Индийская модель международной конкурентоспособности: «конкурентная пирамида»
В работе освещены вопросы международной конкурентоспособности современной индийской экономики. Автор выдвигает идею о том, что c учетом значительной роли государства в экономике индийская модель конкурентоспособности скорее представляет собой не ромб, а пирамиду, в основании которой находится четырехугольник с вершинами-детерминантами, характеризующими параметры факторов, параметры спроса, родственные и поддерживающие отрасли и стратегию фирм, их структуру и соперничество. Пятая же вершина пирамиды — детерминант, именуемый правительством (или ролью государства), — непосредственно сообщается со всеми остальными детерминантами. В статье также приведены различные статистические данные, характеризующие состояние современной экономики Индии.
Ключевые слова: международная конкурентоспособность, экономика Индии, конкурентная пирамида, конкурентный ромб
N.Galischeva. Indian Model of International Competitiveness: Competitive Pyramid
The article deals with the topics of the international competitiveness of contemporary Indian economy. The author suggests the idea, that taking into account the significant role of the state in the contemporary Indian economy the Indian model of the international competitiveness can be presented as the pyramid rather than the Porter’s diamond model. In the base of the pyramid there are quadrangle with vertexes-determinants of factor conditions; demand conditions; related and supporting industries; firm strategy, structure and rivalry. The fifth vertex of the pyramid named government, which interacts with all others. The article also presents different statistical data, that characterize the state of contemporary Indian economy.
Key-words: international competitiveness, Indian economy, the competitive pyramid, the diamond model.
В настоящее время термин «конкурентоспособность» стал одним из наиболее употребляемых в научной литературе. Чаще всего его используют при анализе интеграции стран в мировое хозяйство. Рост мировой торговли тесно связан с процессами международной интеграции, страновой и региональной специализации, растущим ассортиментом предложения, встречными потоками схожих товаров. Все перечисленные факторы требуют своего должного учета при оценке конкурентоспособности экономики.
Несмотря на то, что проблема конкурентоспособности находится в фокусе внимания экономистов как в развитых, так и в развивающихся странах, единого, общепринятого, определения этого термина пока нет. Сложности с формулировкой во многом связаны, прежде всего, с тем, что существуют расхождения в выборе базы (или основы) исследования, а также разницы в методологических подходах к решению этой проблемы.
В частности, один из основных подходов анализирует используемые страной ресурсы и факторы производства и оперирует, таким образом, показателями экономической эффективности. В соответствии же с другим подходом используются преимущественно данные статистики внешней торговли, и ставится задача определения численной оценки конкурентоспособности. Исходя из этих двух основных методологических подходов, выделяются и два определения конкурентоспособности. В первом случае конкурентоспособность определяется как производительность, т.е. эффективное использование рабочей силы и капитала. Во втором, конкурентоспособность можно определить как способность данного товара быть в большей степени востребованным на внешних рынках и при этом сохранять высокую долю внешнего спроса в общем объеме его производства при условии наилучшего обеспечения внутреннего спроса[1]. Таким образом, конкурентоспособность страны представляется неким интегральным показателем, который объединяет конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей и отраслей и характеризует положение страны на мировом рынке.
Первое направление наиболее ярко представлено известным американским экономистом, профессором Гарвардской школы бизнеса, автором многочисленных работ по теории международной конкурентоспособности М.Портером. Его монография «Конкурентные преимущества стран» была опубликована в 1990 г., где он определил конкуренцию как «продуктивность использования ресурсов», при этом подчеркнув, что лишь «постоянное повышение продуктивности экономики означает ее непрерывный рост»[2]. Таким образом, вслед за Й.Шумпетером М.Портер повторил, что конкуренция динамична по своей природе, а главной ее современной особенностью является необходимость постоянного обновления и совершенствования. Свою же задачу М.Портер видел в выявлении причин успеха страны в международной конкуренции в той или иной отрасли. При этом он подчеркивал, что в мире нет ни одной страны, которая была бы конкурентна во всем и чьи конкурентные преимущества оставались бы гарантированными и неизменными.
Теория М.Портера основывается на системе четырех показателей (или детерминант), называемой «Конкурентным ромбом». Она нашла практическое применение при разработке экономической политики развитых стран. Свидетельством международного признания этой теории является ее использование и дальнейшее развитие в ежегодных докладах такой влиятельной международной организации, как швейцарская неправительственная организация — Всемирный экономический форум.
Анализ конкурентных преимуществ экономики современнойИндии на основе детерминант, обозначенных М.Портером в «Конкурентном ромбе»,позволил автору этой статьи прийти к новым и достаточно неожиданным заключениям. Автор статьи предлагает новую модель — «Конкурентную пирамиду Н.Галищевой», которую с успехом можно использовать и при анализе конкурентоспособности развивающихся стран, в том числе и Индии, о чем более подробно будет сказано ниже.
