Африка южнее Сахары во всеафриканской экономической интеграции
Статья посвящена вопросам общеафриканской экономической интеграции с акцентом на Тропическую Африку
Ключевые слова: новая экономика, информационные каскады, инвестиции, макроэкономическая нестабильность
V.N.Sheetov. SubSaharian Africa in All-African Economic Integration
The article focuses on all-African economic integration with an accent on subSaharian region
Key words: economic integration, SubSaharian Africa
Развитие интеграционных процессов в Африке южнее Сахары имеет давнюю историю. Первое интеграционное объединение в регионе — Южно-африканский таможенный союз (Southern African Customs Union — SACU) было создано еще в 1910 г. Этот пример, однако, следует рассматривать как исключение, поскольку в колониальный период проявлению интеграционных тенденций в Африке южнее Сахары препятствовал раздел территории региона между ведущими западными державами. Реально о развитии интеграционных процессов в Африке южнее Сахары можно говорить с начала 60-х гг. ХХ века, когда большинство стран региона обрело политическую независимость. С тех пор в Африке южнее Сахары был создан целый ряд различных экономический группировок, часть из которых, как, например, учрежденный в 1962 г. Экваториальный таможенный союз (Equatorial Customs Union) в составе Габона, Камеруна, Республики Конго, Центрально-африканской республики и Чада, перестала существовать, а другие утвердились в качестве значимых интеграционных объединений регионального и субрегионального уровней.
Основные региональные и субрегиональные
интеграционные объединения,
созданные с участием стран Африки южнее Сахары
Наименование |
Год создания |
Состав участников |
Восточноафриканское сообщество (East African Community — EAC) |
1967* |
Бурунди, Кения, Руанда, Танзания, Уганда |
Западноафриканский экономический и валютный союз (West African Economic and Monetary Union — WAEMU) |
1994 |
Бенин, Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау, Кот-д’Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того |
Общий рынок для Восточной и Южной Африки** (Common Market for Eastern and Southern Africa — COMESA) |
1993 |
Ангола, Бурунди, ДРК, Джибути, Замбия, Зимбабве, АРЕ, Кения, Коморские о-ва, Ливия, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Руанда, Свазиленд, Сейшельские о-ва, Судан, Уганда, Эритрея, Эфиопия |
Экономическое сообщество западноафриканских государств (Economic Community of West African States — ECOWAS) |
1975 |
Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Кот-д’Ивуар, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того |
Экономическое сообщество центральноафриканских государств (Economic Community of Central African States — ECCAS) |
1983 |
Ангола, Бурунди, Габон, ДРК, Камерун, Республика Конго, Сан-Томе и Принсипи, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея |
Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки (Communauté Économic et Monetaire de l’Afrique Centrale — CEMAC) |
1994*** |
Габон, Камерун, Республика Конго, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея |
Сообщество развития юга Африки (Southern African Development Community — SADC) |
1992 |
Ангола, Ботсвана, Зимбабве, Лесото, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, Танзания, ЮАР |
Сообщество государств Сахеля-Сахары (Community of Sahel-Saharian States — CEN-SAD) |
1998 |
АРЕ, Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Джибути, Ливия, Мали, Марокко, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сомали, Судан, Того, Тунис, ЦАР, Чад, Эритрея |
Южно-африканский таможенный союз (Southern African Customs Union — SACU) |
1910**** |
Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд, ЮАР |
* Восточноафриканское сообщество распалось в 1997 г. и было официально восстановлено 7 июля 2000 г.
** В отечественной литературе это интеграционное объединение часто именуют Экономическим сообществом стран Восточной и Южной Африки.
*** Соглашение о преобразовании Таможенного и экономического союза Центральной Африки в Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки было подписано в 1994 г., но вступило в силу 25 июня 1999г.
**** Соглашение о Южно-африканском таможенном союзе было переподписано в 1969 г.
Вместе с тем, как свидетельствует вышеприведенная таблица, в различных региональных и субрегиональных интеграционных объединениях зачастую участвуют одни и те же государства Африки южнее Сахары. Такое «параллельное членство» не может не порождать конкретных противоречий в развитии межстранового экономического сотрудничества. Рассмотрим эту проблему на примере двух интеграционных объединений: Западноафриканского экономического и валютного союза и Экономического сообщества западноафриканских государств. Первое объединение по сути находится «внутри» второго. В результате получается, что 8 из 15 членов Экономического сообщества западноафриканских государств могут торговать между собой обработанными товарами как по «правилам» данного интеграционного объединения, так и по «правилам» Западноафриканского экономического и валютного союза. Однако, эти «правила» далеко не идентичны и предполагают разные критерии определения страны происхождения товара, разные документы, подтверждающие происхождение товара, различия в тарифных преференциях и т.д.
