«Мировое и национальное хозяйство»
«World and National Economy»

Издание МГИМО МИД России |
ISSN: 2713-0983 |
MGIMO-University

Интеграция в Африке южнее Сахары

Развитие интеграционных процессов в Африке южнее Сахары имеет давнюю историю. Первое интеграционное объединение в регионе — Южно-африканский таможенный союз (Southern African Customs Union — SACU) было создано еще в 1910 г. в рамках нескольких английских колоний. Этот пример, однако, следует рассматривать как исключение, поскольку в колониальный период проявлению интеграционных тенденций в Африке южнее Сахары препятствовал раздел территории региона между ведущими западными державами.

Реально о развитии интеграционных процессов в Африке южнее Сахары можно говорить с начала 60-х гг. ХХ века, когда большинство стран региона обрело политическую независимость. С тех пор в Африке южнее Сахары был создан целый ряд различных экономический группировок, часть из которых, как, например, учрежденный в 1962 г. Экваториальный таможенный союз (Equatorial Customs Union) в составе Габона, Камеруна, Республики Конго, Центральноафриканской республики и Чада, перестала существовать, а другие утвердились в качестве значимых интеграционных объединений регионального и субрегионального уровней.

Таблица 8.1. Основные региональные и субрегиональные интеграционные объединения стран Африки южнее Сахары

Наименование

Год создания

Состав участников

Восточноафриканское сообщество (East African Community — EAC)

1967*

Бурунди, Кения, Руанда, Танзания, Уганда

Западноафриканский экономический и валютный союз (West African Economic and Monetary Union — WAEMU)

1994

Бенин, Буркина-Фасо, Гвинея-Бисау, Кот-д’Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того

Комиссия Индийского океана (Indian Ocean Commission — IOC)

1984

Коморские острова, Маврикий, Мадагаскар, Реюньон, Сейшельские острова

Общий рынок для Восточной и Южной Африки** (Common Market for Eastern and Southern Africa — COMESA)

1993

Ангола, Бурунди, ДРК, Джибути, Замбия, Зимбабве, АРЕ, Кения, Коморские о-ва, Ливия, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Руанда, Свазиленд, Сейшельские о-ва, Судан, Уганда, Эритрея, Эфиопия

Экономическое сообщество западноафриканских государств (Economic Community of West African States — ECOWAS)

1975

Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Кот-д’Ивуар, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того

Экономическое сообщество центральноафриканских государств (Economic Community of Central African States — ECCAS)

1983

Ангола, Бурунди, Габон, ДРК, Камерун, Республика Конго, Сан-Томе и Принсипи, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея

Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки (Communauté Économic et Monetaire de l’Afrique Centrale — CEMAC)

1994

Габон, Камерун, Республика Конго, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея

Сообщество развития Юга Африки (Southern African Development Community — SADC)

1992

Ангола, Ботсвана, Зимбабве, Лесото, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Мозамбик, Намибия, Свазиленд, Танзания, ЮАР

Южноафриканский таможенный союз (Southern African Customs Union — SACU)

1910***

Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд, ЮАР

* — Восточноафриканское сообщество распалось в 1997 г. и было официально восстановлено 7 июля 2000 г.
** — В отечественной литературе это интеграционное объединение часто именуют Экономическим сообществом стран Восточной и Южной Африки.
*** — Соглашение о Южноафриканском таможенном союзе было переподписано в 1969 г.

Как свидетельствует вышеприведенная таблица, в различных региональных и субрегиональных интеграционных объединениях зачастую участвуют одни и те же государства. Это свидетельство того, что ряд интеграционных объединений не полностью реализует свои мандаты, а входящие в них страны не полностью выполняют накладываемые на них обязательства. Поэтому параллельное участие сразу в двух-трех интеграционных объединениях, несмотря на формальные противоречия (у объединений разные цели) и оказывается возможным. Исторически параллельное участие в интеграционных объединениях было, с одной стороны, обусловлено идеологией панафриканизма, а с другой — стремлением стран преодолевать ограничения в развитии, связанные с небольшими масштабами большинства национальных африканских экономик.

Вместе с тем, в Африке южнее Сахары существуют и эффективно функционирующие интеграционные объединения. Это прежде всего таможенные союзы: Восточноафриканское сообщество, Западноафриканский экономический и валютный союз и Южноафриканский таможенный союз.

Восточноафриканское сообщество стало функционировать как таможенный союз с 2005 г., а в 2009 г. его участники подписали протокол о намерении создать Общий рынок Восточноафриканского сообщества, предусматривающий свободное движение товаров, капиталов и рабочей силы. К 2010 г. товарный экспорт внутри Восточноафриканского сообщества достиг 19% совокупного экспорта стран-членов интеграционного объединения, что является неплохим по мировым меркам уровнем.

Западноафриканский экономический и валютный союз стал зоной свободной торговли в 1996 г. и начал функционировать как таможенный союз в 2000 г. Доля взаимного экспорта в совокупном экспорте стран-членов Западноафриканского экономического и валютного союза в 2010 г. превысила 13%.

Южноафриканский таможенный союз — это самое старое интеграционное объединение на континенте, сложившееся вокруг ЮАР. Так, доля экспорта в другие страны-члены Южноафриканского таможенного союза у Свазиленда составляет 58%, у Лесото 49%, у Намибии 22% и у Ботсваны 13,5%, хотя аналогичный показатель по ЮАР — 13%, что, впрочем, типично для региональных объединений с преобладанием экономики одной страны.

Прочие интеграционные объединения с весомой взаимной торговлей — это Сообщество развития Юга Африки (доля взаимного экспорта в совокупном экспорте — 11%) и Экономическое сообщество западноафриканских государств (доля взаимного экспорта в совокупном экспорте — 10%). Оба интеграционных объединения «продвигаются» в сторону создания таможенных союзов. При этом в рамках Сообщества развития юга Африки уже создана зона свободной торговли в составе 12 стран-членов.

В Африке южнее Сахары по-прежнему действует много факторов, препятствующих прогрессу на пути развития экономической интеграции. К ним относится: по большей части, примерно одинаково низкий уровень развития большинства стран-участников внутрирегиональной торговли, однотипность их специализации в международном разделении труда, отсутствие развитой транспортной и информационной сетей в регионе, низкий уровень координации внутриэкономической и внешнеторговой политики.

К рискам развития экономической интеграции в Африке южнее Сахары относится политическая напряженность, периодически возникающая в африканских странах и нередко перерастающая в вооруженные конфликты. Возможности интеграционных процессов напрямую связаны с установлением кооперационных связей между уже существующими интеграционными объединениями. Определенные шаги в этом направлении уже делаются: в 2008 г. Восточноафриканское сообщество, Общий рынок для Восточной и Южной Африки и Сообщество развития юга Африки достигли соглашения о создании единой зоны свободной торговли. В целом, перспективы развития интеграции в Африке южнее Сахары зависят от внутриполитической ситуации в регионе и темпов структурной перестройки входящих в него экономик.