«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России    |   
ISSN: 2713-0983

Глобализация углеродного рынка: возможности и ограничения

Грязнова В.А., асп., МГИМО

Пискулова Н.А., д.э.н., проф., МГИМО

Целью данного исследования является определение возможностей и ограничений различных направлений глобализации углеродного рынка, которые при определенных условиях могут способствовать решению сложной задачи снижения эмиссии парниковых газов без создания значительной нагрузки для участников регулируемого рынка в виде высокой цены на углерод. С применением таких теоретических методов научного исследования, как логический метод и анализ исторических данных (с 2005 г.), выявлена тенденция к постепенному ужесточению углеродного регулирования, которое приводит к повышению цены на углеродную квоту и в определенных случаях способствует развитию международной торговли более дешевыми углеродными единицами. Методом дедукции выявлены особенности ценообразования на регулируемых углеродных рынках ряда стран, а также на добровольных углеродных рынках; на основе этих особенностей методом индукции и искусственного моделирования определены наиболее перспективные направления глобализации углеродного рынка. В результате в данной статье выявлены три ключевых направления глобализации углеродного рынка: унификация правил регулируемых рынков в отношении углеродных офсетов, создание отраслевых углеродных рынков и слияние ряда систем торговли квотами. Авторы приходят к выводу, что при условии преодоления основных ограничений имеются перспективы глобализации углеродного рынка, что может способствовать решению проблемы значительного роста цены на углеродную квоту.

Ключевые слова: Парижское соглашение, CORSIA, системы торговли квотами на выбросы, добровольный углеродный рынок, углеродные квоты, углеродные офсеты, углеродные единицы.

Varvara Gryaznova, Natalya Piskulova. Globalization of carbon market: opportunities and possible barriers

Abstract: The purpose of this study is to identify the opportunities and potential barriers of different directions of carbon market globalization. Their implementation can tackle the issue of reducing greenhouse gas emissions without setting a high carbon price on compliance market. High carbon prices may become a significant burden for the participants of carbon market. This research applies such theoretical methods as a historical analysis (from 2005) and the logical method to reveal the trend to a gradual tightening of carbon regulation, leading to an increase in the price of carbon units and in certain cases stimulating international trading of cheaper carbon units. The authors use the method of deduction to determine the carbon pricing factors on the compliance carbon markets and on the voluntary carbon markets. Based on these carbon pricing factors, the study discovers the most prospective directions of the carbon market globalization through the methods of induction and artificial modeling. As a result, this paper brings out three key directions of the carbon market globalization: unification of compliance market rules for carbon offsets, creation of industrial carbon markets, and merger of a range of emissions trading systems (ETSs). The authors conclude that there are prospects for globalization of the carbon market that can contribute to solving the problem of a surge in the carbon price. At the same time, it is necessary to overcome a range of barriers to globalize the carbon market.

Keywords: Paris Agreement, CORSIA, emissions trading systems, voluntary carbon market, carbon credits, carbon offsets, carbon units.

Введение

Одной из ключевых экологических проблем современности является глобальное потепление. Его главной причиной научным сообществом признано увеличение концентрации в атмосфере парниковых газов (ПГ) как следствие роста их эмиссии в результате человеческой деятельности, прежде всего сжигания ископаемого топлива для производства энергии. Для решения этой проблемы были заключены международные соглашения: Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., Киотский протокол к этой конвенции 1997 г., а впоследствии Парижское соглашение, установившее цель ограничения глобального потепления до 2050 г. в 1,5°С. Во исполнение соглашения многие страны поставили цели по снижению выбросов ПГ и достижению т.н. углеродной нейтральности; на эти страны в настоящее время приходится около 90% глобальной эмиссии.

Основными направлениями политики многих стран по борьбе с потеплением являются меры по наращиванию использования возобновляемых и других альтернативных источников энергии, повышению энергоэффективности, совершенствованию управления лесным и сельским хозяйством и др.

Вместе с тем использование только этих мер пока не позволяет достичь установленных целей в связи со многими ограничениями, в т.ч. высокой стоимостью их реализации. В силу этого страны расширяют применение разных инструментов снижения выбросов ПГ, включая административные и экономические. Использование административных инструментов (стандарты, штрафы, запреты) не предполагает свободы выбора в методах сокращения эмиссии, как правило является дорогостоящим и не служит стимулом для инновационной деятельности, что может оказать негативное воздействие на развитие бизнеса. Экономические же инструменты позволяют хозяйственным субъектам снизить эмиссию оптимальным с точки зрения затрат способом и стимулировать инновации; они уже доказали свою эффективность в ряде стран и объединений.

