«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России    |   
ISSN: 2713-0983

Экономический потенциал Ирана на фоне исламских стран

В статье делается попытка определить место Ирана в группе исламских стран. При этом рамки статьи ограничены только анализом того положения, которое сложилось на начало 2007г., а заявленная тема будет рассмотрена через такие параметры как макроэкономические показатели и ситуация в нефтегазовой сфере.

К исламским странам отнесены те государства, в которых более 50% населения исповедуют ислам (см. приложение). Основными статистическими источниками стали Отчет Всемирного банка за 2007г., данные национальной статистики по отдельным странам, издания Центрального банка ИРИ за 2007г. и 2008г.

Проведенные подсчеты показали, что доляисламских стран в населении мира составила к началу 2007г.- 20,3%, а Ирана-1,1%, то есть доля Ирана в населении исламских стран весьма невелика- 2,6%.

Можно ли ожидать, что доля исламских стран в населении мира увеличится? Среднемировой годовой прирост населения в 2000-2006гг. составил 1,2%, в большинстве исламских стран он был выше — от 1,4 до 2,0%. В самой крупной по населению- Индонезии- он составил 1,3%. Эта тенденция делает вероятность повышения доли мусульманских стран высокой, но только в том случае, если не будет изменена демографическая политика в Китае, где прирост составил 0,6%, т.е. почти как в группе стран с высоким уровнем дохода (0,7%, а в Европе и Центральной Азии-0%). Но если демографические ограничители в Китае будут смягчены, то, видимо, увеличения доли мусульманских стран не произойдет.

В 2006г. доля исламских стран в мировом ВВП составила 5,6%, т.е. была в 3,5 раза меньше, чем в населении мира. Однако в пересчете по паритетам покупательной способности (ППС) национальных валют, что более реально отражает истинное положение национальных экономик, она гораздо выше, а именно — 8,3%. Но даже и в этом случае, их доля в мировой экономике оказывается неизмеримо меньшей по сравнению с долей в населении — почти в 2,5 раза.

Иран в мировом ВВП по ППС занимает 0,9%, то есть примерно столько же, сколько и в населении мира. Доля Ирана в ВВП исламских стран составила 8,2% (в долларовом эквиваленте), а по ППС- 10,8%., т.е. намного больше его доли в населении исламских стран, которая составляет 5,4%.

Таким образом, в настоящее время экономика Ирана вносит значительный вклад в экономический потенциал исламских стран не столько за счет демографического потенциала, а за счет ВВП.

Разрыв в уровнях демографического и экономического положения обостряет проблему занятости. С одной стороны, рост населения обеспечивает исламским странам прирост трудовых ресурсов, но с другой, решение проблемы занятости этой рабочей силы невозможно только за счет ее миграции, и требует ускорения роста ВВП. Иран не является исключением. Согласно переписи населения 2006г. трудоспособное население Ирана (от 10лет и старше) составило 59,5 млн. чел. из общей численности в 70,5 млн. Активное население, т.е. занятые и безработные, оценивалось в 23,5млн., или 39,4% трудоспособного населения, занятость в 20,7 млн. Официальный уровень безработицы (2006)-12,8%, в 2007г. прогнозируется до-15%, т.е. почти 3 млн. человек. В структуре трудоспособного населения второе место после активного населения-30% занимают домохозяйки. Не исключена вероятность того, что часть их занимается ведением хозяйства по причине того, что они не нашли спроса на рынке труда, а это представляет собой разновидность скрытой безработицы. Особенно напряженной представляется ситуация в Тегеране с его населением в 13,4 млн. (в так называемом «большом Тегеране»), и это без учета нелегальных мигрантов, численность которых оценивается в 5-6 млн. чел.

