«Мировое и национальное хозяйство»
«World and National Economy»

Издание МГИМО МИД России |
ISSN: 2713-0983 |
MGIMO-University

Польская помощь развивающимся странам

Статья посвящена польской стратегии оказания помощи развивающимся странам. Автор анализирует условия, формы и механизмы предоставления помощи.

Ключевые слова: Польша, иностранная помощь, страна-донор, страна-реципиент, развивающиеся стран, помощь содействия развитию ( ОПР ).

А. Habarta. Polish Official Development Assistance The article focuses on Polish strategy of ODA: conditions, forms and mechanisms.

Key words: Poland, foreign aid, donor-country, recipient-country, developing country, official development assistance (ODA).

Польский опыт помощи развивающимся странам имеет достаточно долгую историю. Польша начала оказывать помощь другим странам во второй половине ХХ века. Характерной чертой социально-экономического развития в данный период, была командно-административная хозяйственная система. В данный период Польша оказывала помощь развивающимся странам, цели и направленность которой исходили из политических и идеологических соображений. Основными реципиентами польской помощи были социалистические страны, государства, симпатизирующие социалистическому блоку и страны, имеющие стратегическое значение, среди которых можно выделить: Анголу, Йемен, Камбоджу, Вьетнам. В основном, польская помощь направлялась на развитие таких отраслей экономики как: энергетика, транспорт, добывающая промышленность, сельское хозяйство. Кроме того, Польша подготавливала в своих высших учебных заведениях специалистов из развивающихся стран. Во многих странах СЭВ в 60-ые годы, в том числе в Польше, возникали Институты, занимающиеся изучением проблем развивающихся стран. Сегодня достаточно трудно оценить размер оказанной помощи в тот период, так как большинство операций имели засекреченный характер, или информация по ним отсутствует. С развалом социалистического блока и сменой социально-экономической парадигмы оказание помощи вышеупомянутым странам из-за исчезновения идеологической мотивации прекратилась. Справедливости ради, необходимо упомянуть, что в 90-ые годы Польша сама превратилась в самого крупного реципиента экономической помощи, оказываемой Европейским Союзом в Центральной и Восточной Европе. Со временем, когда экономика страны окрепла, после трансформации социально-экономической системы, Польша сама начала оказывать поддержку странам с переходной экономикой, делясь своим опытом, в том числе, опытом администрирования полученными средствами в рамках оказанной помощи. В 2000 г. Польша приняла Декларацию тысячелетия ООН, тем самым, взяв на себя обязанности участвовать и оказывать активную экономическую, социальную и гуманитарную помощь. В 2003 г. была разработана первая стратегия оказания помощи развивающимся странам. В 2005 г. в структуре МИД Польши был образован Департамент содействия развитию, который координирует оказание Польшей помощи содействия развитию. С 2006 г. была начата разработка стратегии помощи содействия развитию на период 2007-2013. Целью международного сотрудничества по содействию устойчивому развитию, является уменьшение диспропорции в уровне жизни между развитыми странами и развивающимися. В группу стран-доноров, в недавнем прошлом вошла и Польша. Благодаря участию во многих международных организациях ООН, НАТО, ОЭСР, ЕС, а также высоким темпам экономического развития, роль и размер польской помощи развивающимся странам увеличивается. С присоединением Польши к Европейскому Союзу в 2004 г., вопросы, связанные с оказанием помощи развивающимся странам, стали частично находиться в компетенции Европейской Комиссии ЕС. В связи с этим, принципы оказания внешней помощи были пересмотрены. Польша, как член ЕС, взяла на себя обязательства по увеличению объема оказываемой официальной помощи содействия развитию (ОПР, Official Development Assistance) до 0,17% ВНД до 2010 г., и до 0,33% ВНД до 2015 г. Вклад ЕС в оказание помощи развивающимся странам в последние годы возрастает, также как растет количество ее реципиентов. Совокупный объем оказываемой помощи 27 странами ЕС составляет около 60% ОПР, что ставит ЕС в лидеры среди стран-доноров. Целью ЕС является не только увеличение объема помощи, но и увеличение ее эффективности. В связи с этим в 2005 г. ЕС, вмести с другими странами-членами ОЭСР, заключили Парижскую декларацию об эффективности помощи развитию. ЕС предпринял целый ряд шагов по имплементации принятой в декларации обязательств. На практике это проявляется в совместном планировании помощи между Комиссией и 27 странами-членами, а также разделением задач по оказанию помощи по географическому признаку. В 2005 г. Совет Европейского Союза, совместно с Европейской Комиссией и Европейским Парламентом, приняли Европейский консенсус по содействию развитию (The European Consensus on Development), который предполагает комплексный подход к политике содействия развитию. В нем содержатся основные направления действий для 27 стран ЕС. Европейский консенсус по содействию развитию, предполагает связанность совместных действий стран-участниц, направленных на достижение устойчивого развития, а также совместно с развивающимися странами разработку стратегий развития. Таким образом, Европейский Союз является одновременно донором и координатором распределения помощи, оказываемой 27 странами-членами, в том числе и Польшей. В настоящий момент помощь содействию развитию предоставляется из общего бюджета ЕС, Европейского фонда содействия развитию (European Development Fund), а также из индивидуальных программ содействия помощи стран-участниц. В деятельности всех вышеупомянутых инструментов активно участвует Польша. Механизмы предоставления польской помощи и сферы ее применения Польская помощь содействия развитию опирается на следующие принципы:

