Тридцатилетний опыт социально-экономического развития Ирана в условиях исламской государственности (1979-2009 годы)
В статье анализируется модификация социально-экономической модели Ирана после революции 1979г. Рассматриваются как позитивные, так и негативные аспекты влияния исламских принципов на иранскую экономику
Ключевые слова: Иран, исламская экономическая модель, исламские экономические принципы
N.M.Mamedova. Thirty Years’ Experience of Iranian Social and Economic Development under Islamic State System
The article analyses the modification of Iranian socio-economic model after 1979 revolution. Both positive and negative impacts of Islamic principles on national economy are examined.
Key words: Iran, Islamic economic model, Islamic economic principles
Более тридцати лет назад в Иране начал реализовываться один из наиболее ярких исламских проектов современности. Иран ко времени развития в нем антишахского движения был самой динамично развивающейся страной не только среди мусульманских, но и других стран мира. Однако высокие темпы экономического роста не сопровождались сколько-нибудь адекватным улучшением жизненного уровня основной массы населения, расширением демократических начал в общественно-политической жизни общества. Низкий уровень демократии в Иране привел к высокому уровню отрыва интересов правящей элиты от интересов основной массы населения страны. Несмотря на стремление шахского правительства активизировать частное предпринимательство, оно на деле сдерживалось чрезмерной зависимостью судебной и законодательной власти от исполнительной и, главным образом, зависело от личных связей с шахским двором. Тормозом развития была также традиционно высокая коррупция.
Хотя развитие экономики во многом основывалось на деятельности иностранного капитала (почти все добывающие нефтяные компании были иностранными, иностранный капитал, главным образом, американский, господствовал во всех технологически новых отраслях экономики), это стало восприниматься обществом как нарушение исламской справедливости, как ущемление прав мусульман. К тому же в условиях короткого временного периода высоких темпов экономического роста ( 70-х гг) резко усилилась неравномерность в распределении национального дохода, что вызвало рост социальной напряженности. Ситуация усугублялась ограничением гражданских свобод в виде запрета партийной и общественной деятельности, все более усиливавшимся авторитаризмом шахской власти. Этот авторитаризм стал активно проявляться и в экономической жизни страны, распространяясь как на сферу ценообразования, так и на доступ к финансовым ресурсам, что также стало детонатором антишахских выступлений даже средних слоев общества. После лет с высокими темпами роста за два предреволюционных года(1977/78-1978/79гг.) ВНД (в ценах 1997/98г.) сократился на 20%, а в расчете на душу населения — на 26%. [1]
После революции 1979г. иранскому духовенству удалось создать государственную структуру, в которой в полной мере воплотилась идея исламского правления в современную эпоху. Исламский режим заявил об отказе от прежней политики и начал реализацию новых моделей политического, экономического, внешнеполитического и культурного развития на основе исламских принципов.
Исламская республика Иран за почти тридцать лет своего существования испытала периоды послереволюционной разрухи, восьмилетней войны с Ираком, периоды санкций и со стороны США, и мирового сообщества, внося коррективы в свою модель социально-политического и экономического развития. Тридцатилетний опыт исламского правления как поиск стратегии развития, формирование модели, альтернативной западному либерализму, безусловно, представляет исторический интерес. Не меньший интерес представляют те изменения, которые за этот период претерпел режим, так как именно его эволюция позволяет выявить уровень этой альтернативности, векторы совпадений и отличий от общемировых тенденций развития. На примере Ирана, как страны с исламским правлением, можно проследить возможности ислама реагировать на вызовы мирового развития, на происходящие процессы глобализации, а направленность и степень этой эволюции, безусловно, актуальна не только для самого иранского общества, но и для мирового сообщества, выстраивающего свои отношения с исламским миром.
