Китайская грамота: офшоры большого Китая
В статье исследуется китайская практика использования офшоров
Ключевые слова: Китай, офшоры
A.Yakimov, A.Boyarkin. Chinese Skills: Offshores of Big China
The article investigates the Chinese practice of using offshores.
Key words: China, offshores
Введение
Что и где искать? Казалось бы, разобраться в функционировании офшоров и налоговых гаваней также непросто, как и в написании китайских иероглифов. Однако это только на первый взгляд. Если углубиться в проблему, то данный аспект оказывается несложным.
Однако прежде, чем перейти к сути вопроса, необходимо уточнить, что под офшорами понимается особая форма экономических зон. К СЭЗ Китая относятся: Шэньчжень, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь. Они расположены на юго-востоке страны и непосредственно примыкают к Макао, Гонконгу или ориентированы на Тайвань и другие страны Юго-Восточной Азии. Эти зоны играют роль "четырех окон" (технология, знания, методы управления и открытая внешняя политика) и "двух поверхностей веера" (ориентация на внутренние районы и зарубежные страны одновременно). Успешно привлекая инвестиции Гонконга, Макао, Тайваня и других стран, СЭЗ Китая достигли успехов. Пять СЭЗ дают порядка 10% экспорта, 8 млрд. $ прибыли5.
Ни для кого не секрет, что в Китай идут значительные потоки инвестиций из самых разных уголков мира от хуацяо, китайских эмигрантов. Для того, чтобы максимизировать полезность от этих вложений и были созданы выше упомянутые СЭЗ. Однако, если мы взглянем на то, что они из себя представляют, то мы не найдем ни одного оффшора: Зоны технико-экономического развития, зоны свободной торговли, зоны развития высокотехнологичного производства, зоны приграничного и экономического сотрудничества, зоны экспортной обработки6. Ближе всего к теме ЗСТ и ЗПЭС, где действуют особые налоговые режимы, но всё же это не оффшоры.
Китай с 2011 года ведет политику терпимости относительно вывода средств на счета в оффшорных юрисдикциях. Просто китайские власти в состоянии контролировать законность использования оффшоров всеми субъектами предпринимательской деятельности на своей территории1. Необходимо взглянуть шире, на так называемый Большой Китай, включающий в себя кроме континентального Китая, Гонконг, Тайвань, Сингапур и обширную китайскую диаспору в размере 30 млн. по всему миру.
Гонконг — окно в Китай
Более подробно необходимо остановиться на Гонконге. Гонконг — важнейший финансовый и культурный центр Азии. В 1997 году Гонконг получил статус специального административного района КНР. Несмотря на новый статус и связанные с ним изменения, философия Гонконга сохранилась прежней: “две системы в одной стране”. Благодаря этому, капиталистическая система, законодательная структура и стиль жизни в Гонконге остаются неизменными. Основополагающие факторы — это прозрачность деловых отношений, свободное течение капитала и конвертируемый гонконгский доллар. Правительство Гонконга позиционирует страну не в качестве оффшорного центра, а как территорию с благоприятным налогообложением. Через Гонконг иностранному бизнесу открыт путь к недорогим производственным структурам и к огромному рыночному потенциалу Китая2. Поскольку континентальный Китай заинтересован в привлечении инвестиций в свою экономику, в Гонконге созданы, поддерживаются и всячески развиваются отличные условия для ведения нерезидентского бизнеса. Политика правительства направлена на развитие бизнеса и заключается в строгом невмешательстве в дела предпринимателей. Налоговый режим Гонконга может составить конкуренцию оффшорным аналогом.
Какие же преимущества применения гонконгских компаний можно выделить? Во — первых, это отсутствие налогообложения при условии ведения нерезидентского бизнеса, во — вторых, низкое налогообложение при ведении бизнеса в самом Гонконге, в — третьих, отсутствие налогообложения на прирост капитала, дивиденды или проценты, и, наконец, в — четвертых, мировое признание и респектабельность (Гонконг — не оффшорная зона)4.