  • Принцип ответственности — характер польской помощи содействия развитию имеет дополняющий характер. Государства сами берут на себя ответственность за свое социально-экономическое развитие;
  • Принцип партнерства между странами. Польша признает страны, с которыми сотрудничает как с полноценными партнерами, уважая их независимость, культуру и традиции;
  • Принцип сотрудничества между польским правительством и общественными организациями и предприятиями;
  • Принцип всестороннего подхода к политике содействия развитию. Действия, направленные на содействие развитию, должны учитывать социальное развитие, а также охрану окружающей среды;
  • Принцип транспарентности процедур принятия проектов помощи содействия развитию, а также подотчетных средств, выделяемых на их реализацию.

Главной целью польской помощи содействия развитию является оказание поддержки странам в достижении устойчивого развития и в борьбе с бедностью. Задачи польской помощи содействия развитию вытекают из Декларации тысячелетия ООН, а также политики содействия развитию, реализуемой ЕС. В силу вышесказанного, задачи польской помощи содействия развитию можно определить следующим образом:

  • Способствовать устойчивому экономическому росту;
  • Поддерживать соблюдение прав человека, верховенство закона и демократию;
  • Поддерживать глобальную безопасность и стабильность;
  • Передавать опыт трансформации национальной экономики;
  • Развитие человеческого потенциала;
  • Поддерживать развитие органов местного самоуправления;
  • Оказывать гуманитарную и продовольственную помощь нуждающимся в этом странам.

Сотрудничество в области устойчивого развития является неотъемлемой составляющей польской внешней политики, которая должна способствовать достижению ее главных целей. Предотвращение потенциальных конфликтом между Югом и Севером является залогом безопасности Польши. Способствование развитию товарооборота с развивающимися государствами и странами с переходной экономикой, обеспечивает реализацию экономических интересов Польши. А устранение экологических опасностей благотворно сказывается на окружающей среде. Помощь содействия развитию рассматривается Польшей как своего рода инструмент продвижения позитивного образа страны на международной арене. Адресатами польской помощи содействия развитию, прежде всего, являются те страны, с которыми у Польши имеются активные экономические, политические или культурные отношения. Основные страны-реципиенты, это страны с переходной экономикой в Центральной и Восточной Европы, а также на Балканах, в которых присутствует население польского происхождения. В настоящий момент основными странами- реципиентами польской помощи являются:

  • Ангола;
  • Афганистан;
  • Белоруссия;
  • Грузия;
  • Молдавия;
  • Палестинская Автономия;
  • Украина.

Польша оказывает помощь содействия развитию, с одной стороны, в самых востребованных областях в странах-реципиентах, с другой стороны,там, где у Польши есть сравнительные преимущества по сравнению с другими странами- донорами. Польская помощь содействия развитию состоит из двух составляющих. Первая из них заключается в содействии в достижении устойчивого роста и развития демократических институтов общества, гражданского общества, независимых СМИ, прав человека, особенно, в странах с переходной экономикой. Вторая составляющая оказания польской помощи вытекает из убеждения, что эффективно работающие демократические институты и активное гражданское общество, являются обязательными условиями достижения устойчивого развития. Отсюда вытекают направления польской помощи содействия развитию:

  • Реформирование системы государственного управления;
  • Помощь в реализации трансформация социально-экономической модели;
  • Усиление демократических институтов;
  • Образование;
  • Здравоохранение;
  • Улучшение санитарных условий (особенно доступа к питьевой воде);
  • Охрана окружающей среды.

