкая конкурентоспособность прямых инвестиций относительно альтернативы размещения активов в торговые и прочие кредиты (с быстрым оборотом) и вкладов зарубежных юридических лиц в российских банках, которые составляют большую часть в составе прочих иностранных инвестиций. В отличие от прямых инвестиций, отмеченные формы обладают не только более высокой доходностью, но и большей защищенностью от инвестиционных рисков.

Нестабильность российского фондового рынка, неэффективность его деятельности, обусловленная его слабым развитием и зависимостью от состояния мировой экономики и конъюнктуры фондовых рынков США, Европы и других стран.

Слабая привлекательность и «непрозрачность» для иностранных инвесторов инновационных и инвестиционных проектов развития отраслей реального сектора российской экономики.

Высокая зависимость национальной экономики, государственных финансов и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры, что делает недостаточно устойчивым экономический рост в связи с зависимостью экономики страны от мировых цен на нефть, газ и другие традиционные товары российского экспорта.

Продолжающееся значительное время ухудшение финансового положения организаций и значительная доля убыточных организаций (в 2003 г. их удельный вес составил 43% от общего числа организаций).

Избыточные административные барьеры для предпринимательской деятельности и недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов.

Незначительные объемы государственных инвестиций.

Большие объемы вывоза российских инвестиций за рубеж: в 2002 г. — 19,9 млрд. долл. США, в 2003 г. — 23,3 млрд. долл. США, в 2004 г. — 33,8 млрд. долл. США и в 2005 г. — 31,1 млрд. долл. США.

Первоочередная задача по устранению факторов, негативно влияющих на развитие инвестиционной активности в части зарубежного капитала в экономику России, должна быть направлена не только на формирование благоприятных условий для его размещения, но и создание стабильных условий осуществления инвестиций.

Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходится на прочие инвестиции — 53,8%, которые осуществляются на возвратной основе (на конец 2004 г. — 54,0%), доля прямых инвестиций составила 44,5 % (на конец 2004 г. — 44,1%), доля портфельных — 1,7% (на конец 2004 г. — 1,9%). Таким образом, в накопленных иностранных инвестициях сформировалась тенденция увеличения доли прямых и сокращения доли прочих и портфельных инвестиций.

В 2005 году в экономику России поступило 53,7 млрд. долл. США иностранных инвестиций, или на 32,4% больше, чем в 2004 году, в том числе объем прямых иностранных инвестиций составил 13,1 млрд. долл. США, или увеличился на 38,8% (при этом прямые инвестиции в форме лизинга увеличились в 6,2 раза, взносы в уставный капитал — на 41,8% и кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций приросли — на 27,7%). Основной удельный вес прямых инвестиций приходится на взносы в уставный капитал, который увеличился и составил 19,3 процента.

Объем портфельных инвестиций составил 453 млн. долл. США, или приросли на 36,3% по сравнению с 2004 годом (в том числе вложения в акции и паи увеличились на 8,9%, а в долговые ценные бумаги предприятий в 4 раза).

Объем прочих инвестиций составил 40,1 млрд. долл. США, или увеличился — на 30,5%, в том числе за счет торговых кредитов, которые составили более 6,0 млрд. долл. США и приросли на 56,6% и прочих кредитов, объем которых достиг 33,7 млрд. долл. США, а прирост 27,7%. При этом прочие кредиты на срок свыше 180 дней составили 31,1 млрд. долл. США, или увеличились на 37,4 процента, а прочие кредиты на срок до 180 дней составили 2,7 млрд. долл. США, или 70,1% от объема 2004 года.

В итоге в годовом объеме иностранных инвестиций за 2005 год доля прочих инвестиций сократилась с 75,9% до 74,8% в 2004 г., доля прямых инвестиций увеличилась с 23,3% до 24,4%, а доля портфельных инвестиций осталась без изменений и составила 0,8 процента.