Динамика ВВП Ирана, хотя и отличалась значительными колебаниями, в целом была положительной, и среднегодовой темп прироста за 1992-2002гг. составил 3,6%,[1] а в 2000-2006гг.-5,7%. При этом темпы роста ВВП, взятого без нефти, опережали темпы роста общего ВВП. Из-за осложнений отношений Ирана с мировым сообществом, которые связаны с реализацией Ираном его ядерной программы, уменьшением притока иностранного капитала в страну, Мировой банк прогнозирует снижение темпов прироста ВВП Ирана в 2005-2009г. до 5,4%, в 2006-2010гг.- до 4,7%.

При этом необходимо отметить, что мировыми статистическими центрами в 2006г. прогнозировалось снижение ВВП по результатам 2006г. до 193 млрд.долл. Однако действие этих указанных выше факторов, безусловно, действующих на снижение экономического роста, было в значительной степени перекрыто другими, действующими на повышение. Главным фактором стало повышение цен на нефть на мировом рынке. В результате прирост ВВП за 2006г. составил 5,8%.[2]

К числу негативных результатов неплохой экономической динамики нужно отнести то, что не удалось остановить рост инфляции. Правда, за 2006г. удалось снизить официальный уровень инфляции до 13,6% вместо 15,9% в 2005г., однако для населения более значимым стал факт того, что индекс потребительских цен достиг 15,8%, т.е. оказался выше общего индекса цен, и данные за первое полугодие 2007г. говорит о начавшемся витке инфляции, вызванном ростом цен на топливо. При этом все расчеты по Четвертому плану, а следовательно, и бюджетные показатели, исходили из среднегодового уровня в 9,9%. Так как Четвертый план предусматривал полную отмену дотаций на топливо к марту 2009г., можно прогнозировать и дальнейший рост инфляции.

Иран имеет в значительной мере оптимальную структуру ВВП. В целом в странах со средним уровнем дохода она в 2006г. определялась следующим соотношением : сельское хозяйство — 9%, промышленность-36%, услуги-55%. В Иране доля сельского хозяйства составила 10%, промышленности, включая нефтяную и энергетику-45%, услуг — 45%. Конечно, доля промышленности более чем вдвое в 2006г. формировалась за счет нефтяной отрасли (27%). За счет экспорта нефти обеспечивается более 80% всех валютных поступлений и почти половина всех бюджетных доходов. Нефтяные поступления продолжают оставаться главным фактором, влияющим на колебания трендов ВВП, поэтому,несмотря на положительную динамику ВВП, степень ее нестабильности остается весьма высокой и зависимой от мировых цен на энергоносители.

Экономический потенциал любой страны и любого региона зависит от уровня социально-экономического развития, который чаще всего измеряется расчетом ВНД(валового национального дохода) на душу населения. В 2006г. этот показатель составил по миру в целом-7439долл., по ППС-10218долл. К группе стран с низким исредним доходом отнесены страны с размером ВНД на душу населения в 2000долл. или 5664долл. по ППС.

По нашему расчету, средний доход в исламских странах составил в 2006г.- 2060долл., по ППС-4153долл. Таким образом, в целом исламские страны попадают в группу с низким и средним доходом. ВНД Ирана в 2006г. в расчете на душу населения составил 3тыс.долл, а по ППС- 8490долл., т.е. он вполне обоснованно может быть отнесен к более высокой группе- к странам со средним уровнем дохода.

В последние годы часто оперируют таким показателем как индекс человеческого развития (ИЧР), который вбирает в себя индексы ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и ВВП. ИЧР Ирана, главным образом, в результате мер, принимаемых правительством по улучшению образования и здравоохранения, превышает 0,7 (как и в группе постсоветских стран), в то время как в ряде мусульманских африканских стран он не превышает 0,3.

Для макроэкономической характеристики стран чрезвычайно важным является такой показатель как норма валовых капиталовложений (норма валового накопления), дающая представление о том, насколько эффективно расходуется создаваемый в стране валовой продукт на потребление и накопление.

