№4(31), 2014
Материалы прошедшей 9 декабря научной студенческой конференции по теме «Международное движение капитала»
Евразийский союз и движение капитала
В статье анализируется влияние интеграционных объединений на постсоветском пространстве, новой ступенью которых является ЕАЭС, на движение капитала внутри стран-участниц объединений (Россия, Белоруссия и Казахстан).
Ключевые слова: экономика, ЕврАзЭС, ТС, ЕАЭС, Россия, Белоруссия, Казастан, интеграция, движение капитала.
Kupavtseva Elisaveta, Levchenko Marina: Eurasian Union and capital flow.
The article focuses on the influence of the integration associations on the post-Union space on capital flow within Russia, Belarus and Kazakhstan.
Key words: Evrazes, ECU, EAEU, Russia, Belarus, Kazakhstan, integration, capital flow.
29 мая 2014 г. в Астане на заседании Высшей Евразийской экономической комиссии был подписан Договор о создании Евразийского экономического союза — интеграционного образования, характеризующего переход стран-участниц (Россия, Казахстан и Белоруссия) к высшей степени экономической интеграции. 10 октября в Минске был подписан договор о присоединении к ЕАЭС Армении. До конца 2014 года планируется присоединение к ЕАЭС и Киргизии. Евразийский экономический союз, согласно договору, начнет функционировать с 1 января 2015 года.
Евразийская интеграция призвана консолидировать страны с целью достижения устойчивого развития и формирования конкурентоспособного центра силы на международной арене. При этом процесс экономической интеграции России, Казахстана и Белоруссии идет уже длительное время и не ограничивается лишь будущим ЕАЭС.
Первым этапом экономической интеграции стран являлось создание ЕврАзЭС, функционировавшего с 30 мая 2001 г. по 10 октября 2014 г. Членами ЕврАзЭС с момента его образования являлись Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Ликвидация этого сообщества была, как известно, связана с созданием нового интеграционного объединения — Евразийского экономического союза.
Также важным шагом для развития экономической интеграции России, Белоруссии и Казахстана являлось формирование Таможенного союза. Он начал функционировать на базе ЕвАзЭС, а с 1 января 2010 года вступил в силу единый таможенный тариф. В рамках Таможенного союза обеспечивается свобода движения товаров. При этом основным положением ТС является применение Единого таможенного тарифа к товарам, ввозимым из третьих стран. Кроме того, в пределах Единой таможенной территории отменяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, что существенно повышает конкурентоспособность товаров стран-партнеров на данной территории.
Также в целях экономической интеграции было создано Единое экономическое пространство, одним из основных принципов которого является реализация «четырех свобод» (вместо одной в ТС): свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Высшей стадией интеграции признают создание Евразийского экономического союза. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором и международными договорами в рамках Союза. Важным является и то, что ЕАЭС обладает международной правосубъектностью, то есть правом заключать международные договоры от имени Союза (выступать как юридическое лицо). Новая интеграционная структура действительно задумана как исключительно экономическая, а все политические и гуманитарные вопросы должны остаться за рамками ее функций.
Так, в связи с началом функционирования в скором времени нового интеграционного объединения, мы посчитали крайне актуальной эту тему и хотели бы проанализировать уже существующую глубину интеграционных связей России, Казахстана и Белоруссии, сформировавшуюся в рамках ТС и ЕЭП, а также обозначить проблемы, существующие в области реализации свободы движения капиталов между этими странами.
Одной из основных задач ЕАЭС является создание комфортной среды для движения капитала и развития бизнеса, улучшение структур национальных экономик. Дальнейшее усиление взаимодействия постсоветских стран в рамках создаваемого союза без форсирования данного процесса приведет к ускорению экономического развития стран-участниц, повышению их конкурентоспособности на глобальном рынке и привлечению иностранных инвестиций в национальные экономики.
