«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России    |   
ISSN: 2713-0983

Санкционный режим в отношении России: вызовы и возможности для стран ЕАЭС

Пак Е.В., к.э.н., доц., МГИМО

Сорокина Е.Д., студент, МГИМО

Абдуллаева З.Р., студент, МГИМО

Целью статьи является выявление и комплексное изучение проблем и перспектив экономического характера для других стран ЕАЭС в условиях действующего санкционного режима в отношении России. Соответствующий анализ проведён по следующим направлениям: внешняя и взаимная торговля, редомициляция российского бизнеса и релокация граждан России в страны Союза. Выявлено, что экономические санкции в отношении России несут как риски для экономики стран-участниц ЕАЭС (например, в части «вторичных санкций», ускорения темпов инфляции и роста конкуренции на рынке труда стран Союза), так и новые возможности (например, развитие производственной кооперации, редомициляция иностранных и российских компаний, релокация граждан России, а также операции по схеме параллельного импорта).

Ключевые слова: ЕАЭС, экономические санкции, параллельный импорт, редомициляция, релокация, трансграничные переводы

E.Pak, E.Sorokina, Z.Abdullayeva. Ideals and Realities of the Sanctions Regime Against Russia: Case of the EAEU

Abstract: Today sanctions regimes have become an important tool for regulating modern international economic relations and a significant factor in the development of the economies of "target countries". Special economic measures imposed by the West on Russia after February 2022 have a considerable impact not only on Russia, but also on its partners in the Eurasian Economic Union (EAEU). The purpose of this article is to identify and comprehensively examine the problems and prospects of the economic nature of the other EAEU countries under the current sanctions regime against Russia. The relevant analysis is conducted in the following areas: mutual trade, redomicilation of Russian businesses and relocation of Russian citizens to other EAEU countries. It is revealed that economic sanctions against Russia carry both risks for the economies of EAEU member states (e.g., in terms of "secondary sanctions", acceleration of inflation and increased competition in the labour market of the Union countries) and new opportunities (e.g., redomicilation of foreign and Russian companies, relocation of Russian citizens, as well as operations under the parallel import scheme).

Keywords: EAEU, economic sanctions, parallel imports, business redomicilation, relocation, cross-border transfers of individuals

Введение

Проблематика экономических санкций, в т.ч. института «вторичных санкций» (или «санкций за неисполнение санкций») и сопустствующих рестрикций, достаточно широко представлена как в отечественной[1], так и иностранной[2] научной литературе.

Широкий спектр ограничительных мер, введённых в отношении России в 2022-2023 гг., повлиял на её партнёров по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), что вызвало определённую трансформацию процессов евразийской интеграции. Помимо плановых задач, обозначенных в рамках «Стратегии 2025», перед участниками интеграционного объединения возник ряд принципиально новых задач, призванных нивелировать негативные эффекты, вызванные санкционным давлением. Среди таковых можно выделить развитие производственной кооперации, переориентацию торговых потоков, использование альтернативных механизмов внешнеторговых расчётов, изменение логистики внешней торговли России.[3]

Решение данных задач не только влечёт за собой серьёзные издержки, но также и открывает «окно возможностей» для стран-членов ЕАЭС в контексте адаптации их экономики к санкционному режиму стран Запада в отношении России. Представляется, что в рамках ЕАЭС в 2022 г. наиболее полно такая адаптация была заметна во взаимной торговле стран объединения, а также редомициляции бизнеса и релокации физических лиц из России в другие страны Союза.

Изменение динамики и структуры внешней торговли стран ЕАЭС

Затронувшие внешнюю торговлю России санкции можно условно разделить на 3 группы: финансовые санкции, ограничения в области логистики и меры внешнеторгового регулирования. Если влияние финансовых санкций было снижено посредством перехода на Систему передачи финансовых сообщений (СПФС), то эффект от логистических и внешнеторговых ограничений возможно нивелировать только в долгосрочной перспективе, поэтому именно они представляют наибольшую угрозу.[4]

Политика импортозамещения, проводимая в России, имела определённый успех в отраслях первичного сектора экономики и некоторых отраслях вторичного сектора, однако её возможности по части самообеспечения продукцией с высокой добавленной стоимостью ограничены. Определённые отрасли российской экономики сохраняют высокую зависимость от импорта, поэтому в контексте существующего (а в ряде случаев усиливающегося) экспортного контроля со стороны экспортёров, возникает необходимость замещения «выпадающего» импорта.[5] В связи с этим, ввиду действующих ограничений, Россия взяла курс на развитие альтернативных торговых и транспортных направлений. Важную роль в этом процессе сыграли страны-партнёры России по ЕАЭС.

