«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России    |   
ISSN: 2713-0983

Инвестиционный климат арктической зоны Российской Федерации

В статье анализируются общие черты инвестиционного климата Арктической зоны Российской Федерации, его внутренняя структура (на примере анализа инвестиционного климата отдельных арктических регионов), а также выносятся предложения о возможных направлениях работы по его улучшению.

Ключевые слова: Арктика, Арктическая зона, инвестиционный климат.

V. Ruzakova. The investment climate of the Arctic zone of the Russian Federation

The article focuses on general characteristics of the investment climate of the Arctic zone of the Russian Federation, analyses its structure (through the example of the investment climate of certain arctic regions), and suggests potential areas of focus in the improvement work.

Key words: Arctic, Arctic zone of the Russian Federation, investment climate.

Обладая огромным ресурсным, транспортно-транзитным потенциалом, Арктика имеет стратегическое значение для экономического развития России. Социально-экономическое развитие арктических территорий — одна из важнейших современных задач нашей страны.

Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации», в Арктическую зону (далее — АЗ) РФ кроме расположенных в Северном Ледовитом океане островов, вошли: Мурманская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, часть территорий республик Коми и Саха (Якутия), Красноярского края и Архангельской области [10].

Представляется, что данные субъекты образуют специфический экономический регион, который объединяют ряд общих условий ведения экономической деятельности. Эти условия предопределяют и специфический характер факторов, формирующих инвестиционный климат всей АЗ РФ (см. табл. 1).

Таблица 1. Факторы инвестиционного климата Арктической Зоны РФ [1]


Виды факторов

Описание факторов

Позитивные

Негативные

Объективные

Географическое положение

Открытый выход в мировой океан (экспортные возможности), потенциал транспортно-логистических путей сообщения (СМП, Северный широтный ход)

Отдаленность от центральных регионов страны, низкая транспортная доступность

Специфика естественных условий: природная среда и коренное население

Высокий уровень потенциальных запасов полезных ископаемых, разнообразие и уникальность биоресурсов

Необходимость вложений в меры по охране окружающей среды, а также по сохранению традиционных условий жизни коренных народов Арктики

Климатические условия

Постепенное потепление

Экстремальные условия Крайнего Севера

Субъективные

Политико-правовой климат

Формирование согласованной политики и сотрудничества приарктических государств в рамках регионального взаимодействия; поощрительная политика федеральных и региональных властей РФ

Неопределенность налогового режима; недостаточная развитость нормативно-правовой базы

Развитость инфраструктуры

Наличие объектов нефтегазового комплекса, функционирование и строительство магистральных нефтепроводов большой протяженности (Заполярье-Пурпе), электростанций и т. д. Большое количество проектов находится на стадии разработки.

Устаревание существующей транспортной инфраструктуры и гидрометеорологического обеспечения хозяйственной деятельности.

Человеческие ресурсы

Сравнительно высокие качественные характеристики кадрового потенциала, включая уровень образования. Спрос на сравнительно более низкую заработную плату (в сравнении с арктическими регионами других стран).

Отток высококвалифицированных кадров. Необходимость выработки эффективных режимов труда в условиях Крайнего Севера (улучшения вахтового метода). Спрос на более высокие заработные платы (в сравнении с другими регионами РФ), вызванный сложностью условий труда.

Ключевыми принятыми в Российской Федерации программными документами по социально-экономическому развитию АЗ РФ являются «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и на дальнейшую перспективу» и утвержденная Правительством РФ 21 апреля 2014 г. государственная программа «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 г.». Согласно «Программе», в 2015 — 2020 гг. общий объем инвестиций в Арктическую зону России должен оценочно составит около 221,8 млрд рублей, причем государственная доля из них должна составить около 160,3 млрд рублей [9].

Среди способов привлечения остальных необходимых объемов финансовых средств, очевидно, — привлечение иностранных инвестиций. Здесь следует заметить, что, поскольку отраслевая структура иностранных инвестиций соответствует отраслевой структуре региона (около 90% направляется в добывающую и обрабатывающую промышленность), то иностранное финансирование неизбежно усиливает межотраслевые структурные диспропорции в регионе [3]. Тем не менее, ПИИ однозначно способны оказать преимущественно благотворное влияние на регион, повышая уровень занятости, научно-технического потенциала региона, оказывая общий мультипликативный эффект. (Специально подчеркнем, что в данной работе не рассматриваются такие аспекты экономики АЗ РФ, как оборонная промышленность и вопросы национальной безопасности).

