Эффективность антикризисной политики США и РФ: сравнительный анализ
Предпосылки кризиса в США. Большинство экономистов согласны в том, что предпосылкой кризиса обычно является перепроизводство, т.е. превышение предложения над спросом. В предыдущие столетия перепроизводство обычно возникало в главной части индустриальной экономики — реальном секторе, т.е. в производстве товаров и услуг (кроме финансовых). С конца ХХ в. перепроизводство все чаще возникает в быстрорастущей части постиндустриальной экономики — в финансовом секторе. В последние два-три десятилетия в развитых странах, и, прежде всего в главной экономике мира — США, рост финансового сектора шёл, прежде всего, через эмиссию производных финансовых инструментов (деривативов), т.е. выпущенных на базе других финансовых инструментов.
Перед кризисом американские банки активно выпускали деривативы, обеспечением которых были имеющиеся у них закладные на жилые дома, которые были куплены клиентами банка на ипотечные кредиты банка. В сущности, это был перевод кредитного риска с одного лица (банка) на другое лицо — созданную банком финансовую компанию (special purpose vehicle) и через нее — на покупателей деривативов, выпущенных этой финансовой компанией. Это позволяло банкам выдавать ипотечные кредиты даже ненадежным заемщикам. Подобные нестандартные ипотечные кредиты (subprime mortgage credits) в 2005—2006 гг. составляли 1,3 трлн долл., что сопоставимо с 10% ВВП США.[3] Подобные явления стали возможны благодаря дерегулированию финансовой системы США в последние полтора-два десятилетия. ФРС, как теперь уже ясно, допустила ошибку, спокойно взирая на быстрый рост малонадежных деривативов в нашем десятилетии, что привело к перегреву на рынке ипотечного кредитования, а затем и на всем финансовом рынке. Правда, и рейтинговые агентства вплоть до начала кризиса присваивали этим производным финансовым инструментам высокие рейтинги.
Глобальный кризис заключается ещё и в том, что случился глобальный дефицит потребительского спроса. А почему он возник? Активно используя значительную ёмкость американского рынка, многие успешно развивающиеся государства получали огромные доходы от экспорта. Но, пытаясь усилить свои конкурентные преимущества, они отнюдь не стремились использовать эти доходы для повышения жизненного уровня своего населения, повышая его покупательную способность, а накапливали их в государственных резервах и национальных фондах, тем самым замораживая рост потребительского спроса относительно уровня роста производства. Тем самым и возник глобальный дефицит потребления.
Чтобы компенсировать нарастающий недостаток глобального спроса, США все последнее десятилетие ответственно пытались стимулировать свой внутренний спрос, снижая процентные ставки, развивая ипотечное кредитование, выпуская с целью привлечения ресурсов государственные ценные бумаги. Развивающиеся же страны, пользуясь этой ситуацией, нарасхват брали американские облигации, позарившись на их прибыльность и надежность, вгоняя тем самым США в беспросветную долговую кабалу.
Одна из наиболее серьёзных проблем финансового сектора США заключается в том, что банки чрезмерно обременены проблемными активами. Как утверждается, именно наличие проблемных активов не позволяет банкам наладить полноценное кредитование реального сектора экономики. Исходя из этого, в центре антикризисной политики США находится помощь государства банкам по освобождению их от наиболее проблемных активов, в том числе и за счет их выкупа.
Проблемность финансовых активов, тех же долговых обязательств, определяется перспективами роста тех или иных рынков, с которыми связан тот или иной актив. В условиях затяжного спада потребительской активности и реального сектора, очевидно, что большинство проблемных активов не будут представлять коммерческого интереса еще достаточно долгое время. Но выдавать кредиты в условиях негативных перспектив большинства сокращающихся рынков — только увеличить число проблемных кредитов для банков. Поэтому банки, получая правительственную финансовую поддержку, вкладываются в более надежные инструменты, в частности, американские государственные облигации, которые и выпускаются в том числе и для того, чтобы увеличить объем финансовой помощи тем же самым банкам.[5]
Кризис в России. Кризис в экономике России носит экзогенный характер, т.е. принесен извне. Основными каналами воздействия являются отток иностранного капитала (прежде всего с фондового рынка), обострение внешней корпоративной задолженности, падение мировых цен на сырьевые товары (особенно на углеводороды).[3]
Еще недавно этот рынок считали устойчивым. Кредитный бум в РФ совпал со стабильным ростом цен на нефть, достигшим в середине прошлого года рекорда в $147 за баррель. А в нынешний бюджет РФ закладывали «пессимистический» сценарий цен на нефть — $95 за баррель.