В этой связи для более ясного понимания структуры новой модели и взаимодействия ее составляющих частей при исследовании конкурентоспособности стран, автор работы полагает необходимым кратко остановиться на проблемах, поднятых М.Портером, и его модели. «Конкурентный ромб» представляет собой следующую систему показателей:
1) Факторные условия: основные (природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила и дебетный капитал) и развитые (современная инфраструктура обмена информацией на цифровой основе, высококвалифицированная рабочая сила и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными дисциплинами), а также общие (факторы, которые можно применить в широком спектре отраслей) и специализированные (применяемые в ограниченном числе отраслей). При этом М.Портер особо подчеркивает, что «успех в международной конкуренции определяют не столько сами факторы, сколько то, где и насколько продуктивно они применяются»[3].
2) Условия внутреннего спроса. Спрос здесь характеризуется тремя важными чертами: структурой (природой покупательских потребностей), объемом и характером роста и механизмом, с помощью которого предпочтения на внутреннем рынке передаются на зарубежные рынки. При этом делается акцент на том, что «для конкурентного преимущества важнее не количественная, а качественная сторона спроса на внутреннем рынке»[4].
3) Родственные и поддерживающие отрасли, причем чаще всего конкурентоспособными являются не отдельные отрасли, а группы, или кластеры отраслей, где компании интегрируются по горизонтали и вертикали.
4) Структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция. Отмечено, что соперничество на внутреннем рынке становится более важным фактором, чем конкуренция с иностранными фирмами. Сильные национальные конкуренты дают особенно мощный импульс к совершенствованию и вселяют надежду на то, что дальнейшее продвижение вполне реально. Кроме того, внутренняя конкуренция создает предпосылки для внедрения не простых инноваций, а именно тех, которые способствуют росту конкурентоспособности национальных фирм.
При этом детально анализируется также роль двух переменных — случая и правительства (или роль государства), которые, однако, не включены в ромб, а выводятся за его пределы. В целом вся система выглядит следующим образом:
Рис. 1: Конкурентный ромб М.Портера
«Конкурентный ромб» является системой, детерминанты которой взаимно усиливаются, каждый из них влияет на все остальные. Так, высокий спрос на продукцию фирмы не дает ей конкурентного преимущества, если не существует достаточного уровня конкуренции в отрасли, чтобы фирма учитывала фактор спроса. Кроме того, преимущества в одном детерминанте могут создать или усилить преимущества в других. Для создания же прочного конкурентного преимущества необходимо иметь сильные позиции по всем четырем детерминантам ромба. Конкурентное преимущество на основе только одной — двух детерминант ромба возможно только в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов, где мало применяются сложные технологии. Такое преимущество невозможно удержать, а иностранные фирмы могут нейтрализовать его, применяя методы своей глобальной стратегии. В своем исследовании М.Портер подчеркнул, что национальные преимущества возникают тогда, когда уникальной является вся система в целом. Ее трудно, или почти невозможно, продублировать в какой-либо другой стране ввиду взаимозависимости и взаимообусловленности детерминантов, играющих весьма важную роль.
На основе анализа конкурентных преимуществ страны М.Портер выделил и четыре этапа ее жизненного цикла:
1) Стадия, движимая факторами, когда страна использует т.н. наследованные конкурентные преимущества, связанные с неквалифицированной рабочей силой, климатическими условиями и проч.
2) Стадия инвестирования. На этом этапе конкурентоспособность национальной экономики зависит преимущественно от инвестиционной активности государства и частных фирм данной страны.
3) Стадия инноваций, которая характеризуется присутствием уже всех четырех факторов конкурентного преимущества во многих отраслях, которые находятся во взаимосвязи и взаимодействии между собой. Отрасли становятся конкурентоспособными не только на внутреннем, но и на мировом рынке. Благодаря росту личных доходов населения и внутренней конкуренции потребительский спрос становится достаточно разнообразным.
4) Стадия богатства, характеризуемая спадом производства. На этой стадии компании достигли определенного уровня и стараются сохранить свои позиции. При этом практически не используется активное инвестирование. М.Портер особо подчеркивал, что негативно относится к этой стадии, т.к. на этом этапе развитие фактически останавливается и начинается «проедание» ранее накопленного богатства.