Поэтому представляется, что при продуманном выстраивании инвестиционной политики, во влиянии на регионы АЗ РФ ПИИ будут преобладать положительные моменты.

Иностранные инвестиции в АЗ РФ: основные тенденции

1) Высокая инвестиционная привлекательность АЗ РФ (при положительных условиях объем иностранных инвестиций имеет тенденцию к росту; он быстро восстановился после кризиса 2008 г.) (См. прил. 3, 7)
2) Нестабильный характер иностранных инвестиций (высокая волатильность индекса физического объема иностранных инвестиций в субъекты АЗ РФ) (См. прил. 7)
3) Приоритет прямых инвестиций перед портфельными с тенденцией к росту (См. прил. 5). (Хотя в периоде 2000—2009 гг. эта динамика зачастую обусловливалась падением физического объема иных видов инвестиций, следует отметить, что за период 2010—2012 гг. в каждом из рассматриваемых субъектов хотя бы единожды наблюдается одновременное повышение физического объема инвестиций в субъект и доли прямых инвестиций в нем по сравнению с предыдущим годом).
4) Остается высокой доля «прочих» иностранных инвестиций, основную долю которых составляют кредиты (См. прил. 7). Эти показатели говорят о неготовности зарубежных инвесторов к рискам организации собственного производства на территории субъектов. Негативный эффект тенденции: во-первых, следующий из экономического смысла кредитования (обусловливает на перспективу необходимость изъятия из экономики поступивших средств в большем объеме, чем поступило изначально). Кроме того, как показывают сегодняшние события, кредитная составляющая иностранных инвестиций является наиболее уязвимой в случае неблагоприятных изменений политического климата (см. пункт 2).
5) Развитость экономических связей субъектов с зарубежными партнерами и преимущественная доля в инвестировании в субъекты АЗ РФ развитых стран (Франция, Германия, Нидерланды, Великобритания, страны Скандинавии, Япония и США) (см. прил. 6). Но следует оговориться: в регионе присутствует также высокая доля инвестиций и из офшорных зон (см. прил. 8). Следовательно, существует вероятность, что часть поступающего оттуда капитала является российским по своему происхождению.
6) Соответствие структуры иностранных инвестиций в субъекты АЗ РФ их отраслевой структуре экономики (преимущественно — добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, рыболовство и рыбоводство, торговля). Как уже отмечалось выше, с одной стороны, эта тенденция усиливает структурные экономические диспропорции в регионе, но с другой — предопределяет то, что основную финансовую поддержку получают наиболее перспективные и выгодные проекты.
7) Дифференцированность субъектов АЗ РФ как реципиентов иностранных инвестиций. Большинству агентством «Эксперт РА» присвоен рейтинг привлекательности 3B1 — пониженный потенциал — умеренный риск (прил. 9), но более частные показатели всех регионов значительно разнятся.

Далее предлагается подробнее рассмотреть инвестиционный климат Арктических регионов РФ на примере специфики внутреннего инвестиционного климата Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), Мурманской области и Чукотского АО.

1. ЯНАО занимает 3 место в АЗ РФ по своему инвестиционному потенциалу, 2 место среди наименее рискованных арктических субъектов России и 1 — по общему объему поступивших в 2013 г. иностранных инвестиций.

Следует также отметить, что Тюменская область, в состав которой входит округ, имеет сравнительно ограниченный уровень притока ПИИ из офшорных зон (26,53% в 2013 г.). Так, другие лидеры АЗ РФ по притоку иностранных инвестиций, как, например, Красноярский край или республика Саха (Якутия), привлекают из офшорных зон соответственно 72,68% и 96,9% от общего объема. В рамках Тюменской области приток ПИИ на душу населения в ЯНАО составляет 303,75 долл. США, что является вторым показателем в АЗ РФ после Архангельской области с учетом НАО (327,73 долл.). (Население ЯНАО — 541 612 чел. в 2013 г. [11] — в 12,5 раз превосходит население НАО, но при этом общий объем иностранных инвестиций, приходящийся на душу населения в ЯНАО уступает только НАО и только в 3 раза).

Рассмотрим инвестиционный климат ЯНАО как «лидера» АЗ РФ по привлечению инвестиций.

