«Мировое и национальное хозяйство»
«World and National Economy»

Издание МГИМО МИД России |
ISSN: 2713-0983 |
MGIMO-University

Использование МКТ для повышения эффективности международных проектов государственно-частного партнерства

Статья посвящена рассмотрению использования международных конкурсных торгов (МКТ) для повышения эффективности международных проектов государственно-частного партнерства

Ключевые слова: международные конкурсные торги, международные проекты государственно-частного партнерства, закон о госзакупках

А.Zakharov. The use of international competitive bidding in order to improve effectiveness of international public-private partnership projects

This article focuses on International Competitive Bidding — one of the ways to improve the International projects of Public-Private Partnership (PPP)

Key words: international competitive bidding, international projects of public-private partnership, the law on public procurement

На фоне экономических и социальных проблем, спровоцированных финансово-экономическим кризисом, происходит активизация недовольства населения, приводящая к осложнению политической обстановки в ряде государств. В этих условиях становится необходимым наличие у государства эффективных инструментов снижения социально-политической и экономической напряженности. В качестве одного из инструментов обеспечения внутренней стабильности следует выделить механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). Совместная деятельность представителей бизнеса и государства в рамках реализации проектов ГЧП, направленная на решение острых социальных и инфраструктурных проблем (как на региональном, так и на федеральном уровне), позволит решить конкретные проблемы по развитию регионов.

В то же время, реальность такова, что в России с 2008 года идет активный вывоз капитала за рубеж (Рисунок 1), таким образом бизнес почти открыто демонстрирует свою незаинтересованность в благоприятном развитии дальнейшей ситуации в стране, и это при том, что нельзя исключать возможность дестабилизации социально-политической обстановки в ближайшее время (в том числе, при активном финансово-информационном участии внешних сил). По оценкам Центрального Банка России чистый вывоз капитала за 3 квартал 2011 года составил 18,7 млрд. долларов США. Для сравнения, в 3 квартале 2010 года данная величина составляла 2,8 млрд. долларов США. В структурном разрезе: чистый вывоз капитала банковским сектором составил 4,6 млрд. долларов США, вывоз капитала прочими секторами составил 14,1 млрд. долларов США. По итогам 3 кварталов 2011 года совокупный вывоз капитала составил 49,3 млрд. долларов США. Заметим, что за весь 2010 год отток капитала составил 33,6 млрд. долларов США.

Рисунок 1. Чистый ввоз/вывоз капитала в 2001-2010 годах и 3 кв. 2011 года (по данным платежного баланса Российской Федерации) (млрд. долларов США).[1]

 

Решение проблемы вывоза капиталов за рубеж на государственном уровне возможно за счет создания надежных прозрачных схем сотрудничества с бизнесом, предложений партнерского участия в государственно-частных проектах, которые сформировали бы у российского бизнеса качественно новый взгляд на возможности сотрудничества с государством и позволили переориентироваться с вывоза на вложение капиталов внутри страны. Установление подобных отношений между государством и бизнесом способствует решению многих проблем предпринимателей, среди которых бюрократия и несовершенство законодательства. Следует заметить, что перспективы развития сотрудничества государства и бизнеса в немалой степени зависят от решения вопросов, связанных с защитой инвестиций, развития механизмов урегулирования инвестиционных споров и принятием мер направленных на усовершенствование федеральной контрактной системы в сфере госзакупок. Для повышения эффективности взаимодействия и заинтересованности бизнеса в сотрудничестве крайне важно сделать процесс осуществления закупок открытым, эффективным и экономичным. Необходимо осуществлять регулирование не только заключения самих контрактов, а всего цикла госзакупок: от прогнозирования государственных и муниципальных нужд до аудита и контроля исполнения заказов. Министерство экономического развития постаралось учесть все это во второй редакции проекта закона о госзакупках [2]. Закон также позволит расширить способы размещения контракта, разрешив заказчикам проводить помимо аукционов (которые могут длиться не один месяц), конкурсы и переговоры, позволив тем самым сократить сроки закупок небольших партий товаров. Причем от недоработок в сфере закупок товаров и услуг страдает и само государство, ведь на сегодняшний день в законе, по существу, отсутствует возможность расторжения контракта с недобросовестным поставщиком. Среди вносимых Министерством экономического развития поправок в законодательство есть нацеленные на снижение численности сделок, проводимых чиновниками и сотрудниками госкомпаний с участием родственников (как одного из возможных факторов коррупции). Для этого Минэкономразвития предлагает обязать потенциальных контрагентов госорганов и поставщиков товаров и услуг, совершающих сделки с госкорпорациями, сообщать сведения о родственниках в руководстве государственных ведомств. Затем эти данные будут размещаться в Интернете, а сокрытие информации предлагается наказывать штрафами. В то же время, прямого запрета на сделки вводить никто не собирается, в министерстве рассчитывают на механизм общественного контроля. Поэтому маловероятно, что на практике эта мера окажется эффективной. В то же время крайне важно, чтобы реформа системы государственных закупок не носила исключительно процедурный и фрагментарный характер, а позволила создать эффективный и целостный механизм использования государственных закупок.

Одной из ключевых задач на сегодня является всесторонняя интеграция отечественной промышленности в мировой рынок товаров и услуг, а активным механизмом ее решения, в свою очередь, система конкурсных закупок[3]. Мировой опыт показывает, что международные конкурсные торги способствуют экономии бюджетных средств и эффективной борьбе с коррупцией. Действительно, для того чтобы Россия смогла эффективно использовать инвестиционные потоки, необходимо сформировать четкий и устойчивый механизм взаимодействия с зарубежными бизнес-партнерами на государственном уровне. В этом случае использование в процессе подготовки и реализации проектов государственно-частного партнерства такого инструмента как международные конкурсные торги делает взаимодействие обеих сторон более открытым и эффективным и, как следствие, повышает заинтересованность зарубежного бизнеса в проектах ГЧП на территории Российской Федерации. Развитие системы МКТ в России позволит повысить качество реализации проектов и создать ситуацию, при которой все заинтересованные операторы смогут принимать участие в тендерах на справедливой и транспарентной основе.