В этой связи важную роль для снижения выбросов может сыграть один из экономических инструментов – рыночная торговля т.н. углеродными единицами. Концепция углеродного рынка была впервые сформулирована в Рамочной конвенции ООН об изменении климата. В Киотском протоколе для снижения выбросов впервые предусматривалась возможность использования трех рыночных механизмов – т.н. механизмов гибкости: механизма совместного осуществления (СО), механизма чистого развития (МЧР) и системы торговли квотами на выбросы ПГ (СТВ). В результате функционирования этих механизмов образуются углеродные единицы, а именно углеродные квоты и кредиты (офсеты), которые торгуются на регулируемых и добровольных рынках.

На современном этапе появляются некоторые элементы глобализации углеродного рынка. Это связано, помимо прочего, с попытками снизить цену на углеродную квоту в рамках регулируемых рынков, чтобы не допустить значительной налоговой нагрузки на их участников и снижения их конкурентоспособности на мировом рынке.

Целью данного исследования является выявление различных направлений глобализации углеродных рынков. Исследование включает в себя выполнение нескольких задач:

  1. охарактеризовать структуру регулируемого и добровольного углеродных рынков;
  2. выявить принципы ценообразования на углеродную единицу на регулируемых и добровольных рынках;
  3. раскрыть возможности и ограничения различных направлений глобализации углеродного рынка;

Авторы исследования использовали для работы преимущественно законодательные акты и отчеты Секретариата Рамочной конвенции об изменении климата, Международного энергетического агентства и Всемирного банка. Выявление потенциальных направлений глобализации углеродного рынка было осуществлено с использованием прогнозов Международного энергетического агентства, Всемирного банка, BloombergNef и Оксфордского института энергетических исследований.

В статье применяются следующие теоретические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция и экономическая интерпретация,. К эмпирическим методам исследования относится эксперимент, который подразумевает искусственное (теоретическое) моделирование глобального углеродного рынка и определение потенциальных направлений его глобализации.

Исследование

Углеродный рынок — это рынок торговли углеродными единицами, который сформировался вследствие разработки и применения мер регулирования выбросов парниковых газов. Существует два основных сегмента этого рынка – регулируемый и добровольный. Регулируемый сегмент отличается от добровольного системой управления – наличием нормативно-правовой базы и регулирующих уполномоченных органов, а также обязательной к выполнению цели по сокращению выбросов.

Регулируемый рынок

Ключевым механизмом регулируемого углеродного рынка является система торговли квотами на выбросы. В ее рамках уполномоченные государственные органы распределяют квоты (разрешения на выбросы ПГ) среди предприятий на определенный период времени (обычно на год). Для снижения выбросов предприятия могут заплатить штраф, внедрить низкоуглеродные технологии, или докупить недостающие объемы квот у компаний, которые «перевыполнили» обязательства, либо на свободном рынке. Преимущество этого механизма заключается в том, что компании имеют возможность выбора средств для выполнения обязательств в зависимости от того, какая политика представляется для них более эффективной на данном этапе. Развитие системы торговли квотами может способствовать решению проблемы изменения климата без ограничения экономического развития.[1]

Квота представляет собой разрешенную для выброса 1 т СО2 и может выдаваться бесплатно или продаваться на аукционе участникам рынка. Первоначально уровень квот определяется на основании инвентаризации выбросов участников системы и, как правило, большая их часть выдается бесплатно. Впоследствии по мере функционирования системы число выдаваемых квот как правило снижается с уменьшением доли бесплатных квот.

Предприятия, не использующие свои квоты в полном объеме, могут продать на вторичном регулируемом рынке неиспользованные квоты участникам, объем эмиссии ПГ которых превышает имеющуюся у них квоту. Вторичный регулируемый рынок представляет собой аккредитованные биржи, например, норвежскую Nasdaq Oslo, Шанхайскую биржу окружающей среды и энергии Китая, товарную биржу «Каспий» Республики Казахстан, а также внебиржевую передачу единиц между участниками рынка.

В настоящее время действует 28 национальных и субнациональных (региональных) систем торговли квотами на выбросы ПГ, в т.ч. СТВ ЕС, Канады, Китая, Японии, Н. Зеландии, Р. Кореи, Швейцарии и США. Разрабатываются еще около 20 систем, в основном в Латинской Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе. В Африке предпринимаются конкретные действия в сфере торговли квотами на эмиссию.

Доля глобальной эмиссии ПГ, подлежащая покрытию в рамках СТВ, в 2013-2022 гг. выросла с 8 до 17%.[2] В 2022 г. продажи разрешений на выбросы ПГ на глобальном рынке достигли рекордного показателя в 909 млрд долл. (рост на 164% по сравнению с предыдущим годом). Расширение рынка происходит в основном за счет СТВ ЕС, являющейся крупнейшей СТВ в мире (до 90% глобальной торговли).[3]

Цена на регулируемом углеродном рынке зависит в первую очередь от соотношения спроса и предложения. Факторами ее формирования являются степень амбициозности климатических целей, ужесточение правил СТВ (например, по выдаче бесплатных квот), внедрение механизмов корректировки цен в рамках СТВ, уровень мировых цен на ископаемые виды топлива, такие как газ и уголь, а также состояние мировой финансовой системы. На рис.1 представлены цены на углеродную квоту пяти крупнейших СТВ и события, которые привели к изменению цены.

