Типология государственной политики стран мира в области международной миграции
В статье излагаются результаты исследований автора по типологии государственной миграционной политики стран. Анализируются изменения типов политики у стран-экспортеров и импортеров рабочей силы за длительный период. Выявлены причины различных типов миграционной политики.
Ключевые слова: международная миграция, государственная политика, типология, страны-экспортеры и импортеры рабочей силы
А.Камеnsку. Typology of State Migration Policy of Countries Around the World. The article exposes the results of the author «s research on the analysis of the typology of state migration policies of countries around the world. It analyzes changes in types of policies in the countries of exporters and importers of labor over a long period. The causes of different types of migration policy are shown.
Keywords: international migration, state policy, the typology, exporters and importers of labor.
Фонд народонаселения OOH проводит опросы компетентных государственных органов стран мира с целью выяснить различные аспекты их государственной политики в области народонаселения и выпускает результаты этого опроса. На базе этих данных за период 1976 — 2007 гг. различные варианты миграционной политики государств мира объединены нами в несколько типов как по иммиграционной, так и по эмиграционной политике.
Формулировка типа государственной политики в области международной миграции в каждой стране включает в себя две части: во-первых, оценку уровня эмиграции (или миграции) в данной стране и, во-вторых, требуется ли, по мнению отвечавших, государственное вмешательство и если да, то с какой целью — увеличить, уменьшить или сохранить на данном уровне эмиграцию (или миграцию). Из этих ответов и сложилась общая картина государственной миграционной политики стран мира.
Государственная эмиграционная политика стран мира в целом характеризуется либеральным подходом к эмиграции. Так, большая часть стран считают, что эмиграция в их странах — удовлетворительная, при этом из них около половины считают, что государственного вмешательства не требуется большей части стран с 1976 г по 2007 г в процессе эмиграции, а около четверти декларируют политику государственного вмешательства с целью сохранения ее на существующем уровне. Кроме того, к либеральной группе можно прибавить и страны, придерживающиеся такого типа политики, как «эмиграция слишком высокая, но государственного вмешательства не требуется» — равно как и стран, считающих что «эмиграция слишком низкая, но государственного вмешательства не требуется", таких около 5%. Таким образом, общая доля стран с либеральной эмиграционной политикой составляет более 80% всех стран. Подробно миграционная политика основных стран-экспортеров рабочей силы разбирается ниже.
Что касается государственной иммиграционной политики стран мира, то она несколько отличалась от эмиграционной политики большей сдержанностью. Так, ни одна страна в мире не признала свою иммиграцию слишком низкой до такой степени, что не требуется государственного вмешательства. В целом состоянием иммиграции в своих странах удовлетворено 60,6% государств. К ним примыкали страны, которые хотя и не считают иммиграцию удовлетворительной, но не находят нужным осуществлять государственное вмешательство, увеличивая группу стран с либеральным отношением к иммиграции до 62%, что существенно ниже, чем либеральное отношение государств мира к эмиграции.
Довольно велико число стран, считающих иммиграцию слишком высокой и государственное вмешательство с целью ее понижения необходимым, — почти 18% (тип 7). До 1996 года лишь небольшое число стран хотело усилить иммиграцию, около 4,8% при этом половина из них считает ее слишком низкой, вторая — удовлетворительной.
Подробно позиция основных стран-импортеров рабочей силы нами будет рассмотрена ниже. Дадим формулировки типов государственной политики в области международной миграции по нашей типологии.
Таблица 1
Типы государственной иммиграционной политики стран мира
Формулировка типа государственной иммиграционной политики |
Тип |
Иммиграция слишком низкая, но государственного вмешательства не требуется |
1 |
Иммиграция слишком низкая: требуется государственное вмешательство с целью ее усиления |
2 |
Иммиграция удовлетворительная: требуется государственное вмешательство с целью ее усиления |
3 |
Иммиграция удовлетворительная: требуется государственное вмешательство с целью сохранения |
4 |
Иммиграция удовлетворительная: государственное вмешательство не требуется |
5 |
Иммиграция удовлетворительная: требуется государственное вмешательство для ее понижения |
6 |
Иммиграция слишком высокая и требуется государственное вмешательство для ее снижения |
7 |
Иммиграция слишком высокая, но государственного вмешательства не требуется |
8 |
Подсчитано по: Global Population Policy. Data base 1993 UN New York, а также World Migration Policy 2008, UN N.Y.
