«Мировое и национальное хозяйство»
«World and National Economy»

Издание МГИМО МИД России |
ISSN: 2713-0983 |
MGIMO-University

Антикризисная политика Испании

Мировой финансово-экономический кризис сильно ударил по пози­циям Испании, поставив перед ней вопрос о поиске путей выхода из специ­фической, как оказалось, ситуации, в которой оказалось государство.

Особенности экономического развития в годы, предшествующие кри­зису

До нынешнего кризиса, начавшегося в 2008 году, экономика Испании была наиболее динамичной среди стран ЕС и привлекала значительный при­ток инвестиций из-за рубежа. Результатом ускоренного экономического развития стало создание со­временной структуры экономики, в которой доминирует сфера услуг, прак­тическая ликвидация отставания Испании от крупнейших европейских стран (Франция и Германия) по показателю ВВП на душу населения.
За последние четыре десятилетия туристическая индустрия Испании вышла на второе место в мире (после США) с годовым оборотом в 40 милли­ардов евро (2006 г.), что составило 5 процентов ВВП страны. В 1995 — 2007 гг. Испания создала более половины новых рабочих мест в ЕС; уровень без­работицы сократился с 20% в середине 90-х годов до вполне приличных по меркам ЕС 7,6% в 2007 году.

Основные факторы ускоренного экономического роста Испании:

  • либерализация экономики и сокращение роли госсектора;
  • стимулирование развития международного туризма (создание внутрен­него спроса на товары и услуги, в особенности — на строительство объ­ектов туристической инфраструктуры);
  • поток иммиграции в Испанию из других стран ЕС, привлекаемой срав­нительно более низкими ценами на недвижимость и продукты питания, достаточно качественным медицинским обслуживанием (особенно — пенсионеры из Англии, Германии, Франции);
  • опережающее развитие ипотечного кредитования, во многом за счет при­тока иностранных кредитов.

Именно последнее обстоятельство оказалось «миной замедленного действия», заложенной подо всей испанской экономикой: оказалось, что все население Испании, включая иммигрантов, в течение последних 10-13 лет жили в долг. Его растущие расходы (и рост жизненного уровня) во многом финансировались за счет кредитов, внутренних и внешних. Так, уже в 2005 году в целом по стране соотношение задолженности к доходам населения выросло до 125% (!!!) .За счет кредитов гипертрофированно развивалась и строительная инду­стрия, доля которой в ВВП и занятости населения накануне кризиса, в 2007 году составила, соответственно, 16 и 12 процентов.
Начало глобального финансового кризиса на рубеже 2007 — 2008 г. стало детонатором. «Мина» взорвалась, или, как принято говорить, «лопнул пузырь».

Особенности финансового и экономического кризиса в Испании

В середине 2008 года лопаются пузыри: «пузырь» на рынке недвижимости и «пузырь» в потреблении (жизнь в кредит).
Поворотный пункт — август 2008 года: обанкротился крупнейший деве­лопер и владелец жилых домов, отелей, торговых центров (молов) «Мартина Фадеса» (бывшие активы — 11 миллиардов евро, долг по кредитам, которые он не смог рефинансировать — 5,1 миллиарда евро). Далее последовал крах крупнейших строительных и девелоперских компаний, «цепная реакция» на банки-кредиторы (испанские), паралич стройиндустрии, резкое ограничение потребительского кредитования, снижение совокупного спроса. Начавшись в финансовой сфере, кризис стремительно распространился и на реальный сек­тор (текстильная и обувная промышленность, автомобилестроение, судо­строение, черная металлургия). Параллельно — сокращение туризма + посту­плений от него (чисто внешний фактор).
Результаты:

  • сначала — сокращение темпов экономического роста (по 2008 году), а в 2009 году — абсолютное сокращение ВВП;
  • особенно болезненно — в тех отраслях, в которых занята большая часть трудоспособного населения (строительство, туризм, транспорт), затем (во многом под влиянием внешнего фактора) — черная металлургия, судостроение, автопром (SEAT — собственность General Motors).
  • рекордный рост безработицы: к июлю 2009 года уровень безработицы со­ставил 17,4%, общее число испанских безработных превысило сово­купную численность безработных в Италии и во Франции. Прогноз безработицы на 2010 год — 20 процентов (каждый пятый — без работы).

Кризис в Испании имеет как общие с другими развитыми странами черты, так и свою специфику:

  • причины кризиса — во многом общие с другими развитыми странами («пузырь» на рынке недвижимости, как в США + глобальный экономи­ческий спад, вызвавший резкое снижение спроса на продукцию экс­портных отраслей. Для Испании это туризм, автомобильная промыш­ленность, черная металлургия, судостроение);
  • чисто испанская специфика (гипертрофированное развитие строитель­ной индустрии);
  • более глубокий, чем в других крупных странах ЕС с более диверсифици­рованной экономикой.

Некоторые эксперты утверждают, что по своей остроте нынешний кризис занимает во всей истории Испании второе место — после троекратного дефолта по внешним обязательствам Испанской Империи при Филиппе II в 16 веке (в России это времена Ивана Грозного), когда он фактически обан­кротил Империю для того, чтобы финансировать долголетние войны против протестантов-реформаторов. Согласно большинству авторитетных прогнозов, экономическое по­ложение Испании в 2010 году будет ухудшаться.

Меры по выходу из кризиса

Меры по выводу испанской экономики из нынешнего глубокого фи­нансово-экономического кризиса (или, как их модно называть, exit strategy) осуществляются на двух уровнях: наднациональном (прежде всего в рамках Евросоюза, но с учетом рекомендаций прошедших осенью с.г. совещаний «финансовой двадцатки» — G-20) и национальном.
На наднациональном уровне в рамках ЕС основной упор делается на стабилизации банковской системы и сдерживании инфляции. Цель совмест­ной антикризисной политики — обеспечить ликвидность (финансовую устой­чивость) коммерческих банков, позволить им продолжить кредитование экономики. Ключевую роль в этих совместных усилиях играет Европейский центральный банк, обеспечивающий доступ банков стран ЕС к дешевым кре­дитным ресурсам (ставка по кредитам ЕЦБ установлена на беспрецедентно низком уровне 1 процента годовых).
На национальном уровне нынешнее правительство социалистов во главе с Хосе Луисом Сапатеро разработало и 2 декабря с.г. представило в парламент проект специального «Закона об устойчивой экономике» — своего рода комплексный план экономической реформы, рассчитанный на ближай­шие 10 лет.
Закон, в частности, предусматривает создание более выгодных конку­рентных условий для экономических агентов, повышение их конкурентоспо­собности, в том числе и путем переориентации деятельности фирм и эконо­мических агентов на отрасли с потенциалом к росту.
Меры, прописанные в законе, делятся на 4 группы

  • Улучшение экономической ситуации
  • Усиление конкурентоспособности
  • Вложения в защиту окружающей среды
  • Финансовые меры

Меры по улучшению экономической ситуации предполагают измене­ния в регулирующих органах (с целью обеспечения их независимости, транс­парентности, улучшение структуры управления и др.). Также планируется провести мероприятия для стабилизации ситуации на финансовых рынках в соответствии с рекомендациями G-20 и для укрепления финансовой стабиль­ности местной власти (максимизация эффективности ее деятельности). Еще одним важным моментом является желание усилить взаимодействие между государственным и частным секторами экономики.
В целях увеличения конкурентоспособности предлагаются меры для минимизации административных проволочек при заключении договоров или регистрации фирм, меры для улучшения технологической базы в области связи и передачи информации. Особое внимание будет уделено профессио­нальной подготовке, науке и инновациям. Предлагаются меры по усилению «интернационализации», что подразумевает меры, направленные на укрепле­ние позиций испанских компаний-экспортеров посредством кредитования.
В комплексе мероприятий по защите окружающей среды особое место занимают меры по снижению выбросов газов, по улучшению сети городского транспорта, по развитию железнодорожного транспорта, по повышению эф­фективности и прибыльности энергетической политики, по переработке от­ходов.
Предусмотренные финансовые меры включают снижение подоходного налога с инновационной деятельности, снижение ставок по ипотечным кре­дитам, снижение выплат в пользу государства при аренде, снижение НДС в сфере строительства. Предусматривается снижение налогового бремени при соблюдении мер, направленных на защиту экологии и планомерное повыше­ние зарплат.

Выводы

Экономический кризис в его испанском исполнении имеет свои осо­бенности, при этом являясь неотъемлемой частью мирового кризиса. Испа­ния — одна из крупнейших экономических сил на планете, а, следовательно, проблемы, решения и результаты, которые наблюдаются и будут наблю­даться там, играют важную роль при выборе руководством других стран не­обходимых мер для преодоления кризиса.
Пойдут ли вышеуказанные меры на пользу Испании, покажет время. Пока все прогнозы выглядят неутешительно.


Список источников и литературы

    1. El anteproyecto de Ley de Economía Sostenible. http://www.la-mon­cloa.es/
    2. http://www.meh.es/ — El Ministerio de Economía y Hacienda
    3. “Economic report”. Bank of Spain. http://www.bde.es/informes/be/
    4. OECD figures, OECD, http://stats.oecd.org/
    5. Spain, The World Factbook (CIA), https://www.cia.gov/
    6. "Builders » nightmare", The Economist, Europe (Madrid), 4 December 2008,
    7. “Spain drops reassuring gloss as crisis deepens”, The Telegraph, Ambrose Evans-Pritchard, 17 July 2008
    8. “European recession looms as Spain crumbles”, The Telegraph, Ambrose Evans-Pritchard, 15 July 2008
    9. Spain’s Economic and Financial Crisis Develops With The ECB Acting As “Pawnbroker of Last Resort”, The Telegraph, Edward Hugh, 16 march 2008