Безусловно, гонконгские компании используются для минимизации налогообложения. Например, использование гонконгской компании посредником в международных торговых операциях может дать серьезное снижение налогооблагаемой базы. Зарегистрированные в Гонконге компании высоко котируются, когда предполагаются сотрудничество с бизнес — партнерами из Китая или стран Дальнего Востока. Самая распространенная практика: международная торговая компания закупает товары в Китае или странах Азии и перепродает их через Гонконг, что позволяет достичь значительной экономии на налоговых выплатах. Гонконг очень привлекателен и для самого Китая, китайские госкорпорации, представляясь частными компаниями, выходят на международный рынок и осуществляют международную экспансию.
В настоящее время интерес к компаниям, регистрируемым в Гонконге испытывают самые разные представители китайского бизнеса. Участники экспортно-импортных операций товаров и сырья между Китаем и Азией, производители и переработчики сырья, компании-первозчики, компании, предоставляющие различные электронные и интернет- услуги, предприятия, основанные на парке морских судов, бизнесмены от кино- и музыкальной индустрий, производители самой разной интеллектуальной продукции. Ведь Гонконг универсален и гонконгские компании могут быть эффективны для комплексного их применения в бизнесе4.
Послужившее основой для финансового законодательства Гонконг общее британское право4, крайне благоприятно для создания трастов. Гонконгские трасты не имеют в своих обязанностях представление годового отчета. В том случае, если учрежденный в Гонконге траст ведет деятельность, к примеру, вне юрисдикции, в образованных в различных оффшорных зонах холдинговых компаниях, управляемых гонконгскими директорами, то с его капитала и прибыли налоги взиматься не будут. В дополнение к этому, поскольку в Гонконге отсутствует налог на прибыль из иностранного источника, прирост капитала и дивиденды, то такие трасты сами могут служить получателями различных пассивных инвестиций.
Правительство Гонконга позиционирует страну не в качестве оффшорного центра, а как территорию с благоприятным режимом налогообложения, где налоги будут взиматься, исходя из принципа территориальности извлечения прибыли. Иначе говоря, прибыль, извлекаемая не на территории Гонконга, облагается налогом на прибыль по нулевой ставке. При этом необходимо заметить, что Гонконг не является «налоговой гаванью», поэтому он не включает «черные» списки оффшорных зон. Налог на прибыль здесь составляет 16.5%, а ежегодный аудит обязателен для всех компаний7. В сравнении с другими юрисдикциями, налоговые законы Гонконга отличаются простотой и ясностью в налоговых принципов. Необходимо помнить, что, поскольку решение об освобождении компаний от налогов принимают налоговые органы Гонконга на основе аудиторского заключения, то, чтобы пользоваться этим преимуществом, необходимо соблюдать все предписания налогового законодательства Гонконга.
Гонконг заключил комплексные соглашения, регулирующие вопрос налогообложения, с 8 странами4. Эта мера направлена на предоставление дополнительных экономических символов иностранным компаниям и призвано обеспечить привлечение инвестиций в экономику Гонконга. Помимо заключенных налоговых соглашений с Нидерландами, Бельгией и Индонезией, Гонконг имеет соглашения с Китаем в отношении доходов, полученных юридическими и физическими лицами, и с некоторыми другими странами, включая США.
Пример взаимодействия в сфере офшоров
Для лучшего понимания вопроса приведем пример схемы взаимодействия с Бельгией через гонконгскую компанию, образованную китайским бизнесом8. В 2004 году Гонконг и Бельгия подписали соглашение об избегании двойного налогообложения. До сего факта инвестиции гонконгских компаний в Бельгию облагались бы налогом, согласно бельгийскому законодательству, то есть 25% налог на дивиденды и 15% налог на доход от процентов. Теперь, в соответствии с упомянутым соглашением эти налоги взиматься не будут.
В свою очередь это открывает широкие возможности для сокращения расходов при проведении операций через Бельгию, которая являясь страной ЕС, в свою очередь может действовать в соответствие с Директивами ЕС, регламентирующими, в том числе, налогообложение материнских и дочерних компаний. Так Директива Совета 90/435/ЕЕС от 23 июля 1990 года «Об общей системе налогообложения, применимой к материнским и дочерним компаниям стран разных государств-членов» с изменениями, внесенными Директивой Совета 2003/123/ЕС, устанавливает общую для ЕС систему налогообложения компаний, если материнская и дочерняя компания расположены в разных государствах ЕС, и предусматривает: устранение двойного налогообложения материнских компаний по доходам, полученным от дочерних предприятий и отмену налогообложения, уплачиваемого у источника по дивидендам между взаимозависимыми компаниями, расположенными в разных государствах ЕС9. Что позволяет Бельгии внутри ЕС отменить налоги на процентный доход, лицензионный гонорар и на дивиденды. И владелец бельгийской компании значительно сокращает налоговые платежи.
