Модель «Керала» — модель устойчивого развития индийской экономики
В статье представлены основные черты социально-экономической модели штата Керала до начала либеральных реформ в Индии и пореформенный период в 1990-2000-е гг. Приведены также статистические данные, характеризующие современное состояние индийской экономики.
Ключевые слова: экономика Индии, либеральные реформы, модель «Керала», устойчивое развитие
N.Galischeva. Kerala model as a model of sustainable development of Indian economy
The article deals with the main characteristics of the Kerala Model of development in the pre-reforming period and during liberal reforms in India in 1990-2000-s. The article also presents statistical data, that characterize the present state of Indian economy.
Key words: Indian economy, liberal reforms, Kerala model, sustainable development.
В последние несколько десятилетий в связи с резким проявлением в мировом хозяйстве неблагоприятных тенденций как в сфере экологии (сокращение на планете площади лесов, уменьшение естественного плодородия почв, негативное изменение климата и др.), так и экономики (обострение проблемы бедности и неравенства в доходах в большинстве африканских, латиноамериканских и ряде азиатских государств, существенные колебания в динамике экономических процессов, глобальные и региональные экономические кризисы, например, Азиатский кризис 1997 г., и др.), все большую актуальность приобрела проблема устойчивого развития. Впервые о ней заговорили еще в конце 1970-х — начале 1980-х гг., однако важной вехой в разработке ее теоретических аспектов стал 1987 г., когда был опубликован доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию при ООН «Наше общее будущее». В нем впервые было определено, что устойчивое развитие — такое развитие, которое удовлетворяет потребностям настоящего времени, но при этом не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. В сущности, устойчивое развитие проявляется в трех измерениях — экономическом, экологическом и социальном, и соответственно предполагает решение в национальной экономике одновременно трех задач — экономической эффективности, экологической безопасности и социальной защищенности.
Примечательно, что поиском решения этой проблемы в настоящее время заняты экономисты не только в развитых, но и в развивающихся странах, причем для последних в силу их догоняющего развития, эта задача становится особенно актуальной и все больше выходит на первый план.
Одним из наглядных примеров весьма успешной реализации политики устойчивого развития может рассматриваться Индия, один из экономических и политических лидеров развивающегося мира.
Индийская концепция устойчивого развития
Впервые о необходимости достижения устойчивого развития индийской экономики заговорили при составлении IX пятилетнего плана (1997 — 2002 гг.). Было признано, что экономическое и социальное развитие взаимозависимы, а социальное развитие является одним из главных условий ускорения экономического роста.
Значительное влияние на выработку в Индии национальной концепции в области достижения устойчивого роста оказали многочисленные работы по теории развития и смежным с ней дисциплинам, написанные индийскими экономистами А.Сеном, В.Джоши, Монтеком С.Ахлувалией, Правином Висария, Т.С.Паполой, Пранабом Бардханом и др. Так, в работе А.Сена «Концепция развития», в частности, указывалось, что при оценке экономического развития государства не следует ограничиваться лишь измерением его ВВП. Необходимо также анализировать качество жизни граждан, уровень их образования, среднюю продолжительность жизни и проч.[1] Кроме того, А.Сен также отмечал, что проведение эффективных преобразований в сельском хозяйстве, а также развитие системы здравоохранения, способствуют улучшению жизненных условий бедных слоев населения и их более активному вовлечению в производство[2].
Со своей стороны Мотек С.Ахлувалия подчеркивал необходимость проведения индийским правительством целенаправленной активной социальной политики. По мнению экономиста, в первую очередь государство должно сосредоточить усилия на сокращении масштабов бедности в стране, а затем — социального неравенства и разрыва в доходах граждан, что, в свою очередь, невозможно без ликвидации неграмотности и решения проблемы безработицы[3].
