«Мировое и национальное хозяйство»
«World and National Economy»

Издание МГИМО МИД России |
ISSN: 2713-0983 |
MGIMO-University

Инвестиционный климат в Японии и проблема привлечения прямых иностранных инвестиций

Являясь одним из крупнейших мировых инвесторов, Япония, тем не менее привлекает крайне мало прямых иностранных инвестиций. В статье дается оценка позиций Японии на мировом рынке прямых иностранных инвестиций (ПИИ), анализируются причины дисбаланса между японским экспортом и импортом ПИИ, особенности инвестиционного климата Японии, и политика правительства по привлечению в страну иностранного капитала.

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции (ПИИ), мировой рынок ПИИ, накопленные ПИИ, потоки ПИИ, ТНК, инвестиционный климат, программа привлечения ПИИ

I.Timonina. The investment climate in Japan and the problem of attracting foreign>

Being one of the world largest investors, Japan however doesn’t attract significant volumes of FDI. The article is dedicated to evaluation of Japan’s place on the world FDI market, analysis of imbalance between Japan’s export and import of FDI and of characteristics of investment climate in Japan and Government policy in respect of attraction of foreign capital into the country.

Key words: Foreign>

Одной из основополагающих характеристик современного этапа экономической глобализации является интернационализация производства и формирование международных производственных систем, по сути, представляющих собой межнациональные хозяйственные комплексы. Субъектами данного процесса являются ТНК, диктующие условия конкуренции на основных мировых рынках товаров и услуг. На макроуровне деятельность ТНК находит отражение, прежде всего (хотя и не исключительно) в движении прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Открытость тех или иных стран для приема иностранных прямых капиталовложений, влияние иностранного капитала на развитие национальной экономики и условия конкуренции, особенности взаимодействия национальных компаний с иностранными на отечественном рынке — все это является важнейшим проявлением и одновременно показателем уровня глобализации как в мировом масштабе, так и на уровне стран и регионов.

Япония, являясь одной из крупнейших экономик мира и одним из ведущих экспортеров ПИИ, тем не менее, до последнего времени и де-юре, и де-факто оставалась относительно закрытой для иностранных инвестиций. В настоящее время ситуация меняется: правительство Японии провозгласило курс на привлечение иностранных инвестиций в страну, японские компании все более активно и взаимодействуют с иностранными партнерами и конкурентами не только за рубежом и в своей стране, происходит диверсификация форм такого взаимодействия. Вместе с тем продвижение Японии в направлении большей открытости рынка капитала предполагает целый ряд изменений в сфере государственной политики, корпоративного управления, и, наконец, создает новую конкурентную среду.

Япония как экспортер и импортер прямых инвестиций: количественные оценки

Начиная с 60-х годов прошлого века страна неизменно является чистым экспортером ПИИ с довольно значительным отрицательным сальдо по данной статье платежного баланса[1]. Инвестирование японских компаний за рубежом и создание ими производственных сетей в разных странах особенно активизировалось с середины 1980-х годов, когда в результате повышения курса иены японские производители начали утрачивать свою конкурентоспособность.

В 1985 — 1995 гг. ежегодные ПИИ Японии в среднем составляли около 24 млрд. долл. в год, а в 2000-е гг. (2001-2010 гг.) их объем колебался в пределах от 28 до 128 млрд. долл. Накопленные ПИИ Японии за рубежом в 2010 фин. г. превысили 831 млрд. долл. [2] Однако, если говорить о динамике, то доля страны в мировых ПИИ в 1990-2000-е гг. стабилизировалась (на уровне 3 — 6% по ежегодному оттоку и 4% — по накопленным за рубежом ПИИ) после резкого роста обоих показателей во второй половине 1980-х годов, обусловленного повышением курса иены (см. Диаграммы 1 и 2)[3].

Диаграмма 1. Доля Японии в мировых ПИИ (%, потоки)

 

 

Диаграмма 2. Доля Японии в накопленных мировых ПИИ (%)

 

Особенностью участия Японии в мировом движении ПИИ является, как уже указывалось выше, значительный дисбаланс между их экспортом и импортом. Масштабы привлечения ПИИ в страну абсолютно не соответствуют ее экономическому потенциалу и размерам рынка, о чем свидетельствует, в частности, значение индекса привлеченных ПИИ (Inward FDI Performance Index)[4]. Являясь одним из ведущих экспортеров прямых инвестиций (7 место в 2010 г.), по показателю индекса привлеченных ПИИ Япония в 2010 г. занимала 136 место среди 141 страны (в 2005 г. Япония находилась на 131 месте из 140 стран, включенных в рейтинг, а «наивысшим» достижением было 110 место в 1990 г.).

