«Мировое и национальное хозяйство»
«World and National Economy»

Издание МГИМО МИД России |
ISSN: 2713-0983 |
MGIMO-University

Япония: правительство и компании в борьбе с кризисом

В статье рассматривается ситуация в японской экономике в период мирового финансово-экономического кризиса, анализируются антикризисные стратегии японских корпораций и политика правительства по противодействию кризису.

Ключевые слова: Япония, финансово-экономический кризис, стратегии компаний, антикризисная политика правительства

I.L.Timonina Japan: Government and Business in Struggle with Crisis

The article enlightens situation in Japanese economy during world financial crisis; contains analysis of anti-crisis strategies of Japanese companies and the respective Government policy.

Key words: Japan, financial — economic crisis, corporation strategies, anti-crisis policy of government

Нынешний финансово-экономический кризис, который можно назвать первым мировым кризисом эпохи глобализации, затронул, хотя и в разной степени, практически все страны мира. Однако в его эпицентре оказались все же самые развитые страны, экономики которых тесно связаны друг с другом и наиболее интегрированы в мировую экономику. В результате и позитивные, и негативные импульсы мировой экономики в целом и мирового финансового рынка в частности распространяются в этой группе стран очень стремительно.

По оценке экспертов Конференции ООН по торговле и развитию, еще до того, как финансовые потрясения переросли во всеобщий кризис в сентябре 2008 г., рост ВВП в большинстве развитых стран прекратился. Впоследствии спад превратился в полномасштабную рецессию: глобальный ВВП в 2009 г., как ожидается, сократится более чем на 2,5%. Этот кризис, являющийся беспрецедентным по своей глубине и масштабам, не обошел практически ни одну страну[1].

Изменились внешние, и в первую очередь международные, условия деятельности компаний, что потребовало от них выработки новых стратегий развития. В то же время и правительства стран не могут оставаться безучастными к ситуации в национальной экономике и активизируют свою экономическую политику, которая вынужденно и неизбежно принимает характер антикризисной.

Япония в этом отношении не явилась исключением, более того, падение ВВП в стране оказалось более значительным, чем в других развитых странах (см. Таблицу 1), что потребовало и от корпораций и от правительства неотложных антикризисных мер, а также определенного пересмотра и долгосрочных стратегий роста.

Таблица 1.
Динамика ВВП мира, развитых стран и Японии в 1991-2009 гг.

(% к предыдущему году)

 

1991-2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008*

2009*

Мир

2,8

2,7

4,1

3,4

3,9

3,7

2,0

- 2,7

Развитые страны

2,5

1,9

3,0

2,4

2,8

2,5

0,7

- 4,1

Япония

1,0

1,4

2,7

1,9

2,0

2,4

- 0,6

- 6,5

* 2008 г. — предварительная оценка, 2009 г. — прогноз.

Составлено по: Trade and Development Report, 2009 (UNCTAD /TDR/2009), p. 2

Ситуация в японской экономике перед кризисом.

После длительной депрессии 1990-х годов, последовавшей за крахом экономики «мыльного пузыря», с 2002 г. японская экономика вступила в фазу подъема, продлившегося до второго квартала 2008 г., когда началось снижение основных макроэкономических показателей

Среди факторов подъема 2002 — 2008 гг. особую роль сыграли внешние факторы и, в первую очередь, активизация деятельности японских корпораций на зарубежных рынках, которая стала возможной при устойчивых темпах роста мировой экономики (в 2004 — 2007 гг. — от 4,4% до 5%)[2]. В 2007 г. экспорт Японии впервые превысил отметку в 700 млрд. долл.[3], что было на 10, 1% больше показателя предыдущего года, экспортная квота достигла уровня в 16,3% от ВВП, и именно экспорт, как было отмеченов ежегодном отчете кабинета министров Японии, стал движущей силой восстановления экономической динамики в стране в 2000-е годы[4]. Сальдо торгового баланса (по торговле товарами и услугами) достигло в том же году 83,5 млрд. долл., а сальдо торговли товарами — 104,7 млрд. долл. Вклад экспорта в экономический рост Японии в период подъема оценивался более чем в 50%. Особенно динамично рос экспорт машиностроительной продукции, в том числе автомобилей (прирост в 2007 г. — 15% по сравнению с 2006 г.)[5].

С 2005 г. обозначилась тенденция к превышению доходов, полученных из-за рубежа над чистыми доходами от экспорта. Росла отдача от прямых инвестиций, что стало результатом роста прибылей зарубежных филиалов японских корпораций. Япония превращалась в страну — «зрелого кредитора»[6]. Наблюдался также динамичный рост прямых инвестиций (ПИИ) из Японии, которые в 2007 г. достигли рекордного (с 1983 г.) показателя в 73 млрд. долл.[7]. Доля зарубежного производства по отношению к общему объему производства обрабатывающей промышленности выросла в 2008 г. до 17% [8]. Продолжался процесс интернационализации японских корпораций. Доля зарубежных продаж японских компаний в их общих продажах увеличилась в 1997 — 2007 гг. с 28,6 до 36,9%, а доля операционной прибыли, получаемой за рубежом, к общей массе прибыли — с 23,4% до 32,9% [9].