В структуре поступивших иностранных инвестиций наибольшую часть, как и в прошлые годы, занимают прочие инвестиции, хотя их доля относительно 2004 года уменьшилась на 1,1 процентного пункта. Преобладание удельного веса прочих инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций является следствием более низкой ставки ссудного процента в зарубежных банках, а также результатом большей доступности банковских кредитов и более высокой культурой обслуживания клиентов по сравнению с российскими банками.

Однако снижение удельного веса прочих инвестиций в совокупном объеме иностранных инвестиций является позитивной тенденцией, так как сокращается удельный вес инвестиций, которые являются платными, возвратными, срочными, требующими залога и имеющими целевое назначение.

В целом предпочтения иностранных инвесторов отражают конъюнктуру доходности внутреннего и внешнего инвестиционных рынков, направляющих свои капиталы, в основном, в сектор экономики, оказывающей рыночные услуги и экспортоориентированные отрасли производства.

Особо следует отметить позитивное значение увеличения удельного веса прямых иностранных инвестиций в совокупном их объеме, который увеличился с 23,3% в 2004 г. до 24,4% в 2005 г. Увеличение удельного веса прямых инвестиций свидетельствует об улучшении структуры иностранных инвестиций и повышении ее эффективности. Это предопределяется следующими позитивными особенностями прямых инвестиций:

- прямые инвестиции это реальные инвестиции;

- обладают способностью активизировать инвестиционные процессы в результате присущего им мультипликативного эффекта. Инвестиционный мультипликатор — это коэффициент, выражающий соотношение между приростом дохода и вызывающим этот прирост увеличением объема инвестиций;

- прямые инвестиции более устойчивы в условиях экономического кризиса;

- способствуют возрастанию социально-экономической стабильности в результате роста занятости за счет создания дополнительных рабочих мест, увеличения денежных доходов занятых и бюджетных доходов за счет расширения налоговой базы;

- будучи носителями современной техники и технологий прямые инвестиции стимулируют развитие производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий;

- содействуют освоению мировых рынков капиталов и повышению имиджа России на этих рынках.

Что касается незначительного удельного веса портфельных инвестиции, то это объясняется недостаточным развитием фондового рынка, низким уровнем его капитализации, незначительным количеством высоколиквидных корпоративных ценных бумаг. Кроме того, портфельные инвестиции являются

спекулятивными инвестициями, нестабильны в условиях экономического кризиса, могут быть внезапно вывезены из страны с негативными последствиями для национальной экономики и в современных условиях не имеют принципиального значения для российской экономики.

Объем и структура привлеченных иностранных инвестиций

Годы

Всего

Прямые

Портфельные

Прочие

Млн. долл.

в %

Млн. долл.

в %

Млн. долл.

в %

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

9560

10958

14258

19780

29699

40509

53651

4260

4429

3980

4002

6781

9420

13072

44,6

40,4

27,9

20,2

22,8

22,3

24,4

31

145

451

472

401

333

453

0,3

1,3

3,2

2,4

1,4

0,8

0,8

5269

6384

9827

15306

22517

30756

40126

55,1

58,3

68,9

77,4

75,8

75,9

74,8

В 2000 г. в экономику России поступили инвестиции из 108 стран, в 2001 г.- 109 стран, в 2002 г. — из 106 стран, в 2003 г. — из 117 стран, в 2004 г. — из 116 стран, в 2005 г.- из 113 стран.

Основными странами — инвесторами, осуществившими значительные объемы накопленных инвестиции в экономику России, являются Люксембург, Кипр, Нидерланды, Великобритания, Германия, США, Франция, Виргинские о-ва (Брит), Швейцария и Багамские о-ва. На долю этих стран приходится 88,7% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых — 87,4% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций, на долю портфельных — 86,2% от их накопленного объема и на долю прочих инвестиций — 86,5% от общего объема накопленных прочих инвестиций.

В общем объеме накопленных иностранных инвестиций по итогам 2005 г. лидирующее положение занимает Люксембург, удельный вес которого составил — 18,8%, далее Кипр — 17,2%, Нидерланды — 16,9%, Великобритания — 11,4%, Германия — 8,7%, США — 6,1%, Франция — 3,5%, Виргинские о-ва (Брит.) — 2,2%, Швейцария — 2,1%, Багамские о-ва — 1,3 процента.