Общая площадь ЯНАО — 769,3 тыс. км2, и более половины его территорий располагается за Северным полярным кругом. За пятьдесят последних лет численность населения в регионе выросла в 8 с лишним раз, достигнув к 01 июля 2011 года 530,2 тыс. человек (0,38% населения России). Средний возраст жителя ЯНАО — 33 года [8].

Следует обратить внимание, что для ЯНАО, равно как для других, близких к нему по показателям субъектам, — Ненецкого автономного округа, Красноярского края, республики Саха (Якутия), — характерна такая черта, как неоднозначное институциональное положение территорий, относящихся к АЗ РФ. Так, ЯНАО относится к Тюменской области, НАО — к Архангельской области, в Якутии к арктическим отнесены только 11 улусов, в Красноярском крае — только Таймырский (Долгано-Ненецкий) муниципальный район, городской округ Норильск, муниципальное образование гор. Игарка Туруханского муниципального района.

К конкурентным преимуществам ЯНАО относятся: высокая платежеспособность внутреннего спроса; высокая бюджетная обеспеченность, определяющая возможность активного участия региона в инвестиционных процессах; высокое качество человеческого капитала; наличие развитой законодательной базы, направленной на поддержку инвестиционной деятельности; стабильная политическая обстановка; низкий уровень социальной конфликтности населения; формирование лидерства Ямало-Ненецкого автономного округа в арктическом регионе. К слабым сторонам ЯНАО относятся: слабо развитая транспортная инфраструктура, высокая стоимость электроэнергии, высокий уровень государственного участия в экономике, недостаточно развитая конкурентная среда, моноотраслевая структура экономики.

Согласно данным Эксперт РА, наиболее высоким потенциалом (более 1% от страны в целом) ЯНАО обладает по показателям «природные ресурсы» и «производственный потенциал».

Высокий уровень природно-ресурсного потенциала объясняется богатством природных ресурсов округа. Только на полуострове Ямал и в прилегающих акваториях открыто 11 газовых и 15 нефтегазоконденсатных месторождений, разведанные и предварительно оцененные (АВС1 + С2) запасы газа которых составляют около 16 трлн м3, перспективные и прогнозные (С3 — Д3) ресурсы газа — около 22 трлн м3. Запасы конденсата (АВС1) оцениваются в 230,7 млн тонн, нефти — в 291,8 млн тонн. На сегодняшний день добыча газа на полуострове Ямал составляет около 80% от общего объема добычи в России [6]. Кроме того, в районе Полярного Урала находятся перспективные месторождения марганцевых и хромовых руд, руд цветных и редких металлов (свинец, цинк, медь, молибден, сурьма, тантал, ниобий и др.), коренного и россыпного золота, баритов, фосфоритов, камнесамоцветного сырья. Минерально-сырьевые ресурсы Полярного Урала, по данным Института Экономики РАН, оцениваются в 200 миллиардов долл. США [2]. Автономный округ обладает самым большим стадом северных оленей в России и в мире — на 01 января 2011 года его поголовье достигло 660 тысяч голов. Кроме того, вылов в ЯНАО сиговых рыб (среди них омуль, муксун, чир, сиг, пыжьян, пелядь, ряпушка, тугун) составляет около 50% их вылова в Российской Федерации или 1/3 мировой добычи сиговых пород [8]. Велики в ЯНАО и лесные ресурсы (около 14% от общего запаса УРФО), но низкий выход деловой древесины и малая плотность древостоя делают целесообразной заготовку древесины при сегодняшнем уровне технологий только для внутренних потребностей округа.

По объему промышленного производства на душу населения Ямало-Ненецкий автономный округ занимает второе место в Уральском федеральном округе и третье место в Российской Федерации. Производственный сектор субъекта в основном представляет собой высокотехнологичные предприятия по добыче и переработке перечисленных выше природных ресурсов. При этом, как отмечается в инвестиционной стратегии субъекта, «долгосрочные перспективы развития экономики и приоритеты инвестиционной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках общероссийской системы разделения труда связаны с добычей углеводородного сырья». На добычу полезных ископаемых приходится более 88% промышленного производства региона. Общий инвестиционный потенциал проектов, реализуемых в топливно-энергетическом комплексе на территории Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года, оценивается почти в 8,0 трлн. руб. [8]. К одному из крупнейших проектов относится формирование нового российского центра по производству сжиженного природного газа на базе Южно-Тамбейского месторождения на восточном побережье полуострова Ямал («Ямал СПГ»). (Предполагаемый срок ввода завода в эксплуатацию — 2018 год). Наличие на полуострове Ямал и шельфе Карского моря месторождений химически богатого сырья (жирного газа, газового конденсата) определяет перспективность организации в регионе соответствующих нефтегазоперерабатывающих и нефтегазохимических мощностей.

