Пути выхода из кризиса стран Латинской Америки (на примере Аргентины, Венесуэлы и Бразилии)
Среди стран, серьезно пострадавших от кризиса, не в последнюю очередь оказались государства Латинской Америки — традиционные торгово-экономические партнеры США. В течение последних пяти лет (2002-2008 гг.) наблюдалось успешное развитие этого региона, начался экономический подъем, появились новые источники и факторы экономического роста и благоприятная для такого роста конъюнктура. В качестве главных факторов повышения и стабилизации темпов развития национальных экономик Латинской Америки можно назвать высокий спрос со стороны индустриально развитых стран, а также Китая на сырьевые товары латиноамериканского экспорта (энергоносители, цветные и черные металлы, продукция сельского хозяйства), что благоприятно сказывалось на соотношении экспортных и импортных цен во внешней торговле стран региона; возрос приток денежных переводов латиноамериканских эмигрантов, занятых на работах главным образом в США, увеличились доходы от национального туризма. Все это позволило латиноамериканским странам стабилизировать свое финансовое положение, ослабить инфляцию и поднять внутренний спрос и умножить сбережения населения. Полученный благодаря высокому и более диверсифицированному экспорту профицит привел к значительному увеличению валютных резервов и существенно ослабил зависимость от притока внешнего капитала. Это стало благом для большей части Латинской Америки: местные валюты укрепились по отношению к доллару США, что позволило многим странам снизить внешний долг и создать рекордные уровни валютных резервов, которые теперь можно использовать как «подушку безопасности». Помимо этого, к числу позитивных изменений можно отнести образование более независимых центральных банков, улучшение управления государственными финансами и усиление государственного регулирования и надзора. Однако разразившийся мировой финансовый кризис положил начало экономической рецессии в мире, в результате которой подъем в латиноамериканском регионе оказался прерванным. По свидетельству экспертов ЭКЛАК, нынешний мировой экономический кризис затронул все страны этого региона, хотя и не в одинаковой мере. Так, по прогнозам ЭКЛАК, рост ВВП региона в целом в 2009г. составит 1,9%, т.е. значительно ниже чем за пять предшествующих лет (5-6%). Несколько более высоким он ожидается в странах Южной Америки — 2,1%, наиболее низким — в странах Центральной Америки — 2,1%, в Карибском регионе — 1,4%, замыкает же перечень Мексика — страна, в экономическом отношении сильнее всего зависимая от своего северного соседа, — 0,5%. Под влиянием кризиса возникли затруднения с реализацией продукции на внешних и внутренних рынках, ухудшилось положение на рынках труда. Госбюджеты, «похудевшие» ввиду сократившихся поступлений от налоговых и таможенных сборов, ограничивают возможности правительств по решению проблемы преодоления бедности. К этому надо добавить сократившиеся денежные переводы от латиноамериканцев, уехавших на заработки в США и другие развитые страны, а также усиливающуюся инфляцию, наиболее болезненно сказывающуюся на беднейших слоях общества. Все это — результат того, что глубоко втянутые в водоворот глобализации латиноамериканские страны оказались по существу беззащитными перед лицом мирового кризиса. Такими их сделали неолиберальные реформы 90-х годов прошлого столетия, стратегия «выталкивания государства из экономики», приватизация его активов в ключевых отраслях, передача значительной их части в руки большого транснационального бизнеса. Под его пятой оказались не только наиболее доходные отрасли производства, но и кредитно-банковская система, призванная стимулировать внутренние сбережения и накопления. Были утрачены средства самозащиты, которые применялись прежде, при госкапиталистической модели развития. Такими были избирательная протекционистская политика, прикрывавшая внутренние рынки от разрушительной внешней конкуренции, поддержка национального частного капитала, в частности малых и средних предприятий, ограничение доступа иностранного капитала в стратегически важные сектора национальной экономики. Неслучайно, выступая на страницах журнала «Revista de la CEPAL» (2006, № 3), бывший исполнительный секретарь ЭКЛАК Энрике Иглесиас поставил вопрос о необходимости разработки для стран региона новой парадигмы (модели) развития, которая бы отвечала вызовам времени и при которой бы ведущую роль в защите национальных интересов, в решении проблем развития играло государство.Начиная с октября 2008г. практически во всех латиноамериканских группировках регионального и субрегионального уровня прошли совещания, посвященных кризису. Везде звучали призывы к укреплению интеграции в ответ на вызовы кризиса, к развитию внутрирегионального рынка, как альтернативы традиционным экспортным рынкам.
