«Мировое и национальное хозяйство»
«World and National Economy»

Издание МГИМО МИД России |
ISSN: 2713-0983 |
MGIMO-University

Китай в международном экспорте капитала

В 2014 году Китай вышел на третье место в мире по вывозу капитала за рубеж. В настоящей статье предпринята попытка разобраться в роли государства в данной сфере экономики, а так же попытка проанализировать отрасли и страны приложения ПЗИ Китая.

Ключевые слова: Прямые Зарубежные Инвестиции, КНР, экспорт ка питала, ПИИ, политика «выхода за рубеж», отраслевое и региональное приложение китайских ПЗИ.

In 2014 China took the third place of the world «s biggest capital exporters. In this article we have made an effort to estimate the role of government in the this economic sphere and also to analyse sectors and countries of China>

The article focuses on the influence of the integration associations on the post-Union space on capital flow within Russia, Belarus and Kazakhstan.

Key words: foreign>

Китайская Народная Республика — первая по численности населения, вторая по размерам экономики, третья по территории и вторая по привлечению иностранных инвестиций страна мира, так же занимает лидирующее место среди стран, экспортирующих свой капитал за рубеж. КНР имеет огромный удельный вес в мировой экономике, обладает большим запасом как трудовых, так и минеральных ресурсов, показывает высокие темпы экономического роста. Приведем некоторые показатели, характеризующие экономику Китая.

  • ВВП Китая 9,5 трлн

2010

2011

2012

2013

5,930,502,270,317

7,321,891,954,613

8,229,490,030,098

9,240,270,452,050

  • Прирост ВВП Китая в 2013 году — 7.7%

Сравнительная таблица прироста ВВП Китая, Германии и России за последние годы [1]

 

2010

2011

2012

2013

Китай

10.4

9.3

7.7

7.7

Германия

4.0

3.3

0.7

0.4

Россия

4.5

4.3

3.4

1.3

Сравнительный график прироста ВВП в мире и в Китае [2]

alt
— ВВП Китая на душу населения составляет 6807 $

— ВВП Китая по отраслям :

  • сельское хозяйство (9.7%),
  • промышленность (46.6%),
  • сфера услуг (43.7%)

— По данным WEF 2014 Китай занимает 28 место в рейтинге стран по конкурентоспособности с показателем 4.9.

— По данным МВФ по предварительным итогам к концу 2014 года доля Китая в мировом ВВП составит 16,48% (17,632 трлн долларов), тогда как доля США — 16,28 (17, 416 трлн долларов).

Таким образом, мы видим, что КНР показывает довольно уверенные темпы роста ВВП и вообще является одной из мощнейших экономик мира.

Но так было не всегда. Китай начал свой путь индустриализации в 1950-е годы с создания крупных предприятий и становления базовых отраслей промышленности. Однако к концу 1970-х годов экономика все еще находилась на начальных этапах промышленного развития. Что же повлияло на столь быстрый рост экономики КНР?

Китай смог осуществить правильную поэтапную политику постепенного рыночного реформирования экономики (политика «выхода за рубеж» в рамках индустриальной политики с конца 1970-х годов проходила в 3 этапа

  1. «дверь открыта» 1978-1991 гг,
  2. «приглашаем приходить» 1992-2001 гг,
  3. «выход за рубеж» 2002-наст вр.)

Во-первых, Китаю удалось по более низкой социальной цене привлечь уже имеющиеся передовые технологии для развития своей промышленности.

Во-вторых, с заимствованием технологий увеличился промышленно технологический импорт, а далее Китай умело совместил импорт готовой продукции с увеличением ПИИ в специально созданные экономические зоны. («дверь открыта»).

В-третьих, Китай смог умело распорядиться ПИИ, использовав их, главным образом, на развитие собственной промышленности и увеличение производственных мощностей, что способствовало формированию потенциала для образования средств, которые в дальнейшем превратились в ПЗИ. («приглашаем приходить» — концентрация высокопроизводительного капитала, стимулирующего экспорт. Благодаря первым двум этапам наблюдался устойчивый макроэкономический эффект — удвоение производительности труда в экспортных областях, 6% прирост среднедушевых доходов по стране.)