По соотношению исходящих/входящих и внутренних капиталовложений и накопленных за рубежом инвестиций и накопленных в Японии иностранных инвестиций к ВВП страны Япония отстает от среднемировых показателей и показателей развитых стран. И особенно существенно это отставание по относительным показателям импорта капитала: здесь Япония существенно уступает и своему конкуренту в Азии — Китаю (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Роль ПИИ в экономике Японии и других стран и групп стран

Страны / группы стран

 

Доля потоков ПИИ в валовом внутреннем капиталонакоплении,%

Доля накопленных ПИИ в ВВП. %

1995-2004

2008

2010

1995

2008

2010

Всего по миру

входящие

9,8

12,5

9,1

11,0

25,0

30,3

исходящие

9,6

13,7

9,7

11,9

26,4

32,6

Развитые страны

входящие

9,1

11,3

8,4

10,3

25,6

30,8

исходящие

11,3

18,1

13,0

13,6

32,3

41,4

Китай

входящие

10,6

5,8

4,1

13,4

8,6

9,9

 

исходящие

0,7

2,8

2,6

2,3

3,4

5,1

Япония

входящие

0,5

2,1

- 0,1

0,6

4,2

3,9

исходящие

2,5

11,2

5,1

4,5,

13,9

15,1

Таблица составлена по данным: UNCTAD, World Investment Report 2011. Country fact sheet: Japan

Комплексный индекс транснациональности экономики[5], характеризующий роль иностранного капитала (прямых инвестиций) в экономике страны и степень ее вовлеченности в международное производство в качестве места базирования филиалов иностранных компаний, для Японии в 10 раз ниже, чем средний показатель по группе развитых стран (соответственно 1,1% и 11,8%)[6].

В то же время, оценивая перспективы и возможности импорта ПИИ в страну и повышения роли иностранного капитала в ее экономике, важно отметить, что по индексу потенциала привлечения ПИИ[7] Япония занимает гораздо более высокое место в международном рейтинге (26-я позиция из 141 страны в 2008 и 2009 гг, 22-я — в 2004 г., а наивысший показатель — 9 место в 1995 г.), что свидетельствует о том, что, в принципе, Япония является привлекательной страной для инвестирования. То же подтверждают и данные обзора ЮНКТАД, касающегося кратко- и среднесрочных перспектив прямых инвестиций в мире, отдельных регионах и странах[8]. Так, по мнению экспертов и руководителей ТНК, в рейтинге развитых стран, наиболее привлекательных для размещения ПИИ в 2005 — 2008 гг., Япония заняла соответственно 6 (28% из числа ответивших) и 8 место (17%)[9]. Однако по данным последнего опроса 2010 г., где компании и эксперты оценивали страны в отношении перспектив инвестирования в 2010-2012 гг., Япония заняла 16 место по опросу ТНК[10] и не попала в первую десятку рейтинга экспертов[11].

Об относительно незначительной по сравнению с другими развитыми и развивающимися странами роли, которую играют иностранные компании в экономике Японии, помимо данного индекса свидетельствует и ряд относительных частных показателей. Так, например, размеры активов филиалов иностранных компаний, расположенных на территории Японии, составляли в 2002 г. 205 млрд. долл., в то время как аналогичный показатель для США равнялся 5,2 трлн. долл., КНР — 380 млрд. долл., Германии — 665 млрд. (2001)[12]. Между тем, активы филиалов японских корпораций за рубежом достигали в 2001 г. 670 млрд. долл., что почти в 4 раза превышало показатель того же года для иностранных компаний в Японии.

В 2002 г. иностранные филиалы обеспечили в Японии 294 тыс. рабочих мест (в 2009 г. этот показатель достиг 480 тыс. чел.)[13] против 6,7 млн. в КНР (2001), почти 6 млн. в США, 2 млн. в Германии, 600 тыс. в Чехии. В то же время японские компании создали за рубежом 3,4 млн. рабочих мест. При этом иностранные компании в Японии в 2002 г. выплатили своим работникам в качестве заработной платы 17 млрд. долл., в то время как в США — 342 млрд. долл. Работники же филиалов японских компаний за рубежом в том же году получили в качестве вознаграждения 32 млрд. долл.