Наиболее же представительным был общерегиональный саммит в бразильском штате Баия, созванный по инициативе президента Бразилии Лулы да Силвы в декабре прошлого года. В нем приняли участие руководители и представители 33 стран Латинской Америки и Карибского бассейна, включая Кубу. Все они поддержали идею создания в 2010г. Организации латиноамериканских и карибских государств, которая должна объединить разрозненные интеграционные группировки, существующие в регионе. Прозвучали и самые разные предложения, касающиеся мер по борьбе с кризисом, — от создания единого государства с населением 550 млн. человек, общим рынком и единой валютой (У.Чавес) до финансирования программ поддержки малых предприятий для решения проблемы безработицы.
Ряд инициатив был выдвинут на совещаниях, прошедших в последние месяцы в Центральноамериканском общем рынке (ЦАОР), Андском сообществе и Карибском сообществе и общем рынке (КАРИКОМ). В октябре 2008г. МАБР, АКР и Латиноамериканский резервный фонд достигли принципиальной договоренности о создании на время кризиса специального фонда на сумму в 10,6 млрд. долл. для предоставления помощи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, ситуация, сложившаяся в мире, требует от латиноамериканских стран совместных усилий по разрешению финансового кризиса и разработки плана действий по преодолению его негативного влияния на регион, сдерживания дальнейшего роста цен на продовольствие и энергоносители. Трудность положения определяет и разность подходов правительств и финансовых организаций региона к принятию решений по преодолению кризиса.
Рассмотрим программы мер выхода из кризиса, представляемые некоторыми из стран региона.
Антикризисные меры аргентинских властей
Пожалуй, ни одна другая латиноамериканская страна так остро не воспринимает этот кризис, как Аргентина. Слишком свежи еще воспоминания о той экономической катастрофе, которую она пережила в начале текущего десятилетия.
Нынешний мировой финансово-экономический кризис захватил Аргентину в тот момент, когда ее экономика была на подъеме. В 2003—2008 гг. ВВП вырос почти на 65%, экспорт увеличился практически в три раза, а валютные резервы Центробанка — в четыре с половиной раза. Благодаря частичной реструктуризации государственной задолженности аргентинским властям удалось снизить долговую нагрузку. Страна ощутимо продвинулась вперед в деле индустриализации и формирования новых «очагов развития», включая сектора с высокой инновационной составляющей. Экономическая система в целом характеризовалась возросшим уровнем диверсификации, имели место позитивные подвижки в сфере внешней торговли и в социальной области. Складывалось впечатление, что аргентинская нация «нащупала» эффективную модернизационную модель, и национальная экономика после десятилетий потрясений и кризисов выходит на траекторию устойчивого развития.
Однако в самое последнее время мировой кризис не только круто изменил в худшую сторону внешние условия бизнеса для аргентинских товаропроизводителей, но и более четко выявил слабые места и болевые точки нынешней модели. Известный экономист Карлос Мелконьян заметил, что в 2008г. аргентинская экономика получила два сильнейших удара: мегабегство капитала (за год больше 20 млрд. долл.) и падение цен на основные товары национального экспорта.
