«Мировое и национальное хозяйство»
«World and National Economy»

Издание МГИМО МИД России |
ISSN: 2713-0983 |
MGIMO-University

Место монархий Персидского залива в процессе глобализации мировой экономики

В.А.Родионов, соискатель, МГИМО

Аннотация: Актуальность темы исследования обусловлена изменением ролевых моделей большинства государств в процессе глобализации с учетом фундаментальных сдвигов, происходящих за последние годы в мире за пределами привычного. Развитые страны, которые всегда задавали актуальные тренды в ключевых сферах жизнедеятельности общества, постепенно утрачивают лидирующие позиции, уступая место развивающимся. В XX веке крупнейшие запасы одного из главных источников энергии - нефти - были обнаружены в Персидском заливе. Как следствие, это оказало определяющий вклад в развитие экономик государств региона, которые в то время еще находились на стадии традиционного общества. Монархии Залива, осознавая, что драйвер их экономического роста истощаем, диверсифицирует структуру ВВП, в том числе ориентируясь на актуальную климатическую повестку. На сегодняшний день пристальное внимание всего мирового сообщества приковано к концепции «четвертого энергоперехода», знаменующего собой начало декарбонизации мировой экономики и связанного с развитием возобновляемой энергетики в целях снижения выбросов углекислого газа в атмосферу и предотвращения повышения средней температуры земной поверхности более чем на 2℃. В этой связи возникает вопрос о новой роли в глобальной экономики стран, основным источником дохода которых является добыча углеводородов. Проведя анализ и синтез приоритетных направлений развития монархий Персидского залива, при помощи индуктивного метода была сформулирована гипотеза о трансформации этих государств в международные финансовые центры мирового капитала. 

Ключевые слова: глобализация, энергопереход, изменение климата, монархии Персидского залива, диверсификация, финансовый капитал.

The Persian Gulf monachies’ place in the conditions of world economy globalization

Vitaly A. Rodionov, candidate, MGIMO University

Abstract: The relevance of the research topic is based on the role models change of the most states in the process of globalization, taking into account the fundamental shifts emerging in recent years in the world outside the common frames. Developed countries, which have always set current trends in key areas of society, are gradually losing their leading positions, giving way to developing ones. In the XX century, the largest reserves of the one of  main energy sources - oil - were discovered in the Persian Gulf. As a result, this made a major contribution to the development of the region states’ economies, which in that time had a traditional society. The Gulf monarchies, realizing that the driver of their economic growth is limited, diversify the structure of GDP, including focusing on the current climate agenda. Nowadays the world community’s attention is being focused on the «fourth energy transition» concept, which marks the beginning of the world economy decarbonization and connects with the renewable energy development. It is necessary to reduce carbon dioxide emissions into the atmosphere and prevent the average temperature growth of the earth's surface more than 2℃. In this regard, the question arises about the new role in the global economy of countries whose main source of income is the extraction of hydrocarbons. After analyzing and synthesizing the priority directions of the development of the Persian Gulf monarchies, using the inductive method a hypothesis was formulated about the transformation of these states into international financial centers of world capital.

Keywords: globalization, energy transition, climate change, the Persian Gulf monarchies, diversification, financial capital.

Родионов Виталий Александрович, соискатель кафедры мировой экономики факультета международных отношений МГИМО МИД России, ведущий советник Отдела по обеспечению деятельности руководства Министерства Департамента управления делами и контроля Министерства финансов Российской Федерации, rodionov_vitaly@mail.ru .

Введение

Сегодня наблюдаются фундаментальные изменения в мировом балансе сил. Это отражается во всех сферах жизни: политике, экономике, культуре. Важную роль на международной арене начинают играть те регионы, которые ранее только встали на путь развития собственной экономики. Человечество достигло невиданного уровня глобализации. Каждой стране необходимо определиться со своим местом в новой реальности. На основание экономического, исторического, политического анализов в трудах А.С.Булатова, С.В.Жданова, Ю.Рогана, В.Смила и других российских и зарубежных исследователей в данной статье предпринята попытка понять новую роль монархий Персидского залива в мировой экономике.