Исходной точкой для оценки факторных условий Индии является ее сравнительное богатство природными ресурсами и другими природными факторами, а также наделенность дешевыми и относительно квалифицированными трудовыми ресурсами. Известный английский индолог Макс Мюллер в 1882 г. сказал: «Если бы мы решили найти во всем мире страну, наиболее богато наделенную всеми благами, мощью и красотой, какими только может одарить ее природа, то я бы указал на Индию. Если бы меня спросили, под каким небом человеческий разум наиболее полно развил некоторые из своих наиболее изысканных даров, наиболее глубоко вник в величайшие проблемы мира, а также нашел решения некоторых из них, то я бы опять указал на Индию»[5]. Действительно, Индия располагает значительными разведанными запасами целого ряда полезных ископаемых (уголь, железо, марганец, слюда, бокситы и проч.). Исключительно благоприятное для промышленности сочетание ископаемых и зачастую поверхностное залегание многих руд делают их добычу технически несложной и экономически выгодной. Мягкий климат, благоприятный для выращивания нескольких урожаев культур в год, способствует развитию сельского хозяйства.
Трудовые ресурсы — еще одно важное конкурентное преимущество. Индия, будучи второй страной в мире по численности населения, располагает и значительной «армией» трудоспособного населения (свыше 500 млн чел.)[6]. Благоприятная возрастная структура (доля лиц в возрасте до 15 лет составляет практически треть) позволит Индии и в обозримом будущем получать этот своеобразный «демографический бонус». По прогнозам аналитиков, в 2026 г. средний возраст населения составит 31 год[7]. Кроме того, следует учесть, что молодежь более восприимчива к инновациям и способна эффективнее вписываться в процесс производства в самых передовых отраслях экономики.
Что касается качества трудовых ресурсов Индии, то мнения ученых относительно его оценки порой расходятся. С одной стороны, по некоторым зарубежным оценкам, страна находится на первом месте в мире по уровню инженерного потенциала и на четвертом — по количеству квалифицированной рабочей силы, а около 60 млн человек (примерно 5% населения страны) имеют высшее образование[8]. Причем в Индии на развитие человеческого потенциала (на цели образования, здравоохранения и НИОКР) в целом приходилось в 2000-е гг. стабильно около четверти всех расходов на развитие[9]. С другой стороны, по уровню грамотности среди населения старше 15 лет Индия по-прежнему отстает не только от развитых стран, но и многих развивающихся государств со средним уровнем развития (по данным World Development Report 2011, он составляет 63%). Начальным школьным образованием охвачено 92% детей соответствующего возраста, а средним — 60%. Своё немаловажное влияние на изменение качества рабочей силы оказывает и вовлеченность Индии в мировые миграционные процессы. Представители индийской диаспоры, инвестируя в различные производства в Индии, снабжают свою родину новыми знаниями и технологиями, делятся опытом и навыками, передовыми идеями и моделями современного управления бизнесом. Мигранты, возвращаясь в Индию, привозят с собой не только капитал, но и ноу-хау и деловые связи, которые активно используют при создании новых предприятий и выходе на внешний рынок.
Финансовый фактор на протяжении всего периода независимости, и особенно в 1990-2000-е гг., демонстрировал устойчивую тенденцию к росту. При этом, показатель нормы валового накопления в 2005-2011 гг. находился на уровне 35-40% ВВП, доля ПИИ стабильно составляла 3-4% валовых капиталовложений, а частные капиталовложения превышали государственные примерно в три раза[10], что говорит об успешном перенесении индийским правительством бремени финансовой подпитки экономики с государственного сектора «на плечи» частного. Более того, можно с полным основанием утверждать, что страна, полагавшаяся в прошлом в значительной мере на иностранную финансовую помощь, вошла в число государств, осуществляющих крупные капиталовложения в национальную экономику. Этому способствовало то, что до начала 1990-х гг. для Индии был характерен своеобразный процесс «взращивания» государством национального капитала: закрепление его на внутреннем рынке и поддержка в конкурентной борьбе с зарубежными ТНК. Индийский опыт наглядно подтверждает тезис о том, что «иностранные многонациональные корпорации являются важной частью процесса экономического развития, особенно на ранних этапах. Они, однако, не могут в конечном счете быть единственным двигателем в деле создания национального преимущества в передовых отраслях»[11].
В современных же условиях, когда Индия все больше втягивается в процессы международного движения капитала, иностранные ТНК в Индии стали лишь одним из факторов, влияющим на реализацию внешнеэкономической политики Индии. Кроме того, этому фактору со стороны государства по мере трансформации индийской социально-экономической модели придается первостепенное значение, выражающееся в необходимости постоянной корректировки всего комплекса условий, связанных с деятельностью ТНК в Индии.