Крайне важным является обеспечение свободы движения капитала в рамках ЕАЭС. Либерализация трансграничных операций с капиталом, как известно, обеспечивает некоторые значительные преимущества, к которым можно отнести следующее:
- Заемщики смогут привлекать средства из более широкого круга источников, тем самым снижая издержки заимствования
- Кредиторы получат возможность диверсифицировать направления вложений своих средств
- Повысится глубина и эффективность финансовых рынков
Главная выгода, которую получают все страны, входящие в ЕАЭС — это масштабный рынок. Все участники объединения смогут продавать свои товары внутри ЕАЭС на условиях максимального благоприятствования, вследствие чего повысится конкурентоспособность производимых ими товаров, поскольку в их стоимость как минимум не будут включаться таможенные пошлины.
Не стоит скрывать, что одним из главных обоюдных интересов стран-участниц Евразийского экономического союза было и остается сырье. С распадом СССР Россия лишилась немалого количества месторождений, создание же ЕАЭС облегчит России доступ к этим ресурсам.
Говоря о выгодах сотрудничества в рамках Союза для Казахстана, необходимо сказать о том, что внушительный экспортный ресурс Казахстана — дешевая рабочая сила — получит возможность свободного перемещения внутри ЕАЭС, как и промышленные товары, уже сейчас активно экспортируемые из Казахстана в Россию.
Немалую часть экспорта Белоруссии уже сейчас составляют машины и оборудование, которые охотно покупает Россия. Также растет спрос на продукцию белорусской легкой промышленности и сельского хозяйства. И такой экспорт в пределах ЕАЭС будет лишь расти в своих объемах.
Однако не только противники создания ЕАЭС, но и сторонники видят немало трудностей на пути реализации заявленных целей. Самое очевидное — замедление темпов экономического роста. В этих условиях товарооборот между странами тоже замедляется. Кроме того, в рамках союза наблюдается столкновение интересов стран-участниц, поскольку их экспортные отрасли схожи. Необходимо также отметить, что в сложившихся экономических условиях транзит в РБ и РК через территорию России является одним из каналов обхода антироссийских санкций. Трудностью в реализации интеграционных целей является также и тот факт, что у России отрицательное сальдо по торговле услугами с Белоруссией и некоторыми другими странами СНГ с 2012 года [1].
Свобода движения капитала на данный момент также ограничена. Барьером для инвестиций и свободного движения капитала являются конфликты на высшем политическом уровне, вынуждающие бизнес действовать в условиях неопределенности, а также правовая незащищенность бизнеса. Иногда негативное влияние на деятельность иностранных компаний оказывает бюрократия (от некомпетентности в принятии решений до прямого вмешательства в бизнес-процессы). Препятствием для свободного движения капитала является также практика внесения государственными органами изменений в действующие инвестиционные договоры или их аннулирование [2]. Стоит также сказать о том, что большое влияние оказывает напряженность на Украине, которая для всех участников создаваемого союза является важным торговым партнером. Очевидно, что такие трудности не способствуют активному привлечению зарубежных инвестиций и капитала.
Говоря об общих тенденциях инвестиционного взаимодействия России, Казахстана и Беларуси, нужно отметить, что в совокупных взаимных инвестиционных потоках преобладают российские инвестиции в Беларусь и Казахстан. Среди российских инвестиций при этом доминируют крупные сделки (в добывающей промышленности, телекоммуникационном секторе и финансовой сфере).
Для более точного понимания степени развития экономической интеграции стран и ее динамики необходимо рассмотреть конкретные данные, которые будут представлены ниже.
Итак, в 2013 году ВВП в целом по ТС и ЕЭП по сравнению с 2012 годом вырос на 1,7% [3].
Говоря о взаимной торговле России, Казахстана и Белоруссии, следует отметить, что по сравнению с 2010г. в 2013 году объем взаимной торговли товарами между этими странами увеличился больше чем на 17 млрд. долл. США. При этом вклад Республики Беларусь и РФ в объем поставок товаров на общий рынок стран за эти годы значительно вырос. Это свидетельствует о развитии экономической интеграции между данными странами.
Таблица 1.
Источник: Евразийский экономическиий союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. — М.,2014. — с. 206.