Возникают вызовы, которые стоят не перед отдельно взятым государством, а перед всем мировым сообществом. В первую очередь, это касается изменений климата на планете Земля. Обосновано желая сохранить планету для будущих поколений, широкую поддержку получила концепция «четвертого энергоперехода»[1]. Глобальный энергопереход - это смена ключевого источника энергии. Таких в истории уже было три: от биомассы к углю, от угля к нефти, от нефти к газу. Четвертый энергопереход связан с развитием возобновляемых источников энергии. Каждый раз, когда человек осваивал новый способ получения энергии, это приводило к существенным изменениям в структуре самого общества, к цивилизационному сдвигу. Происходит ли это сегодня?

В 2015 году в целях борьбы с изменением климата и его негативными последствиями около двухсот стран мира, в том числе и монархии Персидского залива, приняли Парижское соглашение согласно Рамочной конвенции ООН об изменении климата[2]. Это знаменует собой начало декарбонизации мировой экономики, на пути которой предстоит сделать еще очень многое. Но «есть логика намерений и логика обстоятельств, и логика обстоятельств всегда сильнее».

В феврале 2022 года самая большая по территории страна мира начала специальную военную операцию в целях защиты своих геополитических интересов. Государства разделились на ее ярых противников и стран, больше не желающих жить в однополярном мире. США и их сателлиты ввели более 8 тыс. санкций против Российской Федерации[3], преследующих цель подорвать ее экономику. Из-за невозможности импорта углеводородов из России в Европе возник и продолжает нарастать энергетический кризис. В связи с нехваткой энергоресурсов многим европейским странам пришлось значительно отойти от своей «зеленой повестки», которую они активно продвигали.

Еще в ноябре 2021 года на Климатическом саммите в Глазго европейские лидеры заявляли о намерении полного отказа от угольной энергетики[4]. Так как наибольшее загрязнение окружающей среды происходит при сжигании угля. Однако это не помешало таким развитым странам, как Великобритания, Германия, Италия, в 2022 году расконсервировать свои угольные шахты. Более того, в поисках альтернативных поставщиков углеводородов инициаторы санкций обратились в том числе и к странам, режимы которых ранее они называли бесчеловечными и не демократичными.

В связи с текущей политической конъюнктурой на авансцену мирового рынка энергоресурсов вышли монархии Персидского залива, обладающие крупнейшими в мире запасами нефти и газа[5].

Ретроспектива развития монархий Залива

Впервые черное золото было найдено в этой части планеты в конце 20-х - начале 30-х годов прошлого века, но сначала добычу и сбыт арабской нефти полностью контролировали западные компании[6]. В 70-е годы страны арабского мира обрели власть в положении естественного монополиста на огромные запасы востребованных углеводородов, обладая 60% мировых запасов нефти и 31% мировых запасов газа[7]. Более того, издержки на добычу  нефти в этом регионе считаются самыми низкими в мире - около 10 долларов за баррель. При нынешних объемах добычи запасов черного золота в странах Персидского залива хватит на 100 лет. Для сравнения: в России - на 20 лет, в США - на 10.

В 1981 году был создан Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, в состав которого вошли шесть монархий: Королевство Бахрейн, Государство Катар, Государство Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Султанат Оман и Королевство Саудовская Аравия[8]. Цель регионального объединение - координация общих усилий для поддержания стабильности в регионе. Активно ведется работа по укреплению связей этих стран для гармонизации экономической, финансовой и валютной политики, законодательства в области коммерции и промышленности, а также таможенного регулирования.