При этом опережающий рост демонстрировал экспорт японских промышленных товаров в Китай, НИС Азии и страны АСЕАН, где в 2007 г. была реализована почти половина японского промышленного экспорта[10]. Сходные тенденции демонстрировали и ПИИ (например, в 2005 — 2007 гг. прирост накопленных инвестиций Японии в Китае составил 53%), хотя по объемам накопленных японских ПИИ лидерство оставалось за США[11].

Непосредственно перед кризисом японские компании проводили политику активного продвижения на азиатские рынки и (и в том числе) рынки стран группы БРИК. И эта стратегия уже приносила свои плоды, свидетельством чему может служить динамика структуры продаж и получения прибыли по регионам (См. Диаграммы 1, 2).

Вместе с тем внутренний рынок Японии в период восстановленияэкономического роста в 2002 — 2007 гг. характеризовался застоем потребительского спроса и строительного сектора, и расширение его происходило, в основном, за счет инвестиций производственных компаний.

Составлено по: 2008 JETRO White Paper on International Trade and Investment, p. 77 (http://www.jetro.go.jp/en/reports/white_paper/2008.pdf); 2009 JETRO White Paper on International Trade and Investment. Summary and Reference Materials. August 25, 2009, p. 21 (http://www.jetro.go.jp/en/reports/white_paper/2009.pdf)

Экономическая динамика в Японии в период финансово-экономического кризиса.

Со второго квартала 2008 г. в Японии началось ухудшение всех экономических показателей, и в конце ноября 2008 г. Статистическое управление Японии официально зафиксировало рецессию[12]. В годовом исчислении темпы роста экономики страны снизились на 1,8%, а в первом квартале 2009 г. реальные темпы роста составили почти минус 4% по сравнению с четвертым кварталом 2008 г. (в реальном выражении)[13].

Началось падение промышленного производства (при росте товарных запасов и их уровня), которое стало особенно заметным (от 4,8 до 8,9% в 2008 г. по сравнению с 2007 г.) в текстильной и химической промышленности, общем машиностроении, цветной металлургии, производстве информационно-коммуникационного электронного оборудования[14]. Прибыли компаний обрабатывающей промышленности снизились более чем на 10%. Начали сокращаться инвестиции компаний, заказы на машины и оборудование.

Одновременно выросло число банкротств (в августе 2008 г. — на 4,2% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года)[15] и уровень безработицы (в июле 2009 г. он достиг 5,7%). Численность безработных в июле 2009 г. составила 3,59 млн. чел, что на 40,2 % превышает показатель годичной давности[16].

Учитывая, что главным фактором роста в период подъема 2002 — 2007 гг. была деятельность японских корпораций на зарубежных рынках, чрезвычайно тревожно выглядят показатели внешнеэкономической деятельности. В 2008 г. (впервые за семь лет) в Японии сократился индекс физического объема экспорта — на 1,6% (2005=100). В том же году почти на 72 млрд. долл. уменьшилось положительное сальдо торгового баланса — до 19,8 млрд. долл. В 4-м квартале 2008 г. — 2-м квартале 2009 г. сокращались стоимостные объемы экспорта (соответственно на 11,9, 38,7 и 34,9%%), в 3-м квартале 2008 г — 1-м квартале 2009 г. фиксировался дефицит торгового баланса (подобная ситуация в последний раз имела место в 1979-1980 гг. после второго нефтяного шока). Общий же рост стоимостного объема японского экспорта (на 8,9%) в 2008 г. был достигнут благодаря росту продаж на азиатских рынках, прежде всего, китайском. Однако, начиная с 4-го квартала 2008 г. и здесь началось снижение экспорта,продолжавшееся до второго квартала 2009 г., когда экспорт товаров и услуг вырос на 7,7% по сравнению с предыдущим кварталом (однако не достиг уровня 2005 г.)[17]

Позиция и деятельность правительства.

Оценка ситуации правительством и консультативными органами Японии на самом начальном этапе кризиса (в начале осени 2008 г.) была неоднозначной и, в целом, осторожной. Банк Японии, например, ожидал не резкого спада, а перехода экономики страны в неглубокую относительно других крупных экономик рецессию — на уровне 1997-1998 годов, «азиатского гриппа».

Однако в документе, подготовленном правительством, Советом правящих партий и министерским советом по новым экономическим мерам, говорилось, что финансовые и капитальные рынки переживают неурядицы, которые бывают раз в 100 лет, а с середины сентября 2008 г. наблюдается и ослабление реального сектора экономики, и симптомы глобальной рецессии.

В соответствии с этим видением правительство было намерено проводить политику «мягкой адаптации производителей и потребителей к глобальному изменению структуры издержек». Учетная ставка была снижена до 0,3% (с 0,5% вместе с другими странами), но дальше снижать ее Японский банк был не намерен. Были введены налоговые компенсации компаниям. Банк Японии зарезервировал 275 млрд. долл. на вливания в банковскую систему для расширения кредита. Признавая, что в период мирового финансового кризиса компаниям все труднее получать кредиты, правительство Японии обратилось к ведущим национальным и региональным банкам с просьбой выдавать больше кредитов малым и средним компаниям, работающим в секторе недвижимости. Основными «конечными» адресатами помощи правительства Японии в период кризиса были названы: население (особенно пожилые люди), малый и средний бизнес и регионы (общий пакет мер — 5 трлн. иен). Пакет налоговых компенсаций физическим лицам предполагал поддержку ипотечного рынка.