Но все пошло «не по плану». Спрос на мировых рынках на продукцию российских производителей, как и цены на нефть, покатился вниз. Нефть опустилась до $32,41 за баррель. В результате экспортная выручка российских производителей начала снижаться. Кроме того, с разгаром кризиса инвесторы стали выводить из страны свои капиталы. Отток инвестиций из РФ в 2008 году превысил $100 млрд., а индексы фондовых рынков пережили головокружительное падение.
В результате снижения спроса и оттока капиталов у компаний и банков начались проблемы с ликвидностью и погашением долгов. В последние годы они активно брали займы на внешних рынках и к началу кризиса серьезно обросли долгами. По словам главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, за три года внешний долг российских компаний и банков вырос со $175 до $500 млрд.
Отток иностранного капитала начался с лета 2008г. По оценке, от половины до двух третьих вращавшихся на российском фондовом рынке активов приходилась на нерезидентов. Вывод ими средств из-за начавшегося в это время углубления мирового экономического кризиса во многом способствовал падению индекса РТС в 3—5 раз.
Экономические проблемы сказались на взаимопомощи российского бизнеса. Из-за проблем с ликвидностью банковский сектор РФ начал очень скрупулезно относиться к рефинансированию корпоративного сектора. А тот, в свою очередь, начал искать помощь и заступничество у государства. Как это сделал Олег Дерипаска, владелец алюминиевого холдинга UC Rusal. Средоточием проблем для него стал Альфа-Банк, не захотевший отсрочить платежи алюминиевого гиганта.[6]
«В условиях cокращения мировой торговли (по прогнозу ОЭСР, в
2009 г. физический объем экспорта в мире снизится более чем на 13%) и, главное, резкого падения мировых цен на сырье экспортный фактор российской экономики становится менее весомым. А ведь вклад только роста мировых цен на нефть в экономический рост России в середине десятилетия оценивался Всемирным банком примерно в 3 процентных пункта»[3]
Антикризисная политика США. Вначале антикризисная политика США сводилась к выкупу неликвидных банковских активов, национализации двух ипотечных организаций — Fannie Mae и Freddie Mac и страховой компании AIG, а также росту страхования депозитов в банках и фондах. Одновременно шло сокращение ставки процента, которая в начале 2009 г. была срезана почти до 0%.
Кризис начался в ипотечном секторе США, быстро охватив всю финансовую систему. Основной акцент в антикризисной политике делается на поддержку банков. В конце октября прошлого года Конгрессом США был утвержден так называемый «план Полсона», согласно которому на стабилизацию банковской системы страны было выделено 700 миллиардов долларов, из них 350 миллиардов были израсходованы еще администрацией Джорджа Буша. Однако неэффективность этого плана проявилась достаточно скоро. Большая часть средств этой программы ушла на рекапитализацию банковской системы США. Уже в начале февраля Bloomberg сообщал, что эта программа обошлась американским налогоплательщикам как минимум в 78 миллиардов долларов убытков. В обмен на вливания размером 254 миллиарда долларов министерство финансов США получило активы на сумму 176 миллиардов.[5]
В феврале 2009 ФРС вырабатывает новую программу — Financial Stability Plan (FSP), которая должна была заменить действовавшую в 2008 году программу Troubled Assets Relief Program (TARP), также была призвана оживить потребительское кредитование, выдачу займов для малого бизнеса, а также помочь рынкам коммерческой недвижимости и ипотеки избежать окончательного краха.
В одобренном в марте 2009 г. законе об экономическом восстановлении и реинвестировании (American Recovery and Reinvestment Act) из общей суммы в 787 млрд. долл. предусмотрено выделить 237 млрд. долл. на налоговые субсидии для физических лиц. (для юридических лиц — только 51 млрд. долл.), на поддержку малоимущих — 82,5 млрд. долл., на развитие социальной инфраструктуры (здравоохранения, образования, окружающей среды) — 246 млрд. долл., остальное будет потрачено на энергетику, дороги,
науку. ФРС для поддержки ипотечного кредитования и рынка недвижимости планирует выкупить весной-летом этого года ипотечных бумаг на 750 млрд. долл., для чего придется резко увеличить выпуск долларов.