Получая сверхдоходы от экспорта углеводородов, экономики монархий Залива фактически попали в зависимость от них. Темпы экономического роста порой доходили до 26% ВВП [7]. Однако такие высокие показатели не всегда отражали комплексное развитие всех отраслей их экономик, а были связаны с рентными доходами. Понимая исчерпаемость собственных природных ресурсов, страны Залива диверсифицирует структуру ВВП, в том числе в соответствии с актуальной климатической повесткой.

Актуальный курс стран ССАГПЗ

В монархиях приняты и реализовываются соответствующее долгосрочные стратегии, где приоритетом являются развитие секторов экономики, не связанных с нефтью [5]. Остановимся подробнее на каждой из этих стран:

 Королевство Бахрейн еще с античных времен известно как центр транзитной торговли. Признано региональным лидером в банковско-финансовой сфере и в области телекоммуникаций. Бахрейн по праву считается одним из международных финансовых центров и стремится достичь в этой роли мирового масштаба с определяющим значением для всех исламских стран. В королевстве зарегистрировано около 600 международных банков. По рейтингу экономической свободы на 2019 года страна занимала 10 место в мире.

Программа «Экономическая стратегия Бахрейна до 2030 года»[9] содержит в себе положения, нацеленные на постепенную диверсификацию всей системы хозяйства, развитие туризма, офшорной деятельности и частного сектора, поддержке малого и среднего бизнеса и инновационных технологий. Это подтверждается данными Министерства финансов и национальной экономики Бахрейна об увеличении доли не нефтяного сектора в 2021 году (Табл. 1), при сокращении углеводородов в экономике страны[10].

Таблица 1 - Основные экономические показатели Королевства Бахрейн (2018-2021)

Источник: Министерство финансов и национальной экономики Бахрейна. https://www.mofne.gov.bh/Files/cdoc/CI1578-MOFNE%20BEQ%20Q3%202020%20En.pdf

В рамках четвертого энергоперехода в королевстве создано Управление по устойчивой энергетике (Sustainable Energy Authority, сокр. – SEA)[11]. В 2016  году ведомством было инициировано создание Национального плана развития возобновляемых источников энергии (National Renewable Energy Action Plan, сокр. – NREAP), одобренного Правительством Бахрейна в январе 2017 года[12]. Документ подтверждает приверженность Бахрейна целям устойчивого развития ООН в сфере энергетического перехода согласно Парижскому соглашению по климату и стремление продолжать данную политику. Согласно Плану королевство планирует увеличить долю ВИЭ в структуре энергобаланса до 5% к 2025 г. и до 10% к 2035 г. В 2018 году совокупная мощность объектов ВИЭ составляла всего 6 МВт, что эквивалентно всего 3% от целевого объема в 196,05 МВт к концу 2025 г., а энергопотребление из «чистых» источников находилось в пределах статистического отклонения.

Бахрейн не форсирует четвёртый энергопереход, так как их экономика в меньшей степени зависит от углеводородов. К 2021 году доля нефтегазового сектора ВВП составляла 20,8% [5].

В 2012 году Государство Катар приняло стратегию «Катарское Национальное Видение» до 2030 года, где предусмотрено, что нефтегазовый комплекс должен уступить в темпах роста нефтехимии, металлургии и сельскому хозяйству[13]. Среди приоритетных направлений развития экономики в контексте ESG-повестки выделяются: социальная поддержка граждан, развитие медицины и образования, инфраструктуры и высоких технологий, стимулирование частного сектора. Особое внимание уделено проблеме развития человеческого потенциала, так как, «только всестороннее развитие жителей государства Катар позволит им создать процветающее государство»[13]. Одним из важнейших инструментов формирования человеческого капитала было названо образование. Что же касается промышленности, то планируется активное развитие газового сектора, энергоемких отраслей. Ведется работа по созданию нового международного финансового центра и рынка ценных бумаг. В Катаре обнаружены 25% разведанных в мире запасов гелия, необходимого для металлургии, атомной промышленности, электроники и медицины. На долю Катара сейчас приходится более 10% всей мировой добычи гелия [11]. По данным Международного валютного фонда (МВФ) темпы роста не нефтегазового сектора превышают показатели углеводородов (Табл. 2)[14].