Индийский демограф Правин Висария в своих исследованиях поднимает проблему гендерного неравенства, относящуюся к числу наиболее трудно разрешимых в современных условиях и представляющую собой своеобразный тормоз для поступательного развития Индии. Он отмечает, что в индийском обществе неравноправное положение женщин проявляется в неравенстве, в доступе к образованию, современной медицине, в оплате за равный труд, в реализации возможности организовывать свое дело, а также в продвижении по службе и проч. В отличие от многих стран мира в Индии мужское население преобладает над женским поскольку зачастую рождение дочери до сих пор считается не столь желанным, а порой воспринимается как обуза. В этой связи П.Висария указывает на первостепенную необходимость искоренения безграмотности среди женщин, их активного включения в общественную жизнь и решения на этой основе проблемы феминизации бедности[4].
Существенный вклад в решение задачи устойчивого развития, в том числе и для Индии, внес и экономист Виджай Джоши, подчеркивающий, что экономический рост и развитие национальных систем образования и здравоохранения необходимы, т.к. способствуют искоренению бедности[5]; а также Говиндан Параиль, отмечавший, что развитие социального капитала жизненно необходимо для успешного развития национальной экономики[6].
Своеобразным обобщением сделанных научных изысканий стал доклад «Развитие человеческого потенциала для устойчивого развития», представленный индийским Министерством по охране окружающей среды и лесов в 2002 г. (Empowering People for Sustainable Development)[7]. Этот документ фактически очертил основные задачи для обеспечения устойчивого развития индийской экономики: борьба с бедностью; развитие человеческого потенциала; повышение конкурентоспособности национальной экономики; активное внедрение экостандартов, в т.ч. сохранение природно-ресурсного потенциала экономики; внедрение энергосберегающих технологий во все сферы национальной экономики; дальнейшее развитие демократического общества и активное включение в социальную жизнь граждан; поддержание подлинно независимых судебной ветви власти и СМИ и др. Направления возможной реализации этих задач, причем с их конкретными сроками, были сформулированы позднее, при выработке X пятилетнего плана (2002 — 2007 гг.). Кроме того, подчеркивалась необходимость достижения обязательного начального образования в Индии к 2007 г. и повышение уровня грамотности до 75%; сокращение масштабов гендерного неравенства в уровнях грамотности и заработной платы; сокращение уровня младенческой смертности до 28 промилле к 2012 г., а материнской смертности до 1 промилле к 2012 г.; увеличение в стране лесопокрытой площади до 25% к 2007 г. и 33% к 2012 г.; достижение 100% доступа населения к питьевой воде к 2007 г.; очищение загрязненных индийских рек к 2012 г.[8]
Примечательно, что с учетом значительных масштабов бедности в Индии главный фокус в деле достижения устойчивого развития делается на стимулировании социального роста и ускорении темпов национальной экономики, в то время как охрана окружающей среды остается на третьем месте. При этом необходимо отметить, что задача решения всего комплекса социальных проблем и ориентация на ускоренное сбалансированное развитие страны стали ключевыми элементами современной концепции проводимых индийских реформ, известной как «Делийский консенсус»[9].
Кто Вы, модель «Керала»?
Разрабатывая основные направления нынешней социальной политики индийское правительство взяло на вооружение опыт одного из своих наиболее развитых штатов — Кералы, расположенного на юго-западном побережье Аравийского моря, где с конца 1950-х гг. под руководством находящегося у власти Левого демократического фронта активно воплощалась в жизнь модель достижения социальной справедливости, представлявшая собой своеобразную альтернативу стратегии экономического развития, ставящую во главу угла, прежде всего, наращивание темпов экономического роста. Позднее, в конце 1970-х гг., Центр по исследованию вопросов развития в столице штата г.Тривандрум под руководством профессора К.Н.Раджа, детально изучал и выделил особенности социально-экономического развития Кералы в 1950-1970-е гг. Согласно этим данным, спустя два десятилетия после запуска этой модели активная реализация программ контроля разрыва в доходах между наименее бедными и наиболее богатыми жителями штата способствовала достижению благоприятного социального развития Кералы и вывела ее в лидеры по показателю ожидаемой продолжительности жизни, уровню грамотности и, как следствие, индексу человеческого развития, который достиг к 1991 г. 0,775 против общеиндийского — 0,397, а также привел к сокращению масштабов материнской и младенческой смертности. Так, именно в округе Эрнакулам (штат Керала), с населением 3 млн человек в 1990 г. была зафиксирована 100% грамотность населения в возрасте свыше 15 лет, что стало важным достижением реализуемой модели.