В то же время, пока миллиарды выделяются на помощь проблемным банкам, объемы антикризисных мер по поддержке реального сектора экономики и поддержания покупательной способности населения остаются весьма скромными, несмотря на имевшие ранее место обещания Барака Обамы поддержать автомобильную промышленность, модернизировать устаревающую инфраструктуру и обеспечить социальные гарантии. Безработица растет, снижается покупательная способность, сокращаются рынки, что, в свою очередь, увеличивает риски банков по кредитам банков реальному сектору, не способствуя расширению его кредитования.
Неэффективность подобной антикризисной политики в ракурсе стимулирования американской экономики в целом становится все более очевидной. Уже неоднократно звучали требования (в первую очередь со стороны отдельных, успешно справляющихся с кризисом банкиров), положиться на «волю рынка» и позволить обанкротиться неэффективным финансовым институтам. Но подобный вариант наталкивается на следующие обстоятельства. Во-первых, роль финансового сектора в обеспечении политической и экономической гегемонии США в мире, которой в этом случае будет нанесен весьма значительный ущерб. Во-вторых, значение финансового сектора в структуре экономики США и в обеспечении ее конкурентных преимуществ. Его значительное сокращение может привести и к снижению уровня конкурентоспособности американского бизнеса в целом, и к сокращению других секторов экономики. И в-третьих, пожалуй, самое главное, влияние финансовой олигархии на американскую политику в целом. Не случайно, принимаемые антикризисные меры направлены в первую очередь на то, чтобы минимизировать потери и риски наиболее крупных финансовых игроков.
Как отмечает Джозеф Стиглиц: «Не надо путать спасение банкиров и акционеров со спасением банков. Америка могла бы спасти свои банки, бросив акционеров на произвол судьбы, за гораздо меньшие средства, чем она потратила». А Мартин Вулф считает: «Интересы финансистов сыграли решающую роль в формировании кризиса. Огромные богатства, которые создал и накопил американский финансовый сектор, придали банкирам чудовищный политический вес. Теперь же влиятельность финансового сектора мешает окончанию кризиса».[5]
Видимо, можно констатировать, что антикризисная политика в США направлена не столько на спасение американской экономики, сколько на спасение капиталов крупных финансовых инвесторов и сохранение их роли и влияния как в американской, так и в мировой экономике. А реализуется она прежде всего в двух направлениях — повышение ликвидности финансового сектора и поощрение потребительского спроса.
Антикризисная политика России. В марте правительство России обнародовало семь приоритетов антикризисной политики:
1. Социальная защита граждан как главный приоритет, в т.ч. защита от безработицы, индексация пенсий, выполнение обязательств перед гражданами “в полном объеме”. Главное — не допустить социальной напряженности, способной перерасти в народные волнения.
- Сохранение промышленного и технологического потенциала экономики России хотя бы на том низком уровне, который есть сейчас.
- Активизация внутреннего спроса по разным направлениям, за счет импортозамещения, введения определенных преференций для российских товаров по отношению к иностранным.
- Соответствие антикризисных мер долгосрочным приоритетам развития страны, которые вытекают из Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года.
- Снижение административных барьеров для бизнеса, включая противодействие коррупции и развитию малого и среднего бизнеса.
- Поддержка национальной финансовой системы, включая банки, финансовые рынки и небанковские финансовые организации.
- Проведение ответственной макроэкономической политики, ориентированной на показатели инфляции, которые поставлены в уточненном прогнозе (13-14 процентов в 2009 г). Инфляция в 2009 году, по прогнозам министра финансов РФ Алексея Кудрина, составит 13-14%.
Власти России определили приоритеты антикризисной политики. Как заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, в первую очередь государственная поддержка будет ориентирована на банковский сектор, строительство и торговлю.
