«Мировое и национальное хозяйство»
«World and National Economy»

Издание МГИМО МИД России |
ISSN: 2713-0983 |
MGIMO-University

Развитие северных стран в период мирового экономического кризиса

В статье анализируются последствия мирового экономического кризиса для Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии

Ключевые слова: северные страны, мировой экономический кризис

A.M.Volkov. Northern Countries While the World Economic Crisis

The article deals with the aftermath of the world economic crisis for Northern countries

Key words: Northern countries, world economic crisis

В последнее пятилетие северные страны следовали общей тенденции: сначала наблюдался экономический подъем, а осенью 2008 г. наступил серьезный экономический кризис вследствие мирового финансового и экономического кризиса.

ШВЕЦИЯ

В середине 2000-х годов экономика Швеции развивалась успешно. Очередной подъем начался в 2004 г. Локомотивом роста был экспорт товаров и услуг, который рос опережающими темпами — в отдельные годы до 10–13%. Все большую роль в нем играла продукция транспортного машиностроения, средств связи и телекоммуникаций, а также фармацевтической промышленности. На страны ЕС и северные страны приходится примерно 2/3 экспорта, остальная часть примерно поровну — на США, страны Азии и прочие государства. Поэтому конъюнктура в Европе оказывает решающее влияние на шведский экспорт.

Импорт также быстро увеличивался, что связано с большим удельным весом импортируемых компонентов в экспортных товарах.

Экономический рост обеспечивался не только экспортом, но и внутренним спросом. Личное потребление увеличивалось, хотя в определенной степени сдерживалось высоким уровнем безработицы. В течение последнего десятилетия реальные располагаемые доходы домашних хозяйств росли ежегодно в среднем почти на 3% — намного быстрее, чем в 70-х, 80-х или 90-х годах. С 2001 г. норма сбережения домашних хозяйств заметно повысилась.

Важным фактором роста был инвестиционный спрос. В промышленности инвестиции наиболее быстро росли в такие расширяющиеся экспортные отрасли, как телекоммуникационная и фармацевтическая. Из других производственных секторов наиболее высокие темпы отмечались в тех, которые были тесно связаны со спросом со стороны домашних хозяйств. В целом степень использования производственных мощностей в промышленности была очень высока и составляла около 90%.

Официальная безработица несколько снижалась, но все же оставалась на очень высоком для Швеции уровне. Спрос на рабочую силу повышался только в секторе частных услуг и в строительстве. С 2003 г. безработица возрастала. Кроме того, переход весной 2005 г. статистики на нормы ЕС привел к росту показателя безработицы на 0.5 процентного пункта. Не менее 2-3% рабочей силы участвовали в программах государства на рынке труда, что было по существу скрытой безработицей. При этом правительство расширяло эти программы, где основное место традиционно занимают различные формы обучения и переподготовки, за счет мер по повышению занятости.

Инфляция была ниже среднего уровня по еврозоне. Процентные ставки в Швеции в последние годы находились на очень низком уровне. Это стало результатом невысокой инфляции, осторожной позиции Риксбанка и сильных государственных финансов. Ставка Риксбанка по операциям «репо» снизилась до 1.5-2% в 2004-2005 гг. [1]

Ситуация резко изменилась осенью 2008 г. Экономический кризис наступил очень неожиданно, а Швеция пострадала от него сильнее многих других стран. Вновь проявилась сильная зависимость экономики страны от внешних рынков. С осени 2008 г. резко сократились экспорт и промышленное производство, что привело к снижению ВВП в 2009 г. примерно на 5%. Произошел также значительный рост безработицы, которая достигла почти 8.5% к концу 2010 г. Ожидалось, что только за 2009 и 2010 гг. занятость сократится примерно на 250 тыс. чел. Низкие темпы инфляции рисковали перейти в дефляцию. Государственные финансы ухудшились в большей степени, чем в большинстве других стран, и профицит государственного бюджета в объеме 2.5% в 2008 г. превратился в его дефицит в объеме 1.2% в 2009 г. За этот же период объем государственного долга увеличился с 38 до 42% от ВВП.

Сокращение ВВП на 4.9% в четвертом квартале 2008 г. оказалось крупнее по сравнению с большинством других стран, чему способствовало значительное уменьшение товарно-материальных запасов. В первом квартале 2009 г. оно составило около 6%. В этом квартале ВВП достиг своего поквартального минимального уровня. Снижение ВВП в 2009 г. стало крупнейшим в течение одного года за все послевоенные годы. Опыт предыдущих финансовых кризисов предполагал, что сокращение производства захватит и 2010 г., хотя меры по стимулированию экономики в области денежно-кредитной и финансовой политики постепенно смягчают последствия ухудшения конъюнктуры.

За первые восемь месяцев 2008 г. экспорт в текущих ценах увеличился почти на 9% по сравнению с соответствующим периодом 2007 г., при этом лишь на рынке США наблюдалось снижение. С осени 2008 г. экспорт быстро сокращался в силу особенно резкого падения спроса на важнейшие шведские экспортные товары на мировых рынках. В ноябре-декабре 2008 г. товарный экспорт уменьшился на 12% в годовом исчислении, а за полгода — на 25%. За 2009 г. объем импорта из Швеции на 10 важнейших для нее экспортных рынках сократился примерно на 10%. Можно отметить, что в период кризиса начала 90-х годов такого снижения вообще не было. Шведский импорт также резко сократился.

Только за январь-февраль 2009 г. экспорт автомобилей уменьшился на 65% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Намного лучше продавались такие потребительские товары, как продовольственные и фармацевтические, а также средства связи и телекоммуникаций. За первые восемь месяцев 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года экспорт транспортных средств сократился на 49%, металлов и минеральных ресурсов на 36%, машин и оборудования на 21%, электротехники и средств связи на 9%, продукции лесной промышленности на 6%, а экспорт фармацевтических товаров увеличился на 19%.

Резко упал экспорт в Великобританию, Россию и Испанию, в то время как экспорт в Китай и Индию продолжал увеличиваться. При этом считалось, что экспортный спрос будет оставаться очень слабым в течение ближайшего времени.

Быстрое сокращение промышленного производства привело к резкому снижению степени использования производственных мощностей (с 90 до 77%), что уменьшило потребности в капиталовложениях. Уже февральские опросы Центрального статистического бюро Швеции показывали, что инвестиции в экономику сократятся в 2009 г. примерно на 10%. В итоге совокупные инвестиции уменьшились на 16% (как и при рекордном сокращении в 1993 г.), в том числе в промышленность на 20.5%, а в жилищное строительство на 23.4%. Норма накопления, достигшая перед кризисом своего наивысшего уровня в 17% с начала 90-х годов, снизилась до 14% в 2010 г. Однако в начале 90-х годов ее падение было намного значительнее — с 21% в 1990 г. до 11-12% в 1994-1995 гг. Снижается также и прибыльность предприятий.

