«Мировое и национальное хозяйство»
«World and National Economy»

Издание МГИМО МИД России |
ISSN: 2713-0983 |
MGIMO-University

Фокус на актуальные проблемы мирового экономического и социального развития

Кафедра мировой экономики МГИМО (У) МИД России, следуя уже установившейся традиции, провела 5 декабря 2008 года очередную научную студенческую конференцию — «Социальная ответственность государства, бизнеса и гражданского общества». У кого-то, возможно, название конференции, особенно в той его части, которая касается социальной ответственности гражданского общества, может вызвать недоумение, ведь термин «социальная ответственность» традиционно толкуется как ответственность перед обществом. Что же организаторы конференции подразумевали под «социальной ответственностью гражданского общества»? Самый очевидный ответ: социальная ответственность гражданского общества — это ответственность сегодня живущих поколений перед поколениями будущего. Но это далеко не всё. Гражданское общество состоит из индивидуумов, и социальная ответственность всего общества представляет собой равнодействующую гражданской ответственности членов этого общества.

Следует заметить, что тема конференции далеко не простая. Задача, поставленная перед участниками, заключалась не только в освещении концепции социальной ответственности. Студенты, на базе эмпирического материала, должны были показать, имеет ли данная концепция утилитарную значимость. Может ли бизнес, основной задачей которого является максимизация прибыли, быть социально ответственным без принуждения со стороны государства или нет? Всегда ли государство выполняет социальный контракт, не становясь заложником (инструментом) отдельных социальных групп? Что происходит с обществом, в котором индивидуумы полагают, что у них нет обязательств перед обществом? Каков экономический эффект социально ответственного поведения участников процесса развития (stakeholders)? И наоборот.

Несмотря на сложность темы, около 50 студентов приняли участие в конференции. Среди участников были студенты с разных факультетов и курсов (МЭО, МО, ФП). Конференция также привлекла студентов других вузов, например, МГУ. Конечно, выступления участников отличались и глубиной понимания проблемы и качеством, но были и приятные неожиданности. Одним из самых интересных выступлений было выступление студента 2 курса МЭО Скугаревского Д. «Учёт КСО: модели, методы, проблематика», в котором он осветил не только существующие модели учёта социальных последствий экономической деятельности (американскую, европейскую и британскую), но и российский опыт в данной области. Особый интерес в выступлении Скугаревского вызвал анализ факторов, сдерживающих применение учёта социальных последствий экономической деятельности среди российских компаний. По мнению докладчика, наряду с «боязнью (компаний)», что предоставляемая ими информация может быть использована им во вред, неготовность общества, да и самих компаний, к сотрудничеству (партнёрству) в области развития, слабость неправительственных организаций в отстаивании интересов групп (включая интересы потребителя), которые они представляют и т.д. также сдерживают рост социальной ответственности российского бизнеса.

Любопытно, что многих студентов привлекла тема развития человеческого капитала и роль бизнеса в этом процессе. При этом роль бизнеса рассматривалась с двух позиций: роль бизнеса в развитии человеческого капитала в национальных масштабах (макро подход) и в масштабах компании, т.е. вложение компании в совершенствование своего человеческого капитала (микро подход). В целом, все докладчики пришли к одному выводу, что бизнес, особенно российский, мог бы делать больше на этом поприще, и что среди российских компаний, к сожалению, пока ещё преобладает потребительский подход.

Большую дискуссию вызвала тема филантропической деятельности бизнеса. Доклад на эту тему был представлен студенткой 4 курса МЭО Пирцхалава А., которая сфокусировалась на филантропической деятельности американских корпораций. Как сообщил докладчик, в 2006 году только одна корпорация, «Майкрософт» выделила на благотворительные проекты во всем мире 61 млн. долларов в форме денежных пожертвований, а также 273 млн. долларов в виде подаренных компьютерных программ. Согласно американским исследованиям, финансовые показатели компаний, занимающихся благотворительной деятельностью около 10 лет, намного лучше, чем компаний, не вовлечённых в благотворительную деятельность, а именно: доход на инвестированный капитал — выше на 9,8%, доход с активов — выше на 3,55%, доход с продаж — выше на 2,79%, прибыль — больше на 63,5%. Доход акционеров социально ответственных компаний, занимающихся филантропией на протяжении 15 лет, — в 2 раза выше среднего показателя по США.

Докладчик особо выделила отношение государства к этой стороне деятельности корпораций. В частности, правительство США всячески поощряют филантропическую деятельность компаний и рассматривают её как важный вклад бизнеса в социальное и экономическое развитие страны. Компании в США имеют право выделять до 10% своей прибыли на филантропические цели. Эти средства освобождены от налогов, и американские компании, в результате, выделяют свыше 48 млрд. долл. ежегодно на финансирование различных проектов и программ, реализация которых, при условии умной маркетинговой стратегии, приносит социальные и экономические выгоды, как самим компаниям, так и обществу в целом.

В ходе дискуссии, участники конференции с сожалением отмечали, что случаи серьёзной филантропической деятельности российских компаний можно пересчитать по пальцам. По их мнению, одной из причин столь сдержанного отношения российских компаний к этому виду деятельности является отсутствие реального поощрения со стороны государства, с одной стороны, и недооценка бизнесом необходимости улучшения своего «имиджа» в глазах населения, с другой.

Ряд участников выступили с интересными докладами, в которых освещалась роль бизнеса, государства и общества в обеспечении устойчивого развития. Среди представленных докладов хотелось бы отметить доклады Кощеева А. «Бизнес и сохранение окружающей среды», Кабаковой М. «Роль бизнеса в решении проблемы сохранению окружающей среды», в которых роль бизнеса рассматривается с разных позиций — вклад бизнеса в разрушение окружающей среды (и способы воздействия на поведение бизнеса) и партнёрство бизнеса, общества и государства в области обеспечения устойчивости развития (реабилитации и сохранения окружающей среды). На высоком уровне были сделаны доклады Зеляниной Д. и Дабагян Е. «Социальная ответственность государства на рынке труда Испании и Франции», Рогуленко В. «Инвестиции бизнеса в человеческий капитал: анализ мировых тенденций», Наумова А. «Коррупция: причины возникновения, влияние и методы борьбы».

В целом, хотелось бы отметить, что конференция ещё раз подтвердила, что студенты МГИМО хорошо чувствуют пульс времени и искренне заинтересованы в социальном прогрессе нашей страны, которое возможно лишь при условии партнёрства всех социальных агентов развития.