Пример4
Бельгийская компания, являющаяся дочерней от гонконгской компании (инвестора), служит холдинговой компанией в интересах ведения бизнеса на территории Гонконга, инвестируя одновременно средства в странах ЕС. Тогда лицензионный гонорар, дивиденды и процентный доход, получаемые в таких странах, будут переводиться в гонконгскую компанию-учредитель через бельгийскую дочернюю компанию. Эта прибыль не будет облагаться в Гонконге подоходным налогом и налогом на доходы от прироста капитала. Можно посчитать, что экономия инвестора составит в районе 20-30% прибыли.
При распределении средств через бельгийскую компанию можно дополнительно сократить и объем налога на доходы от денежных капталов в других странах, не входящих ЕС. Уровень налогов на процентную прибыль, дивиденды и лицензионный гонорар также может сократиться на 15% в зависимости от юрисдикции. Это Аргентина, Австралия, Бразилия, Израиль, Мексика, Новая Зеландия и Япония.
Гонконг — традиционный лидер в рейтинге стран, где удобнее всего вести бизнес. В мировом рейтинге «Лучших стран для ведения бизнеса» Гонконг занимает 2 место из 12810.
Страна | Сингапур | Гонконг | Новая Зеландия | США | Дания | Норвегия | Великобритания | Республика Корея | Австралия |
Рейтинг легкости ведения бизнеса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 10 |
Регистрация предприятий | 4 | 6 | 1 | 13 | 33 | 43 | 19 | 24 | 2 |
Получение разрешения на строительство | 2 | 1 | 6 | 17 | 8 | 23 | 20 | 26 | 11 |
Доступ к электроэнергии | 5 | 4 | 32 | 19 | 14 | 14 | 62 | 3 | 36 |
Регистрация собственности | 36 | 60 | 2 | 25 | 6 | 7 | 73 | 75 | 37 |
Кредитование | 12 | 4 | 4 | 4 | 23 | 70 | 1 | 12 | 4 |
Защита инвесторов | 2 | 3 | 1 | 6 | 32 | 25 | 10 | 49 | 70 |
Налогообложение | 5 | 4 | 21 | 69 | 13 | 19 | 16 | 30 | 48 |
Международная торговля | 1 | 2 | 25 | 22 | 4 | 21 | 14 | 3 | 44 |
Обеспечение исполнения контрактов | 12 | 10 | 17 | 6 | 34 | 4 | 21 | 2 | 15 |
Разрешение налогоспособности | 2 | 17 | 13 | 16 | 10 | 3 | 8 | 14 | 18 |
Источник: “Doing Business 2012 rankings“
Библиография
- Александр Захаров, Forbes, 10/12/2012 «Оффшор умер, да здравствует оффшор?»
- Офшоры в глобальной экономике: мировой опыт и российские реалии. Финальный документ ситуационного анализа ЦСА РАН, апрель 2012 г.
- International Business Consulting: Регистрация оффшорной компании в Гонконге
- Записки регистраторов офшоров: Гонконг. Применение.
- Приходько С.В. Воловик Н. П. «Особые экономические зоны»
- Из фондов Российской Государственной Библиотеки, на правах рукописи, «Функционирование и развитие особых экономических зон. Мировой опыт организации ОЭЗ в Китае на примере реализации свободной экономической зоны в провинции Гуандун»
- Международный консорциум «Электронный университет» ; Московский государственный университет экономики, статистики и информатики; Евразийский открытый институт; Е.Б. Шувалова, В.В. Климовицкий, А.М. Пузин «Налоговые системы зарубежных стран», Учебно-практическое пособие, Москва 2010
- Еженедельник «Директор-ИНФО», №41, 2005 год
- Налоговое право Европейского Союза
- Рейтинг “Ведение бизнеса 2012” (”Doing Business 2012”), составленный Мировым Банком