Обострение проблем финансирования также ударило по капиталовложениям. Так, согласно опросам, более 50% строительных предприятий испытывали проблемы с финансированием, и эта доля растет. В промышленности эта доля ниже, но и она повышается. Основной ограничитель — сложности получения банковских кредитов.

Особенно острая ситуация в строительстве. В этом секторе сокращение инвестиций и производства началось еще до наступления кризиса, что проявилось в снижении числа построенных квартир. Однако сокращение строительства не окажет такого сильного воздействия на экономику страны, как в период кризиса 1990-х годов, поскольку с тех пор доля жилищного строительства в ВВП заметно упала. Смягчают ситуацию и достаточно крупные инвестиции в ремонт и модернизацию жилого фонда.

Потребление домашних хозяйств резко сократилось во второй половине 2008 г., что привело к общему отрицательному показателю за весь год. Например, покупки легковых автомобилей за четвертый квартал 2008 г. уменьшились более чем на 40%. При этом в 2008 г. реальные доходы домашних хозяйств увеличились менее чем на 3%, а это означало ускоренный рост сбережений, прежде всего на непредвиденные расходы. Экономический кризис привел лишь к слабому росту доходов домашних хозяйств в 2009 и 2010 гг., что можно сопоставить со средним ежегодным ростом в 3.5% в 2006-2008 гг. Прежде всего это стало результатом ухудшения положения на рынке труда. Сочетание сокращения занятости с низким приростом заработной платы привело к падению доходов от заработной платы как в 2009, так и 2010 г. Необходимо также отметить, что фонд заработной платы не снижался в период кризиса начала 90-х годов.

Сокращение личного потребления в Швеции наблюдалось относительно редко — в периоды кризисов в начале 1980-х и особенно 1990-х годов. В начале 1990-х годов личное потребление уменьшилось несмотря на прирост доходов. Однако тогда домашние хозяйства пережили шок, связанный с драматическим падением реальных процентных ставок, что вызвало резкое снижение потребления в течение двух лет. В настоящее время реальные процентные ставки более стабильны. С другой стороны, был риск того, что уменьшение стоимости имущества окажется большим, чем в период кризиса 1990-х годов.

Вместе с тем некоторые факторы способствуют стабилизации потребления домашних хозяйств. В 2009 г. реальная покупательная сила домашних хозяйств возросла примерно на 1% благодаря прежде всего низкой инфляции, снижению подоходных налогов и значительному повышению пенсий. Кроме того, более низкие процентные ставки по ипотечным кредитам привели к уменьшению платежей домашних хозяйств по процентам, а их доля в доходах упала до низких уровней периода 2005-2006 гг.

Личное потребление сокращалось в течение двух лет. Это зависело от неуверенности населения в экономических перспективах, а резкое ухудшение положения на рынке труда привело к продолжению роста и без того высокой нормы сбережения, которая достигла такого уровня впервые с 1950-х годов.

Падение на бирже привело к тому, что чистая стоимость собственности домашних хозяйств уменьшилась примерно на 400 млрд крон (что соответствует 25% располагаемых доходов) с последнего квартала 2007 г. по третий квартал 2008 г. Продолжившееся падение на бирже и снижение цен на жилье обошлись домашним хозяйствам еще в 250 млрд крон в течение четвертого квартала 2008 г. Однако рекордно низкие процентные ставки привели к тому, что цены на жилье в течение 2009 г. стали быстро расти и в декабре на 3-4% превысили прежний рекордный уровень. Но затем цены на жилье вновь начнут снижаться по мере роста процентных ставок.

Положение на рынке труда быстро ухудшалось. В конце 2008 г. и в первые месяцы 2009 г. число предупреждений об увольнении доходило до 17 000 в месяц, что несколько превысило этот показатель в период кризиса 90-х годов. Предполагалось, что только за 2009 и 2010 гг. занятость сократится примерно на 250 тыс. чел. При этом исчез весь достигнутый за последние годы прирост занятости, а доля занятых в самодеятельном населении оказалась ниже уровня середины 90-х годов. Наибольшее сокращение сначала произошло в промышленности (с начала кризиса на 100 тыс. чел. или на 15%), а затем оно перекинулось на сектор услуг. Тем самым снижение занятости распространилось на те регионы Швеции, которые пока еще не испытали сильного воздействия кризиса, например Стокгольм. Однако число банкротств предприятий ниже по сравнению с кризисами начала 2000-х и особенно начала 1990-х гг.

Безработица быстро возрастала (по методологии МОТ) с 6% в 2008 г. до 8.5% в 2010 г. Существует риск того, что безработица останется на высоком уровне и из циклической превратится в структурную. Так было в Швеции после кризиса 90-х годов, и об этом же свидетельствует опыт промышленно развитых стран за последние 40 лет.

Быстрый рост безработицы в сочетании с тяжелым положением на многих предприятиях оказал свое воздействие на темпы прироста заработной платы. Согласно опросам, почти половина трудящихся согласна в этих условиях на сокращение заработной платы с целью избежать увольнения. До настоящего времени снижение заработной платы было достаточно редким явлением на шведском рынке труда и наблюдалось прежде всего на мелких предприятиях, например, в сфере информационных технологий в период предыдущего спада производства. В период кризиса 1990-х годов лишь примерно 1% рабочей силы получал пониженную заработную плату.

В период заключения коллективных договоров в 2007 г. не получило поддержки предложение работодателей из промышленности разрешить вносить изменение в местные коллективные договоры по сравнению с централизованными. Текущие коллективные договоры действовали до начала 2010 г. В некоторых отраслях, особенно для служащих, встречаются коллективные договоры, где не прописаны конкретные цифры, что означает принятие решения по ним исключительно на местном уровне. В таких отраслях уровень заработной платы может быть заморожен. Новые переговоры о заключении коллективных договоров начались осенью 2009 г. в условиях быстро растущей безработицы и снижения уровня цен, что могло привести к замораживанию или сокращению заработной платы. Но даже если профсоюз на местном уровне будет готов пойти на сокращение заработной платы в качестве средства спасения рабочих мест, он может встретиться с сильным противодействием центрального профсоюза. Таким образом, темпы прироста заработной платы в 2010 г. оказались самыми низкими за весь послевоенный период и все же дали реальный прирост заработной платы — около 2%.

