Реализация этанолового проекта в Бразилии: тенденции и перспективы
В статье анализируются тенденции и перспективы многолетних планов развития производства этанола в Бразилии.
Ключевые слова : Бразилия , этанол
E. Pankov Ethanol project in Brazil: trends and prospects
Article comments trends and prospects of production of ethanol in Brazil.
Key words : Brazil , ethanol
Бразилия, наряду с США, является лидером в производстве и продажах на мировой рынок сравнительно нового топлива — этанола (этилового спирта). Нынешняя ситуация в мире развития технологий альтернативных источников энергии, в частности биотоплива, весьма актуальна для Бразилии. По мнению бразильских правящих кругов, реализация этанолового проекта может не только вывести страну на лидирующие позиции в мире в области альтернативной энергии, но и играть одну из ключевых ролей в экономическом развитии Бразилии.
Толчком к активным исследованиям производства этанола послужила арабо — израильская война в начале
Оценивая масштабы бразильской сахарной индустрии, важно отметить, что здесь сложились самые выгодные в мире условия для превращения Бразилии в «этаноловую Саудовскую Аравию». Сахарный тростник является наиболее «калорийной» культурой из всех растений, которые служат для производства биотоплива. Так, с одного гектара, засеянного тростником, в среднем получают 7 тыс. литров этанола. В свою очередь, США, которые производят этанол из кукурузы, могут получить лишь 3800 литров, а ЕС, перерабатывая свеклу, только 2500 литров. Кроме того, генетические исследования, проведенные Национальной ассоциацией производителей сахарного тростника, показали повышенную устойчивость этой культуры к вредителям, а также к засухе.
Из таблицы видно, что по общему количеству производимого топливного этанола, США опережают Бразилию в полтора раза. Однако энергетический баланс бразильского этанола в 7 раз превышает баланс американского биотоплива. Другими словами, несмотря на то, что Бразилия производит меньше этанола, он является более качественным и эффективным в энергетическом плане. Примечателен и тот факт, что в Бразилии, в отличие от США, реализация этанолового проекта не субсидируется государством, а полностью самоокупается. Все это означает, что производство этанола из сахарного тростника в Бразилии гораздо выгодней, чем в США из кукурузы.
Прибыльность также достигается тем, что в Бразилии зарплата рабочего, занятого в тростниковой отрасли, гораздо ниже зарплаты американского рабочего, что естественно снижает издержки производства.
Весьма велики социальные аспекты этанолового проекта. Его реализация играет значительную роль в снижении безработицы, создании социальной инфраструктуры для тысяч бразильских семей. Более 90% предприятий этой отрасли обеспечивают работников услугами здравоохранения, транспортом и коллективным страхованием жизни. На 80% предприятий функционируют свои собственные столовые и аптеки.
Кроме того, использование этанола в качестве топлива снижает выбросы парниковых газов в атмосферу в среднем на 85%, что оказывает положительное влияние на окружающую среду.
Следует отметить, что при необычайно высоком рейтинге темы биотоплива, ряд бразильских ученых и политиков предостерегают от идеализации его оценок. Их критические комментарии сводятся к тому, что выделение плодородных земель для производства биотоплива не может продолжаться вечно. Ученые опасаются, что значительное внедрение химических средств, необходимых для производства этанола, может привести к загрязнению почв и грунтовых вод.
Стоит также опровергнуть заявления о том, что расширение этаноловой промышленности и увеличение посевных площадей ведет к процессу обезлесения Амазонии. Согласно аналитическим данным, проблема исчезновения лесов Амазонии никак не связана с ростом этаноловой промышленности. Так, в конце
К социальной группе опасений относится также возможность массового разорения мелких сельских производителей. Их земли могут скупаться для выращиваниябиоэнергетических культур.
Вместе с тем, по мнению экспертов ФАО, расширение производства биотоплива на основе растительных культур напрямую не влечет за собой отрицательных социальных последствий. Как утверждается, причины такого явления, как недоедание, кроются в Бразилии не в недостатке продовольствия, а в наличии проблем, связанных с доступом населения к продуктам питания. Таким образом, производство этанола с точки зрения негативных социальных последствий многие ученые и эксперты считают недоказанным.