В инвестиционной стратегии ЯНАО отдельное внимание уделено потенциалу инфраструктурного и транспортного развития. Во-первых, на полуострове Ямал ведется строительство одного из крупнейших пунктов Северного морского пути — порта Сабетта. Во-вторых, регион отличает необходимость налаживания внутреннего транспортного сообщения между параллельно формировавшимися в 1970-е гг. западным и восточным опорными промышленными районами. Наконец, наблюдается необходимость развития трубопроводного, железнодорожного, автомобильного транспорта в целях улучшения условий сообщения ЯНАО с другими регионами страны.

Финансовые риски в регионе гораздо ниже средних по России. По версии международного рейтингового агентства Standard&Poor’s Ямало-Ненецкий автономный округ входит в пятерку регионов с наивысшим кредитным рейтингом. Долгосрочный кредитный рейтинг Ямало-Ненецкого автономного округа по международной шкале — по обязательствам в иностранной валюте «BBB — », прогноз «негативный» — по национальной шкале «ruAAA». Данный рейтинг относится в категории, которую участники рынка обозначают как «инвестиционную» [8].

Такое сочетание потенциалов и рисков оценено в инвестиционной стратегии региона как предопределяющее возможность успешности на территории Ямало-Ненецкого автономного округа трех основных типов инвестиционных проектов. Первый тип — проекты, реализация которых ориентирована на удовлетворение той части внутреннего спроса региона, которая не может быть закрыта за счет товаров, привозимых извне («северный завоз»), а также на оказание услуг населению и бизнесу, инфраструктурное развитие. Второй тип — проекты, которые предполагают ориентацию на те виды продукции, производство которых внутри самого региона более экономически выгодно, нежели их транспортировка из других регионов страны. И третий — проекты, основанные на конкурентных преимуществах ЯНАО и ориентированные на его внешний рынок — российской и мировой. Именно третий тип проектов является наиболее привлекательным для иностранных инвестиций (в первую очередь, проекты по добыче полезных ископаемых привлекают инвестии крупнейших мировых нефтегазовых компаний). Так, например, при определении структуры финансирования проекта «Ямал СПГ» (60% акций принадлежит российской компании «Новатэк» и по 20% — французской Total и китайской CNPC), около 80% затрат пришлось на иностранных партнеров [5].

2. Мурманская область имеет средние показатели по уровню рисков, потенциала и привлекательности, притоку ПИИ на душу населения, в чем принципиально схожа с арктическими территориями республики Карелия, Архангельской областью и республикой Коми в составе городского округа Воркута (но при этом опережает их).
Структура потенциалов и рисков субъекта значительно отличается от ЯНАО. В первую очередь, Мурманская область является мощным транспортным узлом, имеющим незамерзающий порт в Баренцевом море, свободный выход к Европейскому и Американскому рынкам и надежно связанный с промышленно-развитыми регионами России сетью автомобильных и железных дорог, что обусловливает превосходство области по инфраструктурному потенциалу. Также, обладая существенно более высоким населением (771,1 тыс. чел.) [4], Мурманская область демонстрирует и более высокий трудовой потенциал.

Тем не менее, область имеет гораздо меньшую площадь (144 902 км2) и существенно менее богата природными ресурсами. Несмотря на значительность рыболовных угодий (годовой объем выпуска продукции колеблется в пределах 510 — 580 тыс. т) [4] и на то, что многие виды минеральных ресурсов Мурманской области относятся к редкоземельным и уникальным для Балтийского кристаллического щита [4] (мурманский индустриальный комплекс обеспечивает 100% производства в России апатитового, нефелеинового, бадделеитового концентратов, 45% производства никеля) [4], определяющую роль здесь, как видится, играет гораздо специфика обеспеченности углеводородными ресурсами. Основные нефтегазовые месторождения области располагается на шельфе Баренцева моря и характеризуются крайне высокими экономическими рисками при оперировании — примером «отталкивающего» опыта здесь может стать история разработки Штокмановского месторождения.

