«Мировое и национальное хозяйство»
«World and National Economy»

Издание МГИМО МИД России |
ISSN: 2713-0983 |
MGIMO-University

Экономические отношения Франции и Японии

В статье рассматриваются экономические отношения между двумя весьма отдаленными друг от друга развитыми странами. Анализ концентрируется на двух основных формах этих связей — внешней торговле и инвестициях.

Ключевые слова: Франция, Япония, международные экономические отношения, торговые отношения, инвестиции

Janna N. Comissarova. Economic relations between France and Japan

The article examines economic relations between two very distant from each other developed countries. Analysis focuses on two principal forms of these relations — foreign trade and investment

Key words: France, Japan, international economic relations, trade relations, investment

История двусторонних отношений Франции и Японии насчитывает не менее150 лет: первое соглашение о мире и торговле между двумя странами было подписано 9 октября 1858 г. Однако до середины 1990-х гг. экономические отношения между этими странами существовали преимущественно торговые связи, хотя по торговому обороту с Японией Франция значительно отставала от других развитых стран. Это объяснялось более поздней транснационализацией французских корпораций по сравнению с корпорациями других развитых стран и незначительным местом стран Азии в их стратегиях мирового развития.

Отношения значительно активизировались после визита в Японию в 1996 г. тогдашнего президента Франции Ж. Ширака и подписания плана мероприятий на 2000 г., в котором были определены основные направления двустороннего сотрудничества, в том числе в области экономики.

Большой вклад в развитие экономических отношений между Францией и Японией вносит Европейский союз (ЕС), который является крупнейшим торговым блоком современного мира. Франция занимает 3-е место среди ведущих экспортеров ЕС (11,4% совокупного экспорта объединения в третьи страны, то есть без учета внутрирегионального экспорта) и 5-е место среди ведущих импортеров ЕС (9,8% совокупного импорта объединения из третьих стран)[1].

Выступая в международных торговых переговорах как единая группа, ЕС представляет Францию в переговорах в рамках ВТО (торговые отношения между ЕС и Японией осуществляются на базе норм ВТО, при этом двустороннее соглашение о торговом сотрудничестве отсутствует), заключил ряд соглашений с Японией в различных секторах экономики. Кроме того, с 2006 г. между ЕС и Японией проводятся консультации на высшем уровне по торговым вопросам.

По мнению автора, опыт экономического взаимодействия Франции и Японии, которые, с одной стороны, сильно географически удалены друг от друга, а с другой, — значительно различаются с точки зрения экономической специфики, представляется интересным для России с точки зрения развития деловых отношений со своим восточным соседом.

Торговые отношения: основные тенденции, масштабы, товарная структура, перспективы.

Япония является одним из ведущих торговых партнеров Франции в Азии, однако в этой области сохраняется ее значительное отставание от Китая.

Таблица 1. Торговля Франции со странами Азии промышленной продукцией, 2007 г., млн. евро

 

Товарооборот

Экспорт

Импорт

Сальдо

Место по среднегодовым темпам прироста экспорта

в 2002-2007 гг.

Китай (включая

Макао и Гонконг)

39 975

11 356

28 619

- 17 263

3

Япония

15 736

5 573

10 163

- 4 590

10

Южная Корея

6 874

2 917

3 957

- 1 040

8

Сингапур

6 670

3 536

3 134

402

2

Индия

5 669

3 274

2 395

879

1

Тайвань

4 241

1 627

2 614

- 987

5

Малайзия

2993

1 423

1 570

- 147

4

Таиланд

2 645

979

1 666

- 687

6

Индонезия

1 694

535

1 159

- 624

9

Вьетнам

1 605

446

1 159

- 712

7

Прочие

3 302

1 342

1 960

- 618

-

Всего

91 405

33 009

58 396

- 25 387

-

Источник: L’industrie française, 2007-2008 / Commission permanente de concertation pour l’industrie du Ministère de l’Économie, de l’Industrie et de l’Emploi. Paris, 2009. P. 167

По данным Экономической миссии при Посольстве Франции в Японии (далее — Экономическая миссия), в 2004 — 2007 гг. отмечался рост французского экспорта в Японию, однако среднегодовые темпы его прироста составили всего 1,8%. В 2008 г. экспорт сократился на 3,4% до 5,6 млрд евро. Это явилось следствием ухудшения экономической ситуации в Японии: в 4 квартале 2008 г. ВВП страны сократился на 3,2% (рекордное падение за последние 35 лет).

В 2005 — 2008 гг. французский импорт из Японии уменьшался. В 2008 г. импорт сократился на 7,3% до 9,5 млрд евро, что было в значительной степени связано со снижением темпов экономического роста во Франции и укреплением йены по отношению к евро.

В первом триместре 2009 г. отмечался дальнейший спад во взаимной торговле: экспорт сократился на 29%, а импорт — на 18%.

Сальдо торговли Франции с Японией традиционно отрицательное, однако с 2000 г. (когда оно достигло — 7,3 млрд евро) отмечается тенденция к улучшению баланса торговли (-3,9 млрд евро в 2008 г.; 7-е место среди торговых партнеров Франции по данному показателю)[2].