Резко снизилась инфляция. Если еще в октябре 2008 г. в годовом исчислении она составляла 4% (из-за роста цен на энергоносители и продовольствие), чего не наблюдалось с середины 1990-х годов, то в декабре того же года — 0.9%. Это объяснялось в значительной степени снижением цен на бензин и резким понижением процентных ставок Риксбанком. Падение цен с ноября по декабрь оказалось крупнейшим за все время измерений. С апреля уровень потребительских цен стал снижаться. К осени 2009 г. цены достигли своего минимума. Если же исключить влияние снижения процентных ставок, динамики цен на энергоносители и продовольственные товары, то рост цен составил в 2009 г. почти 2.5%, что близко к наивысшим показателям, зарегистрированным за последние 10 лет. Это произошло из-за сочетания низкого курса кроны и значительного повышения (на 5.5% в 2008 г. и на 4.5% в 2009 г.) удельных издержек на рабочую силу вследствие падения производительности труда. В отличие от большинства европейских стран цены производителей на продовольственные товары в Швеции продолжали расти, хотя и значительно медленнее, в результате низкого курса кроны [2].

Динамика процентной ставки «репо» Риксбанка в 2008-2009 гг. была сложной. В начале 2008 г. она составляла 4% и в три этапа была повышена до 4.75%, последний раз — 3 сентября. Но затем она стала резко снижаться: 8 октября — до 4.25%, 22 октября — до 3.75%, 3 декабря — до 2%. В апреле 2009 г. она упала до 0.5%, а в августе — до 0.25% (год спустя она составила 0.5%, а в ноябре 2010 г. — 1.0%). Это привело к понижению процентных ставок по долгосрочным кредитам. Обычно динамика шведских процентных ставок следует за динамикой процентных ставок на мировых рынках.

К весне 2009 г. курс шведской кроны снизился примерно на 15% по сравнению с летом 2008 г. Это явилось следствием действия ряда факторов, в частности, зависимости Швеции от экспорта и сокращения экспортных доходов, регионализации глобальной финансовой системы, которая заставляет предприятия брать кредиты не за границей, а внутри страны, и неясности экономической ситуации в странах Балтии [3]. Низкий курс кроны и падение внутреннего спроса привели к крупному положительному сальдо торгового и платежного балансов страны. К тому же низкий курс кроны повышает в перспективе конкурентоспособность шведского экспорта. Но с весны 2009 г. курс кроны стал постепенно повышаться.

Государственные финансы ухудшились, и профицит государственного бюджета в объеме 3.8% в 2007 г. превратился в его дефицит в объеме 1.2% в 2009 г. Примерно такая же негативная динамика была в 1976-1978 гг. и в 2000-2002 гг., но ситуация явно лучше, чем в 1990-1992 гг. Обычно Швеция отличается большой чувствительностью государственных финансов к изменениям экономической конъюнктуры. Но в период данного кризиса Швеции удалось избежать крупного дефицита государственного бюджета. Это объясняется хорошим состоянием государственных финансов Швеции перед кризисом в отличие от стран еврозоны и, в частности, Германии. В период кризиса неожиданно стали поступать крупные налоговые средства в доходную часть бюджета. Это объяснялось сравнительно небольшим ухудшением положения на рынке труда и относительно стабильным уровнем личного потребления, что обеспечило значительные поступления благодаря налогу на добавленную стоимость.

В 2009 г. правительство выделило на меры по стимулированию экономики порядка 45 млрд крон, или примерно 1.5% от ВВП. Примерно такая же сумма была выделена и на 2010 г. [4] В частности, в бюджетном предложении на 2010 г. были заложены снижение ставок подоходного налога и «временная конъюнктурная помощь» коммунам в объеме 7 млрд крон. Кроме того, коммуны будут получать дополнительно 5 млрд крон с 2011 г. Хотя в целом в 2008 г. сектор коммун в финансовой области показал приемлемые результаты, четверть коммун и половина ландстингов свела бюджет с дефицитом. На рынке труда предусмотрено создание большего числа рабочих мест с так называемыми гарантиями работы и развития, а также для молодежи.

В целом меры по стимулированию экономики смогли серьезно поддержать внутренний спрос в стране в период кризиса, что самым положительным образом сказалось на рынке труда и государственных финансах.

С 2008 по 2009 г. объем государственного долга увеличился с 38 до 42% от ВВП — отнюдь не худший вариант в мировой экономике. В предыдущие кризисы государственный долг быстро возрастал. В конце 1970-х и начале 1980-х годов он увеличился с 25% до 65% от ВВП, а в начале 1990-х годов он возрос на 35 процентных пунктов.

В 2010 г. экономический рост в Швеции оказался высоким — около 5% — и примерно в два раза выше, чем в среднем среди стран ОЭСР [5]. Ни одна из развитых стран не смогла приблизиться к Швеции по этому показателю. Причины такого явления могут быть следующими.

Экономический спад в Швеции в 2008 и 2009 гг. оказался глубже, чем в большинстве других стран, поэтому потенциал для оживления экономики был выше. Значительные колебания экономического роста объясняются высокой долей экспорта (50%) в ВВП и сильной зависимостью от мировой конъюнктуры. Таких высоких темпов прироста экспорта, как в 2010 г. — 11% — не наблюдалось с 1994-1995 гг. Особо быстрый прирост экспорта наблюдался в тех отраслях, которые в наибольшей степени пострадали в 2009 г., например, в автомобильной промышленности, а также металлопромышленности и горнодобывающей отрасли. Не помешало сохранению конкурентоспособности промышленности на относительно хорошем уровне и повышение курса кроны.

Кроме того, Швеция уже компенсировала половину объема в сокращении занятости, в то время как в еврозоне уровень занятости еще не начал расти.

Сокращение внутреннего спроса, как потребительского, так и инвестиционного, оказалось в Швеции более краткосрочным, чем в других странах. Этому способствовали рекордно высокая норма сбережений населения и благоприятная динамика доходов. Несмотря на рекордно низкий прирост номинальной заработной платы, низкая инфляция способствовала повышению реальной почасовой заработной платы, что в сочетании с ростом занятости привело к значительному росту реальных доходов.

Швеция также не пострадала от кризиса на жилищном рынке в виде резкого снижения цен, что произошло в большинстве других стран. Кроме того, сокращение жилищного строительства оказалось менее крупным. Этому также способствовало резкое снижение процентных ставок. Продолжение роста цен на жилье стимулировало потребление.