Это типологическая структура помогает быстро и успешно проанализировать изменение типов по годам, приверженность групп стран к одним и тем же темам, общемировую картину международной миграционной политики.
Для выделения группы стран-импортеров рабочей силы мы взяли по докладу Всемирного банка за 2008 г. те страны, в населении которых доля мигрантской общины (доля иностранцев, проживающих в стране, в общей численности от населения страны) была более 10%. Данная когорта стран составила 44 государства — от Андорры до США (данные по Гонконгу, имеющему большое число иностранцев в другом источнике — по миграционной политике — отсутствуют, что, вероятнее всего, связано с тем, что он объединился с КНР и формально не имеет собственной иммиграционной политики).
Наша задача была определить по нашей типологии миграционной политики в области международной миграции новые явления с попыткой их объяснения.
Таблица 2
Мигрантские общины в 2007г. и миграционная политика в 1976-2007гг.
№ |
Страна |
Мигрантская община (в %) 2007 |
1976 |
1986 |
1996 |
2007 |
1. |
Андорра |
79,1 |
3 |
4 |
4 |
4 |
2. |
Австралия |
20,3 |
2 |
4 |
4 |
2 |
3, |
Бахрейн |
40,7 |
… |
… |
… |
… |
4. |
Бермуды |
12,2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5. |
Белиз |
13,9 |
… |
4 |
7 |
7 |
6. |
Бруней |
33,2 |
4 |
4 |
7 |
4 |
7. |
Канада |
18,9 |
4 |
4 |
7 |
2 |
8. |
Коста-Рика |
10,2 |
4 |
7 |
7 |
4 |
9. |
Кот-д «Ивуар |
13,1 |
7 |
7 |
7 |
7 |
10. |
Хорватия |
14,9 |
… |
… |
5 |
4 |
11. |
Эстония |
15,2 |
… |
… |
7 |
7 |
12. |
Франция |
10,8 |
4 |
7 |
7 |
7 |
13. |
Габон |
17,7 |
2 |
7 |
7 |
7 |
14. |
Гамбия |
13,3 |
4 |
7 |
7 |
7 |
15. |
Германия |
… |
… |
7 |
4 |
|
16. |
КНР (Гонконг) |
43,2 |
… |
… |
… |
… |
17. |
Ирландия |
14,1 |
4 |
4 |
4 |
4 |
18. |
Израиль |
38,4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
19. |
Иордания |
41,1 |
4 |
4 |
7 |
7 |
20. |
Казахстан |
18,5 |
… |
… |
4 |
4 |
21. |
Кувейт |
85,8 |
4 |
7 |
7 |
7 |
22. |
Латвия |
19,5 |
… |
… |
7 |
4 |
23. |
Ливан |
16,4 |
4 |
4 |
7 |
7 |
24. |
Ливия |
10,5 |
2 |
7 |
7 |
7 |
25. |
Лихтенштейн |
33,7 |
4 |
7 |
7 |
4 |
26. |
Люксембург |
38,0 |
4 |
7 |
7 |
4 |
27. |
Молдова |
11,4 |
… |
… |
5 |
4 |
28. |
Монако |
75,8 |
4 |
7 |
7 |
4 |
29. |
Нидерланды |
10,0 |
7 |
7 |
7 |
7 |
30. |
Н.Зеландия |
15,7 |
7 |
4 |
2 |
2 |
31. |
Норвегия |
7,4 |
7 |
4 |
7 |
4 |
32. |
Оман |
24,4 |
4 |
4 |
7 |
7 |
33. |
Катар |
79,3 |
4 |
4 |
4 |
7 |
34. |
РФ |
8,4 |
… |
… |
7 |
2 |
35. |
Сан-Марино |
|||||
36. |
Саудовская Аравия |
33,1 |
3 |
4 |
7 |
7 |
37. |
Сингапур |
22,5 |
4 |
4 |
2 |
2 |
38. |
Испания |
12,4 |
4 |
4 |
7 |
4 |
39. |
Швеция |
12,4 |
7 |
7 |
7 |
4 |
40. |
Швейцария |
22,3 |
4 |
7 |
7 |
4 |
41. |
Украина |
14,5 |
4 |
4 |
5 |
4 |
42. |
ОАЭ |
70,3 |
4 |
7 |
7 |
7 |
43. |
США |
12,9 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Источники: World Migration Policy 2007, UN N.Y. Thе World Bank. World Development Report 2009: Reshaping Economic Geography.
