«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России    |   
ISSN: 2713-0983

Антикризисная политика Казахстана

Глобальный экономический кризис, который сотрясает сегодня страны и континенты не обошел стороной и Казахстан. В целом макроэкономическая ситуация в Казахстане хотя и остается сложной, но является управляемой. Для выхода из сложившейся ситуации требовалось принятие активных мер со стороны государственных органов. Хочу отметить, что по мнению многих экспертов антикризисная политика Казахстан является наиболее эффектив­ной среди стран СНГ. В рейтинге сопротивляемости кризисным явлениям среди стран постсоветского пространства, рассчитанном JEEN (Объединенная евразийская экспертная сеть) Казахстан занимает пер­вое место (но надо отметить, что Россия в этот рейтинг не входила). Основой для составления рейтинга стали результаты опроса, проведенного среди экс­пертов по постсоветскому пространству, политологов, обозревателей, журна­листов, представителей органов государственной власти. Опрошенные ком­панией эксперты оценивают шансы на реализацию антикризисной про­граммы как значительные, благодаря здоровым политическим и экономическим амбициям. Казахстанская программа выделяется с точки зрения доскональности проработки.

Меры, принятые в 2007-2008 годах для стабилизации эконо­мики

Казахстан начал предпринимать меры по стабилизации экономики уже в ноябре 2007 года. А именно, 6 ноября Правительством РК был принят План первоочередных действий по обеспечению стабильности соци­ально-экономического развития Республики Казахстан. В рамках этого плана за период с осени 2007 по первую половину 2008 года из госбюджета было свыше 4,5 млрд долл.(4,2%ВВП). Средства были направ­лены на завершение долевого строительства объектов жилья, поддержку малого и среднего бизнеса, развитие агропромышленного комплекса и обес­печение продовольственной безопасности. В течение 2007-2008 года по­этапно решались проблемы дефицита ликвидности в банковском секторе, в том числе за счет последовательного снижения минимальных резервных тре­бований. Была активизирована работа по минимизации рисков банковского сектора, в т.ч. связанных с достаточностью собственного капитала, ликвид­ности, внешним заимствованием.

В третьем квартале 2008 года был оперативно принят Закон Респуб­лики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О государственных закупках». Для стимулирования внутрен­него спроса и поддержки отечественных предприятий государственные за­купки будут ориентированы преимущественно на казахстанских поставщи­ков. Для принятия оперативных решений, оказания реальной помощи отече­ственному бизнесу за счет предоставления гарантий, долговременных зака­зов государственные холдинги и национальные компании выведены из-под действия законодательства, регулирующего государственные закупки.

В ноябре 2008 года принят План совместных действий Правитель­ства РК, Национального банка РК (ЦБ) и Агентства РК по регулирова­нию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стаби­лизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 гг. Его цель — смягчение негативных последствий глобального кризиса на со­циально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста.

На реализацию плана по поручению главы государства из средств На­ционального фонда направлено 10 млрд. долл. (Национальный фонд был создан в 2001 году и был призван обеспечить эффективное распре­деление и использование доходов от природных ресурсов, а именно от нефти. Цель: обеспечение стабильного социально-экономического развития страны, сберегательная функция и стабилизационная функция).

Эти средства выделяются дополнительно к уже запланированным рас­ходам в рамках трехлетнего бюджета на 2009-2011 гг.

Средства, как и определил президент страны, в основном будут на­правлены на пять направлений:

  • стабилизация финансового сектора — 4 млрд. долл.;
  • развитие жилищного сектора — 3 млрд. долл.;
  • поддержка малого и среднего бизнеса — 1 млрд. долл.;
  • развитие агропромышленного комплекса — 1 млрд. долл.;
  • реализация прорывных инфраструктурных и индустриальных проек­тов — 1 млрд. долл.

В ноябре 2008 было принято постановление по созданию Фонда стрес­совых активов (ФСА), цели которого таковы:

  1. обеспечение стабильности финансовой системы
  2. улучшение качества активов банковского сектора
  3. покупка и управление стрессовыми активами, которые под воздей­ствием макроэкономических, рыночных и других факторов, подвер­жены существенным рискам

Первоначальная капитализация фонда — 52 млн долл. В ближай­шее время правительство доведет ее до 1 млрд долл. Фонд будет выбо­рочно приобретать такие сомнительные активы (в том числе ипотечные про­дукты) у крупнейших отечественных банков и временно осуществлять их управление, чтобы сгладить последствия глобального кризиса.