За 2000-2005 гг. в страновой структуре совокупных накопленных иностранных инвестиций сформировались новые тенденции. Прежде всего, значительно изменился состав первых десяти стран, на долю которых приходится основной объем накопленных иностранных инвестиций. Так, по итогам 2005 г. из числа этих стран выбыли Швеция, Япония и Австрия. Кроме того, если в 2000 г. более 50% накопленных иностранных инвестиций приходился на такие страны, как США, Германия и Кипр, то в 2005 г. — на Люксембург, Кипр и Нидерланды.

Полностью обновились страны, занимающие 8-10 место. Так, место Швеции, Японии и Австрии, на долю которых приходилось 4,6% от общего объема накопленного капитала, заняли Виргинские о-ва (Брит.), Швейцария и Багамские о-ва, на долю которых пришлось — 6,1% от общего объема накопленных инвестиций.

Значительно сократились инвестиции стран ведущих мировых экспортеров капитала. Так, за 2000 — 2005 гг. удельный вес Германии сократился с 20,4% до 8,7%, США — с 22,0% до 6,1%, Франции — с 10,5% до 3,5%, и увеличился удельный вес стран, которые не являются традиционными мировыми экспортерами капитала — Люксембурга с 0,8% до 18,8%, Кипра с 13,2% до 17,2%, Виргинские о-ва (Брит.) — с 0,3% до 2,2%, Багамские о-ва — с 0,2% до 1,8%. Исключение составляют Великобритания, удельный вес которой в общем объеме накопленных инвестиций увеличился с 7,1% до 11,4%, Нидерландов — с 4,5% до 16,9% и Швейцарии — с 1,4% до 2,1 процента.

Примечательно, что в годовых объемах инвестиций за 2005 г. Кипр, который занимал до этого лидирующие позиции, оказался на четвертом месте после Люксембурга, Нидерландов и Великобритании.

Аналогичные тенденции характерны и для накопленных прямых иностранных инвестиций. Так, по итогам 2005 года в накопленном объеме прямых иностранных инвестиций доля Нидерландов составила 32,4%, Кипра — 28,0%, США — 8,8%, что составило 69,2 процента.

За 2000 — 2005 гг. сократился удельный вес накопленных прямых иностранных инвестиций США с 34% до 8,8%, Германии — с 7,8% до 5,4%, Великобритании — с 6,1% до 4,1%, и увеличился Нидерландов с 7,1% до 32,4%, Кипра с 20% до 28,0%, Франции с 1,6% до 1,8% и Швейцарии — с 1,4% до 2,3 процента.

В целом для страновой структуры характерен не высокий уровень диверсификации. Основной объем инвестиций приходится на небольшое число стран.

В 2000-2004годы накопленные иностранные инвестиции вкладывались в следующие отрасли российской экономики.

Наиболее крупным объектом инвестирования является промышленность, доля которой в общем объеме иностранных инвестициях увеличилась с 43,1% до 48,5%.

Второй сферой по величине инвестирования остается торговля и общественное питание, ее доля в иностранных инвестициях увеличилась с 17,8% до 32,1%.

Увеличилась также доля общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка с 2,5% до 3%, оптовой торговли продукцией производственно — технического назначения — с 1,2% до 2,2% и строительства — с 0,8% до 1,0%.

За 2000 — 2004 гг. сократился удельный вес иностранных инвестиций на транспорте с 9,3% до 1,6%, сельском хозяйстве — с 0,4% до 0,1%, и сферы финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения — с 2,5% до 2,1 процента.