В случае, если страна, граничащая с ЕС, в будущем рассматривает возможность вступить в данное интеграционное объединение, Польша готова оказывать помощь в области гармонизации местного законодательства со стандартами и требованиями ЕС. Главную роль в оказании польской помощи содействия развитию отводится Министерству иностранных дел Польши, Министерству финансов Польши, Министерству науки и высшего образования Польши. В ведении МИД Польши находится определение приоритетных направлений оказания помощи содействия развитию, ее координация, оказание помощи в форме выработки проектов, а также принятие конкретных шагов в случае гуманитарных или продовольственных катастроф. Министерство финансов Польши отвечает за предоставление финансовых средств в рамках реализации программ польской помощи содействия развитию, а также перечисления взносов в международные организации. Министерство науки и высшего образования Польши участвует в предоставлении польской помощи содействия развития, путем предоставления стипендий, возможности прохождения обучения и стажировок в польских учебных заведениях. Главные цели польской помощи содействия развитию, принципы их реализации, ее реципиенты определяются в ежегодных планах оказания помощи, составленных на основе многолетней стратегии польской помощи содействия развитию. Помощь может предоставляться как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Двусторонняя помощь представляет собой реализацию определенных проектов развития. Проекты, которые финансируются Министерством иностранных дел Польши, реализуются при участии партнеров программы польской помощи содействия развитию, сотрудничающих с организациями, расположенными в стране-реципиенте польской помощи. Неправительственные организации для участия в программе обязаны пройти конкурсный отбор. Также представительства МИД Польши за рубежом могут проводить мероприятия, направленные на содействие развитию. Двусторонняя помощь чаще всего имеет форму проектов содействия развитию, технической, гуманитарной, продовольственной, волонтерской помощи, предоставления льготных кредитов или отсрочки платежа по ним. Проекты содействия развитию чаще всего направлены на развитие общественной инфраструктуры, оказание помощи в восстановлении жилья после боевых действий. Обычно Польша оказывает техническую помощь путем повышения квалификации и уровня образования граждан стран-реципиентов помощи. Техническая помощь может оказываться в форме консалтинговых услуг, проведения аналитических работ, передачи знаний. Польская финансовая помощь представляет собой государственные кредиты, выданные стране-реципиенту, или конверсии их задолженности в программы помощи содействия развитию. Таким образом, Польша, с одной стороны, ограничивает предоставление кредитов самым бедным и неплатежеспособным странам, с другой стороны, полностью или частично списывает их. Польша предоставляет гуманитарную и продовольственную помощь странам, в которых произошли чрезвычайные происшествия. Участие Польши в предоставлении многосторонней помощи заключается в переводе денежных средств в специализированные международные организации. Польша участвует в оказании помощи содействия развитию на многосторонней основе через членство в международных организациях. В настоящий момент, из-за отчислений в общий бюджет ЕС, величина средств, предназначенных в рамках многосторонней помощи, превышает объем двусторонней помощи. Так как Польша стремится наращивать двустороннюю помощь, с каждым годом эта диспропорция уменьшается. Через многостороннюю помощь содействия развитию, Польша помогает тем государством, в которых оказание непосредственной помощи невозможно из-за военных конфликтов или в случаях, когда экономические или дипломатические контакты с данными странами ограничены. Помимо того, Польша участвует в оказании помощи на многосторонней основе, в тех случаях, когда необходимы скоординированные действия со стороны международной общественности для повышения эффективности борьбы с бедностью или для достижения устойчивого развития. Польская помощь содействия развитию может поступать через несколько каналов:

  • Непосредственно через Министерство финансов Польши;
  • Через целевые фонды Министерства иностранных дел Польши
  • Через льготные кредиты, предоставляемые Министерством финансов Польши;
  • Предоставление стипендий, финансируемых Министерством науки и высшего образования Польши.

Также другие государственные органы могут на добровольной основе осуществлять взносы для финансирования польской помощи содействия развитию. В 2010 г. объем польской помощи содействия развитию составил более 377 млн. долл. США (1139 млн. польских злотых), около 0,08% ВНД, из чего помощь содействию развитию на многосторонней основе составляла около 75%.

Объем польской помощи содействия развитию в 2005-2010 гг. в млн. польских злотых alt Источник: Polska współpraca na rzecz rozwoju. Raport roczny 2010, Ministerstwo Spraw Zagranicznych, Departament Współpracy Rozowjowej, стр. 8. Объем польской помощи содействия развитию (ОПР, Official Development Assistance) в 2004-2010 гг.