Между тем, было отмечено, что в Керале уникальным образом сочетались блестящие показатели социального развития, в т.ч. невысокий уровень социального расслоения, с относительно невысоким на фоне всей остальной Индии темпами прироста ВВП и уровнем ВВП на душу населения (см. таблицу 1).
Таблица 1.
Компаративный анализ результатов проведения социальной политики в Керале и Индии в целом в 1960-1980-е гг.
|
1961 г. |
1981 г. |
1991 г. |
|||
Керала |
Индия |
Керала |
Индия |
Керала |
Индия |
|
Ожидаемая продолжительность жизни (количество лет) |
49,0 |
41,3 |
66,0 |
50,4 |
73,0 |
58,7 |
Темпы прироста населения (%) |
2,21 |
1,96 |
1,76 |
2,22 |
1,34 |
2,14 |
Младенческая смертность (промилле) |
52 |
146 |
34 |
110 |
16,5 |
80,0 |
Уровень грамотности (%) |
55,1 |
28,3 |
78,9 |
43,6 |
89,8 |
52,2 |
ВВП на душу населения (руп.) |
1200 |
1350 |
1353 |
1630 |
1778 |
2222 |
Индекс человеческого развития |
----- |
----- |
----- |
----- |
0,775 |
0,397 |
Темпы прироста ВВП |
1,5 |
2,9 |
1,76 |
4,4 |
0,3 |
2,5 |
Примечание : данные по темпам прироста ВВП в колонке «1981 г.» приводятся в среднем за период 1974-1986 гг.
Источник: Economic Survey 1995/96 / Government of India. Ministry of Finance. Department of Economic Affairs. Economic Division. — February 1996. Рages S-1, S-2, S-111. Economic Survey 2010/11 / Government of India. Ministry of Finance. Department of Economic Affairs. Economic Division. — February 2011. Pages А119, A122, A123. Economic Survey 2012/13 / Government of India. Ministry of Finance. Department of Economic Affairs. Economic Division. — February 2013. Pages А121, A124, A125. URL: http://censusindia.gov.in/2011-prov-results/data_files/india/Final_PPT_2011_chapter3.pdf (дата обращения: 15.11.2013); URL: http://saneinetwork.net/Files/3.pdf (дата обращения: 15.11.2013)
Именно с легкой руки индийского профессора К.Н.Раджа, успешный проект социально-экономического развития штата получил название — «Модель Керала». После глубокого изучения ÂÂÂ этой модели в своей работе пакистанский профессор Махбуб уль Хак предложил в 1990 г. мировому научному сообществу и государствам, прежде всего развивающимся, сместить фокус развития экономики с наращивания темпов экономического роста на эффективное проведение социальной политики, а также выступил за создание экономико-статистического сборника The Human Development Report, над составлением первых номеров которого он работал вместе с А.Сеном, в то время профессором Гарвардского университета. Позднее «Модель Керала» оказала серьезное влияние и на выработку Целей развития тысячелетия ООН, принятых в 2000 г.