Общее число стран, объявивших о запретительной иммиграционной политике в 2007 г., составило 17 из 44 (в том числе Белиз, Кот-д «Ивуар, Эстония, Франция, Габон, Гамбия, Иордания, Кувейт, Ливан, Ливия, Нидерланды, Оман, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ). При этом арабские страны, кроме Ливии, имеют обширную мигрантскую общину (до 79%), вырываясь из общего ряда.
Кроме того, весьма велика частота декларированной запретительной политики в течение исследуемого периода с 1976 по 2007 г (с указанием также и данных за 1986-1996 гг.).
Характерен за этот период и резкий «разворот» в изменении миграционной политики с переключением с поощрительной на прямо противоположную — запретительную (Габон, Ливия, Саудовская Аравия) и наоборот (Канада, Новая Зеландия).
По сравнению с предыдущими годами поражает обилие декларируемой запретительной миграционной политики (тип 7) у стран-импортеров рабочей силы, причем даже чаще у тех, кто использует мигрантскую общину в пределах 10-20% от местного населения.
Группа стран — основных импортеров рабочей силы
Группа основных мировых импортеров рабочей силы разбивается на две подгруппы: первая подгруппа проводит ассимиляционную иммиграционную политику, т.е. имеет в виду в перспективе включить иммигрантов в состав своего населения — такие как США, Австралия, Новая Зеландия, — ведет поощрительную иммиграционную политику. Те страны, которые относительно пресыщены иммиграцией, формулируют свою политику так: «иммиграция удовлетворительная, требуется государственное вмешательство с целью ее сохранения» (США, Австралия, ЮАР).
Те же страны, которые не выполнили своих государственных иммиграционных программ, формулируют ее более твердо: «иммиграция удовлетворительная, но требуется государственное вмешательство с целью ее усиления» (Канада).
Таблица 3
Основные страны-импортеры рабочей силы с ассимиляционным типом иммиграции в 2007 г.
Страна |
Тип иммиграционной политики |
Австралия |
4 |
Канада |
2 |
Новая Зеландия |
4 |
США |
4 |
Источник: World Migration Policy 2007, UN N.Y. 2008
Попробуем теперь проанализировать страны СНГ- импортеры рабочей силы. Таких стран три (РФ, Казахстан, Белоруссия). Типы миграционной политики России и остальных двух стран различны. Так, Казахстан и Белоруссия во все годы (с 1976 по 2007 гг.) декларировали нейтральную политику (тип 4), где иммиграция оценивается как удовлетворительная и государственное вмешательство требуется для ее сохранения, что присуще большинству импортеров рабочей силы, проводящих ассимиляционную линию в иммиграционной политике. РФ же резко поменяла свой курс, отойдя от защитительной политики (тип 7) в 1996 г. к диаметрально противоположной политике прямого поощрения иммиграции (тип 2), где указано, что иммиграция слишком низка и требуется государственное вмешательство с целью ее усиления.