И подобных противоречий немало. К тому же необходимо учитывать, что в вышеприведенной таблице указаны только основные региональные и субрегиональные интеграционные объединения, созданные с участием стран Африки южнее Сахары. А ведь помимо них существуют еще другие, небольшие интеграционные группировки, для которых также характерно «параллельное членство». Это и Союз реки Мано (Mano River Union — MRU), созданный в 1973 г. и реактивированный в 2004 г. в целях развития экономического сотрудничества между его участниками — Гвинеей, Либерией и Сьерра-Леоне. (При этом в 2008 г. о своем намерении присоединиться в будущем к Союзу заявила Кот-д’Ивуар). Это, далее, созданное в 1976 г. Экономическое сообщество стран Великих озер (Communauté Economique des Pays des Grands Lacs — CEPLG) (участники — Бурунди, ДРК и Руанда), а также Межправительственный орган по развитию(Intergovernmental Authority on Development — IGAD), созданный в 1996 г. Джибути, Кенией, Сомали, Суданом, Угандой и Эфиопией, и учрежденная в 1984 г. Комиссия Индийского океана (Indian Ocean Commission — IOC) (участники — Маврикий, Мадагаскар, Коморские о-ва, Реюньон и Сейшельские о-ва). Разумеется мандаты этих объединений являются достаточно узкими. Например, основные направления сотрудничества в рамках Комиссии Индийского океана — это контроль за рыбными ресурсами в крайне западной части Индийского океана и координация национальных туристических организаций стран-членов, а Межправительственный орган по развитию ориентирован на сотрудничество в преодолении последствий засух в Восточной Африке, развитие сельского хозяйства стран-членов и взаимодействие в оказании помощи экологическим беженцам. В то же время и эти объединения накладывают свои обязательства на входящие в них страны, которые могут порождать определенные противоречия при «параллельном членстве» этих стран в других интеграционный группировках.
Еще одной проблемой, связанной с региональными и субрегиональными организациями, созданными с участием государств Африки южнее Сахары, является проблема их типологизации и соотнесения большинства из них с «классическими» формами экономической интеграции (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз). В современных условиях можно, пожалуй, говорить, о существовании в отдельных субрегионах Африки южнее Сахары только одной «классической» формы экономической интеграции — таможенного союза. В настоящее время в регионе функционируют три таможенных союза: Восточноафриканское сообщество, Западноафриканский экономический и валютный союз и Южно-африканский таможенный союз.
Восточноафриканское сообщество стало функционировать как таможенный союз с 1 января 2005 г. в составе трех государств: Кении, Танзании и Уганды. В 2007 г. полноправными членами данного таможенного союза стали Бурунди и Руанда. А 20 ноября 2009 г. все участники Восточноафриканского сообщества подписали протокол о намерении создать в ближайшей перспективе Общий рынок Восточноафриканского сообщества, предусматривающий свободное движение товаров, капиталов и рабочей силы.
Западноафриканский экономический и валютный союз стал зоной свободной торговли в 1996 г. и начал функционировать как таможенный союз в 2000 г.
