Масштабы кризиса в России и перспективы выхода из него
В докладе оцениваются масштабы развития кризиса в России по мере его нарастания и эволюция перспектив выхода российской экономики из этого кризиса.
Ключевые слова: экономический кризис, антикризисная политика
К lim Jgoon. Crisis scale in Russia and prospects of its overcoming
The report estimates the scale of crisis as it deepens and the evolution of prospects of its overcoming.
Key words: economic crisis, anti-recessionary policy
Еще до осени 2008 года многие эксперты заявляли, что Россия находится в идеальной готовности к кризису. И действительно, макроэкономические показатели были тому подтверждением:
1. Среднегодовой рост ВВП в 2005 — первой половине 2008 гг. почти достиг 8%. Из крупных развивающихся экономик быстрее в эти годы росли лишь Китай и Индия. В моде была теория размежевания — она утверждала, что рост развивающихся экономик наконец-то эмансипирован от США и может продолжиться независимо от американских проблем.
2. В предкризисном 2007 г. Россия могла похвастаться мощным бюджетным профицитом и положительным текущим сальдо (у большинства развитых стран, кроме Китая и экспортеров сырья, были дефициты). В 2007 году сальдо текущего баланса составило 77 012 млрд. долларов, и по этому показателю Россия занимала четвертое место в мире после Китая, Германии и Японии[1]. Кроме того, сальдо текущий операций только продолжало расти в 2008 году — за первый квартал оно составило 34 942 млрд., за второй — 26 468 млрд., а за третий, предкризисный квартал — 31 566 млрд. долл. Бюджетный профицит в 2007 году составил 6 процентов.[2]
3. Не казалась Россия уязвимой перед лицом кризиса и с точки зрения величины внешнего долга (17% ВВП), особенно на фоне стран Восточной Европы (Болгария — 40% ВВП, Латвия — 83% ВВП, Эстония 86% ВВП)[3].
5. Еще одним аргументом в пользу того, что Россия устойчива против западного вируса, был относительно малый размер ее финансового сектора. Величина банковского сектора в России составляла около 60 процентов от ВВП, в то время как в развитых странах размер банковских активов по отношению к ВВП намного больше этой цифры.[4]
6. Росли накопления — золотовалютные резервы составляли 37% ВВП и а средства резервных фондов — 11% ВВП.
Из всех соотношений следовало, что предкризисный запас прочности у России достаточно велик. Это позволяло властям говорить о нашей стране как об «островке стабильности». Мировой финансовый кризис не должен был сильно повлиять на российскую экономику. Но случилось не так. Ни огромные резервы, доходившие до $600 млрд, ни бюджетный профицит в 6-8% ВВП, не защитили страну и не стали гарантией стабильности.
Уже в третьем квартале прошлого года темпы основных показателей начинают снижаться. Четвертый квартал оказывается переломным — начинается падение важнейших показателей. Во-первых, начался обвал фондового рынка. Еще в мае 2008 года индекс РТС составлял 2478 пунктов, то к январю 2009 он упал до 498 пунктов[5]. Фактически, за полгода падение индекса составило около 70 процентов. Во-вторых, резко снизилось кредитование экономики: годовой индекс прироста банковских кредитов с начала 2009 г. вошел в отрицательную область, чего еще не случилось ни в охваченной кризисом Восточной Европе (Польша, Румыния, Венгрия, Эстония), ни в других крупных развивающихся странах.
Кроме того, об углубляющемся кризисе свидетельствуют следующие показатели:
- По расчетам ОЭСР, за III-IV кварталы условия торговли ухудшились примерно на 28%.
- Отток частного капитала в IV квартале достиг фантастических $130,6 млрд.[6]
- Шло усиление темпов роста безработицы.
- Замедление темпов роста ВВП уже в конце прошлого года было сопоставимо со скоростью спада в Германии и Японии — темп роста упал на 5% в IV квартале по сравнению с III 2008 года[7], в I квартале 2009 года спад усилился еще больше — по предварительным данным Росстата, которые были обнародованы 15 мая, ВВП в минувшем квартале снизился на 23,2% по сравнению с IV кварталом 2008 года.[8]
Таким образом, Россия пострадала от кризиса сильнее других развитых и развивающихся стран. Резкое падение ВВП России вызвано тем, что удар оказался двойным. В начале 2008 года эксперты отмечали неустойчивость двух главных факторов экономического роста в России:
- Высокие цены на энергоресурсы.
- Наличие дешевых денег на мировых финансовых рынках.
В итоге самые пессимистичные прогнозы оправдались — одновременно Россия лишилась двух главных источников роста экономики — упали цены на основные продукты российского экспорта, а также исчезли дешевые финансовые ресурсы. Ни одной стране ОЭСР не снижала прогноз роста в 2009 г. так сильно, как России — с +6% (декабрь 2007) до — 5,6% (март 2009).
Другой причиной кризиса можно назвать рост корпоративных внешних заимствований: в 2007 году произошло изменение тенденции в динамике внешних заимствований. Если до этого совокупная долговая нагрузка (государственная и корпоративная) снижалась, то теперь она стала расти. Особой проблемой было то, что многие предприятия-заемщики были тесно связаны с государством. Поэтому они понимали, что в случае кризиса смогут опереться на поддержку федерального бюджета. Тем самым возникает ситуация недобросовестного поведения (moral hazard), известная со времен азиатского кризиса 1997 г.: когда одни могут безответственно занимать деньги, а другие — давать их без достаточных для того оснований[9]. Такая ситуация оказала влияние на бюджетную и курсовую политику государства. С одной стороны, наличие большой задолженности предприятий близких к государству не давало снижать курс рубля, что привело бы к резкому удорожанию обслуживания долга. С другой стороны, появилась необходимость финансировать долги этих предприятий из средств государства.