Коснемся и особенностей реэмиграции, как части иммиграции. Страны, отрицающие необходимость поощрять реэмиграцию не менее двух раз подряд (обычно это их мнение, выраженное в 1996 и в 2007 г.) — это, как правило, страны-традиционные импортеры рабочей силы. К ним относятся Австралия, Бруней, Бельгия, Канада, Дания, Франция, Германия, Кувейт, Нидерланды, Норвегия, Лихтенштейн, Швеция, Швейцария, Великобритания, США. Также в эту группу включились страны Южной Европы, проходящие так называемый «миграционный переход", т.е. переходящие из группы стран-экспортеров рабочей силы в группу стран-импортеров, т.е. Италия, Португалия, Греция (но не Испания).
Отрицают необходимость реэмиграции Тунис, Турция, Бангладеш (крупные азиатские экспортеры рабочей силы), а также Польша, Словения, Словакия, Хорватия, Болгария (экспортеры рабочей силы из Центральной и Восточной Европы). В Латинской Америке это также Венесуэла, Бразилия, Парагвай как экспортеры рабочей силы, а в Африке — Ботсвана. При этом РФ входит в группу стран, приветствующих реэмиграцию (и в 1996 г, и в 2007 г.). Таким образом, явное отрицание реэмиграции присуще экспортерам рабочей силы, хотя бы и не крупным.
Теперь коснемся эмиграционной политики стран мира. Обратим особое внимание на «экстремальные точки», под которыми мы имели ввиду запретительную и поощрительный типы эмиграционной политики и сделаем их сравнительный анализ.
Таблица 4
Типы эмигрантской политики основных стран-экспортеров рабочей силы
1. |
Афганистан |
7 |
7 |
2. |
Албания |
5 |
4 |
3. |
Алжир |
7 |
5 |
4. |
Ангола |
5 |
5 |
5. |
Армения |
7 |
7 |
6. |
Азербайджан |
5 |
4 |
7. |
Багамы |
5 |
5 |
8. |
Бангладеш |
5 |
2 |
9. |
Белиз |
7 |
7 |
10. |
Босния и Герцеговина |
7 |
7 |
11. |
Бруней |
7 |
7 |
12. |
Болгария |
7 |
4 |
13. |
Камбоджа |
7 |
5 |
14. |
Колумбия |
7 |
7 |
15. |
Хорватия |
7 |
7 |
16. |
Египет |
4 |
4 |
17. |
Грузия |
5 |
7 |
18. |
Гана |
7 |
7 |
19. |
Греция |
7 |
5 |
20. |
Индия |
4 |
4 |
21. |
Индонезия |
5 |
2 |
22. |
Иран |
7 |
7 |
23. |
Ирак |
4 |
7 |
24. |
Израиль |
7 |
7 |
25. |
Ямайка |
7 |
8 |
26. |
Иордания |
5 |
2 |
27. |
Казахстан |
7 |
4 |
28. |
Кыргызстан |
7 |
4 |
29. |
Латвия |
7 |
7 |
30. |
Ливан |
7 |
7 |
31. |
Литва |
4 |
5 |
32. |
Мексика |
7 |
7 |
33. |
Микронезия |
7 |
5 |
34. |
Молдова |
7 |
5 |
35. |
Черногория |
… |
5 |
36. |
Марокко |
5 |
4 |
37. |
Непал |
5 |
2 |
38. |
Р. Корея |
2 |
5 |
39. |
Сербия |
… |
7 |
40. |
Пакистан |
2 |
2 |
41. |
Филиппины |
5 |
4 |
42. |
Польша |
5 |
5 |
43. |
Португалия |
5 |
4 |
44. |
РФ |
7 |
5 |
45. |
Испания |
7 |
7 |
46. |
Шри-Ланка |
5 |
2 |
47. |
Судан |
7 |
7 |
48. |
Сирия |
7 |
7 |
49. |
Таджикистан |
5 |
4 |
50. |
Таиланд |
4 |
2 |
51. |
Македония |
7 |
7 |
52. |
Тунис |
2 |
7 |
53. |
Турция |
4 |
4 |
54. |
Туркмения |
5 |
7 |
55. |
Украина |
7 |
7 |
56. |
Узбекистан |
5 |
7 |
57. |
Вьетнам |
5 |
2 |
58. |
Йемен |
2 |
7 |
Источник: World Migration Policy 2007 UN.NY. 2008.
