Автомобильная промышленность Франции
В статье анализируются история и современное состояние автомобильной промышленности Франции.
Ключевые слова: экономика Франции, автомобильная промышленность, «Renault», «Peugeot Сitroën»
J.Komissarova. French automobile industry
The article analyses the history and the modern state of the French automobile industry.
Key words: French economy, automobile industry, «Renault», «Peugeot Сitroën»
Возникновение французской автомобильной промышленности относят к 90-м гг. XIX в. Изначально это были небольшие предприятия, часто представлявшие собой перепрофилированные мастерские. Так, например, мастерская «Peugeot» до автомобилей выпускала последовательно изделия из металла (часовые пружины, полотна для пил, кофейные мельницы и пр.) и велосипеды.
К 1914 г. во Франции насчитывалось уже 155 автомобилестроителей (30 в 1900 г.), в 1913 г. страна занимала 2-е место в мире по производству автомобилей (после США) и 1-е место по их экспорту.[1] Быстрый прогресс определялся целым рядом фактором, среди которых следует упомянуть заметный рост внутреннего спроса, стратегию ведущих предприятий отрасли и успехи французских конструкторов. Спрос увеличивался благодаря распространению такси и автобусов, которые улучшали транспортную доступность сельских регионов, расширению круга клиентов отрасли за счет жителей деревень. В этих условиях отдельные предприятия стремились наращивать свои мощности. Например, если в 1898 г. на предприятиях «Renault» работало всего 6 человек, то к 1913 г. их число выросло до 4 тыс., производство увеличилось соответственно с 6 до 4,5 тыс автомобилей в год.[2]
В последующем, на протяжении всего XX в., для французского автомобилестроения были характерны быстрый рост производства и его и концентрация, а после Второй мировой войны – централизация капитала. Так, если в 1938 г. во Франции было произведено 227 тыс легковых автомобилей, то к концу века ежегодный выпуск достиг 3 500 тыс.[3], причем производство почти полностью сосредоточилось в руках двух групп («Renault» и «Peugeot Citroën»).
Автомобильная промышленность традиционно занимает важное место в экономике Франции. В настоящее время на предприятиях отрасли внутри страны работает 226 тыс человек, или 7% занятых в промышленности. На автомобилестроение приходится 9,5% товарного экспорта и 9% импорта Франции, 15% совокупных расходов на НИОКР (5,9 млрд евро)[4].
Таблица 1.
Основные показатели деятельности французских автомобилестроителей
|
1997 |
2007 |
2013 |
2014 |
Производство, тыс шт. в т.ч. во Франции |
3 979 |
6 131 |
5 539 |
5 679 |
2 493 |
2 518 |
1 445 |
1 503 |
|
Доля в мировом производстве автомобилей («Renault» и «Peugeot Citroën»), % |
-* |
- |
6,3 |
6,3 |
Численность занятых в мире («Renault» и «Peugeot Citroën»), тыс чел |
- |
- |
317 |
307 |
Мировой товарооборот («Renault» и «Peugeot Citroën»), млрд евро |
- |
- |
95 |
94,7 |
Продажи за пределами Франции, тыс. шт. |
2 802 |
4 659 |
4 354 |
4 516 |
Доля внутреннего рынка, % |
- |
- |
55,6 |
57,1 |
* Отсутствуют сопоставимые данные.
Составлено по: Industrie automobile française, analyse et statistique 2015 / Comité des Constructeurs Français d’Automobiles. P. 4-5 (доступ через сайт www.ccfa.fr)
В 2014 г. мировое производство французских автомобилестроителей достигло 5,7 млн. машин, лишь 26,5% которых было выпущено в пределах национальных границ (в 1997 г. этот показатель превышал 60%). Около 80% всех произведенных автомобилей были проданы на зарубежных рынках против 70% в 1997 г. В целом, статистические данные, представленные в таблице, подтверждают тот факт, что ведущие автомобильные компании Франции, продолжая рассматривать внутренний рынок как важное направление своей деятельности (см. также табл. 2), вынуждены в условиях ужесточения конкуренции усиливать присутствие на зарубежных рынках, прежде всего за счет расширения производства за пределами страны.
Таблица 2.