После снижения в 2008-2009 гг. степени использования производственных мощностей до рекордно низкого уровня и, как следствие, резкого сокращения инвестиций в 2010 г. капиталовложения стали расти уже в начале 2010 г. как в обрабатывающей промышленности, так и во многих секторах, обслуживающих внутренний рынок. Значительно возросли и капиталовложения в жилищное строительство.

Таким образом, в 2010 г. шведская экономика переживала быстрый рост спроса, при этом стране в значительной степени удалось избежать глубоких отраслевых структурных кризисов.

Тем не менее риски остаются, в частности, в связи со значительным превышением темпов расширения кредитов домашними хозяйствами по сравнению с доходами и возобновившимся после короткой заминки ростом цен на жилье. Это означает, что за последние 10 лет цены на жилье в Швеции удвоились. Лишь в Испании они росли быстрее за этот период.

Положение на шведском рынке жилья имеет и положительные черты: высокую норму сбережений домашних хозяйств, низкий уровень жилищного строительства и менее спекулятивный характер рынка жилья. Однако в отличие от других стран мира Швецию не затронул процесс сокращения задолженности и корректировки цен на жилье. А мировой опыт свидетельствует, что такой быстрый рост задолженности, какой наблюдается в Швеции, неизбежно и резко заканчивается. Снижение цен на жилье часто ведет к росту сбережений, сокращению потребления и росту безработицы.

Отдельно рассмотрим финансовый кризис в Швеции. Углубляющаяся интеграция мировых рынков капитала привела к тому, что на шведскую банковскую систему основное влияние оказывает мировой финансовый кризис. Высокая прибыльность банков, не слишком большие в исторической ретроспективе убытки по кредитам и слабое участие на рынке жилищных кредитов США не уберегли шведскую банковскую систему от кризиса.

В 2004-2007 гг. шведские банки расширяли свое активное участие на мировом рынке благодаря изменению норм резервирования капитала, глобальной экспансионистской денежно-кредитной политике и быстрому расширению объема мирового экспорта. Этому же способствовали быстрое расширение предоставления кредитов за границу и увеличение заимствования на мировых рынках капитала. Суммарная задолженность шведских банков увеличилась со 190% от ВВП в 2003 г. до 270% в 2007 г., а в период 1996-2003 гг. она находилась примерно на одном и том же уровне.

Если банковский кризис в Швеции в 1990-х годах произошел главным образом из-за чрезмерной выдачи кредитов в сектор недвижимости, современный кризис имеет свои корни в международной экспансии финансового сектора. Структура финансовой системы в ряде малых европейских стран в значительной степени изменилась под воздействием глобализации. В частности, банки стран Северной Европы, Швейцарии, Нидерландов и Австрии обратили свое внимание на восток. Банковская система Швеции в достаточно высокой степени зависит от финансирования из-за границы. Кроме того, крупные экспортные компании Швеции также опирались на финансирование за границей. Когда иностранные банки ушли со шведского рынка, то предприятия страны были вынуждены обратиться за финансированием к шведским банкам, что обострило ситуацию с ликвидностью в Швеции. Это привело, в частности, к увеличению предложения ликвидных средств со стороны Риксбанка и государства. Кроме того, снижение процентных ставок Риксбанком оказало достаточно сильное воздействие на рыночные процентные ставки.

НОРВЕГИЯ

В 2004-2007 гг. темпы экономического роста в Норвегии были высокими. Этому способствовали высокие цены на сырьевые товары, хорошая мировая конъюнктура и проводившаяся экспансионистская политика. Норвежские предприятия получали рекордно высокие прибыли.

Этот экономический подъем не оказал сначала значительного воздействия на занятость и безработицу. Лишь в 2006 г. после нескольких лет нахождения на уровне 4.5% произошло заметное сокращение безработицы. Значительно возросло число свободных рабочих мест.

В последние годы был очень низок уровень инфляции.

Рекордные котировки цен на нефть придавали норвежской экономике дополнительные импульсы роста. Инвестиции в нефтяной сектор увеличивались в среднем на 15%.

Быстрыми темпами увеличивались и инвестиции в другие секторы экономики, в частности, в жилищное строительство и частных услугах.

В последние годы для Норвегии сложились необычно благоприятные условия торговли и не только благодаря повышению цен на нефть. Положительное сальдо платежного баланса достигло рекордного уровня.

Однако главным фактором все же являлись высокие цены на нефть, которые привели к исключительно большим положительным сальдо платежного баланса и государственных финансов из-за поступление огромных доходов в страну. Перераспределение части этих средств из нефтяного фонда в государственный бюджет заставляло проводить непрерывную экспансионистскую финансовую политику.

В середине 2000-х годов личное потребление увеличивалось в среднем на 4% в год.

Норма сбережения домашних хозяйств снижалась. Происходил дальнейший рост объема выданных кредитов.

С начала 2008 г. темпы экономического роста стали снижаться, а осенью экономический кризис настиг и Норвегию, однако он сказался на ее экономике в меньшей степени по сравнению со многими другими странами. Так, в 2008 г. ВВП возрос на 1.3% в четвертом квартале по сравнению с предыдущим кварталом благодаря заметному росту экспорта нефти и газа, а также крупным инвестициям в этот сектор.

Ситуация выглядит более благоприятной и по сравнению с кризисом двадцатилетней давности, когда Норвегия пережила полномасштабный банковский кризис, а банки были национализированы. Финансовая политика наиболее экспансионистская за последние 30 лет, а реальные ставки по краткосрочным кредитам приближаются к нулю (по сравнению с 6-8% в конце 1980-х годов). Правда, в 2009 г. произошло сокращение ВВП на 1.4% — всего второй раз за послевоенный период (в первый раз это было в 1988 г. — — 0.2%).

В 2009 г. различные компоненты совокупного спроса вели себя по-разному. Личное потребление практически не изменилось благодаря значительному приросту реальных доходов домашних хозяйств, что выступает противовесом быстро растущей безработице. Однако инвестиции в экономику, за исключением нефтяного сектора, и инвестиции в жилищное строительство (снижение которых началось еще в середине 2007 г., и к концу 2009 г. они сократились на треть) суммарно сократились примерно на 15% (это произошло впервые за 20 лет). Экспорт традиционных товаров сократился на 7% вследствие еще более глубокого спада на экспортных рынках Норвегии в Европе. Зато государственное потребление заметно увеличилось.

