«Мировое и национальное хозяйство»
«World and National Economy»

Издание МГИМО МИД России |
ISSN: 2713-0983 |
MGIMO-University

Модели стран Центрально-Восточной Европы

В статье дается попытка дать основы экономических моделей стран ЦВЕ

Ключевые слова: Центрально-Восточная Европа, экономическая модель

A.Gabarta. Central and Eastern Europe Economic Models

The article gives the fundamentals of economic models of Central and Eastern Europe countries

Key words: Central and Eastern Europe, economic model

Из 16 стран Центрально-Восточной Европы 11 входят в ЕС: это Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, Эстония. На них приходятся около 8% создаваемого в Евросоюзе ВВП, прежде всего за счет Польши, которая обеспечивает более трети указанной доли. Остальные страны ЦВЕ (Албания, Босния и Герцеговина, Косово, Македония, Сербия, Черногория) добиваются вхождения в ЕС.

Важными особенностями моделей стран ЦВЕ-11 являются прежде всего:

  • заметная ориентация на внешние источники экономического роста за счет прилива капитала из других стран ЕС;
  • ориентация промышленного производства не столько на внутренний рынок, сколько на внешний, и прежде всего на рынок ЕС;
  • интеграция предприятий реального сектора в глобальные цепочки стоимости европейских ТНК.

Поэтому характерной чертой структуры экспорта стран ЦВЕ-11 является высокая доля промышленных товаров, на которые приходится в среднем более 70% экспорта. Однако доля высокотехнологичных товаров в среднем составляет чуть более 10% объема этого экспорта.

Несмотря на формальное перемещение в группу развитых государств, экономикам данных стран присущ ряд проблем, среди которых необходимо отметить:

  • уровень доходов все еще остается заметно ниже среднего по ЕС (около 2/3);
  • сравнительно отсталая структура экономики.

Здесь много первичного сектора (в Румынии в сельском хозяйстве занято 30% экономически активного населения, хотя оно производит всего 6% ВВП) и маловато третичного для того чтобы реально, а не формально считаться развитыми экономиками.

Одной из основных причин хороших темпов экономического роста в рассматриваемых странах было их вступление в ЕС. Проведение экономических, политических и социальных реформ по европейским стандартам, приток капитала от европейских ТНК, из фондов ЕС и от рабочей иммиграции, рост на этой основе промышленного экспорта на европейский рынок стали выигрышем этих стран от участия в ЕС.

В основном этот рост обеспечивала промышленность. Приток в нее иностранного капитала в сочетании с местной сравнительно дешевой и квалифицированной рабочей силой и низкими налогами способствовали росту этой главной отрасли ЦВЕ. Но в долгосрочной перспективе использование «ценовой конкуренции» в сочетании с низким налоговым бременем как факторов экономического роста не представляется возможным. Дальнейшее развитие экономики для большинства стран ЦВЕ возможно только при условии перехода к экономике, основанной на знаниях и росте доли наукоемких производств. Однако расходы на НИОКР в странах ЦВЕ-11 составляют лишь около 1% ВВП (в два раза меньше чем средний показатель по ЕС), а по индексу экономики знаний подавляющее большинство стран ЦВЕ-11 занимают последние места в ЕС, что связано прежде всего с невысоким уровнем развития их информационной и коммуникационной инфраструктуры.

В то же время сильные стороны стран Центральной Европы и Балтии — это большое количество молодых, образованных и опытных работников, а также то, что заметной силой здесь являются малые и средние предприятия, которые создают более половины ВВП. В меньшей степени источником экономического роста выступает внутренний спрос, обусловленный ростом благосостояния домашних хозяйств в течение последних двух десятилетий.

Одной из характерных черт данного региона является достаточно высокий уровень концентрации банковской системы. Здесь обычно на долю пяти самых крупных банков приходится 50-60% активов банковского сектора. Однако отличительной чертой банковской системы стран ЦВЕ-11 является доминирование в ней иностранных банков: доля нерезидентов в общем капитале банковских систем стран региона в среднем составляет 70%.