Как уже отмечалось, Южно-африканский таможенный союз –это страннейшее интеграционное объединение не только на африканском континенте, но и в мире. Договор о его создании был подписан в 1910 г. и переподписан в 1969 г. Членами Южно-африканского таможенного союза являются: Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд и ЮАР. Союз, как и следует, предполагает отсутствие таможенных тарифов в отношении торговли между странами-членами и проведение ими единой таможенно-тарифной политики по отношению к третьим странам. Вместе с тем, Южно-африканской таможенный союз имеет и свою специфику. Денежные средства, образующиеся от уплаты тарифов при торговле со странами — не членами Союза, поступают в единый фонд доходов интеграционного объединения с последующим его распределением между государствами — членами Южно-африканского таможенного союза. Причем это распределение происходит по специальной схеме путем: (1) определения доли каждого государства-члена в общем объеме внутрисоюзного импорта; (2) определения доли каждого государства-члена в общем объеме доходов от уплаты акцизов по товарам, производимым в зоне Южно-африканского таможенного союза, пропорционально доле этого государства в совокупном ВВП стран-членов и (3) установления для каждого государства-члена так называемого «компонента развития» — определенной процентной доли совокупного дохода от акцизов (ее конкретный размер тем выше, чем ниже уровень экономического развития государства-члена).[1] Доходы от участия в Южно-африканском таможенном союзе имеют важное значение для развивающихся стран-членов этого таможенного союза. Достаточно отметить, что доходная часть государственных бюджетов Свазиленда и Лесото на 40-50% формируется за счет выплат этим странам из единого фонда доходов Союза.[2]
До 2002 г. Южно-африканским таможенным союзом фактически руководила ЮАР. Соглашение, подписанное в 2002 г., демократизировало процесс принятия административных решений в союзе и тем самым несколько уменьшило доминирующее положение ЮАР в этой сфере. В 2002 г. был образован высший орган Южно-африканского таможенного союза — Совет министров стран-членов, который назначает Исполнительного секретаря Южно-африканского таможенного союза, членов Тарифного комитета, готовящего рекомендации по изменению таможенных тарифов, утверждает бюджеты Секретариата [3], Тарифного комитета и Суда Южно-африканского таможенного союза. [4]
Различия в уровнях экономического развития стран-членов Южно-африканского таможенного союза, а также известная однотипность сырьевой экспортной специализации Ботсваны, Намибии и ЮАР составляют основу для возникновения между ними определенных разногласий. Последние касаются главным образом процесса либерализации торговых отношений с третьими странами, в частности с ЕС, в отношении которого (процесса) ЮАР занимает в противовес менее развитым членам — Ботсване, Лесото, Намибии и Свазиленду — гораздо более сдержанную позицию, отстаивая субрегиональные и региональные приоритеты в торговле.
Такие интеграционные объединения как Общий рынок для Восточной и Южной Африки, Экономическое сообщество центральноафриканских государств и Сообщество развития юга Африки не поддаются «классической» типологизации. Можно лишь отметить, что все они «движутся» в сторону создания таможенных союзов. При этом наибольшего прогресса в этом направлении добились Общий рынок для Восточной и Южной Африки и Сообщество развития юга Африки. В рамках Общего рынка для Восточной и Южной Африки 31 октября 2000 г. восемь стран-членов (Джибути, Замбия, Зимбабве, Кения, Маврикий, Мадагаскар, Малави и Судан) объявили о создании зоны свободной торговли. 1 января 2004 г. к ней присоединились Бурунди и Руанда. На 2008 г. планировалось преобразование данной зоны свободной торговли в таможенный союз, но этот проект пока не был реализован.
Сообщество развития юга Африки существенно продвинулось по пути создания зоны свободной торговли. В настоящее время в его рамках осуществлено значительное снижение таможенных пошлин и достигнут существенный прогресс в устранении нетарифных ограничений во взаимных торговых связях стран-членов. К 2010 г. планировалось создание таможенного союза, однако, его подготовку не удалось завершить к данному сроку.
Сообщество государств Сахеля — Сахары является самым молодым из основных региональных и субрегиональных интеграционных объединений, созданных с участием стран Африки южнее Сахары. Учрежденное в 1998 г. Буркина-Фасо, Ливией, Мали, Нигером, Суданом и Чадом, Сообщество насчитывало на начало 2010 г. уже 18 членов и причем как из Африки южнее Сахары, так и из Северной Африки. Еще ряд африканских государств находится в процессе присоединения к данному интеграционному объединению, которое получило статус регионального решением 36 сессии глав государств и правительств — членов Африканского союза и статус наблюдателя Генеральной Ассамблеи ООН в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи № А/RES/56/92. Его важнейшей целью является создание всеобъемлющего экономического союза в сотрудничестве с другими африканскими региональными и субрегиональными интеграционными объединениями. [5] Именно последнее обстоятельство вкупе с быстро увеличивающимся числом стран-участников делает Сообщество государств Сахеля-Сахары важным органом координации усилий по развитию всеафриканского интеграционного процесса.