год

величина ОПР (млн. долл. США)

ОПР/ВНД (%)

2004

137,58

0,05

2005

204,98

0,07

2006

297,2

0,09

2007

362,83

0,09

2008

372,37

0,08

2009

374,67

0,09

2010

377,89

0,08

Источник : Polska współpraca na rzecz rozwoju. Raport roczny 2004, Ministerstwo Spraw Zagranicznych, Departament Systemu Narodów Zjednoczonych, стр. 32, Polska współpraca na rzecz rozwoju. Raport roczny 2005, Ministerstwo Spraw Zagranicznych, Departament Współpracy Rozowjowej, стр. 34, Polska współpraca na rzecz rozwoju. Raport roczny 2006, Ministerstwo Spraw Zagranicznych, Departament Współpracy Rozowjowej, стр. 10, Polska współpraca na rzecz rozwoju. Raport roczny 2007, Ministerstwo Spraw Zagranicznych, Departament Współpracy Rozowjowej, стр. 9, Polska współpraca na rzecz rozwoju. Raport roczny 2008, Ministerstwo Spraw Zagranicznych, Departament Współpracy Rozowjowej, стр. 10, Polska współpraca na rzecz rozwoju. Raport roczny 2009, Ministerstwo Spraw Zagranicznych, Departament Współpracy Rozowjowej, стр. 17, Polska współpraca na rzecz rozwoju. Raport roczny 2010, Ministerstwo Spraw Zagranicznych, Departament Współpracy Rozowjowej, стр. 8. Помощь , выделяемая Польшей на многосторонней основе . Опыт Польши в предоставлении помощи развивающимся странам не очень большой. В связи с этим, для повышения эффективности польской помощи содействия развитию, Польша оказывает помощь через международные организации, путем осуществления денежных взносов на их счета. В 2010 г. Польша выделила на многостороннюю помощь 290 млн. злотых. Из вышеупомянутой суммы 810 млн. злотых (269 млн. долл., 203 млн. евро) [2] были переведены в бюджет ЕС для финансирования помощи содействия развитию (70% всей польской ОПР). Также Министерство иностранных дел Польши перечислило 9 млн. злотых в качестве членских взносов, добровольных пожертвований в международные организации и фонды. Договор о вступлении Польши в Европейский союз обязал Польшу участвовать в финансировании Европейского фонда развития (European Development Fund, ЕФР). В 2008 г. Польша ратифицировала изменения, внесенные в Соглашение Котону от 25 июня 2005 г. Доля Польши в ЕФР составляет 1,3%, а в 2008-2013 гг. Польша обязалась внести в ЕФР в совокупности 294,866 млн. евро[3]. Однако, первый взнос в фонд в размере 39,39 млн. евро[4]. был осуществлен только в 2011 г. На Министерство иностранных дел Польши возложена обязанность с определением и планированием необходимых средств, которые будут вноситься в ЕФР из бюджета МИД Польши. Участие в финансировании ЕФР позволит польским предприятиям принимать участие в конкурсах, финансируемых ЕФР. Кроме того, Польша как член ЕФР, обязалась предоставить Европейскому инвестиционному банку (European Investment Bank, ЕИБ) гарантию покрытия всех рисков, (в том числе кредитных, экономических и политических) реализованных в рамках ЕФР и финансируемых через ЕИБ в странах и зависимых территориях, расположенных в Африке, Азии и Карибском бассейне, в размере 75% от их стоимости. Величина гарантии, которую предоставила Польша, пропорциональна ее доли в капитале ЕИБ (2,084%), и в денежном выражении составляет 31,730 млн. евро.[5]. Польша активно участвует в оказании помощи на многосторонней основе, в том числе, через систему ООН. В 2010 г. Польша перевела членские взносы в нижеперечисленные агентства и организации в следующих размерах:

  • Всемирная организация здравоохранения, ВОЗ — 2,327 млн. долл. США (англ. World Health Organization, WHO);
  • Всемирная продовольственная программа, ВПП — 375 тыс. евро (англ. The World Food Programme, WFP);
  • Комиссия по миростроительству ООН, КМС — 20 тыс. долл. США (англ. United Nations Peacebuilding Commision, UNPBC);
  • Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием — 73,6 тыс. евро (англ. United Nations Convention to Combat Desertification, UNCCD);
  • Объединённая программа Организации Объединённых Наций по ВИЧ/СПИД, ЮНЭЙДС — 10 тыс. долл. США (англ. Joint United Nations Programme on HIV/AIDS, UNAIDS);
  • Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, ЮНЕСКО — 27 тыс. долл. США (англ. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization, UNESCO);
  • Организация Объединённых Наций по промышленному развитию, ЮНИДО — более 2 млн. злотых (англ. United Nations Industrial Development Organization UNIDO);
  • Программа ООН по окружающей среде, ЮНЕП — 150 тыс. долл. США (англ. United Nations Environment Programme, UNEP);
  • Программа развития ООН, ПРООН — 200 тыс. долл. США (англ. United Nations Development Programme, UNDP);
  • Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, ФАО — 1,266 млн. евро (англ. Food and Agriculture Organization, FAO);
  • Рамочная конвенция ООН об изменении климата, РКИК — более 266 тыс. долл. США, а также более 200 тыс. долл. США для выполнения решений Киотского протокола(англ. Framework Convention on Climate Change, UNFCCC);
  • Центральный фонд реагирования на чрезвычайные ситуации, СЕРФ — 250 тыс. долл. США (англ. The Central Emergency Response Fund, CERF);

Кроме того, Польша в рамках осуществления многосторонней помощи содействия развитию жертвует денежные средства в нижеперечисленные организации и институты:

  • Partnership for democratic Governance OECD, — 50 тыс. евро
  • Восточноевропейское партнерство по повышению энергоэффективности и охране окружающей среды — 765 тыс. злотых (англ. Eastern Europe Energy Efficiency And Environment Partnership, E5P);
  • Комитет по содействию развитию ОЭСР — 34,5 тыс. евро (англ. OECD Development Assistance Committee, DAC OECD);
  • Международная ассоциация развития, МАР — 1,111 млн. СДР, а также 470 тыс. злотых в качестве взноса в программу Инициативы по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе (англ. International Development Association, IDA);
  • Международная организация по миграции — 210,6 тыс. швейцарских франков (англ. The International Organization for Migration, IOM);
  • Международное агентство по возобновляемым источникам энергии, ИРЕНА — 52 тыс. злотых (англ. The International Renewable Energy Agency, IRENA);
  • Международный комитет Красного Креста, МККК, — 210 тыс. швейцарских франков (англ. International Committee of the Red Cross, ICRC);
  • Организация экономического сотрудничества и развития, ОЭСР — 79,5 тыс. евро (англ. Organization for Economic Cooperation and Development, OECD);
  • Программа «Партнёрство ради мира» НАТО — 50 тыс. злотых (англ. The Partnership for Peace programme, NATO);
  • Сообщество демократии — 92 тыс. злотых (англ. Community of Democracies, Intergovernmental Organization, CD);