К примеру, к концу 2021 г. цены на регулируемых углеродных рынках достигли рекордных уровней. В начале 2022 г. цены крупнейших СТВ ЕС, Н. Зеландии, Великобритании и Р. Корея резко снизились после начала специальной военной операции (СВО) на Украине (рис. 1), но к концу 2022 г. вернулись к показателю, зафиксированному до СВО. Резкое падение цены на квоты было связано с продажей квот инвесторами с целью удовлетворить потребности в капитале, вызванные ростом цен на газ. При этом рост цен на газ может оказывать как понижательное давление на цену, так и повышать ее. В Европе рост цен на газ в 2021 г. привел к увеличению доли угля в структуре производства электроэнергии. Это оказало повышательное давление на цены квот, поскольку рост выбросов парниковых газов в ЕС привел к увеличению спроса на квоты, ограниченные лимитом. [4]

Рисунок 1. Котировки цен на крупнейших системах торговли квотами на выбросы.

Источник: The World Bank // State and Trends of Carbon Pricing. [Электронный ресурс]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/37455

На отдельных рынках существует большой разброс цен на углеродные квоты, что связано с различной степенью регулирования выбросов парниковых газов: предложением квот на рынке, разрешением использования офсетов и расширением числа отраслей, подпадающих под регулирование, а также рядом других факторов, влияющих на цену квоты. На конец марта 2023 г. цены на регулируемых рынках находились в промежутке от 8,12 долл/т CO2-экв. в китайской СТВ до 95,54 долл/т CO2-экв. в СТВ ЕС.[5]

По всем имеющимся прогнозам, до 2050 г. ожидается рост цены на углеродную квоту. Международное энергетическое агентство (МЭА) в 2022 г. в Мировом энергетическом обзоре представило три сценария установления цены на 1 т СO2-экв. в зависимости от амбициозности принятия политических мер для достижения углеродной нейтральности: 1) страны будут придерживаться текущего политического курса; 2) страны выполнят все принятые обязательства; 3) страны примут более амбициозные цели по достижению углеродной нейтральности к 2050 г. По прогнозу МЭА, к 2050 г. средние цены по всем сценариям для развитых стран могут достичь примерно 175 долл./т СО2-экв., а для развивающихся - 128 долл./т СО2-экв.[6] Самые высокие цены могут быть в случае реализации сценария достижения углеродной нейтральности – 250 долл./т СО2-экв. у развитых стран и 200 – у развивающихся.

В случае отсутствия программ субсидирования правительствами стран с жестким углеродным регулированием, резкий рост цены на углерод приведет к глобальной гиперинфляции и другим негативным последствиям как для национальных экономик, так и для всего мира. Оптимальным вариантом может стать установление цены на углеродную квоту на уровне, не позволяющем допустить банкротства участников рынка и при этом стимулировать использование зеленых технологий.

В случае если компания превышает разрешенное ей количество квот, то помимо покупки дополнительной углеродной квоты на вторичном рынке, она может уплатить штраф или купить углеродные кредиты (офсеты), которые представляют собой сертификаты, подтверждающие удаление из атмосферы или предотвращение эмиссии ПГ в объеме 1 т CO2-экв. в результате реализации проектов по снижению выбросов, к примеру проектов по сохранению лесов. Применение офсетов позволяет не допустить значительного роста цены на углеродные квоты. Вместе с тем применение офсетов регламентируется соответствующими системами торговли квотами на выбросы. Каждая система фиксирует собственные условия, например разрешение на использование лишь части установленного квотой объема эмиссии (обычно 5-10%), либо применение только международных кредитов, либо разрешение на их использование только от проектов на территории, подпадающей под регулирование СТВ (национальных офсетов) и пр.

Генерация углеродных офсетов в рамках проектов Киотского протокола включает проекты СО, которые предназначены для стран с переходной экономикой и развитых стран Центральной и Восточной Европы, принявших на себя обязательства по протоколу, и МЧР – для развивающихся стран, не принявших таких обязательств. СО и МЧР предполагают выполнение проекта по снижению или предотвращению эмиссии ПГ в одной стране и передачу углеродного кредита другой стране. Подобно международным механизмам генерации углеродных офсетов в рамках систем торговли квотами действуют национальные и региональные механизмы генерации углеродных офсетов: в Китае, Казахстане, Канаде, Японии, Р. Корее, Мексике и США.