В результате сформировались следующие тенденции изменения структуры иностранных инвестиций в отраслях промышленности. Так, удельный вес иностранных инвестиций увеличился в топливной промышленности с 5,7% до 20,1%, в том числе в нефтедобывающей промышленности — с 5,1% до 19,9%, цветной металлургии — с 3,9% до 7,9%, и черной металлургии — с 6% до 7,5%, машиностроении и металлообработке — с 2,5% до 3,9%, химической и нефтехимической промышленности — с 1,7% до 2,2%, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности с 2,3% до 2,4%, остался без изменений удельный вес иностранных инвестиций в нефтеперерабатывающей промышленности — 0,2%, электроэнергетике — 0,1%, промышленности строительных материалов — 0,4%, легкой промышленности — 0,1% и значительно уменьшились в пищевой промышленности — с 16,3% до 2,4 процента.

Таким образом, из анализа структуры иностранных инвестиций в отраслях промышленности следует, что основной их удельный вес приходится на нефтедобывающую промышленность — 19,9% и отрасли металлургического комплекса — черную цветную металлургию — 15,4%.

До 2003 года проведение статистических наблюдений и обследований осуществлялось в разрезе отраслей экономики и базировалось на Общесоюзном классификаторе отраслей народного хозяйства (ОКОНХ).

ОКОНХ разрабатывался в условиях централизованной плановой экономики и предназначался для обеспечения контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в соответствии с их ведомственной подчиненностью и статистического описания структуры народного хозяйства с позиции теории расширенного социалистического воспроизводства.

С 1 января 2003 г. в соответствии с постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454 — ст взамен ОКОНХ на территории России был введен в действие Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Учитывая сложность перехода с ОКОНХ на ОКВЭД Правительством Российской Федерации было принято постановление от 17 февраля 2003 г. № 108 «Об установлении переходного периода для введения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности», которым определено, что 2003-2004 гг. являются переходным периодом для введения нового классификатора.

В течение переходного периода (2003-2004 гг.) результаты разработки статистических данных предоставлялись по видам экономической деятельности, которая была построена как информационно-справочный материал, позволяющий сопоставить данные по видам экономической деятельности (по ОКВЭД) с информацией по отраслям экономики (по ОКОНХ).

В соответствии с принятыми решениями, начиная с итогов за январь 2005 г., Федеральная служба государственной статистики прекратила разработку и предоставление пользователям информации по отраслям экономики в соответствии с ОКОНХ и разрабатывает и предоставляет потребителям данные по видам экономической деятельности на основе ОКВЭД.

В 2005 г. иностранные инвестиции вкладывались в следующие виды экономической деятельности:

- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 20,5 млрд. долл. США, или 38,2 %;

- обрабатывающие производства 18,0 млрд. долл., или 33,5%;

- добыча полезных ископаемых 6,0 млрд., или 11,2%;

в том числе добыча топливно — энергетических полезных ископаемых 5,2 млрд. долл., или 9,6%;

- транспорт и связь 3,8 млрд. долл., или 7,2%;

— операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 2,6 млрд. долл., или 4,9%;

- финансовая деятельность — 1,8 млрд. долл., или 3,4%.

Иностранные вложения от прямых инвесторов в 2005 г. направлялись в основном в организации, осуществляющие деятельность по добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, по операциям с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг, в оптовой и розничной торговле, по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, осуществляющие финансовую деятельность, в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака. Общая величина прямых инвестиций в указанные виды деятельности составила 6,7 млрд. долл., или 51,6% от общего объема прямых инвестиций.

2. Рейтинги инвестиционной привлекательности экономики России

По состоянию на конец 2005 года, все ведущие рейтинговые агентства — Standard & Poor’s, Moody’s Investors Service и Fitch Ratings оценили кредитоспособность российской экономики на одну ступень выше нижней границы инвестиционного рейтинга.

Повышение рейтинга было обусловлено высокими показателями российского бюджета, стабилизационного фонда, торгового баланса, активной политикой государства по снижению внешнего долга. Так, в 2005 г. Россия досрочно погасила 18 млрд. долл. США и заявила о возможных досрочных выплатах Парижскому клубу кредиторов в 2006 г. еще на сумму 12 млрд. долл. США.

В конце 2005 г. Standard & Poor’s повысило рейтинг России до инвестиционного уровня (ВВВ-), который ранее был присвоен России такими рейтинговыми агентствами как Moody’s Investors Service и Fitch Ratings.