Помощь, выделяемая Польшей на двухсторонней основе. Большая часть польской двухсторонней помощи оказывается в виде реализации проектов, осуществляемых через неправительственные организации, органы государственной власти, местные органы самоуправления, представительства МИД Польши за рубежом. Основные реципиенты польской помощи. В 2004 г. Министерство иностранных дел Польши первый раз в своей истории определило приоритетные направления оказания польской помощи содействия развитию. В группу приоритетных стран были включены: Ангола, Афганистан, Вьетнам, Грузия, Ирак и Молдавия. В 2005г. в данный список была добавлена Палестинская Автономия, в 2006 г. Белоруссия и Украина, а в 2007 г. Танзания. К сожалению, в последующие годы список стран приоритетных реципиентов был уменьшен. В связи с отсутствием реальной возможности сотрудничества с Вьетнамом, эта страна была исключена из списка приоритетных направлений оказания польской помощи. Несмотря на это, во Вьетнаме продолжается реализация программ помощи в рамках «Фонда Малых Грантов». В связи с нестабильной внутренней ситуацией в Ираке и наличия угроз для жизни лиц, реализующих программы помощи в Ираке, эта страна в 2008 г. также была исключена из вышеупомянутого списка. Несмотря на это, Посольство Польши в Багдаде продолжает осуществлять помощь содействия развитию в Ираке. В связи с закрытием Посольства Польши в городе Дар-эс-Салам и уменьшения возможности сотрудничества, Танзания перестала быть для Польши приоритетным реципиентом ее помощи. Помимо вышеупомянутых приоритетных стран-реципиентов помощи, Польша оказывает помощь содействия развитию странам Закавказья, Балканским государствам, странам Центральной Азии, Африки, Ближнего и Дальнего Востока и Латинской Америки. Сферы оказания помощи зависят от потребностей данных стран, обычно, они касаются таких областей как образование, здравоохранение, сельское хозяйство, доступ к питьевой воде, развитие общественной инфраструктуры, постконфликтное восстановление, помощь в проведении социально-экономических реформ, демократизации общества, строительство гражданского общества, охрана культурного наследия. Польская помощь Анголе. В 2008-2010 гг. в Анголе было реализовано 15 проектов на общую сумму более 3,2 млн. злотых[6]. Главными целями польской помощи Анголе являются: развитие сельского хозяйства и охрана окружающей среды, развитие человеческого капитала (сфера образования), система здравоохранения, усиление деятельности и эффективности органов государственной власти и постконфликтное восстановление. Польская помощь Афганистану. Ввиду нестабильной ситуации, особенно проблем с обеспечением безопасности в стране, оказание польской помощи развития возможно только при содействии военных структур. В восстановлении Афганистана важную роль играют Группы по реконструкции провинций, ГРП (Provincial Reconstruction Team, PRT), число которых на сегодняшний момент составляет 27. ГРП представляет собой команду, как гражданских, так и военных специалистов, целью деятельности которых, является оказание содействия и восстановление провинции. Их деятельность направлена на реализацию долгосрочных инвестиций и проектов, для улучшения уровня жизни граждан Афганистана. ГРП при осуществлении своей деятельности сотрудничают с местными органами управления, а также местными и международными организациями для реализации помощи содействия развитию. Деятельность польской команды сосредоточена в провинции Газни, в центральной части Афганистана, главного реципиента польской международной помощи в Афганистане, где также дислоцирован польский контингент международных сил. Польская ГРП начала свою деятельность 28 июня 2008 г. Главной направленностью деятельности польской ГРП является усиление институциональных функций локальных органов управления. Помимо проектов, связанных с восстановлением необходимой инфраструктуры (ремонт дорог, административных зданий, строительства систем водоснабжения, электрификации), приобретением необходимого имущества для школ, больниц и др. учреждений, ГРП реализует социальные, образовательные проекты (обучение грамотности, математике, пользованию вычислительной техникой, английскому языку). ГРП осуществляет свою деятельность согласно с Планом Развития Провинции (Provincial Development Plan). Инициативы всегда исходит от жителей Газни, а при реализации проектов учитываются местные технические возможности и наличие на местном рынке запасных частей. В 2002-2009 гг.. в рамках реализации программы польской помощи в Афганистане было реализовано более 100 проектов, стоимость которых превысила 55 млн. злотых (16,7 млн. долл. США)[7].. В 2009 г. наступило пятикратное увеличение объема помощи по сравнению с предыдущими годами до 15 млн. злотых (4,8 млн. долл. США)[8].. Большая часть денежных средств была потрачена на реализацию проектов польской ГРП. В провинции Газни было реализовано 34 проекта: 27 инвестиционных, 7 проектов по обучению и подготовке специалистов. В 2009 г. польская помощь в большей части была направлена на усиление гражданского общества и государственной структуры Афганистана, диверсификации экономики, в том числе развитие альтернативных видов растениеводства вместо выращивания мака, обеспечение доступа к питьевой воде, развитие системы здравоохранения, образования, социально-экономического развития провинции Газни. В 2009 г. в Афганистане реализовано было 45 проектов на общую сумму более 15 млн. злотых. В 2010 г. Польша выделила 20,8 млн. злотых, большая часть из которых (20 млн. злотых) была направлена на реализацию 32 проектов польской ГПР в провинции Газни. В 2010 г. Польша передала 1 млн. долл. США в Международный Фонд реконструкции Афганистана, МФРА (Afghanistan Reconstruction Trust Fund, ARTF) и 375 тыс. евро во Всемирную продовольственную программу (The World Food Programme, WFP). В 2011 г. польская помощь Афганистану была направлена на повышение эффективности управления (good governance), усиление деятельности органов государственной власти, в том числе судебной системы, развитие независимых средств массовой информации, образование, развитие инфраструктуры провинции Газни, развитие сельских регионов, развитие сектора малого и среднего бизнеса, а также способствование вовлечению в экономическую жизнь женского населения Афганистана. В 2011 г. на реализацию 36 проектов было выделено около 26 млн. злотых. Было начато сотрудничество между учебными заведениями обеих стран — Афганского института гражданской службы (Afghan Civil Service Institute, ACSI) с Национальной школой государственного управления (Krajowa Szkoła Administracji Publicznej). Польская помощь Белоруссии. Польша придает большое значение поддержанию хороших добрососедских отношений с Белоруссией, а также ее социально-экономическому развитию, с которой Польша готова поделиться опытом трансформации экономики. Результатом роста интереса к происходящим процессам в Белоруссии и развития сотрудничества между нею и ЕС стало включение Белоруссии в программу Восточное Партнерство. С 2006 г. Белоруссия является реципиентом польской помощи содействия развитию. В 2008-2010 гг. в Беларуссии было реализовано 97 проектов на общую сумму более 75 млн. злотых. В 2011 г. объем помощи был увеличен до 42 млн. злотых[9].. Главные цели польской помощи это: доступ к независимым средствам массовой информации, поддержка интернет ресурсов, местных СМИ, обучение и выделение стипендии для журналистов, развитие гражданского общества, среднего и малого бизнеса, развитие органов местного самоуправления, повышение эффективности управления (good governance), развитие сельского хозяйства и сельской местности, развитие инфраструктуры, борьба с коррупцией, повышение эффективности работы погранпереходов, поддержка и развитие белорусской культуры и языка, студенческий обмен. Польская помощь Грузии. С 2004 г. Грузия является реципиентом польской помощи содействия развитию. В 2008-2011 гг. в Грузии было реализовано 112 проектов на общую сумму более 25 млн. злотых[10].. Польская помощь Грузии направлена на повышение эффективности управления (good governance), региональное развитие, децентрализацию, борьба с коррупцией, повышение эффективности социальной сферы, развитие независимых СМИ, развитие малого и среднего бизнеса, в том числе развитие АПК, вовлечение в экономическую сферу беженцев и маргинальных групп, охрана окружающей среды, энергетическая эффективность, развитие сельского хозяйства и сельских регионов, повышение эффективности таможенной службы, борьба с таможенными преступлениями, борьба с нелегальной миграцией, а также популяризация идей интеграции в структуры НАТО. В 2011 г. более 50% проектов было реализовано при участии негосударственных организаций, 27% проектов реализовано при сотрудничестве с государственными органами власти. Польская помощь Молдавии. С 2004 г. Молдавия является реципиентом польской помощи содействия развитию. В 2008-2011 гг. в Молдавии было реализовано 72 проекта на общую сумму более 11 млн. злотых[11].. Главные цели польской помощи это: повышение эффективности управления (good governance), борьба с коррупцией, эффективное управление бюджетной политикой, повышение квалификаций рабочей силы, развитие сельских регионов и сельского хозяйства, борьба с работорговлей, переход на европейские стандарты, развитие органов местного самоуправления, гражданского общества, малого и среднего бизнеса, развитие и демократизацию местных СМИ. Польская помощь Палестинской Автономии. С 2005 г. Палестинская Автономия является реципиентом польской помощи содействия развитию. В феврале 2009 г. было подписано Рамочное соглашение о сотрудничестве в содействии развития между Польшей и Палестинской Автономией. Это первый документ такого рода, подписанный Польшей с реципиентом польской помощи. Соглашение предполагает сотрудничество в образовательной и технической области, поставке товаров, оборудования, материалов, осуществления взносов в Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (United Nations Relief and Works Agency for Palestine Refugees in the Near East, UNRWA), а также финансирование проектов развития, гуманитарных проектов, разработанных на основе палестинских национальных планов. В 2008-2011 гг. в Палестинской Автономии был реализован 21 проект на общую сумму более 4,5 млн. злотых[12].. В 2011 г. польская помощь Палестинской Автономии была направлена на повышение эффективности управления (good governance), особенно повышение квалификации госслужащих, развитие сельского хозяйства и сельских регионов, поощрение образования среди молодежи, повышение эффективности пограничной службы, а также обучение ее сотрудников. В 2011 г. было реализовано 6 проектов на общую сумму 1,3 млн. злотых[13]. :