К началу 2009-10 фин.г. оценка ситуации и видение экономической политики правительством Японии были скорректированы по сравнению с его позицией осени 2008 г. В последнем пакете мер, предложенных правительством и советом правящих партий в апреле 2009 г.[18] констатируется, что японская экономика столкнулась с «двойным кризисом» («twin crises»). С одной стороны, японской экономике грозит риск попадания в «негативную экономическую спираль» (краткосрочный кризис), обусловленный углублением глобального финансового кризиса и синхронизацией глобальной рецессии. Для Японии, по мнению правительства, это обернулось резким сокращением экспорта и ухудшением внешней финансовой среды. С другой стороны, Япония переживает и структурный кризис. В последнее десятилетие мировая экономика развивалась в условиях глобального дисбаланса, когда экономики многих стран вынуждены искать новый баланс развития в условиях перехода к обществу «с низким выбросом углерода» («low carbon society») и обществу, где необходимо обеспечивать здоровье и долголетие. Все это станет особенно актуальным, когда мировая экономика выйдет из кризиса. И тогда Япония, как другие страны, будет переходить к экономическому росту, ориентированному на новую систему ценностей.

В целях преодоления кризиса и определения ориентиров дальнейшего роста правительство страны предлагает пакет мер, направленных на преодоление опасности сползания экономики в «негативную спираль» и рассчитанных на краткосрочную перспективу (2009 — 2010 фин. годы), а также комплексные меры на более длительный период, нацеленные на обеспечение устойчивого роста в послекризисный период. Размеры финансирования антикризисного пакета мер на 2009-10 фин.г. составляют 15,4 трлн иен (около 140 млрд. долл.)[19]. Набор антикризисных мер краткосрочного характера включает создание новых рабочих мест (намечено создать 400-500 тыс. рабочих мест в 2009 фин.г.), поддержку финансового сектора и обеспечение нормального финансирования реального сектора, включая малый и средний бизнес, финансирование общественных работ. В целях оживления потребительского рынка правительство пошло на снижение налогов на автомобили с пониженным уровнем загрязнения окружающей среды, а также выдачу государственных дотаций на приобретение бытовой электротехники. В качестве примера прямой помощи компаниям, оказавшимся в кризисной ситуации, можно привести план поддержки крупнейшей японской авиакомпании «Japan Airlines Corp.» (JAL), которая терпит колоссальные убытки. Правительство Японии создало специальную группу по оказанию помощи JAL и готово выделить ей около 180 млрд. иен (2 млрд. долл.) в качестве «ссуды-моста» — краткосрочного кредита до получения основного финансирования[20].

Стратегия долгосрочного роста[21] Японии предусматривает всемерную поддержку развития технологий (особенно для энергетики и транспорта), которые позволят осуществить концепцию «общества с низким выбросов углерода и комплексным использованием природных ресурсов». Кроме того, намечено преобразование системы здравоохранения, образования и других важнейших отраслей социальной инфраструктуры. В качестве главных задач долгосрочной стратегии обозначены также: возрождение сельского, лесного и рыбного хозяйства, развитие сотрудничества промышленности, академических учреждений и правительства в целях активизации исследовательской и инновационной деятельности в стране, развитие человеческих ресурсов, поддержка малого и среднего бизнеса, развитие инфраструктуры, обеспечивающей кооперацию между регионами Японии и повышение конкурентоспособности регионов, реализация потенциала информационных технологий, развитие туризма и содействие формированию благоприятного климата для ведения предпринимательской деятельности японских компаний за рубежом.

Всего с начала кризиса японским правительством было принято 5 пакетов финансового стимулирования экономики (последний — в декабре 2009 г.), общей стоимостью свыше 80 трлн. иен[22]. Это привело к необходимости наращивания государственного долга. Так, в декабре 2009 г. было объявлено, что новая дополнительная эмиссия государственных облигаций может составить 500 млрд. долл. Кроме того, дополнительные финансовые ресурсы могут потребоваться, в связи с резким ростом курса иены по отношению к доллару (был преодолен рубеж в 90 иен за 1 долл., что является самым высоким показателем с 1995 г.)[23], что ведет к ослаблению японского экспорта и может спровоцировать вторую волну кризиса

Антикризисные стратегии и оперативные меры японских компаний.

Дальнейшее расширение зарубежной деятельности и в кризисных условиях остается приоритетным направлением развития японских корпораций. По результатам опроса, проведенного JETRO (Японская организация содействия внешней торговле) в конце 2008 г., 50,3% из 928 компаний различных отраслей и сфер деятельности, принявших участие в опросе, собираются в ближайшие три года расширять операции за рубежом и 32,9% намерены сохранить их масштабы. К расширению же бизнеса на внутреннем рынке готовы 35,5% опрошенных компаний[24].

В то же время географические приоритеты зарубежной деятельности подвергаются пересмотру. Наиболее привлекательной страной для перемещения туда практически всех элементов бизнес-систем (производство, службы продаж, исследования и разработки, дистрибьюция, региональные штаб-квартиры) по-прежнему остается Китай. Все меньше компаний намерены активизировать свою деятельность в США. Более того, некоторые из них уже выводят производственные мощности из этой страны. Например, американский филиал компании «Panasonic» переносит производство аудиоколонок и конденсаторов из американского штата Техас в Мексику и азиатские страны.