На 2013 г. доля торговли внутри ТС составила 12,1% от всего внешнеторгового оборота этих стран [4], объемы взаимной торговли в 2010-2013 гг. увеличивались, что видно из таблицы 1. Однако доля взаимной торговли в общей внешней торговле государств-членов в других международных организациях достигает более 60% в ЕС, 45% в НАФТА, 24% в АСЕАН, СНГ и МЕРКОСУР, 11% в ЭКОВАС [5]. Из этого можно сделать вывод, что, несмотря на рост интегрированности экономик России, Казахстана и Белоруссии, пока по этому показателю они отстают от иных известных региональных объединений.
Преимуществом взаимной торговли России, Казахстана и Белоруссии является то, что она более диверсифицирована, чем торговля с третьими странами, в которые экспортируются в основном минеральные продукты, а импортируются — машины, оборудование и транспортные средства. Так, минеральные продукты в 2013 году составили только треть торговли между странами-участницами ТС. Одновременно с этим большую часть взаимной торговли занимают машины, оборудование и транспортные средства, и явно прослеживается тенденция к повышению их доли во взаимной торговле по мере развития экономической интеграции стран: в 2010 году их доля во взаимной торговле была на 5% меньше, чем в 2013-ом.
Рисунок 3.
Источник: Государства — члены Таможенного союза и Единого экономического пространства: краткий статистический сборник (второе издание); Евразийская экономическая комиссия. — Москва: 2014. — с. 142.
Внешнеторговый оборот услуг между Россией, Белоруссией и Казахстаном с 2010 по 2013 годы ежегодно рос в среднем на 19,3% и в 2013 году составил 14,3 млрд долларов США.[6]
Также заметна положительная тенденция в динамике притока взаимных прямых инвестиций. Суммарно по государствам в 2013 году они составили 2,7 млрд. долларов США и выросли на 35% по сравнению с 2010 годом, что, безусловно, является показателем развития интеграции между Россией, Белоруссией и Казахстаном.
При этом большая часть инвестиций поступает в Россию, что является большим преимуществом для нашего государства. Подтверждение этому утверждению наглядно видно на таблице ниже.
Таблица 2.
Источник: Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. — М.,2014. — с.211.
По данным об изменении доли ПИИ резидентов РФ за рубеж в 2007-первом полугодии 2014 г. можно сделать вывод о том, что увеличение доли российских инвестиций в страны-участницы ЕЭК и ТС было нестабильным. Однако в I–II кв. 2014 г. показатель в 2,4% от общих ПИИ резидентов РФ за рубеж превысил показатель 2007 г. Уже в первом полугодии 2014 г. объем ПИИ в страны-участницы ТС и ЕЭК составил 784 млн. долл. США.[7]
Таблица 3.
Рассчитано по: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=Par_1597#CheckedItem
Доля общих ПИИ из Белоруссии и Казахстана в Российскую Федерацию с 2007 года возросла, достигнув в первом полугодии 2014 г. 0,6% от общего объема ПИИ в РФ. Объем ПИИ, увеличившись на 342,2 млн. долл. c 2007 по 2013 г., составил в 2013 г. 431,3 млн. долл. США.[8]
Таблица 4.
Рассчитано по: http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=Par_1597#CheckedItem
В Евразийском Экономическом союзе Россия является безусловным лидером по объему инвестиций в основной капитал. На нее приходится 85,7% всех инвестиции, что изображено на диаграмме ниже.
Рисунок 4.
Источник: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/Indicators201401.pdf
При этом основным источником инвестиций в основной капитал являются собственные средства организаций и предприятий, доля которых составляет 45,8%.
Таблица 5.
Источник: Государства — члены Таможенного союза и Единого экономического пространства: краткии статистическии сборник (второе издание); Евразийская экономическая комиссия. — Москва: 2014. — с. 103.
Важным показателем экономической интеграции нескольких стран является также, как известно, создание предприятий с участием капиталов этих стран для выполнения общих целей. При этом в рамках ЕАЭС неуклонно растет количество предприятий с участием капитала нескольких стран, что наглядно демонстрирует таблица ниже.
Таблица 6.
