«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России    |   
ISSN: 2713-0983

Гендерное равенство: взаимосвязи с другими целями устойчивого развития и официальная помощь развитию

С.М.Ребрей, к.э.н., МГИМО МИД России

Гендерное равенство выступает пятой целью устойчивого развития и оказывает позитивное влияние на большинство других ЦУР, в том числе создание инклюзивной модели устойчивого экономического развития. Поэтому борьба с гендерным неравенством выступает одним из важнейших направлений официальной помощи развитию. В статье рассматриваются взаимосвязи гендерного равенства (ЦУР 5) и других ЦУР, а также влияние гендерного неравенства на экономическое развитие и обосновывается необходимость расширения гендерно ориентированной политики, в том числе в рамках ОПР. Рассмотрены основные задачи и инструменты гендерного направления ОПР, а также его структура и динамика.

Ключевые слова: гендерное неравенство, ЦУР, ОПР, взаимосвязи ЦУР

Gender Equality: Interlinkages within SDGs and Official Development Assistance

Gender equality as the fifth sustainable development goal, including has interlinkages with other SDGs, however those interlinkages are poorly researched. The article aims to fill the gap and to analyze the interlinkages between gender equality and other SDGs and economic development in particular. Furthermore, the author analyzes the official development assistance mechanisms to achieve gender equality and the structure and dynamics of gender equality oriented projects.

Keywords: gender equality, interlinkages of SDGs, ODA

Взаимосвязи целей устойчивого развития

Неотъемлемой характеристикой целей в области устойчивого развития считается их комплексный характер. В отличие от Рио-де-Жанейрской декларации, выделяющей основные «столпы» экономического развития, цели в области устойчивого развития включают три взаимосвязанных аспекта, часто изображающихся в виде треугольника: экономическое развитие, социальное развитие и охрана окружающей среды.  Развитие одной сферы не должно усугублять проблемы в другой сфере. Например, экономическое развитие, с одной стороны, создает материальную базу для реализации целей устойчивого развития, с другой -может увеличивать экологические издержки и неравенство. В свою очередь, решение социальных и экологических проблем могут замедлять темпы на экономического роста, особенно в краткосрочной перспективе. Поэтому особое внимание должно уделяться изучению сложных взаимосвязей задач и целей устойчивого развития.

Одна из первых попыток оценить наличие и устойчивость связей была предпринята в 2017 г. японским Институтом глобальных экологических стратегий. На основе экспертной оценки ученые попытались выявить наличие бинарных связей между 169 задачами устойчивого развития, нарисовали матрицу и отмечали красным цветом негативное взаимовлияние и зеленым цветом - позитивное. В результате, удалось выделить задачи, решение которых будет способствовать решению максимальному количеству других задач (Moinuddin & 周, 2017). Среди них оказались: задача 2.3. Удвоение производительности сельского хозяйства; задача 2.4.Создание устойчивых систем производства продуктов питания; задача 6.1 Всеобщий доступ к безопасной питьевой воде; задача 6.2 Всеобщий доступ к санитарии и гигиене; задача 7.1 Всеобщий доступ к энергии; задача 9.1 Развитие устойчивой инфраструктуры.  Можно сделать вывод, что основной проблемой современного мира является неравномерное распределение ресурсов, а основной задачей – обеспечение всего населения Земли необходимыми ресурсами: питьевой водой, продуктами питания, произведенными местными фермерами и средствами гигиены и санитарии. Однако активное решение данных проблем может создать чрезмерную нагрузку на окружающую среду, например негативно влиять на флору и фауну мирового океана.

Социальные и экологические проблемы являются следствием несбалансированного экономического развития: чрезмерной нагрузки на окружающую среду, особенно в период индустриализации экономики, неравномерное распределение благ и неравный доступ к ресурсам среди населения. С другой стороны, именно стабильный экономический рост сокращает долю бедного населения, способен решить проблему голода и повысить степень инклюзии экономик, то есть распространять плоды экономического развития на наиболее уязвимые группы населения, к коим относятся матери-одиночки (составляют не менее трети бедного населения большинства стран мира), пожилые, особенно пожилые женщины, люди с ограниченными возможностями здоровья, мигранты и другие.

Экологизация стала неотъемлемым трендом развития экономик в постиндустриальных странах. Страны-лидеры по технологическому развитию стремятся к 2030-2050 гг. минимизировать выбросы углекислого газа в атмосферу, для чего инвестируют в развитие альтернативное энергетики и повышают ресурсосбережение обрабатывающей и добывающей промышленности. Даже ресурсоёмкие отрасли, такие как химическая промышленность или черная металлургия в развитых странах отличаются высокой эффективностью, высокой производительностью и бережливым расходом ресурсов. Автоматизация производства и продукция четвертой промышленной революции также способствует развитию энерго- и ресурсосберегающих технологий. Поэтому перенос трудо- и ресурсоёмких отраслей в развивающиеся страны теряет свою актуальность. Тем не менее в развивающихся странах экологическая политика не так актуальна, как стремление максимизировать темпы экономического роста. Кроме того, дефицит технологий и капитала и изобилие дешевого труда и сырья также снижает привлекательность экологизации экономики.