Без банков, хотя явно не всех, встанет реальный сектор экономики. Поддержка строительства — не поддержка строителей с их привычкой к заоблачным ценам. Наоборот, это холодный душ — строители получат госденьги при согласии на снижение цен. Наконец, торговым сетям государство поможет, чтобы сложности в российской экономике не почувствовал рядовой потребитель. Потому что если это произойдет, возможна паника, а она в сложные времена персона нон грата. Недаром во власти говорят о кризисе мировой, а не российской экономики.
Для поддержания финансового сектора Правительством России были предложены следующие меры:
а) выделение российским банкам кредитов на общую сумму 1055 млрд. рублей на срок не менее пяти лет: 500 млрд. рублей — Сбербанк, 200 млрд. рублей — ВТБ, Россельхозбанк — 25 млрд. рублей.
б) увеличение срока обращения биржевых облигаций до трех лет;
в) проведение дополнительной эмиссии акций и облигаций отдельных стратегических предприятий с их последующим выкупом уполномоченными организациями;
Для предотвращения оттока капитала из страны и контроля над использованием банками средств господдержки:
а) привлечение правоохранительных органов к контролю за целевым использованием выделенных банкам средств;
б) на ЦБ возложить отслеживание динамики валютных вложений банков, получающих поддержку государства;
в) организовать рефинансирование Внешэкономбанком кредитов, выданных коммерческими банками малым предприятиям.
Для поддержания реального сектора Правительством РФ предусмотрено:
а) значительное снижение экспортной пошлины на нефть;
б) сокращение тарифных квот на импорт птицы и свинины;
в) предоставление авиакомпаниям отсрочки уплаты таможенных платежей на срок до 6 месяцев в отношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним;
г) оказание финансовой поддержки оборонно-промышленному комплексу;
д) оказание государственной поддержки отечественным компаниям, ориентированным на экспорт: предоставление госгарантий на экспортные операции в машиностроении и страхование экспорта в сельском хозяйстве.[4]
Схожесть антикризисной политики. В антикризисной политике США и России немало схожего. По мнению МВФ, обе страны являются одними из мировых лидеров по активности антикризисной политики.
Первым шагом антикризисной политики двух стран является восстановление ликвидности финансового сектора, для чего и США, и Россия не жалеют средств на спасение банков и других финансовых институтов. Происходит постепенное снижение ставки рефинансирования.
Обе страны провели снижение некоторых налогов, правда, в США это были налоги на потребителей, а в России — на производителей.
«В условиях падения спроса обе страны стараются заместить его повышением госрасходов (в США рост госрасходов с 1,6—1,9% в 2006—2007 гг. увеличится до 2,0—2,7% в 2008—2010 гг.). Госрасходы увеличиваются также и в России»[3]
Проблемы социальной сферы России и Америки во многом схожи. Как и у нас, в США львиная доля доходов попадала в карман наиболее богатой части общества, а подавляющее большинство и россиян, и американцев боролось за сохранение своего уровня жизни. Как и в нашей стране, в Америке наблюдаются значительный рост безработицы и увеличение расходования сбережений прошлых лет. И в России, и в США налицо недостаток финансирования медицинских и образовательных программ.
Америка, в отличие, допустим, от скандинавских стран, мало ассоциируется с социальным государством, ее исторически сложившееся кредо — общество равных возможностей. Между тем на выравнивание этих возможностей США готовы тратить огромные деньги — в условиях кризиса больше, чем обычно. Иными словами, Штаты ведут агрессивную социальную политику. Социальная политика России оценивается нашими властями также как успешная. “… Наши действия, если и отличаются в чем-то от действий других стран, то, я считаю, в лучшую сторону, масштабом социальных мероприятий. Потому что в таких условиях, в которых находимся мы и практически все экономики мира, главная задача государства заключается в обеспечении и исполнении социальных обязательств…” — В.В. Путин, Председатель Правительства РФ.[7]
Но, безусловно, в политике двух стран наблюдаются также весомые различия.
Различия антикризисной политики. Целью такой политики в обеих странах является скорейший выход из кризиса, но, не смотря на некоторые сходства, меры по достижению этой цели у двух стран разнятся.
