«Мировое и национальное хозяйство»
«World and National Economy»

Издание МГИМО МИД России |
ISSN: 2713-0983 |
MGIMO-University

Казахстанская экономическая модель

Статья посвящена казахстанской экономической модели и ее достижениям и проблемам.

Ключевые слова: Казахстан, экономическая модель

N.Mamedova. Economic Model of Kazakhstan

The article deals with the Kazakhstan’s economic model and its achievements and problems

Key words: Kazakhstan, economic model.

Казахстан является крупнейшим и наиболее развитым государством центрально-азиатского региона с весьма богатыми природными ресурсами. После распада СССР Казахстан, пережив острейший социально-экономический кризис, одним из первых в регионе стал формировать национальную экономическую модель на базе рыночных принципов. Была осуществлена широкомасштабная программа приватизации, в том числе предприятий сырьевых отраслей, составляющих основу экономики страны, стали активно привлекаться иностранные инвестиции.

При этом одной из главных особенностей функционирования частного сектора и проведенной приватизации является широкое участие в ней центрального и регионального бюрократического аппарата. Тесное переплетение бизнеса с госаппаратом, главным образом с окружением главы страны, делают доминирующим в экономике принцип «власть-собственность», снижая значимость правовых норм.

Более того, во время последнего экономического кризиса государство не только усилило уровень административного вмешательства в экономику, но и повысило свою долю в экономике. Главным инструментом этого вмешательства стал фонд «Самрук-Казына», в котором сконцентрированы практически все экономические ресурсы государственного сектора, включая его доли в частных компаниях, государственные пенсионные фонды, активы в добывающей, атомной, электроэнергетической, металлургической промышленности, а также в области транспорта и связи. В 2011г. на долю государственного сектора пришлось около 20% ВВП.

Ориентация на сырье, топливо, металл и полуфабрикаты, востребованные мировым рынком, активное привлечение в экономику иностранного капитала обеспечили высокие темпы роста (накануне мирового кризиса до 10%), что дало повод говорить о «казахстанском чуде». Однако эти же факторы привели к замедлению темпов роста в последующие годы (до 5% в 2011-2012гг. и 5,5% в 2013г.), а к 2018г. темпы роста прогнозируются МВФ не выше 6,2%.

Тем не менее Казахстан вошел в десятку наиболее растущих стран мира, а объем ВВП в 2012г. на душу населения по ППС составил 14100долл. Но прожиточный минимум, установленный на уровне 2,25 долларов, является низким для страны с доходом выше среднемирового. Большая часть населения страны живет в непосредственной близости от черты бедности, хотя коэффициент Джини сократился с 0,319 в 2003г. до 0,289 в 2011г.

Поэтому, несмотря на довольно высокие темпы роста экономики и объявленный курс на создание социально ориентированной рыночной экономики, социальная сфера остается слабым местом казахстанской модели.

Другим ее слабым местом является коррупция, фактически превратившаяся в системообразующий фактор. По индексу восприятия коррупции за 2012г. (28 баллов) Казахстан (как Россия, Иран и Гондурас) занял 133 место. Борьба с коррупцией используется не столько для искоренения самой коррупции, сколько для передела собственности, что еще более укрепляет доминирование государственного аппарата над собственностью. Именно высокая коррупционная нагрузка на бизнес и слабая защищенность прав собственности и инвестиционной деятельности оказали понижающее влияние на индекс экономической свободы, рассчитываемый The Heritage Foundation, на основании которого Казахстан занял 68 место и вошел в группу стран с умеренно свободной экономикой.