Что касается результатов деятельности иностранных компаний в Японии, то их объем продаж составил в 2002 г. 216 млрд. долл., в том числе на экспорт составил 42 млрд. долл. (США — 2,2 трлн., на экспорт — 150 млрд., Германия — 760 млрд., КНР — 377 млрд., на экспорт — 170 млрд. долл.), в то время как филиалы японских компаний за рубежом произвели товаров и услуг на сумму 1, 1 трлн. долл. (в 2003 г. — 1,3 трлн., на экспорт — 369 млрд. долл.).

Таким образом, мы видим, что, во-первых, вклад иностранного бизнеса в экономику Японии относительно невелик по сравнению с ролью ПИИ в экономике США, Германии и КНР, и, во-вторых, основные показатели и результаты деятельности японских компаний за рубежом превышают аналогичные показатели для иностранных компаний в Японии. Единственным исключением в этом ряду являются индикаторы научно-исследовательской деятельности компаний за рубежом. В частности, расходы на НИОКР филиалов иностранных компаний в Японии превышали соответствующие расходы японских компаний за рубежом: соответственно 5,3 и 3,7 млрд. долл. в 2002 г.[14]

Что касается современной ситуации, то здесь мы обладаем данными о числе филиалов иностранных компаний в стране. По данным ЮНКТАД на 2010 г., в Японии размещалось 2948 филиалов иностранных компаний, в то время как в США более 27 тыс., Великобритании — более 45 тыс., в Китае — более 434 тыс.[15], что в совокупности с показателями по импорту прямых инвестиций в Японию позволяет сделать вывод об относительно небольшом участии иностранного капитала в экономике страны и относительно низкой привлекательности японского рынка для прямых инвесторов из-за рубежа. В чем же причины подобной ситуации и нужны ли Японии — крупнейшему мировому кредитору — иностранные капиталовложения?

Особенности японского рынка и инвестиционного климата Японии

Главными причинами незначительных по сравнению с масштабами экономики объемов ПИИ, приходящих в Японию, является относительная «закрытость» внутреннего рынка страны и высокая стоимость производства в стране.

В течение нескольких послевоенных десятилетий в Японии действовали формальные ограничения на приток иностранного капитала в форме прямых инвестиций, что отражало политику протекционизма по отношению к национальному предпринимательству. К 1990-м годам формальные ограничения, в основном, были сняты, однако, остались неформальные барьеры, среди которых первостепенную роль играли особенности предпринимательской структуры и деловой практики Японии: существование закрытых финансово-промышленных групп (кигё сюдан и кэйрэцу), перекрестное владение акциями, система возобновляемых контрактов с поставщиками, закрытый рынок труда. Все это препятствует, например, реализации альянсовых соглашений иностранных фирм с японскими компаниями и осуществлению сделок по слияниям и поглощениям, которые в последние годы стали не только одной из распространенных стратегий ТНК, но и одной из ведущих форм международного движения прямых инвестиций.

Однако в последние десятилетия, особенно в 2000-е годы, отношение к ПИИ в Японии изменилось: они стали рассматриваться во все более позитивном ключе. И дело здесь, как представляется не только и не столько в финансовой составляющей ПИИ. По мнению правительственных экспертов, ПИИ приносят в японскую экономику новые технологии и управленческие приемы, товары и услуги, стимулируют конкуренцию и создают новые рынки и рабочие места.

В январе 2003 г. премьер-министр Дз. Коидзуми объявил о плане удвоения накопленных прямых зарубежных инвестиций в Японии в течение 5 лет[16]. Для решения поставленной задачи был предложен целый пакет мер (всего 74 пункта), важнейшими из которых стали:

  1. распространение информации о ситуации с ПЗИ в Японии и за рубежом;
  2. улучшение предпринимательской среды;
  3. пересмотр административных процедур;
  4. повышение качества жизни для иностранцев, работающих в иностранных компаниях в Японии;
  5. развитие общенациональных и местных организаций, связанных с обеспечением условий для иностранных инвестиций.

Позиция правительства, была, в основном, поддержана и крупным японским бизнесом, о чем свидетельствуют, в частности, заявления наиболее влиятельных японских предпринимательских организаций — Ниппон Кэйданрэн и Кэйдзай Доюкай.