Одной из отличительных особенностей экономического развития Индии является быстрое наращивание научно-технического потенциала. Осознавая, что научно-технический фактор превращается в современных условиях в ведущий фактор экономического развития и оказывает решающее влияние на конкурентоспособность страны, индийское правительство при достижении необходимых условий (увеличение золотовалютных запасов и др.) активно взялось за его «упрочение». В настоящее время показатель наукоемкости индийского ВВП превышает 1%, при этом ¾ расходов на НИОКР осуществляются государством и идут в атомную энергетику, космос и оборонно-промышленный комплекс. Доля Индии в мировых расходах на НИОКР (по ППС) составляет около 2%. На территории Индии функционируют 602 вузов, ежегодно здесь регистрируется свыше 200 патентов на изобретения. Страна располагает мощной научной и учебной базой, позволяющей ей не только готовить кадры для национальной экономики, но и оказывать серьезную помощь другим развивающимся государствам. Международный обмен технологиями (например, в рамках Диалогового Форума ИБСА[12]), привлечение ПИИ и вместе с ними новых разработок также оказывает свой неоценимый вклад в укрепление научно-технического потенциала, серьезное наращивание которого Индия планирует осуществить в ближайшие 10-20 лет. При этом показатель наукоемкости предполагается довести до 2-2,5% ВВП.
К числу же факторов, оказывающих негативное воздействие на конкурентоспособность индийской экономики, относятся пока еще недотягивающий в целом до мирового уровень развития и качества инфраструктуры, отставание в фундаментальных научных разработках по ряду ключевых направлений, весьма существенная зависимость страны от импорта сырья, в первую очередь, энергоресурсов и др.
Примечательно, что до начала либеральных реформ в 1990-е гг. индийские конкурентные преимущества, главным образом, были связаны с основными производственными факторами (прежде всего, природные ископаемые и дешевая рабочая сила). Учитывая, что наличие только этих факторов не имеет ключевого значения для удержания конкурентного преимущества страны, поскольку всегда найдутся государства, где природных ископаемых будет больше, а стоимость трудовых ресурсов — еще дешевле, положение Индии на мировых рынках в целом было немногим лучше, чем у многих других развивающихся стран: те же сложности с наращиванием экспорта и сбытом своей продукции и, как следствие, проблемы с хроническим отрицательным сальдо торгового баланса. В этой связи, в заслугу индийскому политическому и экономическому истеблишменту следует поставить осознание на достаточно раннем этапе периода независимости, что для обеспечения своего продвижения вперед необходимо развивать т.н. «продвинутые» факторы, которые, однако, «часто строятся на основных факторах… Для их развития (продвинутых факторов — Н.Г.) требуются значительные и зачастую продолжительные вложения и человеческих усилий и капитала»[13]. В последние несколько десятилетий Индия как раз и прикладывает значительные усилия к развитию «продвинутых» и формированию специализированных факторов для отдельных отраслей. Успешная выработка внешнеэкономической политики и грамотное претворение ее в жизнь, среди прочего, также способствует совершенствованию факторов и приспособлению их к нуждам современной экономики.
Основа стабильного экономического роста — личное потребление, а модель развития экономики, основанная на внутреннем спросе в долгосрочном плане всегда оказывается более конкурентоспособной, чем экспортоориентированные экономики. В этой связи М.Портер отмечал: «Величина внутреннего рынка имеет большое значение для конкурентного преимущества страны в определенных отраслях (или сегментах), а именно в тех, где требуются крупномасштабные НИОКР, где имеются значительный эффект масштаба при поточном производстве, большое обновление технологии при смене поколений товара или значительный фактор риска. В таких ситуациях наличие большого потенциального внутреннего рынка особенно желательно при принятии решения об инвестициях»[14].
Безусловно, Индия обладает обширным внутренним рынком. Между тем, её внутренний спрос, по-прежнему, остается одним из самых слабых конкурентных детерминантов. Качество потребительского спроса в стране относительно низкое, а большинство потребителей не отличаются требовательностью к товарам и почти не предъявляют спрос не только на высокотехнологичную продукцию, но даже и на многие бытовые товары длительного пользования в силу ряда объективных обстоятельств, включая невысокие доходы большей части населения Индии, где уровень бедности, по национальной статистике, в 2010 г. составил около 22%[15], малограмотность значительной его части и др.
С одной стороны, это показывает потенциальные масштабы еще незанятого внутреннего рынка, но с другой, выявляет насущные социально-экономические проблемы Индии, преодолеть которые еще предстоит в будущем.