Вплоть до запуска в Индии либеральных реформ в 1991/92 ф.г. штат Керала развивался по т.н. «старой» модели. Ее основными принципами были увеличение государственных расходов, которые направлялись преимущественно на электрификацию деревень, программы помощи голодающим, расширение системы медицинских и образовательных услуг, поддержку фермеров и проч. В тот период штат Керала стал одним из ведущих в Индии, где правительство столь широко участвовало в поддержке обездоленного населения и весьма эффективно занималось развитием государственного сектора. Так, в 1989/90 ф.г. 80 из 823 государственных предприятий страны функционировали в Керале[10].
Руководство штата выделяло существенные ассигнования из регионального бюджета и на образование: ежегодно тратилось в среднем около 6% валового регионального продукта. При этом здесь действительно удалось добиться всеобщей доступности образовательных услуг, в том числе и для представителей списочных каст, а также гендерного равенства в получении как среднего, так и высшего образования. Столь передовая для Индии и равзивающегося государства в принципе практика предоставления образовательных услуг способствовала, с одной стороны, радикальному сокращению темпов прироста населения штата, которые в 1991 г. практически в 2 раза были ниже общеиндийских, а с другой, заметному укреплению здоровья населения, и в первую очередь, детей и сокращению распространения различных заболеваний и серьезных эпидемий.
Между тем, модель «Керала» имела и свою оборотную сторону и не была свободна от недостатков. Так, год от года возрастающие государственные расходы неминуемо приводили ко все ухудшающейся ситуации в фискальном секторе экономики штата. В 1980-е гг. доходная часть регионального бюджета на 70% формировалась за счет налога с продаж, а ежегодный дефицит регулярного бюджета[11] в среднем составлял 3-3,5% ВВП Кералы. Все это неизбежно приводило к образованию существенного государственного долга, масштабы которого к 1991 г. достигли 28,83% ВВП[12]. В свою очередь длительная экономическая стагнация (среднегодовые темпы прироста в 1974-1986 гг. в промышленности едва превышали 2%, а в сельском хозяйстве вообще были отрицательными) привела в итоге к тому, что доля Кералы в ВВП Индии сократилась с 3,3% в конце 1960-х гг. до 2,6% в конце 1980-х гг., в индийском экспорте — с 17% до 5% соответственно[13]. Нарастали проблемы и в экологической сфере: лесопокрытая площадь сократилась с 27% в 1965 г. до 10% в 1983 г.[14] Кроме того, экономика штата оказалась неспособна генерировать новые рабочие места: число безработных увеличилось с 144 тыс. в 1965/66 ф.г. до 1,9 млн в 1987/88 ф.г. Составляя 3,7% населения Индии, Керала аккумулировала 16% безработных страны. Причем значительные масштабы безработицы фиксировались как среди высококвалифицированных рабочих, так и среди низкоквалифицированных сельскохозяйственных рабочих, в т.ч. сборщиков кокосов и т.п. Примечательно, что это наблюдалось в условиях официально заявленной нехватки рабочих рук в ряде секторов экономики штата. Этот парадокс, среди прочего, объяснялся обострением проблемы утечки квалифицированных кадров, т.н. утечки «умов», при этом высококвалифицированные специалисты, 70% которых были в возрасте 20-25 лет, уезжали из Кералы как за границу, где предлагалась более высокая заработная плата, так и в другие крупные города Индии, например, в Дели, Бомбей (ныне Мумбаи), Мадрас (ныне Ченнаи), и Бангалор, имевшие более развитую социально-экономическую инфраструктуру. Внутрииндийская миграция была особенно значительна в 1950 — 1975 гг., а заграничная — в 1980-е гг. Примечательно, что 95% покинувших Кералу принадлежали к среднему классу, а 62% из них вообще были представителями высших индийских каст, получивших весьма конкурентоспособное образование, как на родине, так и за рубежом[15]. Основными «поставщиками» мигрирующей рабочей силы были северные округа штата — Казарагод, Каликут, Каннар, Малаппурам и Тричур, а также ряд южных — Патанамтитта и Тривандрум.