В июле 2005 г. после выплаты Россией первого транша досрочного погашения долга Парижскому клубу Standard & Poor’s подтвердило суверенный рейтинг на текущем уровне, отметив, что рейтинги России учитывают, с одной стороны, низкий уровень государственного долга и сильные позиции в сфере внешней ликвидности, а с другой — значительный политический риск, который остается ключевым фактором, ограничивающим дальнейшее повышение рейтинга.

В начале августа 2005 г. международное рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило долгосрочные рейтинги России в иностранной и национальной валюте с (ВВВ-) до (ВВВ).

26 октября 2005 г. международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service, учитывая быстрый рост золотовалютных резервов и стабилизационного фонда повысило рейтинг России по обязательствам в иностранной и национальной валюте на одну ступень с (Ваа3) до (Ваа2), прогноз рейтинга был определен как стабильный. Помимо увеличения доходов от экспорта нефти, повышение рейтинга, отражало взвешенную бюджетную политику России, стабильную политическую ситуацию, готовность платить, в некоторых случаях досрочно, по своим долгам. Улучшились ликвидность и долговая нагрузка.

По мнению Moody’s основными задачами социально-экономического развития являются повышение конкуренции в экономике России, совершенствование бюджетного федерализма и эффективности госрегулирования экономики, улучшение судебной системы, борьба с коррупцией. Необходимо также активизировать развитие отечественных рынков капиталов, создание механизмов стерилизации большого притока средств в страну, ревальвацию валюты, борьбу за снижение инфляции и другие.

15 декабря 2005 г. Standard & Poor’s повысило рейтинг России. Так, долгосрочный суверенный кредитный рейтинг России по обязательствам в иностранной валюте был повышен с (ВВВ-) до (ВВВ), по обязательствам в национальной валюте — с (ВВВ) до (ВВВ+). Кроме того, Standard & Poor’s повысило краткосрочные суверенные рейтинги России — с (А-3) до (А-2) и подтвердило рейтинг (ruAAA) по национальной шкале. Прогноз изменения рейтинга стабильный.

По итогам 2005 г. консалтинговая компания «A.T. Kearney» повысила рейтинг инвестиционной привлекательности России с 11 до 6 места.

«A.T. Kearney» ежегодно составляет всемирный индекс инвестиционной привлекательности. Он показывает готовность глав крупнейших корпораций вкладывать деньги в развитие производства в той или иной стране.

Рейтинг компании составляется на основе опросов крупнейших мировых компаний (которые осуществляют около 70% мирового потока прямых иностранных инвестиций, их совокупный годовой объем продаж превышает 17 трлн. долл.). При подготовке рейтинга «A.T. Kearney» опрашивает генеральных и финансовых директоров, а также членов советов директоров 1000 компаний, расположенных в 34 странах и представляющих 24 отрасли, об их отношении к возможным инвестициям в экономику 60 разных стран в течение ближайших трех лет.

Руководителям компаний предлагается оценить перспективность осуществления прямых инвестиций в 60 странах мира, которые являются реципиентами 90% всех инвестиционных потоков в мире.

3. Развитие государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций

В 2005 г. Россия значительно продвинулась в развитии мер государственного регулирования привлечения иностранных инвестиций. Так, летом 2005 г. вступили в действие федеральные законы «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и «О концессионных соглашениях».

В соответствии с законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» особая экономическая зона — определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует режим осуществления предпринимательской деятельности.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

На территории России могут создаваться ОЭЗ следующих типов: промышленно-производственные и технико-внедренческие ОЭЗ. Промышленно-производственные ОЭЗ создаются на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров. Технико-внедренческие ОЭЗ создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более двух квадратных километров.

По соглашению о ведении промышленно-производственной деятельности резидент ОЭЗ обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме эквивалентной не менее 10 млн. евро.

