«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России

Территориальное планирование промышленного развития Китая

Калашников Д.Б., к.э.н., МГИМО

Территория Китая разнообразна и сопоставима по площади с США или странами ЕС, что допускает множество вариантов стратегии территориальной организации общества и производства, которые могут в разы увеличить или снизить синергетический эффект всех имеющихся в стране факторов производства. И советские, и западные теории размещения доказывают эффективность развития специализации регионов во внутреннем разделении труда. Цель статьи — выявить особенности освоения территории в ходе промышленного развития Китая.

До конца 1990-х гг. промышленно развитыми были только 10 административно-территориальных единиц (АТЕ) приморского Востока Китая. С 2000-х гг. в несколько этапов были реализованы национальные проекты по индустриализации остальных 21-й АТЕ Центра и Запада Китая, однако при этом возросла территориальная концентрация отраслей промышленности. Максимальное в истории КНР значение доли промышленности в ВВП наблюдалось в 1980 г., т.е. в годы реформ первичная индустриализация сменилась модернизацией промышленности. Кроме того, индустриализация АТЕ Центра и Запада происходила за счет высвобождения трудовых ресурсов не из сельского хозяйства, а из промышленности Востока Китая в результате ее автоматизации и цифровизации. Так решается задача роста благосостояния и внутреннего спроса: десятки миллионов трудовых мигрантов переселяются из общежитий на Востоке Китая в новые промышленные города Центра и Запада и становятся потребителями. Примерно 85% производственных мощностей Китая построены за последние 20 лет, т.е. высокая степень локализации отраслей промышленности является результатом региональной политики на основе пятилетних планов, которые уточняются на уровне АТЕ и затем на уровне городов и уездов. В Китае построена «блочная экономика» — сотни «специализированных городов», в которых размещены около 3 тысяч кластеров, а в каждом кластере работают тысячи предприятий не просто одной отрасли, а одной узкой продуктовой группы, дающие до 80% национального производства. Помимо эффекта масштаба, кластеры сокращают объем транспортной работы, ускоряют внедрение инноваций, обучение кадров, обмен информацией. Запланировано создание сотен новых кластеров вдоль сухопутных коридоров Запада и по периметру границ КНР. Выявленные особенности ставят под вопрос применимость китайского опыта для модернизации стран Юга.

Ключевые слова: Китай, индустриализация, модернизация, региональная политика, кластеры, специализированные города.

Spatial planning of industrial development in China

D.B.Kalashnikov, PhD in Economics, MGIMO University

The territory of China is diverse and comparable in area to the United States or EU countries, which allows many options for the strategy of the territorial organization of society and production, which can significantly increase or decrease the synergistic effect of all the factors of production available in the country. Both Soviet and Western theories of placement prove the effectiveness of the development of regional specialization in the internal division of labor. The purpose of the article is to identify the features of the development of the territory in the course of the industrial development of China.

Until the end of the 1990s. only 10 administrative-territorial units (ATU) of the coastal East of China were industrialized. Since the 2000s. in several stages, national projects were implemented to industrialize the remaining 21st ATU Center and Western China, however, the territorial concentration of industries increased. The maximum value of the share of industry in GDP in the history of the PRC was observed in 1980; during the years of reforms, the primary industrialization was replaced by the modernization of industry. In addition, the industrialization of the Central and Western ATU occurred due to the release of labor resources not from agriculture, but from the industry at the East of China as a result of its automation and digitalization. This is how the problem of increasing welfare and domestic demand is being solved: tens of millions of labor migrants move from hostels in the East of China to the new industrial cities of the Center and West and become consumers. Approximately 85% of China’s manufacturing facilities have been built in the past 20 years, i.e. a high degree of localization of industries is the result of regional policy based on five-year plans, which are refined at the ATU level and then at the level of cities and counties. In China, a «block economy» has been built — hundreds of «characteristic towns» in which about 3 thousand clusters are located, and every cluster has thousands of enterprises not just of one industry, but of one narrow product group, giving up to 80% of Chinese production. In addition to economies of scale, clusters reduce the volume of transport work, accelerate the introduction of innovations, staff training, and information exchange. It is planned to create hundreds of new clusters along the land corridors of the West and along the perimeter of the PRC borders. The revealed features call into question the applicability of the Chinese experience for the modernization of the countries of the South.

Keywords: China, Industrialization, Modernization, Regional policy, clusters, characteristic towns.

Читать