Резкость падения подчеркнула структурную уязвимость российской экономики к доходам от экспорта и потокам капитала. Чиновники недооценивали силу зависимости экономики страны от цен на нефть и притока капитала. Кризис показал силу связи. Если цены на нефть вдруг стремительно пойдут вверх, то и наша экономика покажет рост. Но мы должны помнить о качестве такого роста.
Реакция властей
Реакция экономических властей России на кризис похожа на антикризисные меры большинства развитых стран, но более значительна по размеру, а решения были приняты быстро. В России сильнее всего изменился бюджетный баланс. Но в основном это следствие падения доходов, а не роста антикризисных расходов (меры ОЭСР оценивает в 3% ВВП). По сравнению с принятым в прошлом году законом о бюджете бюджетный баланс ухудшится на 12% ВВП.
Государство сделало попытки преодолеть кредитное сжатие, предоставляя банкам огромные финансовые ресурсы. Во-первых, доступность кредитных ресурсов является источником роста реальной экономики. Во-вторых, устойчивость банковской системы напрямую связана с социальной стабильностью страны, ведь последствия от потери гражданами своих сбережений в банках будут драматическими.
Однако все получилось не так, как первоначально задумывалось властями, финансировавшими банковскую систему. Банки, которые получили ликвидность, предпочли перевести ее в иностранную валюту, чтобы, во-первых, застраховать себя от валютных рисков, а во-вторых, снизить задолженность перед иностранными кредиторами.
Также были предприняты шаги по предотвращению производственного кризиса. Если раньше на мировых рынках наблюдалось наличие дешевых денежных ресурсов, то сейчас ситуация изменилась кардинальным образом. Доступных кредитов, с которыми в значительной мере связывали бурный экономический рост в стране, теперь не осталось. Кроме того, ценные бумаги, которые были заложены в обеспечение кредитов, резко дешевели.
Валютная политика государства оказалась достаточно спорной. Власти пошли на плавную девальвацию, не решившись полностью отказаться от поддержки рубля. У такой политики государства были как недостатки, так и преимущества. Среди позитивных аспектов, можно отметить то, что государство дало шанс населению застраховать себя от резкого обесценения рубля — все, кто это хотел, успел обменять рубли на доллары и евро. Однако плавная девальвация привела к мощному снижению золотовалютных резервов (в начале ноября 2008 года величина резервов составляла $475 млрд, а 30 января текущего — уже $388 млрд.; таким образом она обошлась в $87 млрд)[10], а также затормозила активность кредитных институтов. Во-первых, банки, ожидая снижения курса рубля, были не склонны давать рублевые кредиты и вообще переводить валюту в рубли[11], а во-вторых, по той же самой причине не хотели брать валютные кредиты потенциальные заемщики.
И, наконец, государство предложило целый пакет мер, направленных на поддержание реального производства. Одной из первостепенных задач ставилась поддержка малого бизнеса. Был определен размер финансовой помощи гражданам, потерявшим работу и желающим открыть свое собственное дело. Сначала он составлял 30 тысяч рублей, а в последствии увеличился до 59 тысяч.[12] К этой мере нельзя отнестись однозначно, потому что возникает вполне закономерный вопрос: какое дело можно открыть на 59 тысяч рублей? И еще: если человек потерял работу, не может ли это служить косвенной характеристикой его предпринимательских качеств?
В любом случае, поддержка малого бизнеса важна как по социальным, так и по экономическим соображениям. Рост малого бизнеса одновременно способствует появлению рабочих мест, и, следовательно, снижению безработицы, а также повышению реального производства. Однако малый бизнес в России сталкивается со множеством проблем, включая вымогательство взяток и бюрократию, поэтому поддержка малого бизнеса должна идти через решение этих проблем, а этот процесс, в свою очередь, потребует много времени.
Перспективы выхода России из кризиса
Перспективы выхода России из кризиса пока остаются печальными. По прогнозам ОЭСР, ситуация для России в следующем году выглядит не очень благоприятной. Снижение роста ВВП составит около 6 процентов, что хуже, чем в целом в мире. Как мы выяснили из доклада, экономическая ситуация в России во многом зависит от других стран: действительно, двумя основными факторами роста являлись высокие цены на энергоресурсы, а также наличие дешевых денег. То есть ожидать экономического роста в России стоит лишь тогда, когда экономическая ситуация в целом в мире будет улучшаться.
Библиография
http://www.oecd.org/dataoecd/16/49/42441052.pdf
https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2079rank.html
http://www.raexpert.org/strategy
http://bfm.ru/stock/indexes/market_ru/rtsi.html
http://www.lenta.ru/news/2009/01/13/out
http://www.iet.ru/files/text/trends/2008/2008.pdf
http://www.expert.ru/printissues/d/2009/05/devalvaciya
http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/18/vtorya_volna_ne_nakroet
http://www.expert.ru/news/2009/05/21/garantii
[1] http://stats.oecd.org/wbos/Index.aspx?datasetcode=MEI_BOP
[2] http://www.oecd.org/dataoecd/16/49/42441052.pdf
[3] https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2079rank.html
[4] http://www.raexpert.org/strategy
[5] http://bfm.ru/stock/indexes/market_ru/rtsi.html
[6] http://www.lenta.ru/news/2009/01/13/out
[7] http://www.gks.ru/bgd/free/b01_19/IssWWW.exe/Stg/d000/i000390r.htm
[9] http://www.iet.ru/files/text/trends/2008/2008.pdf
[10] http://www.expert.ru/printissues/d/2009/05/devalvaciya
[11] http://www.expert.ru/printissues/expert/2009/18/vtorya_volna_ne_nakroet