«Мировое и национальное хозяйство»
«World and National Economy»

Издание МГИМО МИД России |
ISSN: 2713-0983 |
MGIMO-University

Турция в международном движении капитала

Либеральные реформы начала 2000-х гг. и высокие темпы роста экономики Турции обеспечили ей стабильный приток иностранных инвестиций. И на сегодняшний день страна является 18-ой экономикой мира и одним из региональных центров притяжения иностранных инвестиций. Поэтому было бы весьма интересно, рассмотреть в статье динамику ПИИ, структуру и географию приложения иностранных инвестиций, проанализировать особенности инвестиционного климата и основные моменты политики правительства по привлечению иностранного капитала в страну. Ключевые слова: Турция, прямые иностранные инвестиции, накопленные ПИИ, инвестиционный климат, государственная политика. N.Masumova. Turkey in International Capital Flow Liberal reforms of the 2000-s and high growth rates of Turkish economy secured her stable inflow of foreign investment. Turkey has become 18-th large economy in the world and one of the most attractive regional destinations for foreign investment. So it will be interesting to analyse in the article FDI flows by years, by sectors and by geographic breakdown and the improving investment climate and some aspects of government investment policy. Key words: Turkey, foreign> Начатые в 1980-х гг. либеральные реформы в Турции четко определили направление политики государства на привлечение в страну прямых иностранных инвестиций, как неотъемлемую часть политики модернизации экономики. Примерно с этого времени начинается активное проникновение турецкого капитала на рынки соседних государств. Однако наибольшие успехи были достигнуты лишь в начале 2000-х гг. в связи с принятием ряда основополагающих законодательных актов по регулированию деятельности инвесторов и улучшению инвестиционной привлекательности Турции. Так, в 2003 г. был принят новый Закон № 4875 «О прямых иностранных инвестициях»,отменяющий Закон № 6224 «О поощрении иностранных капиталовложений» от 1954 г. и соответствующий всем международным нормам. Целью принятия нового закона было создание более благоприятной основы для приложения иностранных инвестиций. Своеобразным инструментом привлечения инвестиций также являются специальные инвестиционные зоны (СИЗ), где действуют специальные налоговые режимы и льготные условия для ведения бизнеса. В Турции насчитываются около 200 действующих СИЗ, которые делятся на три вида: 1) технопарки, 2) организованные промышленные зоны и 3) свободные зоны. Основная часть их сконцентрирована в исторически сложившихся индустриальных и научных центрах. Однако государство проводит активную региональную политику и создает СИЗ также в восточных, менее развитых провинциях. Турция, таким образом, пытается стимулировать развитие этих регионов и решить проблему неравномерного размещения инвестиций на территории страны. Повсеместное поощрение деятельности иностранных инвесторов практически во всех отраслях и регионах способствует улучшению инвестиционного климата в стране. Другим инструментом стимулирования инвестиций стало создание Ассоциации иностранных инвесторов (YASED — Uluslararası Yatırımcılar Derneği), которая является крупнейшей неправительственной организацией, объединяющей иностранные компании в Турции.[1]. YASED представляет интересы иностранных инвесторов в турецком правительстве, следит за выполнением законов и других нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность. В том числе благодаря рекомендациям YASED в январе 2012 г. в Турции вступила в силу новая схема стимулирования инвестиций, с помощью которой правительство пытается решить ряд назревших проблем: дефицит счета текущих операций, дисбаланс социально-экономического развития регионов, отставание в НИОКР. Правительство Турции сделало ставку на прямые инвестиции, которые предполагают контроль над хозяйственной деятельностью предприятия, что, безусловно, является положительным фактором в процессе модернизации экономики, т.к. иностранные компании привносят новые подходы к осуществлению предпринимательской деятельности, имеют большой опыт, активно участвуют в принятии решений и что немало важно, являются долгосрочными, т.е. более стабильными инвестициями. В Турции по данным за 2011 г. зарегистрировано почти 30 тыс. иностранных компаний и наиболее привлекательными городами для иностранных инвесторов являются Стамбул, Анталья, Анкара, Измир, Искендерун и Мугла.[2]. Также одним из аспектов стимулирования притока ПИИ в страну являются подписанные Турцией соглашений по предотвращению двойного налогообложения (подписаны соглашения с 71 страной)[3]. и двусторонние инвестиционные соглашения (в настоящее время подписаны соглашения с 82 странами).[4]. Действующий с 1996 г. Таможенный союз между Турцией и ЕС по торговле промышленными товарами дает стране дополнительные преимущества на мировом рынке капиталов. Примечательно, что и Россия заинтересована инвестировать в турецкую экономику. К примеру, один из крупнейших мировых производителей стали российский ММК приобрел турецкий металлургический комбинат холдинга «Атакаш» в Искендеруне. Помимо расширения рынков сбыта, ММК также расширяет товарную линейку и получает собственный морской порт для дальнейшего экспорта продукции. Количественные показатели. В Турции стабильно уже более 20 лет приток ПИИ преобладает над вывозом, то есть страна неизменно является нетто-импортером. В 1979 г. (до военного переворота сентября 1980 г.) объем ежегодных ПИИ в экономику Турции составил 75 млн долл., а через 10 лет в 1990 г. — уже 684 млн долл. — в 10 раз больше. В 2001 г. приток ежегодных ПИИ в Турцию составил почти 3,4 млрд долл. Пик притока ПИИ приходился на 2007 г., когда этот показатель составил 22 млрд долл.[5]. Так если на период 2005-2008 гг. приходился инвестиционный «бум», то уже мировой финансовый кризис 2008 г. привел к резкому оттоку капитала из страны — почти в три раза к 2009 г. Сильная зависимость от конъюнктуры мирового рынка, несомненно, является слабым местом экономики Турции. Что же касается общего объема накопленных ПИИ, то по данным ЮНКТАД, на конец 2011 г. он составил 140,3 млрд долл. (18% ВВП), что на 42 млрд долл. меньше, чем на конец предыдущего года (25,3% ВВП).[6]. В то время как объем накопленных ПЗИ за тот же период увеличился и составил 24 млрд долл. (3,1% ВВП) (см. табл. 2.). Однако Турция оправдывает ожидания инвесторов по восстановлению темпов экономического роста, и на фоне стабилизации ситуации на мировых рынках капиталов наблюдаются достаточно неплохие показатели роста объемов ПИИ. (см. табл. 1). Таблица 1