К марту 2009г. аргентинские власти в основных чертах уже сформировали пакет антикризисных мер и предприняли ряд конкретных шагов в русле той макроэкономической стратегии, которой последовательно придерживались правительства Н.Киршнера и К.Фернандес де Киршнер. Главным было расширение государственных инвестиций; поддержка реального сектора; налоговое стимулирование инвестиционного и инновационного процесса; поддержание потребительского спроса; поощрение экспорта; реструктуризация части суверенной задолженности; меры по продвижению торгово-экономических интересов Аргентины.
Конкретные решения и действия официального Буэнос-Айреса прежде всего касались финансово-бюджетной сферы. Был принят ряд мер фискального и социального характера, в том числе: частичное сокращение налогообложения физических лиц, увеличение минимального размера пенсий (с 690 до 770 песо в месяц), учреждение Экономического и социального совета с участием представителей всех основных секторов аргентинского общества. Радикальное значение имело решение ликвидировать созданную в период неолиберальных реформ частную накопительную пенсионную систему, что передавало под контроль государства значительные средства — около 95 млрд. песо. Президент Аргентины подписала указ, согласно которому в собственность государства перешли десять крупнейших частных пенсионных фондов. Эксперты видят в действиях руководства страны желание взять под контроль оцениваемые в 30 млрд. долл. финансовые активы национализированных организаций. (Однако аргентинский фондовый рынок отреагировал на решение президента падением местного фондового индекса на 11% и курса национальной валюты).
Был увеличен объем государственных инвестиций, преимущественно в строительство и развитие инфраструктуры, и основным направлением стала реализация так называемого «Плана общественных работ для всех аргентинцев». Последняя мера призвана обеспечить занятость 400 тыс. человек.
Скорректирована государственная кредитная политика. Через Банк аргентинской нации государство стало предоставлять «мягкие» кредиты малому и среднему бизнесу (на 10 лет из 14% годовых), открыло новые линии потребительского кредитования, в том числе — для приобретения автомобилей и других товаров длительного пользования, начало формирование линии субсидируемого государством ипотечного кредитования.
Продолжалась реализация мер, направленных на отсрочку выплаты долгов по гарантированным займам, выпущенным в 2001г. В то же время изменилась политика по отношению к нелегально вывезенным капиталам. Так называемый «Антикризисный закон N 26.476», вступивший в силу 1 марта 2009г., предоставил возможность в течение 180 дней «отбелить» размещенные за рубежом активы.
Целый ряд мер, естественно, касался сферы внешней торговли. Для укрепления конкурентоспособности аргентинских товаров власти пошли на некоторое ослабление аргентинской денежной единицы — примерно до 3,6—3,7 песо за 1 доллар. Принимая некоторые меры протекционистского характера, аргентинское руководство координировало свои действия с партнерами, прежде всего с Бразилией. Уже с октября прошлого года Бразилия и Аргентина отказались от доллара во взаимных расчетах. Согласно договоренностям, они будут рассчитываться теперь в реалах и песо. Предполагается, что от такой меры в первую очередь выиграют мелкие и средние экспортеры. Дополнительные меры были призваны стимулировать экспорт, в частности, увеличение количества торговых миссий за рубежом и учреждение Федерального совета по вопросам внешней торговли для координации действий центральной власти и отдельных регионов. Одновременно был усилен контроль над импортом ряда «чувствительных» товаров — обуви, текстиля, электроники и некоторых других.
Несмотря на то, что в стране большой внешний долг (95 млрд. долл.), правительство Аргентины решило отказаться от досрочного погашения долга в 6,7 млрд. долл. перед Французским клубом кредиторов (о намерении выплатить этот долг досрочно резидент Аргентины заявила в сентябре прошлого года). Погашение долга предполагалось произвести из госрезервов Аргентины, которые составляют 47,1 млрд.долл., но в условиях мирового финансового кризиса это «было бы ошибкой».