Так, в политическом докладе Кэйдзай Доюкай, обнародованном весной 2005 г., прямо говорилось, что достижения в долгосрочной перспективе 10%-ного уровня накопленных ПИИ по отношению к ВВП Японии отвечает национальным интересам страны. Предлагаемая организацией политика в отношении иностранных капиталовложений предлагает не делать различий между внутренними и иностранными инвесторами и провести реформирование в трех областях:

  1. внести изменения в коммерческое и налоговое законодательство с целью облегчения сделок по слияниям и поглощениям;
  2. либерализовать сферу медицинского обслуживания, а также рынки фармацевтики и медицинского оборудования;
  3. на основе сотрудничества правительства, местных властей и частного сектора создать эффективную систему привлечения и поддержки ПИИ[17]

Ниппон Кэйданрэн также высказалась в поддержку правительственного плана удвоения притока иностранных инвестиций в страну. Один из руководителей организации М. Сасаки в своей статье выражает позицию этого крупнейшего предпринимательского объединения страны по данному вопросу, акцентируя на тех преимуществах, которые Япония может получить благодаря прямым иностранным КВ. Это — доступ к передовым технологиям, высококлассным человеческим ресурсам и современным управленческим приемам[18].

Цели правительственного плана удвоения прямых иностранных инвестиций были достигнуты к 2005 г., когда кумулятивные ПИИ в Японии выросли до 101 млрд. долл. (50,3 млрд. долл. в 2000 г.). Столь динамичный рост был обусловлен сочетанием как «постоянно действующих», так и конъюнктурных факторов.

К первым следует отнести базовые характеристики японского рынка, делающими его потенциально привлекательным для иностранных инвесторов. Это — значительная емкость рынка, которая обеспечивается, в частности, высоким уровнем подушевых потребительских расходов в сочетании с большой численностью населения. Не менее важны и качественные характеристики рынки, важнейшей из которых является «искушенность» потребителей, их желание и готовность принимать новую, качественную, технически сложную продукцию. По расчетам конкурентоспособности стран, ежегодно проводимым Всемирным экономическим форумом, японские потребители являются самыми взыскательными и подготовленными в мире. С одной стороны, эта особенность японского рынка обостряет конкуренцию, а, с другой, делает рынок очень перспективным для продвижения качественных и дорогих товаров и услуг.

Среди других базовых характеристик японского рынка следует выделить наличие в стране передовой научно-технологической базы, высокую эффективность и конкурентоспособность многих отраслей японской обрабатывающей промышленности. Однако, все эти факторы, на наш взгляд, обусловливают именно потенциальную привлекательность Японии с точки зрения размещения иностранных инвестиций.

В инвестиционном же «буме» начала 2000-х годов сыграли свою роль весьма существенные обстоятельства конъюнктурного порядка и, прежде всего, экономический подъем в Японии 2002-2007 гг., а также динамичный рост других азиатских экономик. Многие иностранные компании рассматривают Японию как «плацдарм» для укрепления своих позиций на азиатских рынках, что повышает их интерес к различного рода партнерствам с японскими компаниями. И, наконец, на фоне общемировой тенденции к росту числа и стоимостных объемов сделок по слияниям и поглощениям в Японии также начался процесс либерализации подобных сделок. И что, еще более важно в японской предпринимательской среде и в обществе начало меняться отношение к такого рода сделкам. В Японии традиционно достаточно настороженно относились к «захвату» японских компаний иностранцами[19], поэтому здесь очень важен демонстрационный эффект, а именно важен факт улучшения ситуации в компаниях, работающих с иностранными партнерами. Самым ярким примером такого рода является успешный альянс «Ниссан» с «Рено» Пример этот, однако, не единственный. В 2004 г. ДЖЭТРО опубликовало обзор по данному вопросу «M&A Case Studies for “Invest Japan”. Successful Alliances with Japanese Companies», в котором анализируются примеры успешных партнерств японских и иностранных компаний более в 10 отраслях японской экономики[20].

Об условиях ведения бизнеса в Японии в настоящее время (в том числе и для иностранных компаний) можно судить, опираясь на результаты исследования Всемирного банка и Международной финансовой корпорации. В рейтинге 2012 г., составленном на основе комплексного показателя, который в целом отражает и инвестиционный климат в стране, Япония заняла весьма достойное 20 место среди 183 обследованных стран[21]. При этом важно отметить, позиция страны не изменилась по сравнению с 2011 г. (см. Рисунок 1). Однако, по таким субиндексам как условия открытия бизнеса и уровень налоговой нагрузки Япония имеет низкие показатели, что важно, конечно, не только для национального бизнеса, но и зарубежных предпринимателей.