Наиболее радикальным с точки зрения противопоставления как предшествующему периоду развития страны, так и принципам развития капиталистического и социалистического мира, было первое десятилетие (1979-1989гг), когда активно внедрялись исламские принципы в экономику, в государственное устройство, в образование, в бытовую культуру. В этот период в области внешней политики выдвигались лозунги экспорта исламской революции, приоритеты в отношениях с государствами были сделаны на мусульманские страны, в первые два года после революции были резко сокращены отношения с ведущими развитыми странами мира. Изменение социально-экономической модели развития объективно объяснялось как необходимостью противопоставления шахской модели, так и условиями военного времени после начала в 1980г. войны с Ираком, продлившейся восемь лет. В отечественной и зарубежной литературе достаточно полно освещен процесс построения вскоре после революции «тоухидной», а затем «исламской» экономической модели, которая фактически превратила иранскую экономику в жестко-централизованную систему. В этой системе преобладал государственный сектор, а связи с мировой экономической системой ограничивались экспортом нефти и контролируемым государством импортом необходимых товаров. В условиях войны данная модель себя оправдала, но с точки зрения перспектив развития в мирных условиях, а главное — в условиях нарастающих процессов глобализации выявила свою полную неэффективность. Валовой национальный доход на душу населения в 1989/90г. был ниже уровня 1976/77г. в 2,6 раза.
Поэтому, хотя цели у новой власти были благие — построить экономику, независимую от иностранного капитала, независимую от внешнего мира, в которой приоритетными признавались только связи с мусульманскими странами, на практике созданная модель не привела к позитивным сдвигам в экономическом развитии. При общемировых среднегодовых темпах прироста ВВВ в 1980-1990гг. в 3,2% этот показатель по Ирану едва достигал 1,7%. Динамика ВВП отличалась в этот период крайней нестабильностью (см. таблицу №1), несмотря на то, что цены на нефть в первой половине 1980-х годов были достаточно высокими. Но именно резкое падение цен на нефть в 1987-1988гг., приведший к падению ВВП, заставил руководство страны сначала прекратить войну с Ираком, а затем и изменить свой экономический курс.
Таблица №1
Макроэкономические показатели динамики ВВП, ВНД на душу населения за 30 лет, с 1978/79г. по 2007/8г.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Источник: National Accounts of Iran 1959/60-2007/8. Central Bank of Islamic Republic of Iran. 2009.
Примечание:
*в млрд. риалов, в постоянных ценах (1997/98г.)
**в тыс. риалов
После окончания войны, который совпал с началом политических и в первую очередь экономических изменений в странах социалистического лагеря, Иран также приступил к перестройке своей экономической модели.
С 90-х годов по инициативе сверху, т.е. по инициативе правящего духовенства, в стране начали проводиться рыночные реформы. Наличие сильной авторитарной власти позволило начать их масштабную реализацию без сколько-нибудь сильных потрясений, без военных переворотов, отставок правительств и т.п. Система оказалась способной выявить внутренние противоречия вполне демократическим путем- через систему выборов, приводя поочередно во власть то «прагматиков», то «реформаторов», то «консерваторов». При этом как проведение жесткой централизованной политики в 80-гг объяснялось исламскими принципами, так и переход к экономической либерализации с 90- гг.- также был обоснован исламскими принципами. И национализация, и приватизация, отказ от иностранного капитала и его привлечение- вполне попадали под нормы Конституции и ислама. В программы приватизации включаются не только все большее число предприятий разных отраслей, но и компании исламских фондов.
С 90-х годов Иран избрал путь активного использования капитала и опыта зарубежных стран. Несмотря на применяемые санкции в отношении Ирана и сокращение притока иностранного капитала, прямые иностранные инвестиции продолжают участвовать в инвестиционном процессе, и к 2008г. общая сумма накопленных прямых иностранных инвестиций составила почти 7 млрд. долл. [2] Реанимирование шахского закона о привлечении иностранных инвестиций проходило сложно, более привлекательный закон об иностранных инвестиций был принят только в 2002г. после двух лет острого обсуждения его в меджлисе. Он еще достаточно ограничивает деятельность иностранных компаний, однако тенденция использования преимуществ от привлечения иностранных инвестиций очевидна. Иран отказался от идей автаркии и активно участвует в международном обмене товарами и услугами, его собственные прямые инвестиции за рубежом составили в 2008г. почти 1 млрд. долл., а объем внешнего товарооборота превысил 183 млрд. долл, при этом экспорт составил 114,6 млрд. долл. [3] Иран участвует в энергетических и транспортных проектах в Центральной Азии и Закавказье, особенно в Армении и Таджикистане, все большее место в иранских внешнеэкономических связях начинает занимать растущая экономика Китая, доля которого в иранском экспорте и импорте составляет соответственно 15% и 14%. Уже не Иран, а мировое сообщество, стремясь снизить уровень возможной опасности от развития Ираном ядерной программы, пытается ограничить экономическое сотрудничество с этой страной. Иран
Наибольшие проблемы с точки зрения использования исламских принципов в экономике вызывает сейчас в Иране возможность создания в Иране банковской системы, в которой наряду с исламскими банками функционировали бы банки на европейских принципах. В стране уже действуют частные банки, хотя закон 1983г., по которому все банки страны должны были функционировать как государственными, до сих пор не отменен.