Главная ценность этанола заключается в том, что он может служить топливом для транспортных средств. В 2003 году была изобретена система
Настоящей топливной революцией стало производство биотоплива для авиации. В 2005 году крупнейшая авиакомпания Бразилии Эмбраер сделала первые шаги в этом направлении — выпустила самолет на базе биотоплива. Модель такого самолета проигрывает по стоимости его конструирования и скорости расходования топлива. Однако 1 литр использованного им этанола в три раза дешевле обычного авиатоплива. Вместе с тем, бразильские ученые полагают, что спирт — это не лучшая основа для авиатоплива. Гораздо предпочтительнее являются растительные масла, из которых можно синтезировать авиабиокеросин (АБК), что значительно удешевит авиаперевозки и повысит мобильность населения.
Несмотря на открытие в стране больших запасов нефти, Бразилия стремится выйти в мировые лидеры по производству и экспорту этанола. Вместе с тем, важно признать, что одной из главных проблем этаноловой промышленности является нестабильность выпуска этанола и его поставок. Так, в 2008 году экспорт бразильского этанола достиг почти 5 млрд. литров, а в 2014 году упал до 1, 7 млрд. литров. По мнению международных экспертов, основная причина состоит в том, что выращивание сахарного тростника в 2013 году происходило в крайне неблагоприятных климатических условиях. Тем не менее, в стране работают несколько научно — исследовательских институтов, которые уже достигли немалых успехов в области урожайности сахарного тростника и его адаптации к болезням и природным условиям.
Одновременно Бразилия вырабатывает новую стратегию экспорта биотоплива, стремясь освободиться от привязки к странам- основным производителям этанола и бразильским конкурентам на мировом рынке, которыми являются США и Евросоюз. В частности, одним из наиболее успешных направлений данной стратегии является диверсификация поставок топлива за счет переориентации продаж этанола на азиатский рынок, в первую очередь, в такие страны, как Южная Корея, Япония, Индия, Филиппины. Так, в 2013 году Южная Корея закупила у Бразилии 443 млн. литров этанола, что в 3,5 раза больше по сравнению с 2012 годом.[4]Среди европейских стран следует выделить Голландию, чей импорт бразильского этанола вырос в 2013 году на 25%.[5]
Наиболее серьезным препятствием для быстрого развития этаноловой промышленности является недостаточный рост инфраструктуры и транспорта внутри Бразилии. А это, в свою очередь, сковывает поставки на внешний рынок. Дело в том, что главным средством транспортировки этанола по стране служит автомобильный транспорт, на который приходится 62% перевозок биотоплива. В то же время на трубопроводный транспорт — наиболее быстрый и удобный — приходится лишь 2%. Кроме того, слабо используется железнодорожный и водный транспорт — 24% и 14%. В связи с этим в последние годы стали разрабатываться планы по развитию логистики и созданию новых линий транспортировки этанола. Так, по новому проекту, который берет начало в 2011 году, предусматривается строительство почти 1,5 тыс. км. трубопровода, который будет проходить через 45 муниципальных центров. Подсчитано, что пропускная способность этого трубопровода составит 20 млрд. литров этанола в год.
Внешние поставки этанола в значительной степени зависят от успеха на переговорах, на которых Бразилия стремится достичь снятия защитных барьеров, ограничивающих экспорт ее этанола. Для многих стран — импортеров этанола Бразилия, наряду с США и ЕС, является ведущей страной, обладающей собственными уникальными технологиями и развитой исследовательской базой по изучению альтернативного топлива.
Представляется, что бразильский опыт в развитии биотопливной промышленности весьма полезен и России.
[2] http//www.en.wikipedia.org/wiki/Ethanol_fuel_in_Brazil
[3] Sugarcane ethanol: producing sustainable food and fuel. UNICA,London,March,2012
[4] http://www.unicadata.com.br/
[5] Ibid.