В то же время вырос интерес компаний к размещению бизнеса в Малайзии, Мексике и Бразилии, а офисов продаж — также в Таиланде, Индонезии, России и странах СНГ, что отражает заинтересованность японских компаний в диверсификации рынков сбыта. Бразилия и Россия (+СНГ) привлекают внимание, прежде всего, электротехнических и автомобильных корпораций, которые намерены размещать здесь подразделения продаж в целях дальнейшего активного освоения рынка.

Японские компании по-разному оценивают перспективы российского рынка в условиях кризиса. Так, «Судзуки» отказалась от своих планов строительства предприятия в нашей стране и даже вернула отведенный земельный участок, сочтя целесообразным осуществлять поставки в Россию (при том, что за 9 месяцев 2009 г. продажи сократились наполовину) с венгерского предприятия, а инвестировать в технологический центр в Индии[25]. В то же время международный альянс «Ниссан-Рено», напротив, планирует расширить свое присутствие в России на основе организации производства на базе АвтоВаза.

Обращает на себя внимание и тенденция к перемещению производства продукции с более высокой долей добавленной стоимости в «новые» азиатские страны (т.е. менее освоенные японскими компаниями) — Вьетнам и Индию — и компаниями других отраслей (помимо автомобилестроения).

При сохранении и усилении в условиях кризиса общей ориентации на развивающиеся рынки подходы японских компаний (по крайней мере, некоторых) к их освоению претерпевают некоторые изменения. Например, если в планах корпорации «Панасоник» на 2008 г. приоритетными объявлялись высокие ценовые сегменты рынков стран БРИК, Вьетнама и других растущих экономик, то в 2009 г. акценты переместились на сегмент более дешевых товаров. При этом упор теперь делается не только на технологические инновации и выведение на рынок новых видов продукции, но и на ее адаптацию к потребностям различных региональных рынков, агрессивный маркетинг, нацеленный на увеличение продаж, в первую очередь за рубежом[26].

Приобретение активов зарубежных компаний и заключение альянсов. В период экономического подъема 2002 — 2007 гг. японские корпорации сумели существенно улучшить свое финансовое положение и накопить значительные финансовые ресурсы. Поэтому в начале мирового финансового кризиса они обладали ликвидностью, которая позволила им приобрести ценные зарубежные активы в условиях повышения курса иены и падения фондовых индексов.

В 2008 г. японский финансовый холдинг «Номура» («Nomura Holding Inc.») приобрел бизнес обанкротившегося инвестиционного банка «Lehman Brothers» в АТР, Европе и на Ближнем и Среднем Востоке [27]. Как полагает руководство холдинга, это приобретение позволит «Номура» стать игроком мирового уровня, получив доступ к новой международной клиентской базе, а также инфраструктуре «Lehman Brothers» в трех крупных регионах[28].

Другая крупнейшая японская финансовая группа «Mitsubishi UFJ Financial Group» (MUFG) подписала с «Morgan Stanley» соглашение о стратегическом партнерстве, в рамках которого MUFG приобрела 20% голосующих акций американского финансового института на сумму 7,8 млрд. долл. Кроме того, MUFG приобрела и превратила в свой филиал (с 100%-ным участием) американскую финансовую корпорацию «Union BanCal Corp.» (сумма приобретения 3,7 млрд. долл.).

Всего же в 2008 г. общая сумма сделок японских финансовых корпораций на международном рынке слияний и поглощений составила 11,9 млрд. долл.[29] Заметим, что столь значительные приобретения в случае благоприятного развития событий помогут финансовым организациям Японии принципиально изменить свое стратегическое положение на ведущих региональных финансовых рынках и совершить прорыв в сфере международных финансовых услуг.

Вместе с тем и риски здесь чрезвычайно высоки. Финансовое положение объектов капиталовложений крайне неустойчивое, а сама японская банковская система еще не вполне оправилась от кризиса. Так, из 708,2 млрд. иен чистых убытков холдинга «Номура» в 2008 фин. г. 120 млрд. (или почти 17%) были обусловлены приобретением активов «Lehman Brothers» (для сравнения: в 2007 фин.г чистые убытки холдинга, вызванные, главным образом, сокращением зарубежных операций, составляли 67,8 млрд. иен). Кроме того, в процессе интеграции новых подразделений в структуру холдинга и формирования единой команды менеджменту «Номура» приходится решать весьма непростые проблемы, связанные с различием корпоративных культур, системой компенсаций и другими различиями моделей корпоративного управления в американской и японской финансовых организациях[30].

Еще более активны по сравнению с финансовыми организациями на рынке слияний и поглощений были японские фармацевтические концерны (в 2008 г. они приобрели активы иностранных компаний на сумму 19,6 млрд. долл.), компании по производству продуктов питания и напитков, а также — традиционно — корпорации в сфере разработки полезных ископаемых.