Норма валового накопления в 2006г. в целом по всем странам мира составила 21%, по группе стран с низким и средним доходом- 26%. Нужно сказать, что в последние пять лет особенностью использования ВВП стало то, что наиболее высокие темпы роста капиталовложений показывали страны с низким уровнем дохода, страны Южной Азии и мусульманские страны Среднего Востока и Северной Африки. Норма валового накопления в этой группе стран за 1995-2005гг. поднялась с 12,4% до 34,9% в 2005г., при этом вклад частного сектора в общенациональные инвестиции увеличился с 53,9% до 74,8%. Иран оказался в русле этой тенденции. Среднегодовой прирост валовых капвложений (в постоянных ценах) в 2000-2005гг. составил 9,5%, т.е. почти вдвое опережал темпы прироста ВВП.

Рост инвестиционного коэффициента в последние годы обеспечивался за счет роста вложений в оборудование, что ускорило процесс модернизации и ввод в строй готовых предприятий. Положительным, безусловно, являлось то, что 85% вложений в оборудование обеспечивал частный сектор. Это в значительной степени компенсировало падение ВВП в предыдущие годы и стало вторым по значимости фактором в 2005-7гг, обеспечив рост ВВП. Но уже в 2005г. темпы прироста валовых капиталовложений снизились на 4,4% по сравнению с 2004г. (прирост в 2004г. составлял 7,1%). Темп прироста капиталовложений в 2006г. снизился до 5,8%. — из-за снижения деловой активности частного сектора в результате санкций, наложенных на Иран США и Советом Безопасности ООН, норма капиталовложений также снизилась — до 33%. Но этот показатель в Иране продолжает оставаться одним из самых высоких не только среди исламских стран, но и в мире, поэтому вероятность сохранения экономической стабильности на ближайшие годы сохранится вне зависимости от колебания мировых цен на нефть.

С проблемой капиталовложений довольно тесно связан уровень использования иностранных капиталовложений. Привлечение иностранных инвестиций, ставшее одним из основных механизмов реализации практики неолиберализма, Иран также пытается использовать. И нужно сказать, что в начале 2000-х гг. рейтинги Ирана с точки зрения безопасности и привлекательности для иностранных капвложений, неуклонно шли вверх.

По данным платежного баланса при правительстве Хатами приток капитала неуклонно повышался (2003г.- 2533млн.долл., 2004г.-4476 млн.долл., 2005г.- +7388 млн. долл. Однако ухудшение отношений Ирана с США и другими странами после смены правительства в 2005г. привели к оттоку капитала(— 411 млн.долл. за 2005г., — 5,6 за 2006г). В результате накопленные прямые иностранные инвестиции уменьшились до 30млн.долл. Т.е. доля Ирана в использовании иностранных инвестиций не только в мире, но и по группе исламских стран –ничтожна мала. Одним из главных препятствий притока иностранного капитала в Иран, стимулирующим рост внешнеторгового оборота, является не столько отсутствие более льготного для иностранного капитала законодательства, чем ныне действующее, сколько позиция США в отношении Ирана и снижение общей предпринимательской активности в стране, особенно в производственной сфере. Объем накопленных прямых иностранных инвестиций в 2003/4г. составил всего 2,4 млрд. долл, в 2006г.- 1,5 млрд.долл., в т.ч. на условиях «бай-бэк»-1,3 млрд.долл.

Относительно привлекательный режим для капиталовложений и внешней торговли действует в свободных экономических зонах, где допускается 100% участие иностранного капитала, освобождение на 15 лет налогов, создание частных банков, страховых компаний, отделений иностранных банков. Несмотря на заключение в 2007г. ряда соглашений с иностранными компаниями, сальдо чистого притока иностранного капитала с большой долей вероятности будет за 2007г. отрицательным. Хотя общий объем накопленных инвестиций может и снизиться, тем не менее, по иранским данным, в т.ч. по сообщению директора отдела внешних инвестиций министерства экономики и финансов, объем зарубежных инвестиций в конце 2007г.составил 11 млрд.долл, которые пошли на реализацию 70 проектов(в области связи, металлургии, нефтехимии и др.). Главными инвесторами в настоящее время являются Турция, ОАЭ, Китай, Индия, Германия, Франция, Италия. На 2008г. планируются инвестиции в строительство двух нефтехимических объектов и одного металлургического комбината.[3]