В личном потреблении проявляются различные тенденции. В розничной торговле наступила стабилизация после заметного сокращения с середины 2008 г., но совокупное потребление товаров сокращалось пять кварталов подряд начиная с первого квартала 2008 г. вследствие высоких процентных ставок и падения цен на жилье. Однако меры по снижению процентных ставок стали давать результат. Чувствительные к процентным ставкам компоненты, например, продажа легковых автомобилей, в 2009 г. стали показывать рост, спрос на жилье увеличился, а цены на него в апреле 2009 г. были на 5.6% выше по сравнению с минимальным уровнем в ноябре 2008 г., в октябре — почти на 12%, а к концу года — на 16%. Потребление товаров увеличилось на 1.8% в третьем квартале 2009 г. по сравнению со вторым.

Следует отметить, что норвежские домашние хозяйства склонны реагировать быстрее и сильнее на изменения процентных ставок, чем в большинстве других стран, поскольку 93% их кредитов составляют кредиты с плавающей процентной ставкой. Таким образом, значительное снижение процентных ставок Банком Норвегии с середины октября 2008 г. явилось действенным средством и поддержало потребление в условиях значительного роста безработицы.

Домашние хозяйства отреагировали на наступление кризиса тем, что в четвертом квартале 2008 г. норма сбережения (исключая дивиденды по акциям) возросла до 3% после того, как в течение предшествующих четырех лет была отрицательной. К концу 2009 г. норма сбережения выросла до 8,4% в условиях повышения реальных располагаемых доходов на 3.5% и практически нулевого роста личного потребления. Все это привело к значительному росту личного потребления уже в 2010 г.

Валовая задолженность домашних хозяйств возросла со 150% от объема располагаемых доходов в начале 2004 г. до 190% в конце 2009 г. Эта более высокая доля задолженности по сравнению с другими странами объясняется структурными различиями (пенсионные сбережения происходят в виде налогов) и крупными государственными сбережениями. К середине 2010 г. объем государственного глобального пенсионного фонда — бывшего нефтяного фонда — резко вырос и достиг 145% от объема валового внутреннего продукта (без нефтяной и газовой промышленности и судоходства).

Предполагается, что этот уровень задолженности домашних хозяйств не будет снижаться, хотя в прошлом было иначе. Так, в начале 1990-х годов он снизился со 148% от объема располагаемых доходов в 1990 г. до 117% в 1995 г. В тот период личное потребление увеличивалось примерно теми же темпами, как и реальные доходы. Однако следует отметить, что расходы по выплате процентов относительно располагаемых доходов в начале периода были примерно в два раза выше, чем в 2010 г.

На рынке труда ситуация быстро ухудшалась. Рост числа зарегистрированных безработных в течение полугода в конце 2008 г. — начале 2009 г. стал рекордным за последние 20 лет. Безработица увеличилась с наиболее низкого уровня за 21 год 2.3% весной 2008 г. до 3.1% в первом квартале 2009 г., задержавшись на этом уровне до конца года. Впервые за предыдущие четыре года в 2009 г. занятость сократилась на 0.6%. Безработица продолжала расти и приблизилась к 3.5% в середине 2010 г.

На строительство и обрабатывающую промышленность пришлась значительная доля повышения безработицы (более 40% увеличения за год). Сокращение портфеля заказов и рост товарно-материальных запасов указывали на дальнейшее сокращение промышленного производства.

Экспорт традиционных товаров (за исключением нефти, газа, судов и нефтяных платформ) в 2009 г. сократился, несмотря на некоторый рост в конце года, примерно на 7%, что является рекордным падением за последние 34 года. В условиях наиболее низкой за последние 6 лет степени использования производственных мощностей и жестких условий выдачи банковских кредитов промышленность сократила свои инвестиции в 2009 г. на 14% до наиболее низкого с 1983 г. уровня.

Резко снизился курс норвежской кроны вследствие снижения цены на нефть.

Инфляция стала снижаться, несмотря на высокие темпы роста заработной платы в последние годы (6% в 2008 г.) и замедление прироста производительности труда. Но рост заработной платы замедлился в условиях быстрого роста безработицы.

Высокие доходы от экспорта нефти даже в условиях кризиса позволяют сохранить крупное положительное сальдо государственного бюджета (7.1% от ВВП в 2010 г. с учетом пенсионного фонда). Поэтому финансовое положение Норвегии выглядит уникальным. Однако если исключить доходы от нефти, то бюджет сводится с дефицитом.

Банк Норвегии понизил свою процентную ставку в общей сложности на 4.5 процентного пункта — с 5.75% в октябре 2008 г. до 1.25% в июне 2009 г. — наиболее низкого уровня со времени основания банка в 1816 г. В марте 2009 г. наиболее низкий допустимый уровень ставки был снижен с 2 до 1%. Причинами были названы ухудшившиеся перспективы экономического роста и ожидания, что инфляция будет ниже целевого показателя в 2.5% в течение ближайших лет. Однако уже к февралю 2010 г. процентная ставка дважды повышалась на 0.25 процентных пункта до 1.75%, а к осени составила 2%.

Правительство и Банк Норвегии предприняли ряд мер по борьбе с мировым экономическим кризисом. Банк Норвегии расширил свои операции с ликвидными ценными бумагами, включая валютные свопы, а в ноябре 2008 г. разрешил менять обеспеченные ипотечные облигации на векселя государственного долга, которые к тому времени составляли 110 млрд крон. Среди прочих мер было создание правительством двух фондов с объемом средств по 50 млрд крон в каждом для улучшения возможностей банков предоставлять кредиты и для поддержки кредитного рынка. В 2009 г. правительство дополнительно направило инвестиции в общественное строительство, а также снизило налоги, прежде всего на средние и мелкие предприятия. Но с 2010 г. объем мер по борьбе с кризисом стал сокращаться.

ДАНИЯ

В середине 2000-х годов экономика Дании росла высокими темпами. Основной движущей силой экономического роста был внутренний спрос.

После пяти лет вялого роста, вызванного жесткой экономической политикой, личное потребление увеличивалось быстро в 2004 и 2005 гг.

После многих лет слабой инвестиционной активности она стала повышаться благодаря значительным инвестициям в жилищное строительство и росту промышленных инвестиций в экспортных секторах. Этому также способствуют низкая норма накопления и остающиеся на невысоком уровне процентные ставки.

Экспорт рос благодаря высокой конъюнктуре в северных странах и странах еврозоны.