Самое интересное, что наиболее значимые с точки зрения изменений в применении исламских принципов — проблемы реформирования существующей банковской системы, расширение приватизации до максимального уровня, вплоть до участия в газовой и нефтяной промышленности, изменения в налоговой системе, — решаются в период президентства Махмуда Ахмадинежада, представителя радикального фундаментализма.
В целом исламская власть фактически использует основные механизмы экономической модели, которая реализуется в большинстве стран мира. Однако, по сравнению с многими странами в Иране остается весьма высокой доля государства в экономике. В 2008г. доля государственного сектора в ВВП составила 21,2%, особенно значительной она была в валовых вложениях в основной капитал-33%. [4] По рейтингу « Doing business» (условий для ведения бизнеса) Иран занял в 2008г. только 137 место среди 183 стран, но при этом ненамного уступил России (120 место) и опередил светские Узбекистан и Таджикистан. [5] По рейтингу « Doing business» (условий для ведения бизнеса) Иран занял в 2008г. только 137 место среди 183 стран, но при этом ненамного уступил России (120 место) и опередил светские Узбекистан и Таджикистан.
Кроме того, есть два существенных момента, которые отличают иранскую модель от многих других. В исламской модели большое внимание уделяется мелкому и среднему предпринимательству, хотя пока это проявляется в основном в программах, но не на деле. Второе отличие-внимание к социальной политике. В настоящее время, социальная политика, как и вся экономика, начинает все больше и больше испытывать влияние рыночных условий развития. Неравномерность в распределении доходов приняла в последние десять лет тенденцию к росту, что отмечается самими властными органами. Неравномерность в распределении доходов, уменьшившаяся в 80-е годы, вновь поднялась до уровня 1976г., при этом увеличились уровень инфляции и безработицы. Ниже черты бедности находятся более 18% населения страны, коэффициент Джини (по доходам) составил в 2006г. 0,445. [6] Но нужно отдать должное исламской власти — она старается уделять решению этой проблемы первостепенное значение. Следует также отметить, что для усиления социальной защищенности, помимо обычных, свойственных всем странам мер, используются традиционные исламские инструменты- помощь через мечети, через исламские фонды, через вакфы. Да и в выработке социальной политики большое идеологическое внимание уделяется исламскому обоснованию помощи неимущим слоям населения, в частности в вопросах о сохранении социальных дотаций, цен на основные потребительские товары, закупочных цен на основные сельскохозяйственные товары. К числу главных целей пятилетнего плана на 2005-2009гг. относится обеспечение население социальной защитой, повышение уровня и качества образования, предотвращение процесса углубления разрыва жизненного уровня населения, защита семьи и семейных ценностей, решение молодежных проблем. В результате Иран в 2007г. по индексу человеческого развития (human development index) занял 88 место среди 182 стран мира, а сам индекс составил 0,783, показав ежегодный рост с 1980г. (0,561) на 1,23%. [7] Но нужно отдать должное исламской власти — она старается уделять решению этой проблемы первостепенное значение. Следует также отметить, что для усиления социальной защищенности, помимо обычных, свойственных всем странам мер, используются традиционные исламские инструменты- помощь через мечети, через исламские фонды, через вакфы.