В сфере международных связей основные усилия направлены на укрепление сотрудничества с латиноамериканскими странами, в первую очередь, с Бразилией; изменение механизма функционирования МВФ, используя участие в работе Группы 20; улучшение отношений с США в свете новой политики правительства Б.Обамы (такие попытки уже делаются, и определенные надежды связываются с V саммитом Америк на Тринидаде и Тобаго); поиск новых зарубежных инвесторов и партнеров для развития стратегических секторов национальной экономики (визиты К.Фернандес де Киршнер в Россию и Испанию).
Тем самым аргентинские власти и в условиях кризиса не отходят от базовых принципов существующей модели и в рамках макроэкономической политики модернизации продолжают делать главную ставку на усиление государственного регулирования экономики. Однако разрастание кризисных явлений потребует новых крупных расходов, что может привести к разбалансировке бюджета и серьезно осложнит положение правительства накануне парламентских выборов в июне текущего года.
Особенности кризиса в Венесуэле
Для многих нефтеэкспортирующих стран, к числу которых относится и Венесуэла, мировой финансово-экономический кризис стал своего рода «моментом истины». С окончанием периода спекулятивно высоких цен на нефть обнажились существенные проблемы и слабости в их экономике: высокая зависимость госбюджетов от нефтяных поступлений, низкий уровень диверсификации промышленности и экспорта, связанная с этим повышенная потребность в импорте средств производства и предметов потребления. В итоге нефтяные страны оказались затронутыми кризисом больше, чем многие государства — импортеры нефти.
Правительственный бюджет Венесуэлы в 2008г. впервые за последние четыре года был сведен с дефицитом (1,8%). Темпы прироста ВВП снизились с 8,4% в 2007г. до 4,8%.
На ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры в Венесуэле накладываются последствия нерешенных проблем и ошибок, накопившихся в предшествующие годы. За последние пять лет к их числу можно отнести сохранение валютного контроля и контроля над ценами на товары массового спроса, рост инфляции, неоправданно высокие темпы проведения национализации иностранной и частной национальной собственности в ключевых отраслях экономики, осуществление крупномасштабных социальных программ в ущерб инвестиционным проектам. Эти факторы привели к значительному ухудшению инвестиционного климата в стране. В 2006, 2007 и 2008 гг. отток прямых иностранных капиталовложений составил соответственно 2,7, 1,6 и 3,7 млрд. долл., в то время как в предыдущие три года происходил их приток в размере от 0,7 до 1,4 млрд. долл. в год. В нефтяной промышленности в 2006г. иностранные инвестиции уменьшились более чем на 50%.
Положение усугублялось также тем, что по мере усиления (с 2002г.) контроля государства над нефтяной промышленностью оно стало изымать из отрасли значительные средства с целью реализации социальных программ и других проектов. Ранее эти доходы использовались для пополнения золотовалютных резервов ЦБ. В 2006г. объем выделенных на социальные цели ресурсов составил 11,8 млрд. долл., а в 2007г. — 14 млрд. долл. Эти расходы более чем вдвое превышали инвестиции госкомпании «Petróleos de Venezuela» (PDVSA) в развитие нефтяной промышленности. Недостаточность инвестиций стала одной из причин снижения на 12% производства нефти в 2005—2007 гг.