В Мексике вообще провозглашена запретительная политика (требуются правительственные усилия для уменьшения эмиграции. Причем Мексика даже пытается сдерживать эмиграцию как новый член ОСЭР.
Поощрительная политика основных стран-экспортеров рабочей силы (табл.2), декларирующий, что страна считает эмиграцию из страны недостаточной и готова применить усилия по ее усилению наблюдается в 13 государствах в 1996 и 2007 годах, в их числе Бангладеш, Индонезия, Иордания, Непал, Республика Корея, Пакистан, Шри-Ланка, Таиланд, Македония, Тунис, Узбекистан, Вьетнам, Йемен. При этом наиболее крупные получатели денежных переводов от мигрантов (КНР, Индия, Мексика и Филиппины) не декларируют поощрительную политику и проводят нейтральную политику(ситуация удовлетворительная, вмешательство не требуется или требуется для сохранения на нынешнем уровне) типы 4 и 5.
Таблица 5
Поощрительная эмиграционная политика стран-экспортеров рабочей силы
Страны-экспортеры рабочей силы, которые имеют тип 2 по эмигрантской политике |
||
1. |
Бангладеш |
(07) |
2. |
Индонезия |
(07) |
3. |
Иордания |
(07) |
4. |
Непал |
(07) |
5. |
Р.Корея |
(96) |
6. |
Пакистан |
(96+07) |
7. |
Шри-Ланка |
(07) |
8. |
Таиланд |
07 |
9. |
Македония |
07 |
10. |
Тунис |
(06+07) |
11. |
Узбекистан |
(07) |
12. |
Вьетнам |
(07) |
13. |
ЙАФ |
(6+07) |
Источник: Источник: World Migration Policy 2007 UN.NY. 2007
Таблица 6
Запретительная эмиграционная политика стран-экспортеров рабочей силы (тип 7)
1. |
Афганистан |
96 |
07 |
2. |
Алжир |
96 |
07 |
3. |
Армения |
96 |
07 |
4. |
Белиз |
96 |
07 |
5. |
Босния и Герцеговина |
96 |
07 |
6. |
Бразилия |
96 |
07 |
7. |
Бали |
96 |
07 |
8. |
Камбоджа |
96 |
07 |
9. |
Колумбия |
96 |
07 |
10. |
Хорватия |
96 |
07 |
11. |
Грузия |
96 |
07 |
12. |
Гана |
96 |
07 |
13. |
Греция |
96 |
07 |
14. |
Иран |
96 |
07 |
15. |
Ирак |
96 |
07 |
16. |
Израиль |
96 |
07 |
17. |
Ямайка |
96 |
07 |
18. |
Казахстан |
96 |
07 |
19. |
Кыргызстан |
96 |
07 |
20. |
Латвия |
96 |
07 |
21. |
Ливан |
96 |
07 |
22. |
Мексика |
96 |
07 |
23. |
Микронезия |
96 |
07 |
24. |
Молдова |
96 |
07 |
25. |
Сербия |
96 |
07 |
26. |
Испания |
96 |
07 |
27. |
Судан |
96 |
07 |
28. |
Сирия |
96 |
07 |
29. |
Македония |
96 |
07 |
30. |
Туркмения |
96 |
07 |
31. |
Украина |
96 |
07 |
Источник: World Migration Policy 2007 UN.NY. 2008
Страны же, которые мы еще в конце прошлого века определили как страны глубокой зависимости от денежных переводов мигрантов, а именно Пакистан и Йемен[1], продолжают декларировать поощрительный тип миграционной политики (тип 2), причем и в 1996 и 2007 годах. Таким образом, связь между типом миграционной политики и экономической зависимостью от денежных переводов мигрантов стран-экспортеров рабочей силы подтверждается. Нельзя не обратить внимание на любопытную деталь — поощрительную политику все страны, кроме вышеуказанных Йемена и Пакистана, стали декларировать только в 2007г., исключая Республику Корея, которая ее проводила лишь в 1996 г., что можно объяснить тем, что она, как и Мексика, вошла в ОЭСР, сменив вектор экономического развития.
