«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России

Проблема бедности и пути ее решения в современной Индии в условиях либеральных реформ

Н.В.Галищева, д.э.н., МГИМО

В настоящей статье проанализированы масштабы и география бедности в Индии, а также мероприятия, направленные на решение этой проблемы, в условиях либеральных реформ и попыток перехода экономики на модель устойчивого развития. Автор показывает, что поступательное решение этой проблемы оказывает существенное влияние не только на решение целого комплекса социальных проблем – голода, обеспечение всеохватного образования, гендерного равенства и расширения прав женщин, но и на ускорение темпов экономического роста экономики в целом. В статье представлена эволюция мероприятий борьбы с бедностью в Индии в период независимости, которая убедительно доказывает, что решение этой социальной проблемы традиционно рассматривалось индийским политическим и экономическим истеблишментом как важнейшая цель.

Автор рассмотрела эффективность правительственных мероприятий, а также проанализировала деятельность Национального банка по развитию сельского хозяйства и села (the National Bank for Agricultural and Rural Development, NABARD), являющегося важнейшим финансовым институтом, оказывающим помощь в решении этой проблемы.

Приведены критерии бедности в Индии в соответствии с национальной статистикой, а также статистические данные международных организаций, иллюстрирующие масштабы этой проблемы.

Исследование проведено на основе системного подхода к изучению экономики с использованием базовых методов научного познания, таких как индукция и дедукция, анализ и синтез.

Ключевые слова: экономика Индии, либеральные реформы, устойчивое развитие, социальные проблемы Индии, бедность в Индии, Национальный банк по развитию сельского хозяйства и села (the National Bank for Agricultural and Rural Development, NABARD), группы самопомощи, Делийский консенсус.

Natalya Galischteva. The problem of poverty and ways to solve it in modern India in the conditions of liberal reform

Abstract. The article deals with the scale and geography of poverty in India as well as activities aiming at solving this problem in the context of liberal reforms and attempts to transition the economy to a sustainable development model. The author shows that the successful solution of this problem has a significant impact not only on solving a whole range of social problems (hunger, ensuring inclusive education, gender equality and the empowerment of women), but also on accelerating the economic growth of the economy as a whole. The article presents the evolution of anti-poverty measures in India during the period of independence, which convincingly proves that the solution of this social problem has traditionally been considered by the Indian political and economic establishment as the most important goal.

 The author examines the activity of The National Bank for Agricultural and Rural Development (NABARD) which is considered to be the most important financial institution that provides assistance in solving this problem.

The criteria for poverty in India in accordance with national statistics are presented, as well as statistics from international organizations that illustrate the extent of this problem.

The research is based on the systematic approach to the study of national economy using basic methods of scientific knowledge such as induction and deduction, analysis and synthesis.

Keywords: the economy of India, the liberal reforms, sustainable development, social problems in India, poverty in India, NABARD.

Введение

Целью настоящего исследования является анализ проблемы бедности в Индии, ее специфика и масштаб на современном этапе, а также ключевых наиболее репрезентативных мероприятий по борьбе с ней. Исходя из этого, автор определяет следующие задачи:

  • выявить эволюцию проблемы бедности в Индии в период независимости и определить ее масштаб в индийской экономике на современном этапе;
  • показать специфику индийской государственной политики по решению проблемы бедности в период независимости;
  • определить проблемы в реализации различных мероприятий, направленных на борьбу с бедностью, в Индии на современном этапе.

Предметом исследования является мероприятия по борьбе с бедностью в Индии.

Теоретической основой исследования стал синтез основных концепций бедности как многогранного социально-экономического явления и подходов индийских экономистов к определению ее влияния на решение комплекса социальных проблем в национальной экономике и перехода на модель устойчивого развития.

Автор изучила ряд работ индийских авторов, освещающих разные грани проблемы бедности в Индии. Среди них исследования Амартьи Сена, Монтека С.Ахлувалия, Умы Капилы и др., анализирующие эволюцию бедности в индийской экономике, и мероприятий по ее искоренению в период независимости, в том числе и в условиях либеральных реформ.

Были подвергнуты переосмыслению исследования британского индолога Густава Ф. Папанека, освещающие специфику и причины бедности в Индии, особенно на селе, в разные периоды её развития[1].