Наименее существенные изменения коснулись за 30 лет исламского правления структуры государственной власти. Как известно, для ислама, в отличие от других мировых религий, вопросы политической власти и государственного устройства являются составными элементами религиозного учения. Доктрина исламской власти, разработанная имамом Хомейни, оказалась идеологически и практически оптимальной для установления и осуществления исламского правления. Духовенство продолжает сохранять руководящие позиции в системе государственного управления — через непосредственное участие в органах власти и путем влияния через свои формальные и неформальные организации. Тем не менее, некоторые изменения в государственную систему управления потребовалось внести. В 1989г. был ликвидирован пост премьер-министра, что усилило авторитет президента, как главы исполнительной власти и второго после рахбара высшего государственного лидера.
Кроме того, тогда же было конституционно закреплено создание такого высшего органа власти как Совета по целесообразности. Если в первоначальной редакции Конституции (1979г.) было установлено, что только рахбар «определяет общую политику ИРИ», то в новой(1989г.) он определяет ее после консультаций с Советом по целесообразности» (ст.110), в котором факихи Наблюдательного Совета дебатируют спорные вопросы уже не с представителями законодательной власти, но и с высшими представителями исполнительной власти. Новый конституционный принцип, предусматривающий согласование политики рахбара с Советом по целесообразности, членами которого являются, как правило, главы всех ветвей власти, министерств и наиболее видные государственные и религиозные деятели, создает возможность повысить степень демократизации режима и воплощения принципа иджмы. Создание Совета по целесообразности было одобрено Хомейни, который в декабрьских фетвах 1987г. объяснял возможности приоритета(в определенное время жизни государства и при определенных обстоятельствах) государственных интересов над религиозными нормами.. Совет целесообразности стал таким своеобразным «арбитром-моджтахедом», который должен решать, что более важно для страны — соответствие нормам ислама, или соответствие интересам исламского государства.
Положительным сдвигом в структуре власти однозначно можно считать появление с 1999г. выборных структур местных органов власти. Несмотря на то, что Конституция предусматривала выборность местных советов, на практике единой по всей стране системы формирования муниципальных структур власти не было. В некоторых городах действовали сформированные после революции исламские советы, права и обязанности которых не были четко определены. Первые всеобщие выборы в местные органы власти были проведены лишь в 1999г., затем они стали проводиться регулярно раз в четыре года.
Характеристика политической системы, помимо структуры власти, включает в себя и другие компоненты, важнейшим из которых является порядок их формирования. Основным методом их формирования является выборная система. В ИРИ практически все органы власти- от рахбара до местных советов избираются, причем выборы являются тайными, проходят в обстановке острой борьбы. Острой была борьба во время парламентских выборов 2008г., столь же остро протекала борьба вокруг президентских выборов 2009г. и даже после них, чего не было за весь период шахского периода. При всех недостатках проведения выборов, возведение выборности в один из основных принципов политической жизни является воплощением принципа исламской справедливости, способности ислама обеспечить демократизацию внутриполитической жизни.
Законы о выборах различных органов, особенно при прямых выборах, которые применяются при избрании президента, парламента, муниципальных органов власти в целом обеспечивают возможность для населения выразить свое отношение к месту ислама в повседневной жизни и в государственной политике.
С точки зрения европейской политической практики достаточно спорным звеном в избирательной системе Ирана являются функции Наблюдательного Совета, который отбирает кандидатов в президенты, меджлис и Совет экспертов с точки зрения соответствия их нормам ислама- по образу жизни, уровню знания исламских норм и т.п. В самом Иране есть разные мнения о том, отвечают ли сами эти полномочия Наблюдательного Совета принципам ислама. Но то, что толкование Наблюдательным Советом исламских норм используются для изоляции политических противников — бесспорно. Тем не менее, при всех издержках, можно утверждать, что именно выборная система в Иране обеспечивает легитимность режима, а также дает возможность для населения определять, пусть и в рамках действующей политической системы, направленность политики, в частности экономической. Именно экономическая политика становится главной темой в выдвигаемых различными группировками своих программ, что в последние два года приобрело особую актуальность в свете экономических санкций против Ирана, приведших к заметному снижению темпов роста, к оттоку иностранного капитала, к отказу крупных энергетических компаний зарубежных стран от уже достигнутых соглашений.