В целом общая стоимость приобретений японских компаний на рынке слияний и поглощений в 2008 г. достигла рекордного показателя в 65,2 млрд. долл.[31]

Инвестиции в научно-технологическое развитие. Несмотря на негативные финансовых показателей своей деятельности в кризисный период, многие японские компании сохраняют на довольно высоком уровне расходы на НИОКР. По данным опроса ведущих промышленных корпораций Японии[32] проведенного летом 2009 г. газетой «Нихон кэйдзай симбун», на фоне снижения абсолютных размеров расходов на НИОКР, ожидаемого в 2009 г., их доля в стоимости продаж даже увеличится — до 4,3%, что может стать самым высоким показателем за последние 8 лет[33]. Более того, 40% из числа опрошенных корпораций намереваются увеличить и абсолютные масштабы инвестирования в НИОКР, а более 20% опрошенных ответили, что планируют увеличить их к 2013 г. более чем на 10% по сравнению с 2008 г. Наибольшую долю доходов от продаж направляют на научные исследования и разработки фармацевтические компании — 8,3%, IT-компании — 5,4%, автопроизводители — 5,3%, машиностроительные и инжиниринговые корпорации — 2,8%. Самыми перспективными направлениями исследований, судя по структуре расходов, являются технологии энергосбережения — 57,7% предполагаемых расходов, разработка новых источников энергии — 46,5%, новых материалов — 37,3%, нанотехнологии — 32,7%, а также экологическая проблематика

Среди опрошенных корпораций наибольшую сумму направляет на НИОКР «Тоёта» (820 млрд. иен), за ней следуют «Хонда», «Панасоник», «Сони» и «Ниссан» (более 400 млрд. иен каждая). В числе десятка лучших числятся также «Хитати», «Тосиба», «Кэнон», «Такэда Фарм» и NEC[34].

Если рассматривать научно-техническую политику компаний в контексте антикризисных мер и как часть стратегии послекризисного развития, то становится очевидным, что сегодняшние вложения в научно-технические разработки — это база для инновационных прорывов в будущем, для создания и освоения новых сегментов рынка в условиях насыщения спроса на товары, производство которых проходит или уже прошло стадию зрелости.

Примеры освоения новой высокотехнологичной продукции японскими производственными компаниями в условиях кризиса довольно многочисленны. Так, автомобилестроительные компании Японии активно занимаются разработкой и освоением моделей с гибридным двигателем и электромобилей, которые уже выведены на рынок. Лидером в этой области является «Тоёта», начавшая продажи первого массового гибридного автомобиля «Prius» в 1997 г. И сейчас она связывает с этой продуктовой линией большие надежды. К концу августа 2009 г. компанией было реализовано более 2 млн. автомобилей различных марок (не только «Prius») с гибридными двигателями[35]. Несмотря на падение общего объема реализации продажи нового гибридного «Prius» уже растут, в том числе благодаря поддерживаемой правительством системе налоговых скидок и предоставлению правительственных субсидий для покупки экономичных автомобилей[36]. Кроме того, корпорация уже разработала легковой гибридный автомобиль стационарной подзарядки, а также планирует выпустить на рынок электрический автомобиль не позже 2012 г.

В условиях кризиса многие японские компании проявляют особое внимание к рынкам так называемых «общественных товаров» (т.е. таких, потребление которых, как правило, не может осуществляться на индивидуальной основе) — развитию социальной инфраструктуры, энергетики, экобизнеса. Например, корпорация «Тосиба» планирует к 2011 г. увеличить продажи в бизнес-сегменте, связанном с социальной инфраструктурой (Social Infrastructure Business Group) до 3 трлн. иен за счет наращивания продаж самого передового в техническом отношении атомноэнергетического «экологически дружественного» оборудования, а также его активного продвижения на зарубежные рынки[37].

Одним из перспективных и динамично развивающихся в условиях кризиса остается рынок оборудования, товаров и услуг для сохранения окружающей среды, который оценивается экспертами примерно в 10% мирового ВВП. Японский же рынок, по оценкам Министерства окружающей среды Японии, в 2006 г. составлял примерно 45 трлн. иен (т.е. 10% ВВП Японии)[38]. Наиболее динамичным сегментом экорынка в США, Китае, Японии и других странах становится рынок оборудования и технологий для получения и использования возобновляемых источников энергии.

Следует еще раз подчеркнуть, что в условиях кризиса японские компании не только не отказываются от разработок, связанных с экологией, но, напротив, делают больший упор на экологические качества товаров с тем, чтобы повысить их конкурентоспособность

Снижение издержек и реструктуризация бизнеса. В условиях кризиса, снижения объема продаж и прибыли компании, в первую очередь, конечно, стремятся снизить издержки производства, избавляются от части активов, сокращают численность персонала. Японские корпорации в этом смысле не исключение. Они также разрабатывают и реализуют свои программы реструктуризации бизнеса.

Компания «Тосиба», например, планирует сокращение постоянных издержек по всем трем основным сегментам своего бизнеса. В сфере оборудования на основе жидких кристаллов компания намерена сконцентрировать ресурсы на продуктах с высокой долей добавленной стоимости, сократив производственные мощности на ряде менее перспективных направлений и благодаря этому снизить постоянные издержки на 25% против уровня 2008 фин. г. В сфере производства бытового электрооборудования планируется сокращение издержек на 30 млрд. иен за счет интеграции производства и НИОКР в Японии и перемещения части производства в Китай. В области цифрового оборудования планируется обновить производственную структуру за счет перемещения за рубеж части производства мобильных телефонов и централизации производства телевизоров в Европе и таким образом сэкономить 50 млрд. иен[39].