Таблица 2 - Основные экономические показатели и их прогноз в Государстве Катар (2019-2023)

Источник: Международный валютный фонд. https://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2022/06/16/Qatar-2022-Article-IV-Consultation-Press-Release-and-Staff-Report-519679 

Основу энергосистемы Эмирата составляют газотурбинные станции, на которые приходится более 90% всей генерируемой электроэнергии, в то время как 5% энергии производится на солнечных установках, а на ветряных- всего 3% [5]. В 2006 году в Катаре был реализован проект по строительству энергомусоросжигающего завода, также запланировано возведение завода по производству поликремния – материала для солнечных батарей. Несмотря на то, что острой необходимости в поиске нового вида энергии здесь нет в связи с огромными запасами газа, правительство продолжает развивать возобновляемые источники энергии.

Иная ситуация наблюдается в Государстве Кувейт, где с 2013 г. сильная зависимость страны от углеводородов, и, как следствие, мировых цен на нефть привела к неустойчивому росту ВВП[14]. Пандемия коронавируса усугубила положение (Табл. 3), приведя к отрицательным значениям темпы роста экономики[15].

Таблица 3 - Годовой темп роста Государства Кувейт (2018-2021).

Источник: TRADINGECONOMICS.COM. https://tradingeconomics.com/kuwait/gdp*growth*annual

Одно из отличий Эмирата от других монархий Персидского залива заключается в нестабильной политической и социальной ситуации, начиная с 90-х годов прошлого века[6]. Экономические преобразования влекут за собой волну негодований со стороны населения. Это стало одной из причин того, что только в 2017 году была принята программа «Видение: Кувейт 2035», главным направлением которой стало развитие секторов экономики, не связанных с нефтью[16]. В стратегии предусмотрено развитие транспортной и туристической инфраструктуры, стимулирование частного и финансового секторов, внедрение инноваций в производство. Кувейтская фондовая биржа - одна из двенадцати крупнейших в мире по рыночной стоимости. Однако основные силы сконцентрированы на проблеме замены нефти более дешёвым, экологичным газом. Здесь трудность заключается в том, что своих запасов у Кувейта нет, поэтому данный переход возможен только с помощью импорта из Государства Катар.

В Кувейте, как и в других странах Персидского залива, актуальна проблема нехватки пресной воды. Правительство ищет способы по восполнению дефицита столь необходимого ресурса для всех людей. Например, в городе Сулейбие недавно запустили крупнейший в мире завод по очистке сточных вод.

Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) — федеративное государство из 7 эмиратов, в каждом из которых абсолютная монархия: Абу-Даби, Аджман, Дубай, Рас эль-Хайма, Умм эль-Кайвайн, Фуджейра и Шарджа. На 2022 год одним из крупнейших центров логистики между Европой, Азией и Африкой, является Дубай, крупнейший транспортный хаб. В данной статье обратим внимание на две стратегии государства: «Концепция развития ОАЭ до 2021 года» и «Операция 300 миллиардов» до 2031 года. В первой были сформированы такие принципы, как увеличение доли капитало- и наукоемких производств, инвестиции в сферу образования, инновации и телекоммуникации. Это необходимо для достижения поставленной цели - стать «союзом высокоразвитых в инновационном отношении эмиратов» [17]. В экономической политике придерживаются простого правила - воздерживаться от кредитования чужих экономик и направлять свободные средства в свою страну. Дубайский международный финансовый центр считается наиболее совершенным и прозрачным финансовым учреждение мира, и правительство эмиратов рассчитывает превратить его в крупнейший финансовый центр мира к 2030 году. Главной задачей стратегии «Операция 300 миллиардов» является ускоренное развитие промышленного сектора экономики, который должен стать ключевой отраслью ВВП[18]: производство алюминиевого проката, цемента, строительных материалов, коммерческий ремонт судов и т.д. Это даст независимость государству от импорта жизненно необходимых товаров и защиту при возникновении глобальных кризисов.