Заявленный ЦБ объем золотовалютного резерва Венесуэлы в конце 2008г. составил 40 млрд. долл.(еще 40 млрд. долл. размещены в Фонде национального развития, а также на фондовых рынках России и Китая). Эта сумма формировалась за счет сверхвысоких цен на экспортируемую нефть и во многом поддерживала как относительное внутриэкономическое равновесие, так и непосредственно официальный курс боливара. Однако резкое и неожиданное снижение цен на «черное золото» вынудило правительство изъять из резерва 10 млрд. Весьма амбициозные проекты У.Чавеса, такие, как создание бесплатных медицинских центров, снащенных по последнему слову техники, строительство доступного жилья и программы образования обходятся бюджету Венесуэлы весьма недешево. Одновременно существует проблема постепенного снижения объема добычи углеводородного сырья. Конечно, некоторое сокращение экспорта обусловлено обязательствами перед ОПЕК, однако в стране, валютные поступления которой на 90%, а бюджет на 50% зависят от продажи нефти, такой спад заметно отражается на состоянии экономики в целом
С 2007г. началась радикализация политического курса: президент объявил о начале строительстве «социализма XXI века». К концу 2008г. установлен полный государственный контроль над нефтяной промышленностью, проведена крупномасштабная национализация в ряде других ведущих отраслей экономики. В феврале 2007г. У.Чавес издал декрет о борьбе со спекуляцией, предусматривающий жесткие меры (штраф до 350 тыс. долл., тюремное заключение до шести лет, частичная или полная конфискация предприятия) против торговцев и частных предпринимателей, отказывающихся продавать товары первой необходимости по фиксированным государством ценам, которые нередко ниже издержек производства. В случае же их ухода с рынка им грозит срок до десяти лет лишения свободы «за прекращение производства, импорта или транспортировки» тех товаров, которые правительство считает предметами первой необходимости.
Венесуэла сильно зависит от импорта, так как у нее фактически отсутствует собственное производство товаров потребления. Дело в том, что внутренний инвестиционный климат нее способствует развитию частного бизнеса, особенно крупного. Основным фактором, из-за которого производство становится просо нерентабельным, является фиксированный курс национальной валюты. Стоимость одного доллара в 2,15 боливаров создает условия, при которых венесуэльские товары (сравнительно невысокого качества) стоят слишком дорого, как для экспорта, так и для внутреннего потребления. Все это приводит к тому, что до 90% товаров на внутренних рынках Венесуэлы импортные.
В целях борьбы с инфляцией были повышены процентные ставки. Эти меры еще больше ухудшили инвестиционный климат и усилили отток иностранного капитала из страны. Если во многих странах мира повышение регулирующей роли государства рассматривается в качестве одного из условий преодоления кризиса, то в Венесуэле в ряде случаев избыточная и неадекватная роль государства стала причиной усугубления ситуации.
Действие многих факторов, включая падение экспортных доходов Венесуэлы, может привести в ближайшие годы к дальнейшему снижению экономической динамики и росту социальных противоречий. В связи с этим Венесуэле, как и другим нефтеэкспортирующим странам, приходится принимать неотложные меры. Один из путей решения возникших проблем власти видят в новых иностранных инвестициях в нефтяную промышленность, которые, по мнению экспертов, могут осуществить, прежде всего, уже работающие в отрасли зарубежные компании.
Президент Венесуэлы Уго Чавес обвинил в провоцировании кризиса США и Международный валютный фонд. Нынешний кризис он считает «симптомом распада капиталистической системы». «Латинская Америка не должна зависеть от американского доллара, а также от экономики США», настаивает он. — «Вот почему мы на протяжении последнего десятилетия настойчиво предлагаем создать Южноамериканский банк, который призван стать инструментом защиты региона от внешних экономических потрясений». Чавес призывает усилить Банк Юг, который был создан Венесуэлой и еще шестью государствами в качестве альтернативы непопулярному МВФ. Помимо этого, Чавес выступает как один из инициаторов создания региональной валюты «сукре» для консолидации региональных механизмов перед лицом мирового финансового кризиса.
В действительности же администрация Чавеса предпринимает весьма обычные меры по преодолению последствий финансово-экономического кризиса. Бюджет на 2009г. сокращен на 6,7%, что свидетельствует о снижении расходов и, возможно, дотаций союзникам Венесуэлы. С 1 апреля повышен НДС с 9 до 12%, что конечно же вызвало повышение цен и всеобщее недовольство. Однако для смягчения удара по потребителю поднята на 20% заработная плата. Но, к сожалению, такое увеличение будет нивелировано ростом инфляции (по прогнозам ЦБ она составит 30-35%). Сейчас в стране наблюдается незначительный рост безработицы, однако этот показатель, в отличие от других стран региона, будет сведен к минимуму за счет увеличения госзаказа.