Некоторые компании в целях сокращения расходов прибегают к оптимизации бизнеса, сокращая его убыточные элементы и звенья. Например, авиакомпания JAL в рамках антикризисного плана реструктуризации собирается отменить рейсы международных маршрутах (с целью решения проблемы «избыточных мест» [40], в ближайшие 3 года урезать операционные расходы на 30 % и уволить 6 тыс человек. Кроме того, предполагается заключить новые договоры с иностранными партнерами о совместной эксплуатации авиалиний на малоприбыльных маршрутах. JAL планирует также увеличить свой капитал примерно на 100 млрд. иен путем продажи акций зарубежным партнерам (возможно — американским компаниям «AMR Corp.» и «Delta Air Lines», а также корейской — «Korean Air», которые демонстрируют готовность вложить свои средства в JAL)[41].

«Toyota» намерена расстаться с частью своих непрофильных активов и продать свою финансово-страховую компанию «Тоёта Файнэйншиал Сервисис ».

В кризисной ситуации японские корпорации уже не имеют возможности ежегодно «планово» нанимать персонал и даже не всегда могут сохранить имеющиеся кадры. Иными словами, тенденция к постепенному сокращению сферы действия системы пожизненного найма становится все более заметной. Так, по данным опроса, проведенного корпорацией NHK в сентябре 2009 г., среди 100 крупных японских компаний, 50% из них не планируют в ближайшее время возобновлять наем персонала, хотя 13% все же собираются в ближайшем будущем нанять на работу дополнительное число людей, почти 40% заявили, что они были вынуждены увольнять служащих — как временных, так и постоянных[42].

В то же время наем временных работников становится для компаний выходом из положения в условиях колебаний спроса, когда компании стремятся быстро использовать открывающиеся возможности новых сегментов рынка. Например, в ответ на рост спроса на гибридные автомобили «Тоёта» объявила о приеме 800 временных рабочих (главным образом, тех, кто работал на этих условиях ранее) для обеспечения наращивания объемов производства [43].

В условиях кризиса японские компании, как и корпорации других стран, вынуждены пересматривать систему компенсаций и финансовой отчетности. Управление финансовых услуг Японии намерено законодательно обязать все зарегистрированные на бирже компании с марта 2010 г. раскрывать суммы и порядок начисления выплат высшим менеджерам. До сих пор компании делали это в своих отчетах лишь на добровольной основе. Новая система должна предотвращать ситуацию, когда ради повышенных премиальных менеджеры частных компаний фокусируют внимание на краткосрочных прибылях, пускаются в рискованные операции, имеющие затем тяжелые последствия для финансовой системы страны и всей национальной экономики. В первую очередь это касается фирм, которые оперируют ценными бумагами на финансовых рынках. Бонусы менеджерам в Японии, по оценкам, ниже, чем в США и ведущих европейских странах, однако японское правительство намерено поддержать усиливающуюся в мире тенденцию к установлению системы контроля за такими выплатами[44].

Выводы.

Политика правительства, и компаний, осуществляемая ими в условиях кризиса, с точки зрения целей, масштабов и временного горизонта включает два направления и две группы мер. Это — неотложные меры по противодействию негативным воздействиям внешней среды и стратегии, направленные в будущее, определяющие контуры «послекризисного» развития соответственно всей японской экономики и компаний, их место на японском и мировом рынках.

Неотложные меры компаний носят оперативный характер и нацелены на сокращение издержек и минимизацию убытков (сокращение персонала, урезание расходов, избавление от убыточных или недостаточно прибыльных активов). Стратегический же выбор компаний лежит, в основном, в сфере их географического и отраслевого (продуктового) позиционирования. Выбирая ключевые рынки на перспективу, японские компании делают упор на дальнейшую зарубежную экспансию — в страны с растущими рынками (группа БРИК, прежде всего Китай, страны Юго-Восточной Азии). По мнению эксперта «Barclays Capital» К. Морита, от кризиса выиграют компании, которые смогут себе обеспечить заказы из Китая[45].

Вместе с тем для компаний многих отраслей японской промышленности американский рынок все же играет столь заметную роль, что вряд ли «новые» рынки в кратко- и среднесрочной перспективе смогут восполнить потери на этом направлении. Что касается самого японского рынка, то многие его сегменты (особенно в сфере потребительского спроса) уже довольно давно обнаружили тенденцию к стагнации. На этом фоне весьма тревожно выглядят планы ведущих компаний сократить инвестиции в 2009 — 10 фин. г. на 12%.

Выбор перспективных сфер деятельности японские компании связывают, прежде всего, с разработкой, внедрением и выводом на рынок новых высокотехнологичных товаров и услуг, способных удовлетворять новые потребности людей (например, трехмерное телевидение). При этом компании, как представляется, улавливают, а иногда предвосхищают и даже инициируют эти новые потребности — в экологически комфортной среде, устойчивом развитии, безопасной и «экологически дружественной» энергетике. Поэтому научно-техническое развитие можно считать главным стратегическим выбором послекризисного развития.

В целом, можно сказать, что набор антикризисных мер и стратегий у японских компаний и компаний Европы и США примерно одинаков. Все перечисленное нами выше применяется и западными компаниями. Однако некоторая специфика все же прослеживается. В первую очередь — это позиция японских компаний на мировом рынке слияний и поглощений, где японские корпорации выступают не только и не столько как продавцы, сколько как покупатели активов. Кроме того, японские компании стали как никогда активны в заключении межкорпоративных альянсов (не обязательно на основе приобретения долей). Похоже, они все меньше делают различия между отечественными и зарубежными партнерами, в кризис главным становится получение синэргетического эффекта и, в конечном счете, большей доли рынка. Если данная тенденция закрепится, то японские корпорации станут более интернациональными и открытыми.