Рисунок 1. Рейтинги Японии по отдельным составляющим предпринимательской среды.

 

Источник: Doing Business/ Economy Profile: Japan. 2012 The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, p 8
(http://www.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/japan)

В другом рейтинге, составленном по индексу экономической свободы[22], составляемом Wall Street Journal и Heritage Foundation по 184 странам мира, Япония также занимает высокое место — 22 (2012 г.) с общей оценкой 71,6 (из 100). Однако, что важно в контексте тематики данной статьи, у Японии гораздо более низкий показатель по такой составляющей индекса как «свобода инвестиций», который оценивает как раз свободу для иностранных инвесторов. При этом отмечается, что хотя формально иностранные инвестиции приветствуются, но сделки по слияниям и поглощениям с участием японских и иностранных компаний по-прежнему чрезмерно зарегулированы[23].

Таким образом, результаты международных сопоставлений подтверждают мысль о том, что японский рынок потенциально привлекателен для зарубежных инвесторов или может быть таковым, учитывая поддержку иностранного предпринимательства со стороны японского правительства на национальном и региональном уровне, которая имеет системный и комплексный характер и охватывает законодательную, организационную, финансовую сферы.

Основные направления правительственной политики по привлечению в страну иностранных инвестиций

В 2005 г. Экспертный комитет Совета по иностранным инвестициям представил доклад о продвижении Программы привлечения зарубежных инвестиций в страну, в котором было выделено 12 направлений, на которых должны быть сосредоточены усилия национального правительства и местных властей в решении названной задачи в ближайшем будущем: Среди этих направлений:

  1. улучшение условий для осуществления трансграничных слияний и поглощений;
  2. продвижение реформы медицинского обслуживания;
  3. активизация PR-кампаний, связанных и с привлечением в страну иностранных инвестиций и с инвестированием японских компаний за рубежом;
  4. ускорение процесса заключения двусторонних соглашений, имеющих отношение к ПЗИ, таких, как соглашения о социальной защите и налогообложении;
  5. реализации практики контакта с государственными органами по электронным сетям («электронное правительство») и упрощение административных процедур;
  6. содействие развитию «частной финансовой инициативы» (PFI)[24] в целях привлечения иностранных компаний в сектор общественных услуг;
  7. реформа, касающаяся правил пребывания и работы иностранцев в Японии (в первую очередь, либерализация иммиграционных процедур для квалифицированных специалистов);
  8. использование «специальных зон структурной реформы» для устранения препятствий для ПЗИ;
  9. перевод законов, приказов и постановлений японских административных органов на иностранные языки;
  10. ускорение реформ, связанных с привлечением ПЗИ, на местном уровне;
  11. продолжение политики стратегического государственного инвестирования в научно-техническую сферу с целью повышения привлекательности Японии как сферы приложения иностранного капитала;
  12. содействие реформам в других сферах[25].

Даже простое перечисление основных направлений реализации государственной программы по привлечению иностранных инвестиций свидетельствует о комплексном и многоуровневом характере политики в этой области. Эта политика стала составной частью долгосрочной стратегии глобального экономического роста Японии. При следующих (после Дз. Коиздуми) программы привлечения в Японию иностранного капитала корректировались или принимались новые документы, но в целом политическая линия на большую открытость страны для иностранных инвестиций подтверждалась[26].

Не стала исключением и последняя на сегодняшний день обнародованная в ноябре 2010 г. была очередная Программа содействия импорту инвестиций (Inward Investment Promotion Program)[27], в которой провозглашается цель формирования в Японии наилучшего инвестиционного климата на путях либерализации законодательства и снижения уровня налогообложения. Особый упор в соответствии с новыми реалиями делается на идею превращения Японии в главную базу для азиатского бизнеса, для чего предусматривается предоставление различных финансовых льгот иностранному бизнесу, реформирование иммиграционного законодательства, осуществление административных процедур на английском языке, улучшение социальной инфраструктуры для иностранцев.

Кроме того, превращение Японии в привлекательное место для иностранного бизнеса связывается также с превращением страны в инновационный центр на основе увеличения государственных капиталовложений в НИОКР, субсидирование «низкоуглеродных отраслей», улучшение бизнес-инфраструктуры[28].