Доля французских и иностранных автомобилестроителей в совокупном количестве
новых личных автомобилей, зарегистрированных во Франции, %
|
2012 |
2013 |
2014 |
Французские группы, в т.ч. |
52,6 |
53,4 |
55,3 |
PSA Peugeot Citroën |
30,1 |
29,5 |
29,9 |
Renault (вкл. Dacia) |
22,3 |
23,9 |
25,4 |
Иностранные группы, в т.ч. |
47,4 |
46,6 |
44,7 |
Volgswagen |
13,8 |
13,7 |
13,4 |
Nissan |
3,7 |
3,5 |
3,8 |
Toyota |
3,7 |
4,2 |
3,9 |
GM |
5,1 |
4,5 |
3,6 |
Ford |
4,8 |
4,2 |
4,2 |
Fiat |
3,3 |
3,5 |
3,5 |
BMW |
3,7 |
3,7 |
3,7 |
Huyndai |
3,3 |
3,3 |
2,5 |
Всего |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Источник: www.insee.fr
Французская автомобильная отрасль сильно монополизирована: компании «Renault» и «Peugeot Citroën» обеспечивают практически все мировое производство национального автомобилестроения.
Компания «Renault» была основана в 1899 г. братьями Рено; в 1921 г. она приступила к серийному производству автомобилей (запущен первый конвейер в Булонь-Бийанкуре). В 1945 г. компания была национализирована, а с 1993 г., с началом второго этапа приватизации во Франции, отмечалось последовательное сокращение доли государства в ее капитале (сейчас она составляет 15,01%).
С начала 1990-х гг. группа «Renault» активно участвовала в международных слияниях и поглощениях и стратегических альянсах, в результате чего к началу XXI в. возглавила одну из основных групп капитала, сложившихся в мировом автомобилестроении.
В 1999 г. группа «Renault» создала стратегический альянс с японской корпорацией «Nissan». В рамках альянса «Renault» приобрела 36,8% акций японской компании, а «Nissan» – 15% акций «Renault». На момент слияния «Nissan» находилась в сложном финансовом положении: ее доля на мировом рынке сократилась с 6,6% в 1991 г. до 4,9% в 1999 г.[5], а задолженность превышала 22 млрд долл[6]. Сотрудничество в рамках альянса способствовало финансовому оздоровлению «Nissan», позволило ей расширить свою деятельность в Западной Европе и Латинской Америке. «Renault», в свою очередь, вышла на рынки Северной Америки, Японии, стран АТР, Австралии и Океании, а также получила доступ к производственным мощностям японской корпорации.
В настоящее время между партнерами налажена гибкая система взаимодействия. Так, например, производственная интеграция привела к использованию общих платформ, комплектующих, а также производственных мощностей партнеров для совместных проектов в тех странах, где независимое производство является экономически нецелесообразным. Компании разработали единую систему обмена информацией и унифицировали нормы электронного документооборота, что способствовало оптимизации управления. Произошло объединение сбытовых сетей и технических центров «Renault» в Западной Европе, Бразилии, Аргентине и Корее, «Nissan» - в Японии, Австралии, Индонезии и Китае.[7] В 2014 г. альянс приступил к реализации четырех проектов конвергенции в ключевых областях: инженерия, производство и логистика, закупки и человеческие ресурсы. В настоящее время, благодаря альянсу с корпорацией «Nissan», «Renault» занимает 5-е место в мире по производству автомобилей[8], около 50% которых продается в Европе (3-е место в регионе).
В 2014 г. товарооборот группы составил 41,1 млрд евро, численность занятых достигла 117,4 тыс человек, в том числе 46,4 человек во Франции[9] (около 40%). Основными направлениями развития «Renault» в 2014 – 2016 гг. являются обновление модельного ряда, международная экспансия, рост конкурентоспособности, расширение сотрудничества в рамках альянса с «Nissan» и оптимизация инвестиций.[10]
Другая ведущая автомобильная группа - «Peugeot Сitroën» - была образована в 1974 г. в результате слияния компаний «Peugeot» и «Сitroën».
