«Мировое и национальное хозяйство»
«World and National Economy»

Издание МГИМО МИД России |
ISSN: 2713-0983 |
MGIMO-University

Исламская этика бизнеса

Ислам оказывает глубокое влияние на повседневную деятельность мусульман, в том числе на ведение ими бизнеса
Ключевые слова: ислам, шариат, этика бизнеса

S.Jdanov. Business ethics of islam
Islam deeply affects everyday activity of Muslims including their business activity
Key words: Islam, sharia, business ethics

Обретение независимости поставило перед бывшими колониями сложные многопрофильные задачи построения дееспособной государственной власти, выработки наиболее эффективной модели социального и экономического развития, разработки концепции внешней политики и межгосударственных отношений. И здесь особенностью развивающихся стран, одной из ключевых проблем стало определение места национальной идеи, традиций и религиозных норм во всей стратегии независимого существования. Особенно остро и рельефно эта проблема стояла и продолжает оставаться актуальной и сегодня в странах, где религия и авторитет духовных лидеров традиционно занимали особые позиции во властных и социальных отношениях. В частности, в арабских странах.

Сегодня ислам по числу последователей вторая после христианства религия, и их численность стремительно растёт за счёт более высокой рождаемости. По данным Ватикана, число христиан в 2010 г. приблизилось к 2 млрд. 200 млн. человек, а численность приверженцев ислама достигло 1,5 млрд. чел. Всё больше и больше мусульман появляется в зоне распространения христианства. Считается, что среди верующих в Европе порядка 15% составляют мусульмане. В Германии, например, живут 3,5 миллиона мусульман, в России, по разным подсчётам, от 15 до 20 млн. верующих мусульман.

Универсальная сущность норм ислама, регламентирующих буквально каждый аспект жизнедеятельности общества, не позволяют пренебрегать особенностями правовой и экономической систем арабских стран, где ислам является государственной религией, и вызывает необходимость детального изучения функционирования всех специфических инструментов исламского государства и общества, включая нормы воспитания, образования и культуры.

Ислам — единственная религия, которая не ограничивается лишь отправлением культовых обрядов, но через посредство специальных религиозно-правовых норм регулирует всю повседневную жизнь мусульман. При этом в мусульманском вероучении особо подчёркивается преимущество этических и нравственных ценностей перед материальными и экономическими благами.

Однако степень влияния религиозных догматов на социально-экономические структуры, образ мышления и действия несколько различны в разных частях мусульманского мира. В тех странах, которые в той или иной мере подверглись непосредственной европейской колонизации и где капитализм пустил корни раньше, там, где соседствуют другие религии и традиции, влияние исламских догматов существенно слабее, нежели в странах Аравийского полуострова с консервативными режимами, не испытавшими массированного европейского присутствия. Здесь нормы шариата по-прежнему доминируют. Местные бизнесмены, руководствующиеся этическими принципами, ориентируются не только и не столько на доходность или величину риска, как на «моральный облик» компаний и нравственные качества их руководителей. «Моральный облик» складывается из характера выпускаемой продукции или предоставляемых услуг, места деятельности фирмы, степени экологичности производства, характера менеджмента и рекламы. Так, например, для них является недопустимой покупка ценных бумаг компаний, которые выпускают алкогольную и табачную продукцию, а также «неправильные» продукты питания (содержащие свинину или приготовленные с игнорированием соответствующих правил).

Принято считать, что власть Аллаха в отношении права собственности сводится к тому, что он выступает одновременно верховным распорядителем имущества, предоставляемого людям, законодателем, устанавливающим границы и условия приобретения и реализации права собственности на него, и верховным судьей, следящим за соблюдением этих правил.