Что касается эффективность государственной антикризисной политики и общей ситуации в экономике, то следует отметить, что некоторые меры дали свои положительные результаты. Так, например, налоговое стимулирование приобретения экологически безопасных автомобилей помогли автомобилестроительным компаниям улучшить показатели реализации продукции. В частности, «Хонда», «Ниссан» и «Судзуки», по их заявлениям, закончили первое полугодие 2009 фин.г с прибылью.

Относительно общей ситуации в экономике Японии в начале ноября 2009 г. глава Банка Японии М. Сиракава заявил, что риски, которые угрожают японской экономике, постепенно утрачивают свою остроту благодаря мощному экономическому росту развивающихся стран и государств с большими запасами природных ресурсов. В то же время М. Сиракава отметил, что у него вызывает озабоченность тот факт, что в Японии ослабевает эффект от стимулирующих мер по поддержанию национального народного хозяйства, ухудшается ситуация на рынке труда и снижаются доходы граждан[46]. А в конце ноября он сделал прогноз экономической ситуации в стране, в соответствии с которым устойчивый экономический рост в Японии может начаться не ранее середины 2010 фин.г.[47]

От себя отметим, что в течение ноября японская экономика стала испытывать на себе еще большее влияние таких негативных факторов, вызывающих озабоченность и правительства, и Банка Японии, и предпринимательских кругов, как повышение курса иены (о чем мы уже упоминали выше) и продолжающая дефляция. Эти факторы, по нашему мнению, могут свести на нет или существенно ослабить результативность антикризисных мер правительства.

Что касается общего вектора развития страны, судя по последним правительственным документам, он не изменен, а лишь скорректирован по времени и дополнен. Так, остаются на повестке дня такие стратегические задачи как развитие инновационно-технологического потенциала (кстати, даже в условиях кризиса японские корпорации сохраняют высокий уровень финансирования исследовательской деятельности и выводят на рынок инновационные продукты); ликвидация или по крайней мере смягчение дисбалансов экономического развития на основе совершенствования национальной инфраструктуры и мер по оживлению и повышению конкурентоспособности местных экономик; развитие системы образования и социального обеспечения; построение экологического безопасного «общества без отходов». Еще большую актуальность, в том числе и в связи с кризисом, приобретает реализация стратегии соразвития в Восточной Азии, поскольку азиатские экономики пока остаются наиболее динамичными. Показателен в этом смысле факт заключения в 2008 г. соглашения о комплексном экономическом партнерстве между Японией и странами-членами АСЕАН, которое, возможно, откроет новый этап развития всей азиатской интеграции.


Библиография

[1] Trade and Development Report, 2009 (UNCTAD /TDR/2009), p.I.

[2]http://www.jetro.go.jp/en/reports/white_paper/2008.pdf

[3] Экспорт — на базе таможенной статистики, ВВП — номинальный. — 2008 JETRO White Paper on International Trade and Investment, p. 64, 83 — http://www.jetro.go.jp/en/reports/white_paper/2008.pdf

[4] Annual Report on the Japanese Economy and Public Finance 2007, p. 6 — http://www5.cao.go.jp/keizai3/2007/0807wp-keizai/1syo-hyoshi.pdf; 2008 JETRO White Paper on International Trade and Investment, p. 64 — http://www.jetro.go.jp/en/reports/white_paper/2008.pdf

[5] 2008 JETRO White Paper on International Trade and Investment, p. 278 — http://www.jetro.go.jp/en/reports/white_paper/2008.pdf

[6] 2008 JETRO White Paper on International Trade and Investment, p. 64, 68, 83 — http://www.jetro.go.jp/en/reports/white_paper/2008.pdf

[7] http://www.jetro.go.jp/en/reports/statistics

[8] http://www.stat.go.jp/english/data/handbook/c03cont.htm

[9] Данные за 1997 г. — по 582 компаниям, за 2007 г. — по 866 компаниям, представленным на фондовом рынке. Без учета экспорта из Японии. Источник: 2008 JETRO White Paper on International Trade and Investment, p. 77 — http://www.jetro.go.jp/en/reports/white_paper/2008.pdf

[10]Подсчитано по: 2008 JETRO White Paper on International Trade and Investment, p. 278 — http://www.jetro.go.jp/en/reports/white_paper/2008.pdf

[11] Подсчитано по: 2008 JETRO White Paper on International Trade and Investment, p. 282 — http://www.jetro.go.jp/en/reports/white_paper/2008.pdf

[12] Снижение ВВП за июль — сентябрь 2008 г. составило 0,4% (в годовом исчислении), а по уточненным в начале декабря официальным данным — на 0,5% к предыдущему кварталу. Два квартала снижения ВВП соответствует техническому определению рецессии

[13i] http://www.stat.go.jp/english/data/handbook/c03cont.htm

[14] http://www.stat.go.jp/english/data/handbook/c06cont.htm

[15] Monthly Economic Report, November 2008. — www5.cao.go.jp/keizai3/getsurei-e/2008nov.html; http://www.stat.go.jp/english/data/cpi/1581.htm

[16] http://www.stat.go.jp/english/data/roudou/154.htm

[17] http://www.meti.go.jp/english/statistics/bunseki/pdf/h2a49090e.pdf

http://www.meti.go.jp/english/statistics/bunseki/pdf/h2a49091e.pdf

[18] http://www5.cao.go.jp/keizai1/2009/0420summary-english.pdf

[19] http://www5.cao.go.jp/keizai1/2009/0420summary-english.pdf

[20] http://www.prime-tass.ru/news/0/%7B83D7C7F1-1253-4DC2-A188-ABDCEC717C08%7D.uif

[21] Временные рамки долгосрочной стратегии прямо не указываются, однако, некоторые мероприятия рассчитаны на период до 2016, 2030 гг.