Обладая совместной границей с Финляндией и Норвегией, промышленность Мурманской области высоко интегрирована в так называемые «северные кластеры», за счет чего иностранные инвестиции характеризуются «качеством» и «выборочностью». Абсолютный показатель общего объема притока иностранных инвестиций — наиболее низкий в АЗ РФ (35 млн дол США в 2013 г.), но в то же время самым низким является и процент притока ПИИ в Мурманскую область из офшорных зон (13,23%). Кроме того, следует обратить внимание на тот факт, что за период с 2010 по 2012 г. В Мурманской области фактически произошла перестройка структуры привлекаемых иностранных инвестиций — от преобладания «прочих» к преобладанию «прямых». Примером крупнейших из последних вложений иностранных компаний в проекты области является инвестирование около 40 млрд. руб. в разработку месторождения Федорова Тундра, оператором которого является дочерние предприятие канадской компании «Barrick Gold» ЗАО «Федорово Рисорсес» [4].

Как представляется, относительное равенство уровней различных видов инвестиционного потенциала, а также принцип кластерного подхода предопределяют большую диверсифицированность основных отраслей инвестирования Мурманской области — добыча полезных ископаемых в данной структуре составляет меньше половины, а транспортная составляющая сбалансирована другими отраслями, некоторые из которых носят социальный характер (последние, тем не менее, практически не привлекают инвестиции из-за рубежа, получая финансирование из государственных программ).

3. Чукотский автономный округ является объективным «аутсайдером» по всем показателям, причем 100% поступивших в 2013 г. в регион инвестиций имели офшорный характер. Единственный из субъектов, получивший рейтинг привлекательности 3B2 (пониженный потенциал — высокий риск).

Чукотский автономный округ является субъектом, наиболее отдаленным от центральных регионов страны и имеющим наименее развитые связи с зарубежными партнерами. Основными инструментами реализации приоритетных инвестиционных проектов в рамках стратегического развития Чукотского автономного округа являются механизмы государственно-частного партнерства и осуществление государственной поддержки за счет бюджетных инвестиций, где последний путь играет ведущую роль.

В «Отчете о результате деятельности правительства Чукотского автономного округа в 2013 г." указано, что «реализация инфраструктурных проектов в сфере энергетики, транспорта, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального комплекса и социальной сферы предусматривает финансирование за счет средств федерального и регионального бюджетов», тогда как «проекты по освоению месторождений полезных ископаемых в зонах опережающего развития региона реализуются и планируются к реализации за счет привлекаемых внебюджетных инвестиций». Представляется, что это продиктовано низким общим инвестиционным потенциалом региона, где наивысшее значение имеет природо-ресурсный аспект, но и он значительно уступает рассмотренным выше субъектам АЗ РФ. Это объясняется тем, что основную долю природных ресурсов округа составляют минеральные природные ресурсы, не относящиеся к углеводородам — шельф восточных арктических морей представляет собой нефтегазовую провинцию, богатую запасами, но нерентабельную для освоения при сегодняшнем уровне технологий. В то же время отмечается, что вклад промышленности в ВРП Чукотского автономного округа в последние годы достиг 50%, что превосходит показатели большинства регионов России, северных территорий Канады и США (в 2013 г. ВРП региона составил 54,5 млрд руб) [7].

В результате, показатель физического объема иностранных инвестиций в регион крайне непостоянен и связан с развитием единичных промышленных проектов. Так, в инвестиционную стратегию округа входит привлечение частных инвестиций в развитие Баимской рудной зоны (ресурсный потенциал — свыше 27 млн. тонн меди и 2000 тонн золота) и Беринговского угольного бассейна на сумму до 150 млрд рублей и увеличение объема добычи полезных ископаемых частными компаниями в 5 — 6 раз [7]. Крупнейший проект в рамках Беринговского угольного бассейна — освоение месторождения «Бухта Угольная», подготовительный период которого начался в 2011 г. [7] Представляется, что именно это и стало, например, причиной скачка индекса физического объема иностранных инвестиций в регион (в % к предыдущему году) с 5,3 в 2010 г. до 1316 в 2011 г., отразившего общий рост объема иностранных инвестиций в тот период с 25 до 329 млн долл. США.

Кроме того, особенностью инвестиционного климата региона являются крайне высокие экономические и управленческие риски.