Однако реализация этих проектов под вопросом, не говоря уже о проектах по освоению нефтегазовых месторождений, которые могли бы дать быстрый экономический эффект для национальной экономики, а также для соседей по региону. Запланированный к 2014г. рост добычи нефти до 5,3 млн. бар/день потребует новых инвестиций в 150-160 млрд. долл., а выполнение двадцатилетней программы развития нефтяной отрасли — 499 млрд.долл.[4]

В целом же на группу стран с низким и средним доходом в 2006г. пришлось 28,8% новых мировых иностранных инвестиций, а на долю исламских стран — всего 5,3%. Это ниже, чем доля исламских стран в мировом ВВП. Давать этому факту однозначную как положительную, так и отрицательную оценку мы не можем. Хотя, как показал опыт мирового развития, в современный период использование иностранных инвестиций приносит больше плюсов в процессе экономического развития.

Безусловным минусом широкого использования иностранных инвестиций может стать рост внешнего долга. Наиболее корректно можно попытаться определить удельный вес исламских стран в сумме внешнего долга по группе стран низшего и среднего уровня доходов, т.к. именно на эту группу стран приходится наибольший объем внешних заимствований. Доля исламских стран в этой сумме долга составила 25,1%, а отношение внешнего долга всех исламских стран к их совместному ВВП — 25,3%. Особенно сложное положение в Ливане, Мавритании, Казахстане(100%), достаточно напряженная ситуация — в Турции, Иордании, Судане, Индонезии.

На Иран приходится всего 3,1% долга исламских стран, а отношение внешнего долга Ирана к ВВП составляет 13%, что не считается обременительным для экономики. Рост внешнего долга произошел за 2004г. — с13,6 млрд.долл. до 21,3 млрд. долл. из-за роста краткосрочных коммерческих заимствований. Но к концу 2006г. он сократился до 14,8млрд. долл., или до 7,6% от ВВП.

Несмотря на сокращение притока капитала, необходимости выплат по внешнему долгу из-за роста цен на нефть уменьшения валютных резервов Ирана фактически не произошло из-за положительного сальдо торгового баланса (в 2006г. составило 19 млрд.долл., за 1 полугодие 2007г.- 14,6 млрд. долл.). Прирост валютных резервов за 2006г. составил 13,5 млрд. долл. и они достигли 47,1 млрд.долл.

Доля исламских стран в мировой торговле (15,4%) вдвое превышает их долю в мировом ВВП. Тем не менее их позиции можно рассматривать как сильные только с точки зрения наполнения мирового нефтяного рынка. Ни суммарный экспорт исламских стран, ни их импорт не превышает экспорт и импорт Китая и Индии.

Доля Ирана в мировом экспорте составляет 0,6%, в импорте- 0,4%, но в группе исламских стран на долю Ирана приходится 7,1% всего экспорта исламских стран и 6,3% импорта. Внешнеторговый баланс в целом для мусульманских стран положителен, главной причиной этого является экспорт нефти. Доля промышленного экспорта, характеризующего уровень индустриального развития страны, высока только в тех странах, которые не вывозят сырой нефти и газа. Это прежде всего, Бангладеш — 90%, Турция-82%, Пакистан-82%, Малазийя-75%. Доля промышленного экспорта в большинстве нефтяных странах обычно ниже 10-15%. Иран также не является исключением. Доля промышленного экспорта Ирана- всего 9% (как и в Саудовской Аравии).

Все правительства Ирана — и до, и после революции — ставили своей приоритетной задачей увеличение ненефтяного экспорта. В 1990г. ненефтяной экспорт составлял 1,2млрд. долл, а в 2006г.- уже 12 млрд. долл., т.е. вырос в 10 раз., не считая 7,7 млрд.экспорта услуг. Почти 80% ненефтяного экспорта- это продукция обрабатывающей промышленности и ковры. Экспортными стали черная металлургия, нефтехимия, автомобилестроение. Однако экспортные отрасли находятся в зависимости от импортных поставок полуфабрикатов и оборудования, поэтому колебания в поставках комплектующих, неизбежные при расширении санкций, могут негативно отразиться на функционировании технологически новых производств, являющихся экспортными.