В период действия Киотского протокола углеродный рынок демонстрировал относительно низкую степень интегрированности между странами в области международной торговли углеродными офсетами. Так, в среднем с 2005 г. по 2018 г. лишь 25% переводов углеродных единиц проводилось между реестрами разных систем торговли квотами.[7] Это было связано, во-первых, с проблемой двойного учета углеродных единиц в реестрах разных стран, во-вторых, с различным подходом к разрешению использования углеродных офсетов и, в-третьих, с ограниченными стимулами к международной торговле.

Добровольный рынок

К торговле на добровольном рынке допускаются как углеродные офсеты международных, национальных и региональных механизмов, так и те, которые выдаются независимыми организациями. Например, верифицированные углеродные единицы (Verified Carbon Units, VCUs) выдаются в результате реализации проекта по стандарту верификации углеродных единиц (Verified Carbon Standard) организации Верра (Verra). Преобладающая часть участников данного рынка (75%) предпочитают осуществлять транзакции на двусторонней основе, остальные 25% - через оптовых и розничных посредников (трейдеров, брокеров, платформы и пр.). Как правило офсеты продаются через специализированные реестры, чтобы не допустить их двойного учета.

В последние несколько лет под влиянием ужесточения политики государств по достижению углеродной нейтральности, а также усилий компаний по снижению эмиссии глобальный рынок углеродных кредитов (регулируемый и добровольный) постоянно растет. В 2022 г. его стоимость повысилась до 979 млрд долл., а к 2028 г. может достигнуть 2,7 трлн долл.[8]

Добровольный рынок отличается от регулируемого отсутствием свободного рыночного ценообразования, что связано с его внебиржевым характером. Ценообразование углеродных кредитов зависит от базовых углеродных принципов и дополнительных характеристик кредитов. К базовым принципам относятся: реальность и подтвержденность кредитов; их измеримость с использованием количественной оценки; непрерывность сокращения выбросов в процессе реализации проекта; контролируемость кредитов; т.н. углеродная дополнительность, т.е. действительное сокращение выбросов; отсутствие т.н. двойного учета углеродных единиц, т.е. они не должны быть получены от проекта, зарегистрированного в другом реестре углеродных единиц.

К дополнительным характеристикам углеродного офсета относятся такие факторы как присутствие проектов в рейтингах, наличие дополнительного социально-экологического эффекта и категории проекта. В 2020-2021 гг. появились первые рейтинги добровольных климатических проектов от компаний Sylvera и BeZero. Попадание в рейтинги данных компаний увеличивает цену соответствующих углеродных кредитов. Также повышательное давление на цену углеродного кредита оказывает наличие в проекте дополнительного социального или экологического эффекта, например, улучшение экосистем, создание рабочих мест и снижение негативного воздействия на здоровье населения.

Добровольные проекты включают проекты по предотвращению выбросов ПГ и их поглощению (секвестрации). Первые включают проекты по созданию возобновляемых источников энергии (ВИЭ), предотвращению вырубки лесов или лесных пожаров, замещению экологически опасных источников энергии (угля, мазута) более экологичными видами топлива. Цена на такие проекты составляет 5-30 долл./т CO2-экв.[9] Это самые дешевые углеродные единицы, так как большая часть из них является «низкокачественными». Низкое качество проектов обусловлено предотвращением эмиссии ПГ, а не удалением углекислого газа из атмосферы; последнее является предпочтительным для разрешения проблемы глобального потепления. Также в лесоклиматических проектах по предотвращению выбросов часто происходит нарушение такого базового углеродного принципа, как непрерывное сокращение выбросов из-за высоких рисков пожаров, нелегальной вырубки и других непредвиденных ситуаций. Кроме того, в лесоклиматических проектах необходимо учитывать жизненный цикл роста леса и необходимость вкладывать дополнительные инвестиции в санитарные рубки, защиту от вредителей и пр.

Проекты по поглощению выбросов включают природно-климатические и технологические варианты. К природно-климатическим относятся проекты по лесовосстановлению, насыщению углеродом почвы, восстановлению болот для увеличения запаса углерода в этих природных биоценозах вместо его выброса в атмосферу. Углеродные кредиты от природно-климатических проектов оцениваются дороже (8-130 долл./т СО2-экв.), чем от проектов по предотвращению выбросов, но ниже, чем от технологических проектов (165-1600 долл./т СО2-экв.). Это связано с более низкими капитальными затратами на закупку необходимого оборудования – 5-50 долл. против 17-800 долл. за 1 т CO2-экв.[10] Примеры технологических проектов – прямое улавливание углерода через специальные установки, а также его утилизация и хранение.

Добровольный рынок характеризуется переизбытком предложения и невысокой ценой на углеродные единицы из-за отсутствия регулирования спроса и предложения. Рис. 2 демонстрирует соотношение использованных углеродных единиц (спроса) на добровольном рынке и выпущенных единиц (предложения), которое в среднем по всем годам составляет 31%.