Источник: Государства — члены Таможенного союза и Единого экономического пространства: краткии статистическии сборник (второе издание); Евразийская экономическая комиссия. — Москва: 2014. — с. 126.
Интересным проектом трех стран является акционерное общество «Объединенная транспортно-логистическая компания», зарегистрированное 13 ноября 2014 года. Его создают железные дороги России, Казахстана и Белоруссии в рамках экономической интеграции трех стран.
РЖД на данный момент принадлежит 99,84% уставного капитала ОТЛК. Казахстанские и Белорусские железные дороги вложили в компанию по 1 млн. долл. (по 0,08% уставного капитала). Но еще в течение двух лет Казахстан и Белоруссия могут увеличить доли путем допэмиссии. Казахстан планирует внести в ОТЛК акции «Казтранссервиса» и «Кедентранссервиса», Белоруссия — терминалы в Бресте и активы «Белинтертранса». Однако при этом пакет РЖД в любом случае будет составлять не менее 70% уставного капитала компании [9].
Создание ОТЛК призвано обеспечить развитие транспортно-логистической инфраструктуры трех стран, основываясь на единых принципах ценовой политики. Страны будут совместно использовать парк подвижного состава, внедрять единые стандарты транспортно-логистических услуг, а также со временем должны синхронизировать инвестиции в развитие инфраструктуры своего железнодорожного транспорта. Очевидно, что данное совместное предприятие должно способствовать усилению экономической интеграции России, Белоруссии и Казахстана.
Однако такая экономическая интеграция не является исключительно выгодной для стран-участниц. Ее развитие привело к появлению «серых» схем, которые активно используются для вывоза капитала из России в офшоры через страны-партнеры по Таможенному союзу. По данным ЦБ РФ, в 2012 году 15 млрд долларов было выведено из России в офшоры по сомнительным контрактам с белорусскими экспортерами, еще 10 млрд — с казахстанскими [10]. Российский бизнес вывез из страны эти деньги якобы в счет оплаты экспорта товаров из Беларуси и Казахстана, однако товары при этом в Россию поставлены не были. Деньги за фиктивную поставку товаров переводятся не на счета в банках стран-участниц ТС, а в третьи юрисдикции — офшорные зоны. Или же оплата по сделке поступает в банк, расположенный в стране компании-поставщика, деньги лежат там некоторое время, а потом переводятся в офшорные юрисдикции. Так сделка выглядит более реальной и привлекает меньше внимания со стороны Центрального банка России.
Фиктивный импорт из стран-участниц Таможенного союза наносит большой ущерб российской экономике, но при этом остановить его — большая проблема. Дело в том, что на данный момент отсутствует единая база данных о поставках товаров в рамках Таможенного союза, что не позволяет эффективно отслеживать вывоз капитала и устранять «серые» схемы. В случае ввоза товаров с территории государств-членов ТС у банков отсутствует возможность проверки достоверности данных, указанных в документах и подтверждающих ввоз товара на территорию России. Известно, что обычно российский импортер должен предоставлять в банк, обслуживающий его счет, таможенную декларацию, которая подтверждает ввоз товара в страну. Однако на товары, ввозимые из стран-партнеров по Таможенному союзу, таможенная декларация не требуется. На них оформляются товарно-транспортные накладные (ТТН), которые довольно легко подделать.
Белорусская схема вывода капитала активно работает уже не один год. Банк России следит за денежными потоками, идущими в офшоры, но Белоруссия офшором не является, поэтому ее территорию используют для вывода денег, при этом не привлекая внимания контрольных органов России. Подписываются контракты на поставку услуг или товаров, а деньги по ним затем переводятся в офшоры. При этом белорусские контрагенты в этих контрактах являются белорусскими, как правило, только на бумаге. На самом деле часто лица, которые затем осуществляют переводы, сами регистрируют компанию в Белоруссии. Еще сложнее обстоят дела с Казахстаном. Если в Белоруссии есть база данных по ТТН, то в Казахстане ее нет, поэтому проверить подлинность документов, по которым вывозится товар из страны, очень проблематично.
