Эффективность антикризисной политики ЕС
Экономика Европейского союза в преддверие кризиса
Экономика Европейского союза представляет собой довольно неоднородную структуру, что является крайне важным фактором, который приходится учитывать в разработке программы антикризисного регулирования.
Некоторые причины кризиса, актуальные для Европы
Мировой экономический кризис 2008 года произошел на фоне экспансионистской кредитной политики, которая вела к экспоненциальному повышению объемов мирового спроса не только на товары и услуги, но и на различные активы — ценные бумаги, недвижимость и т.д.
Исторически низкие процентные ставки повышали конкуренцию между различными финансовыми учреждениями, тем самым заставляя кредитные учреждения понижать требования к заемщикам. В качестве залога все чаще и чаще использовалась недвижимость. Таким образом, начавшийся в 2007 году ипотечный кризис в США стал той иглой, которая проколола ипотечный и кредитный пузыри внутри страны, а с осени 2008 года и за ее пределами. Начавшись как кредитный, кризис быстро привел к разбалансировке рыночных механизмов во всех ведущих странах мира.
Особенности кризиса для стран ЕС
Охватив своим масштабам большинство стран мира, экономический кризис немного по-разному повлиял на различные мировые капиталистические центры. Рассмотрим особенности влияния кризиса на экономику Европейского союза.
Одна из очевидных особенностей стран ЕС, связанная с экономическим кризисом — это сильная взаимозависимость экономик входящих в него стран. Грубо говоря, спад ведущих экономик интеграции ведет за собой спад в экономиках менее значимых стран. А учитывая то, что 16 стран из 27 используют Евро как официальную валюту, изменение курса Евро (а точнее его падение более чем на 20% по отношению к доллару в течение трех первых месяцев кризиса) оказывает одновременное влияние на все эти страны, что приходится учитывать ЕЦБ при проведении денежно-кредитной политики.
Огромное значение для последствий экономического кризиса имеет вышеупомянутая неоднородность экономики ЕС. Ввиду его недавнего расширения на восток и вступления в него таких стран, как Словакия, Венгрия, Латвия, Литва и т.д., переходная экономика стала неотъемлемой частью экономики ЕС. А, как известно, кризис в переходной экономике проходит несколько иначе, чем в развитой, вызывая тем самым ассиметричный шок.
Другой важной чертой кризиса для ЕС является то, что он особенно сильно ударил по банковской сфере экономики интеграции. В отличие от США, в развитых странах Европы основным источником кредитования реального сектора является именно банковский сектор. Таким образом, потрясение банковской сферы, вызвавшее недоверие и проблему ликвидности, оказало значительно большее воздействие на экономику Евросоюза, чем США.
Не стоит также забывать о неизменных проблемах Евросоюза, терзавших его экономику и в докризисный период. Таковой на протяжении уже многих лет является проблема со стратегическим планированием развития экономики, вызванная несостоятельностью принятой в 2000 году Лиссабонской стратегии и необходимостью ее пересмотра в 2005 году. Невозможность выполнения намеченных планов и разногласия по поводу их принятия являются на данный момент причиной отсутсвия четкой стратегии развития экономики Евросоюза. Отсюда вытекает и другая проблема — длительный период бюджетного дефицита экономики и невозможность уменьшения его расходной части по ряду экономических и социальных причин. А невероятно высокий уровень безработицы (третья хроническая проблема) является еще одним фактором, препятствующим устойчивому выходу из кризиса.
Антикризисная политика ЕС
В декабре 2008 года был утвержден План экономического восстановления ЕС, который базировался на двух основных принципах. Первое направление деятельности — стимулирование потребительского спроса и доверия, на которое было предложено выделить около 200 млрд. евро. Второе направление — усилить конкурентоспособность экономики в долгосрочной перспективе. Была разработана программа «умных» инвестиций, предполагавшая повышение эффективности использовании энергии, развитие чистых технологий, машиностроения и исследовательской инфраструктуры с целью повышения эффективности НИОКР. Основной идеей плана названа солидарность и социальная ответственность, предполагающая политику сохранения и создания долгосрочных рабочих мест, эффективное использование ресурсов и создание массового доступа различных категорий граждан к Интернету. В общей сложности с начала кризиса на поддержку населения и реального сектора было выделено более 400 млрд евро.