Методологической основой исследования являются такие методы научного познания как индукция и дедукция, анализ и синтез. При этом базовым стал системный подход к изучению индийской экономики в целом и отдельных аспектов социальной сферы, в частности.

Актуальность темы исследования обусловлена значительным вкладом, который внесла Индия в мировой опыт борьбы с бедностью и возможностью использовать этот опыт, хотя бы частично, в решении аналогичной проблемы другими развивающимися странами.

Индийский опыт по борьбе с бедностью периодически освещается в российском индоведении. Отдельные очерки по данной теме встречаются в работах Е.А. Брагиной, и Г.В. Сдасюк.

При написании данного исследования автор использовала ряд собственных, более ранних работ, посвящённых отдельным аспектам бедности в Индии.

Хронологические рамки работы охватывают период с конца 1940-х гг. по 2020 г., т.е. весь этап независимости Индии.

Концептуальные основы бедности

Бедность является одной из самых серьезных социальных проблем подавляющего большинства развивающихся государств. В экономической литературе нет единого определения этого явления. Например, исследователи Всемирного банка рассматривают бедность как неспособность поддерживать минимальные стандарты жизни. Со своей стороны британский экономист Э.Тирлвол отмечает, что бедность – это не только низкий уровень дохода и потребления, но также зачастую и низкий уровень человеческого развития, прежде всего в плане полученного образования (или его отсутствия) и невозможности получать качественные медицинские услуги. Более того, Э.Тирлвол указывает также и на то, что бедняки зачастую испытывают чувство бессилия, уязвимости и страха, т.к. подвергаются большему риску, чем состоятельные граждане, и живут практически за гранью возможного (Thirlwall 2011: 47).

Американские экономисты М.П. Тодаро и С. Смит в своих работах неоднократно подчеркивали первостепенную важность проведения активной политики, направленной на сокращение масштабов бедности, указывая при этом, что результаты подобных мероприятий в развивающемся государстве уже в краткосрочной перспективе будут способствовать ускорению экономического роста. В этой связи они приводили несколько аргументов в поддержку своей идеи. Так, бедняки зачастую не в состоянии дать своим детям качественное образование, которое помогло бы им в будущем найти достойную хорошо оплачиваемую работу. Более того, в условиях бедности большое количество детей в семье ассоциируется с гарантией безбедной старости. Таким образом, экономисты подчеркивают линейную зависимость между уровнями бедности и рождаемости в стране. М.П. Тодаро и С. Смит также обращают внимание на то, что в нынешних условиях в подавляющем большинстве бедных стран в условиях широкомасштабной нищеты богатые страты населения не стремятся к увеличению своих сбережений и накоплений. Следовательно, решая проблему бедности, руководство бедных стран имеет возможность нарастить нормы валового сбережения и накопления за счет увеличивающегося числа представителей среднего класса. Кроме того, как подчеркивают американские исследователи, решение проблемы бедности в целом влечет за собой расширение потребления на внутреннем рынке, повышение качества человеческого капитала и наращивание деловой активности в стране (M.P. Todaro, S.C. Smith 2015: 248-249).

Явление бедности и связанные с ней аспекты традиционно находятся в сфере научных интересов индийских экономистов, и прежде всего А.Сена. Так, в работе «Концепция развития», в частности, указывается, что при оценке экономического развития государства не следует ограничиваться лишь измерением его ВВП. Необходимо также анализировать качество жизни граждан, уровень их образования, среднюю продолжительность жизни и проч. (Sen 1988: 15). Кроме того, в одной из своих работ А.Сен также отмечал, что проведение эффективных преобразований в сельском хозяйстве, а также развитие системы здравоохранения, способствуют улучшению жизненных условий бедных слоев населения и их более активному вовлечению в производство (Indian Development… 1997: 45). Пионерной идеей А.Сена в развитии теории бедности по праву можно считать, что абсолютно бедные люди помимо нехватки материальных средств страдают от недостатка возможностей, необходимых для их генерирования. Эта идея легла позднее в основу индекса многомерной бедности (Multidimensional Poverty Index), который разработала Программа развития ООН. Наибольший вклад в формирование этого индекса вносит индекс ограничения возможностей получения образования (Deprivation in Education) - 43%. Вклад остальных компонентов менее существенен: индекс уровня жизненных стандартов (Life Standard Index) - 32%, индекс здоровья (Health Index) - 25%.