Турецкие инвестиции (млрд долл.)

Год

ПИИ (нетто)

ПИИ входящие

ПИИ исходящие

Год

ПИИ (нетто)

ПИИ входящие

ПИИ исходящие

1985

0,1

0,1

0,0

2005

9,0

10,0

-1,1

1990

0,7

0,7

0,0

2006

19,3

20,2

-0,9

2000

0,1

1,0

-0,9

2007

19,9

22,0

-2,1

2001

2,9

3,4

-0,5

2008

17,0

19,5

-2,5

2002

0,9

1,1

-0,1

2009

6,9

8,4

-1,6

2003

1,2

1,7

-0,5

2010

7,6

9,1

-1,5

2004

2,0

2,8

-0,8

2011

13,4

15,9

-2,5

Источники: Balance of Payments. Analytic Presentation (1975-2011). The Central Bank of Turkey..

Таблица 2

Объем накопленных ПИИ в Турции (млн долл.)

 

1990г.

2000г.

2010г.

2011г.

Страна

       

Турция

11 150

19 209

181 901

140 305

Объем накопленные ПЗИ в Турции (млн долл)

Год Страна

1990

2000

2010

2011

Турция

1 150

3668

23 802

24034

Источник : World Investment Report 2011. UNCTAD. P.193-194, World Investment Report 2012. UNCTAD. P.175.