История «Сitroën» началась в 1919 г., когда ее основатель Андре Ситроен выпустил в производство первый автомобиль Citroen Type A. «Peugeot» была основана в 1810 г. и изначально занималась производством пружин для местных часовщиков; первый автомобиль был выпущен только в 1900 г. Интересно, что во время Первой мировой войны компания активно участвовала в вооружении французской армии: было выпущено 1,4 тыс танковых двигателей, 10 тыс двигателей для аэропланов, 6 млн бомб и снарядов[11].
В 2014 г. товарооборот «Peugeot Сitroën» достиг 53,6 млрд евро, а численность занятых - 189,8 тыс человек, 44% которых работало во Франции.[12] Стратегия международного развития «Peugeot Сitroën» базируется преимущественно на долгосрочных партнерских соглашениях с автомобилестроителями других стран. Так, например, в Китае группа создала стратегический альянс с компанией «Dongfeng Motor», в рамках которого планирует строительство своего четвертого завода в стране.
Следует отметить, что, несмотря на активную международную экспансию (см. табл. 3), обе группы нацелены на поддержание и расширение производства и НИОКР во Франции.
Таблица 3.
Географическая структура производства автомобилей компаниями Renault и PSA, 2014
|
Renault |
PSA |
||
тыс шт. |
% |
тыс шт. |
% |
|
Северная Америка |
0 |
0 |
0 |
0 |
Южная Америка |
380 |
14 |
152 |
5 |
ЕС |
1 381 |
50 |
1950 |
67 |
Прочие европейские страны и Турция |
532 |
19 |
48 |
2 |
Япония |
0 |
0 |
21 |
1 |
Южная Корея |
153 |
6 |
0 |
0 |
Китай |
0 |
0 |
745 |
26 |
Прочие страны Азии; Океания и Африка |
316 |
11 |
1 |
0 |
Всего |
2 762 |
100 |
2 917 |
100 |
Источник: Industrie automobile française, analyse et statistique 2015 / Comité des Constructeurs Français d’Automobiles. P. 4 (доступ через сайт www.ccfa.fr). P. 63
В заключение отметим, что Россия является одним из приоритетных направлений деятельности для «Renault». Группа создала в 1998 г. совместное предприятие с правительством Москвы «Автофрамос», в рамках которого в 1999 г. был открыт сборочный цех на базе завода АЗЛК, а в 2003 – 2005 гг. построен завод полного цикла в Москве. В 2012 г. доля «Renault» в «Автофрамос» достигла 100%, в 2014 г. предприятие было переименовано в ЗАО «Рено Россия». В 2008 г. «Renault» прибрела в альянсе с «Nissan» контрольный пакет акций АвтоВАЗа. В настоящее время доля альянса на российском рынке составляет около 30%[13], в долгосрочной перспективе ее планируется довести до 40%.
Успехи «Peugeot-Citroën» в России более скромны. Группа владеет совместно с японской компанией «Mitsubishi Motors Corporation» сборочным заводом в Калужской области (партнерам принадлежит соответственно 70 и 30% капитала), однако ее доля на российском рынке составляет немногим более 2%[14].
[1] Асслэн Ж.-Ш. Экономическая история Франции с XVIII в. до наших дней. М.: Интратэк-Р, 1995. С. 118
[2] Там же. С. 118
[3] Черников Г.П. Экономика Франции: традиции и новейшие тенденции. М.: МГИМО, 2002. С. 177
[4] Industrie automobile française, analyse et statistique 2015 / Comité des Constructeurs Français d’Automobiles. P. 4, 34 (доступ через сайт www.ccfa.fr)
[5] Бородаевская А.А. Масштабы превыше всего или Новая волна слияний в мировой экономике. М.: Международные отношения, 2001. С. 90
[6] Громов А. Формирование глобальной системы мирового автомобилестроения // МЭиМО. 2005. № 7. С. 80
[7] Там же. С. 80
[8] www.renault.ru
[9] Industrie automobile française, analyse et statistique 2015 / Comité des Constructeurs Français d’Automobiles. P. 24 )
[10] Ibid. P. 24
[11] www.ria.ru
[12] Industrie automobile française, analyse et statistique 2015 / Comité des Constructeurs Français d’Automobiles. P. 24
[13] www.tass.ru
[14] www.autostat.ru