Рисунок 2. Соотношение спроса и предложения углеродных единиц на добровольном рынке с 2005 г по 2022 г.

Источник: Ecosystem Marketplace. URL: https://data.ecosystemmarketplace.com   и Сlimate Focus // Voluntary Carbon Market 2022 Overview. URL: https://climatefocus.com/publications/2022-overview-voluntary-carbon-market-dashboard/

В 2021 г. образовался избыток предложения углеродных единиц, преимущественно от менее качественных проектов по предотвращению выбросов. В итоге в 2022 г. компании приобрели всего 155 млн кредитов из-за опасений репутационного риска, связанного с покупкой низкокачественных кредитов, что на 4% меньше, чем в 2021 г. Напротив, Предложение кредитов, полученных от проектов по предотвращению выбросов, выросло всего на 2%. Предложение кредитов от "сохранения лесов от вырубки" (REDD+) сократилось на треть с 2021 по 2022 гг. Некоторые компании были обвинены в "зеленом отмывании" после покупки таких углеродных единиц.

Проблема избытка предложения на добровольном рынке лежит в основе ежегодного прогноза цены на углеродные офсеты компании BloombergNEF. Компания разработала два сценария установления цены на углеродные офсеты. Первый сценарий «добровольного рынка» предполагает, что компаниям разрешено использовать все виды офсетов для выполнения своих обязательств по достижению нулевого уровня выбросов. Второй сценарий «секвестрации парниковых газов» подразумевает, что компаниям разрешено использовать офсеты, которые выпускаются только в результате реализации проектов по секвестрации парниковых газов. [11]

По сценарию «добровольного рынка» цены могут вырасти всего до 12 долл. за т в 2030 г. и до 35 долл. за 1 т CO2 в 2050 г., что позволит компаниям использовать дешевые компенсационные меры с сомнительной экологической ценностью для достижения своих целей по декарбонизации. Сценарий «секвестрации парниковых газов» предполагает, что начиная с 2037 г. на рынке будет наблюдаться кратковременный дефицит предложения, поскольку технология прямого улавливания углерода останется дорогостоящей для крупномасштабного строительства. Цены на углеродные кредиты могут резко вырасти и превысить 250 долл. за т.

Таким образом, добровольный рынок на данный момент отделен от регулируемого неунифицированными правилами и требованиями к реализации проектов по сокращению выбросов ПГ. При установлении унифицированных правил и требований для каждого типа проекта, «качественные» углеродные кредиты возможно будут допущены на регулируемый рынок. В этом случае глобализация углеродного рынка получит дополнительный стимул, что может способствовать расширению рынка и поддержанию адекватной цены на углеродные квоты, вовлечению новых участников рынка – стран и компаний, повышению эффективности его функционирования, а в конечном счете ускорению процесса сокращения эмиссии ПГ.  

Глобализация углеродного рынка

Процесс глобализации рынка углеродных офсетов получил новый импульс с началом действия Парижского соглашения в 2020 г., которое заместило Киотский протокол. Ключевым отличием соглашения от протокола стало добровольное установление национально-определяемых вкладов (NDCs) вместо количественных обязательств. Важным изменением стала Статья 6, которая заменила СО и МЧР на два связанных механизма углеродного кредитования, которые закреплены в Статьях 6.2 и 6.4.[12]

Статьей 6.2 Парижского соглашения был учрежден механизм двусторонней или международной торговли Передаваемых на международном уровне результатов предотвращения изменения климата (ITMOs), которые можно использовать при выполнении определенных требований к качеству проекта для выполнения NDCs, в рыночных регулируемых схемах и на добровольных рынках компенсации выбросов.

Генерация ITMOs происходит через заключение двусторонних соглашений между сторонами-участницами Парижского соглашения. Для участия в передаче ITMOs страны должны выполнить определенные требования в отношении отчетности, мониторинга и учета.

Статья 6.4 предполагает создание глобальной площадки генерации углеродных кредитов, надзор и регулирование которого будет осуществлять «Наблюдательный орган по статье 6.4», который относится к структуре ООН и начнет работать с 2024 г. Перед выдачей углеродных кредитов проект должен быть верифицирован как национальным органом, так и Наблюдательным органом ООН. Углеродные кредиты по статье 6.4 (A6.4ERs) выдаются специально созданным централизованным механизмом РКИК ООН.

Разница между механизмами Статьи 6.2 и 6.4 заключается в способе управления генерацией и передачей углеродных единиц: управление механизмом ITMOs реализуется децентрализовано через заключение двусторонних соглашений, а в механизме A6.4ERs централизованное управление осуществляется Наблюдательным органом в структуре ООН. Также из-за того, что механизм Статьи 6.4 предполагает значительный приток предложения углеродных единиц в отличие от ITMOs, вероятно, что 2% A6.4ERs будут аннулированы, а 5% будут переданы в Адаптационный Фонд, созданный в рамках Киотского протокола.