Говоря о общественно-политическом климате страны, нельзя не остановиться на реализации таких понятий как свобода мнений для мусульманина, принципа иджмы(согласия), иджтихада, которые тесно связаны с развитием демократических тенденций в условиях исламского правления. В определенной мере они находят свое отражение в таких воплощениях европейской демократии как партии, общественные организации, деятельность СМИ. В Иране зарегистрировано более 250 партий и разного рода общественных организаций, однако большинство из них группируются не вокруг программ, а вокруг своих лидеров. Тем не менее, деятельность этих партий и группировок все больше начинает влиять на общественно-политическую жизнь иранского общества, пытаясь в рамках действующих конституционных и исламских норм выработать наиболее оптимальные пути развития страны.
При этом сам принцип соответствия деятельности обществ исламу трактуется разными политическими силами по-своему, на всем протяжении существования исламского правления и духовенство, и светские политические деятели высказывали разные взгляды, и наиболее ярким их отражением является предвыборная борьба партий и группировок.
Иран уверено демонстрирует в 90-2000-е годы заметные успехи в наращивании своего экономического потенциала, достаточно высок уровень стабильности внутриполитической системы. В настоящее время Иран представляет собой государство с 70млн. населением со стабильными и высокими темпами экономического роста. В 2000-08гг. среднегодовой темп прироста ВВП составил 6,0% при среднемировом уровне в 3,2%. [8] (Уже в 1990-1999гг. темпы роста ВВП увеличились вдвое по сравнению с предыдущим десятилетием- до 3,4% при среднемировом показателе в 2,5% [9] ). Валовой национальный доход в ИРИ на душу населения составил в 2008г. 3540 долл., а по паритетам покупательной способности-10840 долл. [10] В 2008г. ВВП Ирана достиг 385 млрд. долл. по обменному курсу, по своему экономическому потенциалу Иран имеет все основания претендовать на роль одного из региональных экономических центров. Страна имеет достаточно взвешенную структуру экономики (сельское хозяйство- 10%, промышленность-45%, услуги-45%), несмотря на высокую долю ТЭК, а в нем добычи нефти. Несмотря на падение цен на нефть и сокращение доходов от экспорта нефти, составившего в 2007-2008гг. 80% от общего экспорта страны, золотовалютные резервы Ирана по состоянию на 1.01.2009г. составили довольно внушительную сумму- почти 97 млрд. долл. [11] В 2008г. ВВП Ирана достиг 385 млрд. долл. по обменному курсу, ). Валовой национальный доход в ИРИ (Уже в 1990-1999гг. темпы роста ВВП увеличились вдвое
Страна является одним из ведущих мировых экспортеров нефти(2,8 млн. б/д в 2008г.), крупной региональной державой, располагающей самыми многочисленными вооруженными силами в регионе и мощным военно-промышленным комплексом. В течение последних 10 лет отмечается рост военных расходов Ирана, которые приближаются к показателям тройки лидеров — Саудовской Аравии, Израиля и Турции.
В заключении, говоря об Иране как достаточно долговременном опыте исламского правления в современную эпоху, нужно отметить, что, несмотря на эволюцию проводимой политики, именно ислам в Иране остается тем фактором, который, продолжает оказывать влияние на развитие страны. Оно и позитивно, и негативно. Соотношение этих разных факторов не является постоянной константой, меняясь от ситуации в мире. За 30 лет своей «исламской истории», и именно благодаря способности разного толкования исламских норм, Иран к началу второго десятилетия ХХ1 века не только сумел восстановить и укрепить свой политический и экономический потенциал, но и превратился в одну из ведущих региональных держав.
1. National Acсounts of Iran 1959/60-2007/08. Central Bank of Iran.Tehran. 2009. www/cbi.ir
2. World Development Report 2010.
3. Iran, Islamic Rep. at a glance. Key Development Indicators. www.worldbank.org
4. National Acсounts of Iran 1959/60-2007/08. Central Bank of Iran. Tehran. 2009(расчет по данным табл.13-14)
6. World Development Report 2010
7. Human Development Report 2009.P169
8. World Development Report 2010. Washington.P.3384
9. World Development Report 2000/2001. Washington P.294-295.