На этом столь противоречивом социально-экономическом фоне в штате поразительно уменьшался уровень бедности, сократившийся с 53% в 1977/78 ф.г. до 32% в 1987/88 ф.г., а также росло потребление домашних хозяйств, увеличившееся в 1960-1980-е гг. в среднем в 2 раза[16]. Кроме того, также менялись образ жизни и запросы граждан и, прежде всего, фермеров. Земельные участки стали использоваться не столько для выращивания сельскохозяйственной продукции, сколько для строительства жилого фонда, в т.ч. крупных особняков, что по местным меркам являлось своеобразным индикатором высокого социального статуса, а также надежным способом вложения средств. Семья, живущая в сельской местности, зачастую уже не занималась сельским хозяйством, а жила за счет денежных переводов родственников из-за рубежа или работы в третичном секторе. Суммарный объем переводов нерезидентов индийского происхождения (НИП)[18] из стран Персидского залива в Кералу в 1980-е гг. составил 119,72 млрд руп. (свыше 12% всего объема, направляемого в Индию), что было эквивалентно пятой части валового регионального продукта штата[19]. В среднем каждое домохозяйство в месяц получало денежных переводов НИП на сумму 10,5 тыс. руп. (около 1 тыс. долл.). Кроме того, каждый мигрант ежегодно привозил с собой в отпуск различных покупок еще на сумму 7,8 тыс. руп. 9около 800 долл.). По подсчетам экспертов, полученные переводы тратились следующим образом: 36% их объема шло на приобретение нового и/или ремонт старого жилья, 21% — на покупку земельного участка, 21% — на образование детей, погашение долгов, которые были взяты еще до отъезда кормильца за рубеж, а также на покупку ювелирных украшений для будущего приданого дочерям или в качестве сбережений «на черный день», 8% — на вклады в банк и/или покупку ценных бумаг. Примечательно, что лишь незначительная часть полученных из-за рубежа средств НИП инвестировалась в какой-либо бизнес. Еще меньше было домохозяйств, которые решались бы инвестировать полученные зарубежные переводы во вновь организуемое предприятие (например, открытие торговой лавки, небольшой мастерской и т.п.), которое приносило бы им стабильный доход. Между тем, следует признать, что эмиграция керальцев в страны Персидского залива все-таки в достаточной мере способствовала наращиванию норм валового сбережения и валового накопления в результате аккумулирования в коммерческих банках штата существенного объема депозитов НИП, доля которых в общем объеме банковских депозитов к началу 1990-х гг. достигла 40%[20].
Таким образом, к началу 1990-х гг. в экономике Кералы, развитие которой обеспечивалось преимущественно за счет третичного сектора, назрели проблемы, носящие системный характер и требующие кардинального пересмотра всей модели развития. Катализатором же перехода на новую модель послужил финансово-эконмоический кризис в Индии в 1991-1992 гг., триггером которого стала оккупация Ираком Кувейта и последующая война в Персидском заливе, где в тот период, по оценкам экспертов, трудилось 2,8 млн индийцев, более половины из которых были выходцами из Кералы. Из-за разразившейся войны около 200 тыс. человек вернулись в Индию, причем 2/3 из них — в Кералу. Переводы денежных средств НИП в Индию сократились, а вернувшимся пришлось искать новую работу. При этом их семьи столкнулись в этой связи с определенными финансовыми трудностями и ухудшением жизненных условий. Индийское же государство в целом и правительство штата Керала в частности наряду с другими штатами и союзными территориями оказалось перед лицом значительного сокращения валютных средств, с одной стороны, и возросших расходов на поддержку безработных и бедных, с другой.