Безработица продолжала снижаться в течение многих лет и в начале 2006 г. упала ниже уровня 5%, чего не наблюдалось с 70-х годов. Этому способствовал высокий внутренний спрос.

Инфляция находилась на низком уровне и не превышала 2%.

Курс датской кроны привязан к курсу евро, и, как следствие, процентные ставки в Дании вынуждены следовать за процентными ставками Европейского центрального банка.

Платежный баланс и бюджет в течение многих лет демонстрировали стабильное положительное сальдо, в отличие от многих других стран Западной Европы. Это способствовало сокращению государственного долга.

Ухудшение конъюнктуры в Дании началось раньше, чем во всех других странах ЕС. ВВП сократился в четвертом квартале 2007 г. и первом квартале 2008 г. В 2008 г. в целом он сократился на 0.7% после его падения почти на 4% в четвертом квартале. В 2009 г. сокращение ВВП оказалось значительным (почти на 5%), и этот кризис оказался глубже, чем после нефтяных шоков в середине 1970-х и начале 1980-х годов, а также в начале 1990-х годов.

Этот спад определялся прежде всего снижением внутреннего спроса, что, в частности, привело к резкому сокращению импорта.

Экспорт в 2008 г. увеличился на 2.4%. Его сокращение зимой было не таким крупным, как во многих других странах. Это определялось структурой датского экспорта, в котором доминируют такие менее чувствительные к конъюнктуре сектора, как фармацевтическая и пищевая промышленность и продукция сельского хозяйства (а это также не способствует его резкому росту после окончания кризиса). И все же в 2009 г. экспорт сократился на 10% в результате сокращения спроса со стороны ведущих экспортных рынков — Германии и других северных стран. Этому же способствовало снижение конкурентоспособности. Рост издержек на заработную плату в 2008 г. был выше, чем в еврозоне. Однако во втором квартале 2009 г. темпы прироста заработной платы в экономике снизились с 4.3 до 2.8%, что ниже показателя на этот квартал, который был зафиксирован в централизованном коллективном договоре. Сокращение экспорта прервало долгосрочную тенденцию относительно крупного положительного сальдо платежного баланса.

Тенденция к снижению темпов роста личного потребления стала наблюдаться с начала 2006 г. Сокращение розничной торговли замедлилось лишь в 2009 г. после резкого падения в декабре 2008 г. примерно на 10% в годовом исчислении, чего не наблюдалось в течение 30 лет. Стал повышаться и оптимизм домашних хозяйств, чему способствовали стабилизация рынка акций, резкое снижение инфляции, падение процентных ставок, а также сокращение подоходных налогов и прочие меры по стимулированию потребления. С июня 2009 г. у датчан появилась возможность потратить средства из прежде блокированных пенсионных сбережений. Но остаются два фактора, которые мешают росту потребления.

Во-первых, ухудшение положения на рынке труда. Безработица возросла с очень низкого уровня 1.6% летом 2008 г. до 3.6% в 2009 г. Этот рост продолжился, поскольку многие предприятия выжидали с сокращением персонала, и безработица достигла 4.2% в 2010 г.

Во-вторых, дальнейшее снижение цен на жилье. Квартиры в Копенгагене начали быстро дешеветь еще с 2006 г. За два года с весны 2007 г. цены на жилые дома снизились примерно на 20%. Слишком завышенная первоначальная цена привела к дальнейшему ее значительному падению и стабилизация наступила лишь в 2010 г. Примечательно, что в первом квартале 2009 г. оборот на рынке жилья упал на 40% несмотря на более низкие процентные ставки.

Видимо, домашние хозяйства предпочтут сберегать, а не потреблять.

Капиталовложения быстрее всего сокращаются в строительстве, а также в промышленности вследствие слабого спроса и низкой степени использования производственных мощностей.

Инфляция постоянно сокращалась — с 4.8% в августе 2008 г. до 1.5% к лету 2009 г. Основными причинами этого стали более медленный прирост заработной платы, падение цен на энергоносители и замедление роста цен на продовольственные товары, которые прежде повышались быстрее, чем во многих других странах Западной Европы.

В начале осени 2008 г. происходил значительный отток валюты из Дании, что оказало свое воздействие на курс датской кроны. Поэтому сначала Центральный банк Дании повысил свою процентную ставку вопреки общей тенденции и лишь затем постепенно снизил ее с 1.65% до 1% в 2009 г. Причинами стали сокращающееся положительное сальдо платежного баланса и риски давления на крону вследствие рыночных опасений дальнейшего увеличения убытков по кредитам в банковской системе.

В бюджете на 2010 г. были предусмотрены новые крупные меры по стимулированию экономики, что привело к дефициту государственного бюджета в 2010 г. в размере 5.2%. Однако в отличие от 2009 г., когда основной упор был сделан на снижение налоговых ставок, в этом году основное внимание было уделено развитию инфраструктуры. Крупный дефицит привел к тому, что в мае 2010 г. правительство выдвинуло трехлетнюю программу экономии в объеме 24 млрд крон. Эти меры включают сокращение государственных инвестиций, задержку автоматического пересчета пенсий и других трансфертов, а также отмену некоторых планировавшихся снижений налогов.

ФИНЛЯНДИЯ

В середине 2000-х годов основными движущими силами экономики Финляндии были высокий внутренний спрос, прежде всего личное потребление, и в меньшей степени экспорт. Увеличение личного потребления было особенно заметным в 2003–2004 гг. в связи с ростом реальных доходов, чему также способствовали снижение подоходных налогов, низкая инфляция и ускорившийся рост занятости с 2005 г.

Экспорт увеличивался высокими темпами — свыше 5% в год. Высоким спросом за рубежом, несмотря на некоторые затруднения фирмы Nokia в 2002–2004 гг. в связи с обострением конкуренции, по-прежнему пользовалась продукция финской телекоммуникационной и электронной отраслей. На эти отрасли во главе с компанией Nokia приходится более четверти всей стоимости экспорта.

Высоким был внешний спрос и на металлы. Менее быстро по сравнению с предыдущими циклическими подъемами увеличивался экспорт лесной и целлюлозно-бумажной продукции.

Происходил быстрый рост жилищного строительства. Осуществлялся ряд таких крупных инфраструктурных проектов, как строительство дорог и новой атомной электростанции. Однако положение с инвестициями в Финляндии сталкивалось с определенными затруднениями. В промышленности склонность к инвестициям внутри страны невысока и там предпочитали расширять производственные мощности за границей.