***

Несмотря на предпринимаемые правительством меры, иностранные предприниматели в ходе опросов по-прежнему указывают на такие неблагоприятные особенности инвестиционного климата Японии, как высокие цены на недвижимость, закрытость предпринимательской практики и сложность административных процедур[29], и думается, что Японии предстоит пройти большой путь, прежде чем она действительно станет центром притяжения для международного бизнеса.

Вместе с тем здесь важна сама тенденция: происходят сдвиги в сфере экономического взаимодействия Японии с окружающим миром и изменения, касающиеся характера участия страны в глобализационных процессах. Страна, по-видимому, «решила» сделать новый шаг на пути либерализации своей хозяйственной жизни, повышения степени открытости своего рынка и извлечь определенную пользу из неизбежных последствий глобализации.

Эта политика отражает ясно выраженную волю политической и экономической элиты страны и носит системный и комплексный характер, что выражается в формулировании системы целей и приоритетов, создании организационного, финансового и технического инструментария, наличии трех уровней — общенационального, (государственного), регионального и корпоративного — охватывающих всех основных участников процесса.

Сочетание ряда объективных факторов и первые результаты государственной политики привели к некоторому увеличению притока прямых зарубежных инвестиций в Японию в первые годы нового тысячелетия. Вместе с тем позитивные показатели динамики притока и накопления ПИИ в Японии (до кризиса 2008-2010 гг. и катастрофы 2011 г.) не должны вводить в заблуждение. Стартовый уровень этого процесса был очень низким. Поэтому и в настоящее время кумулятивные объемы ПЗИ в Японии на порядок ниже, чем в других промышленно развитых странах и не соответствуют масштабам экономики страны.

Определенное сдерживающее влияние на рост иностранных капиталовложений в Японии оказывает и ряд характеристик, имманентно присущих японскому рынку, которые очень трудно или даже невозможно нивелировать. Среди них — высокие издержки на труд, приобретение земельных участков и строительство, высокие трансакционные издержки, языковой барьер, относительная закрытость предпринимательской структуры Японии и японского общества в целом, высокая стоимость жизни в Японии.

При этом важно иметь в виду, что приток-отток ПИИ, а также их накопление во многом зависят от стратегии и политики крупных иностранных компаний в данной стране, поскольку размеры отдельных сделок могут быть настолько велики, что способны существенным образом изменить и макроэкономические показатели. В целом же важнейший вывод касательно перспектив роста ПИИ в Японии состоит в том, что правительством Японии задан определенный вектор политики в данной сфере, что, однако, не является гарантией активизации ТНК на японском направлении, хотя потенциальная привлекательность японского рынка достаточно высока.

Приложение

Диаграмма 3. Динамика и региональная структура импорта ПИИ в Японию

 

 

 

Диаграмма 4. Отношение накопленных в Японии ПИИ к ВВП страны (%)

 

Источник:2011 JETRO Global Trade and Investment Report. International Business as a Catalyst for Japan’s Reconstruction. Japan External Trade Organization (JETRO) Overseas Research Department, 2011, p. 38