Активный рост развития мануфактур, привлечения иностранцев за счет льгот для ведения бизнеса и получения статуса резидента при покупке недвижимости на определенную сумму, приводят к увеличению уровня потребления электроэнергии на 9% ежегодно. ОАЭ, как и Кувейт, импортируют газ из Катара для обеспечения внутренних нужд населения. Однако в центре программы по расширению электроэнергетических мощностей Эмиратов находится развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и атомной энергетики. Это связано с решением задачи по быстрорастущим потребностям в электроэнергии, а также с необходимостью диверсифицировать источники её производства с целью сокращения зависимости от углеводородов. Результат: строительство солнечной электростанции «Масдар» и запуск первой в регионе АЭС.

Султанат Оман является старейшим государством на планете, одним из древнейших поселений человека. В туристических проспектах Оман называют «арабской Швейцарией»[5]. Важным показателем для иностранных граждан является полное отсутсвие в стране преступности и инфекций, по оценкам ООН. В связи с этим государство уделяет особое внимание развитию туристического сектора, в том числе и в принятой программе «Видение Омана 2040». В данной стратегии правительство поставило цель достичь роста ВВП в  6% в год. Однако это потребует больших затрат для развития экономики при 2,1% в 2022 году (Табл. 4) [19].

Таблица 4 - Темпы роста ВВП Султана Оман (2012-2022)

Источник: TRADINGECONOMICS.COM. https://ru.tradingeconomics.com/oman/gdp-growth-annual

На сегодняшний день бюджет государства на большую часть пополняется за счет экспорта нефти. Для устойчивости экономики продаваемое «черное золото» должно стоить не менее 100 долл. за баррель. В связи с этим правительство старается диверсифицировать экономику через развитие таких секторов, как туризм, логистика, обрабатывающая и добывающая промышленность, рыболовство и др. Новым вектором в энергетическом направлении может стать бурый уголь, залежи которого были недавно обнаружены в Омане. Разведанные же запасы природного газа не способны покрыть даже внутренние потребности, поэтому страна закупает газ в Катаре и Иране. Для обеспечения предприятий из исламской республики Персидского залива планируют построить подводный газопровод мощностью 28 млн куб. м в сутки[5]. Диверсифицировать энергосистему правительство планирует через ветроэнергетику. Ведется реализация пилотного проекта, учрежденного местной компанией «Rural Areas Electricity Company» и фирмой «Masdar» из ОАЭ[11]. Планируется, что производимая электроэнергия должна покрыть потребности 16 тыс. домохозяйств.

Королевство Саудовская Аравия занимает особое место в исламском мире, как страна, обладающая важнейшими мусульманскими святынями. Является одной из 20 крупнейших экономик мира. К 2019 году общий объем прямых иностранных инвестиций составил более половины всех иностранных инвестиций в страны Персидского залива. По аналогии с другими монархиями этого региона Саудовская Аравия приняла стратегию в рамках концепции «четвертого энергоперехода» - «Видение 2030». В энергетической политике государство видит своей задачей - «обеспечить наличие остаточного количества сырой нефти на международном рынке, избегая при этом обвала цен и сохраняя единый уровень добычи сырья на своей территории»[20]. В связи с тем, что в стране обнаружены большие запасы урана, принято решение о развитии атомной энергетики. Еще одним богатством является природный газ, разведанные запасы которого составляют около 6% от мировых. В 1980 году государственная компания Saudi Aramco (Arabian-american company) создала систему газоснабжения, которая позволила использовать данный вид энергии в домохозяйствах[11]. Сегодня попутный газ на 60% обеспечивает топливом электростанции, сырьём химическую промышленность и опреснение морской воды. Саудовская Аравия обладает необходимыми природными-климатическими показателями для развития солнечной и ветровой энергии. Уровень солнечного излучения в регионе составляет 2,2 тыс. тепловых кВт*ч на 1м² земной поверхности – один из самых высоких в мире[11]. Наличие обширных незаселенных пустынных пространств может стать плацдармом для размещения крупных объектов солнечной генерации; большие объемы песка на Аравийском полуострове являются дешевым и доступным материалом для организации непосредственно на производстве кремниевых панелей для солнечных электростанций, что позволит производить в регионе «зеленую» электроэнергию с низкой себестоимостью. В конце 2018 года объявлено о создании научно-технического центра «Парк атомной и возобновляемой энергии». Амбициозным проектом считается возведение экологичного города Неома, который будет жить по собственным светским законам.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива - это наиболее успешный пример экономической интеграции в исламском мире. Они осознают необходимость процветания региона, сохранения стратегической стабильности.