При этом одним из основных двигателей новой индустриализации служил экспорт и стремление к увеличению экспортных доходов для того, чтобы рассчитываться за импорт иностранных технологий. Цели расширения экспорта повлияли на развитие всей экономики в целом. Увеличение экспорта повлекло за собой увеличение масштабов экономической деятельности в стране, что способствовало улучшению показателей производительности труда и повышению конкурентоспособности китайской промышленности. В условиях глобализации у китайского экспорта открылся более широкий доступ к зарубежным рынкам, что способствовало увеличению экспортной прибыли, часть которой формировало ПЗИ Китая и тем самым обеспечивало стране доступ к новым источникам технологического опыта и сырья.

Следует обратить внимание, что ТНК являются основными источниками прямых зарубежных инвестиций Китая как следствие этапа «выход за рубеж». Основной внешнеэкономической целью данной стратегии было превратить КНР в глобального инвестиционного игрока, готового работать на зарубежных рынках и, в перспективе, лидировать в данной области. Для достижения этих целей создаются на основе госпредприятий мощные торгово — промышленные объединения — основы будущих Китайских ТНК [3].

Благодаря данной политике КНР вышла в 2013 году на второе место в мире по экспорту иностранных инвестиций. (диаграмма стран с наибольшим оттоком ПИИ, доклад о мировых инвестициях 2014 год) [4].

alt

Этапы формирования

В 1978 году в Китае стала проводиться «политика реформ и открытости», с целью коренного изменения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Данные изменения принято делить на 3 основных этапа, прошедших 30-летний путь рыночной трансформации. Также выделяют еще один, четвертый, кризисно-послекризисного этап. Он может быть назван «этапом зарубежной экспансии» (вторая половина 2007 — по настоящее время).

1 этап (1979-1991 гг.).

Главная цель данного подэтапа — накопление валютных поступлений и предотвращение нежелательного оттока валюты (при этом вся валютная выручка является собственностью государства и поступает в его распоряжение).

В 1979 г. Госсовет издал первый политико-правовой документ «13 пунктов», заложивший юридические основания для зарубежного инвестирования в рамках политики открытости. В этом же году были созданы 4-х свободные экономические зоны (Шеньчжень, Чжухай, Шаньтоу, и Сямеэнь). Создаются компании, уполномоченные на экспорт китайского капитала, такие как CITIC (Китайская международная трастово-инвестиционная компания) — 1979 г., Minmetals — Китайская национальная компания по импорту и экспорту металлов и минералов (1980 г.) и многие другие.

По официальным статистическим данным КНР, количество инвестпроектов достигло 3100 в 1989 г., 5175 в 1990 г. и 9405 в 1992 г.. Из них 70 % всех инвестиций направлялись в развитые страны, 30 % — в развивающиеся.

2 этап (1992 — 2001 гг.)

На этом этапе возрастает стоимость инвестиционных проектов, а также стимулируется их рыночная активность. Благодаря политике либерализации, количество инвестдоговоров выросло с 9405 в 1992 г. до 25955 в 1998 г., а находящиеся в обороте инвестсредства увеличились с 304,9 млн. долл. до более 1 млрд. долл., соответственно.
Основная доля инвестиций пришлась на развитые страны — 59% (из них: Канада — 18,3%, США — 17,5% и Австралия — 16,3%), а развивающиеся страны — 41%.
В декабре 2001 г. Китай был принят в члены ВТО, что не могло не сказаться на развитии китайских инвестиций.

Нельзя не отметить, что важной задачей на данном этапе было показать экономическую силу Китая всему миру, а также адаптировать экономику Китая к условиям предстоящего членства в ВТО.