Что касается уровня добычи нефти, то ведется активная разработка четырех новых месторождений. Наряду с внутриэкономическими изменениями предпринимаются весьма конкретные шаги по привлечению в страну иностранных инвесторов. Как представляется, Венесуэла может рассчитывать на финансовую помощь со стороны Китая, например, в счет будущих поставок нефти. Подобная договоренность была достигнута в феврале 2009г. между Китаем и Бразилией. Возможно и обращение за помощью к России, которая уже согласилась в ноябре 2008г. предоставить Венесуэле 1 млрд. долл. под закупки вооружений. Не исключено, что в случае дальнейшего усугубления ситуации правительству придется сократить объемы реализации социальных программ, а также размеры помощи латиноамериканским странам.
Политика правительства Бразилии
Бразилия дольше других стран группы БРИК демонстрировала неплохие результаты на фоне общего спада. Согласно докладу бразильского Института географии и статистики, в Бразилии отмечен рекордный спад производства за 18 лет. По данным института, спад промышленного производства составил в декабре 2008г. 12,4%, и это наихудший показатель ежемесячной динамики с 1991г. Впервые за восемь лет в Бразилии отмечен отрицательный торговый баланс (по сообщению министерства развития, промышленности и внешней торговли). В январе 2009г. объем бразильского импорта превысил экспорт на 518 млн. долл. Такая ситуация наблюдается впервые с марта 2001г., когда экономика страны переживала еще последствия кризиса 1998г.
По мнению аналитиков, Бразилия была не так сильно интегрирована в мировую финансовую систему, чтобы сразу почувствовать влияние глобального кризиса. Однако ее экономика, ориентированная на экспорт сырья и материалов, оказалась не готова к обвалу мировых цен. Осенью прошлого года эксперты прогнозировали рост ВВП Бразилии на 3,4%, но в последнем докладе МВФ говорится уже о 1,5-2%
Индекс фондовой биржи Сан-Паулу — «Bovespa» упал на 34% по сравнению с уровнем с середины мая. Еще до обвала рынка в сентябре, последствия американского кризиса уже стали причиной снижения почти на 600 миллиардов реалов (316 млрд. долл.) рыночной стоимости компаний, входящих в индекс «Bovespa». Бразильская валюта, реал, менее чем за три недели потеряла более 16% против доллара. Местным банкам стало трудно привлекать капитал за границей, корпорации аннулируют долги, отменяют выпуск акций, крупные инвестиции откладываются. Президент нефтяной компании «Petrobras» высказал мнение, что американский кризис может усложнить ситуацию с выпуском долговых обязательств и привлечением капитала, который необходим для проведения разведки новых нефтяных месторождений в Бразилии.
Доступ к кредитам в современных условиях остается одной из главных проблем бразильских предпринимателей. И хотя ЦБ снизил процентную ставку на 2,5 процентного пункта — до 11,25%, это не оказало большого влияния на доступность кредитов, предоставляемых коммерческими банками. Несмотря на то, что правительство недавно выделило 100 млрд. реалов государственному банку «BNDES» для кредитования предпринимателей, многие из предпринимателей жалуются, что эти кредиты доходят до них очень медленно.
В IV квартале 2008г. объем промышленного производства уменьшился на 7,4% по сравнению с предыдущим кварталом. Сократившийся на 9,8% спрос на инвестиции в основной каптал «подрубил» одну из главных опор экономического подъема. Личное потребление снизилось на 2%.
Сравнительно более благоприятным является положение в тех секторах экономики, которые зависят не столько от кредитов и инвестиций, сколько от доходов потребителей (пищевая, швейная и обувная промышленность). Сети крупных супермаркетов продолжают расширяться. Производство косметических изделий выросло на 27,5% в 2008г., высокими темпами растет парфюмерное производство, благодаря чему Бразилия сможет в 2009г. обогнать США и стать ведущим в мире производителем парфюмерии.