Что касается финансового сектора экономики, он находится под жестким контролем ЕЦБ. С начала кризиса Европейский Центральный Банк понизил ставку рефинансирования до 1% в мае, что во многом способствовало улучшению ситуации на рынке кредитов предприятиям и населению. Для обеспечения банкам доступа к ликвидности ЕЦБ активно использовал операции на открытом рынке, ставшие основным средством его антикризисной политики. Начали активно продвигаться и неиспользуемые ранее операции, а именно увеличение ликвидности посредством стандартных недельных тендеров и суточных кредитов. А сроки кредитования по операциям длительного рефинансирования были расширены до 12 месяцев. Для увеличения возможности банков получать кредиты были снижены требования к залоговым активам и увеличен список принимаемых в обеспечение ценных бумаг.
В таблице ниже приведены основные макроэкономические показатели Евросоюза в период 2007-2010г:
2007 |
2008 |
2009 (прогноз) |
2010 (прогноз) |
|
Рост ВВП,% |
2.9 |
0.9 |
-4.0 |
-0.1 |
Инфляция, % |
2.4 |
3.7 |
0.9 |
1.3 |
Занятость, % |
1.7 |
0.7 |
-2.6 |
-1.4 |
Частное потребление, % |
2.2 |
0.9 |
-1.5 |
-0.4 |
Баланс госбюджета, % от ВВП |
-0.8 |
-2.3 |
-6.0 |
-7.3 |
По расчетам экспертов, данная рецессия будет самой глубокой в послевоенной истории стран нынешней Еврозоны. Согласно прогнозам, ВВП стран ЕС сократится в 2009 году на 4% и продолжит падать в 2010 году. Что касается инфляции (гармонизированный индекс потребительских цен), то в 2009 году она составит порядка 0.9% и немного вырастет в 2010 году. Причиной падения темпов роста потребительских цен является снижение покупательной способности населения и сокращение спроса практически во всех отраслях экономики. Огромной проблемой для стран ЕС является хроническая безработица на уровне 9.8% (на декабрь 2009). Другой хронической проблемой является постоянный бюджетный дефицит, который по прогнозам достигнет 6% от ВВП в 2009 году и 7.3% от ВВП в 2010. Звучит нелепо, если учесть тот факт, что допустимый потолок бюджетного дефицита для стран, входящих в ЕС, был установлен на уровне 3%. Однако в условиях кризиса эта проблема отодвигается на задний план, если принимать во внимание, что экономика многих стран в данный момент переживает период бюджетного дефицита, выделяя огромные средства из бюджета на принятие антикризисных мер.
Показатели эффективности антикризисной программы
Как видно из антикризисной программы ЕС, ее приоритетными направлениями являются как разрешение основной проблемы, породившей кризис, — недостатка спроса, так и стабилизация финансовых рынков в условиях кризиса ликвидности. Рассмотрим итоги действия антикризисного урегулирования стран ЕС.
Далее представлены несколько важнейших макроэкономических индикаторов и показателей, по которым можно отследить отдельные аспекты восстановления экономики стран ЕС:
Индекс уверенности потребителей показывает настроение потребителей в отношении экономических условий. Несмотря на то, что значения этого индекса остаются крайне низкими, их возрастающая тенденция начиная с апреля 2009г указывает на повышающиеся темпы потребительского спроса :
Индекс экономических настроений Германии (ZEW), определяющий настроения инвесторов в экономической сфере, вышел на позитивную территорию (доминирование оптимистов над пессимистами) в апреле 2009 и продолжает уверенно расти. Это говорит о том, что условия для инвестиций в целом становятся все более благоприятными:
Несмотря на положительные тенденции двух предыдущих индикаторов, коэффициент розничных продаж Еврозоны продолжает оставаться волатильным, не демонстрируя роста. В случае показателя ВВП уже можно видеть свет в конце туннеля — валовой внутренний продукт еврозоны официально вернулся на позитивную территорию, продемонстрировав в 3-м квартале 2009г рост на 0,4%. Однако в целом динамику ВВП Еврозоны пока можно назвать неопределенной, так как общий рост последних месяцев вызван скорее ускорением роста нескольких наиболее развитых стран ЕС.
Таким образом, о начале всецелого восстановления экономики Евросоюза говорить пока рано. При растущих индикаторах потребительского спроса индикаторы продаж и производства практически не подают признаков уверенного восстановления.
Однако если отойти от показаний индикаторов, то существуют такие сферы, в которых антикризисное урегулирование принесло видимый успех. Прежде всего можно говорить об успехе в стабилизации финансовых рынков. Большинство стран ЕС осуществили масштабные программы поддержки банковского сектора, увеличили государственные гарантии по вкладам, усилили надзор за банками и страховыми компаниями. Таким образом удалось предотвратить панику и массовое банкротство банков (подобно американскому), несмотря на то что условия кредитования населения до сих пор остаются неблагоприятными. Отдельного внимания заслуживает развитие малого и среднего бизнеса в кризисный период. Для его кредитования был удвоен бюджет Европейского Инвестиционного Банка, а Еврокомиссия расширила возможности получения гарантий под кредиты для предприятия такого типа. Этого хватило для того, чтобы подстегнуть развитие малого и среднего бизнеса в ЕС.