С принятием закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в декабре 2005 года на территории России были образованы шесть особых экономических зон, в том числе четыре технико-внедренческие зоны: в Липецкой области; в Елабуге (Татарстан); в Дубне (Московская обл.), где будут развиваться ядерно-физические технологии; в Москве (Зеленоград) — элктроника; в Санкт-Петербурге — предполагается проводить научные исследования и производить продукцию в сфере информационных технологий и аналитического приборостроения; в Томске — новые материалы и две промышленно-производственные зоны: в Липецкой области, где совместно с итальянской компанией Меrloni, будет осуществляться производство бытовых приборов, бытовой электротехники и мебели и в Елабуге (Татарстан), где предполагается производство автокомпонентов и высокотехнологичной продукции нефтехимии, совместно с General Motors, Toyota, Caterpillar, KFZ и другие.

На территории указанных зон действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности — режим свободной таможенной зоны.

В соответствии с этим режимом иностранные товары, которые размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны, освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.

К российским товарам, размещаемым и используемым на территории особых экономических зон, применяется таможенный режим экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Налог на добавленную стоимость и акцизы не уплачиваются при перемещении российских товаров в другую особую экономическую зону.

Неоспоримым преимуществом специального режима является то, что указанными льготами резиденты особых экономических зон могут пользоваться в течение всего срока существования последних, даже в случае изменения налогового законодательства, за исключением той его части, которая касается налогообложения подакцизных товаров.

Более льготный режим для ввоза и размещения на территории особых экономических зон иностранных товаров (освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость и уплаты таможенных пошлин) будет способствовать привлечению иностранных инвестиций в экономику России.

Кроме того, льготный режим налогообложения резидентов особых экономических зон предусматривает:

- применение пониженной ставки единого социального налога — 14% (технико-внедренческие особые экономические зоны);

- применение ускоренной амортизации в отношении собственных основных средств, с использованием повышающего коэффициента, но не более 2 (промышленно-производственные особые экономические зоны);

- возможность учитывать в целях налогообложения прибыли расходы на НИОКР (в том числе, и не давшие положительного результата) в том налоговом периоде, в котором они осуществлены, без всяких ограничений. Данная льгота имеет огромное стимулирующее значение для инвестирования в технико-внедренческую деятельность;

- возможность переноса сумм убытков, полученных в предыдущем налоговом отчетном периоде, на последующие налоговые периоды без ограничений (промышленно-производственные особые экономические зоны). Для сравнения в текущем году все остальные организации могут направить на погашение убытка прошлых лет не более 50% прибыли этого года;

- освобождение от уплаты налога на имущество, в течение пяти лет с момента постановки на учет этого имущества, а также земельного налога на тот же срок с момента возникновения права собственности на земельный участок, который предоставлен резиденту особой экономической зоны.

Идет работа над законопроектами о создании и функционировании туристско-рекреационных особых экономических зонах. В связи с этим подготовлены поправки в законы «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Законопроекты направлены на создание туристско-рекреакционных ОЭЗ. Установлено, что туристско-рекреакционные ОЭЗ создаются на участках территории, определяемых Правительством России по согласованию с органами исполнительной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления. При этом они могут создаваться на территории нескольких муниципальных образований.

Резиденты зоны освобождаются от уплаты налога на имущество и на землю на первые пять лет своей деятельности. Снимается 30% — е ограничение на перенос убытков на последующие налоговые периоды. Кроме того, работодатели при оплате труда своих сотрудников получают право на льготную ставку единого социального налога — 14% при налоговой базе на физическое лицо до 280 тысяч рублей.

Таким образом, процесс привлечения иностранных инвестиций в экономику России характеризуется нарастающими объемами, высокой динамикой и позитивными тенденциями изменения их видовой структуры, выражающиеся прежде всего в росте удельного веса прямых иностранных инвестиций, а также в улучшении инвестиционного климата и развитии мер государственного регулирования.

Одновременно имеет место невысокий уровень диверсификации страновой структуры, возрастание роли в финансировании экономики России стран не являющихся традиционными мировыми экспортерами капитала, основной объем иностранных инвестиций, в том числе прямых иностранных инвестиций, направляется в топливную промышленность и отрасли производящие промежуточную продукцию.