Величина импорта в Иране продолжает зависеть от экспорта нефти. Основные покупатели иранской нефти — Япония, Китай, Франция, Италия. Торговый баланс — преимущественно активный. Более половины импорта составляют полуфабрикаты для промышленности, более 20%- оборудование, до 2 млрд.долл. тратится на закупки продовольствия(зерна, мяса).

Если иранский экспорт в последние годы отчетливо стал переориентироваться на азиатский рынок, то иранский импорт ориентирован, главным образом, на европейские страны. Наибольший вес в иранском импорте занимают Германия, Франция, Италия, в последние годы стал расти импорт из Китая, Кореи, Индии, а также малых европейских стран — Швейцарии, Швеции, Австрии, Бельгии. Почти до 20% возросла доля импортных поставок из ОАЭ, через которые в Иран поступает, главным образом, продукция европейских и американских компаний. Таким образом, принимаемые СБ ООН санкции по ограничению импорта в Иран в большей степени затрагивают интересы европейских стран. Интересы же азиатских стран связаны, главным образом, с поставками из Ирана энергоресурсов.

Если говорить в целом об экономическом потенциале исламских стран, то они демонстрируют в 2000-х гг. достаточно высокую динамику экономического роста, позволяющего им не только не терять своего уд. веса в мировой экономике, но и наращивать его. Ирану, с если исходить их макроэкономических показателей, удалось достичь еще больших сдвигов, воспользоваться ростом цен на нефть и нарастить основной капитал как базовую основу для дальнейшего роста. Однако чрезвычайная зависимость его экономики от нефти продолжает ставить его экономическое развитие в зависимость от состояния внешнеполитических международных отношений, влияющих и на внешнеэкономические связи.

В мире достоверные запасы оцениваются в 155 млрд. тонн, из которых 75% расположены в Азии, в том числе 65%- в зоне Персидского залива. По данным «ВР Statistical Review of World Energy 2005», доля Саудовской Аравии в мировых запасах составляет 22,1%, Ирана-11,1%, Ирака-9,7%, Кувейта-8,3%, ОАЭ-8,2%.

В добыче нефти исламские страны, а это преимущественно страны Персидского залива, также занимают лидирующие позиции. На долю Саудовской Аравия приходится 13,2% мировой нефтедобычи, Ирана-5,1%, Кувейта-3%,ОАЭ-3,3%, Ирака-2,5%, Казахстана-1,6%.

В Иране добыча нефти составляет в среднем-3,5-3,7 млн.барр/день (175-185 млн.тонн в год), экспорт — 2,5-2,6 млн.барр/день(125-130 млн. тонн) в зависимости от квоты ОПЕК. В 2006г. и начале 2007г. иранская квота была увеличена до 4,1 млн.барр/день.

Но структура производства не сбалансирована с потребностями внутреннего рынка. Постоянно растущий спрос на бензин не удовлетворяется за счет собственного производства (40 млн. л/день), а керосин, мазут, дизельное топливо в 2000-05гг. экспортировались, но в 2006г. стало импортироваться и дизельное топливо. Нужно сказать, что нехватка бензина на внутреннем рынке определяется не только недостаточными объемами производства, но и нелегальным вывозом дешевого иранского топлива в соседние страны. Зависимость от импорта ощутима, особенно в условиях эмбарго на импорт бензина. В 2007г. меджлис принял закон о введении квот на продажу бензина. Для разрешения «бензинового кризиса» также разрешено участие частного капитала в нефтеперерабатывающей промышленности, строящиеся и введенные новые мощности нацелены, главным образом, на производство бензина.