Если рассматривать процесс восстановления в отдельных странах, то локомотивами восстановления экономики Евросоюза являются Франция и Германия, демонстрирующие экономический рост уже второй квартал подряд. Однако менее развитые страны Восточной Европы, наряду с некоторыми развитыми европейскими странами (например, Испанией) до сих пор продолжают переживать активный экономический спад. Таким образом, неоднородность экономического развития разных стран Евросоюза сказывается и на сроках выхода стран из кризиса. Здесь все логично: первыми начинают восстанавливаться более развитые страны.
Антикризисная политика России и ЕС
В марте 2009 года была принята «Программа антикризисных мер правительства Российской Федерации на 2009 год». Ниже представлены ее основные моменты в совокупности с более ранними антикризисными мерами:
Социальные программы:
- Всего выделено 695 млрд. руб.
- Увеличение пособий по безработице и пенсий.
- 43,7 млрд. руб. выделено на переобучение людей другим специальностям заранее до увольнения с предприятий.
- Возможность погашения ипотечных кредитов материнским капиталом в случае затруднений с выплатой кредитов.
Реальный сектор:
- Снижение налога на прибыль для малого бизнеса.
- С 1 июня 2009 для открытия своего бизнеса достаточно направить уведомление в налоговую службу (без дополнительных разрешений).
- Государственная поддержка убыточных предприятий. Яркий пример — АвтоВаз.
- Государство является крупным заказчиком для промышленности и строительства. Пример — строительство инфраструктуры и спортивных объектов в Сочи при подготовке к олимпиаде 2014.
- 7 млрд. руб. будет пойдет на субсидирование процентной ставки для покупки техники фермерами. Увеличен уставной капитал Россельхозбанка для кредитования фермеров.
Финансовый сектор:
- Снижение курса рубля (курс доллара по отношению к рублю вырос с 24 до 36 рублей)
- Снижение ставки рефинансирования до 9%, начиная с апреля 2009
- Банкам перечислено в общей сложности 495 млрд. руб. для кредитования реального сектора экономики под небольшой процент.
- Внешэкономбанку выделено 30 млрд. руб. на кредиты малому бизнесу.
Основные макроэкономические показатели России в период с 2007-2010г:
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Рост ВВП, % |
8.1 |
5.6 |
-8.5* |
3.2* |
Инфляция, % |
11.9 |
13.3 |
9** |
9-10* |
Безработица, % |
6.1 |
7.8 |
7.6 (сентябрь) |
|
Ставка рефинансирования, % |
10.0 |
13.0 |
9.0 |
|
Баланс госбюджета, % от ВВП |
5.5 |
4.0 |
-3.1 (май) |
* — прогноз Всемирного Банка
** — прогноз Министерства Экономического Развития
Использование Россией опыта антикризисной программы ЕС
В целом меры по борьбе с экономическим кризисом в России схожи с таковыми в ЕС. В обоих странах приоритетным направлением выделяется рефирмирование социальных программ с целью повышения покупательной способности населения и потребительского спроса. Следует учитывать тот факт, что ЕС привлекает для этого намного больше средств (200 млрд. евро против 695 млрд. руб. в России), даже с учетом того, что в ЕС проживает в несколько раз больше людей.
Россия, как и ЕС, принимает решительные меры по сохранению старых и созданию новых рабочих мест (чего стоит одна помощь АвтоВазу, на покрытие убытков которого было выделено больше денег, чем на кредитование малого бизнеса во всей стране).
Огромным шагом на пути антикризисного урегулирования является смягчение в России условий для создания и ведения малого бизнеса. Последовав примеру ЕС, наша страна не только увеличила объем денежной массы для его кредитования, но и смягчила административные ограничения процесса создания бизнеса.
Что касается финансовой политики, Россия, как и большинство стран, пошла по пути снижения ключевой процентной ставки и привлечения дополнительных кредитов по всем направлениям, проводя тем самым политику «дешевых денег» с целью увеличения деловой активности в стране. С точки зрения курса национальной валюты, как рубль, так и евро ощутимо снизились по отношению к другим основным валютам в период кризиса, что автоматически привело к более выгодному положению российского и европейского экспорта. Это становится особенно важным, если учесть экспортную направленность экономик обоих стран.