Эволюция модели «Керала»: от «старой» к «новой»
К выработке т.н. «новой» модели развития штата приступили практически одновременно с запуском системных либеральных реформ в Индии, и уже к 1996 г. были сформулированы ее основополагающие моменты: сокращение административных препонов для работы бизнеса, децентрализация регулирования эконмоической жизни, развитие системы государственно-частного партнерства; смещение акцента с решения исключительно социальных проблем в штате на сбалансированное социально-экономическое развитие. Также были обозначены и долгосрочные экономические приоритеты правительства Кералы: стимулирование производства и производительности труда в сельском хозяйстве; комплексное решение экологических проблем; улучшение качества социальной инфраструктуры; ликвидация гендерного неравенства, а также сохранение политики стимулирования развития списочных каст и племен; ускорение темпов индустриализации штата и наращивание объемов промышленного производства, в том числе и за счет привлечения прямых иностранных инвестиций.
Следует особо подчеркнуть, что вплоть до начала 1990-х гг. и в первые годы пореформенного периода Керала не была штатом, куда иностранные инвесторы охотно вкладывали свой капитал. С одной стороны, здесь традиционно было сильно левое, а также профсоюзное движение, отстаивавшие права работников на достойную оплату наемного труда, достаточно часто проводились забастовки. Таким образом, издержки на производимую в Керале продукцию в силу более высокой стоимости трудовых ресурсов были выше, чем в остальной Индии. С середины 1990-х гг. правительство Кералы приступило к реализации промышленной политики, которая была направлена на активное поощрение создания новых предприятий и модернизацию старых, а также сопутствующей инфраструктуры. С целью упорядочения рассмотрения инвестиционных предложений в Керале был учрежден Комитет по промышленному и инфраструктурному развитию (Kerala Industrial Infrastructure Development) и фактически создана своеобразная система «одного окна» для быстрой регистрации новых предприятий. Кроме того, для вновь учреждаемых в Керале предприятий предоставлялись существенные налоговые льготы в течение первых семи лет работы, а также производилось субсидирование производства их продукции (в объеме до 2 млн руп., или около 67 тыс. долл., для тех, кто, занят в наукоемких отраслях, и 1,5 млн руп., или около 50 тыс. долл., для остальных). Параллельно с этим в штате были открыты крупнейший ныне в Индии технопарк Тривандрум и грузовой терминал в порту Кочин для ввоза крупногабаритных грузов.
Активно началась санация 18 убыточных государственных предприятий, суммарный объем долгов которых на 31 марта 1996 г. достиг 4,2 млрд руп. (122,5 млн долл.) Среди наиболее крупных должников были сельскохозяйственная корпорация Kerala State Cashew Development Corporation Ltd. (накопленный объем долгов по состоянию на 31 марта 1996 г. составил 1420,6 млн руп., или 41,4 млн долл.), предприятие по производству электронной продукции Kerala State Electronics Development Corporation Ltd. (972,9 млн руп., или 28,4 млн долл.), автомобильная компания Autokast Ltd. (607,9 млн руп., или 17,7 млн долл.), а также энергетическая компания Keltron Power Devices Ltd. (249,1 млнруп., или 7,3 млн долл.).
Примечательно, что в ходе реформ уже к концу 1990-х гг. ежегодные темпы прироста ВВП штата повысились до 6-7%, что доказало эффективность проводимой модели развития. Таким образом, «Модель Керала», реализуемая уже порядка двух десятилетий, может по праву стать для других штатов Индии и государств мира примером грамотного сочетания поднятия жизненного уровня населения, стимулирования производительности труда и решения всего комплекса экономических и экологических проблем.
Таблица 2.
Компаративный анализ социального развития штата Керала и Индии в целом в 2000-е гг.
|
2007 г. |
2011 г. |
||
Керала |
Индия |
Керала |
Индия |
|
Ожидаемая продолжительность жизни (количество лет) |
73,5 |
62,7 |
74,2 |
66,1 |
Младенческая смертность (промилле) |
13 |
55 |
12 |
44 |
Уровень рождаемости (промилле) |
15 |
23,8 |
15,2 |
21,8 |
Уровень смертности (промилле) |
6,4 |
7,6 |
6,4 |
7,1 |
Уровень грамотности (%) |
94,6 |
65,0 |
94,9 |
74,0 |
Уровень бедности (%) |
15,0 |
27,5 |
13,0 |
28,0 |
ВВП на душу населения (руп.) |
43100 |
35400 |
83725 |
61464 |
Примечание: уровень бедности приводится в соответствии с национальной статистикой.