Сильным и одновременно уязвимым звеном модели Казахстана является ее сырьевой характер, что делает экономику зависимой от мировых цен на сырье, главным образом на нефть. Сырьевая направленность экономической модели обусловлена тем, что Казахстан очень богат природными ресурсами, прежде всего энергетическими и минеральными. По запасам золота Казахстан входит в первую десятку стран мира, на долю Казахстана приходится почти 8% мировых запасов железной руды, около 20% мировых запасов урана. Привлекательность сырьевых ресурсов для развития их добычи, переработки и поставок на мировые рынки обусловила заметное присутствие в стране иностранного капитала. Общая сумма накопленных прямых иностранных инвестиций в Казахстане в 2011г. превысила 73 млрд. долл. Только в 2011г. приток ПИИ составил 21 млрд. долл. Но в результате широкого привлечения иностранных кредитов внешний долг превысил в 2011г. 60% ВВП, и его обслуживание составляет до 35% экспорта.

Хотя в экономике доминируют крупные предприятия (дают более 40% ВВП), но сильные позиции удерживают средние (20%) и малые предприятия (17%), в которых доминирует не современный, а традиционный сектор. Достаточно велика доля домашних хозяйств, которые производят товары и услуги для собственного потребления (более 16% ВВП). Они превалируют в сельском хозяйстве, в котором сконцентрировано 28% занятого населения, а всего в сельской местности живет более 45% населения. Такие проблемы сельского хозяйства, как низкая производительность труда, бедность населения, деградация земель, водные проблемы приобрели общенациональный характер.

Официальные оценки ненаблюдаемой экономики не превышают 20% от ВВП (за 2006-2010гг.), но фактически она выше и наиболее значительно представлена в сельском хозяйстве, торговле, транспорте и в операциях с недвижимостью.

Особенностью экономической модели Казахстана является активная инвестиционная деятельность. Высокий уровень нормы валового накопления, составивший накануне мирового экономического кризиса 31%, стал одним из факторов, сдержавших падение темпов роста ВВП в кризисные годы. При этом важный вклад вносит иностранный капитал. Он в 2010-2011гг. обеспечил до30% всех инвестиций, вкладывая их, главным образом, в добычу нефти и газа, в инфраструктурные отрасли, в том числе в строительство новых трубопроводов. Это стало одним из факторов активизации предпринимательской деятельности в Казахстане. В период кризиса и посткризисные годы серьезная государственная поддержка стала оказываться малому и среднему бизнесу современного типа, который являются достаточно эффективным. Все это повысило рейтинг Казахстана по ведению бизнеса (Doing Business) с 74 места в 2010 году до 49 в 2013 году.

Достигнутая макроэкономическая стабильность (постепенное восстановление темпов роста ВВП, нормы валовых накоплений), достаточно большой объем внутреннего рынка, развитость рынка труда повысили индекс глобальной конкурентоспособности Казахстана. В результате он с 72 места за 2011-2012г.г. переместился на 51 за 2012-2013гг. и на 50-е за 2013-2014гг.

Увеличение цен на нефть в 2011-2012 гг. привели к росту золотовалютных резервов, что позволило рейтинговым агентствам Standard & Poors и Fitch повысить суверенный кредитный рейтинг Казахстана в иностранной валюте на один уровень до «BBB+» (стабильный прогноз).

Во внешних связях руководство Казахстана придерживается принципа многовекторности, участвуя в региональных и субрегиональных экономических организациях и проектах, развивая двухсторонние связи с государствами Европы, Азии и Америки, но импорт почти наполовину ориентирован на страны СНГ, главным образом, на Россию (40%), хотя экспорт — на остальные страны мира (почти 90%).

Россия остается важнейшим экономическим партнером Казахстана. Совместно используется ряд трубопроводов, космический комплекс «Байконур». Россия и Казахстан первыми из прикаспийских стран разрешили проблему раздела Каспийского шельфа, согласившись на совместное использование каспийских месторождений. Казахстан является одним из протагонистов создания Единого экономического пространства.

Созданная в условиях авторитарной политической власти экономическая модель Казахстана благодаря богатым природным ресурсам и взвешенной экономической политики оказалась достаточно устойчивой, но ее эффективность и дальнейшее стабильное развитие экономики во многом зависит от усиления социальной составляющей экономической модели и эволюции политической модели в сторону демократизации