«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России    |   
ISSN: 2713-0983

Трансатлантическое партнерство: позиция Германии

Трансатлантическое партнерство: позиция Германии

В статье рассматривается отношение политических партий ФРГ, немецких деловых кругов, профсоюзов и неправительственных организаций к соглашению о Трансатлантическом партнерстве с США.

Ключевые слова:Германия, Трансатлантическое партнерство.

 

Transatlantic partnership: the German position.

The article discusses the view of German political parties, business leaders, professional associations and non-governmental organizations on the TTIP agreement.

Key words: Germany, TTIP

 В последние годы набирает силу тенденция к росту числа двусторонних, региональных и трансконтинентальных соглашений об экономическом сотрудничестве, зачастую выходящих за рамки ВТО по охвату областей взаимодействия.Число официально заявленных в секретариат ГАТТ/ВТО соглашений такого типа увеличилось с 20 в 1990г. до 86 в 2000г. и до 159 в 2007г. К началу 2015г.,  по данным ВТО, вступило в силу 398 РТС. Многие экономисты видят в РТС реальную угрозу многосторонней торговой системе. Главный принцип ВТО- режим наибольшего благоприятствования- все больше теряет свое значение как средство обеспечения недискриминации и оборачивается своей противоположностью для стран, не являющихся  участниками этих соглашений.

 В своем выступлении на Генассамблее ООН в сентябре 2015г. Президент России В.В. Путин обратил внимание на деструктивный характер попыток создания закрытых, эксклюзивных экономических блоков. Это чревато, подчеркнул он, полнойразбалансировкой торговой системы, раздроблением глобального экономического пространства. « Вероятно нас всех хотят поставить перед фактом, что правила игры переписаны, и переписаны опять в угоду узкого круга избранных, причем без участия ВТО»,- констатировал В.В.Путин.

Действительно, в ближайшее время могут появиться мощные объединения, которые претендуют на ведущую роль в формировании новых «правил игры» в международных экономических отношениях. Наряду с уже подписанным соглашением о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) это и соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (ТТИП), переговоры о создании которого ведут США и ЕС с 2013г.

23 октября с.г. в Майами (США) завершился 11-й раунд переговоров между ЕС и США о создании зоны свободной торговли. Полное название документа - Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП), что отражает комплексный характер соглашения. Речь идет не только об устранении таможенных барьеров, но и о гармонизации стандартов и регулятивных норм, защите прав инвесторов, ограничении использования субсидий, равном доступе иностранных компаний к госзаказам и целом ряде других «чувствительных» тем. В конечном счете может быть создан новый мега-блок, на который приходится  46% мирового ВВП и треть товарооборота международной торговли.

Как и предыдущие раунды, одиннадцатый раунд  проходил за “закрытыми дверями” и о его результатах известно не много. Судя по сообщениям печати, Еврокомиссия предложила США ликвидировать 97% пошлин, существующих во взаимной торговле. В качестве ответной уступки Брюссель ожидает, что американская сторона согласится на облегченный доступ европейских компаний к рынку государственных заказов США. Чтобы найти развязку по одной из наиболее спорных проблем- право иностранных инвесторов подавать в суд на решения государственных органов принимающей страны, Еврокомиссия предложила свою процедуру назначения арбитражных судей и порядок рассмотрения такого рода споров, включая возможность подачи апелляционной жалобы. О реакции американцев ничего не известно.

  На итоговом брифинге главный переговорщик от Еврокомиссии Игнасио Гарсиа-Берсеро был на этот раз особенно  лаконичен:  достигнут «существенный прогресс» в обеспечении доступа на рынок компаний обеих сторон, ЕС и США  «на один шаг приблизились» к достижению договоренности.Планируемый срок завершения переговоров – середина 2016г., т.е. до истечения полномочий нынешней американской администрации и очередных президентских выборов в США.

 Объем взаимной торговли товарами и услугами между ЕС и США достигает почти 1 трлн. долл. в год. Для Евросоюза США – главный рынок сбыта, а также третий по значению поставщик импортных товаров. Для США Евросоюз- партнер номер один и как потребитель, и как поставщик товаров. Накопленные в ЕС американские инвестиции составляют 1,3 трлн. евро, накопленные европейские инвестиции в США- 1,4 трлн. евро. Однако сводные цифры внешнеторговой статистики не полностью отражают интересы лоббистских группировок, стоящих за кулисами переговорного процесса. Политические элиты ведущих стран ЕС беспокоит, в частности, тот факт, что усиление азиатского крена во внешнеэкономической стратегии США может обернуться маргинализацией Европы. Этот аргумент стал повторяться особенно настойчиво после подписания в начале октября с.г. между США и одиннадцатью государствами АТР соглашения о Транстихоокеанском партнерстве.