Источник: Economic Survey 2010/11 / Government of India. Ministry of Finance. Department of Economic Affairs. Economic Division. — February 2011. Pages А119, A122, A123. Economic Survey 2012/13 / Government of India. Ministry of Finance. Department of Economic Affairs. Economic Division. — February 2013. Pages А121, A124, A125.
В ходе реализации реформ в 1990-2000-е гг. Керале удалось остаться одним из лидеров среди индийских штатов по показателям состояния домохозяйств.
Таблица 3.
Компаративный анализ состояния домохозяйств штата Керала и Индии в целом в 2001 г. (%)
|
Живущие в капитальном (кирпичном) доме |
Имеющие доступ к чистой питьевой воде |
Имеющие санитарно-гигиенические удобства в доме |
Электрификация домашних хозяйств |
Потребление электроэнергии на душу населения (кВт/ч) |
Керала |
68,1 |
71,6 |
65,2 |
70,2 |
261,8 |
Индия |
51,8 |
39,0 |
18,0 |
55,8 |
354,8 |
Примечание: в скобках указано место, которая занимает Керала по данному показателю в целом по Индии.
Источник: http://www.censusindia.net/2001housing/rank.html (дата обращения: 15.11.2013).
Annual Report on the Working of State Electricity Departments, 2001-20 (Web Edition).
Резюмируя отличительные черты современной модели развития штата Керала, необходимо подчеркнуть ее устойчивость, как в контексте экономической эффективности, так и экологической безопасности. Важнейшим из экономических достижений стали социальная стабильность в штате (относительно небольшое число забастовок), а также увеличение численности высококвалифицированной рабочей силы, которой на современном этапе присуща одна из максимальных в Индии производительность труда. С точки зрения экологической безопасности отмечаются относительно невысокий объем потребления ресурсов, низкий темп прироста населения, находящийся на уровне большинства развитых стран мира, а также весьма умеренные, с точки зрения международных стандартов, масштабы выбросов вредных веществ в атмосферу.
Дальнейшие перспективы развития «Модели Керала» связываются с решением ее основных проблем. Прежде всего, штат по-прежнему нуждается в дальнейшем наращивании объемов валовых капиталовложений. В этой связи ставка регионального правительства, как и в середине 1990-х гг., делается на привлечение не столько внутренних, сколько внешних инвестиций, для чего создаются благоприятные условия для работы иностранного бизнеса. Однако пока приток ПИИ в штат тормозится относительно слаборазвитой инфраструктурой, в первую очередь нехваткой электроэнергии, недостаточным качеством большинства дорог и проч.
Между тем, проводимая ныне социально-экономическая политика правительства Кералы политика вкупе с наличием значительного числа высококвалифицированных кадров и ряда быстро развивающихся секторов экономики штата, несомненно, позволит ему решить свои основные проблемы и вырваться в лидеры среди индийских штатов и союзных территорий по большинству показателей социально-экономического разв.
[1] Sen Amartya. The Concept of Development / Handbook of Development Economics, Volume 1, Edited by H.Chenery and T.N.Srinivasan. — Elsevier Science Publishers B.V., 1988. — P.15. URL: https://koppa.jyu.fi/en/courses/134525/spring-2014/Sen-Concept-of-Development.pdf (дата обращения: 15.05.2014).
[2] См. Indian Development: Selected Regional Perspectives / Ed. by Sen Dreze, Amartya Sen, Jean Dreze. — Oxford University Press, USA, 1997. — 448 p.