Безработица — основная проблема экономики Финляндии –продолжала постепенно снижаться и достигла минимального уровня 6.2% в марте 2008 г. Занятость росла в сфере услуг, строительстве, а также в промышленности — в отличие от других северных стран. Но ее росту препятствовали неблагоприятные демографические факторы в Финляндии, быстро сокращавшие предложение рабочей силы на рынке труда, а также то, что в период последнего экономического спада многие предприятия не были склонны сокращать персонал в расчете на кратковременность ухудшения конъюнктуры, что сдерживало набор нового персонала.

В последние годы Финляндия входила в число стран–членов ЕС с самым медленным ростом потребительских цен, а в 2004–2005 гг. инфляция была наиболее низкой среди стран–членов ЕС.

Профицит государственного бюджета (наибольший среди стран еврозоны) после 2000 г. постепенно сокращался вследствие активной финансовой политики и сохранялся главным образом благодаря взносам в пенсионную систему, тогда как центральное правительство и местные органы власти сводили свои бюджеты с дефицитом.

Мировой экономический кризис отразился на экономике Финляндии самым негативным образом и намного сильнее, чем на большинстве других стран. В 2009 г. экспорт и промышленное производство сократились соответственно на 21% и 20%, причем сокращение экспорта оказалось самым крупным в еврозоне [6]. Кризис также распространился на секторы строительства и услуг. Все это привело к наибольшему среди стран-членов ОЭСР сокращению ВВП на 8.1% (по прогнозу правительства от марта 2009 г., сокращение должно было составить 5% в 2009 г. и 1.4% в 2010 г.).

За продолжительный период экономического роста после кризиса начала 90-х годов покупательная способность домашних хозяйств выросла примерно на 60%. Но с наступлением кризиса опасение растущей безработицы привело к росту сбережений, чему также способствовало снижение цен на жилье. В итоге в 2009 г. личное потребление сократилось на 2.4% (самый низкий показатель после кризиса начала 90-х годов), а норма сбережения возросла с — 0.9% в 2008 г. до 5% в 2009 г.

Резкое падение экспорта объясняется неблагоприятной номенклатурой экспортных товаров и повышением курса евро относительно важнейших внешнеторговых партнеров (70% экспорта Финляндии идет в страны вне еврозоны).

Падение промышленного производства за первые кризисные месяцы в годовом исчислении составило 20%, а в лесной отрасли — 30%. Последнюю ожидают перестройка и сокращение производства в связи с сокращением мирового спроса и переносом производства в такие регионы с низкими издержками как Азия и Латинская Америка. Так, ведущая лесобумажная компания Stora Enso перенесла производство в Швецию, где издержки благодаря низкому курсу кроны заметно ниже. Химическая и металлургическая отрасли также испытывают большие проблемы, а производство в них сократилось на 15-25%. Объем производства в секторе услуг сократился на 10%.

Перспективы оставались мрачными. Так, в марте 2009 г. поступление заказов в промышленности сократилось на 41%. В целом промышленное производство в 2009 г. сократилось на 15%, а в лесной промышленности на 30%. Прошли переговоры между правительством и представителями лесной промышленности о путях решения проблем. Отраслевые предприниматели требовали отмены запланированного повышения налога на энергию. Однако ситуация сложнее. В условиях фактического излишка производственных мощностей в мире высокие издержки производства в Финляндии могут привести к относительно крупному сокращению производства в стране.

Сокращение производства в строительстве оказалось больше, чем в период кризиса начала 1990-х годов. Несмотря на низкие процентные ставки, было остановлено новое производство почти 15 000 квартир в 2009 г., что на 70% меньше по сравнению с предыдущим годом. Это привело к быстрому росту безработицы в этой отрасли. К лету 2009 г. безработными оказались примерно 30 000 строительных рабочих.

В целом в стране к лету 2009 г. безработица достигла 7.6% или на 1.4% выше годом ранее. Безработица среди молодежи превысила 20%. Безработица достигла примерно 8.5% в 2010 г. Региональные различия также велики: уровень безработицы намного ниже на юге страны. Таким образом, почти весь прирост занятости за предшествующие годы высокой конъюнктуры мог исчезнуть.

Быстрое сокращение производства привело к снижению степени использования производственных мощностей и ресурсов. Прирост заработной платы сокращается. Все это ведет к снижению инфляции, но ниже 1.5% она не снижается из-за быстрого повышения удельных издержек на рабочую силу (почти на 8% в 2009 г.). Снижение налога на добавленную стоимость на 5 процентных пункта с 1 октября 2009 г. не оказало своего полного эффекта из-за повышения налогов на алкогольные и табачные изделия.

Успешное экономическое развитие в предыдущие годы привело к значительному положительному сальдо государственного бюджета, которое составило 4.2% от ВВП в 2008 г. Это дало правительству возможность провести ряд мер по стимулированию экономики в объеме примерно 1.5% от ВВП в 2009 г. и еще 1% в 2010 г., где основное внимание уделено снижению ставок подоходного налога. Но профицит превратился в дефицит объемом 2.5% в 2009 г. и 3.4% в 2010 г. Государственный долг, хотя по мировым стандартам он невелик, возрастет с 34% в 2008 г. до 50% в 2011 г.

Правительство под руководством премьер-министра Матти Ванханена (партия Центра) предприняло относительно скромные меры по стимулированию экономики, прежде всего в виде увеличения государственных расходов и снижения налогов, а также подготовило пакет мер по поддержке банков, которые пока справляются с кризисом достаточно успешно.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Таблица 1. ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ШВЕЦИИ, % к предыдущему году

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Валовой внутренний продукт

3.7

2.7

3.5

2.5

-0.2

-5.1

5.0

Личное потребление

1.8

2.4

3.4

3.0

-0.2

-0.8

3.5

Государственное потребление

0.1

1.1

1.6

0.4

1.4

1.7

1.1

Валовые капиталовложения

5.1

8.3

8.0

7.5

2.6

-16.0

7.0

Экспорт

10.8

6.4

8.0

5.7

1.8

-12.4

11.0

Импорт

6.4

7.4

10.5

9.4

3.0

-13.2

12.7

Инвестиции в запасы (% к ВВП)

-0.3

-0.2

0.4

0.8

-0.3

-1.5

1.7

Промышленное производство

9.8

2.6

6.0

2.4

-3.8

-19.1

10.0

Потребительские цены

0.4

0.5

1.4

2.2

3.4

-0.3

1.2

Почасовая заработная плата

3.3

3.4

3.7

3.3

4.3

3.4

2.0

Число занятых

-0.5

0.7

1.7

2.4

1.1

-2.1

1.0

Уровень безработицы (%)

5.9

5.9

5.4

4.6

4.6

6.5

6.4

Уровень безработицы (%) (по определению ЕС)

6.2

6.2

8.3

8.4

Сальдо торгового баланса (% к ВВП)

6.9

5.4

3.8

4.6

4.0

3.5

2.5

Сальдо платежного баланса (% к ВВП)

6.6

5.9

5.4

9.0

9.5

7.5

6.5

Сальдо государственного бюджета (% к ВВП)

1.6

2.5

2.4

3.8

2.5

-1.2

-0.5

Государственный долг (% к ВВП)

51

54

51

40

38

42

38

Реальные располагаемые доходы

1.3

1.9

3.8

3.9

2.7

0.9

1.9

Норма сбережения населения

8.3

7.8

8.0

9.1

11.6

12.6

11.3

Примечание: данные за 2010 г. предварительные.