Как известно идея всеафриканской экономической интеграции впервые нашла практическое воплощение в Договоре Абуджи, подписанном в июне 1991 г. главами государств и правительств — членов Организации африканского единства (ОАЕ), ныне именуемой Африканским союзом. Именно этот договор поставил задачей создать Африканское экономическое сообщество (African Economic Community — AEC). Соглашение о создании Африканского экономического сообщества вступило в силу в мае 1994 г. Оно же определило своего рода «дорожную карту» движения к такому сообществу, основные вехи которой предусматривают создание к 2020 г. всеафриканского таможенного союза, к 2024 г. всеафриканского общего рынка и к 2029 г. всеафриканского экономического и валютного союза и всеафриканского парламента.[6]
Насколько реалистичны сроки выполнения поставленных задач покажет время. Понятно, однако, что достижение ближайшей из заявленных целей — создание к 2020 г. всеафриканского таможенного союза возможно только при условии последовательной реализации в предшествующий период ряда вполне определенных мероприятий по развитию интеграционного процесса.
Во-первых, речь идет о завершении процесса создания таможенных союзов в основных региональных и субрегиональных интеграционных объединениях, учрежденных с участием стран Африки южнее Сахары. Пока, как уже отмечалось выше, этот процесс развивается медленнее, чем планировалось.
Во-вторых, когда в основных региональных и субрегиональных интеграционных объединениях будут созданы таможенные союзы встанет вопрос об их упорядочении и укрупнении. Представим себе, что и в Общем рынке для Восточной и Южной Африки, и в Сообществе развития юга Африки уже созданы таможенные союзы. Это означало бы, что ряд стран являлись бы участниками сразу трех таможенных союзов, что несомненно затрудняло бы управление интеграционными процессами. Аналогичные проблемы возникнут и между Западноафриканским экономическим и валютным союзом и Экономическим сообществом западноафриканских государств при преобразовании последнего в таможенный союз.
Наконец, в-третьих, для успешного продвижения к всеафриканскому таможенному союзу необходимо будет заключить соглашения между основными региональными таможенными союзами. Определенные шаги в этом направлении уже делаются. Так, в 2008 г. Восточноафриканское сообщество достигло соглашения с Сообществом развития юга Африки и Общим рынком для Восточной и Южной Африки об образовании расширенной зоны свободной торговли для государств-членов всех трех интеграционных объединений.
В августе 2003 г. Ассоциация управляющих центральными банками африканских стран сделала заявление о том, что будет стремиться к введению к 2021 г. единой всеафриканской валюты и учреждению единого центрального банка. [7] В этой связи нельзя не отметить, что хотя задача введения в перспективе единой валюты фигурирует в уставных документах большинства региональных и субрегиональных интеграционных объединений, созданных с участием стран Африки южнее Сахары, в современных условиях в регионе имеются лишь два реальных примера валютного взаимодействия. Это Зона ранда (Rand Monetary Area) и Африканское финансовое сообщество (Communauté financière africaine — CFA).
В Зону ранда входят Лесото, Свазиленд и ЮАР.[8] При этом Лесото и Свазиленд, будучи тесно интегрированы с южно-африканской экономикой, просто «привязали» свои денежные единицы к ранду ЮАР без какого бы то ни было участия в координации денежной политики. Разумеется в перспективе нельзя исключать расширения Зоны ранда за счет включения в нее участников Сообщества развития юга Африки. Однако, на наш взгляд, это не путь создания валютного союза, а путь вытеснения более слабых валют валютой единственного развитого государства в регионе — ЮАР.
Иная ситуация наблюдается в Африканском финансовом сообществе, где обращается общая валюта — франк КФА (CFA franc). Африканское финансовое сообщество было создано еще в 1948 г., а соглашения об эмиссии и обращении франка КФА были подписаны в 1973 г. В Африканское финансовое сообщество входят члены двух интеграционных объединений — Западноафриканского экономического и валютного союза и Экономического и валютного сообщества Центральной Африки. В каждом из данных объединений имеется свой центральный банк, но эти банки, разумеется, проводят согласованную эмиссионную политику. В рамках Африканского финансового сообщества обеспечено свободное движение капитала, а резервы иностранной валюты стран-участниц объединены в один пул.