Таблица 1: Товары длительного пользования в индийских домохозяйствах в 2008 г. (% численности населения).
|
Городское население |
Сельское население |
Вентилятор |
89 |
48 |
Наручные часы |
88 |
76 |
Скороварка |
80 |
38 |
Цветной телевизор |
67 |
24 |
Мотоцикл |
55 |
37 |
Холодильник |
44 |
8 |
Мобильный телефон |
36 |
7 |
Стационарный телефон |
40 |
13 |
Автомобиль |
14 |
3 |
Персональный компьютер |
5 |
1 |
Черно-белый телевизор |
24 |
28 |
Радио |
43 |
52 |
Велосипед |
53 |
69 |
Источник: Rajesh Shukla. How India Earns, Spends and Saves / Rajesh Shukla. — New Delhi: SAGE, 2010. P.69.
Между тем, в последние годы в Индии всё же обозначился определенный рост потребления. Среди основных причин этого можно отметить увеличение располагаемых доходов населения, снижение ставки рефинансирования и расширение масштабов потребительского кредитования, а также наличие растущего среднего класса. Следует отметить, что индийские критерии оценки уровня жизни и, следовательно, количества людей, принадлежащих к среднему классу, несколько разнятся с критериями оценки международных структур. Индийские аналитики объясняют это определенной разницей в уровне цен на основные предметы потребления (продукты питания, одежду, обувь и т.п.) в Индии и в развитых государствах. В частности, согласно подходу Национального совета прикладных экономических исследований (The National Council for Applied Economic Research), который осуществляет свою деятельность с 1956 г. и является одним из ведущих индийских аналитических центров в этой области, в 2009/10 ф.г. в Индии насчитывалось 46,7 млн домохозяйств (или свыше 200 млн человек), принадлежащих к среднему классу. Расчеты были произведены исходя из среднегодового дохода домохозяйства в 4 тыс. долл. При подсчете же количества индийских домохозяйств в соответствии с критериями Всемирного банка, где к среднему классу относят домохозяйства с доходом от 4,5 до 22 тыс. долл., в Индии таковых домохозяйств насчитывалось лишь 28,4 млн. (свыше 120 млн человек). Каков бы ни был в данном случае критерий оценки, никто не оспаривает тот факт, что с 1991 г. за период либеральных экономических реформ уровень жизни в Индии заметно возрос, а число домохозяйств, принадлежащих к среднему классу даже по оценке Всемирного банка увеличилось только с 2000/01 ф.г. по 2009/10 ф.г. более чем в 2,6 раза (с 10,7 млн до 28,4 млн). При этом количество домохозяйств, поднявшихся из нищеты, с уровнем дохода от 1,0 до 4,0 тыс. долл. в год возросло со 109,2 млн до 140,7 млн (свыше 600 млн человек)[16].
Специфической чертой детерминанта внутреннего спроса в Индии является то, что в стране отмечается достаточно высокий внутренний спрос на средства производства. Особенно это относится к продукции быстро развивающихся и обновляющихся отраслей машиностроения, что вызвано растущей потребностью в самых передовых машинах и оборудовании.
Анализ детерминанта родственных и поддерживающих отраслей позволяет констатировать, что Индия имеет определенное число развитых кластеров, а государство оказывает значительную помощь, причем в укреплении как уже существующих, так и нарождающихся кластеров. Эта помощь, как правило, выражается как в стимулировании развития специфических факторов (открытие университетов, научных центров, включая иностранные вузы и СП с их участием, и помощь в их дальнейшей работе; совершенствование инфраструктуры и проч.), так и в создании специальных экономических зон (114 уже активно функционируют в экономически продвинутых штатах Индии: Андхра Прадеш (21 СЭЗ), Тамилнаду (18), Карнатака (15), Махараштра (13), Гуджарат (8), Керала (6), Уттар Прадеш (4) и др.). К 2011 г. наибольшее развитие получили следующие 10 СЭЗ: Кандла (штат Гуджарат), Санта Круз (Махараштра), Кочин (Керала), Ченнаи (Тамилнаду), Нойда (Уттар Прадеш), Фалта (Западная Бенгалия), Маниканчан (Западная Бенгалия), Вишакхапатнам (Андхра Прадеш), Индор (Мадхья Прадеш), Джайпур (Раджастан).
Поскольку кластеры являются источниками новейших технологий и представляют собой наиболее прочную основу для внешней экспансии, они необходимы для стабильного развития экономики любого государства, и Индия здесь не исключение. Однако, несмотря на все предпринимаемые государством в этом направлении стимулирующие меры, численность индийских кластеров пока еще все-таки невелика, что оказывает определенное негативное воздействие на конкурентоспособность индийской экономики и ослабляет ее позиции на мировых рынках.