Не желая нарушить конъюнктуру мировых цен на нефть в угоду чужим интересам, весной 2022 года Саудовская Аравия и ОАЭ - фактические «хозяева» ОПЕК (организация стран экспортеров нефти) - отказались нарастить добычу черного золота. Еще одним примечательным фактом стало заявление стран нефтяного картеля о сокращении добычи на 2 миллиона баррелей в сутки в ноябре и декабре 2022 года[21].

В рамках сложившейся геополитической ситуации страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива можно разделить по нескольким категориям[22]. Королевство Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн придерживаются независимой от США позиции, понимая озабоченность России вопросами собственной безопасности. Оман и Кувейт сохраняют нейтралитет. Катар фактически является главным лоббистом интересов Америки и коллективного Запада в регионе. Однако, несмотря на расхождения по ряду вопросов и внутренние разногласия, монархии Залива продолжают сохранять уникальное единообразие, имея один культурны код.

Заключение

Французский политический деятель Алексис де Токвиль в своей книге «Демократия в Америке» озвучил следующую мысль: «Происхождение всегда накладывает отпечаток на народы. Обстоятельства, в которых рождаются нации и которые служат их становлению, оказывают воздействие на всё их будущее развитие»[23]. Помня уроки прошлого, монархии придают большое значение планированию будущего. На пути к углеродной нейтральности в стратегиях большинства членов ССАГПЗ прямо декларируется стремление стать ключевыми международными финансовыми центрами, подобно Швейцарии в XX веке.

Какой потенциал у монархий Персидского залива для реализации задуманного? В рамках четвертого энергоперехода они активно занимаются поисками альтернативных источников энергии. Обладая крупнейшими запасами природного газа, имея существенный потенциал в развитии солнечной и  атомной энергии, арабские страны Залива диверсифицируют свою энергетику. Пройдя несколько кризисов, создаются условия для процветания частного сектора, промышленности вне нефтяной сферы: производства инновационной продукции, строительных материалов, алюминия, текстиля, судостроения и других. Предоставляя налоговые льготы для ведения бизнеса, запуская особые экономические зоны, владея акциями крупнейших мировых компаний, страны ССАГПЗ привлекательны для размещения значительных иностранных инвестиций и возвращения собственных капиталов. Закрытые до недавнего времени общества сегодня становятся местом притяжение миллионов туристов со всего мира, знакомя со своей самобытной культурой и передовыми достижениями. Сильная власть монархов, приверженность к традиционным ценностям в совокупности с экономически открытой политикой создают ощущение надежности, стабильности и уверенности в завтрашнем дне.

Обобщая вышесказанное, мы пока не можем точно сказать, какое место монархии Персидского залива займут в эпоху глобализации. Однако предположим, что, исходя из их возможностей, у них есть все шансы стать тихой гаванью мирового капитала в буре экономических потрясений. Удастся ли им это или нет - на этот вопрос ответит история.

