«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России    |   
ISSN: 2713-0983

Экономические и внеэкономические факторы развития Ирана

В статье рассматривается влияние различных факторов на развитие Ирана в различные периоды его истории. До середины 70-х годов ХХ века отчетливо проявился приоритет экономических факторов, страна переживала период экономических реформ, происходила ускоренная модернизация промышленных отраслей. Но под влиянием внеэкономических факторов произошла кардинальная смена социально-экономической модели. Соотношение экономических и внеэкономических факторов развития Ирана менялось также в период исламского правления. До настоящего времени баланс этих факторов чрезвычайно неустойчив. Он во многом зависит от влияния внешних факторов, главным из которых является угроза санкционного режима.

Ключевые слова: Иран, экономические и внеэкономические факторы, культурно-цивилизационный фактор, исламизация.

Nina Mamedova. Economic and Non-economic factors of the development of Iran

Abstract. The article studies the influence of various factors on the development of Iran in various periods of country’s history. Until the mid-1970s the priority of economic factors was distinctly pronounced: it was the period of economic reforms in the country, backed up by an accelerated modernisation of the industrial sectors of the economy. However the drastic shift in the socio-economic model was triggered by the external economic drivers. The weight of the both economic and the non-economic drivers impacting the development of Iran had been changing as well during the Islamic rule. The balance of these factors stays on quite shaky until nowadays and largely depends on the external drivers, among which the threat of the sanctions regime introduction is the most powerful one.

Keywords: Iran, economic and non-economic factors, cultural-civilizational factor, Islamization

Соотношение влияния экономических и внеэкономических факторов на развитие Ирана менялось на всем протяжении ХХ-ХХ1 веков, в том числе и после исламской революции 1979 года. В периоды экономического роста, как правило, преобладает влияние экономических факторов, и именно эти факторы, к которым можно отнести рост добычи и экспорта энергоресурсов, модернизацию промышленности, радикальную аграрную реформу, обеспечили Ирану в десятилетие с 1966 по 1976 гг. чрезвычайно высокие темпы роста- свыше 10%. Экономические факторы- кризисы, резкое снижение жизненного уровня приводят, наоборот, к революциям. Однако пример иранской революции, произошедшей на фоне высоких темпов экономического роста показал обратное — преимущественное влияние внеэкономических факторов. Главным из них стал цивилизационный, или вернее, культурно-религиозный фактор. В 70-е годы начинает формироваться антишахское движение, идеологический базой которого становится призыв к традиционным ценностям, противопоставление процессу вестернизации. И не столько западному капиталу, как успешному конкуренту иранского капитала, сколько культурному влиянию, особенно в бытовой жизни. И если с середины ХХ века во главе всех социальных движений на Востоке стояли светские лидеры и партии, то в Иране во главе антишахского движения становится духовенство с разработанной идеологией принципов исламского правления. По мнению некоторых иранских ученых идеология политического ислама стала в Иране формироваться как идейная альтернатива официальной шахской идеологии из-за того, что в ней все более резко усиливался крен в сторону западнических элементов. Ислам в новых культурно-идеологических концепциях выступил в роли своеобразного защитного барьера в процессе ускоренной вестернизации и для укрепления национальной идентичности . Это не означало отказа от связей с Западом. Как писал известный историк культуры 70-х годов Абдолхосейн Зарринкуб, «бояться воздействия на иранскую культуру Запада и Востока не следует. Трудность заключается не в использовании западного — это историческая необходимость и вместе с капиталистической экономикой в жизнь народа входят новые культурные ценности. Иное дело — преклонение перед Западом, „западничество“, т.е. навязывание нам ненужных обычаев».

Читать