Германия, как один из мировых лидеров по экспорту, считается в Европе главным бенефициаром ТТИП. Основными проводниками курса на присоединение к ТТИП в ФРГ являются крупнейшие немецкие концерны и предпринимательские союзы ключевых отраслей промышленности.За пределами ЕС американский рынок является для немецких экспортеров главным.В условиях, когда доля стран ЕС в товарообороте ФРГ имеет тенденцию к снижению, американский рынок приобретает для Германии особое значение. Тем более, что в торговле с США она имеет самое крупное положительное сальдо - 47,5 млрд. евро в 2014г.

Инвестиционные аспекты соглашения о ТТИП также представляют интерес для немецкого бизнеса. 3,5 тыс. германских фирм, имеющие в США дочерние подразделения, филиалы и представительства, инвестировали там в общей сложности более 200 млрд. долл. Это намного больше капиталовложений немецких компаний в экономику своего главного торгового партнера – Франции.

                       Двусторонняя торговля ФРГ – США.

(в млрд. долл.)

Год

2011

2012

2013

2014

Экспорт США в ФРГ

49,1

48,7

47,4

49,4

Импорт США из ФРГ

98,4

108,5

114,6

123,2

 

                    Накопленные прямые инвестиции.

(в млрд. долл.)

Год

2010

2011

2012

2013

ФРГ в США

203,0

213,6

201,2

208,8

США в ФРГ

103,3

119,6

118,1

118,3

Источник: U.S. Department of Commerce, Bureau of Economic Analysis

В немецком бизнес-сообществе наиболее активно в поддержку ТТИП выступает автопром, продукция которого является главной статьей в структуре экспорта ФРГ в Соединенные Штаты – 28,5%. По количеству произведенных в Германии и экспортированных автомобилей  американский рынок является для немецких автоконцернов вторым после китайского. Однако по стоимостным объемам продаж – он первый. Дело в том, что за океан поставляют в основном дорогие автомобили премиум-сегмента, которые пользуются в США хорошим спросом. В 2014г. германские экспортеры легковых автомобилей и легких грузовиков заработали в США около 25 млрд. долл. Еще 7,5 млрд. долл. – выручка поставщиков узлов, деталей и компонентов[1].

Так называемый «дизельный скандал» вокруг автомобильного концерна Volkswagen нанес серьезный ущерб имиджу Германии. Однако, обращает на себя внимание как вовремя была раскручена вся эта история и беспрецедентный размер штрафов (18 млрд.долл.), который должна будет выплатить немецкая компания только в США. Не случайно многие эксперты увидели за скандалом с Volkswagen не только попытку США нанести удар по позициям одного из ведущих мировых автогигантов, но и «сделать Германию более сговорчивой на переговорах по ТТИП»[2]

 

Машины и оборудование – вторая по значимости статья германского экспорта в США (17,2%). По стоимостным объемам продаж американский рынок занимает для ФРГ второе место после китайского. На фоне обвального сокращения поставок в Россию (-17% в 2014г.) и стагнации продаж в еврозоне немецкие производители машин и оборудования в 2014г. увеличили свой экспорт в США на 7,2%, а в Азию на 8,1% [4]. Из 37 млрд. евро совокупной стоимости экспорта машиностроительной продукции стран ЕС в США 15 млрд. евро приходится на ФРГ.[3]

Химическая отрасль замыкает тройку немецких лидеров по экспорту в США. Профильный предпринимательский союз – VerbandderChemischenIndustrie (VCI)- объединяет 1650 компаний, которые экспортируют в США продукцию на сумму 19,8 млрд. долл. Импорт из США намного меньше- 6,2 млрд.долл. Не только для ФРГ, но и для ЕС в целом американский рынок исключительно важен. Около половины своих потребностей в импорте химической продукции США удовлетворяют за счет поставок из Европы (10% приходится на ФРГ). В свою очередь, 28% американского химического экспорта идет на европейский рынок (в ФРГ-3,3%).[4]

 Если аналитики отраслевых предпринимательских союзов более или менее уверенно оперируют аргументами pro и contra ТТИП, то с оценками макроэкономических последствий договора о Трансатлантическом партнерстве картина выглядит куда более противоречивой. За последние два года было предпринято несколько попыток с помощью имитационного моделирования спрогнозировать результаты возможного влияния ТТИП на экономику США и Евросоюза. Наиболее авторитетным и часто цитируемым считается выполненное по поручению Еврокомиссии исследование Центра исследований экономической политики (CEPR), согласно которому в ЕС возможен рост реального ВВП на 0,5%, а в США - почти на 0,4% к 2027г.[1].  При этом суммарный результат не появится сразу после подписания договора, а будет постепенно расти в течение ряда лет. В краткосрочной перспективе ТТИП принесет ЕС и США дополнительный средний прирост ВВП ежегодно менее 0,05 процентных пунктов, а это очень незначительный показатель.