  1. http://www.stat.go.jp/english/data/chouki/18.htm
  2. UNCTAD, World Investment Report 2006, p. 299, 306, 2011, p. 187, 191. — www.unctad.org/wir
  3. Диаграммы 1 и 2 рассчитаны и построены по данным UNCTAD, World Investment Report 2005, 2006,2011 — www.unctad.org/wir. Официальная японская статистика ПИИ, опирающаяся на данные Министерства финансов страны, содержит показатели, отличающиеся от данных международной статистики. В данном случае для международных сравнений более приемлемой представляется международная статистика.
  4. Рассчитывается ЮНКТАД и представляет отношение доли страны в мировом импорте ПИИ к ее доле в мировом ВВП. Источник: UNCTAD, World Investment Report 2011. Country fact sheet: Japan
  5. Индекс ЮНКТАД. Рассчитывается как среднее арифметическое 4 показателей: среднегодовой (за последние 3 года) приток ПИИ по отношению к валовому капиталонакоплению (%); накопленные в стране ПИИ по отношению к ВВП (данные на последний год, %); добавленная стоимость, созданная иностранными филиалами на территории страны за последний год по отношению к ВВП (%); численность занятых в иностранных филиалах по отношению к общей численности занятых в стране (данные на последний год, %)
  6. http://www.unctad.org/Templates/Search.asp?intItemID=6018&lang=1&frmSearchStr=Index+transnationality&frmCategory=all§ion=whole
  7. Индекс ЮНКТАД. Рассчитывается на основе 12 экономических параметров по шкале от 0 до 1.
  8. Обзор составляется на основе результатов опросов Investment promotion agencies (IPAs), ТНК и экспертов.
  9. Prospects for Foreign>www.unctad.org/en/docs/iteiit20057_en.pdf
  10. В данном рейтинге оценивались все страны, а не только развитые как в предыдущем.
  11. World Investment Prospects Survey 2010-2012, p.13 — http://pt.scribd.com/doc/36995072/UNCTAD-World-Investment-Prospects-Survey-2010-2012
  12. К сожалению, в нашем распоряжении не имеется более поздней сопоставимой информации, поскольку авторы ежегодных докладов ЮНКТАД помещают подобную подробную информацию не в каждом выпуске World Investment Report.
  13. The 44th Survey of Trends in Business Activities of Foreign Affiliates (Summary) — http://www.meti.go.jp/english/statistics/tyo/gaisikei/index.html
  14. По данным: World Investment Report 2006, p. 328 — 332
  15. Данные по Японии за 2007 г., данные по Китаю основаны на китайской статистике предприятий с иностранным капиталом — Источник: UNCTAD. World Investment Report 2011. Annex Table 34. — http://www.unctad.org/Templates/Page.asp?intItemID=5545&lang=1
  16. Впервые курс на привлечение в страну ПИИ был провозглашен в 1995 г. в документе Совета по иностранным инвестициям «Toward the Promotion of Foreign>http://www.invest-japan.go.jp/fdip/files/19950613.htm
  17. A Call for Foreign>www.doyukai.or.jp
  18. Sasaki M.(Vice Chairman of the Board of Councilors, Nippon Keidanren, Chairman, Mitsubishi Corp.). Significance of Promoting FDI to Japan. — www.nipponkeidanren.or.jp
  19. Пример, тому реакция на заключение альянсового соглашения с продажей крупного пакета акций между японской Ниссан» и французской «Рено» в 1999 г. — Подробнее об альянсе см. Тимонина И.Л. Международная экспансия «Ниссан» и место России в глобальной стратегии компании. — Японский опыт для российских реформ, 2006, выпуск первый. — http://www.japan-assoc.ru/publics/science/texts/t_2006_1/index.html; Тимонина И.Л. «Ниссан» в условиях глобализации: от выживания к успеху. — Япония 2006-2007. Ежегодник. — Москва, АИРО — XXI, 2006.
  20. www.jetro.org.jp.
  21. Страны, входящие в первую двадцатку рейтинга ввели эффективные, но простые процедуры регулирования по таким направлениям, как учреждение предприятия и оформление разрешений на строительство, а также создали прочные правовые механизмы защиты прав собственности. Кроме того, они периодически анализируют и обновляют нормы регулирования предпринимательской деятельности в рамках более широкой программы повышения конкурентоспособности и используют возможности новых технологий для создания и совершенствования систем “электронного правительства”/ Источник: Ведение бизнеса в условиях большей прозрачности 2012. Международный банк реконструкции и развития/Всемирный банк, с. 5-6 (http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2012 )
  22. Индекс рассчитывается на основе 10 контрольных показателей — от права собственности до свободы предпринимательства (http://www.heritage.org )
  23. http://www.heritage.org/index/country/japan
  24. Программа привлечения частного сектор общественных услуг, таких как коммунальные услуги, уход за престарелыми и т.п.
  25. Формат раздела не позволяет подробно рассмотреть каждое из перечисленных направлений, комментарии по которым содержатся в тесте Доклада. Источник: The Follow-up of the Program for Promotion of Foreign>http://www.investment-japan.go.jp/meeting/2005/0316item3.pdf
  26. Например, Program for Acceleration of Foreign>www.meti.go.jp/english/report/downloadfiles/2008WhitePaper/4-4.pdf; http://www.invest-japan.go.jp/en_committee.html
  27. Inward Investment Promotion Program — www.meti.go.jp/english/policy/economy/inward_investment/full_report.pdf
  28. Overview of the “Inward Investment Promotion Program”, November 2010. Ministry of Economy, Trade and Industry. — www.meti.go.jp/english/policy/economy/inward_investment/overview.pdf
  29. По данным опросов Японской организации содействия внешней торговле ДЖЭТРО. — 10 Advantages to Investing in Japan. www.investjapan.org.