Конечно, для внутренней ситуации в Иране колебания в ценах на топливо имеют значение, но они вполне решаемы. В целом позиции Ирана на мировом нефтяном рынке в условиях постоянно растущего спроса мировой экономики на нефть достаточно крепкие. Иранская нефть по качеству — одна из лучших, легко добываемая, каналы сбыта отработаны. В связи с возможными санкциями по ограничению вывоза нефти Иран последние три-четыре года заметно переориентирует свои нефтяные потоки с европейского рынка на азиатский рынок.

В области газа доля исламских стран, главным образом, определяется запасами газа в Персидском заливе, в основном это запасы Ирана(15,3% мировых запасов) и Катара. Кроме того, крупными запасами обладают Туркмения и Казахстан.

Добыча газа в Иране составляет ежегодно 65-70млрд.куб.м., добываемый газ потребляется практически внутри страны. Прогнозные оценки потребления на 2010г.составляют 136 млр.куб.м. на 2020г.-244. При этом Иран поставил цель- стать ведущим мировым экспортером к 2025г.

Половина запасов иранского газа расположена на материковых и половина- на шельфовых месторождениях. Производство газа ведется сейчас в основном за счет попутного газа нефтяных месторождений. Газовые месторождения природного газа богаты газовым конденсатом. Высоко содержание этана, из которого легко получить этилен(основной продукт для нефтехимии). Несмотря на огромные запасы доступного добыче газа, Иран пока не стал его нетто-экспортером. По 200км газопроводу Карпаче (Туркмения)- Кордкуи (Иран) газ поставляется в северные районы Ирана, и практически тоже количество Иран поставляет в Турцию. Почти треть добываемого в Иране газа закачивается в скважины, часть сжигается.

Газ в Иране используется, главным образом, для внутреннего потребления, так как после распада СССР прекратились его поставки по газопроводу Канган-Астара, через который значительная часть добываемого и ранее сжигаемого газа поставлялась в СССР. Электростанции и промышленные предприятия активно переводятся с мазута на газ, развита сеть внутренних газовых сетей и бытовых потребителей газа. Из-за отсутствия системы подземных газовых хранилищ нередки перебои в эксплуатации магистральных газопроводов. В 2002г.был пущен в эксплуатацию экспортный газопровод в Турцию. Заканчиваются работы по строительству газопровода в Армению. Из Астары проложена нитка газопровода для поставок газа в Нахичевань, по этой системе Грузия получала иранский газ после несогласия с ценами на российский газ (иранский обошелся ей не дешевле). В стадии проектировании находится газопровод в Пакистан и Индию. Хотя соглашения по этому проекту подписаны на самом высоком уровне, особенно сразу же после принятия Ирана, Индии и Пакистана в ШОС на правах стран-наблюдателей, разногласия между Индией и Пакистаном, вмешательство США пока не привели к практической реализации этого проекта. Вероятно, будут параллельно осуществляться два проекта- одна нитка в Пакистан, другая- в Индию, но по морю.

На энергетическую ситуацию в Иране сильное влияние оказывает политика США в регионе, объявленным зоной своих интересов. По признанию известного аналитика Ариэля Коэна «США должны максимально сохранить свою деятельность в регионе» и «нужно продолжить оказание помощи правительствам в Индии, Китае и Пакистане в планах строительства альтернативных маршрутов энергоэкспорта, которые могли бы бросить вызов российской транспортной монополии»[5]. Помимо цели минимизации влияния России в регионе, очевидной является цель изоляции Ирана, а также вытеснение Ирана и России из Каспийского региона. Так, Турция под давлением США периодически под разными предлогами перестает отбирать иранский газ, как и российский, требуя то снижения цены, то сокращения объема поставок. Только рост цен на нефть в 2007г., и в результате выросшая потребность в газе, отрегулировали ситуацию.

Наиболее перспективно для Ирана производство сжиженного газа. В конце 2004г. подписано соглашение с Китаем о поставках (на 25 лет) сжиженного газа с месторождения «Южный Парс».