В Германии часто ссылаются на два доклада мюнхенского Института экономических исследований (ifo), выполненных по заказу Минэкономики ФРГ и фонда Бертельсмана. В них дополнительный рост реального ВВП на душу населения оценивается в течение последующих 10 -20 лет на уровне почти 5% для ЕС и 13,4% для США [2]. В Германии, утверждается в первом докладе для Минэкономики, количество новых рабочих месту увеличится к концу рассматриваемого периода на 25 220, а во втором докладе, для фонда Бертельсмана, этот показатель неожиданно достигает 181 092.

Разноголосица в оценках возможных последствий ТТИП объясняется целым рядом причин. Прогнозы сильно зависят от используемых моделей и основополагающих – зачастую весьма спорных –допущений. Выводы о положительном влиянии ТТИП на динамику развития и трудовую занятость, как правило, делаются исходя из чрезвычайно оптимистических ожиданий  - полного демонтажа тарифных и большей части нетарифных барьеров. При наличии серьезных разногласий между ЕС и США по ряду проблем  повестки дня переговоров реализация такого рода смелых сценариев весьма сомнительна, что снижает достоверность выстроенных на этой базе расчетов. Уязвимость большинства прогнозов усиливается и тем, что достаточно сложно квантифицировать снижение торговых издержек при определенном уровне ослабления нетарифных барьеров. Подобные предположения основываются на субъективных оценках, но сильно влияют на конечный результат.

 Пытаться предугадать все последствия соглашения о Трансатлантическом партнерстве занятие малопродуктивное. Информация о состоянии дел на переговорах о ТТИП  очень фрагментарная. Важно не забывать, однако, хотя бы то, что известно. Повестка дня выходит далеко за рамки снижения пошлин или гармонизации технических стандартов на машины и оборудование. Она включает в себя очень широкий круг разноплановых и весьма «чувствительных» для обеих сторон проблем – от регулирования в области охраны окружающей среды, безопасности продуктов питания, правил использования химических веществ в промышленности и сельском хозяйстве вплоть до охраны прав интеллектуальной собственности, данных интернет- пользователей, способов обеспечения защиты интересов иностранных инвесторов. Затронуто будет трудовое законодательство, банковское регулирование, сектор государственных услуг и это еще далеко не полный перечень подлежащих согласованию проблем.

Понятно, что в случае подписания комплексного соглашения о ТТИП произойдет серьезное переформатирование внешнеэкономических связей ФРГ. На фоне постепенного сокращения в товарообороте доли стран еврозоны и ЕС для немецких компаний еще больше возрастет значение американского рынка. Ожидается, что в экспортно-импортных операциях с США будут активно участвовать не только крупные концерны, но малые и средние предприятия. Сегодня только 1% немецких МСП ведут торговлю с США. В свою очередь, для США полностью открывается огромный потребительский рынок Германии и Евросоюза объемом 16трлн. долл., где они пока проигрывают конкуренцию китайским товарам.

Участие ФРГ в ТТИП, скорее всего, усугубит набирающие силу после введения санкций негативные тенденции в российско-германском торгово-экономическом сотрудничестве. Впрочем, эта тема сама по себе и в контексте ТТИП заслуживает отдельного рассмотрения.

                                     Библиография

1. Francois J. et al.: Reducing Transatlantic Barriers to Trade and Investment: An Economic Assessment, CEPR Final Project Report on behalf of the European Commission.London, 2013. P.18

2.Felbermayr G., Larch M., Flach L., Yalen E., Benz S. Dimensionen und Auswirkungen eines Freihandelsabkommen zwischen der EU und den USA. Study commisioned by Federal Ministry of Economic and Technology. Muenchen, 2013. S.86-89


[1]URL:http://www.gtai.de/GTAI/Navigation/DE/Trade/Recht-Zoll/Zoll/Suche,t=deutsche-automobilbauer-profitieren-vom-aufschwung-in-den-USA,did=1173370 (датаобращения 10.06.2015)

[2]URL:http: // www.wiwo.de/ unternehmen/it/vw-dieselgate-das-kriegenpotenzial-fuer-vw/12467999-4.html ( датаобращения 22.10.2015)

[4]URL:http://www.gtai.de/GTAI/Navigation/DE/Trade/Recht-Zoll/Zoll/Suche,t=chemiebranche-setzt-grosse-hoffnungen-in-euusafreihandelsabkommen-ttip,did=1077314.html(датаобращения 10.06.2015)