[3] Ahluvalia Montek S. India’s Economic Performance, Policies and Prospects / The Indian Economy. Ed. by Robert E.B.Lucas and Gustav F.Papanek. — Oxford University Press, New Delhi, 1988. — P.357-358.
[4] Visaria Pravin. Population / The Indian Economy: Problems and Prospects. Ed.by Bimal Jalan. — New Delhi: Penguin Books, 2004. — P.326-328.
[5] См. Joshi V. India’s Economic Reforms: Progress, Problems, Prospects / Oxford Development Studies, 1998. Vol.26, Issue 3. — P. 330 — 350.
[6] Govindan Parayil. The Kerala Model of Development: Development and Sustainability in the Third World / Third World Quarterly. — Vol.17,№5. — P.941-957. URL: https://sustainability.water.ca.gov/documents/18/3334113/Sustainability%2Bin%2BKerala,%2BIndia.pdf (дата обращения: 15.05.2014).
[7] Ministry of Environment and Forest (MoEF), Government of India (2002): Empowering People for Sustainable Development. URL: http://www.envfor.nic.in/divisions/ic/wssd/doc1/forward.htm (дата обращения: 15.11.2013).
[8] Ibidem.
[9] Более подробно о «Делийском консенсусе» см. Галищева Н.В. «Делийский консенсус» — индийская модель либерализации экономики // Азия и Африка сегодня. — 2014. — №3. — С.2-8.
[10] Tharamangalam J. The Perils of Social Development without Economic Growth: the Development Debacle of Kerala, India. URL: http://www.researchgate.net/publication/239566171_The_Perils_of_Social_Development_without_Economic_Growth_The_Development_Debacle_of_Kerala_India (дата обращения: 15.11.2013).
[11] В Индии анализ состояния государственного бюджета (состоит из двух частей — регулярного бюджета и капитального бюджета) проводят с помощью четырех видов дефицита: фискального, бюджетного, первичного и дефицита доходов. Фискальный дефицит вычисляется путем вычета всех совокупных расходов по обеим частям бюджета из суммы доходов по регулярному бюджету и внутренних займов. Бюджетный дефицит вычисляется путем вычета всех совокупных расходов из суммы доходов по обеим частям федерального бюджета. Первичный дефицит представляет собой разницу между фискальным дефицитом и суммой выплат по государственному долгу. Дефицит доходов — это дефицит регулярного бюджета.
[12] Kerala’s Economic Development / Ed. by B.A.Prakash. — New Delhi: Sage Publications, 1999. — P.337.
[13] Tharamangalam J. The Perils of Social Development without Economic Growth: the Development Debacle of Kerala, India. URL: http://www.researchgate.net/publication/239566171_The_Perils_of_Social_Development_without_Economic_Growth_The_Development_Debacle_of_Kerala_India (дата обращения: 15.11.2013).
[14] Ibidem.
[15] Kerala’s Economic Development / Ed. by B.A.Prakash. — New Delhi: Sage Publications, 1999. — P.122-123.
[16] Ibidem. P.144.
[17] Понятие «Нерезиденты индийского происхождения (НИП)» включает в себя как физических, так и юридических лиц. Физические лица НИП — индийские граждане, пребывающие за пределами Индии в течение длительного (свыше 182 дней в текущем году или свыше 360 дней в течение предшествующих 4 лет, при условии пребывания за рубежом не менее 60 дней в последнем году) или неопределенного времени по делам бизнеса и частным контрактам, в связи с обучением, работой на государственной службе в дипломатических миссиях и международных организациях. Юридические лица НИП — компании, зарегистрированные за пределами Индии, не менее 60% уставного капитала которых принадлежит индийским гражданам.
[18] Kerala’s Economic Development / Ed. by B.A.Prakash. — New Delhi: Sage Publications, 1999. — P.139.
[19] Ibidem. P.142-143, 146.
[20] Ibidem. P.341.