Как известно, Бразилия одной из последних вошла в рецессию и, возможно, одной из первых выйдет из неё. На это указывает динамика национального ВВП. Если за четвёртый квартал прошлого года он сократился на 3,6% к предыдущим трём месяцам, то в январе — марте 2009г. он упал лишь на 0,8% к четвёртому кварталу. Эксперты ОЭСР предсказывают Бразилии 4-процентный рост уже в 2010 году.
Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва в начале 2009г. объявил, что правительство будет принимать новые меры по преодолению последствий финансового кризиса. Среди них находится задача придать новый импульс инвестициям, обеспечив ресурсами эти акции, а также помочь малым и средним предприятиям банковскими кредитами.
Он подчеркнул, что ключевым вопросом является сохранение инвестиций, в ответ на негативные последствия, которые могут сказаться на экономике Бразилии. Президент подчеркнул важность обеспечения рабочими местами, заработной платой и арендными выплатами, которые определил в качестве основных компонентов для гарантий роста экономики государства.
В Национальный банк экономического и социального развития будут сделаны «инъекции», чтобы инвестиции не останавливались, а произвели «каскадный эффект».
По словам главы государства, в отличие от кризисов прежних лет, страна уже располагает значительными международными резервами (207 миллиардов долларов). Кроме того, бразильское правительство объявило накануне об оказании помощи небольшим банкам, испытывающим трудности из-за кризиса. Планируется также выделение льготных кредитов экспортерам для снижения потерь от роста доллара по отношению к бразильскому реалу. Хорошие показатели бразильской экономики объясняются в первую очередь низкой инфляцией и положительным торговым балансом. В результате экономика Бразилии уже вновь начала расти, а дефицит бюджета в 2009г. составит не более 2,2-2,3%, при этом на стимулирующие программы было потрачено всего 0,8% от ВВП страны.
Заключение
По мнению экспертов ЭКЛАК, кризис стал системным, т.е. охватывает все сферы экономической деятельности и требует фундаментальной перестройки моделей развития.
Как можно заметить, латиноамериканские лидеры расходятся в оценках мирового финансового кризиса, и существуют весьма глубокие разногласия и проблемы в координации совместных антикризисных мер. Кризис волей-неволей заставляет страны заниматься своими проблемами и отодвигать на задний план «региональные» действия.
Несмотря на несовпадение антикризисных стратегий, латинская Америка все-таки обязана объединить усилия для преодоления мирового кризиса и решения общих задач экономического развития. Следовательно, региональная политика должна быть основана на следующих принципах:
- в первую очередь создание обновленной финансовой системы, способной сбалансировать региональную экономику, защитить от воздействия других кризисов и превратить избытки накоплений в высокодоходные инвестиции или в финансирование инфраструктуры в регионе;
- должны существовать детальные собственные планы (в том числе с точки зрения ликвидности центральных банков, гарантий вкладчикам и кредиторам, капитализации банков);
- в странах региона должно быть четкое понимание того. На какие цели ориентированы их конкретные действия;
- Принятие как на национальном, так и на международном уровне комплекса мер по преодолению последствий, а главное, по предотвращению системных банковских кризисов;
- должна иметь место координация усилий на международном уровне.
Время покажет, насколько устойчивыми окажутся осуществленные преобразования и смогут ли они способствовать нейтрализации кризиса.
Что касается остальных латиноамериканских стран, то, видимо, следуя примеру центров, им придется стать на путь фундаментальной модернизации действующей неолиберальной модели. Но и в этом случае нельзя исключать существенного воздействия на ориентиры их экономической стратегии тех сдвигов в расстановке мировых сил, которые будут происходить в обстановке углубляющегося кризиса.