Современная структура углеродного рынка после внедрения нововведений Парижского соглашения пока формируется (рис.3), а новые механизмы еще не начали работать. На последних двух конференциях сторон Парижского соглашения (COP26 в 2021 г. и COP27 в 2022 г.) проводилась детальная разработка и обсуждались различные аспекты функционирования данных механизмов.

Рисунок 3. Структура углеродного рынка
Источник: составлено авторами.

В связи с отсутствием утверждения механизма статьи 6 Парижского соглашения в ближайшие годы закупка единиц снижения выбросов странами-участницами в других странах на государственном уровне пока не планируется. Государства намерены развивать национальные системы торговли квотами для решения внутренних экономических, геополитических и экологических задач, включая углеродную нейтральность на своей территории. Исключение составляют немногочислен­ные небольшие богатые страны (в частности, Швейцария и Норвегия), готовые ради престижа профинансировать климатический и общественно значимый гуманитарный проект в другой стране и купить полученные в ходе его реализации единицы.[13]

Формирующаяся модель глобального углеродного рынка предполагает определенное слияние регулируемого и добровольного рынков через попытку унифицировать правила и принципы реализации проектов по сокращению выбросов и регламентировать возможность зачета таких углеродных единиц для выполнения национальных обязательств по Парижскому соглашению. Необходимыми условиями слияния являются устранение внутринациональных ограничений к международной торговле этими единицами и приведение независимыми организациями (Verra, Gold Standard) своих методологий, реестров и правил механизма углеродного кредитования в соответствие со Статьей 6 для обеспечения доступа их углеродных кредитов на регулируемый рынок. В частности, рассматривается возможность внедрения механизма «Соответствующей корректировки» на добровольном рынке, чтобы избежать двойного учета углеродных кредитов. Например, Gold Standard уже объявил, что позволит выдавать кредиты, авторизованные в соответствии со Статьей 6, и совершать сделки через свой реестр.[14]

Другим направлением глобализации углеродного рынка является создание отраслевых углеродных рынков. В 2016 г. представители авиационной отрасли, на которую приходится более 2% глобальных выбросов CO2, во главе с международной организацией гражданской авиации (ИКАО) запустили систему компенсации и сокращения выбросов углерода (CORSIA) с целью достижения углеродной нейтральности отрасли. Схема реализуется в три этапа: пилотный (2021-2023 гг.), первый (2024-2026 гг.) и второй этап (2027-2035 гг.). На первых двух этапах (2021-2026 гг.) участие в программе является добровольным. CORSIA разрешает использовать углеродные кредиты, выпущенные не позже 1 января 2016 г. из шести реестров: американских American Carbon Registry (ACR) и Climate Action Reserve (CAR) китайского China GHG Voluntary Emission Reduction Program, Механизма чистого развития и двух независимых реестров Gold Standard и Verified Carbon Standard (VCS).[15] Схема предполагает обязательный контроль выбросов ПГ для компаний, выполняющих международные рейсы из стран-членов ИКАО. Помимо реализации механизма компенсации выбросов, CORSIA стала платформой для международной кооперации компаний авиационной отрасли и организаций, осуществляющих углеродное кредитование.

Подобный механизм перспективен для отраслей, которые могут стать наиболее уязвимыми к ужесточению углеродного регулирования: нефтепереработка, металлургия и химическая отрасль. Например, когда в 2021 г. в результате начала новой торговой фазы в СТВ ЕС с более жесткими правилами углеродного регулирования цены на углеродные квоты выросли до 100 долл./т CO2-экв., конкурентоспособность европейских производителей снизилась из-за дополнительной налоговой нагрузки на отрасли, подпадающие под регулирование. Это заставило правительство ЕС разработать трансграничный углеродный налог, который предусматривает дополнительные финансовые расходы импортеров товаров в ЕС и может привести к глобальному ускорению инфляции.

Еще одним возможным направлением глобализации углеродного рынка является постепенное слияние регулируемых рынков. Преимуществами слияния СТВ является рост предложения квот и разделение рисков при снижении уровня выпускаемых квот. Основными ограничениями к объединению СТВ являются различие целей по сокращению выбросов, а также геополитические проблемы. Так, в связи с практическим отсутствием препятствий к объединению в 2020 г. швейцарская СТВ была объединена с СТВ ЕС. Напротив, гипотетическое объединение европейской СТВ с формирующей российской системой сталкивается с серьезными препятствиями из-за геополитической напряженности между участниками, а также из-за разных подходов к оценке сокращения выбросов: с т. зр. России, снижение эмиссии ПГ должно учитывать их поглощение лесами, тогда как страны ЕС признают поглощающую способность лесов незначительной.[16]

Результаты исследования

Необходимость глобализации углеродного рынка связана с ужесточением углеродного регулирования и прогнозируемым ростом цены на углеродные квоты. Исследование доказывает, что перспективным направлением установления оптимальной цены на углеродные квоты является его глобализация через унификацию механизмов углеродного кредитования, объединение систем торговли выбросами и создание международных отраслевых углеродных рынков подобно CORSIA.