Индийский исследователь Ума Капила в своих работах отмечает, что традиционно в Индии под бедностью понимают состояние, характеризующееся нехваткой экономических благ для удовлетворения насущных потребностей индивида или домашнего хозяйства. В этой связи она отмечает, что определенный с таким подходом минимальный прожиточный минимум в Индии (наличие у индивида разумного набора одежды, достаточной по объему килокалорий продуктовой корзины, необходимых для жизни товаров потребления) традиционно очень низкий. Как результат, уровень бедности в Индии, определяемый национальными статистическими органами, всегда намного ниже, чем приводимый международными организациями (Indian Economy…2004: 906-907).

Британский индолог Густав Ф. Папанек в своей работе «Бедность в Индии» определил основные причины бедности в Индии в дореформенный период. Среди них – традиционные низкие темпы роста в сельском хозяйстве и стагнация уровня заработной платы; невысокий спрос на рабочую силу в промышленном секторе (The Indian Economy… 1989: 130-134).

Со своей стороны Монтек С. Ахлувалия подчеркивал необходимость проведения индийским правительством целенаправленной активной социальной политики. По мнению экономиста, в первую очередь государство должно сосредоточить усилия на сокращении масштабов бедности в стране, а затем – социального неравенства и разрыва в доходах граждан, что, в свою очередь, невозможно без ликвидации неграмотности и решения проблемы безработицы, особенно на селе (The Indian Economy… 1989: 357-358).

Бедность в Индии: масштабы и специфика

Современная Индия – один из лидеров мирового хозяйства и одна из самых быстро развивающихся его экономик (объем ВВП по ППС по результатам 2020 г. достиг 10,21 трлн долл., что составило 7,2% мирового)[2]. В 1991 г. Индия приступила к реализации долгосрочной стратегии либерализации всех сфер национальной экономики с прицелом на ее открытие внешнему миру. В целом страна преуспела в деле интеграции в мировое хозяйство: внешнеторговая квота в последнее десятилетие в среднем находится на уровне 30% ВВП (в дореформенный период она была на уровне 10-15% ВВП)[3], а объем привлеченных из-за рубежа прямых инвестиций в среднем составляет около 50 млрд долл.[4]

В настоящее время Индия признается важным игроком не только в азиатском регионе, но и на международной арене вследствие своего существенного экономического потенциала и де-факто обладания ядерным оружием.

Между тем, несмотря на относительно быстрые темпы развития индийской экономики и проводимую весьма активную социальную политику, перед Индией по-прежнему достаточно остро стоят социальные проблемы, наиболее острой из которых является бедность.

Известно, что международный уровень бедности – это доход, обеспечивающий потребление менее чем на 3,10 доллара в день по паритету покупательной способности (ППС), а международный уровень сверхбедности - доход, обеспечивающий потребление менее чем на 1,90 доллара в день по ППС. В соответствии с этими критериями, по данным Human Development Report 2019, в 2007-2018 г. уровень бедности в Индии составлял 58,0%, а сверхбедности – 21,2%[5] (для сравнения в 1981 г. показатель сверхбедности был на уровне 54,31%, а в 1990 г. - 44,29%[6]). Таким образом, существенные успехи Индии в решении проблемы бедности очевидны (см. табл. 1). Между тем, несмотря на достаточно быстрые темпы развития экономики в последние годы и активно проводимую индийским правительством социальную политику, в соответствии с национальной методологией подсчета (ниже минимального прожиточного минимума), свыше 260 млн чел. (13,5% населения) до сих пор находятся за чертой бедности. Они живут в среднем на 1000 рупий (около 15 долларов)[7] в месяц. При этом из них около 200 млн чел. живут в среднем на 20 рупий (50 центов) в день. Уровень потребления этой части населения едва обеспечивает простое физическое выживание. Таким образом, Индия до сих пор остается страной, где проживает основная масса бедных людей мира и где проблема абсолютной бедности стоит по-прежнему остро, а возрастающая активность бедняков способна в будущем усилить социальную напряженность.