  • Проект развития сельских регионов в южной части провинции Хеврон. Целью проекта являлось увеличение доступа к питьевой воде, а также для сельскохозяйственных нужд. Был осуществлен ремонт 20 цистерн для хранения дождевой воды. Было проведено обучение по консервации вышеупомянутых объектов, повышения уровня гигиены, а также более эффективных методов получения воды.
  • Проект «Молочный путь в Южный Хеврон», предполагает усиление кооперативного сотрудничества между производителями коз и овец в Массафер Ятта (Masafer Yatta) и местным кооперативом. Целью проекта было развитие местного рынка производителей молочной продукции и повышение его качества. Была проведена модернизация 48 хозяйств.
  • Продолжалась реализация проекта повышения квалификации пограничных служб Палестинской Автономии
  • Проект строительства зоны отдыха и детской площадки в детском доме в Восточном Иерусалиме. Целью проекта была организация в необустроенной верхней части здания приюта безопасного пространства для игр воспитанников детского дома.
  • Организация информационной компании против употребления наркотиков среди молодежи из Восточного Иерусалима. В рамках проекта проведена информационно-разъяснительная работа среди лидеров региональных групп молодежи о проблеме наркомании.
  • Проект создания новых рабочих мест путем строительства новых цистерн для воды в поселке Абоуд (Aboud). Целью проекта было возведение 5 цистерн, которые должны были облегчить доступ местных жителей к питьевой воде. Реализация проекта способствовала повышению занятости среди местного населения.