Вместе с тем, на наш взгляд, есть одно обстоятельство, которое препятствует рассмотрению Африканского финансового сообщества в качестве своего рода прообраза всеафриканского валютного союза. Дело в том, что франк КФА изначально был привязан через фиксированный курс к французскому франку, а ныне (с 1999 г.) аналогичным образом привязан к евро. Причем Франция входит в составы правлений обоих центральных банков Сообщества и фактически гарантирует известную стабильность зоны франка КФА, равно как и свободу движения капитала между странами-участницами и Францией.
Как представляется, именно с учетом последнего обстоятельства следует рассматривать инициативу ряда стран-членов Экономического сообщества западноафриканских государств по созданию Западноафриканской валютной зоны (West African Monetary Zone), о которой было объявлено в 2000 г. Согласно данной инициативе пять стран-членов Экономического сообщества западноафриканских государств, не являющихся участниками Западноафриканского экономического и валютного союза и, соответственно, не входящих в зону франка КФА, а именно: Гамбия, Гана, Гвинея, Нигерия и Сьерра-Леоне объявили о своем намерении создать общий валютных союз с перспективой его расширения за счет присоединения к нему стран-членов Западноафриканского экономического и валютного союза и учреждения единого Западноафриканского центрального банка (West African Central Bank — WACB). Первоначально планировалось, что Гамбия, Гана, Гвинея, Нигерия и Сьерра-Леоне создадут свой валютный союз в 2003 г., затем срок его создания был перенесен на 2005 г., а затем на 2009 г. Начавшийся в 2008 г. мировой финансовый кризис заставил еще раз скорректировать планы создания Западноафриканской валютной зоны.
В других региональных и субрегиональных интеграционных объединениях, созданных с участием стран Африки южнее Сахары, процесс движения к валютной интеграции в основном находится на стадии определения макроэкономических критериев формирования общих валютных зон и согласования курсовой политики. Основными препятствиями на пути развития валютной интеграции в регионе являются существенные страновые различия в уровнях экономического развития, состоянии платежных балансов, конвертируемости национальных валют. Свой ограничительный эффект оказывает и небольшой объем внутриафриканской торговли. Так, доля внутриафриканского экспорта в совокупном африканском экспорте составляет всего 8-9%. А по основным региональным и субрегиональным интеграционным объединениям доля «внутреннего» экспорта в совокупном экспорте стран-членов колеблется от 20% в Сообществе развития юга Африки до всего 0,7% в Экономическом сообществе центральноафриканских государств.[9] Причем более высокий показатель «внутренней» торговли в Сообществе развития юга Африки несомненно связан с ролью в нем ЮАР, которая поставляет в страны-члены обработанные и в том числе технологичные товары, импортируя сырье. В то же время в большинстве других интеграционных объединений возможности расширения «внутренней» торговли во многом ограничиваются однотипной международной специализацией государств-участников.
В контексте развития всеафриканского интеграционного процесса важное значение имеет обеспечение взаимодействия страновых финансовых рынков и установление их прочных связей с финансовыми рынками за пределами африканского континента. Финансовая интеграция формирует необходимую конкурентную среду, снижает транзакционные издержки, расширяет арсенал финансовых инструментов для инвесторов и в конечном итоге повышает прибыльность операций с любыми ликвидными активами. Финансовая интеграция африканских стран способна существенно увеличить и масштабы мобилизации внутренних денежных ресурсов на нужды накопления, и приток прямых иностранных инвестиций. Кроме того, финансовая интеграция африканских стран может стать эффективным рыночным механизмом противодействия оттоку капитала за пределы Африки.
Разумеется развитие финансовой интеграции на африканском континенте представляет собой сложную проблему. Большинство финансовых рынков в Африке фрагментарны, и их институциональная структура характеризуется низким уровнем развития. Операции банковского сектора здесь практически не охватывают аграрные районы. Не получили большого распространения финансовые и страховые компании. Практически отсутствуют пенсионные фонды. В большинстве интеграционных объединений регистрируется слабое взаимодействие и координация между региональными банками и страновыми коммерческими банками. Именно поэтому первоочередной задачей финансовой интеграции в Африке является налаживание взаимодействия между ключевыми (и пожалуй относительно более утвердившимися) институтами страновых финансовых рынков — фондовыми биржами.