Еще не столь высокая активность навигации в восточной части Северного морского пути и специфика структуры ТЭК региона предопределяют, что на втором месте среди основных отраслей инвестирования после добычи ископаемых находится производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Таким образом, инвестиционный климат Арктической зоны Российской Федерации в общем характеризуется высоким спросом на инвестиции, большим инвестиционным потенциалом и высоким уровнем существующих экологических рисков.

При этом, рассматривая внутреннюю специфику инвестиционного климата в Арктической зоне России, можно выделить 3 группы регионов: европейские, обладающие сравнительно средним ресурсным потенциалом, но выгодным для развития транспортного сообщения и экономической интеграции со странами Скандинавии территориальным расположением; восточные, преимуществом которых являются колоссальные запасы природных ресурсов, а основным недостатком, напротив, — недостаточная развитость внутренней и внешней транспортной инфраструктуры, а также Чукотский автономный округ, имеющий в отличие ото всех регионов Арктической зоны России низкую инвестиционную привлекательность.

Иностранные инвестиции в Арктическую зону России имеют непостоянный характер, доля прямых в их структуре уступает прочим, а их влияние имеет неоднозначный характер: с одной стороны, они обеспечивают наиболее сложные проекты, оказывают мультипликативный эффект на экономику регионов и являются фактором технологического и научного обмена, а с другой — усиливают экономические диспропорции в Арктике, будучи в основном направлены на «сырьевые» проекты. В то же время, для большинства регионов Арктической зоны Российской Федерации второй по привлекательности для инвестирования отраслью является транспорт и связь — во многом за счет прохождения вдоль их побережья Северного морского пути.

Поэтому представляется, что приоритетными направлениями работы по улучшению инвестиционного климата в Арктической зоне могут стать: 1) поиск путей понижения экологических рисков при реализации промышленных проектов в Арктике; 2) осуществление мер для увеличения привлекательности инфраструктурных проектов для иностранных инвесторов; 3) реализация государственных бюджетных программ поддержки развития Чукотского автономного округа в целях снижения в субъекте управленческих и экономических рисков.


Список использованных источников и литературы

  1. Л.М.Болсуновская, Ю.А.Болсуновская. Влияние рисков на инвестиционный потенциал арктического континентального шельфа Российской Федерации. Известия Томского политехнического университета, 2012 г.
  2. Материалы заседания Государственной Думы от 25 февраля 2010 г. Электронный ресурс. URL: [http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=2&ved=0CCMQFjAB&url=http%3A%2F%2Fwww.komitet2-21.km.duma.gov.ru%2Ffile.xp%3Fidb%3D974319%26fn%3D%25D0%25E5%25EA%25EE%25EC%25E5%25ED%25E4%25E0%25F6%25E8%25E8%2520250210.zip%26size%3D23498&ei=NaqEVK-NFqTMygPX44KQDw&usg=AFQjCNGLgzXPevE-0PQ6gng2GNCQSjzlSQ&bvm=bv.80642063,d.bGQ&cad=rjt]. Дата обращения: [15.11.2014].
  3. Мякшин В.Н. Оценка влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие Северо-Арктического региона. Вестник ЮУрГУ, № 44, 2012 г.
  4. Официальный инвестиционный портал Мурманской области. Электронный ресурс. URL: [http://invest.gov-murman.ru/]. Дата обращения: [15.11.2014].
  5. Официальный сайт компании «Новатэк». Электронный ресурс. URL: [http://www.novatek.ru/ru/press/releases/index.php?id_4=812]. Дата обращения: [15.11.2014].
  6. Официальный сайт ОАО «Газпром». Электронный ресурс. URL: [http://www.gazprom.ru/about/production/projects/mega-yamal/]. Дата обращения: [15.11.2014].
  7. Официальный сайт Чукотского автономного округа. Электронный ресурс. URL: [http://www.chukotka.org/power/investment_projects]. Дата обращения: [15.11.2014].
  8. Официальный сайт Ямало-Ненецкого автономного округа. URL: [http://invest.yanao.ru]. Дата обращения: [15.11.2014].
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 336 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года". Электронный ресурс. URL: [http://www.rg.ru/2014/04/24/arktika-site-dok.html]. Дата обращения: [15.11.2014].
  10. Указ Президента Российской Федерации «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». Электронный ресурс. URL: [http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70547984/]. Дата обращения: [15.11.2014].
  11. Федеральная служба государственной статистики. Электронный ресурс. URL: [http://www.gks.ru]. Дата обращения: [15.11.2014].

[1] На основе переработанных и дополненных материалов из источника 1.
alt