В чем следует России брать пример с Европы касательно антикризисных мер?
Несмотря на свою решительность, антикризисная программа нашей страны производит смешанное впечатление. По мнению многих экспертов, в ней слишком много внимания уделено поддержке бизнеса и недостаточно в случае повышения спроса. Многие предприятия могут получить субсидию, госгарантию, целевой кредит банка. Однако встает вопрос, позволит ли столь масштабная поддержка бизнеса выйти из кризиса, если учесть, что нынешний спад характеризуется заметной нехваткой спроса во всех отраслях. По моему мнению, России следует уделять больше внимания стимулированию потребительского спроса, а не выдаче кредитов (особенно целевых) убыточным предприятиям, что может привести лишь к временным краткосрочным улучшениям. Таким образом, проблема долгосрочной перспективы касательно выхода российской экономики из рецессии остается актуальной.
Другой проблемой борьбы с кризисом в нашей стране является ее относительная запоздалость. В сентябре-октябре 2008 года, когда Запад (в том числе Евросоюз) уже активно разрабатывал и принимал антикризисные меры, наша страна продолжала бездействовать и недооценивать опасность. Одно из первых официальных заявлений о наличии экономического кризиса в России было представлено лишь 20 ноября 2008 года в газете «Ведомости». Несмотря на это, Центробанк продолжал повышать ставку рефинансирования вплоть до 24 апреля 2009 года и лишь потом стал ее снижать и смягчать денежно-кредитную политику.
Не менее важной проблемой до сих пор остается процесс кредитования малого бизнеса и населения. Несмотря на то, что это является одним из приоритетных направлений антикризисной политики нашей страны, условия их кредитования остаются довольно неблагоприятными в сравнении с Европой или Америкой. «Если я приду в Сбербанк или Россельхозбанк, то максимальный срок по кредиту будет 5 лет. А на западе — все 20, — говорит Виктор Степанов, владелец среднего фермерского хозяйства из Ленинградской области, — при этом еще и ставки гораздо ниже. Второй момент: я сегодня сдаю молоко по одной цене, а завтра она вообще может быть ниже себестоимости. А в США и Канаде есть минимальные закупочные цены и еще дотации на топливо…». Действительно, большинство доступных кредитов населению имеют срок от 3 до 5 лет, а процентная ставка колеблется около 15% годовых. Что касается кредитов малому бизнесу, то тут ситуация схожа, однако годовой процент еще выше — около 25%.
Исходя из всего вышесказанного, можно заключить, что антикризисная программа России имеет свои сильные и слабые стороны. Она во многом схожа с программой Европейского Союза. Некоторые артикризисные меры были заимствованы Россией у Европы и Запада, ведь в период кризиса, когда экономика нуждается в незамедлительном вмешательстве и контроле, нет нужды изобретать велосипед. Однако некоторые пункты нашей антикризисной политики продолжают показывать свою слабость, и стоит лишь надеяться, что последующие программы выхода из кризиса исправят все погрешности и недочеты нынешней.
Список использованных источников
- «Большие неприятности», Ведомости, 20 ноября 2008г
- Буторина О.В. Антикризисная стратегия Европейского союза: ближние и дальние рубежи / О.В. Буторина // Полития. — 2009. — № 3.
- Влияние экономического кризиса на рынок труда в Европе (URL: http://www.mojazarplata.com/main/zarplata-tendencii-i-prognozy/issledovanie-vlijanie-jekonomicheskogo-krizisa-na-rynok-truda-v-evrope#anchor)
- Всемирный банк предрекает начало роста российской экономики в 2010 году (URL: http://rus.ruvr.ru/2009/11/12/2223538.html)
- Госкомстат России (URL: www.gks.ru)
- МЭР: Инфляция в России по итогам года составит около 9% (URL: http://top.rbc.ru/economics/02/12/2009/350761.shtml)
- Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год (URL: http://www.government.ru/content/governmentactivity/antikrizismeriprf/5431178.htm)
- «План экономического восстановления ЕС» (URL: http://ec.europa.eu/commission_barroso/president/pdf/Comm_20081126.pdf)
- Статистика еврозоны продолжает демонстрировать снижение — РБК (URL: http://top.rbc.ru/finances/30/10/2009/341868.shtml)
- Статистика — Eurostat (URL: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/portal/page/portal/eurostat/home)
Эффективность антикризисных мер в России — Кризис-Копилка (URL: http://krizis-kopilka.ru/archives/2560)
Данные European Commission. Economic Forecast. Spring 2009 http://ec.europa.eu/economy_finance/publications/publication15048_en.pdf
Графики взяты с сайта www.forexpros.ru