Таблица 1
Уровень бедности (по национальной статистике) в Индии в 1950–2000-е гг. (%)

Уровень бедности в стране (%)

1951 г.

45

1961 г.

45

1971 г.

52

1981 г.

43

1991 г.

35

2005 г.

26

2012 г.

28

2018 г.

22

Источник: (Медовой, Галищева 2009: 346); Human Development Report. Various Issues. Kaur R. Poverty and its Causes in India. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mapsofindia.com/my-india/society/poverty-in-india-and-its-causes (accessed: 25.01.2020).

В соответствии с новым комплексным индексом многомерной бедности уровень бедности в Индии, по данным за 2015-2018 гг., составляет 27,9%, сократившись по сравнению с 2007-2011 гг., когда он достигал 52,7%[8]. Примечательно, что по оценкам, в период  2005/06 ф.г. – 2015/16 ф.г. 271 млн индийцев вырвались из состояния многомерной бедности[9].

Согласно индийской статистике, в пореформенный период сокращение уровня бедности было более значительным в городах (особенно в Мумбаи, Нью-Дели, Калькутте, Ахмедабаде), нежели на селе. В целом, по оценкам специалистов, до 80% бедного населения страны проживает на селе. Бедняки составляют около 25% деревенских жителей, в то время как среди горожан их 14%. Примечательно, что показатель бедности также связан с размерами населенных пунктов: в небольших деревнях бедняки составляют 27%, в крупных – около 20%; в небольших городах на бедняков приходится около 17% численности населения, а в крупных – около 6%[10]. Причина этому - недостаточно развитой аграрный сектор индийской экономики. Тем не менее, увеличение государственных инвестиций в эту отрасль в последние два десятилетия позволило стимулировать рост сельскохозяйственного производства в условиях либерализации внутреннего рынка, обеспечивая более благоприятные условия торговли сельскохозяйственными товарами, что внесло определенный вклад в сокращение уровня нищеты в деревне.

Значительные масштабы бедности в стране приводят к так называемому феномену «единства в бедности». Как результат, в период независимого развития коэффициент Джини, определяющий неравенство в доходах, варьировался в Индии в диапазоне от 0,330 до 0,41. И хотя уровень социального расслоения в Индии все-таки намного ниже, чем в целом ряде развивающихся стран, и прежде всего, в африканском и латиноамериканском регионах, тем не менее, в Индии проблема неравенства в распределении доходов на протяжении всего периода независимого развития стоит достаточно остро.

Политика в области ликвидации бедности

Преодоление бедности было одной из приоритетных задач индийского руководства на протяжении всего периода независимости страны. При этом особый упор на искоренении бедности и безработицы был сделан в Пятом пятилетнем плане (1974 – 1979 гг.), и именно с этого времени ситуации в этой сфере стала улучшаться. В этот период в Индии активно оказывалась помощь малоимущим, например, фиксировались цены на ряд социально значимых продуктов, предоставлялись субсидии и т.п. В целом в 1980-е гг. расходы федерального правительства на продовольственные субсидии гражданам с самыми низкими доходами увеличивались с 6,5 млрд руп. (0,53% ВВП) в 1980 г. до 55 млрд. руп. (0,7% ВВП) к началу 1990-х гг. и впоследствии стабилизировались на уровне 0,3% – 0,4% ВВП.

В этот период также активно стимулировалось развитие мелкого производства, традиционно рассматривающегося в Индии как своеобразный социальный буфер, поглощающий избыточную рабочую силу. Для его финансовой поддержки в 1984 г. были основаны Банк по развитию мелкой промышленности (the Small Industries Development Bank of India) и Национальный банк по развитию сельского хозяйства и села (the National Bank for Agricultural and Rural Development, NABARD). Целью деятельности Национального банка по развитию сельского хозяйства и села (NABARD) стало оказание помощи развитию предприятиям малого бизнеса (и мелкого производства, в том числе) и содействие на этой основе снижению масштабов бедности в стране. Примечательно, что этот банк стал фактически одним из первых кредитных учреждений в Индии, который стал предоставлять кредиты на развитие микро- и малых предприятий, функционирующих на селе. Еще одним важным инструментом в борьбе с бедностью в этот период стала организация Групп самопомощи, которые начали появляться в Индии в 1987 г. Это был совместный проект NABARD, Центрального банка страны (Резервного банка Индии - РБИ) и ряда неправительственных организаций, преследующий цель обеспечения доступа крестьянской бедноты к финансовому ресурсу. С их помощью предполагалось решать не только проблему бедности, но также и такие важные и насущные для Индии социальные проблемы, как безграмотность, безработица, причём прежде всего среди женщин. В свою очередь вовлечение женщин в общественную деятельность и предоставление им рабочих мест, по замыслу политического и экономического истеблишмента страны, должно было способствовать снижению высоких темпов роста рождаемости. К началу 1990-х гг., старту проведения широкомасштабных экономических реформ правительством П.В. Нарасимхи Рао, в стране уже насчитывалось 500 подобных групп, которые NABARD с целью облегчения их доступа к коммерческим банкам и решил объединить Программой организации связи групп самопомощи с банками (Self-Help Groups Bank Linkage Programme - SHGBLP).

В результате всех этих мероприятий уровень сверхбедности снизился с 54,31% в 1981 г. до 44,29% в 1990 г.[11] Системный кризис 1991 г. сопровождавшийся, в том числе, заметным увеличением числа бедных, подтолкнул правительство П.В. Нарасимхи Рао к проведению либеральных экономических реформ. Между тем, к началу 1990-х гг. опыт целого ряда латиноамериканских и африканских государств явственно свидетельствовал, что запуск либеральных реформ и их проведение по рецептам международных экономических организаций (прежде всего МВФ и МБРР) предполагает существенное сокращение государственных расходов и сворачивание социальных программ. В этой связи индийский политический и экономический истеблишмент осознавал, что все это вновь неминуемо повлечет за собой увеличение уровня бедности. Так, например, в соседнем Пакистане, который последовал рецептам Вашингтонского консенсуса, только за первое десятилетие структурных преобразований он возрос до 32,6%. При этом наиболее существенный его рост (практически в 2 раза) отмечался на селе[12].

Декларируя приверженность социально ориентированной «модели Неру», правительство партии Индийский Национальный Конгресс (И) во главе с Премьер-министром П.В. Нарасимхой Рао приступило к выработке собственной концепции проведения реформ – т.н. «Делийскому консенсусу»[13]. Ориентированный на ускоренное, но при этом сбалансированное развитие, и предусматривающий гармоничное проведение внутриэкономической и внешнеэкономической либерализации, он параллельно был нацелен на развитие инновационной сферы и решение комплекса социальных проблем, в том числе и проблемы бедности. И примечательно, что именно в этот период, точенее с начала 2000-х гг., в Индии произошло наиболее существенное сокращение бедности в абсолютном выражении, что в свою очередь является результатом увеличения числа представителей среднего класса, выросшего практически на треть.

В 1990-е гг. в политических кругах и экономических кругах Индии впервые заговорили о необходимости достижения устойчивого развития индийской экономики. При выработке национальной концепции устойчивого развития было признано, что экономическое и социальное развитие взаимозависимы, а социальное развитие является одним из главных условий ускорения экономического роста. Примечательно, что и с учётом значительных масштабов бедности в Индии основной акцент в рамках достижения устойчивого развития делается, прежде всего, на ускорении темпов национальной экономики и стимулировании социального роста[14].

Меры, нацеленные на сокращение масштабов бедности, включали в себя мероприятия как по оказанию адресной помощи, так и по стимулированию занятости среди бедного населения. В рамках первой группы мероприятий с 1997 г. было введено разделение семей с низким доходом на две категории – живущих за чертой бедности и на грани ее. Так, первая категория (около 6 млн. человек), покупая минимальный набор продовольственных товаров, уплачивает лишь 50% его цены, устанавливаемой Государственной продовольственной корпорацией Индии, в то время как вторая – 90% от этой цены. Также в Индии распространена сеть государственных магазинов «справедливых цен», которые продают малоимущим ряд товаров первой необходимости (рис, пшеницу, растительное масло, сахар, керосин, уголь и др.) по ценам ниже рыночных на 20% – 25%. К середине 1990-х гг. таких магазинов в стране насчитывалось свыше 324 тыс.

С целью решения проблемы безработицы с начала 1990-х гг. федеральное правительство продолжило активное стимулирование политики занятости населения на микроуровне. Так, в ходе Восьмого пятилетнего плана (1992 1997 гг.) в сельской местности было реализовано несколько масштабных программ, включающих создание 2 млн рабочих мест (700 тыс. микропредприятий с занятостью 1 – 3 человека), а также введена система кредитов для реализации этих планов. Это способствовало росту занятости в сфере малого предпринимательства. Подобные программы проводятся и в настоящее время. Они призваны частично решить проблему занятости, а также сформировать слой сельских предпринимателей. При этом государство не просто предоставляет необходимые средства нуждающимся в них, а заинтересовывает граждан конкретной работой и дает им возможность выбиться из нужды.

Продолжается и стимулирование развития мелкого производства посредством реализуемой Программы SHGBLP для групп самопомщи под эгидой NABARD. К 2006 г. число групп самопомощи выросло до 2,2 млн, а к 2018 г. – до 8,7 млн, которые охватывали 100 млн индийских домохозяйств. Общий объем сбережений этих групп составил 195 млн руп.[15]

В настоящее время группа самопомощи представляет собой своеобразный финансовый комитет, состоящий из 10-20 местных жителей, в том числе женщин, преимущественно принадлежащих к одной социальной страте. Эти группы делают сбережения, которые в дальнейшем трансформируются в инвестиции, либо по желанию членов группы могут вноситься на депозиты в любой коммерческий банк страны, или предоставляться в качестве кредита члену группы или любому другому жителю деревни. В случае нехватки капитала для начала или дальнейшего развития предпринимательской деятельности, группы самопомощи могут получить кредит под низкий процент в коммерческом банке, входящем в Программу SHGBLP.

В последние годы значительно повышается роль местных органов власти в комплексном решении социальных проблем, в том числе и борьбе с бедностью. Между тем, для закрепления успеха на этом направлении необходима передача бóльших полномочий в области проведения социальной политики региональным властям при усилении их отчетности перед центром и избирателями, иначе, бóльшая децентрализация полномочий может привести к бóльшей децентрализации финансовых проблем. Становится также насущным улучшение системы образования и здравоохранения на селе, проведение земельной реформы, которая будет способствовать привлечению дешевых кредитов в сельское хозяйство. Отмечено, что улучшение инфраструктуры на селе, в том числе, ремонт дорог, сооружение ирригационных систем и т.п., зачастую значительно более благоприятно воздействуют на снижение уровня бедности, чем программы прямой финансовой помощи малоимущим.

Быстрое экономическое развитие отдельных регионов Индии позволяет им более эффективно решать проблему бедности. Примечательно, что основной вклад в увеличение индийского ВВП, составлявшего после 2000-2010-е гг. в среднем 5,5% 7,5% в год[16], вносят лишь несколько более развитых штатов Махараштра, Гуджарат, Карнатака, Тамилнад, Керала и др. (см. табл. 2). Очевидно, что на севере, северо-востоке и в центре страны, где рост ВВП отстает, кардинального сокращения уровня бедности не происходит. К менее развитым, и как следствие, относительно бедным штатам относятся Уттар Прадеш (60 млн бедняков), Бихар (36 млн), Мадхья Прадеш (24 млн), Орисса (14 млн), Джаркханд (13 млн), Раджастхан (10 млн), Чхатисграх (10 млн). На эти семь штатов приходится 167 млн человек (62%) всех бедных жителей страны. Такой же высокий уровень бедности характерен для штатов крайнего Северо-Востока – Ассама, Аруначал Прадеша, Манипура[17].

Таблица 2
Уровень бедности в отдельных индийских штатах 1973/74 ф.г., 1993/94 ф.г. и 1999/2000 ф.г. (%)

1973/74 ф.г.

1993/94 ф.г.

1999/2000 ф.г.

Махараштра

53,24

36,86

25,02

Гуджарат

48,15

24,21

14,07

Керала

59,79

25,43

12,72

Тамилнад

54,94

35,03

21,12

Уттар Прадеш

57,07

40,85

31,15

Бихар

61,91

54,96

42,60

Мадхья Прадеш

61,78

42,52

37,43

Орисса

66,18

48,56

47,15

Источник: Kapila Uma. Indian Economy / Uma Kapila. - New Delhi: Academic Foundation, 2005. P.203-204.

Практически все индийские штаты ввели свои собственные программы помощи малоимущим гражданам. Так, к примеру, в штате Андхра Прадеш все домохозяйства с годовым доходом ниже 6 тыс. рупий имеют право на получение 2 кг риса в месяц на человека по пониженной цене.

Реализуемые индийским правительством меры приводят к положительным результатам. В стране не только сокращается уровень бедности, но и неуклонно растет численность среднего класса. По разным оценкам численность среднего класса Индии в настоящее время варьируется в диапазоне от 23,6 млн до 40 млн человек. При этом критерий для определения этого сегмента национальной экономики невысокий: месячный доход – 61,5 тыс. рупий (или 870 долл.), а годовой – 738 тыс. рупий (10,4 тыс. долл.). При этом среднемесячная заработная плата в Индии составляет 32,5 тыс. рупий, а 60% домохозяйств Индии имеют среднемесячный доход 10 тыс. рупий. Однако за последние 15 лет благодаря ускоренному развитию индийской экономики 6,7 млн человек пополнили ряды индийского среднего класса по этой методологии. Между тем, в соответствии с критерием двух профессоров Мумбайского университета, в соответствии с которым к среднему классу относят граждан, чье потребление в день составляет 2-10 долл., численность среднего класса составляет около 600 млн человек, т.е. около половины населения страны.

Примечательно, что индийский опыт по борьбе с бедностью успешно перенимают другие развивающиеся страны. Так, соседи Индии по региону на государственном уровне активно поддерживают малый бизнес, оказывая ему всемерную поддержку, в том числе предоставляя льготные кредиты. Индийский опыт также нашел свое применение и в странах – участницах ИБСА – Бразилии и ЮАР. Представляется, что отдельные мероприятия по сокращению масштабов бедности (прежде всего, стимулирование развития мелкого производства в регионах посредством реализуемой соответствующей Программы для групп самопомощи под эгидой специального кредитного учреждения) можно было бы внедрить и в России.

Индийское руководство осознает, что процесс экономических преобразований зайдёт в тупик, а социальная напряженность в обществе серьезно девальвирует положительный эффект реформ, если при их осуществлении не будет серьезно сокращена бедность, причем не только относительная, но и абсолютная. Существует целый ряд факторов, влияющих на распространение бедности в Индии и мешающих эффективной борьбе с этим социальным пороком. Среди них уже упомянутые выше исторически сложившиеся территориальные диспропорции, дискриминация по гендерному признаку (в традиционном индийском обществе роль женщины зачастую ограничивается ведением домашнего хозяйства), уязвимость домашних хозяйств ко всякому роду кризисным явлениям, недостаточно эффективное управление и проч.

Заключение

Преодоление бедности является одной из приоритетных и в то же время тяжелейших социально-экономических задач индийского политического и экономического истеблишмента страны. С начала 1950-х гг. (и особенно в пореформенный период) Индия сделала серьезные успехи в этом направлении: уровень бедности сократился практически в два раза. Благодаря ускоренному развитию индийской экономики и активной социальной политике государства только в 2005/06 ф.г. – 2016/17 ф.г. 271 млн человек вырвались из нищеты. Между тем, уровень бедности в стране еще по-прежнему довольно высок.

Есть все основания утверждать, что если удастся удержать нынешние темпы экономического роста, то к 2030 г. уровень бедности в Индии сократится с нынешних 22% до 8-10%.

Список использованной литературы

  1. Брагина Е.А. Неформальный труд в экономике Индии // Мировое и национальное хозяйство. – 2012. - №3(22). С. 2-5.
  2. Галищева Н. «Делийский консенсус» - индийская модель либерализации экономики // Азия и Африка сегодня. - 2014. - №3.
  3. Галищева Н.В. «Модель Керала» - модель устойчивого развития индийской экономики // Мировое и национальное хозяйство. 2014. №3(30).
  4. Индикаторы мирового развития: монография / коллектив авторов; под ред. Л.М.Капицы. – 3 изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2021.
  5. Медовой А.И., Галищева Н.В. Экономика Индии: монография / А.И.Медовой, Н.В.Галищева. – М.: МГИМО-Университет, 2009. – 352 с.
  6. Сдасюк Г. Новая Индия. География развития: достижения, проблемы, перспективы: монография / М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2021. – 520 с.
  7. Indian Development: Selected Regional Perspectives / Ed. by Sen Dreze, Amartya Sen, Jean Dreze. – Oxford University Press, USA, 199 448 p.
  8. Kapila Uma. Indian Economy / Uma Kapila. - New Delhi: Academic Foundation, 2005. 490 p.
  9. Ed. by Kapila Uma. Indian Economy since Independence / 16th Edition. New Delhi: Academic Foundation. 2004-2005. 1040 p.
  10. Edited by Lucas Robert E.B. and Papanek Gustav F. The Indian Economy: Recent Development and Future Prospects / Edited by Robert E.B.Lucas and Gustav F.Papanek. - New Delhi: Oxford University Press, 1989. 374 p.
  11. Sen Amartya. The Concept of Development / Handbook of Development Economics, Volume 1, Edited by H. Chenery and T.N. Srinivasan. Elsevier Science Publishers B.V., 1988. 350 р.
  12. Thirlwall A.P. Economics of Development. Theory and Evidence (Ninth Edition) / A.P.Thirlwall. - Palgrave Macmillan, 2011. - 678 p.
  13. Todaro M.P., Smith S.C. Economic Development (12th Edition) / M.P. Todaro, S.C. Smith. – Pearson Education Limited, 2015. – 860 p.
  14. Zaidi Akbar S. Issues in Pakistan’s Economy / S. Akbar Zaidi. Oxford University Press. Karachi, 20 530 р.
 

[1] В экономической истории независимой Индии чётко выделяются два макроэтапа: дореформенный, развитие по модели импортозамещения (1947 – 1991 гг.), и пореформенный, этап либеральных реформ (после 1991 г.).

[2] List of Countries by GDP (PPP). [Электронный ресурс]. URL: www.statisticstimes.com/economy/countries-by-gdp-ppp.php (accessed: 25.01.2020).

[3] Рассчитано автором по Economic Survey. Various Issues / Government of India. Ministry of Finance. Department of Economic Affairs. Economic Division.

[4] World Investment Report 2020 / UNCTAD. - 2020. P.196-198. Режим доступа: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2020_en.pdf  (дата обращения: 17.08.2020).

[5] Human Development Report 2019. Beyond Income, beyond Averages, beyond Today: Inequalities in Human Development in the 21st Century. Published for the United Nations Development Programme (UNDP). P. 320.

[6] Ibid.

[7] В Индии определен разный прожиточный минимум для городских и сельских жителей. Так, для жителей села он составляет 972 руп. (около 14 долл.) в месяц, в то время как для жителей городов - 1407 руп. (около 21 долл.).

[8] Индикаторы мирового развития: монография / коллектив авторов; под ред. Л.М. Капицы. – 3 изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2021. С.284.

[9] Сдасюк Г. Новая Индия. География развития: достижения, проблемы, перспективы: монография / М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2021. С.178.

[10] Сдасюк Г. Новая Индия. География развития: достижения, проблемы, перспективы: монография / М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2021. С.178.

[11] Human Development Report 2019. Beyond Income, beyond Averages, beyond Today: Inequalities in Human Development in the 21st Century. Published for the United Nations Development Programme (UNDP). P. 320.

[12] Zaidi Akbar S. Issues in Pakistan’s Economy / S. Akbar Zaidi. Oxford University Press. Karachi, 2014. P. 250.

[13] Более подробно см. Галищева Н. «Делийский консенсус» - индийская модель либерализации экономики // Азия и Африка сегодня. - 2014. - №3.

[14] Более подробно см. Галищева Н.В. «Модель Керала» - модель устойчивого развития индийской экономики // Мировое и национальное хозяйство. 2014. № 3(30).

[15] Status of Microfinance in India 2017-18. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nabard.org/auth/writereaddata/tender/SMFI%202017-18.pdf (accessed: 25.01.2020).

[16] Рассчитано автором по IMF. WEO. Various Issues.

[17] Сдасюк Г. Новая Индия. География развития: достижения, проблемы, перспективы: монография / М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2021. С.178.