[22] https://www.mof.go.jp/english/budget/e20090427.htm

[23] http://www5.cao.go.jp/keizai3/getsurei-e/2009nov.html

[24] Survey on International Operations of Japanese Firms (FY 2008), p.5 (http://www.jetro.go.jp/en/reports/survey/pdf/2009_02_biz.pdf )

[25] http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/2009/09/24/214637

[26] http://panasonic.net/vision/amp

[27] Последний этап сделки был завершен в октябре 2008 г. — http://www.nomuraholdings.com/news/nr/europe/20081006/20081006_a.html

[28] Annual Report 2009 (http://www.nomuraholdings.com/investor/library/ar/2009/pdf/ar_all.pdf )

[28] 2009 JETRO White Paper on International Trade and Investment. Summary and Reference Materials. August 25, 2009, p. 20 (http://www.jetro.go.jp/en/reports/white_paper/2009.pdf)

[29] Annual Report 2008 (http://www.nomuraholdings.com/investor/library/ar/2008/pdf/ar_all.pdf )

Annual Report 2009 (http://www.nomuraholdings.com/investor/library/ar/2009/pdf/ar_all.pdf

[30] 2009 JETRO White Paper on International Trade and Investment. Summary and Reference Materials. August 25, 2009, p. 19,20 (http://www.jetro.go.jp/en/reports/white_paper/2009.pdf)

[31] В опросе приняли участие 253 корпорации.

[32] При предполагаемом снижении объема продаж в 2009 г. на 11,8% по сравнению с прошлым годом, сумма инвестиций в НИОКР сократится только на 6%.

[33] http://www.eri-21.or.jp/russia/opinion/business/20090807.shtml

[34 http://www2.toyota.co.jp/en/news/09/09/0904.html

[35] http://www2.toyota.co.jp/en/news/09/09/0908.html; http://www.prime-tass.ru/news/0/%7B5AE57C09-1582-45DE-88D9-98D0D885AD8

[36] http://www.toshiba.co.jp/about/ir/en/library/pr/pdf/tpr20090805e.pdf

[37] 2009 JETRO White Paper on International Trade and Investment. Summary and Reference Materials. August 25, 2009, p. 37 (http://www.jetro.go.jp/en/reports/white_paper/2009.pdf)

[38] http://www.toshiba.co.jp/about/ir/en/library/pr/pdf/tpr20090805e.pdf

[xl] Со второй половины 2009 фин. г. JAL сообщила об отмене 82 пассажирских рейсов в неделю на 14 международных маршрутах ввиду их нерентабельности

http://www.prime-tass.ru/news/0/%7B63125BA6-7747-4BE-94F6-9545AA445C49

http://www.prime-tass.ru/news/0/%7BBDE7D5DD-24C2-4A9E-A9DB-24488D5FC8D0%7D.uif

[39] Реструктуризация JAL, как мы отмечали выше, осуществляется под контролем государства, поэтому о своих планах компания должна будет сообщить в Министерство земель, инфраструктуры, транспорта и туризма. — http://www.prime-tass.ru/news/0/%7B03B96A21-3D59-47FD-B9D6-4600766DD0D5%7D.uif http://www.iii.co.uk/news/?type=afxnews&articleid=7520463&subject=general&action=article

[40] NHK World, 15.09.2009, 12:45(японское время) Пер. О. Казакова.

[41] http://www2.toyota.co.jp/en/news/09/09/0908.html

[42] В частности, об этом шла речь совещании министров финансов и глав центральных банков двадцати ведущих стран мира в Лондоне. — http://www.prime-tass.ru/news/0/%7BFD0F825C-E278-42FC-B8C2-4C5CB05598F3%7D.uif (со ссылкой на Nikkei); NHK World, 13.09.2009, 12:45(японское время). Пер. О. Казакова.

[43]Например, автомобильный рынок Китая по итогам 9 месяцев 2009 г. по динамике и объему продаж превзошел американский (в КНР было продано 9,7 млн. автомобилей, в то время как в США — 7,8 млн.), и японские автомобильные корпорации — «Тоёта», «Ниссан» и «Хонда» — установили «рекорды» по производству автомобилей в Китае (при общем сокращении своего производства в целом по миру

http://www.rbdaily.ru/print.shtml?2009/04/02/world/408796

http://www.vedomosti.ru/companies/news/2009/10/28/871691

[44] http://www.prime-tass.ru/news/0/%7BF42B0F77-F47D-431F-B9A6-89B860F717A8%7D.uif

[45] http://www.boj.or.jp/en/type/press/koen07/ko0911g.htm