Африканские фондовые биржи
Наименование |
Страна местонахождения |
Год создания |
Рыночная капитализация в млн. долл. США |
Алжирская фондовая биржа |
Алжир |
1993 |
200 |
Александрийско-Каирская* фондовая биржа |
АРЕ |
1883* |
79 000 |
Ботсванская фондовая биржа |
Ботсвана |
1989 |
2 650 |
Ганская фондовая биржа |
Гана |
1990 |
400 |
Замбийская фондовая биржа |
Замбия |
1993 |
2 456 |
Зимбабвийская фондовая биржа |
Зимбабве |
1946 |
20 000 |
Кенийская фондовая биржа |
Кения |
1951 |
6 140 |
Кот-д’Ивуарская (Западноафриканская) фондовая биржа |
Кот-д’Ивуар |
1998 |
1,6 |
Маврикийская фондовая биржа |
Маврикий |
1989 |
2 650 |
Малавийская фондовая биржа |
Малави |
1996 |
9 050 |
Марокканская фондовая биржа |
Марокко |
1929 |
27 280 |
Мозамбикская фондовая биржа |
Мозамбик |
1999 |
242 |
Намибийская фондовая биржа |
Намибия |
1990 |
121 270 |
Нигерийская фондовая биржа |
Нигерия |
1960 |
10 000 |
Свазилендская фондовая биржа |
Свазиленд |
1990 |
197 |
Танзанийская фондовая биржа |
Танзания |
1996 |
2 283 |
Тунисская фондовая биржа |
Тунис |
1969 |
3 000 |
Угандийская фондовая биржа |
Уганда |
1998 |
850 |
Южно-африканская фондовая биржа |
ЮАР |
1887 |
570 000 |
* Александрийская фондовая биржа была создана 1883 г., Каирская — в 1903 г. В начале 40-х гг. ХХ века биржи были объединены в одну.
Источник: Assessing Regional Integration in Africa III. Addis Ababa: United Nations Economic Commission for Africa, 2008, pp. 256-268.
Как свидетельствует вышеприведенная таблица, в Африке насчитывается 19 фондовых бирж, 15 из них функционируют в Африке южнее Сахары. В регионе расположена одновременно и одна из самых старых (созданная еще в 1887 г.), и самая крупная африканская фондовая биржа — биржа ЮАР. Помимо южно-африканской к основным фондовым биржам на африканском континенте относятся (в порядке значимости) Намибийская, Александрийско-Каирская, Марокканская и Зимбабвийская биржи. Особо следует, однако, отметить еще Кот-д’Ивуарскую фондовую биржу. Это единственная субрегиональная фондовая биржа во всей Африке. Ее участниками являются восемь государств-членов Западноафриканского экономического и валютного союза: Бенин, Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау, Кот-д’Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал и Того.
Уже упоминавшийся ранее договор Абуджи об образовании Африканского экономического сообщества поставил в качестве одной из стратегических задач создание в перспективе Всеафриканского фондового рынка (African Stock Market). По нашему мнению, существует три основных варианта движения к данной цели. Первый — через формирование всеафриканских финансовых институтов, включая учреждение в конечном итоге всеафриканской фондовой биржи. Второй вариант предполагает использование модели Европейского союза (ЕС), где страны-члены сохраняют свои фондовые биржи, но последние подпадают под действие правовых норм ЕС и, соответственно, регулируются наднационально. Наконец, третий вариант — это распространение опыта Кот-д’Ивуарской (Западноафриканской) фондовой биржи на основные африканские региональные и субрегиональные интеграционные объединения с последующим заключением между созданными в них региональными и субрегиональными фондовыми биржами перекрестных соглашений с целью унификации регулирования фондовых операций. С учетом реалий развития интеграционных процессов в Африке и в первую очередь в Африке южнее Сахары именно этот, последний вариант представляется нам наиболее перспективным.
[1] www.sasu.int
[2] www.sasu.int.
[3] Штаб-квартира Южно-африканского таможенного союза расположена в г.Виндхук (Намибия). — Прим. автора.
[4] www.sasu.int
[5] www.africa-union.org/root/au/rec/cen-sad.htm.
[6] См. Assessing Regional Integration in Africa III. Addis Ababa: United Nations Economic Commission for Africa, 2008, p. 28.
[7] Assessing Regional Integration in Africa 2008. Addis Ababa: United Nations Economic Commission for Africa, 2008, p. 64.
[8] До 1975 г. в Зону ранда входила также Ботсвана. — Прим. автора.
[9] Assessing Regional Integration in Africa 2008. Addis Ababa: United Nation Economic Commission for Africa, 2008, p.35