Таблица 2.Торговля Франции с Японией, 2008 г.

 

2008,

млрд евро

08/07

Экспорт Франции

5,6

- 3,4%

Импорт Франции

9,5

-7,3%

Сальдо

-3,9

-12,5%

Источник: Les échanges commerciaux entre la France et le Japon en 2008 / Mission économique auprès l’Ambassade de France au Japon. Tokyo, 31 mars 2009. P. 2

В 2008 г. доля Японии в совокупном экспорте и импорте Франции составила 1,4% и 2% соответственно: она заняла 13-е место по экспорту и 11-е место по импорту среди торговых партнеров Франции[3] (соответственно 11-е и 10-е место в 2007 г.; см. Прил. 1).

Франция экспортирует в Японию:

- потребительские товары — 32% совокупного французского экспорта в страну (в том числе дорожные и кожгалантерейные товары — 9%, фармацевтические товары — 5,4%, парфюмерия и косметика — 3,5%, одежда и аксессуары — 3%);

- полуфабрикаты — 22,4% совокупного экспорта (в том числе металлы и металлоизделия — 5,3%, электрические и электронные компоненты — 2,1%);

- машины, оборудование и транспортные средства — 21,8% совокупного экспорта (в том числе продукция автомобильной промышленности — 8,7%);

- продукцию АПК — 17,4% совокупного экспорта (в том числе вина и шампанские вина — 7,2%, вода и освежающие напитки — 2%);

- продукцию ТЭК — 5,9% (в том числе 5,3% продукция атомной энергетики)[4].

Несмотря на сокращение потребления домашних хозяйств в Японии, ее импорт потребительских товаров из Франции в 2008 г. по отношению к прошлому году вырос на 0,8% за счет роста импорта фармацевтических товаров и парфюмерии и косметики (на 11,4% и 7,7% соответственно). Экспорт дорожных и кожгалантерейных товаров, одежды и аксессуаров, напротив, сократился.

В структуре французского импорта из Японии традиционно преобладают машины, оборудование и транспортные средства (60,8% совокупного импорта), полуфабрикаты (24,3% совокупного импорта) и потребительские товары (12,7% совокупного импорта, в том числе бытовая техника — 9,3%)[5].

Развитие двусторонних торговых отношений сдерживается наличием серьезных торговых барьеров (бóльшая часть которых является нетарифными) на пути французского экспорта в Японию. На официальном сайте Экономической миссии Франции в Японии приводятся следующие примеры таких препятствий[6]:

1) Отсутствие взаимного признания стандартов на косметическую и фармацевтическую продукцию, а также медицинскую технику. Так, например, получение разрешения на продажу медикаментов занимает в среднем 4 — 5 лет. Кроме того, Япония не признает результатов тестов, проведенных за ее пределами.

2) Недостаточная прозрачность системы квотирования экспорта кожаной обуви; кроме того, на кожаную обувь установлена высокая экспортная пошлина (24%).

3) Высокая экспортная пошлина на лыжные ботинки (заметная статья французского экспорта в Японию) — 27% (они приравнены к кожаной обуви, в то время как для их производства кожа уже не используется). Для сравнения: пошлина на ботинки для сноуборда (похожая технология производства) установлена на уровне 8%.

4) Несовпадение технических стандартов на агропромышленную продукцию. В результате экспортеры вынуждены либо адаптировать продукт к местным техническим стандартам, либо вести очень долгие переговоры с соответствующими инстанциями в Японии. При этом общеизвестно, что во Франции уделяется большое внимание качеству и безопасности продуктов питания, существует строгий надзор в этой области, страна славится своими кулинарными традициями. Кроме того, в Японии установлены высокие таможенные пошлины на молочную продукцию, продукцию с высоким содержанием сахара и изделия из пшеницы.

Таким образом, барьеры затрагивают ключевые сектора французского экспорта в Японию: потребительские товары и агропромышленную продукцию. В результате, масштабы двусторонней торговли Франции и Японии не соответствуют потенциальным возможностям двух стран.

Инвестиции: состояние и особенности

С середины 1990-х гг. ведущую роль в структуре экономических отношений двух стран играют инвестиции, в частности, прямые. Франция добилась больших успехов в этой области: в 2007 г. она стала вторым по значимости (наряду с Великобританией и после США) прямым иностранным инвестором в Японии (по текущим инвестициям) и активно привлекает японские инвестиции в свою экономику.

Согласно данным Экономической миссии, в 2007 г. приток французских прямых инвестиций в Японию вырос по сравнению с предыдущим годом на 82% (в то время как французские прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в мире увеличились на 70%) и составил 512 млн долл.[7] (около 2% текущих ПИИ Франции, 10-е место в их географической структуре)[8]. Самые крупные инвестиции осуществила компания «Danon», выкупив с целью укрепления своих позиций на рынке полный пакет акций совместного предприятия, созданного ею с японской компанией «Calpis Ajinomoto».