Унификация правил и требований углеродного кредитования может обеспечить доступ качественных углеродных единиц на регулируемый рынок для снижения цены на углеродные квоты и уменьшения избытка предложения на добровольном рынке. Данное направление активно разрабатывается в рамках Статьи 6 Парижского соглашения по созданию Глобального углеродного рынка. Основными препятствиями к глобализации рынка углеродного кредитования являются существующие внутринациональные ограничения к международной торговле углеродными офсетами и сложности в унификации требований к качеству проектов, реализуемых по разным стандартам.

Глобализация рынка углеродного кредитования в рамках наиболее уязвимых к углеродному регулированию отраслей может помочь компаниям, попадающим под жесткое национальное углеродное регулирование, не снижать свою конкурентоспособность на международном рынке. Кроме того, внедрение отраслевых механизмов кредитования может способствовать созданию дополнительных возможностей для международного сотрудничества в рамках отрасли. Вместе с тем под подобное регулирование, вероятно, будет охватывать лишь ряд наиболее уязвимых отраслей, что ограничивает возможности этого направления глобализации.

Объединение национальных СТВ представляется возможным лишь при снижении геополитической напряженности, а также наличии аналогичных национальных целей и политики по сокращению выбросов ПГ, подобно швейцарской и европейской СТВ.

Заключение

Таким образом, в перспективе для решения проблемы резкого роста цены на квоты углеродный рынок может постепенно выйти на глобальный уровень при условии преодоления ряда ограничений:

  1. устранение внутринациональных ограничений для международной торговли углеродными офсетами, а также унификация правил и требований к качеству климатических проектов для свободного допуска углеродных кредитов на регулируемый рынок;
  2. выделение наиболее уязвимых к углеродному регулированию отраслей для расширения отраслевых рынков углеродного кредитования;
  3. объединение систем торговли квотами на региональном уровне.

Список литературы

  1. Киотский протокол РКИК ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/kyoto.shtml (дата обращения:18.01.2023)
  2. Парижское соглашение РКИК ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/application/pdf/paris_agreement_russian_.pdf (дата обращения: 02.02.2023)
  3. Пискулова Н. А. Киотский протокол: возможности для России. – М.: МГИМО, WWF России, 2006. 88 с.
  4. Шварц Е.А., Кокорин А.О., Птичников А.В., Кренке А.Н.  Трансграничное углеродное регулирование и леса России: от ожиданий и мифов к реализации интересов Экономическая политика. 2022. Т. 17. № 5. С. 54–77.
  5. IEA // World Energy Outlook 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://iea.blob.core.windows.net/assets/830fe099-5530-48f2-a7c1-11f35d510983/WorldEnergyOutlook2022.pdf (дата обращения: 02.02.2023)
  6. International Carbon Action partnership. Emissions trading worldwide, status report 2023. URL: https://icapcarbonaction.com/system/files/document/ICAP%20Emissions%20Trading%20Worldwide%202023%20Status%20Report_0.pdf (дата обращения 16.04.2023)
  7. Ecosystem Marketplace. URL: https://data.ecosystemmarketplace.com (дата обращения: 02.02.2023)
  8. The Oxford Institute for Energy Studies // Article 6 and Voluntary Carbon Market. [Электронный ресурс]. URL: https://a9w7k6q9.stackpathcdn.com/wpcms/wp-content/uploads/2022/05/Insight-114-Article-6-and-Voluntary-Carbon-Markets.pdf (дата обращения: 02.02.2023)
  9. The World Bank // State and Trends of Carbon Pricing 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/37455 (дата обращения: 02.02.2023)
  10. Abatable // Carbon credits prices in the voluntary carbon market. [Электронный ресурс]. URL: https://www.abatable.com/blog/carbon-credits-pricing (дата обращения: 02.02.2023)
  11. BloombegNEF // Carbon Offset Market Could Reach $1 Trillion With Right Rules. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://about.bnef.com/blog/carbon-offset-market-could-reach-1-trillion-with-right-rules/ (дата обращения: 31.01.2023)
  12. Carbon Action Tracker // European Union. URL: https://climateactiontracker.org/countries/eu/ (дата обращения: 18.04.2023)
  13. Climateworks Foundation // 2050 priorities for climate action: Carbon dioxide removals is a necessary complement to deep decarbonization. [Электронный ресурс]. URL:  https://www.climateworks.org/blog/carbon-dioxide-removal/ (дата обращения: 02.02.2023)
  14. Сlimate Focus // Voluntary Carbon Market 2022 Overview. URL: https://climatefocus.com/publications/2022-overview-voluntary-carbon-market-dashboard/ (дата обращения: 04.05.2023)
  15. International Carbon Action Partnership // ICAP Allowance Price Explorer. [Электронный ресурс]. URL: https://icapcarbonaction.com/en/ets-prices (дата обращения: 02.02.2023)
  16. International Transaction Log under the Kyoto Protocol of UNFCCC. [Электронный ресурс]. URL: https://unfccc.int/process/the-kyoto-protocol/registry-systems/international-transaction-log (дата обращения: 02.02.2023)
  17. ICAO // CORSIA. [Электронный ресурс]. URL: https://www.icao.int/environmental-protection/CORSIA/Pages/default.aspx (дата обращения: 02.02.2023)
  18. Research and Markets. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchandmarkets.com/reports/5774731/global-carbon-credit-market-analysis-traded?utm_source=GNE&utm_medium=PressRelease&utm_code=jjtbr5&utm_campaign=1842099+-+Global+Carbon+Credit+Market+2023%3a+Sector+to+Reach+%242.68+Trillion+by+2028+at+a+CAGR+of+18.23%25&utm_exec=jamu273prd (дата обращения 21.04.2023)
  19. Reuters // Global carbon market value hit record $909 bln last year. [Электронный ресурс]. URL: https://www.reuters.com/business/sustainable-business/global-carbon-markets-value-hit-record-909-bln-last-year-2023-02-07/ (дата обращения: 21.04.2023)
 