Позиция США в отношении Ирана осложняет его позиции на рынке газа, главным образом, в формировании маршрутов газопроводов. К этому необходимо добавить и растущую конкуренцию со стороны России, Казахстана и Туркмении на восточном направлении. Так, например, Казахстан активно прорабатывает проекты, связанные с прокладкой газопровода в КНР.

В долгосрочной перспективе вовлечение Ирана в международные нефтяные и газовые проекты очевидно, особенно с ростом спроса на нефть и газ. Так, несмотря на сопротивление США, весьма вероятным представляется подключение Ирана к проекту по строительству газопровода «Набукко» для снабжения газом ряда европейских стран. Но для сегодняшнего Ирана эта экономическая проблема, связанная со становлением газовой промышленности как экспортной, тесно связана с состоянием его внешнеполитических отношений. Для создания современных транспортных сетей по выводу на мировые рынки энергоресурсов Ирану необходимы иностранные инвестиции, заинтересованность иностранных партнеров в стабильности поставок, в стабильности внутриполитической ситуации. Даже цены на нефть не смогут обеспечить реальный прирост необходимых стране производственных мощностей, который наиболее безболезненно мог бы дать приток прямых иностранных инвестиций, активизация деятельности частного кредитного рынка. Поэтому до сих пор не решены такие проблемы, как безработица, инфляция, растущее расслоение общества, и отставание жизненного уровня не только от нефтяных стран Залива, но и других стран, например, от Турции, не имеющей такого важного источника пополнения валютных резервов как нефть и газ. Разработанные в Иране долгосрочные программы экономического и социального развития учитывают эти факторы, и руководство страны пытается найти оптимальное соотношение национальных интересов и потребностей мирового рынка.

Приложение

Макроэкономические показатели исламских стран

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Азербайджан

8

21

15,6

1850

5960

38

1,9

18

1,7

5,9

5,0

Афганистан

25

8

 

350

800

 

8,0

100

6,0

0,4

3,8

Киргизия

5

2,7

3,8

490

1990

17

2,0

54

0,04

0,8

1,7

Туркмения

5,1

10,5

 

3250

8900

23

1,1

16

0,06

5,3

3,1

Казахстан

15

77,2

10,1

3790

7780

25

43,4

106

2,0

38,0

23,2

Таджикистан

7

2,8

9,1

390

1410

15

1,0

41

0,05

1,4

1,7

Узбекистан

27

17,2

5,7

610

2250

26

4,2

34

0,05

5,4

3,9

Иран

70,5

222,9

5,7

3000

8490

33

21,3

13

0,03

75,2

51,1

Турция

73

402,7

5,6

5400

9060

27

171,1

59

9,8

85,1

137,0

Бангладеш

144

62

5,6

480

2340

25

18,9

22

0,8

12,0

16,1

Пакистан

159

128,8

5,4

770

2500

20

33,7

30

2,2

16,9

29,8

Бахрейн

0,7

11

5,3

14370

18770

2,5

2,0

Оман

3

24,3

3,0

9070

14570

18

3,5

14

0,7

22,3

10,3

ОАЭ

4,6

103

3,4

23950

23990

50,0

40,0

Ирак

24

59

 

2400

4000

15,0

10,0

Кувейт

3

80,8

7,3

30630

29200

20

-

-

0,25

54,5

16,3

Катар

0,8

17

 

21000

21000

   

Сирия

19

34,9

4,0

1570

3930

21

6,5

27

0,4

8,8

9,7

Египет

75

107,5

4,0

1350

4690

19

34,1

36

5,4

13,7

20,6

Иордания

6

14,2

6,3

2660

6210

26

7,7

65

1,5

5,1

11,5

Ливан

4

22,7

3,7

5490

5460

21

22,4

114

2,6

2,8

9,6

Алжир

33

114,7

5,0

3030

6900

30

16,9

21

1,1

52,8

21,0

Тунис

10

30,3

4,6

2970

8490

24

17,8

69

0,7

11,5

14,9

Саудовская Аравия

24

309,8

4,2

12510

16620

16

208,7

65,0

Марокко

30

57,3

4,4

1900

5000

26

16,8

34

1,6

12,6

23,3

Судан

37

37,6

6,9

810

2160

25

18,5

88

2,3

5,3

7,4

Ливия

6

44

3,6

7380

 