По состоянию на конец 2007 г. объем накопленных прямых французских инвестиций в экономике Японии достиг 9 млрд евро или 10% их совокупного объема[9]. По данному показателю Франция находится на 3-м месте среди стран-инвесторов, работающих на японском рынке, уступая США и Нидерландам (см. также Прил. 2).

По данным Банка Франции, накопленные на конец 2007 г. в Японии французские прямые инвестиции были сконцентрированы в производстве транспортных средств и в финансовом секторе (61% и 28% совокупных накопленных прямых инвестиций соответственно)[10].

В 2007 г. Экономическая миссия исследовала деятельность 390 филиалов французских компаний, расположенных в Японии[11]. Согласно полученным данным, здесь действуют филиалы групп «Air France» (авиаперевозки), «Michelin» (производство шин) — эти две корпорации присутствуют в японской экономике более 30 лет; «Renault» (владеет 44,4% капитала японской группы «Nissan»), «Peugeot» (в настоящее время налаживает сотрудничество с японской корпорацией «Mitsubishi» в производстве электромобилей), «Valeo» и «Faurecia» (автомобилестроение); «Saint-Gobain» (строительство и общественные работы); «Total» и «Areva» (энергетика); «Danon», «Lactalis» (агропромышленный комплекс, в целом на данный сектор приходится 12% совокупного количества французских филиалов в Японии).

В финансовом секторе Японии действуют 60 французских филиалов (15% их общего количества), в том числе филиалы таких крупных банков, как «BNP-Paribas», «Société Générale» «Calyon» (и это несмотря на существенные барьеры для прямых иностранных инвесторов в банковской сфере), а также страховая компания «Axa», которая к тому же является вторым по значимости прямым французским инвестором в Японии по накопленным инвестициям.

В секторе потребительских товаров в Японии работают 80 французских филиалов (21% из общего числа), большая часть которых принадлежит всемирно известным компаниям «LVMH», «Hermès», «Chanel», «Dior», «L’Oréal» и др.

В сфере информационных и коммуникационных технологий французские предприятия представлены относительно слабо (39 филиалов или 10% их общего количества). В Японии работают как крупные группы (например, «Alcatel-Lucent», «France-Télécom», «Oberthur Card Systems»), так и узкоспециализированные инновационные малые и средние предприятия.

В целом, ПИИ в Японию осуществляются ограниченным количеством крупных французских групп, причем в значительной степени за счет собственных средств, в то время как доля заемных средств составляет всего 10%.

Рассмотрим состояние накопленных ПИИ Японии в экономике Франции. По данным Банка Франции, к концу 2006 г. они достигли 11 млрд евро или всего 2% общего объема ПИИ, накопленных в экономике страны (11-е место среди стран-инвесторов)[12]. Крупнейшими японскими инвесторами в экономику Франции являются компании «Toyota Motor Corp.», «RICON», «JTEKT», «SUMITOMO Rubber Industries.

По данным Французского агентства по иностранным инвестициям, в 2007 г. во Франции было расположено 450 филиалов японских компаний, на которых работало более 55 тыс человек (60% было занято в промышленности и 29% — на предприятиях третичного сектора, доля которого неуклонно увеличивается).

В заключение отметим, что для Франции является важным дальнейшее расширение экономических отношений с Японией. Обширный внутренний рынок Японии (128 млн потенциальных потребителей) представляет значительный потенциал роста для французских экспортеров, которые еще слабо представлены на японском рынке.


Библиография

[1] www.epp.eurostat.ec.europa.eu — Официальный сайт Евростата

[2] Подробнее см.: Les échanges commerciaux entre la France et le Japon en 2008 / Mission économique auprès l’Ambassade de France au Japon. Tokyo, 31 mars 2009 (http://www.missioneco.org/ — Официальный сайт Экономической миссии при Посольстве Франции в Японии)

[3] Les échanges commerciaux entre la France et le Japon en 2008 / Mission économique auprès l’Ambassade de France au Japon. Tokyo, 31 mars 2009. P. 1-2

[4] Les échanges commerciaux entre la France et le Japon en 2008 / Mission économique auprès l’Ambassade de France au Japon. Tokyo, 31 mars 2009. P. 2-3

[5] Les échanges commerciaux entre la France et le Japon en 2008 / Mission économique auprès l’Ambassade de France au Japon. Tokyo, 31 mars 2009. P. 4

[6] Подробнее см.: Les relations franco japonaises 1858 — 2008: Aperçu des relations économiques et perspectives pour l’avenir / Mission économique auprès l’Ambassade de France au Japon.

[7] L’investissement>

[8] Les relations franco japonaises 1858 — 2008: Aperçu des relations économiques et perspectives pour l’avenir / Mission économique auprès l’Ambassade de France au Japon.

[9] Présentation de l’économie japonaise et de la relation France — Japon / Mission économique auprès l’Ambassade de France au Japon. Tokyo, 17 octobre 2009. P.2

[10] http://www.banque-france.fr/ — Официальный сайт Банка Франции

[11] Подробнее см.: Présentation de l’économie japonaise et de la relation France — Japon / Mission économique auprès l’Ambassade de France au Japon. Tokyo, 17 octobre 2009.

[12] http://www.banque-france.fr/