Следует иметь в виду также и то, что географическая близость и культурное сходство всегда будут способствовать большему обмену, чем в случае с иностранными компаниями — поставщиками (или подрядчиками). В этой связи развитие кластеров в Индии подтверждает тезис, что «более целесообразной моделью для установления приоритетов развития является принцип образования кластеров. Та или иная страна, вероятнее всего, достигнет успеха не в отдельных отраслях, а в создании целых групп кластеров»[17].
В настоящее время мощными кластерами в индийской экономике являются, например, электронная промышленность, цветная металлургия, фармацевтика, производство готовой одежды и др. Среди же формирующихся кластеров выделяются: био- и нанотехнологии и проч.
Рассмотрение стратегии и структуры индийских фирм, а также внутриотраслевой конкуренции на внутреннем рынке позволяет выявить как причины определенных трудностей, с которыми сталкиваются индийские компании при выходе на мировой рынок, так и их усиление за счет усовершенствования в пореформенный период используемых технологий, увеличения производственных возможностей, слияний, поглощений и концентрации капитала в областях, где эти компании обладают сравнительными преимуществами. С начала 1990-х гг. в Индии наблюдается процесс активного вытеснения с рынка слабых компаний более сильными и динамичными: список 100 наиболее крупных компаний с 1991 г. обновился почти наполовину[18]. Большинство индийских компаний в настоящее время представляют собой сочетание семейных и публичных компаний, где порой нет разделения функций собственника и менеджера. Кроме того, компании, ориентированные на внутренний рынок, порой сталкиваются и с проблемами невысокой мотивации работников, а также относительно низкой производительностью труда. Традиционное сравнительное конкурентное преимущество Индии — избыток дешевой рабочей силы — в определенной степени уже постепенно превращается в сдерживающий фактор развития компаний: внедрение и распространение наукоемких технологий, равно как и автоматизация производства оказываются для них дороже, чем труд низкооплачиваемого персонала, что явно не стимулирует обновление их производств.
Индийские методы ведения бизнеса в подавляющем большинстве схожи с западными, однако, имеют и свои специфические «восточные» (и даже индийские) черты. Так, несмотря на то, что движущими силами индийского бизнеса являются образование, и упорный труд, свою лепту здесь вносят и связи, в том числе и родственные, а также традиции и культурно-религиозный фактор. Все эти факторы также по-своему влияют на конкурентоспособность индийских компаний и экономики в целом.
Важным для упрочения конкурентоспособности индийских компаний, в большинстве своем ориентированных на долгосрочное развитие, является наличие в стране государственного механизма индикативного планирования, обозначающего магистральные направления развития экономики. Именно с учетом этих намеченных целей фактически и вырабатывается стратегия развития индийских фирм, как крупных, так и средних и даже малых.
Случайность как важный детерминант развития также сыграла существенную роль в обеспечении индийского успеха в деле повышения международной конкурентоспособности. Самым существенным, наверное, можно считать Британское господство, принесшее Индии немало бед и, с одной стороны, затормозившее ее социально-экономическое развитие почти на два столетия. С другой стороны, события, связанные с ним, тем не менее, поколебали (хотя и не вытеснили полностью) устои индийского традиционного общества и «азиатского способа производства» и в определенной мере «оевропеизировали» Индию. Были привиты западные традиции ведения бизнеса, а английский язык де-факто превратился в язык общенационального общения[19]. Как в этой связи отмечает профессор Л.С.Васильев, «английский язык стал служить чем-то вроде интегрирующего начала, помогающего сплачивать, говорящую на разных языках страну в нечто единое и цельное»[20]. Кроме того, покинув Индию, англичане оставили ей «в наследство» укоренившиеся традиции демократии и эффективно работающую демократическую систему государственного устройства.
В своей модели М.Портер вывел детерминант правительства за пределы ромба, объясняя свое решение тем, что «хотя роль правительства в создании и поддержании национального преимущества значительна, она, тем не менее,… имеет частичный характер»[21]. Таким образом, предназначение правительства в деле обеспечения конкурентоспособности сводится к развертыванию ресурсов страны (труда и капитала) в соответствии с растущими потребностями экономики, а также всемерное стимулирование ее производительности.