Отраслевая структура. При рассмотрении отраслевой структуры приложения прямых иностранных инвестиций в 2010 г. видно, что наиболее привлекательными отраслями является производство электроэнергии, газо- и водоснабжение (27%), финансовый сектор (38%), обрабатывающая промышленность (21%), а именно нефтепереработка (8%) и АПК (4%). Структура приложения ПИИ отличается от докризисного 2007 г., когда 61% ПИИ приходился на финансовый сектор и 22% на обрабатывающую промышленность.[7] Именно в этих отраслях наиболее ярко проявились процессы технологической модернизации, улучшение структуры и качество производства и управления. Географическая структура. Основными же инвесторами в экономику Турции являются развитые страны — 87% всех ПИИ за 2010 г., из них 75% приходится на страны ЕС (Голландия — 21%, Германия — 10%, США — 8%). Растет доля в ПИИ стран Ближнего и Среднего Востока. Такая же ситуация наблюдается и с ПЗИ, где более 50% приходится на страны ЕС, а 31% приходится на страны с переходной экономикой, в основном конечно же на Азербайджан.[8] Однако в связи с затянувшимся переговорным процессом по вступлению Турции в ЕС, страна все больше и больше начинает сближаться со странами БСВ, при этом играя роль регионального лидера. По результатам исследования Всемирного банка и Международной финансовой корпорации за 2012 г. Турция по условиям ведения бизнеса занимает 71 место среди 183 стран по условиям ведения бизнеса (годом ранее страна занимала 73 место). Для сравнения, Россия в том же рейтинге находится на 120 месте. Примечательно, что наибольшие затруднения у инвесторов в Турции вызывают такие аспекты как, получение разрешений на строительство и решение вопросов по неплатежеспособности компаний, 155 и 120 место соответственно. При этом субиндексы «регистрация собственности» и «обеспечение исполнения контрактов» имеют относительно высокие показатели, 44 и 51 место соответственно.[9] В свою очередь, согласно последнему докладу «Глобальная конкурентоспособность 2012-2013» международной неправительственной организации Всемирный экономический форм по индексу конкурентоспособности стран мира Турция улучшила показатель и переместилась с 59-го на 43-е место (для сравнения, Иран — на 66-м месте, Россия — на 67-м, Мексика — 53-м, Германия — 6-м и США — 7-м месте).[10] Сильными сторонами экономики Турции являются размеры рынка, стабильные макроэкономические показатели, достаточно развитая инфраструктура, стабильный финансовый рынок, здравоохранение и начальное образование. Однако анализ нижеприведенных субиндексов позволяет сказать, что для дальнейшего конкурентоспособного развития Турции необходимо совершенствовать институциональную среду (высокие показатели по организованной преступности, издержки, связанные с угрозой терроризма, нецелевое использование бюджетных средств, некомпетентность правоохранительных органов и др.), увеличивать эффективность рынка труда, повышать качество высшего образования и уровень переподготовки кадров, обеспечивать населению доступ к новым технологиям, а также повышать качество и эффективность самих научно-исследовательских институтов. Так, ВЭФ относит Турцию к странам, находящихся на стадии эффективного экономического развития (См. табл. 3). Таблица 3

Индекс глобальной конкурентоспособности Турции

 

59-е место
(2010-2011 гг.)

43-е место
(2012-2013 гг.)