Необходимо было обеспечить широкое участие китайских инвестиций в процессах транснационализации. В связи с этим внимание КНР в большей степени переориентируется на развивающиеся страны (рост на 22 %). Приоритетным направлением становится Африка (прирост 9 %), Латинская Америка и Карибский бассейн (+ 7 %), Южная, Восточная и Юго-Восточная Азия (+ 5 %). При этом ПЗИ в США снизились на 13 % и т.п. Общее число заключенных инвестдоговоров увеличилось с 21126 в 1999 г. до 39400 в 2001 г. в 149 странах мира. Средняя сумма одного проекта выросла до 2,6 млн. долл.

alt

3 этап (с 2002 г.)

В 2004 году Госсоветом была проведена реформа, направленная на защиту китайских ПЗИ. В связи с этим, право вести зарубежную ИД предоставляется предприятиям, которые:

  1. Занимаются ВЭД не менее 3-х лет;
  2. Вышли на внешнеторговый оборот, превышающий 50 млн. долл. с долей экспорта не менее 10 млн. долл.;
  3. Довели уровень экспорта в страну — предполагаемого реципиента ПЗИ, до суммы не менее 3 млн. долл. в год в течение последних 3-х лет.

В 2006 г. Госсовет сформировал критериальную основу к оценке эффективности ПЗИ. Приоритетными считаются инвестпроекты, направленные на:

  1. стимулирование китайского экспорта;
  2. повышение технического и научно-технологического потенциала китайских компаний.

Как результат, планировалось, что деятельность в сфере прямых зарубежных инвестиций станет более прозрачной и децентрализованной.

4 этап (2007 г. — настоящее время)

Этот этап может быть назван «этапом зарубежной экспансии».

В 2007 г. утверждается новая система правил, ужесточающих требования к ПЗИ и запрещающих их в случаях:

  1. нанесения ущерба государственному суверенитету, безопасности или интересам КНР;
  2. противоречия законодательству или политике КНР;
  3. угрозы нарушения международных обязательств КНР;
  4. вывоза запрещенных товаров или технологий;
  5. создания условий для совершения международных преступлений.

Правовое регулирование

К системе центральных органов, регулирующих экспорт капитала, относятся: Государственный Совет КНР (Центральное народное правительство (Госсовет)), Государственное управление валютного контроля (ГУВК), Министерство по делам торговли (формальное название Министерства коммерции (МК)), Народный банк Китая (НБК), Государственный комитет развития и реформ (ГКРР) иКомиссия по государственному управлению и контролю (КГУК).

Госсовет

  • разработка законопроектов и постановлений
  • осуществляет общее макроуправление внутренним и внешним развитием национальной экономики.

ГУВК было создано в 1979 году и находится в подчинении НБК.

  • регулирование рынка иностранной валюты
  • эффективное управление золотовалютными резервами (ЗВР) Китая
  • несет основную ответственность за использование всей иностранной валюты в проектах ПЗИ.

Министерство по делам торговли КНР, называемое также Министерством коммерции (МК)

  • осуществление надзорных функций
  • организаци внутренней и внешней торговли
  • ответственность за утверждение крупных проектов китайских ПЗИ.
  • контроль инвестпроектов, чей объем превышает 1 млн. долл., а также инвестиционных соглашений на сумму более 500 тыс. долл.
  • право вето в случае сомнения в легитимности или целесообразности тех или иных инвестпроектов.

Народный банк Китая (НБК), созданный в качестве Центрального банка в 1983 г. и находящийся под непосредственным руководством Госсовета, несет ответственность за:

  • общую финансовую политику,
  • правила и взаимоотношения с международными финансовыми организациями, включая Всемирный банк.

Стоит отметить, что основной чертой китайской экономики является ее управляемость. Начиная с 1978 года, правительство осуществляет рациональное макроэкономическое управление инвестиционной деятельности своих компаний зарубежом. Главные приоритеты политики КНР направлены на модернизацию национальной экономики и ее глобальной интеграции с другими странами на китайских условиях. Итак, за 30 лет КНР перешла от практически полного запрета на вывоз капитала до всемерного правительственного стимулирования зарубежной инвестиционной активности своих предприятий.