Следующей ключевой точкой для изучения является запретительная эмиграционная политика (тип 7), которая в начале 1990-х годов была не очень частой. В настоящее время ее декларируют огромное число стран (31 страна, т.е. в 2,5 раза больше чем тех, что приняли противоположную — поощрительную политику в области эмиграции, т.е. «тип 2"). Причем, если страны, «примкнувшие» к типу 2 в основном сделали это в 2002 г., то тип 7 начал активно применяться в 1996 г., что продолжается почти для всех стран и в 2007 г. Таким образом, можно сделать вывод, что запретительная политика в области эмиграции имеет более устойчивую основу и продолжительность. Это такие страны, как Афганистан, Алжир (1996 г.), Армения, Босния и Герцеговина, Бразилия, Болгария (1996 г.), Камбоджа (1996 г.), Колумбия, Хорватия, Грузия (2007 г.), Гана, Греция (1996), Иран, Ирак (2007 г.), Израиль, Казахстан, Кыргызстан (1996 г.), Литва, Ливан, Мексика, Микронезия (1996 г.), Молдова (1996 г.), Сербия (2007 г.), Испания, Судан, Сирия, Македония (1996 г.), Туркмения, Украина.
На наш взгляд можно было бы разбить эти страны по причинам на две неравные группы. I группа — то те, где политические причины запретительной эмиграционной политики превалируют над экономическими. К ним можно отнести Афганистан, Грузию, Израиль, Иран, Сирию, Туркмению, Украину. Ко второй группе, где экономические причины идет впереди политических, мы бы отнесли все остальные страны. Обращает на себя внимание также и значительное число стран СНГ, которые в 1990-х гг. провозглашали исключительно либерально-нейтральную позицию в области международной миграции (тип 4 и 5), кроме РФ (тип 7).
Еще одной особенностью нынешнего этапа проведения международной миграционной политики является резкое изменение типов этой политики с либеральной (тип 5) до поощрительной (тип 2), например, в 1996 и 2007 гг. — с типа 2 на 5 (например, Республика Корея) и наоборот с типа 5 на тип 2 (Индонезия, Шри-Ланка, Узбекистан, Бангладеш, Вьетнам, Иордания) или же еще более резкий поворот от запретительной (тип 7) до поощрительной (тип №2) (например, Македония, РФ) или же, наоборот, от либеральной (тип 5) до запретительной (тип 7), например, Грузия. Подобные резкие изменения, на наш взгляд, свидетельствуют об активизации миграционной политики все большего числа стран мира.
***
Таким образом, в международной миграционной политике налицо следующие тенденции:
- Усилилась запретительная политика по отношению к иммиграции у стран крупных импортеров рабочей силы отходнического толка и у средних по объемам импортеров рабочей силы.
- У импортеров ассимиляционного направления политика оставалась традиционно доброжелательной.
- У стран СНГ импортеров рабочей силы иммиграционная политика нейтральная (у малых), а у РФ — поощрительная.
- По отношению к специфической форме иммиграции — реэмиграции политика постоянно отрицательная 1996 г. и 2007 г. у стран — средних, малых и региональных экспортеров рабочей силы. У России реэмиграция поощряется.
- Эмиграционная политика стран-экспортеров рабочей силы характеризуется не только большим разнообразием, но и разнополярным «экстремумами", при этом запретительная политика встречается в 2,5 раза чаще, чем поощрительная.
- Крупные получатели мигрантских переводов не декларируют поощрительную политике. Постоянно поощрительную политику в области эмиграции ведут страны с глубокой экономической зависимостью от мигрантских переводов.
- Замечено, что в ряде стран, проводящих запретительную политику, главными причинами выступают политические, а не экономические.
1. См. А.Каменский Международный трудовой обмен и Россия. М. 1999 г. (глава 2.1.)