[1] Пискулова Н. А. Киотский протокол: возможности для России. – М.: МГИМО, WWF России, 2006. 88 с.

[2] International Carbon Action partnership. Emissions trading worldwide, status report 2023. [Электронный ресурс].   URL: https://icapcarbonaction.com/system/files/document/ICAP%20Emissions%20Trading%20Worldwide%202023%20Status%20Report_0.pdf (дата обращения 16.04.2023)

[3] Reuters // Global carbon market value hit record $909 bln last year. [Электронный ресурс].  URL: https://www.reuters.com/business/sustainable-business/global-carbon-markets-value-hit-record-909-bln-last-year-2023-02-07/ (дата обращения: 21.04.2023)

[4] The World Bank // State and Trends of Carbon Pricing. [Электронный ресурс]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/37455

[5] International Carbon Action Partnership // ICAP Allowance Price Explorer. [Электронный ресурс]. URL: https://icapcarbonaction.com/en/ets-prices (дата обращения: 02.02.2023)

[6] IEA // World Energy Outlook 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://iea.blob.core.windows.net/assets/830fe099-5530-48f2-a7c1-11f35d510983/WorldEnergyOutlook2022.pdf (дата обращения: 02.02.2023)

[7] UNFCC // International Transaction Log under the Kyoto Protocol. [Электронный ресурс]. URL: https://unfccc.int/process/the-kyoto-protocol/registry-systems/international-transaction-log (дата обращения: 02.02.2023)

[8] Research and Markets. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchandmarkets.com/reports/5774731/global-carbon-credit-market-analysis-traded (дата обращения 21.04.2023)

[9] Abatable // Carbon credits prices in the voluntary carbon market. [Электронный ресурс]. URL:  https://www.abatable.com/blog/carbon-credits-pricing (дата обращения: 02.02.2023)

[10] Climateworks Foundation // 2050 priorities for climate action: Carbon dioxide removals is a necessary complement to deep decarbonization. [Электронный ресурс]. URL:  https://www.climateworks.org/blog/carbon-dioxide-removal/ (дата обращения: 02.02.2023)

[11] BloombegNEF // Carbon Offset Market Could Reach $1 Trillion With Right Rules. 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://about.bnef.com/blog/carbon-offset-market-could-reach-1-trillion-with-right-rules/

[12] Парижское соглашение РКИК ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/application/pdf/paris_agreement_russian_.pdf (дата обращения: 02.02.2023)

[13] Шварц Е.А., Кокорин А.О., Птичников А.В., Кренке А.Н. Трансграничное углеродное регулирование и леса России: от ожиданий и мифов к реализации интересов Экономическая политика. 2022. Т. 17. № 5. С. 54–77.

[14] The Oxford Institute for Energy Studies // Article 6 and Voluntary Carbon Market. [Электронный ресурс]. URL: https://a9w7k6q9.stackpathcdn.com/wpcms/wp-content/uploads/2022/05/Insight-114-Article-6-and-Voluntary-Carbon-Markets.pdf (дата обращения: 02.02.2023)

[15] ICAO // CORSIA. [Электронный ресурс]. URL: https://www.icao.int/environmental-protection/CORSIA/Pages/default.aspx (дата обращения: 02.02.2023)

[16] Carbon Action Tracker // European Union. URL: https://climateactiontracker.org/countries/eu/ (дата обращения: 18.04.2023)