Низкая инклюзивность институтов и отсутствие социальной защиты уязвимых групп населения распространено в большинстве развивающихся стран мира и считается одним из факторов их отсталости. Однако экономический рост сам по себе не приводит к снижению проблем неравного доступа к благам и ресурсам, более того может приводить к их усугублению. Таким образом, повышение инклюзивности институтов развивающихся стран является актуальной задачей мирового развития, и международная помощь развитию выступает как один из инструментов ее решения.

Тем не менее повышение инклюзивности общественных институтов является сложной многогранной комплексной задачей, уникальной для каждой нации.  И хотя известны характеристики инклюзивной экономики (такие как институт частной собственности, верховенство закона, независимые СМИ, свобода предпринимательства и пр.), как их достичь остается не вполне понятным. Азиатское экономическое чудо, реализованное Японией и азиатскими «тиграми» (Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг) показывает альтернативный путь институционального развития: модернизация экономических, социальных, политических, культурных и прочих институтов прошла в кратчайшее время и представила собой наложение современных институтов на традиционные, в результате чего инклюзивность этих экономик сформировалась ограниченной. В частности, это проявляется в высоких показателях бедности среди уязвимых групп населения. Например, уровень относительной бедности среди пожилого населения в Южной Корее составляет почти 45%, в Японии – почти 20%, тогда как в Западной Европе в среднем 5%.

Таким образом, экономическое развитие само по себе не решает проблемы социального неравенства (как и другие проблемы, зафиксированные в ЦУР), и даже усугубляет их. Поэтому ОПР должна не только способствовать росту экономик стран – реципиентов, но или не усугублять социальные и экологические проблемы (нейтральная политика), или способствовать их решению. Тем не менее взаимодействие целей устойчивого развития остается малоизученным направлением. Так, наиболее подробное «Руководство по взаимодействию с ЦУР: от науки к реализации» содержит анализ взаимосвязей лишь четырех целей устойчивого развития из шестнадцати (ЦУР 2: Ликвидация голода; ЦУР 3: Хорошее здоровье и благополучие; ЦУР 7: Доступная и чистая энергия; ЦУР 14: Сохранение морских экосистем).  Рассмотрим подробнее анализ второй цели, которая полностью звучит как «Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности и улучшение питания, и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства» и занимает «центральное место в Повестке дня на период до 2030 года». Вторая цель положительно взаимодействует с первой целью (ликвидация нищеты), так как искоренение голода и недостатка продовольствия является неотъемлемым этапом в ликвидации бедности. Кроме того, стимулирование местных сельскохозяйственных производств способствует повышению доходов фермеров и может снизить уровень бедности, а также снизить нагрузку на окружающую среду. Также вторая цель положительно взаимодействует с третьей целью (Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте), так как качественная еда в достаточном количестве является необходимой составляющей здоровья, в том числе психического. Кроме того, методы сельскохозяйственных работ влияют на качество почвы и воды, то есть на функционирование экосистем, которые являются ключевыми факторами окружающей среды.

В-третьих, вторая цель взаимодействует с пятой целью (Цель 5: Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек). Достижение всеобщего доступа к качественным продуктам питания, и повышение доходов в сельскохозяйственном секторе может создать ключевые благоприятные условия для расширения прав и возможностей женщин и гендерного равенства, поскольку это открывает для женщин возможности развития. И наоборот, гендерное равенство и расширение прав женщин могут помочь в достижении целей, связанных с устойчивым увеличением производства продуктов питания и питания, а также могут повысить роль женщин в сельском хозяйстве. Однако в докладе не упоминается, что зачастую инвестиции в сельскохозяйственное производство могут наоборот сокращать доходы и возможности местных фермеров женского пола, особенно в наиболее бедных странах с большим гендерным разрывом в уровне грамотности сельскохозяйственного населения. Например, колонизационная политика в Африке снижала возможности женщин-фермеров, которые традиционно играли большую роль в сельском хозяйстве Африки, и повышала уровень феминизации бедности (Boserup, 2007).

В-четвертых, вторая цель взаимодействует с шестой целью (Обеспечение наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех). Производство продуктов питания сильно зависит от качества и доступности воды и влияет на них, поскольку увеличение сельскохозяйственного производства может увеличить водозабор и усугубить деградацию земель и водных ресурсов. Более того, для достижения целей в области питания требуется доступ к чистой воде и санитарии. Достижение этих целей требует внедрения устойчивых сельскохозяйственных систем и методов и совершенствования управления водными ресурсами.

В-пятых, вторая цель взаимодействует с седьмой целью (Цель 7: Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех). Сельское хозяйство, производство и потребление продуктов питания сильно зависят от энергетических услуг; и наоборот, биомасса и сельскохозяйственные отходы являются потенциальными источниками возобновляемой энергии. Однако конкуренция за одни и те же ресурсы (земля, вода) может привести к необходимости поиска компромиссов между обеими целями.

В-шестых, обнаружено взаимодействие с тринадцатой целью (Цель 13: Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями). Сельское хозяйство является важным источником выбросов парниковых газов и способствует изменению климата. И наоборот, изменение климата оказывает широкомасштабное воздействие на сельское хозяйство и продовольственную безопасность в виде экстремальных погодных явлений, а также долгосрочных климатических изменений (таких как потепление и изменение количества осадков) и значительно ограничивает достижение ЦУР2. Устойчивые методы ведения сельского хозяйства играют важную роль в адаптации к изменению климата и смягчении его последствий (например, в улучшении качества почв и земель, генетического разнообразия и биоэнергетики).

В-седьмых, решение проблемы голода взаимодействует с пятнадцатой целью (Цель 15: Защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия). Здоровые экосистемы обеспечивают жизненно важные услуги - от качества почвы и воды до генетического разнообразия и опыления. Сельское хозяйство - ключевой фактор, влияющий на экосистемы. Устойчивые сельскохозяйственные системы и методы способствуют здоровью экосистем. Однако рост сельскохозяйственного производства и производительности, если он не будет устойчивым, может привести к обезлесению и деградации земель, что поставит под угрозу долгосрочную продовольственную безопасность. Необходимо найти баланс между обеспечением продовольствием для всех и сохранением и восстановлением экосистем.

Всего обнаружено 75 взаимодействий среди задач второй цели с другими целями, из них 59 позитивных, 1 нейтральное и 24 негативных.

Однако в целом взаимосвязи ЦУР изучены недостаточно, что во многом связано со слабой фундированностью факторов и последствий неравенства.

Гендерное равенство как цель устойчивого развития

Гендерное равенство зафиксировано в качестве пятой цели устойчивого развития: «обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек». Согласно ООН, «гендерное равенство – это не только одно из основных прав человека, но и необходимая основа для достижения мира, процветания и устойчивого развития»[1]. Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш называет гендерное неравенство «вопиющей несправедливостью нашего времени и крупнейшей проблемой в области прав человека»[2]. Он апеллирует к повсеместному распространению мизогинии: «Женщины по всему миру находятся в худшем положении, чем мужчины, просто потому что они женщины».  Свыше 1 млрд женщин, включая россиянок, лишены правовой защиты от домашнего насилия, 200 млн девочек и женщин подверглись калечащей операции на половых органах. Уровень домашнего насилия в мире достигает масштаба катастрофы: в странах Ближнего Востока и Северной Африке каждая вторая женщина подвергалась домашнему насилию, в среднем по миру – каждая третья женщина[3].

Страшным последствием гендерного неравенства является фемицид – убийство женщин, потому что они женщины. Существуют разные виды фемицида. Наиболее распространенный – это убийство интимным партнером. Среди женщин, умерших от насильственной смерти, более половины убиты нынешним или бывшим интимным партнером. В некоторых странах их доля достигает 85%. Существует такое явление как младенческий фемицид – это убийство зародышей или младенцев женского пола как следствие устойчивого предпочтения мужчин. Это достигает особенно критических масштабов, когда накладывается на политику ограничения рождаемости, например, как в Китае. В результате число женщин в стране ощутимо сокращается. Этот феномен получил название «пропавшие женщины» (англ. missing women). 

Помимо нарушений прав человека, гендерное неравенство пронизывает социально-экономическое устройство общества и разнообразными способами ограничивает возможности не только женщин, но и мужчин, а также следующего поколения - детей. 

На фоне существеного прогресса на пути к гендерному равенству, во многих странах происходит «мощный откат назад»: «ослабляются системы правовой защиты от изнасилований и семейно-бытового насилия», «принимается политика, предусматривающая наказание женщин, начиная от строгой экономии и заканчивая принуждением к воспроизводству», «сексуальные и репродуктивные права женщин со всех сторон подвергаются угрозе»[4] . Примерами здесь выступают не только развивающиеся страны, где преобладают экстрактивные, патриархальные институты и в целом высок уровень неравенства, но и развитые страны. Например, Польша и некоторые штаты США ввели запрет на аборт. Пандемия коронавируса усугубила положение женщин и отбросила мир на несколько десятилетий назад на пути к гендерному равенству.

Как гендерное неравенство тормозит экономическое развитие?

Во-первых, гендерное неравенство снижает качество и потенциал человеческого капитала. Человеческий капитал – ресурсы труда и знаний, – является главным фактором и локомотивом развития экономики. Экономика знаний и четвертая промышленная революция зиждутся на талантах и соответственно основной задачей становится их раскрытие и рациональное распределение. Гендерные стереотипы, вертикальная и горизонтальная сегрегация на рынке труда, особенно в наиболее перспективных отраслях экономики (таких как STEM[5]) сокращают возможности женщин раскрыть свои таланты.

Во-вторых, гендерный разрыв в образовании снижает человеческий капитал следующего поколения.  Масштаб проблемы в области женского образования сильно варьируется по странам(табл.1). В наименее развитых странах Африки гендерный разрыв в образовании варьируется от 29% (Сенегал)  до 60% (Зимбабве). В среднем в Африке Южнее Сахары разрыв составляет 71%, в Южной Азии 74%, Восточной Европе и Центральной Азии – 88%. Таким образом, большой гендерный разрыв в доступе к образованию является актуальной проблемой для многих стран – реципиентов ОПР.

Ко второй категории (90-99%), где гендерный разрыв стремится к нулю, относится среднемировой показатель, составляющий 94%. К этой категории относится большинство стран Европы и постсоветского пространства, где полный охват образования считается нормой.

Наконец, растет число стран в третьей категории с обратным гендерным разрывом в образовании, где преобладают страны Латинской Америки и Карибского бассейна.  

Таблица 1. Гендерный разрыв в образовании  

Менее 90%

90-99%

Более 100%

Таджикистан

Венгрия

Восточная Европа и Центральная Азия

Восточная и Южная Африка

Восточная Азия и Тихоокеанский регион

Румыния

Австрия

Сербия

Перу

Индонезия

Бангладеш

Южная Азия

Турция

Руанда

Босния и Герцеговина

Бутан

Пакистан

Наименее развитые страны

Зимбабве

Мозамбик

Бурунди

Демократическая Республика Конго

Западная и Центральная Африка

Мали

Гвинея

Сенегал

Норвегия

Швеция

Казахстан

Великобритания

Андорра

Грузия

Эквадор

Узбекистан

Южная Африка

Болгария

Чили

Литва

Молдова

Кипр

Австралия

Саудовская Аравия

Таиланд

Бельгия

Бахрейн

Новая Зеландия

Мексика

Западная Европа

Мир

Польша

Европа и Центральная Азия

Россия

Объединенные Арабские Эмираты

Швейцария

Франция

Азербайджан

Германия

Мальта

Сингапур

Греция

Чехия

Словакия

Нидерланды

Словения

Эль Сальвадор

Катар

Кувейт

Уругвай

Гондурас

Португалия

Венесуэла

Сент-Винсент и Гренадины

Фиджи

Доминиканская Республика

Бразилия

Сан-Марино

Аргентина

Ирландия

Эстония

Коста-Рика

Колумбия

Латвия

Шри-Ланка

Латинская Америка и Карибский бассейн

Дания

Палестина

Финляндия

Ближний Восток и Северная Африка

Иран (Исламская Республика)

Канада

Малайзия

Северная Америка

Соединенные Штаты

Египет

Армения

Испания

Парагвай

Составлено по данным: UNESCO Institute for Statistics (UIS) URL: https://data.unicef.org/resources/data_explorer/unicef_f/?ag=UNICEF&df=GLOBAL_DATAFLOW&ver=1.0&dq=.GN_ED_ATTN..&startPeriod=2016&endPeriod=2021

Примечания: Подсчитано как соотношение женщин и мужчин старше 25 лет, обладающих аттестатом о законченном среднем образовании

Можно предположить, что исчезновение гендерного разрыва в образовании (и даже обратный разрыв) должен нивелировать гендерный разрыв в оплате труда, однако этого не происходит, что также свидетельствует о главенствующей роли стереотипов. В среднем в странах ОЭСР больше женщин заканчивают вузы, чем мужчин, но в развивающихся странах ситуация обратная. Направления обучения имеют ярко выраженную гендерную окраску – есть «женские» и «мужские» специальности (рис.3). «Женские» – это гуманитарные науки и особенно педагогика, а «мужские» – технические и особенно ИКТ.

Рисунок 3. Гендерный состав бакалавров в странах ОЭСР

  

Составлено по данным: OECD Data

Таким образом, гендерное неравенство снижает качество человеческого капитала и препятствует эффективному распределению талантов, что негативно влияет на экономическое развитие страны.

В-третьих, гендерное неравенство приводит к феномену двойной нагрузки у женщин в результате гендерного дисбаланса в распределении неоплачиваемого домашнего труда. Неоплачиваемый труд включает ведение домашнего хозяйство и уход за детьми и другими близкими. Женщины традиционно выступают основными донорами заботы, а реципиентами, соответственно, выступают мужчины и дети. Согласно данным ООН (рис.4), во всех странах мира наблюдается перекос в распределении неоплачиваемого домашнего труда в сторону женщин, хотя размер разрыва сильно варьируется. В Пакистане женщины уделяют в 9 раз больше часов домашнему неоплачиваемому труду в день, чем мужчины. Следовательно, времени на оплачиваемый труд у пакистанок практически не остается – в среднем 20% от уровня пакистанцев. По мере продвижения по пути гендерного равенства, дисбаланс заметно сокращается, но не исчезает: в Норвегии и Швеции гендерный разрыв в распределении неоплачиваемого труда составляет 1,3, а оплачиваемого – 0,7 и 0,8 соответственно.

Проблемой является не только сам дисбаланс, но и невидимость домашнего труда и его вклада в экономику как результат его отсутствия в системе национальных счетов. Хотя слово «экономика» произошло от древнегреечского «οἶκος» - «дом, хозяйство; хозяйствование» и νόμος «территория под управлением; правило, закон»; то есть буквально означает «правила ведения домашнего хозяйства». Тем не менее экономика является наукой, которая выпускает домашнее хозяйство из своего поля зрения, оставляя неоплачиваемый домашний труд неучтенным. Это приводит к серьезным искажениям в понимании действительности и снижает прогностическую функцию науки и эффективность экономической политики. В качестве примера можно привести стратегию либерализации экономики, которая может сопровождаться снижением социальной роли государства, особенно финансовой и инфраструктурной поддержки материнства. С одной стороны, это позволяет снизить расходы гос. бюджета или перераспределить их в сторону стимуляции экономического роста. С другой стороны, такие меры приводят к увеличению бремени двойной нагрузки, усугубляют положение женщин и гендерное неравенство, что, впрочем, нигде не фиксируется. Таким образом, вместо стимуляции экономического развития, подобные меры снижают экономический потенциал страны.

Рис. 4. Гендерный разрыв в распределении времени на оплачиваемый и неоплачиваемый домашний труд, 2018 г.

Составлено по данным: Human Development Report, 2020

В-четвертых, малая доля женщин в государственном и корпоративном управлении является не только следствием, но и фактором гендерного неравенства, то есть способствует закреплению гендерных стереотипов и проведению гендерно нейтральной политики.

Таким образом, гендерное неравенство тормозит экономическое развитие и сокращает экономический (научный и технологический) потенциал страны. Впрочем, есть и обратные примеры. Использование дешевой женской рабочей силы в экспортно ориентированных отраслях, широко практикующееся в новых индустриальных странах Азии, способствует сокращению издержек и повышению конкурентоспособности товаров на мировых рынках.

В целом гендерно нейтральная (слепая) экономическая политика может не достигать поставленных целей, потому что, например, усугубляет проблему дефицита женского времени или поддерживает сегрегацию и дискриминацию на рынке труда. В странах-реципиентах международной помощи развитию гендерная осознанность обычно находится на низком уровне, а экономическая политика остается слепой к проблемам дискриминации женщин. Именно поэтому гендерное равенство признано приоритетным направлением международной помощи в целях развития.

Взаимодействие пятой цели устойчивого развития с другими ЦУР

Гендерное равенство является важным элементом достижения инклюзивной экономической модели, минимизирующей неравный доступ к благам и ресурсам, однако проведенный анализ взаимодействия ЦУР серьезно недооценивает вклад гендерного равенства в достижение других целей. Например, матрица, подготовленная японским Институтом глобальных стратегий не учитывает многие связи. В таблице плюсом и минусом отмечены связи, зафиксированные в матрице, жирным плюсом и минусом – пропущенные связи.

Пятая цель позитивно связана с первой целью (ликвидация нищеты), так как гендерное неравенство приводит к феминизации бедности, финансовая зависимость женщин усугубляет проблему домашнего насилия. Женщины из бедных семей чаще становятся жертвами торговли людьми, ранних. браков, калечащих операций на женских половых органах, лишены возможности получения образования, в том числе в цифровой сфере.

Также сильна положительная взаимосвязь пятой и второй цели (ликвидация голода), так как достижение гендерного равенства позволит сократить число голодающих женщин и детей, недоедающих девочек и беременных женщин. Увеличение продуктивности сельского хозяйство при учете гендерного фактора, то есть при наличии специальных программ, нацеленных на поддержку фермеров женского пола, будет способствовать сокращению гендерного неравенства в деревне, снижению неформальной занятости сельских женщин, их подчиненному положению в семейном бизнесе, повышению их самостоятельности и финансовой независимости. Однако отмена политики протекционизма (2b) может привести к тому, что мелкие местные фирмы не выдержат конкуренции с продукцией крупных ТНК.

Третья цель (хорошее здоровье и благополучие) также позитивно связана с гендерным равенством, так как расширение прав и возможностей женщин способствует снижению материнской (3.1) и младенческой (3.2) смертности, повышение доступности контрацептивов и осознанности в их использовании помогает в борьбе с заболеваниями, передающимися половым путем, в том числе СПИДом, а повышение доступности здравоохранения и качества жизни для женщин и детей  - в борьбе с туберкулезом, малярией и тропическими болезнями(3.3). В целом, расширение прав и возможностей женщин, в том числе их уровня образования и дохода позволяет снизить смертность от неинфекционных заболеваний, повысить психическое здоровье (3.4), зависимости от психоактивных веществ (3.5). Существенное увеличение финансирования здравоохранения с целью повышения профессиональной подготовки и удержания кадров(3с) серьезно способствует повышению гендерного равенства, так как женщины преимущественно заняты в системе здравоохранения во многих странах мира.

Четвертая цель (качественное образование) является неотъемлемым элементом достижения гендерного равенства, особенно это касается повышения грамотности девочек в развивающихся странах и устранения гендерной сегрегации и гендерных стереотипов в образовательной системе всех стран мира, особенно в области STEM.

Шестая цель также позитивно связана с достижение гендерного равенства, так как доступ к питьевой воде является обязательным элементом в обеспечении первичных потребностей человека, кроме того особенно актуально для женщин обеспечение доступа к надлежащим санитарно-гигиеническим средствам.

Восьмая цель (достойная работы и экономический рост) позитивно взаимодействует с пятой целью, так как создание достойных рабочих мест, благоприятных условий для развития предпринимательства, творчества и инновационной деятельности, и поощрение официального признания и развития микро-, малых и средних предприятий, в том числе посредством предоставления им доступа к финансовым услугам (8.3) особенно актуально для повышения участия женщин на рынке труда, улучшения условий работы, избавления от стереотипов, горизонтальной и вертикальной сегрегации женщин на рынке труда. Снижение разрыва в оплате труда и повышение женской занятости при стимулировании гендерного равенства способны наладить баланс работа/жизнь, облегчить ношу мужчин по содержанию семьи и освободить время для более активного участия мужчин в неоплачиваемом домашнем труде. Однако отсутствие гендрено-ориентированной политики в этой области способна, напротив, усугубить проблему гендерного неравенства в области оплаты труда. Борьба с современным рабством и торговлей людьми чрезвычайно актуальна в контексте борьбы с гендерным неравенством, так именно женщины чаще всего становятся жертвами рабства, в том числе сексуализированного.

Девятая цель (Индустриализация. инновация и инфраструктура) также взаимсвязана с вопросами гендерного неравенства. Для повышения гендерного равенства необходимо учитывать гендерный фактор при реализации индустриальной и инновационной политике и строительства инфраструктуры с целью вовлечения женщин в обрабатывающую промышленность, избавления от стереотипов, повышение доли женщин в науке и инновациях, доступе к разработке и использованию технологий, интернета и пр.

Десятая (неравенство) и шестнадцатая (мир, правосудие и эффективные институты) цели напрямую связана с вопросами гендерного неравенства. Пересечение разных типов дискриминации (например, гендерная и расовая) называется интерсекциональность. Интерсексциональность способствует усугублению последствий неравенства. Например, самыми уязвимыми группами населения во всех странах мира являются женщины – мигрантки, женщины – нац. меньшинства, пожилые женщины. Повышение инклюзивности институтов и верховенства законов должно способствовать повышению гендерного равенства.

Одиннадцатая цель также позитивно связана с задачами достижения гендерного неравенства, так как обеспечение женщин доступа к безопасному жилью, строительство безопасной транспортной инфраструктуры, учет интересов и потребностей женщин и девочек при планировании городской инфраструктуры способно снизить уровень насилия и убийства женщин, повысить мобильность  матерей с маленькими детьми и использования ими городской инфраструктуры, что будет способствовать росту социального капитала женщин.

Семнадцатая цель (Партнерство в интересах устойчивого развития) также может позитивно взаимодействовать с достижением гендерного равенства. Переориентация с военного бюджетирования на мирное, акцент на инвестиции в образование, искоренение бедности и борьбы с гендерным неравенством является важным направлением международных миротворческих процессов под эгидой ООН.

Цели 13, 14 и 15, касающиеся вопросов изменения климата, и сохранением экосистем воды и суши, казалось бы, весьма опосредовано связаны с гендерным равенством. Однако эмпирические исследования показывают, что женский бизнес активнее продвигает принципы устойчивого развития. Женщины чаще открывают стартапы в сфере экологии и борьбы с деградацией окружающей среды.

Таким образом, пятая цель взаимодействует с большинством целей устойчивого развития и при наличии гендерно-ориентированной политики способна положительно влиять на достижение ЦУР.

Методы стимулирования гендерного равенства в механизмах ОПР

Комитет содействия развитию ОЭСР в 2016 г. разработал и внедрил методологию маркировки проектов, в зависимости от их вклада в повышение гендерного равенства, и сделал такую маркировку обязательной для членов комитета. Проекты делятся на три категории, в зависимости от присвоенных баллов:

  1. 0 баллов. Гендерное равенство не является целью проекта. Проект был проверен по маркеру, но никакого влияния на повышение гендерного равенства не было обнаружено.
  2. 1 балл. Существенное влияние. Гендерное равенство - важная и осознанная цель, но не основная причина для реализации проекта.
  3. 2 балла. Гендерное равенство является основной целью проекта и имеет основополагающее значение для его разработки и ожидаемых результатов. Проект не был бы реализован без достижения целей гендерного равенства.

Критерии для классификации проектов представлены в таблице 2: данные для гендерно-ориентированных проектов должны быть дезагрегированы по полу, проект не должен усугублять положение женщин, позитивное влияние на гендерное равенство должно подтверждаться индикатором.

Табл. 2 Требования к гендерно-ориентированным проектам

2 балла

1 балл

Данные представлены для обоих полов

+

+

Проект прошел гендерный анализ

+

+

Результаты гендерного анализа соответствуют подходу «не навреди»

+

+

Цель проекта – повышение гендерного равенства

+

-

Есть хотя бы один показатель, подтверждающей повышение гендерного равенства

+

+

Результаты проекта подтверждены набором гендерных показателей

+

-

На основе маркировки рассчитана структура проектов в зависимости от их отношения к целям гендерного равенства. Доля «гендерных» проектов и программ растет с 14% в 2002 г. до 42% в 2019 г. (рис.5). Кроме того, с 2016 г. большинство проектов (95% и более) проходит маркировку.

Рис. 5 Структура официальной помощи в целях развития всех стран доноров - членов Комитета содействия развитию, 2002-2019 гг.

Составлено по данным: OECD Stat URL: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode=DV_DCD_GENDER

Рис. 6 Структура официальной помощи в целях развития стран доноров - членов Комитета содействия развитию, 2019 гг.

Лидерами по доли помощи, нацеленной на достижение гендерного равенства, выступают Канада и Исландия (рис.6): более 90% относятся к 1 и 2 категории «гендерной» помощи. Причем, в структуре канадской помощи на проекты, основной целью которых является гендерное равенство (2 балла), уже составляют 25%. В конце рейтинга расположились страны с самым большим уровнем гендерного неравенства и, соответственно, низким уровнем гендерной осознанности: Польша, Греция и Южная Корея. Тем не менее и эти страны экспортируют проекты, нацеленные на достижения гендерного равенства (2 балла), хоть и в малых объемах (за исключением Греции).

Однако рассматривая помощь в абсолютных размерах, рисуется совсем другая картина (рис.7) в тройку лидеров стран – доноров (после институтов ЕС) входят Германия, США и Великобритания. США являются крупнейшим донором ОПР, и даже находясь на 4 месте с конца по доли гендерно-ориентированных проектов, в абсолютных значениях эта доля представляется существенной.

Рис. 7 Крупнейшие инвесторы в проекты, нацеленные на достижение гендерного равенства, 2019 г., млрд долл.

Рис.8 Отраслевая структура официальной помощи развитию, 2019 г.

В отраслевой структуре официальной помощи (рис.8) развитию преобладает социальная инфраструктура и услуги, на эту категорию приходится 42% помощи. Более половины (56%) проектов в этой категории нацелены на повышение гендерного равенства. В данную категорию в порядке убыванию входят:

  • Правительство и гражданское общество – всего 19,8 млрд долл., из них 53% относятся к гендерной помощи. Наиболее эффективными методами повышение гендерной осознанности в обществе является поддержка местных женских правозащитных организаций (831 млн долл.) и борьба с насилием в отношении женщин и девочек (439 млн долл.) – эти категории преимущественно (100 и 99% соответственно) маркированы 2 баллами, то есть гендерное равенство является их основной целью. Осуществление гендерных проектов не только в сугубо женских сферах, но и в более широких вопросах свидетельствует о высокой гендерной осознанности стран-доноров. Особую роль в борьбе с дискриминацией женщин играет гендерно осознанная макроэкономическая политика. Макроэкономическая политика преимущественно (88%) маркируется 1 баллом, то есть способствует достижению гендерного равенства, хоть его достижение и не служит основной целью. Однако объем этой категории невелик: менее 1 % в общем объеме гендерной помощи. Также преимущественно гендерной направленностью (60-79%) отличаются такие категории как СМИ и свобода слова (информатизация населения о проблемах гендерного неравенства, масштаба насилия над женщинами), защита прав человека, защита мигрантов, поддержка гражданского общества, децентрализация власти и поддержка местного правительства, выборы, законодательные органы и политические партии, миротворческий процесс, международные миротворческие операции, постконфликтная милитаризация. Стимулирование участия женщин в политическом и законотворческом процессе – это неотъемлемая составляющая гендерного равенства, а подсчет доли женщин – политических лидеров входит во все индексы гендерного равенства. А вот перевод миротворческого процесса и урегулирования конфликтов на рельсы феминизма является сравнительно новой инициативой, разрабатываемой в структурах ООН. Этот процесс подразумевает не только и не столько рост числа женщин, участвующих в миротворческих миссиях ООН, а переосмысление факторов конфликтов и переориентация бюджетов с военных расходов на социальные, с целью борьбы с первопричинами (насилие и жестокое обращение с детьми, отсутствие образования, бедность, голод и пр.).
  • Образование (8,7 млрд.) составляет 7% всей помощи и 18% гендерной и почти на 60% является гендерной. Отсутствие традиции давать девочкам образование является серьезным тормозом на пути гендерного равенства. Получение образования первого поколения девочек является самой сложной задачей, потому что необразованная мать может не видеть особой нужды в том, чтобы отдавать девочку в школу. Поэтому гендерно-ориентированные проекты (2 балла) преимущественно сосредоточены в начальном образовании.
  • Здравоохранение (7,4 млрд долл) составляет 6% всей помощи и 15% гендерной и на 58% является гендерной. К категориям, где преобладает гендерная помощь, относятся борьба с малярией, недоеданием и психическими заболеваниями за счет большого числа девочек и женщин, подверженным этим заболеваниям и проблемам. Репродуктивное здоровье вынесено в отдельную категорию.
  • Водоснабжение (6,6 млрд долл.) составляет 5% всей помощи и 6% гендерной и на 46% является гендерной.
  • Социальная политика и охрана репродуктивного здоровья (6 млрд долл.) составляет 5% всей помощи и 6% гендерной и на 54% является гендерной. К охране репродуктивного здоровья (помимо самой охраны репродуктивного здоровья) относятся также планирование семьи, борьба с заболеваниями, передающимися половым путем, включая ВИЧ / СПИД, а также обучение персонала в области репродуктивного здоровья. Отсутствие контроля над своим телом (не использование контрацептивов, запрет или высокая цена абортов) лежит в основе дискриминации и подчинения женщин и является ключевым тормозом для повышения гендерного равенства в наименее развитых странах. Зачастую иностранная помощь является единственной возможностью для женщины узнать о контрацепции или сделать аборт. Поэтому наращивание помощи на этом направлении играет чрезвычайно важную роль. Тем не менее в 2016-2017 гг. наблюдается снижение такой помощи за счет преобладания пронаталистской политики в администрации Трампа и отказа от поддержки абортов в международной помощи развитию. Таким образом, откат в достижении гендерного равенства в странах донорах способствует и откату в странах-реципиентах. 

Вторым по объему направлением помощи выступает экономическая инфраструктура и услуги, однако доля гендерных проектов в этой категории не достигает трети (28%). Гендерная помощь в основном преобладает в финансовом секторе и поддержке бизнеса и нацелена на повышение доступности финансовых услуг для женщин и поддержку женского бизнеса. Хотя есть примеры и в других сферах: например, при строительстве железнодорожных станций уделяется особое внимание освещению с целью повышения женской мобильности (в противном случае в неблагополучных странах женщинам опасно передвигаться вечером или ночью, особенно в плохо освещенных местах).

В реальном секторе гендерные проекты занимают больше половины – 51%. В первичном секторе гендерная помощь фокусируется на поддержке женщин-фермеров (60-90%). В добывающей промышленности есть гендерные программы/проекты, сосредоточенные на политике и менеджменту в сфере добывающей промышленности, а также в сфере разведывательного анализа. Однако обрабатывающая промышленность практически не получает гендерной помощи.

На третьем месте располагается гуманитарная помощь, однако здесь доля гендерных проектов еще меньше – 20%. В товарной помощи доля гендерных проектов составляет 47%, однако в общем объеме гендерной помощи их доля равна 1%.

Производственная инфраструктура и услуги включает проекты и программы, которые затрагивают разные отрасли промышленности: экологические, научные, урбанистические и другие. Они слабо ориентированы на гендер, за исключением программ по поддержке продовольственной безопасности домохозяйств (94% гендерная помощь).

В целом помощь развитию, сфокусированная на гендерном равенстве, является важным инструментом достижения целей устойчивого развития и способствует повышению уровня жизни и экономического потенциала стран реципиентов.

Вопросы по гендерному неравенству:

  1. Каковы основные последствия гендерного неравенства?
  2. Почему гендерное неравенство негативно сказывается на экономическом развитии?
  3. В каких странах самый большой гендерный разрыв в оплате труда?
  4. Какую методологию разработали в ОЭСР для снижения гендерного неравенства в странах – реципиентах?
  5. Какие страны выступают лидерами по помощи развитию, ориентированной на гендерное равенство?

Boserup, E. (2007). Woman’s role in economic development (Reprinted with new introduction). Earthscan.

Moinuddin, M., & 周新. (2017). Sustainable development goals interlinkages and network analysis: A practical tool for SDG integration and policy coherence. Institute for Global Environmental Strategies.

 

[1] https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/gender-equality/

[2] https://www.un.org/sg/ru/content/sg/articles/2020-03-02/the-gender-power-gap

[3] Global Gender Gap Report 2020/ World Economic Forum

[4] Ibid.

[5] STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics) — наука, технологии, инженерия и математика.