Новые доноры развитию: пример Индии
Н.В.Галищева, д-р эконом.наук, зав.кафедрой мировой экономики МГИМО МИД России
Аннотация
В настоящей статье проанализированы масштабы, география, а также специфика оказания Индией помощи; обозначены ее формы и условия предоставления. Автор подчеркивает, что оказание помощи менее развитым государствам традиционно рассматривается индийским политическим и экономическим истеблишментом как важнейшая составляющая внешнеэкономической политики.
Автор приводит статистические данные по предоставленной Индией помощи в 2000-2010-е гг.
Исследование проведено на основе системного подхода к изучению экономики с использованием базовых методов научного познания, таких как индукция и дедукция, анализ и синтез.
Ключевые слова: экономика Индии, Индия – новый донор, Индийское технико-экономическое сотрудничество
Emerging Donors to Development: The Case of India
Abstract
The article deals with the volume, recipients and specifics of India’s assistance as well as its types and terms of allocations. The author stresses that assistance to less developed countries has traditionally been considered by the Indian political and economic establishment as the most important part of the external economic policy.
The author presents statistics on India’s assistance within the period of 2000-2010s.
The research is based on the systematic approach to the study of national economy using basic methods of scientific knowledge such as induction and deduction, analysis and synthesis.
Keywords: the economy of India, India as a new donor, ITEC
Введение
Целью настоящего исследования является анализ предоставляемой Индией помощи менее развитым странам, ее специфика и масштаб на современном этапе. Исходя из этого, автор определяет следующие задачи:
- обозначить масштаб индийской помощи на современном этапе и ее основных реципиентов;
- показать специфику индийской государственной политики по предоставлению помощи менее развитым странам в пореформенный период.
Предметом исследования является действия Индии по оказанию помощи иностранным государствам.
Хронологические рамки исследования охватывают весь пореформенный период развития индийской экономики, т.е. с начала 1990-х гг. до настоящего времени.
Теоретические основы иностранной помощи как источника развития национальной экономики
Помощь развитию как экономическая категория появилась сравнительно недавно – в конце 1940-х гг. – начале 1950-х гг., с началом обретения бывшими колониями независимости. В настоящее время насчитывается сравнительно немного теорий, анализирующих мотивы, условия и последствия получения/предоставления помощи развитию. Для удобства восприятия их целесообразно объединить в две группы. Первая группа – теории, объясняющие необходимость получения средств для заложения основ и дальнейшего ускоренного развития национальной экономики с точки зрения государства-реципиента. Вторая группа – теории (преимущественно современные, т.е. получившие распространение в 2000-2010-е гг.), объясняющие важность предоставления помощи странами–донорами в интересах всего мирового хозяйства.
Рассмотрение первой группы теорий целесообразно осуществлять через призму анализа ресурсного обеспечения экономики страны-реципиента помощи.
Развитие экономики любого государства связано с использованием целого ряда ресурсов - природных, трудовых, финансовых и научно-технических. Именно масштабы и особенности их применения и предопределяют уровень экономического развития национальной экономики. Одним из важнейших из них, особенно для развивающегося государства на начальном этапе его становления, по праву можно считать финансовый.
Как правило, финансовый ресурс развивающихся стран на протяжении всего периода их независимого развития, хотя и демонстрирует определенную тенденцию к укреплению своего положения в национальных экономиках, всё-таки в основе своей и по сей день находится на относительно невысоком уровне. Так, в последнее десятилетие норма валового сбережения в странах Африки южнее Сахары в среднем составляла 18,5% ВВП, а «исторический максимум», зафиксированный в 2019 г., едва превысил 19,8% ВВП (см. табл. 1). Ситуация в странах Латинской Америки и Карибского бассейна была еще хуже: здесь среднегодовой уровень нормы валового сбережения в 2010-е гг. составлял около 17% ВВП, а «исторический максимум» в 2020 г. – 17,4%ВВП.
В целом, норма валового сбережения в подавляющем большинстве развивающихся государств является недостаточной, если не сказать недопустимо низкой, для формирования устойчивой финансовой базы будущего инвестирования в национальную экономику. Более высокий уровень этого показателя традиционно наблюдается лишь в государствах - лидерах развивающегося мира, таких как Китай (около 50-52% ВВП) и Индия (около 30-35% ВВП), а также новых индустриальных стран второй волны (около 30% ВВП) и богатых монархиях Персидского залива (около 40-45% ВВП).
Таблица 1
Норма валового сбережения в экономике развивающихся государств в 2000-2010-е гг. (% ВВП)
2003-2012 гг. |
2007-2014 гг. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
|
Страны Азии |
41,3 |
43,1 |
41,1 |
39,9 |
40,0 |
39,8 |
39,6 |
40,7 |
Страны Ближнего Востока и ЦА |
36,0 |
36,0 |
24,8 |
24,2 |
26,9 |
29,4 |
29,0 |
24,8 |
Страны Лат.Америки |
20,9 |
20,2 |
16,4 |
16,6 |
16,3 |
16,9 |
17,2 |
17,4 |
Африка южнее Сахары |
21,5 |
20,9 |
17,6 |
18,5 |
18,9 |
19,4 |
19,8 |
18,4 |
Источник: World Economic Outlook. IMF. April 2021. P.155.
При этом основными источниками сбережений в развивающихся экономиках традиционно являются домохозяйства, доля которых в валовом сбережении страны может доходить до 9/10. Относительно высокие сбережения домохозяйств объясняются, прежде всего, недостаточной развитостью социального обеспечения, что выражается в незначительном участии государства в формировании пенсий, финансировании пакета социальных услуг и др. Вклад же частного корпоративного сектора, как правило, невелик в силу его невысокой доходности.
Норма валовых капиталовложений в большинстве развивающихся государств в 2000-2010-е гг. в среднем находилась на среднемировом уровне - 22-24% ВВП, что явно недостаточно для стимулирования ускорения в слаборазвитой экономике (см. табл. 2). Известно, что капиталовложения играют двойственную роль в национальной экономике. В краткосрочном плане они выступают как компонент совокупного спроса, при увеличении которого стимулируется хозяйство и увеличивается доход. В долгосрочном же плане они влияют на предложение, повышая производственный потенциал, тем самым, увеличивая масштабы производства. Кроме того, капиталовложения оказывают серьёзное влияние на эффективность производства за счёт капиталовооруженности и внедрения новой техники. По оценкам, увеличение на один пункт вложений в основной капитал может приводить к увеличению производительности труда в долгосрочном плане на 1,8%.
Таблица 2
Норма валовых капиталовложений в развивающихся государств в 2000-2010-е гг. (% ВВП)
2003-2012 гг. |
2007-2014 гг. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
|
Страны Азии |
38,2 |
40,4 |
39,2 |
38,5 |
39,1 |
40,1 |
39,0 |
39,5 |
Страны Ближнего Востока и ЦА |
28,5 |
29,5 |
30,1 |
29,5 |
29,8 |
28,4 |
30,6 |
30,3 |
Страны Лат.Америки |
21,2 |
22,0 |
21,0 |
18,3 |
18,2 |
19,4 |
18,9 |
17,6 |
Африка южнее Сахары |
21,3 |
22,3 |
23,0 |
21,8 |
21,2 |
21,9 |
23,6 |
22,1 |
Источник: World Economic Outlook. IMF. April 2021. P.155.
Ведущим источником инвестиций в экономике подавляющего числа развивающихся стран на протяжении периода независимости являлся частный сектор, и, главным образом – компании, доля которого традиционно больше половины. Между тем, бывают и исключения. Так, например, в Пакистане основная часть направляемого в национальную экономике капитала приходится на госсектор[1]. Причина данного явления кроется в нестабильности экономического развития и, как следствие, в нежелании частного сектора, и прежде всего его корпоративной составляющей, осуществлять сколь-либо масштабные вливания.
Как известно, сбережения – это основа будущих капиталовложений, а капиталовложения, в свою очередь, - катализатор экономического роста. Правило, в соответствии с которым, чем выше норма валового сбережения, тем выше норма валового накопления и тем выше темпы экономического роста, в условиях развивающегося государства работает практически без исключения. Таким образом, вполне очевидно, что в основной массе развивающихся экономик финансовый ресурс может рассматриваться скорее как ограничитель развития, нежели как катализатор. Ввиду нехватки внутренних мобилизационных средств правительства развивающихся государств время от времени вынуждены прибегать к политике дефицитного финансирования, что, однако неизбежно приводит к существенному росту темпов инфляции. Периодические же заимствования на внутреннем рынке увеличивают объём внутренней составляющей государственного долга.
В этой связи соотношение между сбережениями и капиталовложениями в пользу последних на протяжении всего периода развития развивающихся стран как независимых государств с полным основанием свидетельствует, что как в прошлом, так и в настоящее время, в своём развитии их экономики в значительной мере полагаются на приток капитала извне. В период импортозамещающей индустриализации это диктовалось необходимостью изыскания денежных ресурсов для финансирования создания базовых отраслей промышленности, в период либеральных реформ – для проведения политики модернизации. В данных обстоятельствах иностранная помощь стала тем «спасательным кругом», за который крепко держались подавляющее большинство развивающихся стран, особенно в 1951-1980-е гг. Таким образом, очевидно, что помощь была и поныне остается важным элементом в накоплении капитала в развивающихся странах. Она восполняет нехватку капитала и участвует в модернизации и облагораживании структуры национальной экономики. Нет никакого сомнения, что потребность в ней будет необходима еще в течение длительного периода времени в целом ряде развивающихся стран, в которых еще до сих пор не созданы устойчивые внутренние источники накопления.
Подавляющее большинство западных экономистов указывает на то, какую важную роль в условиях ограниченности внутренних финансовых ресурсов развивающегося государства играет иностранная помощь.
Как подчеркивают американские исследователи Я.Голдин и К.Райнер, с её помощью финансируются инфраструктурные проекты, стимулируется развитие национальных систем здравоохранения и образования, обеспечивается доступ к современным достижениям науки и техники. Всё это, в свою очередь, вносит существенный вклад в решение целого ряда социальных проблем, включая сокращение масштабов бедности, ликвидацию безграмотности, развитие человеческого потенциала. Между тем, как отмечают экономисты, так как объём помощи обычно невелик, её не стоит рассматривать как постоянный источник финансирования. Кроме того, для достижения позитивного воздействия помощи на развитие экономики необходимо не только увеличение объёмов привлекаемой помощи, но и усиление контроля за её расходованием и недопущение её расхищения и использования на малозначимые проекты[2].
Однако у иностранной помощи есть и немало критиков, указывающих на то, что результат помощи не всегда оказывается положительным и востребованным развивающимся государством.
Так, профессор Нью-Йоркского университета М.Тодаро и профессор Университета Дж.Вашингтона Стефан С.Смит вскрывают целый ряд негативных последствий привлечения развивающимся государством иностранной помощи. Они указывают на то, что помощь может тормозить экономический рост вследствие того, что зачастую она не столько дополняет национальные сбережения и инвестиции, сколько замещает их, приводя к значительному увеличению объёмов внешнего долга и выплат по нему. Экономисты также указывают на то, что помощь чаще предоставляется на развитие современного сектора экономики, что консервирует многоукладность национального хозяйства развивающегося государства, не способствует развитию его традиционного сектора и достижению оптимального и рационального сочетания и состыкования производительных сил, функционирующих в пределах различных укладов[3].
В свою очередь британский экономист Э.Тирлвол указывает на то, что иностранная помощь может в отдельных случаях, не оказывая никакого эффекта на развитие беднейших стран, лишь подорвать его, породив дальнейшую зависимость от страны-донора[4]. Он также отмечает, что в подавляющем большинстве случаев (до 80%) предоставляемая странам-реципиентам помощь связывается с выполнением каких-либо условий, в том числе и с необходимостью её расходования на закупку товаров в стране-доноре, цена которых на деле оказывается на 20% выше, чем у других продавцов. Это, в конечном итоге, приводит к снижению её эффективности в условиях развивающегося государства[5]. Кроме того, ряд экспертов на протяжении всего послевоенного периода неоднократно обращали внимание, что иностранная помощь представляет собой не простой экспорт капитала. Будучи зачастую обусловлена целым рядом экономических и даже политических условий, она представляет собой своеобразную форму весьма грубого вмешательства во внутренние дела экономически слаборазвитых стран. С другой стороны, как нередко отмечают многие эксперты, для стран-доноров главной целью оказания помощи является скорее не столько реальное содействие развитию экономики государства-реципиента, сколько создание условий и возможности проникновения частного капитала в эту страну, а также получение прибылей на капитал, ранее сюда вложенный. В этой связи индийский экономист Д.Гадгил еще в начале 1950-х гг. весьма емко отметил: «Зависимость от иностранной помощи и ожидание иностранных капиталовложений, видимо, приведет к усилению позиций крупного монополистического капитала»[6]. Действительно, как показала практика многих послевоенных десятилетий, во многих случаях помощь обусловливается обязательствами стран-реципиентов открыть двери для проникновения иностранного капитала и предоставить ему различные льготы и преимущества и одновременно ограничить мероприятия, направленные на развитие национальной промышленности. Так, например, индийский экономист Прем Сагар Гупта в 1952 г. в своей работе «Иностранный капитал в Индии» отмечал: «Ясно, что иностранная помощь предоставляется нам для того, чтобы сохранить Индией положение поставщика сырья и рынка сбыта готовой продукции, чтобы сохранить за нашей страной положение колонии»[7]. Действительно, как свидетельствует история, в 1950-1970-х гг. предоставление помощи на наиболее льготных условиях было лишь тем развивающимся государствам и в тех случаях, когда она использовалась всецело в интересах стран-доноров. В тех же случаях, когда развивающееся государство намеревалось использовать помощь в интересах собственного ускоренного экономического развития, условия ее предоставления становились максимально жесткими.
Для оценки влияния притока иностранной помощи на экономический рост развивающихся стран представляется полезной модель пакистанского экономиста, профессора экономики Исламабадского университета М.А.Рахмана, известная в настоящее время как «модель М.А.Рахмана». В её основе лежит концепция американских учёных Холлиса Б.Ченери и Артура Мак-Ивена, представленная в работе «Оптимальные образцы роста и помощи: случай Пакистана». Американские теоретики в своей работе, анализируя приток иностранного капитала (и его важнейшего компонента - помощи) в Пакистан в период реализации нескольких пятилетних планов (с 1963 по 1985 гг.), пытались найти оптимальное соотношение между объёмом иностранной помощи и экономическим ростом в стране-реципиенте, осуществляющей перспективные планы развития. Показывая в своих расчётах, как приток американской помощи сокращался по мере укрепления экономики Пакистана, авторы пришли к следующему заключению, что «эта модель увеличения, а затем сокращения объёмов помощи является логическим следствием высокой потребности на начальном этапе в инвестициях, доходе и сбережениях для будущего роста… Если бы не ограничения, введённые [в Пакистане – Н.Г.] в отношении масштабов инвестирования, то объёмы помощи в первые годы были бы ещё значительнее»[8].
Развивая эти идеи в работе «Перспективное планирование самообеспеченного развития: подход к иностранному капиталу с точки зрения реципиента», М.А.Рахман дал подробный анализ влияния иностранного капитала (в том числе и иностранной помощи) на экономическое развитие Пакистана как развивающейся страны (одной из ключевых в Южной Азии), и решение там социальных и политических проблем.
С самого начала перед построением своей модели М.А.Рахман ввёл два важнейших для понимания проблемы понятия - «самообеспечиваемый рост» (т.е., такое состояние национальной экономики, при котором её развитие обеспечивается, причём не обязательно с привлечением иностранного капитала) и «самоподдерживаемый рост» (т.е. состояние хозяйства, которое требует обязательного привлечения финансовых ресурсов извне при проведении соответствующих национальных программ развития). Следовательно, в условиях «самообеспечиваемого роста» привлечение иностранного капитала возможно, но не является необходимым, а в условиях «самоподдерживаемого роста» - доступ в страну иностранного капитала не ограничивается, что, помимо прочего, выражается в отсутствии какого-либо контроля со стороны национальных органов страны-реципиента за его использованием. В результате исследования М.А.Рахман пришел к заключению, что «для страны-реципиента, привлекающей иностранный капитал, включая и иностранную помощь, намного важнее и разумнее придерживаться модели самообеспечиваемого роста, нежели самоподдерживаемого»[9].
«Модель М.А.Рахмана» - это линейная двухсекторная модель, в которой конечные условия могут быть удовлетворены лишь в том случае, если экономика достигает состояния самообеспечения в результате реализации «перспективного плана» продолжительностью в Т лет. Первый сектор модели - это традиционный сектор и его продукция с устоявшейся для данного государства номенклатурой товаров идёт как на внутреннее потребление, так и на экспорт. Второй сектор модели - т.н. «антиимпортное» производство, т.е. развитие таких секторов промышленности, которые в перспективе должны заменить импорт. Важнейшим компонентом этой модели, что практически не учитывалось предшественниками М.А.Рахмана, стала переменная, отражающая размер долговых обязательств страны-реципиента. В целях упрощения метода делается допущение, что общий объём долговых обязательств растёт лишь в период действия «перспективного плана». С момента же начала состояния самообеспечиваемого роста государственные долги, накопленные в период осуществления плана, возрастать не будут. Итак, конечные условия, которые должны быть удовлетворены «перспективным планом» к концу планового периода, получают следующее выражение:
Y(t) » Ỹ, т.е. V1(t) + V2(t) – D(t) » Ỹ
где Y - ВНП; V1 и V2 - соответственно продукция первого и второго секторов; D - объём национальной задолженности плюс прибыли от иностранных инвестиций и t - последний год планового периода.
Как далее показывает М.А.Рахман, достижение самообеспечиваемого роста развивающейся страны не означает прекращения возможности использовать иностранный капитал. Более того, государство и впредь может продолжать его привлечение, но уже на более выгодных и благоприятных для себя условиях.
Таким образом, большинство западных теорий, поддерживающих идею о необходимости привлечения иностранной помощи развивающимися государствами детально анализируют проблемы условий, на которых она предоставляется, а также возможные социально-политические и экономические последствия для экономик стран - реципиентов. Они учитывают проблему роста внешней национальной задолженности и неизбежно связанного с ней увеличения внешнеторгового и платёжного дефицитов, не пренебрегают обсуждением несовместимости требований национальных программ развития с интересами иностранного капитала.
Вторая группа теорий связана с концепцией «глобальных общественных благ» (ГОБ), введенной в научный дискурс в 1990-е гг. В соответствии с этой концепцией помощь рассматривается как необходимый инструмент для создания ГОБ, в которых заинтересованы все без исключения государства мира.
Как бы то ни было, несмотря ни на какие события двух последних десятилетий («Великая рецессия 2009 г.», начало Четвертой промышленной революции и связанные с ней такие тренды как Глобализация 4.0 и новая нормальность, распространение короновирусной инфекции и всемирный локдаун в 2020 г.), глобальная повестка развития до сих пор увязывается со все возрастающим масштабом международного сотрудничества, которое, в свою очередь, осуществляется в двух направлениях. С одной стороны, оно фокусируется на поддержке реализации развивающимися странами внутригосударственных программ по снижению уровня бедности. Примечательно, что сокращение масштабов бедности было объявлено приоритетной целью как в «Декларации Тысячелетия ООН» в 2000 г., так и в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2015 г. «Повестка дня до 2030 г.». С другой стороны, все страны, вне зависимости от их уровня развития, заинтересованы в международном сотрудничестве для создания и поддержания таких необходимых для всех благ, как благоприятная окружающая среда, чистые и незагрязненные воздух и вода и т.д. Как подчеркивают эксперты и аналитики, эти два направления международного сотрудничества взаимосвязаны.
При характеристике целей и задач второго направления международного сотрудничества в литературе активно используется термин «глобальные общественные блага» (Global Public Goods). Экономисты достаточно единодушны в его определении. Так, И.Коль, И.Грюнберг и М.Штерн полагают, что глобальные общественные блага – это то, что в итоге потребляют все государства, и то, что удовлетворяет потребности всех акторов мирового хозяйства[10].
Ч.Киндлбергер и Т.Сандлер наряду с анализом глобальных общественных благ, также рассматривают региональные и транснациональные общественные блага. Таким образом, они подчеркивают, что наравне с ГОБ существуют блага, которые потребляются в масштабах какого-то конкретно взятого региона мирового хозяйства или же какой-то отдельной группой акторов (например, транснациональными корпорациями)[11].
И.Коль и Р.У.Мендоза в своих исследованиях классифицируют глобальные общественные блага, выделяя при этом финальные (окончательные) и промежуточные глобальные общественные блага. Так, предотвращение потепления климата или распространения эпидемии в мировом масштабе - это конечная цель сотрудничества для всех стран и, таким образом, может рассматриваться как пример конечного глобального общественного блага. В свою очередь, промежуточное глобальное общественное благо – это какой-либо инструмент, т.е. то, что помогает «создать» конечное благо. Примером промежуточного глобального общественного блага может, например, быть проведение фундаментальных исследований по созданию новой вакцины, определение всевозможных международных режимов и проч.[12]
Таким образом, глобальные общественные блага – это блага, выгоды (или издержки) от создания и существования которых распространяются на все государства. Появление этого термина и введение его в научный дискурс можно считать одним из результатов глобализации.
В русле концепции «глобальных общественных благ» также выделяется теория Р.Хэддэда, которая анализирует «общие» и «коллективные» проблемы. В соответствии с этой теорией общие проблемы – это те проблемы, с которыми сталкиваются все страны вне зависимости от уровня доходов (например, неравенство в доходах, старение общества и проч.). Между тем, решение этих проблем будет специфичным в каждой конкретной стране и поэтому не может рассматриваться промежуточным глобальным общественным благом. Как подчеркивает Р.Хэддод, это скорее будет внутреннее общественное благо конкретно взятой страны. В свою очередь коллективные проблемы – это проблемы, которые в той или иной мере оказывают влияние на развитие и функционирование всех национальных экономик мирового хозяйства (например, миграционные потоки трудовых ресурсов, изменение климата, продовольственная безопасность). Для решения этих проблем необходимы коллективные меры и, таким образом, реализуемые мероприятия могут рассматриваться как промежуточные глобальные общественные блага.
Как свидетельствует развитие мирового хозяйства в конце ХХ – начале ХХI вв., страны активно сотрудничают, чтобы решать коллективные проблемы и создавать глобальные общественные блага. Очевидно, что это сотрудничество действительно жизненно необходимо. Между тем, эксперты и аналитики признают, что решение той или иной коллективной проблемы (или иными словами, создание промежуточного глобального общественного блага) может по-разному влиять на развитие стран. Однако вполне очевидно, что глобальные общественные блага создаются, если государства сотрудничают и вносят свою посильную лепту. В этой связи экономист А.Бэррет дает следующую классификацию возможного вклада национальных экономик: 1) финансирование проектов и оказание помощи менее развитым странам; 2) взаимная сдержанность в отношении конкретно взятых действий / мероприятий; 3) достижение координации действий и установление допустимых стандартов в мировом хозяйстве. Примечательно, что оказание помощи менее развитым экономикам выдвигается на первое место среди других вариантов участия при создании глобальные общественные блага.
Таким образом, очевидно, что страны–доноры заинтересованы в предоставлении помощи менее развитым государствам не только по финансовым или геополитическим мотивам, но также и по соображениям необходимости создания глобальных общественных благ в масштабах всего мирового хозяйства и решения на этой основе глобальных проблем.
Масштабы и специфика предоставления индийской помощи
В последние два десятилетия на мировом финансовом рынке появились новые крупные страны–доноры – Индия, Китай, Бразилия, причем не являющиеся членами Комитета содействия развитию ОЭСР (The OECD's Development Assistance Committee). Весьма заметную роль среди них играет Индия, которая, до недавнего времени была в основном лишь реципиентом иностранной помощи. Однако уже с конца 1990-х гг. Индия постепенно трансформируется в серьезного финансового донора развивающихся стран. Такое изменение статуса Индии обусловлено, прежде всего, достигнутыми успехами либеральных реформ – заметным усилением ее экономической мощи, стремительным ростом объемов золотовалютных резервов и др. В настоящее время Индия - пятый крупнейший донор Афганистана, важный источник помощи соседям по региону - Непалу, Бутану, Шри-Ланке, Мьянме, а также государствам Африки, куда в последнее десятилетие объем индийской помощи ежегодно возрастал в среднем на 20%[13].
Масштабы индийской помощи
Индия начала сама предоставлять помощь еще в 1950-е - начале 1960-х гг., причем, прежде всего, соседним странам. Первыми реципиентами ее помощи стали Непал (получивший в тот период 100 млн рупий на условиях грантов) и Бирма (с 1989 г. - Мьянма) (200 млн рупий на условиях льготных кредитов)[14]. С середины 1960-х гг. помощь стала выделяться в рамках программы Индийского технико-экономического сотрудничества (The Indian Technical and Economic Cooperation - ITEC). Практически с самого начала индийское правительство в основном оказывало техническую помощь (реализация т.н. проектов развития).
Успешно двигаясь по пути либерализации экономики в 1990-е гг., Индия смогла заметно увеличить помощь развивающимся государствам, доведя ее ежегодный объем в 2000-е гг. в среднем до 1 млрд долл., а в 2010-е гг. – до 1,5 млрд[15] (см. табл. 3 и 4).
Таблица 3
Иностранная помощь, предоставленная Индией в 2004 – 2010 гг. (в соответствии с бюджетом финансирования помощи иностранным государствам) (млрд руп.)
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|
Объем помощи |
24,554 |
26,836 |
23,065 |
24,169 |
75,772 |
101,421 |
36,666 |
Источник: http://indiabudget.nic.in/
Современная индийская стратегия предоставления помощи определяется как экономическими факторами (обеспечение доступа к сырью и поиск перспективных рынков сбыта среди стран–реципиентов), так и политическими (усиление геополитического влияния Индии как среди развивающихся стран, так и в глобальном масштабе – «Группа–20», «Группа–77» и др.).
Таблица 4
Иностранная помощь, предоставленная Индией в 2014/15 ф.г. – 2020/21 ф.г. (в соответствии с бюджетом финансирования помощи иностранным государствам) (млрд долл.)
2014/15 ф.г. |
2015/16 ф.г. |
2018/19 ф.г. |
2019/20 ф.г. |
2020/21 ф.г. |
|
Объем помощи |
1,4 |
1,6 |
0,9 |
1,0 |
0,9 |
Источник: http://indiabudget.nic.in/
Таким образом, помимо прочего, предоставление помощи рассматривается Индией и как эффективный инструмент расширения своего экономического и политического влияния.
В индийской статистике к иностранной помощи относят реализацию проектов развития, оказание различных образовательных и консультативных услуг, а также предоставление торговых субсидий и открытие кредитных линий через Экспортно-импортный банк Индии (Export–Import Bank of India – EXIM Bank). Предоставляя консультативно-экспертные услуги, Индия вносит свой вклад в решение проблемы бедности и стимулирования экономического развития целого ряда развивающихся государств, главным образом, в Южной Азии и Африке.
Индийская помощь предоставляется на условиях грантов и льготных кредитов на двусторонней основе, а также посредством «взносов» в международные организации и финансовые институты.
Механизм предоставления помощи
Вопросы, связанные с выделением помощи развитию находятся, главным образом, в ведении Министерства иностранных дел Индии, которое непосредственно курирует предоставление помощи Бутану, Непалу и Афганистану, а также вместе с Министерством финансов прорабатывает вопросы предоставления помощи другим развивающимся государствам как на основе двусторонних соглашений, так и через специализированные международные структуры (ФАО, МОТ, ЮНИДО и др.). Кроме того, МИД занимается вопросами финансирования программ ITEC и Индийского Совета по культурным связям[16].
Между тем, в процесс предоставления помощи иностранным государствам вовлечены и другие министерства Индии, каждое из которых находится в тесной координации с МИД. Так, например, в открытии кредитных линий через EXIM Bank участвует Министерство финансов, в предоставлении продовольственной помощи через ФАО - Министерство сельского хозяйства, в финансировании гидроэнергетических проектов в Непале и Бутане - Министерство водных ресурсов и Министерство энергетики.
Предоставление помощи на двусторонней основе
Помощь иностранным государствам предоставляется преимущественно на двусторонней основе, причем львиная ее доля - это так называемая «связанная» помощь, большая часть которой расходуется внутри самой Индии (образовательные программы для иностранцев) или на закупку индийских товаров странами-реципиентами, в основном, продукции фармацевтической промышленности и машиностроения.
В последние годы происходит неуклонное увеличение доли грантов. Если в 2004 г. она была на уровне 71%, то в 2010-е гг. – свыше 80%. Очевидно, что это обеспечивает Индии в государствах–реципиентах благоприятные экономические и политические условия на перспективу.
Если страны ОЭСР предоставляют помощь в основном для решения социальных проблем, включая финансирование проектов в области здравоохранения и образования, то Индия – на развитие инфраструктурных проектов, главным образом, в сфере транспорта и энергетики. Таким образом, очевидно, что Индия нашла свою нишу в отраслевом приложении помощи.
Выделяя помощь в небольших объемах, Индия зачастую позволяет странам–реципиентам самим определять приоритетные направления ее приложения, например, при выборе программ подготовки кадров в рамках ITEC.
При этом в последние годы стала усиливаться роль крупных государственных компаний, также оказывающих помощь государствам Азии и Африки. Среди них выделяется RITES, которая с 1974 г. занимается предоставлением инжиниринговых услуг и разработкой проектов в сфере транспорта, как в Индии, так и за рубежом. К настоящему времени RITES заметно диверсифицировала свою деятельность, осуществляя за пределами Индии свыше 30 проектов в области лизинга, ремонта и содержания железных дорог на условиях концессий[17].
Индийские НПО, за исключением Индийского Красного Креста, играют в предоставлении помощи иностранным государствам крайне незначительную роль, что объясняется, прежде всего, нехваткой у них финансовых средств[18].
Сотрудничество в рамках ITEC
В 1950-е гг. Индия предоставляла помощь развивающимся странам по каналам Содружества наций, Программы развития ООН, а в последние годы и через ассоциацию государств в рамках «Плана Коломбо», превратившись из его реципиента в донора[19].
Ввиду дефицита в развивающихся странах квалифицированной рабочей силы и, прежде всего, технических кадров, Индия начала оказывать помощь в их подготовке. Для координации усилий 15 сентября 1964 г. была учреждена программа Индийского технико-экономического сотрудничества (ITEC), функционирующая под эгидой МИД Индии. В последнее десятилетие ежегодный бюджет ITEC составляет около 500 млн руп. (11 млн долл.)[20], причем 40% бюджета расходуется на программы подготовки иностранных специалистов. К настоящему времени на деятельность ITEC индийское правительство израсходовало около 2 млрд долл.[21].
В рамках ITEC осуществляются: выполнение проектов развития и оказание консультативных услуг, а также реализация совместных исследовательских проектов; поставка необходимого оборудования, особенно сельскохозяйственного, странам–реципиентам индийской помощи; ежегодное финансирование обучения в Индии порядка 5 тыс. иностранных специалистов; оказание гуманитарной помощи в связи со стихийными бедствиями.
В 2010-е гг. в более чем 40 вузах Индии велось преподавание по 3600 программам различной продолжительности (в среднем от 6 недель до года и более), причем, главным образом, по английскому языку, сельскохозяйственным дисциплинам и ИТ, ведению малого и среднего бизнеса. К настоящему времени выпущено свыше 40 тыс. иностранцев.
Обучение специалистов имеет важное значение как для страны-реципиента помощи, так и для Индии, поскольку у выпускников учебных заведений остаются незримые связи со страной, давшей им образование. К 2020 г. в Индии прошли обучение технические и гуманитарные кадры из 160 стран мира.
Индия избегает излишней зависимости от традиционных доноров и международных финансовых организаций при предоставлении помощи, пытаясь сохранить свои преимущества взаимодействия с государствами–реципиентами в двустороннем формате. Однако, учитывая особую геополитическую значимость Непала, в декабре 2004 г. Индия участвовала в Форуме по развитию Непала (Nepal Development Forum) и вошла вместе с США, Австралией и Японией в формируемую группу кредиторов Непала (The Group of Four).
Кроме того, Индия участвует в целом ряде институциональных структур, оказывающих содействие развитию как в региональном масштабе – Фонде развития СААРК, так и в глобальном – в Фонде технического сотрудничества Содружества наций, Глобальной сети ЭКСИМ-банков и финансовых структур развития (The Global Network of EXIM Banks and Development Finance Institutions), Форуме по сотрудничеству в целях развития (The Development Cooperation Forum) и др.
Основные реципиенты индийской помощи
В географическом распределении индийской помощи четко просматривается несколько направлений, базирующихся на исторических связях и стратегических интересах: 1) Южная Азия, и в первую очередь, Непал, Бутан, Афганистан, где Индия весьма успешно укрепляет своё влияние; 2) страны Африки, с которыми у Индии установлены тесные связи по Движению неприсоединения и Содружеству наций; 3) ЮВА и Центральная Азия, сотрудничество с которыми активизировалось в последние два десятилетия (см. табл. 5).
Таблица 5
Основные реципиенты индийской помощи (млн руп.)
2004/05 ф.г. |
2005/06 ф.г. |
2006/07 ф.г. |
2007/08 ф.г. |
2019/20 ф.г. |
|
Бутан |
10486 |
14095 |
5770 |
7310 |
32000 |
Страны Африки |
1068 |
610 |
200 |
500 |
4500 |
Непал |
661 |
660 |
2100 |
1000 |
12000 |
Мьянма |
62 |
220 |
400 |
200 |
1700 |
Бангладеш |
242 |
530 |
200 |
----- |
1500 |
Мальдивы |
32 |
132 |
60 |
195 |
3265 |
Шри-Ланка |
153 |
250 |
280 |
280 |
2050 |
Источник: MEA Annual Reports. Various Issues.
Перспективы Индии как донора
В 2000-2010-е гг. с усилением экономической мощи Индия превратилась в один из влиятельных центров современного мирового хозяйства. При этом увеличение помощи развивающимся странам стало, помимо прочего, важным элементом стимулирования двусторонней торговли и средством обеспечения выхода индийских компаний на перспективные рынки. Хорошо отлаженная система грантов и льготных кредитов позволяет сокращать риски, связанные с вхождением индийских компаний на новые рынки, а также снизить издержки на создание инфраструктуры, необходимой для их эффективной работы. Очевидно, что предпринимательский сектор Индии стал своеобразным продолжением донорского механизма, а донорские программы – частью стратегии по продвижению индийских компаний на рынки развивающихся государств.
Для обеспечения растущей индийской экономики минеральными и энергетическими ресурсами возросли объемы помощи государствам, располагающими их запасами (в ITEC была увеличена квота «Группы-9» и др.).
Вместе с тем, Индия, в определенной мере дистанцируясь от других доноров и используя преимущества взаимодействия в двустороннем формате, пытается занять свою нишу в экономике государств–реципиентов. Примечательно, что относительно небольшие (в сравнении с другими донорами) объемы помощи, а также неспешность и осмотрительность в ее выделении, позволяет Индии не ошибиться в выборе своего пути.
В последние годы Индия обозначила себя в качестве серьезного финансового донора развивающихся государств, в особенности Южной и Юго-Восточной Азии, а также Африки. Роль же иностранной помощи для развития собственно индийской экономики благодаря успешно проведенным экономическим реформам существенно уменьшилась. Масштабы получаемой Индией помощи извне заметно сокращаются. Этот поворот в политике государственных заимствований демонстрирует все возрастающий экономический и политический вес Индии в региональном и глобальном масштабе.
Заметное увеличение индийской помощи и количества реализуемых в развивающихся странах проектов дают возможность Индии усиливать там свои экономические позиции, обеспечивая благоприятные условия для зарубежной деятельности индийских компаний, создавать серьезный задел на будущее для расширения двусторонних торгово-экономических и политических связей с этими государствами.
Очевидно, что Индия в обозримой перспективе при увеличении объемов помощи государствам Южной и Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки будет исходить из интересов индийского государства и бизнеса, стремиться охватить своим воздействием все большее число стран-реципиентов, располагающих ощутимыми запасами природных ресурсов.
Индийская политика предоставления помощи иностранным государствам доказала свою эффективность и жизнеспособность, несмотря на некоторую забюрократизированность механизма ее предоставления. Заметное же расширение географии помощи не только в региональном, но и в глобальном масштабе позволяет Индии через призму взаимоотношений со странами–реципиентами успешно отстаивать на международной арене свои экономические и политические интересы.
Список использованной литературы
- Гадгил Д. Планирование и экономическая политика в Индии / Д.Гадгил. – М.: Издательство иностранной литературы, 1968. С. 139.
- Иностранный капитал в Индии // Сборник материалов. Перевод с английского и предисловие Д. Васильева. – М.: Иностранная литература, 1953 г. С. 135.
- Chenary H.B. and MacEwan A. Optimal Patterns of Growth and Aid: the Case of Pakistan // Pakistan Development Review. Vol.6 (2). - Summer 1966. Р. 220-240.
- Goldin Ian, Reinert Kenneth. Globalization for Development. Meeting New Callenges. NY: Oxford University Press, 2012. – 337 p.
- Kaul I., Grunberg I., Stern M. A. Global Public Goods. International Cooperation in the 21st Century / Oxford University Press, 1999. 592 p.
- Kaul I., Mendoza R. What are Global Public Goods? / UN, 2008. Kaul I., Mendoza R. Advancing the Concept of Public Goods / February 2003.
- Kindleberger C., Sandler T. M. On Financing Global and International Public Goods / University of Dallas, 2001.
- Rahman M.A. Perspective Planning for Self-Assured Growth: An Approach to Foreign Capital from Recipient’s Point of View // Pakistan Development Review. - Spring 196 P. 5-25.
- Thirlwall A.P. Economics of Development. Theory and Evidence (Ninth Edition) / A.P.Thirlwall. - Palgrave Macmillan, 2011. – 678 p.
- Todaro M., Smith S.C. Economic Development (Tenth Edition) / M.Todaro, S.C.Smith. – Addison-Wesley, 2009. – 861 p.
- Zaidi, Akbar S. Issues in Pakistan’s Economy // Oxford University Press. – Karachi, 2014. – 530 p.
[1] Zaidi, Akbar S. Issues in Pakistan’s Economy // Oxford University Press. – Karachi, 2014. – 530 p.
[2] Goldin Ian, Reinert Kenneth. Globalization for Development. Meeting New Callenges. NY: Oxford University Press, 2012. Р. 125-126.
[3] Todaro M., Smith S.C. Economic Development (Tenth Edition) / M. Todaro, S.C. Smith. – Addison-Wesley, 2009. Р. 738.
[4] Thirlwall A.P. Economics of Development. Theory and Evidence (Ninth Edition) / A.P. Thirlwall. - Palgrave Macmillan, 2011. Р. 447.
[5] Ibid. P. 463.
[6] Гадгил Д. Планирование и экономическая политика в Индии / Д.Гадгил. – М.: Издательство иностранной литературы, 1968. С. 139.
[7] Цит. по «Иностранный капитал в Индии», сборник материалов. Перевод с английского и предисловие Д.Васильева. – М.: Иностранная литература, 1953 г. С. 135.
[8] Chenary H.B. and MacEwan A. Optimal Patterns of Growth and Aid: the Case of Pakistan // Pakistan Development Review. Vol.6(2). - Summer 1966. Р. 226.
[9] Rahman M.A. Perspective Planning for Self-Assured Growth: An Approach to Foreign Capital from Recipient’s Point of View // Pakistan Development Review. - Spring 1968. P. 5.
[10] Kaul I., Grunberg I., Stern M. A. Global Public Goods. International Cooperation in the 21st Century / Oxford University Press, 1999. 592 p.
[11] Kindleberger C., Sandler T. M. On Financing Global and International Public Goods / University of Dallas, 2001.
[12] Kaul I., Mendoza R. What are Global Public Goods? / UN, 2008. Kaul I., Mendoza R. Advancing the Concept of Public Goods / February 2003.
[13] Sherine Jayawickrama. Foreign Aid as «Soft Power» (in India, Brazil and China). http://housercenter.org/iha/2010/10/20/foreign-aid-as-soft-power-in-india-brazil-and-china/
[14] Ibid.
[15] Подсчитано автором по http://indiabudget.nic.in/
[16] Индийский Совет по культурным связям (Indian Council for Cultural Relations – ICCR) учрежден в 1950 г. Оказывает финансовую поддержку культурным центрам за пределами Индии, творческим коллективам во время зарубежных гастролей, иностранным студентам, обучающимся в Индии творческим специальностям (ежегодно – свыше 1800). Образование в Индии по линии ICCR получили граждане 70 государств. По материалам сайта http://www.iccrindia.net/
[18] Президентом Индийского Красного Креста является президент Индии, а председателем – министр здравоохранения.
[19] «План Коломбо» был образован в 1950 г. для содействия экономическому развитию Южной и Юго-Восточной Азии путем оказания экономической и технической помощи со стороны стран-кредиторов и был рассчитан на шестилетний период, однако, в дальнейшем продлевался. В «План Коломбо», который не является централизованной системой оказания экономической помощи, в настоящее время ассоциированы 26 государств. Его участники лишь обсуждают различные ее проекты, которые затем осуществляются на основе двусторонних соглашений. По материалам сайта http://www.colombo-plan.org/
[20] Subhash Agrawal. Emerging Donors in International Development Assistance: the Indian Case. http://idrc.ca/uploads/user-s/12441474461Case of India.pdf
[21] Ibidem.