Стоит отметить, что в сложившейся ситуации страны ЕАЭС с одной стороны подвергаются негативному воздействию «эффекта домино», с другой стороны получают новые возможности (главным образом, перспективы расширения и углубления торгового сотрудничества, а также извлечения выгоды от использования механизма параллельного импорта).

Примером трудностей вследствие действия антироссийских санкций является запрет транзита через территорию России санкционных товаров, что значительно увеличивает транспортные издержки при импорте товаров из ЕС в Казахстан и Кыргызстан.[6]

Однако, при этом, на фоне отказа западных партнёров импортировать российские энергоресурсы, Казахстан предложил поставлять свою нефть как альтернативу российской, в результате чего казахстанский экспорт по Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК) вырос на 50,6%.[7]

Что касается торгового сотрудничества, то страны ЕАЭС в 2022 г. продемонстрировали определённый уровень резистентности к торговым ограничениям. Взаимная торговля ЕАЭС выросла на 10,3% в сравнении с прошлым годом.[8] Вместе с тем стоит принимать во внимание, что прирост товарооборота в стоимостном выражении был обусловлен, в т.ч. удорожанием внешнеторгового контракта (минимум на 12-15%)[9] ввиду усложнения логистики импортных поставок.

Содействие стран-членов ЕАЭС в замещении «выпадающего» импорта в некоторой степени способно облегчить положение России, принося при этом значительные выгоды экономике этих стран. Однако не все члены Союза получили такого рода возможности.

Так, в 2022 г., вводимые в отношении России санкции, зеркально применялись коллективным Западом и к Беларуси, что, безусловно, негативно сказалось на экономике страны (темп прироста ВВП в 2022 г. составил -4,7%[10]). Внешнеторговые ограничения привели к потере 1/3 доходов от экспорта, что составило 18% ВВП в 2021 г.[11] Тем не менее, сложившаяся ситуация послужила причиной усиления производственной кооперации России и Беларуси (увеличение белорусского экспорта в Россию в 1,4 раза[12]). Особенно стоит отметить увеличение экспорта продукции машиностроения (+30%), что, с одной стороны, позволило Беларуси компенсировать потери от ограничений на экспорт в Европу, с другой – помогло России заместить импорт из недружественных стран и способствовало развитию промышленного и технологического суверенитета стран.

Анализ динамики индекса интенсивности внутриотраслевой торговли по наиболее торгуемым товарным позициям продукции машиностроения (табл.1) позволяет сделать вывод о большом потенциале промышленной кооперации Беларуси и России. Индекс Грубеля-Ллойда практически равен единице по некоторым товарным группам (например, по товарным позициям 8544, 8703 индекс составляет 0,96 и 0,94 соответственно), что демонстрирует усиление технологической самодостаточности стран.

Таблица 1

Динамика индекса Грубеля-Ллойда для пары Россия-Беларусь по наиболее торгуемым товарным позициям в рамках укрупнённой товарной группы 84-90 за 2017-2022 гг.

2017

2018

2019

2020

2021

2022*

Среднегодовые темпы прироста (%)

Холодильники, морозильники (8418)

0,57

0,67

0,66

0,63

0,72

0,73

5,88

Провода изолированные, кабели (8544)

0,73

0,95

0,94

0,91

0,86

0,94

4,29

Автомобили легковые (8703)

0,22

0,29

0,39

0,71

0,95

0,96

44,69

Моторные транспортные средства для перевозки грузов (8704)

0,10

0,15

0,17

0,32

0,20

0,30

18,43

Части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701-8705 (8708)

0,64

0,72

0,69

0,74

0,77

0,79

4,58

*прогноз

Источник: составлено авторами на основе данных ITC. Trade Map. URL: http://www.trademap.org

Дальнейшее углубление интеграции в части достижения промышленного и технологического суверенитета возможно в перспективе за счёт увеличения объёмов российских инвестиций в промышленность Беларуси (особенно в станкостроительную отрасль) в рамках интеграционной программы №20 Союзного Государства от 04.11.2021.[13] Так, прямые инвестиции России в Беларусь в I полугодии 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. выросли в 1,9 раза[14]

В свою очередь, Армения, Казахстан и Кыргызстан нарастили импорт из западных стран. Проанализировав динамику темпов прироста экспорта ЕС и Великобритании (рис.1), выявлен существенный прирост экспорта в вышеобозначенные страны в 2022 г. (вплоть до 560,14% у Кыргызстана) при значительном снижении экспорта в Россию (49,73%).