Динамика инвестиций

Инвестиции Китая за рубеж постоянно увеличиваются, о чем можно судить по таблице, составленной на основе доклада о мировых инвестициях за 2014 год [5].


alt
На данном слайде представлена таблица, показывающая объемы инвестиций Китая в различные страны мира. Лидером безусловно является Гон Конг, получивший в 2013 году 62 миллиарда долларов. Далее следуют Кайманские острова, в которые Китай инвестировал 9 миллиардов долларов США. В США было инвестировано почти 4 миллиарда, в Австралию — 3,5. Виргинские острова получили 3 миллиарда долларов. Инвестиции в Сингапур составили 2 миллиарда, Россия, Великобритания и Канада получили по 1 миллиарду долларов США [6].

alt

Инвестиции КНР по секторам. Наиболее привлекательными для Китая являются горная промышленность, торговля, финансовая сфера и бизнес [7].

alt
Выводы

Вывоз капитала в форме прямых зарубежных инвестиций — одна из основных причин столь быстрого роста экономики КНР. Сумев грамотно распорядиться ПИИ из-за рубежа, правительство Китая не только стало развивать различные отрасли экономики, но и сделало так, чтобы ПИИ способствовали накоплению достаточного количества капитала для вложения его в другие страны мира. Китай, как и многие другие страны, предпочитает вкладывать свой капитал в страны с устойчивой экономикой, которые могут гарантировать прибыль. Так же и отрасли для инвестирования Китай выбирает из этих же соображений, поэтому больше инвестиций от КНР получают те отрасли, способные отдать и приумножить вложенный капитал.

Мировой финансовый кризис негативно отразился на экспорте капитала в 2008 и 2009 гг. гг. По данным ЮНКТАД, отток мировых ПИИ сократился с 1,929 трлн дол. в 2008 г. до 1,101 трлн дол. в 2009 г., но в г. вырос до 1,320 трлн дол. Несмотря на мировой финансовый кризис, Китай в 2009 г. занял ведущее место в экспорте капитала, вошел в двадцатку крупнейших инвесторов мира и явился лидером в вывозе прямых иностранных инвестиций среди стран Юго-Восточной Азии.

Начиная с практически полного отсутствия инвестиционной активности в российском направлении, по накопленным на конец 2009 года инвестициям в России, КНР становится 6-м по значимости инвестором российской экономики. Однако общий объем накопленных в России китайских прямых инвестиций, немного превышающих 10 млрд. долл., определяет относительную долю в российском списке стран-инвесторов на уровне менее 4%. Эти данные, а также динамика роста китайских ПЗИ в России, свидетельствуют о явном отставании российско–китайского инвестиционного сотрудничества.

Для наращивания китайских инвестиций в Россию необходимо «повысить прозрачность экономического законодательства и улучшить инвестиционный климат для китайского капитала». Эта, наиболее распространенная в КНР точка зрения, собственно, и мешает инвесторам из Поднебесной продвинуться в нашей стране за пределы скупки долей в энергопроектах. Китайские бизнесмены, даже обладающие необходимым для этого капиталом, не владеют необходимой информацией о том, в какие именно российские регионы и в какие конкретно российские проекты целесообразно вкладывать средства. В настоящий момент взаимные капиталовложения составляют примерно 5 млрд долл., что ни в коей мере не соответствует стратегическому характеру взаимоотношений между двумя странами. При этом китайский бизнес по-прежнему готов к крупным вложениям в российский внутренний рынок.

Дополнительные усилия будут направлены на организацию межрегионального российско-китайского сотрудничества, который позволит сориентировать китайских инвесторов на российском рынке. Взаимными усилиями российское и китайское деловое сообщество, с помощью Посольства КНР в РФ и Посольства РФ в КНР, выведут эту работу на новый уровень, невзирая ни на какие кризисы.


Библиография


2) www.worldbank.org
3) www.stats.gov.cn
4) www.unctad.org

[1] Source:www.worldbank.org
[2] Source:www.worldbank.org
[3] Сенюк Н.Ю. «ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ КИТАЯ ЗА РУБЕЖОМ» : дис. Канд.экон. наук /МГИМО. — М., 2012. — 245 с.
[4] Source : www.unctad.org
[5] Source : www.unctad.org
[6] www.stats.gov.cn
[7] www.stats.gov.cn