Иными словами, если Аллаху принадлежит верховная власть над имуществом, то люди могут осуществлять по отношению к этому имуществу право собственности. Правовое осмысление религиозно-этических постулатов ислама отражает концепцию собственности. Например, основанное на коранических предписаниях разделение имущества на обладающее ценностью и лишенное таковой имеет вполне определенный юридический смысл. Речь идет о последствиях распоряжения имуществом: если оно обладает ценностью (разрешенными шариатом полезными качествами), то сделки в отношении его являются действительными, в противном случае они признаются ничтожными, поскольку имущество с запрещенными свойствами не может находиться в обращении между мусульманами и не пользуется правовой защитой. Этот момент неоднократно становился поводом для юридических коллизий в тех современных мусульманских странах, где исламские фундаменталисты устраивали, например, погромы в магазинах музыкальных записей или интернет-кафе. Понесшие материальный ущерб торговцы требовали его возмещения, а ответчики утверждали, что уничтоженное имущество запрещает использовать шариат, а значит, оно не имеет ценности и не подлежит компенсации. В Коране говорится: «Богатство и дети — украшения жизни в этом мире».

Одним из ориентиров является избежание крайностей — как расточительства, так и скупости. Ислам отнюдь не идеализирует аскетизм и считает богоугодным такой уровень достатка, который избавляет человека от тягот мирской жизни, а еще лучше — позволяет ему раскрыть все свои способности и реализовать свои благие желания.

Некоторые объекты в силу обладания запрещенными свойствами изъяты из обращения между мусульманами и не могут находиться в их собственности. Шариат запрещает ростовщичество, а также процент за кредит в денежной форме и за просрочку погашения долга. Запрет распространяется также на азартные игры и рисковые обязательства (пари, лотерея), т. е. на любой полученный таким образом доход.

По данным Генерального совета по исламскому финансированию и банкам сейчас действуют более 300 исламских финансовых институтов и банков с общими активами на сумму более 500 млрд. долл. и более чем 10% темпами роста. Общий же объём суммарного мусульманского банковского и финансового капитала оценивается более чем в 1 триллион долларов по всему миру.

Саудовская Аравия занимает первое место по показателю чистой прибыли исламских финансовых институтов, ежегодный прирост этого показателя в Кувейте, занимающего второе место, составляет 65%, а доля чистой прибыли кувейтских исламских финансовых институтов в суммарном показателе банков стран Залива достигает 32%. Ожидается, что к 2015 году исламские банки привлекут до половины всех сбережений. Исследование, проведённое в 2004 году Dubai Islamic Bank, выявило сильную позицию исламских банков в мировой экономике, что вызвано их надёжной репутацией и возможностью привлечения крупных ресурсов свободного капитала мусульманских стран.

Ведущим кредитным учреждением такого рода является детище Организации Исламская конференция Исламский банк развития — беспроцентный аналог Всемирного банка. Он действует с 1974 года, его членами являются 53 государства, куда, помимо исламских стран, входят Азербайджан, Албания, Буркина-Фасо, Габон, Гвинея, Гвинея-Бисау, Казахстан, Камерун, Киргизия, Мальдивы, Мали, Мозамбик, Нигер, Сенегал, Сьерра-Леоне, Таджикистан, Туркмения, Уганда, Чад. С июля 2005 года России предоставлен статус наблюдателя. Уставный капитал банка составил 2 млрд. специальных прав заимствования (2,5 млрд. долларов).

По уставу основными направлениями деятельности ИБР являются: финансирование производственных предприятий и проектов; предоставление займов для финансирования объектов инфраструктуры; инвестирование средств в акционерный капитал промышленных и сельскохозяйственных предприятий; оказание услуг по торговому финансированию, осуществление лизинга и продаж в рассрочку; оказание помощи членам ИБР в составлении ТЭО проектов, оказание консультационных услуг и проведение исследовательских работ.

В структуру банка входят Исламский фонд инвестиционного развития и Исламская корпорация по страхованию инвестиций и экспортных кредитов, которые действуют в строгом соответствии с нормами шариата. Они способствуют продвижению инвестиционных проектов с низким кредитным риском. Дочерними структурами являются инвестиционный фонд «Юнит», ликвидные фонды, Пенсионный фонд, а также коммерческие банки, частично или полностью контролируемые ИБР.

В настоящий момент (2006 г.) совокупная величина активов исламских банков (более 200 на одном лишь Ближнем Востоке) достигает 180 млрд. долл. (20% всех банковских активов арабских стран). Крупнейший в мире исламский банк действует в Абу-Даби, а Банк Дубая увеличил объём эмитированных исламских облигаций до 1 млрд. долл., что является самым крупным займом в истории.