Конечно, российской стороной предпринимаются попытки решения этой проблемы. Ужесточаются требования к банкам по проверке клиентских операций. Кроме того, с 2013 года кредитные учреждения, которые провели за квартал операций более чем на 5 млрд рублей, ждет отзыв лицензии, если нелегальность проведенных ими операций будет доказана. Но у этой меры есть и недостаток: вместе с фиктивными импортными операциями могут быть блокированы и законные.
Банк России чаще всего узнает о нелегальном вывозе капитала из документов, предоставляемых банками. А вот установить сам факт нелегальной операции гораздо сложнее, так как расследования белорусских и казахстанских схем упираются в страновые ограничения. Несмотря на развитие интеграции между странами, чтобы получить информацию о юридических лицах Белоруссии или Казахстана, необходимо пройти сложную процедуру. Чаще всего издержки получения информации слишком высокие, и российская сторона предпочитает этим не заниматься. В итоге убытки России исчисляются десятками миллиардов долларов.
Стремительный рост фиктивного импорта можно объяснить наличием лазеек в правилах функционирования ТС, поэтому для решения этой проблемы целесообразно было бы заняться совершенствованием процедуры ввоза и вывоза товаров. Также решению данной проблемы способствовало бы и создание общих правил функционирования валютного рынка. В идеале необходимо создать общую базу данных по товарным поставкам для Таможенного союза. Но все это лишь предстоит сделать в будущем, а пока экономическая интеграция России, Казахстана и Белоруссии не только приносит России выгоды, но и оборачивается для нее колоссальными убытками в виде нелегального вывоза капитала.
Говоря о последних новостях, касающихся ЕАЭС, нельзя не отметить, что 27-28 ноября прошел Второй Казанский форум «Евразийская экономическая интеграция: достижения и проблемы». На этом форуме член коллегии ЕЭК Тимур Сулейманов сообщил, что c 2012 по 2013 год суммарный объем внутренних инвестиций в рамках ЕАЭС увеличился на 14%, поднявшись с $1,6 до $1,9 млрд.[11] Тимур Сулейманов подчеркнул, что такой рост взаимных инвестиций свидетельствует об уровне доверия и интеграции стран.
Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая интеграция между Россией, Белоруссией и Казахстаном активно развивается в течение последних лет. В целом, заметны положительные тенденции во взаимной торговле, а также во взаимном притоке инвестиций, однако присутствуют и проблемы, требующие решения. Такая интеграция должна способствовать развитию национальных экономик, обеспечению конкурентоспособности стран-участниц процессов евразийской интеграции на внешних рынках. Ожидается, что сотрудничество этих стран станет еще более активным и эффективным с началом функционирования Евразийского экономического союза.
[1] http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/bp.pdf
[2] По данным презентации «Формирование единого пространства движения капитала в рамках ЕЭП России, Белоруссии и Казахстана» Института экономики РАН (http://www.eabr.org/general/upload/Golovnin_Mikhail_Formirovanie_yedinogo_prostranstva….pdf)
[3] По официальным данным Евразийской экономической комиссии (http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/Brief_Statistics_Yearbook_2014.pdf) c. 72
[4] Государства — члены Таможенного союза и Единого экономического пространства: краткии статистическии сборник (второе издание); Евразии ская экономическая комиссия. — Москва: 2014. — с. 144.
[5] Исполнительный комитет СНГ,Основные интеграционные торговые
объединения мира: цели и перспективы развития: информационно-аналитическая записка/ исполнительный комитет СНГ. — 2014. — с. 3.
[6] Евразии скии экономическии союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. — М.,2014. — с. 204-207. [7] http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=Par_1597#CheckedItem
[8] http://www.cbr.ru/statistics/?Prtid=svs&ch=Par_1597#CheckedItem
[9] http://ria.ru/economy/20141128/1035637735.html
[10] Яковленко Д. Торговля пустотой //Эксперт. 2013г. №37. С.67-69
[11] http://провэд.рф/economics/customs-union/20975-obaem-vzaimnyh-investitsiy-v-eaes-vypos-na-14.html