11,8

6,5

Йемен

22

19,1

3,9

760

920

5,4

32

-0,3

8,1

5,8

Индонезия

223

364,5

4,9

1420

3950

24

138,3

55

5,3

104

78,4

Малазия

26

148,9

5,1

5490

11300

19

51

46

4,0

160,6

131,0

Гвинея

9

3,3

2,9

410

2410

13

3,2

35

0,1

0,9

0,9

Нигер

14

3,5

3,7

260

830

19

2,0

25

0,01

0,5

0,8

Нигерия

145

114,7

5,9

640

1050

21

22,2

34

2,0

52,0

23,0

Мавритания

3

2,7

5,0

740

2600

23

2,3

117

0,1

1,3

0,7

Эритрея

5

1,1

2,7

200

1090

19

0,7

57

0,01

0,01

0,4

Мали

14

5,9

5,7

440

1130

24

3,0

30

0,2

1,4

1,6

Сенегал

12

8,9

4,5

750

1840

24

3,8

34

0,05

1,5

3,5

Буркино-Фасо

14

6,2

5,7

460

1330

2,0

22

0,02

0,4

1,5

Сьерра-Леоне

6

1,4

12,3

240

850

15

1,7

41

0,06

0,2

0,4

Бруней

0,4

5

12000

Сомали

8,5

4

 

600

0,1

0,3

Гамбия

1,5

0,5

310

1970

9,0

10,0

Мальдивы

0,3

0,9

2680

2680

Албания

3

9,1

5,3

2960

5840

26

1,8

19

0,3

0,8

3,0

Итого мир

6518

48244,9

3,0

7439

10218

21

2742**

 

974,3

12063

12278

Исламские страны

1325,4

2723,6

5,5

2060

5500

 

688,2

25,3

51,7

1065

806

Их удельный вес

20,3

5,6- 8,3*

       

25,1

 

5,3

8,8

6,6

Удельный вес Ирана

1,1/
5,3

0,5/
8,2

       

0,8/3,1

13

-/-

0,6/
7,1

0,4/
6,3

Показатели: 1-страна, 2- население, млн.чел., 3-ВВП- млрд.долл., 4- % прироста ВВП в 2000-2006гг., 5- ВНД на душу населения, в долларовом эквиваленте по официальному курсу, 6 –ВНД на душу населения по ППС, 7- норма капиталовложений, 8- внешний долг(на 2005г.) в млрд. долл., 9- внешний долг в % к ВВП, 10- иностранные инвестиции в млрд.долл., 11-экспорт, млрд.долл., 12- импорт, млрд.долл.

Источник: 2007. World Bank, по отд. странам-CIA, 2007, или прогнозные оценки.

* — по ППС. ВНД по ППС по странам в порядке, определенном в таблице (в млрд.долл): 51,12,10,20,119,9, 60, 587, 661, 338, 398, 12, 37, 103, 64, 74, 17, 77, 354, 35, 22, 230, 86, 384, 152, 80, 45, 20, 881, 291, 6, 12, 152, 8, 5, 15, 22, 18, 5, 5, 4, 2, 0,9, 18.

** — внешний долг группы стран с низким и средним уровнем дохода

 


[1] В 1980-е годы- 0,75%.

[2] По данным о ВВП, рассчитанных Мировым банком за 2005г(196,3 млрд.долл.). и 2006г.(222,9 млрд.долл.) то прирост составил 13,5%. World Development Report 2007.P294. World Development Report 2008.P.340.

[3] www.Iran.ru. 20.01.2008

[4] Донья-е эктесад. 6.12.2007

[5] www.Eurasianet.07.12.2006.