Исламские финансовые учреждения действуют не только в мусульманских странах. В эпоху глобализации мусульмане все активнее внедряются в международные финансовые отношения, основанные на традиционной модели процентного кредитования. И сейчас многие западные финансовые учреждения стали разрабатывать специально для них исламские продукты. В Великобритании с начала 2006 г. действует Европейский исламский инвестиционный банк с уставным капиталом 300 млн. фунтов стерлингов. Его деятельность охватывает рынки Европы и США в качестве инвестиционного банка и банка финансирования оптовой торговли. Крупнейший банк Европы HSBC, тоже расположенный в Великобритании, первым из лидеров мировой финансовой индустрии создал Исламский пенсионный фонд. Для англичан это возможность привлечь сбережения 2 миллионов живущих в стране мусульман, не отпугивая их перспективой нарушения законов шариата. А всего в Европе по разным оценкам проживают от 15 до 30 миллионов мусульман.

В Москве действует исламский « Бадр-Форте банк», который с активами в 717 млн. руб. и собственным капиталом 506 млн. руб. занимал 187 место в рейтинге банков Москвы в 2005 г. В конце 2006 г. банк «Глобэкс» привлёк 20 млн. долл. у Dubai Islamic Bank из ОАЭ, впервые в России осуществив сделку по законам шариата.

В последнее время на территории России появились банки, дающие чрезвычайно льготные кредиты исключительно мусульманам. Подобные финансовые учреждения действуют во многих странах Европы. Растёт спрос и на мусульманские взаимные фонды — сегодня их в мире более 100, включая три в США. Многие современные интернет-компании стали позиционировать себя как мусульманские.

Толкователи ислама допускают, что женщина может иметь собственность, вести свой бизнес и участвовать в распределении наследства. В Коране прямо указывается на то, что жена имеет право на личный, независимый от семьи и мужа источник доходов. По некоторым подсчётам в современной Саудовской Аравии, где религиозные устои особенно сильны, местные предприниматели женского пола контролируют до половины активов своей страны и треть всего богатства стран Ближнего Востока.

Ислам допускает многожёнство, но не обязывает мужчин иметь несколько жён, но, уж если так случилось, святая обязанность мужа обеспечить всем достойное существование.

В Коране нет указаний на конкретные предметы гардероба, но задан общий принцип, которому мусульмане неукоснительно следуют. Относительно одеяния женщин в священной книге содержится предписание опускать свои взоры и оберегать половые органы. «Пусть они не выставляют напоказ свои прелести и пусть прикрывают покрывалом свои вырезы и не показывают своей красы» мужчинам, за исключением родственников.

Ещё совсем недавно, до нефтяного просперити, арабские страны со своими мусульманскими порядками мало кого интересовали, особенно представителей крупного бизнеса. Сейчас же исламские банки, магазины, в которых нет свинины и алкоголя, бутики, торгующие эксклюзивными хиджабами, лечебные учреждения — новое направление мирового бизнеса. Компании, работающие по нормам ислама, завоёвывают не только страны Востока, но распространяются по всему миру, являя собой некую новизну и свежесть.

По прогнозам бельгийских социологов Брюссель, например, постепенно превращается в город мусульман, которые сейчас насчитывают треть населения столицы и, благодаря высокому уровню рождаемости, составят большинство населения уже к 2025 году.

В Москве, Казани Уфе и других городах теперь можно приобрести традиционную мусульманскую одежду в специальных магазинах и ателье. Уже действуют поликлиники для мусульман, где осуществляется раздельный приём пациентов. Все медикаменты и еда — халяльные

В области изобразительного искусства в зоне распространения ислама богоугодными почитаются строительство, ковроткачество, чеканка, каллиграфия, декорирование и речитатив.

Из всех запретов, существующих в исламе, особенно у суннитов, обращает на себя внимание запрет на изображение человека и других живых существ. У шиитов это предписание исполняется не так строго. Богословы объясняют этот запрет тем, что лишь Аллах является создателем всего живого на земле, придаёт ему формы и черты.

Стремительное вовлечение арабских стран в мировой туристический бизнес стимулировало археологию, историю, музейное дело, архитектуру с возведением экзотических сооружений с традиционной стилистикой.