а) Соединённые Штаты стараются решить проблемы своей экономики за счёт всего мира — иностранных инвестиций и денежных вливаний в экономику. Вот, что по этому поводу заявил в интервью, опубликованном в авторитетном немецком издании Frankfurter Allgemeine Zeitung (16.03.2009) премьер-министр Чехии, председательствовавшей на тот момент в ЕС, Мирек Тополанек: «ЕС необходимо единство, потому что США своими действиями, скорее, способствуют нервозности на рынках» Он обвинил США в попытках решать свои «проблемы за счет остального мира» и призвал страны Евросоюза к «единству» перед лицом такой политики Вашингтона. Тополанек, в частности, отметил, что принимаемые в США «различные спасательные пакеты, а также протекционизм, который выражается в призывах покупать американские товары, национализации… — все это приводит к тому, что Америка решает свои проблемы за счет остального мира».
Россия же, не имея такого экономического веса в мире, пытается решать проблемы, возникшие в экономике из-за кризиса, за счёт внутренних резервов. Если США в своих действиях могут опираться на международные экономические организации, такие как: МВФ, ВБ и ВТО, которые фактически и были созданы Соединёнными штатами, то Россия не может рассчитывать на такую поддержку.
Соединённые штаты выступают, конечно же, не открыто, за однополярный мир. Именно поэтому они стараются заблокировать любые проекты по реформированию международных экономических организаций. Россия же ориентирована на многополярный мир во многом для того, чтобы получить открытый доступ к мировой экономике и мировым экономическим институтам, причём на равных правах с другими государствами.
б) Антикризисная политика США сильно ориентирована на поощрение спроса, особенно потребительского.Поддерживая реальный сектор, правительство США помогает финансовым институтам, но не старается помочь бизнесу из-за опасении длительной рецессии, которая наблюдалась в Японии 1995-2002 гг.
В России, наоборот, в первую очередь стараются поддержать бизнес, причем своеобразным способом, через помощь системообразующим компаниям. Здесь можно привести пример АвтоВаза — системообразуещего предприятия автомобилестроении России, на его поддержку планировалось выделить 115 млрд. руб.
Но такое различие в антикризисной политике вполне объяснимо, так как в США отсутствует такая реалия как моногорода — города, полностью зависящие от одного крупного предприятия, которое в них расположено. Это проблема не конкретно города Тольятти и АвтоВаза, а проблема десятков таких же моногородов, а решать эту проблему кроме как с помощью государственных субсидий в России пока не научились.
Эти различия в антикризисной политике двух держав обуславливаются исторически сложившимися социально экономическими моделями. Либеральный капитализм в США и государственный капитализм в России. Основой либерального капитализма является потребительский спрос и всяческое его стимулирование. На современном этапе такое стимулирование происходит за счёт инвестиций из-за рубежа, так как в самих Соединённых Штатах своих сбережений уже не хватает. Эта тенденция позволяет США поддерживать более высокие темпы экономического роста, но при этом опасность зависимости от иностранного капитала постоянно растёт.
Говоря о России, стоит отметить, что модель олигархического капитализма, господствовавшая у нас в 90-е годы прошлого столетия, сменилась на модель государственного капитализма. Крупный бизнес в наше время является партнёром государства. Таким образом, роль государства во время кризиса растёт, а модель государственного капитализма имеет тенденцию к закреплению в российских реалиях на долгие годы. Такое развитие событий нельзя оценивать однозначно, так как у этой модели есть как свои плюсы, так и свои минусы.
Список использованной литературы
- Мировая Экономика: Учебник: 2-ое издание. проф. А.С. Булатов. М.: Экономистъ, 2008 г.
- Курс экономической теории: Учебник: 5-ое издание. Под редакцией проф. Чепурина М.Н. Киров: АСА, 2002 г.
- №3-4(6-7), 2009 Вестник МГИМО — Университета, Антикризисная политика в России и США: сходство и различия. проф. Булатов А.С.
- №3-4(6-7), 2009 Вестник МГИМО — Университета, финансово-экономический кризис и пути его преодоления, проф. Захаров А.Н.
- Журнал «Экономическое обозрение». Антикризисное дерби. Репортаж со стадиона. www.review.uz
- Дело. Антикризисная политика России. www.delo.ua
Новая Газета. №20. План Обамы для России. Алексей Полухин редактор отдела экономики «Новой Газеты» www.novayagazeta.ru