Источник: Nordic Outlook. SEB. Ekonomisk Analys. Выпуски за 2004–2010 гг.

Таблица 2. ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

НОРВЕГИИ, % к предыдущему году

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Валовой внутренний продукт

3.1

2.3

2.9

3.1

1.8

-1.4

0.5

Валовой внутренний продукт (без нефтяной и газовой промышленности и судоходства)

3.8

3.7

3.4

6.1

2.2

-1.4

1.6

Личное потребление

4.7

3.8

3.6

6.0

1.3

0.2

2.8

Государственное потребление

2.2

1.4

2.2

3.4

4.1

4.7

2.8

Валовые капиталовложения

8.1

10.8

7.4

8.4

1.4

-9.1

-5.2

Экспорт

0.6

0.5

4.5

2.5

0.9

-4.0

-0.5

Импорт

8.9

6.7

6.7

7.5

2.2

-11.4

6.7

Инвестиции в запасы (% к ВВП)

1.1

0.0

0.0

-0.6

0.5

-2.2

1.7

Потребительские цены

0.4

1.6

2.5

0.8

3.8

2.1

2.4

Годовая заработная плата

3.5

3.3

4.0

5.4

6.3

4.5

3.5

Уровень безработицы (%)

4.5

4.6

3.6

2.5

2.6

3.2

3.5

Сальдо платежного баланса (% к ВВП)

13.5

16.1

18.9

18.5

Сальдо государственного бюджета (% к ВВП)

11.4

15.3

18.0

17.5

Норма сбережения населения

9.8

12.0

5.0

4.0

Примечание: данные за 2010 г. предварительные.

Источник: Nordic Outlook. SEB. Ekonomisk Analys. Выпуски за 2004–2010 гг.

Таблица 3. ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ДАНИИ, % к предыдущему году

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Валовой внутренний продукт

1.7

3.4

3.0

2.0

-0.7

-4.7

2.2

Личное потребление

3.7

4.2

3.1

2.5

-0.2

-4.3

1.9

Государственное потребление

1.7

1.2

0.7

1.6

1.5

3.4

0.8

Валовые капиталовложения

4.3

3.9

5.3

3.7

-4.9

-14.1

-3.0

Экспорт

2.6

8.6

8.0

2.2

2.4

-10.2

7.0

Импорт

6.4

9.9

7.7

2.6

3.0

-13.2

5.5

Инвестиции в запасы (% к ВВП)

0.2

0.0

0.0

-0.3

0.4

-2.4

1.0

Потребительские цены

0.9

1.7

2.0

1.7

3.6

1.1

2.2

Почасовая заработная плата

3.1

2.9

3.5

3.8

4.4

3.1

2.3

Уровень безработицы (%)

6.4

5.7

4.5

2.8

1.8

3.6

4.2

Сальдо платежного баланса (% к ВВП)

2.3

2.9

2.9

0.7

2.2

4.2

3.7

Сальдо государственного бюджета (% к ВВП)

2.3

4.0

2.4

4.4

3.6

-3.6

-5.2

Государственный долг (% к ВВП)

43.2

36

31

26

33

41

44

Примечание: данные за 2010 г. предварительные.

Источник: Nordic Outlook. SEB. Ekonomisk Analys. Выпуски за 2004–2010 гг.

Таблица 4. ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ФИНЛЯНДИИ, % к предыдущему году

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Валовой внутренний продукт

3.6

2.1

4.0

4.2

1.2

-8.1

2.7

Личное потребление

3.2

3.4

3.0

3.3

1.3

-2.4

2.3

Государственное потребление

1.6

1.5

1.5

0.8

2.4

1.2

0.3

Валовые капиталовложения

5.0

1.7

3.9

8.7

-0.2

-14.5

0.9

Экспорт

5.6

7.0

9.3

8.1

6.6

-20.5

5.8

Импорт

6.0

10.3

7.6

6.5

6.6

-18.1

4.2

Инвестиции в запасы (% к ВВП)

     

-0.6

-0.4

-1.2

0.3

Уровень безработицы (%)

8.8

8.4

7.4

6.9

6.4

8.2

8.4

Потребительские цены

0.1

0.8

1.3

1.6

3.9

1.6

1.5

Почасовая заработная плата

3.8

3.6

2.8

3.3

5.6

4.0

2.8

Норма сбережения населения (%)

1.5

0.7

0.5

0.5

-0.9

5.0

 

Сальдо платежного баланса (% ВВП)

5.0

2.4

2.8

4.1

3.1

2.7

2.0

Сальдо государственного бюджета (% ВВП)

2.1

2.6

2.7

5.2

4.2

-2.5

-3.4

Государственный долг (% ВВП)

45.1

41.0

41.0

35.1

34.2

43.8

47.1

Примечание: данные за 2010 г. предварительные.

Источник: Nordic Outlook. SEB. Ekonomisk Analys. Выпуски за 2004–2010 гг.


1. Подробнее о развитии экономического кризиса в ЕС и прежде всего в еврозоне см.: Мировой опыт антикризисной политики: уроки для России. Москва, ИМЭМО РАН, 2009, с. 76-106.

2. Подробнее об экономическом развитии северных стран до наступления кризиса см.: МЭиМО, 2007, № 1, с. 70-76.

3. Nordic Outlook. SEB Ekonomisk Analys. November 2009. S. 35.

4. Подробнее об экономической ситуации в странах Балтии см.: МЭиМО, 2009, № 7, с. 73-81.

5. Nordic Outlook. SEB Ekonomisk Analys. November 2009. S. 37.

6. Nordic Outlook. SEB Ekonomisk Analys. Augusti 2010. S. 35.