Что касается Индии, роль государства в экономике там всегда была существенной. В зависимости от целей и задач этапа развития, она принимала либо форму активного вмешательства и ведущего игрока хозяйственного процесса, либо форму «направляющего рулевого» этого процесса. В настоящее время роль государства остается весомой в таких областях, как привлечение капитала в стратегические, приоритетные отрасли развития[22]; поддержка малого бизнеса, причем как его традиционного сегмента (кустарной промышленности), так и современного. Государство проводит и активную политику, направленную на развитие человеческого потенциала, и, прежде всего, в сфере образования, оказывает определенное воздействие и на стратегию фирм, их структуру и конкуренцию, используя различные налоговые и кредитные инструменты, а также антитрестовские законы. Трудно переоценить роль государства и в продвижении интересов индийского бизнеса за рубежом. В Индии эффективно работает система страхования различных рисков, связанных с вложением капитала за границей (ведущие позиции на индийском рынке страхования внешнеторговых операций в настоящее время занимает Индийская корпорация экспортных кредитов и гарантий — The Export Credit Guarantee Corporation of India Limited); осуществляется политика временного протекционизма в целях поощрения входа в отрасль и закрепления там индийских компаний; оказывается содействие экспорту, в том числе и посредством субсидирования и предоставления экспортерам различных налоговых льгот и проч. Кроме того, реалии современного экономического развития на глобальном уровне во главу угла ставят вопросы ускоренного совершенствования и обновления технологии, что требует постоянных значительных капиталовложений в НИОКР и подготовку квалифицированных специалистов. В этой связи существенна роль государства и в инновационном процессе: в частности, в создании благоприятных условий индийским компаниям для обновления технологии быстрее, чем это делают их зарубежные конкуренты.
По мнению автора данной статьи, с учетом значительной роли индийского государства логичнее и правильнее было бы утверждать, что в случае с Индией модель конкурентоспособности скорее представляет собой не ромб, а пирамиду, в основании которой находится четырехугольник с вершинами-детерминантами, характеризующими параметры факторов, параметры спроса, родственные и поддерживающие отрасли и стратегию фирм, их структуру и соперничество. Пятая же вершина пирамиды — детерминант, именуемый правительством (или ролью государства), — непосредственно сообщается со всеми остальными детерминантами. Роль случая, по мнению автора исследования, в данной модели разумнее оставить за пределами пирамиды, и его влияние может распространяться на все ее вершины извне.
По мере трансформации социально-экономической модели Индии претерпевает изменения и «пирамида конкурентоспособности»: проведение либеральных реформ и сокращение масштабов государственного вмешательства в экономику постепенно приводит к уменьшению высоты пирамиды.
Таким образом, именно пирамида (т.е. пространственная геометрическая фигура из раздела Стереометрии), а не ромб (фигура на плоскости из раздела Планиметрии) в случае с Индией позволяет ясно увидеть и проанализировать степень влияния государства и изменение его роли в экономике.
Рисунок 2: Конкурентная пирамида
При этом вершины: A — факторные условия, B — параметры спроса, C — родственные и поддерживающие отрасли, D — стратегия фирм и внутриотраслевая конкуренция. Вершина S — государство, I — случай, h — высота пирамиды, определяющая масштабы государственного участия в экономике (ее снижение означает сокращение масштабов участия, а ее рост — увеличение).
Учитывая реалии Индии, не стоит ожидать, что со временем «пирамида конкурентоспособности» превратится в ромб с вписанным в него детерминантом роль государства. Пирамида конкурентоспособности так и останется пирамидой, однако ее высота будет сокращаться по мере уменьшения масштабов государственного вмешательства в экономику Индии или увеличиваться при появлении обратного тренда. М.Портер предостерегал исследователей от включения «правительства» в ромб пятым детерминантом, указывая, что «такое ее (роль государства — Н.Г.) понимание нельзя признать ни правильным, ни наиболее полезным»[23]. Между тем, он сконцентрировался на анализе лишь развитых стран, оставляя вне поля своего исследования целый пласт других государств, включая многие развивающиеся. Индийский же случай — особый, и в концепцию М.Портера полностью не укладывается в силу своей уникальности и специфики.
Анализ конкурентоспособности Индии, проведенный автором статьи, позволяет сделать вывод, что именно реализация ВЭП в значительной мере способствует ее росту и укреплению позиций страны в мире. В данный момент, в соответствии с классификацией стадий развития, предложенной М.Портером, Индия преимущественно находится на этапе развития, движимом инвестициями (хотя, ряд отраслей её экономики в силу полистадийности их развития, например, производство ПО, уже в значительной степени находится на стадии нововведений). Основным фактором усиления конкурентоспособности Индии в настоящее время является активное обновление производственных фондов и внедрение и совершенствование передовых технологий. Характеризуя эту стадию, М.Портер в своем исследовании отмечал: «Фирмы вкладывают средства в современное, эффективное оборудование и лучшую технологию, которые можно приобрести на мировом рынке. Инвестиции также направляются на покупку лицензий, создание совместных предприятий и другие средства повышения конкурентоспособности более современных и специализированных отраслей и сегментов»[24]. Для Индии в настоящее время характерно увеличение роста занятости, заработной платы, а также факторных издержек. Экономика уже гораздо менее уязвима к глобальным кризисам и колебаниям курсов валют, что и было продемонстрировано в период мирового финансового кризиса в 2008-2009 гг. Созданная в стране экономическая матрица обеспечивает на современном этапе экономическую устойчивость индийского хозяйства благодаря двум ключевым факторам: стабильность внутреннего спроса и преобладание в реальном накоплении национальных ресурсов.