Библиография

  1. Smil, V. (2010). Energy Transitions: History, Requirements, Prospects,. Praeger, Santa Barbara, CA. 178 p.
  2. Парижское соглашение согласно Рамочной конвенции ООН об изменении климата. (2015). https://www.un.org/ru/climatechange/paris-agreement.
  3. База данных Statista. (2022). https://www.statista.com/aboutus/.
  4. Юргенс, И.Ю., Турбина, К.Е. (2022). Климатический саммит в Глазго: обновление мироустройства и задачи России. Центр устойчивого развития и ESG-трансформации МГИМО c. 9-30.
  5. Жданов, С.В. (2021). Арабские страны в мировой экономике: учебное пособие / С.В.Жданов; Московский государственный институт международный отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, кафедра мировой экономики. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: МГИМО - Университет. 544 c.
  6. Роган, Ю. (2019). Арабы. История. XVI-XXI вв. / Юджин Роган; Пер. с англ. - М: Альпина нон-фикшн. 769 с.
  7. Булатов, А.С. (2021). Мировая экономика и международные экономические отношения. Полный курс: учебник / коллектив авторов под ред. А.С. Булатова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: КНОРУС.  678 с.
  8. Официальный сайт стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. https://www.gcc-sg.org/en-us/AboutGCC/MemberStates/Pages/Home.aspx.
  9. Национальный портал Королевства Бахрейн. https://www.bahrain.bh/wps/portal/.
  10. Министерство финансов и национальной экономики Бахрейна. https://www.mofne.gov.bh/Files/cdoc/CI1578-MOFNE%20BEQ%20Q3%202020%20En.pdf.
  11. Мастепанов, А.М. (2021). Энергополитика монархий Персидского залива в преддверии энергетического перехода. Глобальная энергия. https://globalenergyprize.org/ru/2021/01/28/energopolitika-monarhij-persidskogo-zaliva-v-preddverii-energeticheskogo-perehoda/.
  12. Национальный план действий по возобновляемым источникам энергии Королевства Бахрейн. http://www.sea.gov.bh/nreap/.
  13. Управление по связям с общественностью Правительства Катара. Катарское национальное видение. https://www.gco.gov.qa/en/about-qatar/national-vision2030
  14. Международный валютный фонд. https://www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2022/06/16/Qatar-2022-Article-IV-Consultation-Press-Release-and-Staff-Report-519679
  15. Экономические показатели Государства Кувейт. Портал Trading Economics.  https://tradingeconomics.com/kuwait/gdp*growth*annual.
  16. Мелкумян, Е.С. (2019). Стратегия развития арабский монархий Залива: основные приоритеты. Труды Института востоковедения РАН. с.601-610.
  17. Национальный портал ОАЭ. https://u.ae/en/about-the-uae/strategies-initiatives-and-awards/federal-governments-strategies-and-plans/startegies-policies-and-plans-until-2021/vision-2021-and-health.
  18. Викторва, Н. (2021). В ОАЭ анонсировали план развития промышленного сектора. https://businessemirates.ae/news/uae-property-news/v-oae-anonsirovali-plan-razvitiya-promyshlennogo-sektora/.
  19. Темпы роста ВВП Султана Оман. Портал Trading Economics. https://ru.tradingeconomics.com/oman/gdp-growth-annual
  20. Программа «Видение 2030» Королевства Саудовская Аравия. https://www.vision2030.gov.sa/media/rc0b5oy1/saudi_vision203.pdf
  21. Официальный сайт OPEC (ОПЕК). https://www.opec.org/opec_web/en/.
  22. Дахшан, А. (2022). Как страны Персидского залива относятся к военной операции на Украине. Российский совет по международным делам. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kak-strany-persidskogo-zaliva-otnosyatsya-k-voennoy-operatsii-na-ukraine/.
  23. Де Токвиль, А. Демократия в Америке. https://www.civisbook.ru/files/File/Tokville_Democracy_1.pdf.