ГЧП в сфере государственных закупок предполагает развитие партнерства в различных его формах при реализации государственных контрактов на производство и поставку товаров, работ, услуг, так и использование системы государственных закупок для стимулирования развития приоритетных проектов партнерства, например, через систему долгосрочных государственных контрактов на производство инновационной продукции, создаваемой на условиях партнерства.

При выполнении ряда государственных контрактов эффективно привлечение средств частного сектора на условиях софинансирования с использованием сложных подрядных и субподрядных схем реализации контрактов с возможной интеграцией интеллектуальных и финансовых активов государства и частных предпринимателей. Например, при реализации долгосрочных контрактов на НИОКР, производстве технически сложной и инновационной продукции эффективно использование различных форм ГЧП.

В настоящее время существуют определенные институциональные предпосылки для развития ГЧП в сфере государственных закупок. В законе[4] «О размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрена возможность обеспечения государственных нужд за счет внебюджетных источников финансирования. В первую очередь данное нормативное положение касается использования средств государственных внебюджетных инвестиционных фондов, но оно дает возможность использовать и частные средства. Важно отметить, что ГЧП как система экономических отношений государства и частного бизнеса, должно трансформироваться в соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед экономикой страны, в том числе в сфере государственных закупок, обеспечивающих развитие государственно-частного партнерства в следующих ключевых направлениях[5]:

- передача части функций по оперативному управлению государственными закупками на исполнение в негосударственные управляющие компании. На федеральном и региональном уровнях целесообразно делегировать функции по организации размещения государственных заказов путем проведения торгов (аукционов) и привлечение к управлению реализацией государственных проектов, например, в рамках федеральных целевых программ (ФЦП), частных управляющих компаний с мотивацией на снижение затрат;

- развитие сотрудничества с негосударственными некоммерческими организациями, в том числе для формирования институтов и механизмов независимого контроля на основе привлечения неправительственных, общественных организаций для осуществления профессиональной экспертизы и общественного контроля на различных этапах размещения и реализации государственных заказов, что создаст условия повысить прозрачность и эффективность использования бюджетных средств.

Использование соответствующих современных рыночных инструментов и прозрачных технологий закупок позволит сформировать институциональные основы реализации ГЧП и повысить результативность государственных закупок как экономической деятельности государства и как важнейшего механизма стимулирования инновационной активности.

Проблемы создания международной конкурсной системы госзакупок в России заслуживают особого внимания, так как Россия завершила процесс присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО) и должна обеспечивать соответствие законов, норм, порядков и методов проведения госзакупок в России «Соглашению о государственных закупках» ВТО, в соответствии с которым приобретение товаров и услуг должно быть полностью открытым (и не может ограничиваться приобретением товаров и услуг лишь из стран-членов), основываться на организации международных торгов, если это целесообразно, и такие торги должны быть подлинно конкурентными.

В современных условиях развития рыночной экономики значительная роль отводится малому и среднему бизнесу, остро нуждающемуся в освоении формальных механизмов, поддерживающих и регулирующих международные торгово-экономические отношения. К числу таких механизмов относятся и международные торги, открывающие новые возможности расширения рынка сбыта и налаживания экономических связей с зарубежными партнёрами. Среди главных причин, сдерживающих участие российского малого и среднего бизнеса в международных торгово-экономических связях, можно назвать нехватку собственных ресурсов (человеческих и материальных) для продвижения производимой продукции на мировом рынке. В то же время, множество организационно-бюрократических структур, созданных за последние годы, не способны оказать эффективную и своевременную поддержку малому и среднему бизнесу, в том числе и в области международных торгов. Однако следует заметить, что развитие системы международных конкурсных торгов является важным условием повышения эффективности международных проектов государственно-частного партнерства и конкурентоспособности страны в целом, а поэтому требует к себе внимательного и продуманного отношения.


Библиография

1. Центр ситуационного анализа и прогнозирования ЦЭМИ РАН Decision Support and Forecasting Center CEMI RAS.

2. Проект федерального закона Российской Федерации от 18 октября 2011 года “О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг” (вторая редакция). Опубликовано 1 ноября 2011 года// “Торговая газета”, 2011, №№ 87-92.

3. Захаров А.Н. Международные конкурсные торги. Издание 2-е дополненное и переработанное. — М.: МГИМО (У) МИД России, 2011.- С. 160.

4. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изменениями от 31 декабря 2005 г., 27 июля 2006 г., 20 апреля, 24 июля, 8 ноября 2007 г., 23 июля, 1, 30 декабря 2008 г., 28 апреля, 8 мая, 1, 17 июля, 23, 25 ноября, 17, 27 декабря 2009 г., 5, 8 мая, 27 июля, 3 ноября 2010 г., 5, 21 апреля 2011 г., 1, 11 июля 2011 г.), официальный сайт Гарант-Центра, режим доступа: http://www.garant-center.ru/zakonodatelnaya-baza.

5. А.Г. Зельднер Концептуальные основы становления и функционирования государственно-частного партнерства официальный сайт Института экономики РАН, режим доступа: www.inecon.org/tmp/ DokladZeldner14.12.10.doc.