«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России

МГИМО МИД России International Monetary Fund World Bank Банк России
Архив номеров

Микро-, малые и средние предприятия Испании

Надашвили К.С., к.э.н., МГИМО МИД России, ch.nadashvili@gmail.com

Аннотация. В данной статье рассматриваются микро-, малые и средние предприятия (ММСП) в Испании. Испания традиционно считается страной, где ММСП играют большую роль в экономике. Согласно статистике последних лет, значение этих предприятий по-прежнему велико, однако эти компании ещё не до конца восстановились после мирового финансового кризиса 2008 г.. Также Испания, как и остальные страны-члены Европейского Союза, столкнулась с проблемой отставания в сфере НИОКР от стран-лидеров мировой экономики. Таким образом, перед испанским правительством стоит задача не только повысить конкурентоспособность и эффективность малого и среднего бизнеса, но и стимулировать производство именно наукоемких товаров и услуг и экологически чистой, так называемой, «зелёной» продукции, что тоже является важным аспектом экономического роста страны на современном этапе, учитывая важность концепции устойчивого развития.

В статье были рассмотрены основные инструменты и меры испанского правительства и Европейской комиссии, направленные на решение вышеназванных трудностей. Эти меры представляют особый интерес, так как позитивный опыт ЕС и Испании может быть позаимствован и другими странами, где требуется поддержка развития малых и средних предприятий. Среди наиболее интересных инициатив был выделен Европейский акт малого бизнеса с его рекомендациями странам-членам ЕС, которые основываются на данных ежегодных докладов. По мнению автора, методику оценки эффективности развития ММСП необходимо рассмотреть, так как этот анализ позволяет получить расширенные и точные данные о состоянии развития ММСП в стране. Что касается инициатив собственно Испании, следует выделить Программу роста бизнеса и План зелёных государственных закупок. Эти программы призваны планомерно решать проблему повышения цифровизации и уровня инновационности малых и средних предприятий, а также проблему повышения уровня экологической осознанности в рамках концепции устойчивого развития.

В итоге удалось прийти к выводу о том, что прогресс Испании за последние годы не оспорим, восстановление после кризиса и оживление экономки происходит, однако остался ряд трудностей, которые необходимо преодолеть, и работа в этом направлении ведётся. Оценивая уровень и качество экономического роста ММСП в Испании за последние годы, можно сделать вывод об относительной эффективности принимаемых мер, а следовательно и о возможности применения этих мер в других странах и регионах.

Ключевые слова. Испания; микро-, малые и средние предприятия (ММСП); Европейский акт по малому бизнесу (Small Business Act); Европейский союз; предпринимательство; Европейское агенством по контролю за стартапами (European Startup Monitor); Программа роста бизнеса (Business growth program); План зелёных государственных закупок (Green Public Procurement Plan)

Micro, small and medium enterprise of Spain

Nadashvili K., MGIMO MFA Russia, ch. nadashvili@gmail.com

Abstract. This article focuses on micro, small and medium-sized enterprises (MSMEs) in Spain. Spain is traditionally considered a country where MSMEs play a large role in the economy. According to statistics of recent years, the importance of these enterprises is still high, but these companies have not fully recovered from the global financial crisis in 2008. Spain, like the rest of the European Union, faced the problem of lagging in the field of R & D from the leading countries of the world economy. Thus, the Spanish government faces the challenge not only to increase the competitiveness and efficiency of small and medium-sized businesses, but also to stimulate the production of knowledge-intensive goods and services and environmentally friendly, so-called «green» products, which is also an important aspect of the country’s economic growth, given the importance of the concept of sustainable development.

The article discusses the main tools and measures of the Spanish government and the European Commission aimed at solving the above-mentioned difficulties. These measures are of particular interest, since the positive experience of the EU and Spain can be replicated in other countries where support for the development of small and medium-sized enterprises is required. Among the most interesting initiatives was the European small business act with its recommendations to EU member States, which are based on data from annual reports. The methodology for assessing the effectiveness of MSME development should be considered, since this analysis allows us to obtain expanded and accurate data on the state of MSME development in the country. As for the initiatives of Spain itself, we should highlight the Business Growth Program and the Green Public Procurement Plan. These programs are designed to systematically address the problem of increasing digitalization and innovation of small and medium-sized enterprises, as well as the problem of increasing environmental awareness within the framework of the concept of sustainable development.

As a result, we came to the conclusion that the progress of Spain in recent years is not disputed, the recovery from the crisis and the recovery of the economy is taking place, but there are still a number of difficulties that need to be overcome, and work is being done in this direction. Assessing the level and quality of economic growth of MSMEs in Spain in recent years, we can conclude about the relative effectiveness of the measures taken, and therefore about the possibility of applying these measures in other countries and regions.

Keywords. Spain; micro, small and medium-sized enterprises (MSMEs); European Small Business Act (Small Business Act); European Union; entrepreneurship; European Startup Monitor; Business Growth Program; Green Public Procurement Plan.

Читать