Индекс глобальной конкурентоспособности

4,28

4,45

в т.ч.:

   

институциональная среда

3,69

3,98

инфраструктура

4,39

4,38

макроэкономическая стабильность

4,76

4,86

здравоохранение и начальное образование

5,62

5,78

высшее образование и переподготовка кадров

4,02

4,15

эффективность товарных рынков

4,38

4,55

эффективность рынка труда

3,51

3,79

зрелость финансового рынка

4,26

4,46

восприимчивость к новым технологиям

3,95

4,29

размер рынка

5,19

5,28

зрелость бизнеса

4,09

4,25

инновационный потенциал

3,15

3,33

Источник : 1) The Global Competitiveness Report 2010-2011. World Economic Forum. Geneva. 2011. P.15-22. 2) The Global Competitiveness Report 2012-2013. World Economic Forum. Geneva. 2012. P.14-20. Таким образом, можно сделать вывод о том, что приток иностранных инвестиций в Турцию находится в прямой зависимости от конъюнктуры мирового рынка. При этом можно с уверенностью сказать, что инвестиционный климат страны за последнее десятилетие изменился в положительную сторону, о чем свидетельствуют не только количественные показатели ежегодных и накопленных ПИИ в экономике Турции с начала либеральных реформ, но и отчеты различных международных агентств. Более того, весьма вероятно, что в ближайшем будущем внешнеэкономическая политика правительства страны будет в определенной степени переориентирована в сторону своих ближневосточных соседей, т.к. процесс вступления в ЕС затормозился во многом не из-за экономических причин, а из-за политических — ЕС не хочет видеть среди своих членов мусульманскую Турцию. Примечания

  1. В т. ч. BOSCH, BP, DEUTSCHE BANK, FORD OTOMOTİV, ING BANK, SAMSUNG ELECTRONICS, TOYOTA OTOMOTİV, UNILEVER.
  2. Undersecretariat of Treasury http://www.treasury.gov.tr
  3. Албания, Австрия, Азербайджан, Бахрейн, Бангладеш, Беларусь, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Китай, Хорватия, Чехия, Дания, Египет, Эстония, Эфиопия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Индия, Индонезия, Иран, Израиль, Италия, Япония, Иордания, Казахстан, Кувейт, Киргизия, Латвия, Ливан, Литва, Люксембург, Македония, Малайзия, Молдова, Монголия, Черногория, Марокко, Норвегия, Пакистан, Польша, Португалия, Катар, Румыния, Россия, Саудовская Аравия, Сербия, Сингапур, Словакия, Словения, ЮАР, Корея, Испания, Судан, Швеция, Сирия, Таджикистан, Таиланд, Нидерланды, ЮАО, Великобритания, США, Тунис, ТРСК, Туркменистан, Украина и Узбекистан.
  4. Афганистан, Албания, Алжир, Аргентина, Австралия, Австрия, Азербайджан, Бахрейн, Бангладеш, Беларусь, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Чили, Китай, Хорватия, Куба, Чехия, Дания, Египет, Эстония, Эфиопия, Финляндия, Франция, Германия, Грузия, Греция, Венгрия, Индия, Индонезия, Иран, Израиль, Италия, Япония, Иордания, Казахстан, Косово, Кувейт, Киргизия, Латвия, Ливан, Ливия, Литва, Люксембург, Македония, Малайзия, Мальта Молдова, Монголия, Марокко, Нигерия, Оман, Пакистан, Филиппины, Польша, Португалия, Катар, Румыния, Россия, Саудовская Аравия, Сербия, Сингапур, Словакия, Словения, ЮАР, Корея, Испания, Судан, Швеция, Швейцария, Сирия, Таджикистан, Таиланд, Голландия, ЮАО, Великобритания, США, Тунис, Туркменистан, Украина, Узбекистан и Йемен.
  5. Balance of Payments. Analytic Presentation (1975–2011). The Central Bank of Turkey. URL: http://www.tcmb.gov.tr/.
  6. World Investment Report 2012. Country fact sheet: Turkey.
  7. Türkiye Cumhuriyet Merkez Bankası. ULR: http://www.tcmb.gov.tr/yeni/eng/
  8. Ibid.
  9. Doing Business. Measuring Business Regulations. Economy Profile. Turkey, 2012. URL: http://www.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/turkey.
  10. The Global Competitiveness Report 2012 — 2012. 2012 World Economic Forum. URL: www.weforum.org