В этой связи можно утверждать, что Индия имеет серьезные перспективы роста своей конкурентоспособности, т.к. все без исключения детерминанты, лежащие в основании «Пирамиды конкурентоспособности Н.Галищевой», благодаря, в том числе, и грамотно проводимой ВЭП, обладают реальным потенциалом для развития.
Статья выполнена в рамках диссертационного исследования по теме «Внешнеэкономическая политика Индии в условиях либеральных реформ» и освещает основные черты выдвинутой автором идеи индийской модели конкурентоспособности — «Пирамиды конкурентоспособности Н.Галищевой».
[1] См. Бородин К.Г. Оценка конкурентоспособности продукции в условиях современной торговли. — Проблемы прогнозирования. — №3. — 2006 (13.06.2006). С.84-95.
[2] Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. — М.: Международные отношения, 1993. С.24-25.
[3] Там же. С.33.
[4] Там же. С.107.
[5] В переводе Галищевой Н.В. URL: http://en.wikiquote.org/wiki/Max_M%C3%BCller (дата обращения: 12.07.2012).
[6] Union Budget and Economic Survey / Government of India. Ministry of Finance. URL: http://indiabudget.nic.in/index.asp (дата обращения: 14.07.2012).
[7] Шаумян Т. Индия: к статусу великой державы // Свободная мысль. — 2009. — №6. С.35-46.
[8] Мельянцев В.А. Экономический рост Китая и Индии: динамика, пропорции и последствия // Мировая экономика и международные отношения. — 2007. — №9. С.18-25.
[9] Рассчитано автором по Economic Survey 2010/11 / Government of India. Ministry of Finance. Department of Economic Affairs. Economic Division. — February 2011. Р.294.
[10] Union Budget and Economic Survey / Government of India. Ministry of Finance. URL: http://indiabudget.nic.in/index.asp (дата обращения: 14.07.2012).
[11] Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / М.Портер. — М.: Международные отношения, 1993. С.740.
[12] Трехсторонний Диалоговый Форум ИБСА включает Индию, Бразилию и ЮАР.
[13] Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / М.Портер. — М.: Международные отношения, 1993. С.99.
[14] Там же. С.115.
[15] Economic Survey 2010/11 / Government of India. Ministry of Finance. Department of Economic Affairs. Economic Division. — February 2011. Р.273.
[16] См. How Households Save and Invest: Evidence from NCAER Households Survey. Main Report / National Council of Applied Economic Research. — July 2011. URL: http://www.sebi.gov.in/cms/sebi_data/attachdocs/1326345117894.pdf (дата обращения: 05.08.2011); URL: http://www.ncaer.org/Publications.aspx?ID=4 (дата обращения: 15.08.2011); URL: http://www.ncaer.org/research04.html (дата обращения: 15.08.2011); URL: http://www.worldbank.org/en/country/india/overview (дата обращения: 05.08.2011); URL: http://tourism.gov.in/ (дата обращения: 15.08.2011); URL: http://www.gdrc.org/uem/eco-tour/envi/index.html (дата обращения: 04.09.2011).
[17]Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / М.Портер. — М.: Международные отношения, 1993. С.739.
[18] Мировая экономика: прогноз до 2020 года / под ред. академика А.А.Дынкина / ИМЭМО РАН. — М.: Магистр, 2008. С.332.
[19] После обретения независимости в Конституции Индии 1950 г. хинди был определен в качестве официального государственного языка. См. The Constitution of India. URL: http://www.india.gov.in/govt/documents/english/coi_part_full.pdf (дата обращения: 15.12.2012); URL: http://www.india.gov.in/govt/constitutions_india.php?id=2 (дата обращения: 15.12.2012); URL: http://www.india.gov.in/govt/constitutions_india.php?id=4 (дата обращения: 15.12.2012).
[20] Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т.1: Учеб. по спец. «История». — М.: Высш. шк., 1998. С.337.
[21] Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / М.Портер. — М.: Международные отношения, 1993. С.667.
[22] В данном случае речь идет, например, об установлении нормы обязательного кредитования приоритетных секторов экономики для национальных (40% всего объема кредитования) и иностранных банков (32%).
[23] Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. — М.: Международные отношения, 1993. С.149.
[24] Там же. С.590.