Польская помощь Украине. Благодаря наличию общей границы с Украиной и ее важного геополитического положения в Европе, данная страна стала важным партнером Польши в Восточной Европе. Украина входит в программу Восточного Партнерства, реализуемую ЕС. С 2006 г. Украина является реципиентом польской помощи содействия развитию. Выбор в 2007 г. Польши и Украины как стран-организаторов Чемпионата Европы по футболу в 2012 г. (Евро-2012) послужило дополнительным импульсом к развитию двустороннего сотрудничества. В 2008-2011 гг. на Украине было реализовано 252 проекта на общую сумму более 46 млн. злотых[14].. Главными целями польской помощи являются: повышение эффективности управления (good governance), борьба с коррупцией, гармонизация законодательной базы Украины с ЕС, в том числе в области судебной системы, таможенной и пограничной службы, земельное законодательство, реформа пенсионной системы, развитие сельских регионов и сельского хозяйства, развитие органов местного самоуправления, развитие малого и среднего бизнеса, повышение энергоэффективности украинской экономики, а также популяризация идей интеграции в структуры ЕС и НАТО. Выводы Вступая в 2004 г. в Европейский Союз, помимо получения экономических выгод, Польша была вынуждена разделить общее принципы европейской политики, в том числе в области оказания помощи развивающимся станам. Польша в одночасье превратилась в страну- донора международной помощи содействия развитию. Вступление в ЕС, с одной стороны, побудило Польшу к созданию собственной системы помощи содействия развитию, а с другой, ее гармонизацию с политикой, проводимой ЕС в этой области и ее координирования. Предоставление помощи содействия развитию является очень ответственной задачей, которая требует соблюдения последовательности реализации вышеупомянутой политики, соблюдения Польшей финансовых обязательств, взятых на себя. Другой нелегкой задачей, в условиях кризиса будет увеличение размера ОПР до 0,33% ВНД к 2015 г., согласно ранее принятым обязательствам. Начиная с 2004 г. значительное увеличение объемов предоставляемой помощи развивающимся странам возможно в будущем позволит усилить свои внешнеэкономические связи. В настоящий момент помощь содействию развития расценивается Польшей как инструмент повышения своего престижа в современном мире.


  1. Polska współpraca na rzecz rozwoju. Raport roczny 2010, Ministerstwo Spraw Zagranicznych, Departament Współpracy Rozowjowej, стр. 10.
  2. Информационный портал МИД Польши «Polska pomoc w liczbach (2010)». Way of access: www.polskapomoc.gov.pl/Pomoc,w,liczbach,15.html
  3. Информационный портал МИД Польши «Polska pomoc w liczbach (2010) «. Way of access:
  4. там же
  5. Экономический справочник по странам мира, МИД Польши, way of access:
  6. Информационный портал МИД Польши «Polska pomoc w liczbach (2010)». Way of access:
  7. Информационный портал МИД Польши «Polska pomoc w liczbach (2010)». Way of access:
  8. там же
  9. Информационный портал МИД Польши «Polska pomoc w liczbach (2010)». Way of access:
  10. Информационный портал МИД Польши «Polska pomoc w liczbach (2010)». Way of access:
  11. Информационный портал МИД Польши «Polska pomoc w liczbach (2010)». Way of access:
  12. Информационный портал МИД Польши «Polska pomoc w liczbach (2010)». Way of access:
  13. там же
  14. Информационный портал МИД Польши «Polska pomoc w liczbach (2010)». Way of access: