«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России    |   
ISSN: 2713-0983

Последствия пандемии COVID-19 для экономики Германии

М.Д.Покровская, студентка, МГИМО МИД России

Б.Е.Зарицкий, д.и.н., проф., МГИМО МИД России

В статье анализируются последствия пандемии COVID-19 для экономики Германии. Рассмотрено ее влияние на основные макроэкономические показатели и внешнюю торговлю страны. Проанализированы антикризисные меры Федерального правительства и их эффективность. Представлены официальные и экспертные прогнозы восстановления экономики ФРГ. Дана предварительная оценка первых шагов на экономическом поприще нового коалиционного правительства.

Ключевые слова: пандемия COVID-19, социально-экономические последствия пандемии COVID-19, экономика Германии, антикризисные меры, прогнозы восстановления.

Impact of the COVID-19 pandemic on the German economy

Mariya Pokrovskaya, student, MGIMO University

Boris E. Zaritskiy, Dr.Sc. in History, MGIMO University

Abstract. The article analyzes social and economic impact of the COVID-19 pandemic on the German economy. It studies the influence of the COVID-19 pandemic on Germany’s main macroeconomic indicators and on its foreign trade. The author describes anti-crisis measures taken by the Federal Government and analyzes their effect. The article also presents economic recovery forecasts, changing over time. А preliminary assessment of the first steps in the economic field of the new coalition government was given.

Key words: the COVID-19 pandemic, social and economic impact of the COVID-19 pandemic, the German economy, anti-crisis measures, recovery forecasts.

Мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. привел в Германии к падению ВВП на 5,6% [8]. Однако правительство А.Меркель достаточно успешно провело страну через кризис, и уже в 2011 г. экономика вышла на докризисный уровень. Среднегодовые темпы роста ВВП в 2010-2019 гг. составляли 1,1% [8]. Пандемия COVID-19 стала новым испытанием на прочность для экономики Германии

Динамика основных макроэкономических показателей

С момента начала пандемии COVID-19 в Германии было пять локдаунов: в апреле 2020 г., в ноябре 2020 г. («мягкий локдаун»), в декабре 2020 г. - январе 2021 г. («жесткий локдаун»), в марте-апреле 2021 г. («пасхальный локдаун») и в декабре 2021 г. – январе 2022 г. («легкий локдаун»).

По сравнению с 2019 г., в 2020 г. произошло падение ВВП на 4,6% [8]. Худшие результаты за период с 1950 г. по 2021 г. были зафиксированы только во время мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг.

Рис. 1. Динамика роста ВВП Германии по кварталам в 2019-2021 гг., млрд евро

Источник: [28].

Наибольшее падение ВВП наблюдалось во втором квартале 2020 г. (-10%), затем был рост, продолжавшийся до первого квартала 2021 г. После падения в начале 2021 г. ВВП вновь начал расти, к концу четвертого квартала выйдя на докризисный уровень (см. рисунок 1).

Германия также столкнулась с инфляцией, рост которой был вызван двумя факторами. Во-первых, накачкой экономики «дешевыми деньгами»; во-вторых, ростом цен на энергоресурсы. Негативные последствия этих факторов стали наиболее сильно проявляться в 2021г. На протяжении практически всего 2020 г. уровень инфляции был низким или отрицательным: с момента начала пандемии этот показатель не поднимался выше 0,9% [19]. Однако с января 2021 г. он стал расти и после незначительного спада в январе 2022 г. составил в феврале 2022 г. 5,1% [19].

Для осуществления мер, направленных на борьбу с последствиями пандемии COVID-19, Федеральное правительство отказалось от политики «черного нуля» (политика профицитного бюджета, „Schwarze Null“). В первом квартале 2020 г. наблюдалось превышение расходов над доходами, и данная тенденция сохранялась на протяжении всего года, в конце которого дефицит государственного бюджета составил 189 228 млн евро [17]. Это, а также другие меры, принятые в рамках борьбы с последствиями пандемии, ясно указывают на то, что при А.Меркель произошла радикальная смена курса в фискальной политики ФРГ. Если раньше Германия не следовала советам МВФ, призывавшего отказаться от строго соблюдения правил сбалансированного бюджета, то сейчас она одной из первых в Европе встала на путь резкого наращивания государственных расходов и одновременно снижения налогов. Расчет строился на том, что новые заимствования помогут справиться с последствиями пандемии и станут стимулом для развития экономики.

В марте 2020 г. был принят проект первого дополнительного бюджета в размере 156 млрд евро. В июле 2020 г. Бундестаг утвердил проект второго дополнительного бюджета размером 61,8 млрд евро. В апреле 2021 г. был утвержден дополнительный бюджет на 2021 г., который предполагает новую задолженность Германии в размере 240,2 млрд евро. Принятие этих решений потребовало увеличения заимствований. Это привело к тому, что государственный долг в 2020 г. составил 2 172 888 млн евро, что больше показателей предыдущего года на 14,42% [25]. Размер государственного долга Германии в 2020 г. составил 68,7% ВВП, в 2021 г. – 71,4% ВВП. Согласно прогнозам, в текущем году этот показатель будет равняться 69,2%ВВП и 68,1%ВВП в 2023 г. [27].

Рассматривая влияние пандемии COVID-19 на рынок труда, следует проанализировать уровень безработицы, который на протяжении десятилетий остается одним из важнейших социально-экономическим показателей в Германии. Меры по сдерживанию развития пандемии, продиктованные эпидемиологическими соображениями, негативно повлияли на занятость населения: люди стали работать меньшее количество часов или не работали вообще в течение определенного периода времени. Своего максимального значения уровень безработицы во время пандемии достиг в августе 2020 г., когда он вырос до 6,4%. В первом квартале 2021 г. уровень безработицы держался на уровне 6,2 - 6,3% и только в декабре опустился до 5,1%, что выше значения докризисного четвертого квартала 2019 г. на 0,2% [13].

Динамика внешней торговли

Пандемия COVID-19 влияет на международную торговлю. Некоторые из основных торговых партнеров Германии особенно сильно пострадали от последствий пандемии, что не могло не отразиться на внешней торговле ФРГ, которая имеет ярко выраженную экспортную ориентацию.

Рис.2. Динамика роста экспорта и импорта Германии в 2019-2021 гг., млрд евро

Источник: [14].

Во время разгара пандемии – второй квартал 2020 г. – наблюдалось значительное падение по сравнению с предыдущим кварталом как экспорта (-21,28%), так и импорта (-19,64%), прежде всего из-за прекращения поставок из Китая [14]. Однако в третьем квартале 2021 г. объемы экспорта и импорта Германии лишь незначительно отличались от аналогичных показателей четвертого квартала 2019 г. (более того, произошли позитивные изменения): рост экспорта составил 1,38%, рост импорта - 4,13% [14]. Это объясняется тем, что к третьему кварталу 2021 г. ситуация в мире в целом и в экономике Германии в частности относительно стабилизировалась, в т.ч. благодаря принятым Федеральным правительством антикризисным мерам.

Говоря об экспортной квоте товаров и услуг, можно констатировать следующее: во втором квартале 2020 г. она резко упала на 5,8% по сравнению с предыдущим кварталом (до 40,1%ВВП) [14]. Главными причинами для этого стали временное закрытие границ, разрывы в цепочках поставок и перебои в логистике. После этого начался рост, продолжавшийся до третьего квартала 2021 г. В третьем квартале наблюдалось падение до 45,2% ВВП, что меньше соответствующего показателя четвертого квартала 2019 г. на 0,5% [14].

Целесообразно рассмотреть динамику торговли Германии с США и КНР, которые являются ее главными внешнеторговыми партнерами. Сравнивая значения 2019 г., 2020 г. и 2021 г., можно сделать следующие выводы.

В 2020 г., объем торговли с США уменьшился на 9,92%, в то время как объем торговли с Китаем вырос на 3,48% [7]. Это произошло прежде всего благодаря увеличению импортных поставок из Китая в 2020 г. на 6,65% [7]. Таким образом, Китай, несмотря на негативные последствия пандемии COVID-19, стал главным торговым партнером Германии, оттеснив США на второе место.

Если рассматривать отдельно экспорт и импорт Германии с указанными странами, то картина выглядит так. В 2020 г. по сравнению с предыдущим годом произошло падение экспорта и в США (на 12,81%), и в Китай (на 0,15%) [7]. Но если сравнивать 2019 г. и 2021 г., показатель вырос: с США на 2,86%, с Китаем на 7,98%. Говоря об импорте, в 2020 г., сравнивая с 2019 г., наблюдалось падение импорта из США на 5,1%, в то время как из Китая был рост на 6,65%. Однако, сравнивая показатели импорта за 2019 г. и 2021 г., можно наблюдать аналогичную экспорту ситуацию: импорт с 2019 г. по 2021 г. из США увеличился на 0,95%, из Китая возрос на 28,84%. Не последнюю роль в этом сыграло то, что уверенное восстановление китайской экономики после пандемии COVID‑19 сопровождалось увеличением инвестиций, вну­треннего спроса и импорта, наращиванием экспортной активности.

Положение в новых землях

Рассматривая влияние пандемии COVID-19 на старые и новые земли, можно сделать следующие выводы.

Экономический спад в новых землях был меньше, чем в старых. В 2020 г. ВВП по сравнению с предыдущим годом снизился на 5,1% в старых землях и на 4,0% - в новых [20]. Произошло снижение экспортной квоты: на 1,0% в новых землях (до 23,7%) и на 2,9% в старых (до 28,1%) [20]. Одна из главных причин этого – различная инфраструктура (старые земли больше ориентированы на экспорт, который значительно пострадал еще в начале кризиса).

Однако на рынке труда пандемия COVID-19 вызвала более негативные последствия в новых землях. Так, уровень безработицы в 2020 г. составил 7,3% в новых землях (на 0,9% выше показателей 2019 г.) и 5,6% в старых (на 0,9% выше показателей 2019 г.) [20] Однако здесь следует отметить, что ситуация на рынке труда в Восточной Германии и раньше была хуже, чем на западе страны

Антикризисные меры Федерального правительства. Роль региональных властей

23 марта 2020 г. Федеральное правительство приняло пакет финансовой помощи, который включает в себя следующие меры, направленные на преодоление последствий пандемии COVID-19:

  • Создание Фонда стабилизации экономики (Wirtschaftsstabilisierungsfonds (WSF) des Bundes);
  • Прямые субсидии (Soforthilfe/ direkte Zuschüsse), предназначенные для малых предприятий, самозанятых и лиц свободных профессий (около 4,2 миллионов человек) [16];
  • Косвенные субсидии;
  • Перевод работников на неполный рабочий день (Kurzarbeit).

Фонд стабилизации экономики, объем которого равен 600 млрд евро, нацелен на поддержание ликвидности в первую очередь крупных компаний реального сектора экономики. Существует два главных инструмента помощи: государственные гарантии по кредитам (объем до 400 млрд евро) и рекапитализация, направленная на увеличение собственного капитала (объем до 100 млрд евро) [24]. Еще 100 млрд евро предназначены для финансирования специальной программы государственного банка развития Kreditanstalt für Wiederaufbau (KfW-Sonderprogramm), о которой будет сказано ниже [24].

Прямые субсидии предоставляются в рамках экстренной программы помощи (Soforthilfen). Самозанятые и предприятия с количеством работников до 5 человек могут получить единовременную выплату сроком на три месяца, максимальный размер которой 9 000 евро, до 10 человек – 15 000 евро [18]. Общий объем программы 50 млрд евро [18]. Следует отметить, что на уровне федеральных земель могут быть приняты аналогичные пакеты помощи.

Помимо этой программы выплаты малым предприятиям, самозанятым и лицам свободных профессий осуществляются в рамках двух программ помощи - Neustarthilfe и Neustarthilfe Plus. Первая программа действовала с декабря по июнь 2021 г. и включала в себя единовременную выплату, равную 25% оборота за аналогичный период 2019 г. (максимально возможный размер выплаты 5000 евро) [18]. Вторая программа состоит из двух периодов финансирования – с июля по сентябрь и с октября по декабрь. Объем выплат составляет 50% от трехмесячного эталонного дохода за каждый из двух периодов и рассчитывается на основе годового дохода за 2019 г., но не может быть больше 4500 евро [18].

Говоря о косвенные субсидиях, следует упомянуть льготное налогообложение и льготное кредитование. Согласно правительственному постановлению от 19 марта 2020 г., предприятиям предоставляется отсрочка по уплате налогов и льготная корректировка уплаты налогов в будущем [26]. Что касается льготного кредитования, следует упомянуть программу KfW-Sonderprogramm. Она направлена на помощь предприятиям, пострадавшим от пандемии COVID-19 и не испытывавшим каких-либо серьезных финансовых трудностей вплоть до 31 декабря 2019 г., и включает снижение процентных ставок немецким государственным банком KfW и упрощение процедуры проверки заемщика для предоставления кредитов размером до 3 млн евро [18]. Также указывается, что KfW примет на себя 90% рисков [21].

Чтобы избежать увольнений, работодатели могут прибегнуть к переводу работников на неполный рабочий день (Kurzarbeit), если 10% сотрудников не загружены. В данном случае работники будут получать так называемое пособие за сокращение рабочего дня (Kurzarbeitergeld, KUG), финансируемое из государственного бюджета. Размер пособия составляет 60% заработной платы, потерянной из-за уменьшения рабочих часов для бездетных работников и 67%, если в семье есть ребенок. Максимальный срок выплат составляет 12 месяцев. В августе 2021 г. данное пособие получили 760 000 работников [9]. С момента начала пандемии число лиц, получающих данное пособие, достигло своего пика в апреле 2020 г. (6 006 765 человек) [22].

Таким образом, антикризисных меры направлены на помощь наиболее пострадавшим от пандемии группам – крупному, среднему и малому бизнесу, банкам и наемным работникам. Такой комплексный подход во многом объясняется тем, что у Германии уже есть успешный опыт борьбы с кризисом в 2008-2009 гг., и меры, принимаемые правительством сейчас, в общих чертах повторяют антикризисную стратегию того периода.

На земельном уровне также принимаются меры для борьбы с последствиями кризиса. Больше всего средств на это выделяют Бавария и Берлин. Так, в Баварии в 2020 г. был создан фонд размером 10 млрд евро, цель которого – покупка долей в компаниях, чье финансовое положение находится под угрозой [10]. В Берлине только в рамках первого пакета помощи в марте 2020г. 144 тысячи индивидуальных предпринимателей получили возможность че­рез городской инвестбанк получить финансовую поддержку на сумму 1,4 млрд евро [2].

Сумеет ли Германия выдержать реализацию такого масштабного пакета антикризисных мер? Немецкие эксперты до недавнего времени со сдержанным оптимизмом оценивали возможности страны. Вот что заявлял Х. Шмединг, главный экономист Berenberg Bank: «После пяти лет фискальных профицитов и снижения госдолга с 82,4% от ВВП в 2010 году до 59,8% в 2019 антикризисная программа еще раз показывает, что Германия готова и способна тратить больше, когда это нужно» [29]. Иными словами, за последнее десятилетие Германия создала себе имидж страны с грамотным экономическим управлением, которая сможет преодолеть и нынешние трудности.

Эффективность антикризисных мер

С начала пандемии было выделено около 1,3 трлн евро для борьбы с ее последствиями [12]. В процентах от ВВП это один из самых высоких показателей в Европе: Германия (38%)), Италия (20%), Великобритания (16%), Франция (14%), США (12,4%) [5]. Такие расходы оправдывают себя. Согласно репрезентативному опросу, который был проведен в Германии в декабре 2020 г., 76% жителей ФРГ утверждают, что экономический кризис «никак» не сказался на их финансовом положении (или лишь «незначительно» на него повлиял) [25]. Такая статистика необычна, потому что экономические кризисы, как правило, сопровождаются падением доходов. Большая заслуга в таких результатах принадлежит, по словам исполнительного директора Федерального объединения немецких банков А.Краутшайда, программе государственных антикризисных мер: «Весной государство быстро и правильно отреагировало на вызванный коронавирусом кризис». Наиболее уязвимые группы общества, такие как пенсионеры и работники отраслей, больше других пострадавших от кризиса, «практически не понесли финансовых потерь» [3].

Однако только финансовая помощь не может полностью нивелировать социально-экономические последствий пандемии COVID-19. Экономика Германии имеет ярко выраженную экспортную ориентацию, поэтому на нее оказывает большое негативное влияние проблема сбоев поставок в рамках глобальных цепочек добавленной стоимости. Именно от решения этой проблемы во многом будет зависеть, как быстро восстановится экономика ФРГ.

Прогнозы на будущее

Прогнозы экономического восстановления Германии от последствий пандемии COVID-19 по мере развития событий становятся все более пессимистическими.

Согласно заявлению теперь уже бывшего федерального министра экономики и энергетики П.Альтмайера, сделанного им во время пресс-конференции 27 октября 2021 г., в 2021 г. ВВП Германии вырастет на 2,6%, а в 2022 г. будет наблюдаться увеличение показателя на 4,1% [6]. В апреле этого года эксперты смотрели более оптимистично на ожидаемый рост ВВП в 2021 г. Тогда ожидался рост этого показателя в 2021 г. на 3,5% и в 2022 г. – на 3,6% [11]. Исходя из имеющихся статистических данных, можно сделать вывод о том, что прогноз министра П.Альтмайера на 2021 г. оказался более точным - ВВП Германии вырос на 2,9 % по сравнению с предыдущим годом[8].

Ожидалось, что восстановление экономики будет зависеть от восстановления экспорта, прежде всего за счет оживления экономик США и Китая и решения проблемы поставок в рамках глобальных цепочек добавленной стоимости. Однако под сомнение ставится компетентность нового правительства ФРГ в выстраивании отношений с Китаем, с которым существует большое количество противоречий [4].

Больше всего опасений среди населения Германии вызывает увеличение внешних заимствований и, как следствие, растущий государственный долг (53% опрошенных считают это главной опасностью будущего) [15]. Причина такой «популярности» заключается в возможности дальнейшего роста налогов и уменьшения социальной помощи, за счет чего будет покрываться госдолг.

На данный момент, Федеральное правительство старается никак не комментировать эту тему, что и неудивительно: осенью 2021 г. прошли парламентские выборы и публично обсуждать эту проблему политической выгоды не было.

Другой причиной опасений являются природные катастрофы и страх перед изменением климата. Наводнение в июле 2021 г., ставшее самым разрушительным за всю историю ФРГ, показало жителям Германии масштаб проблем: 41% опрошенных испытывает страх перед возможными природными бедствиями [15].

Наконец, третье место в рейтинге занимает миграционная проблема: 42% респондентов опасаются, что страна не справится с нагрузкой, вызванной новым притоком беженцев [15].

Проблемы нового правительства

8 декабря 2021 г. в Германии была сформирована «красно-желто-зеленая» коалиция (СДПГ, «Союз-90 / Зеленые», СвДП), канцлером стал Олаф Шольц (СДПГ).

Главным приоритетом нового правительства объявлено достижение целей Парижского соглашения. по климату. В связи с этим в планах развития экономики наблюдается резкий «зеленый» крен: отказ к 2030 г. от использования угля; доведение доли возобновляемых источников энергии в электрогенерациии до 80%; борьба за неповышение уровня глобального потепления выше 1,5 градусов

Сегодня страна столкнулась с новыми проблемами. В марте 2022г. инфляция составила 7,6%, а по сравнению с мартом предыдущего года - 12,3%. При этом рост цен на энергоносители вплотную приблизился к 40%. При неблагоприятном развитии событий Германию ждут самые высокие темпами роста инфляции за несколько десятилетий, следует из доклада, подготовленного группой ведущих немецких институтов по экономическим исследованиям.

Эксперты составили два сценария развития экономики Германии на фоне высокого уровня неопределенности относительно поставок энергоресурсов из России. Базовый сценарий предусматривает сохранение поставок газа и отсутствие дальнейшей эскалации негативного воздействия на экономику в связи с ситуацией на Украине. Негативный сценарий предусматривает прекращение поставок российских энергоресурсов.

В соответствии с базовым сценарием, ВВП Германии в 2022 г. вырастет на 2,7%, а с негативным - на 1,9%. В 2023 году прогнозируется рост на 3,1% по базовому сценарию и сокращение на 2,2% по негативному. Совокупные потери экономики в 2022 и 2023 годах в связи с прекращением поставок из России, вероятно, составят около 220 млрд евро, что соответствует более 6,5% годового ВВП.

Ослабление ограничений, связанных с пандемией, оказывает поддержку секторам услуг, в то время как сохраняющиеся перебои в цепочках поставок по-прежнему подрывают активность в производственном секторе, которая лишь усугубляется по мере расширения вводимых против России санкций. Так, в I квартале текущего года была зафиксирована стагнация в промышленном секторе. При этом в феврале сокращение выпуска продукции в машиностроительной отрасли составило 2,1%, а в автопроме -1,3%. Не прибавляет оптимизма и негативная динамика показателей поступления новых заказов, в том числе и из-за рубежа [30].

В Минэкономики ФРГ признают, что сегодня невозможно полностью оценить все риски и масштабы возможных потерь в экономике, но новый министр Р.Хабек, представляющий в правительственной коалиции партию «зеленых», настойчиво повторяет, что к концу лета Германия откажется от импорта российского угля, а к концу года - от поставок нефти. О введении эмбарго на российский газ речь пока не идет, но тот же Р.Хабек заявляет, что это вопрос времени, и переходить в расчетах за газ на рубли Германия не будет. Словом, заниматься сегодня прогнозами относительно дальнейшего развития германской экономики - дело неблагодарное. Похоже, в Берлине политика окончательно взяла верх над экономикой.

Список использованной литературы

  1. Белов В.Б. Последствия пандемии коронавируса для экономики Германии. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2020; (2): с. 83-90. (Belov. V. The Coronavirus Crisis versus Social and Market Economy of Germany. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN. 2020; (2):p. 83-90.)
  2. Rettungsbeihilfe Corona – Soforthilfe-Paket I [Electronic source]. (URL: https://www.ibb.de/de/foerderprogramme/liquiditätshilfen-berlin.html (date of access: 29.01.2022)
  3. Вопреки ковиду: немцы довольны своим материальным положением. Почему? // Deutsche Welle. [Electronic source]. URL: https://www.dw.com/ru/vopreki-kovidu-nemcy-dovolny-svoim-materialnym-polozheniem/a-55990922 (date of access: 10.02.2022) (Despite COVID-19: the Germans are Satisfied with their Financial State. Why? // Deutsche Welle. [Electronic source]. URL: https://www.dw.com/ru/vopreki-kovidu-nemcy-dovolny-svoim-materialnym-polozheniem/a-55990922 (date of access: 10.02.2022)
  4. Зарицкий Б.Е. Германская экономика: наследство А. Меркель. Мировая экономика и международные отношения. 2021; (9): c.34-42. (Zaritskii B. German Economy: Angela Merkel’s Heritage. World Economy and International Relations. 2021; (9): p. 34-42.)
  5. Предложения по мероприятиям в сфере экономической и социальной жизни страны после завершения активной фазы борьбы с коронавирусом // ИЕ РАН. [Electronic source]. URL: https://inecon.org/docs/2020/publications/Report_IE%20RAS_20200526.pdf (date of access: 07.03.2022) (Proposals for Measures in the Field of Economic and Social Life of the Country after the Active Phase of the Fight against COVID-19 is Completed // IE RAS. [Electronic source]. URL: https://inecon.org/docs/2020/publications/Report_IE%20RAS_20200526.pdf (date of access: 07.03.2022)
  6. Altmaier stellt Herbstprojektion vor: „Deutsche Wirtschaft nach Corona wieder auf Wachstumspfad: +2,6% in 2021, +4,1% in 2022.“ // Bundesministerium für Wirtschaft und Energie. [Electronic source]. URL: https://www.bmwi.de/Redaktion/DE/Pressemitteilungen/2021/10/20211027-herbstprojektion-deutsche-wirtschaft-nach-corona-wieder-auf-wachstumspfad.html (date of access: 17.02.2022)
  7. Außenhandel. Zusammenfassende Übersichten für den Außenhandel (Endgültige Ergebnisse) // Destatis. [Electronic source]. URL: https://www.destatis.de/DE/Themen/Wirtschaft/Aussenhandel/Publikationen/Downloads-Aussenhandel/zusammenfassende-uebersichten-jahr-endgueltig-2070100207004.pdf (date of access: 02.03.2022)
  8. Veränderung des realen Bruttoinlandsprodukts (BIP) in Deutschland gegenüber dem Vorjahr von 1992 bis 2021 // Statista. [Electronic source]. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/2112/umfrage/veraenderung-des-bruttoinlandprodukts-im-vergleich-zum-vorjahr/ (date of access: 13.03.2022)
  9. ANBA (Monatszahlen) // Bundesagentur für Arbeit. [Electronic source]. URL: https://statistik.arbeitsagentur.de/Statistikdaten/Detail/202111/anba/anba/anba-d-0-202111-pdf.pdf (date of access: 25.02.2022)
  10. Bayerns Schutzschirm gegen Corona // Bayerische Staatsregierung. [Electronic source]. URL: https://www.bayern.de/bayerns-schutzschirm-gegen-corona/?seite=1614 (date of access: 29.01.2022)
  11. Bundesregierung hebt BIP-Prognose für 2021 an // Welt. [Electronic source]. URL: https://www.welt.de/wirtschaft/article230691309/Altmaier-Bundesregierung-hebt-BIP-Prognose-fuer-2021-an.html (date of access: 17.02.2022)
  12. Corona-Kosten: Bis zu 1,3 Billionen Euro // ZDF. [Electronic source]. URL: https://www.zdf.de/nachrichten/politik/corona-novemberhilfen-dezemberhilfen-kosten-bartsch-102.html (date of access: 16.04.2022).
  13. Arbeitslosenquote Deutschland. Destatis. [Electronic source]. URL: https://www.destatis.de/DE/Themen/Wirtschaft/Konjunkturindikatoren/Arbeitsmarkt/arb210a.html (date of access: 07.03.2022)
  14. Dashboard VGR. Exporte & Importe (Quartal) // Destatis. [Electronic source]. URL: https://service.destatis.de/DE/vgr_dashboard/export_import_vj.html (date of access: 07.03.2022)
  15. Grafiken: Die Ängste-Zahlen im Überblick // R+V. [Electronic source]. URL: https://www.ruv.de/newsroom/themenspezial-die-aengste-der-deutschen/grafiken-zahlen-ueberblick (date of access: 17.02.2022)
  16. Die Gesamtwirtschaftliche Lage Angesichts der Corona-Pandemie // Sachverständigenrat zur Begutächtigung der gesamtwirtschaftlichen Entwicklung. [Electronic source]. URL: https://www.sachverstaendigenrat-wirtschaft.de/fileadmin/dateiablage/gutachten/sg2020/SG2020_Gesamtausgabe.pdf (date of access: 24.02.2022)
  17. EU-Haushaltsrahmenrichtlinie. Ausgaben, Einnahmen und Finanzierungssaldo des Öffentlichen Gesamthaushalts nach Ebenen, Quartalsdaten // Destatis. [Electronic source]. URL: https://www.destatis.de/DE/Themen/Staat/Oeffentliche-Finanzen/EU-Haushaltsrahmenrichtlinie/Tabellen/oeffentlicher-gesamthaushalt.html#fussnote-1-112902 (date of access: 10.03.2022)
  18. Fragen und Antworten zum Schutzschild für Deutschland // Bundesministerium der Finanzen Energie. [Electronic source]. URL: https://www.bundesfinanzministerium.de/Content/DE/FAQ/2020-03-13-Corona-FAQ.html (date of access: 22.02.2022)
  19. Inflationsrate in Deutschland von November 2020 bis November 2021 // Statista. [Electronic source]. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/1045/umfrage/inflationsrate-in-deutschland-veraenderung-des-verbraucherpreisindexes-zum-vorjahresmonat/ (date of access: 13.03.2022)
  20. Jahresbericht der Bundesregierung zum Zustand der Deutschen Einheit // Der Beauftragte der Bundesregierung für die neuen Bundesländer. [Electronic source]. URL: https://www.bmwi.de/Redaktion/DE/Publikationen/Neue-Laender/2021-jahresbericht-der-bundesregierung-zum-stand-der-deutschen-einheit-jbde.pdf (дата обращения: 24.02.2022)
  21. KfW-Corona-Hilfe: Kredite für Unternehmen // KfW. [Electronic source]. URL: https://www.kfw.de/inlandsfoerderung/Unternehmen/KfW-Corona-Hilfe/?redirect=585280 (date of access: 24.02.2022)
  22. Konjunkturprognose Frühjahr 2022 // Ifo Institut. [Electronic source]. URL: https://www.ifo.de/node/68622 (date of access: 02.04.2022)
  23. Kurzarbeiter im Jahresdurchschnitt bis 2019 und bis Oktober 2021 wegen Corona // Statista. [Electronic source]. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/2603/umfrage/entwicklung-des-bestands-an-kurzarbeitern/ (date of access: 25.02.2022)
  24. Maßnahmenpaket für Unternehmen gegen die Folgen des Coronavirus // Bundesministerium für Wirtschaft und Energie. [Electronic source]. URL: https://www.bmwi.de/Redaktion/DE/Downloads/M-O/massnahmenpaket-fuer-unternehmen-gegen-die-folgen-des-coronavirus.pdf (date of access: 24.02.2022)
  25. Schulden, Finanzvermögen. Schulden beim nicht-öffentlichen Bereich insgesamt (ab 1950) // Destatis. [Electronic source]. URL: https://www.destatis.de/DE/Themen/Staat/Oeffentliche-Finanzen/Schulden-Finanzvermoegen/Tabellen/schulden-nicht-oeffentl-gesamthaushalt-zeitreihe.html (date of access: 04.03.2022)
  26. Steuerliche Maßnahmen zur Berücksichtigung der Auswirkungen des Coronavirus // Bundesministerium der Finanzen. [Electronic source]. URL: https://www.bundesfinanzministerium.de/Content/DE/Downloads/BMF_Schreiben/Weitere_Steuerthemen/Abgabenordnung/2020-03-19-steuerliche-massnahmen-zur-beruecksichtigung-der-auswirkungen-des-coronavirus.pdf (date of access: 22.02.2022)
  27. Europäische Union: Prognose zur Staatsverschuldung in den Mitgliedstaaten von 2020 bis 2023. Statista. [Electronic source]. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/207261/umfrage/prognose-der-staatsverschuldung-von-ausgewaehlten-europaeischen-laendern/ (date of access: 03.04.2022)
  28. Wirtschaft. Konjunkturindikatoren // Destatis. [Electronic source]. URL: https://www.destatis.de/DE/Themen/Wirtschaft/Konjunkturindikatoren/Volkswirtschaftliche-Gesamtrechnungen/vgr111.html (date of access: 13.03.2022)
  29. Германия приняла крупнейшую в истории страны антикризисную программу // Эксперт [Electronic source]. URL: https://expert.ru/2020/06/5/germaniya/ (date of access: 16.04.2022)
  30. Die wirtschaftliche Lage in Deutschland im April 2022 - neue Prognosen fuer die deutsche Konjunktur// Bundesministerium fuer Wirtschaft und Klimaschutz. [Electronic source]. URL: https://www.bmwi.de/Navigation/DE/Home/home.html (date of access: 16.04.2022)