По словам премьер –министра Карима Масимова, «мы создаем Фонд стрессовых активов, за счет чего государство будет иметь возможность брать себе на баланс некоторые активы, то есть мы высвобождаем деньги для того, чтобы была возможность кредитования реальной экономики. Все эти высвобождаемые средства в первую очередь должны пойти на кредитование малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства, которые формируют дело­вую активность».

Итак, реализация указанных мер позволила подготовиться к возмож­ному ухудшению внешней конъюнктуры, придав экономике дополнительный запас прочности.

2009 год

С 1 января 2009 года введен новый Налоговый кодекс, в рамках которого предусмотрено существенное снижение налоговой нагрузи, в пер­вую очередь для несырьевого сектора. Новый Налоговый кодекс призван способствовать модернизации и диверсификации экономики, а также выходу бизнеса из тени. Для предприятий малого и среднего бизнеса отменяется требование об уплате авансовых платежей по корпоративных подоходному налогу. (КПН уплачивался путем внесения авансовых платежей равными долями в течение налогового периода).

Одним из основных направлений реформирования экономики Казах­стана стал финансовый сектор. При этом наибольшее развитие получила банковская система, которая и по настоящий день является основой всей финансовой системы. Проводимые реформы банковской системы были направлены на повы­шение устойчивости банков, рост их капитализации, повышение доступности банковских услуг, развитие систем управления рисками. Развитие банковской системы в Казахстане значительно опережало темпы реформирования других отраслей экономики.

Столкнувшись с объективными ограничениями по привлечению ресур­сов на внутреннем рынке, отечественные банки стали привлекать ресурсы для собственного развития и для финансирования на внешних рынках капи­тала. Макроэкономическая среда, высокий спрос на кредиты в Казахстане благоприятствовали этому.

Кроме того, узость внутреннего производственного рынка ограничи­вала расширение деятельности банков. В результате отечественные банки стали выходить не только на рынки соседних и близлежащих стран, как Кыр­гызстан, Таджикистан, Россия, но и в другие страны бывшего СССР (Бела­русь, Украина, Грузия, Армения), а также в Турцию, Китай и, Монголию.

С другой стороны, расширение деятельности банков поставило их в за­висимость от внешних заимствований. А концентрация деятельности в от­дельных сегментах кредитования (строительство, торговля, потребительское кредитование) обусловила рост кредитного риска.

Высокая степень зависимости от внешнего фондирования характерна не для всей банковской системы. В наибольшей степени уязвимыми явля­ются ряд крупнейших банков, на долю которых приходится львиная часть внешних займов.

В этой связи банковский сектор Казахстана оказался наиболее подвер­женным мировому финансовому кризису сегментом отечественной финансо­вой системы, тогда как другие его сегменты переживают текущую ситуацию менее болезненно.

Опора на фондирование банковской деятельности за счет увеличения их внешнего долга оказалась сопряженной со значительными рисками. Поте­ряв возможность фондирования за рубежом, казахстанские банки в 2008 году практически свернули кредитную активность, а также повысили ставки по кредитам. Как следствие, развитие отраслей, зависящих от банковского кре­дитования, практически остановилось. Резко сократился потребительский спрос в стране, который во многом «подогревался» банковскими кредитами.

В результате, если в 2007 году объем кредитов экономике вырос на 54,7%, то за 2008 год — только на 2,7%, а за январь-июль 2009 года — на 8,3%.

В целом макроэкономическая ситуация в Казахстане хотя и остается сложной, но является управляемой. Для выхода из сложившейся ситуации требовалось принятие активных мер со стороны государственных органов.

В ходе выполнения Плана по регулированию и надзору финансо­вого рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы четыре банка получили государственные средства в общей сумме 3,9 млрд. долл.:

  • БТА банк (75,1% простых акций банка),
  • Казкоммерцбанк (1млрд долларов размещены на депозит, из них 30 % направлено на приобретение 25% акций банка, 70% направлены на кредито­вание реального сектора экономики.),
  • Народный банк (1 млрд долл размещены на депозите в Народном банке: 50% млрд. — на покупку 25% акций, и 50% — на кредитование реаль­ного сектора экономики),
  • Альянс банк (0,2 млрд долл США с последующим увеличением капи­тализации банка со стороны нового акционера — АО «ФНБ «Самрук-Казына» — до 76% акций).

Меры Национального банка

Денежно-кредитная политика Национального банка направлена, глав­ным образом, на обеспечение стабильности обменного курса тенге и ста­бильности финансового сектора страны.

 

2008

2009

Официальная ставка рефинансирова­ния

11%

7%

Минимальные ре­зервные требования к банкам:

  • по внутренним обязательствам
  • по иным обяза­тельствам

6%

8%

1,5%

2,5%

В результате принятия данных мер, а также резкого замедления кре­дитной активности ситуация с ликвидностью в банках существенно стабили­зировалась, и банки располагают достаточными тенговыми средствами, не­обходимыми для проведения собственной деятельности.

В феврале 2009 осуществлена девальвация тенге на 25 % и был ус­тановлен коридор обменного курса на уровне 150 тенге за доллар с колеба­нием ±3%. Одномоментное изменение обменного курса позволило значи­тельно снизить девальвационные ожидания, которые нарастали в последние месяцы. В итоге курс тенге на Казахстанской фондовой бирже с 4 февраля по настоящее время находится в пределах 148-151 тенге за доллар.

Установленный коридор обменного курса является среднесрочным. Это подразумевает, что Национальный банк не собирается его менять в бли­жайшее время как в сторону повышения, так и в сторону понижения. На данный момент уже подготовлен проект Концепции развития финансового сектора на посткризисный период.

Послание главы государства народу Казахстана от 6 марта 2009 года. До­рожная карта

Дорожная карта определяет комплекс мер, направленных на обеспе­чение занятости через создание дополнительных рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров, стимулирование деловой активности и создания ус­ловий для устойчивого посткризисного развития. Основные цели Дорожной карты таковы:

  1. Обеспечение занятости и недопущение существенного роста уровня безработицы;
  2. Создание условий для устойчивого посткризисного развития.

Стратегия региональной занятости и переподготовки кадров (далее — Стратегия) основана на механизме софинансирования из республиканского (1млрд. долл.) и местных бюджетов.

Предварительно объем финансирования Стратегии в разрезе направле­ний составит:

  1. Реконструкция и развитие системы жилищно-коммунального хозяй­ства (водоснабжение и канализация, теплоснабжение, электроснабжение) — 300 млн. долл;
  2. Ремонт и утепление школ, больниц и других социальных объектов — 250 млн. долл;
  3. Ремонт, реконструкция и строительство дорог местного и республи­канского значения — 300 млн. долл;
  4. Расширение программы социальных рабочих мест и молодежной практики — 57 млн. долл;
  5. Финансирование приоритетных социальных проектов в городах, по­селках, аулах (селах), аульных (сельских) округах — 246 млн долл;
  6. Увеличение максимального периода социальных выплат на случай потери работы (увеличен с 4 до 6 месяцев в 2009-2010гг) — будет профинан­сировано за счет средств Государственного фонда социального страхования;
  7. Подготовка и переподготовка кадров — 96 млн. долл.

Дорожная Карта является дополнительным комплексом мер, направ­ленных на поддержание стабильности социально-экономического развития Республики Казахстан.

В результате реализации Дорожной карты за счет создания новых ра­бочих мест, расширения программ социальных рабочих мест и молодежной практики созданы около 350 тыс. рабочих мест.

Программой подготовки и переподготовки кадров будет охвачено около 146,5 тысяч человек.

При реализации Дорожной карты за счет приоритетного использова­ния товаров и услуг казахстанского производства будут обеспечены заказами отечественные предприятия, в первую очередь, строительного сектора и ин­дустрии строительных материалов.

В результате развития секторов экспортной специализации макроре­гионов в перспективе будет создано около 500 тысяч рабочих мест, дополни­тельный прирост ВВП составит порядка 8%.

В результате реализации направлений Стратегии будет существенно модернизирована коммунальная и транспортная инфраструктура, произведен капитальный и текущий ремонт школ, больниц и других социальных объек­тов, что создаст основу для устойчивого посткризисного развития Казахстана и улучшит условия жизни населения.

* * *

Глобальный мировой кризис — это особое явление, и хотя прогнозы по срокам продолжительности нынешнего мирового кризиса существуют разные, у Казахстана есть запас прочности для противодействия ему: общий резерв государства составляет около 45 млрд. долларов. А значит, поводов для беспокойства, по словам Нурсултана Назарбаева, у казахстанцев быть не должно, подчеркнул Нурсултан Назарбаев. Этот мыльный пузырь лопнул, подтвердив простую истину: деньги нужно зарабатывать трудом, жить нужно по средствам. К этому должны быть готовы и строители, и бизнесмены, и те граждане страны, которые еще тешат себя иллюзиями легкой жизни «в кре­дит». И работа Правительства и местных исполнительных органов должна сосредоточиться на трех основных блоках — решении антикризисных мер, увеличения казахстанского содержания в иностранных компаниях, работаю­щих в стране и реализации Дорожной карты.