Рис.1. Динамика темпов прироста экспорта стран ЕС и Великобритании в страны-участники ЕАЭС, среднемесячное значение за период 2017-2019 гг. = 100, (%)

Источник: составлено авторами на основе данных UN Comtrade Database. URL: http://comtrade.un.org/

В абсолютном выражении наибольший соответствующий прирост импорта за 10 месяцев 2022 г. наблюдается у Казахстана – 2,59 млрд долл. (табл.2).

Таблица 2

 Динамика экспорта из стран ЕС и Великобритании в страны-участники ЕАЭС, (млн долл.)

Среднее значение за 2017-2021 гг. (янв.-окт.)*

2022 г.

(янв.-окт.)

Абсолютный прирост

Армения

744,5

1 475,5

731

Беларусь

6 524,3

5 353,7

-1 170,6

Казахстан

5 732,6

8 321,8

2 589

Кыргызстан

273,8

761,1

487,3

Россия

84 628,4

54 368,8

-30 259,6

Источник: составлено авторами на основе данных UN Comtrade Database. URL: http://comtrade.un.org/

Экспорт ЕС в Армению, Казахстан, Кыргызстан увеличился в 1,98, 1,45 и 2,78 раз соответственно, маловероятно, что это произошло за счёт роста потребления в этих странах. Это позволяет авторам утверждать, что выявленный рост, скорее всего, – результат активизации поставок по схеме параллельного импорта.[15]

Наиболее существенный прирост экспорта наблюдается по товарным позициям в рамках укрупнённой товарной группы ТН ВЭД «машины, оборудование и транспортные средства» (84-90). Общий прирост экспорта ЕС в Казахстан по товарным позициям 8471, 8517, 8703, 8708[16] составил 655,29 млн долл. (рис.2).

Рис.2. Экспорт товарных позиций 8471, 8517, 8703, 8708 из стран ЕС и Великобритании в Казахстан за 2022 г. (янв.-окт.) и среднее значение за 2017-2021 гг. (янв.-окт.), (тыс. долл.)

Источник: составлено авторами на основе данных UN Comtrade Database. URL: http://comtrade.un.org/

Указанные товарные позиции были внесены в 4-ый пакет санкций ЕС[17] в марте и стали завозиться в Россию по схеме параллельного импорта, начиная с мая 2022 г.

Ещё одним подтверждением того, что вышеобозначенный прирост экспорта ЕС вызван намерениями стран ЕАЭС «заместить» выпавший импорт России, являются сдвиги в товарной структуре их экспорта в Россию. Эти изменения можно рассмотреть на примере структуры казахстанского экспорта в Россию (рис. 3).

Рис.3. Товарная структура экспорта Республики Казахстан в Российскую Федерацию за 2021-2022 гг., (%)

Источник: составлено авторами на основе данных Бюро национальной статистики Казахстана. URL: https://stat.gov.kz/

Как видно из рисунка 3, произошло видимое снижение экспорта сырьевой продукции и рост экспорта химической промышленности (с 13 до 22%) и продукции машиностроения (с 7 до 24%). Именно в этих отраслях импорт России существенно «просел» в 2022 г. (снижение импорта продукции укрупнённых товарных групп ТН ВЭД 84, 85, 87[18] – 13,1%, 19,1%, 41,5% соответственно, несмотря на использование механизма параллельного импорта).[19]

Использование механизма параллельного импорта подразумевает повышение цен на импортируемые товары для России и увеличение прибыли от связанных с этим механизмом операций для стран ЕАЭС. Удорожание товара происходит, например, за счёт двойной уплаты НДС. Так, при первичной таможенной очистке в Казахстане – 12% и при ввозе в Россию – 20%, при этом осуществить возврат НДС, уплаченного в Казахстане крайне проблематично.[20]

Однако, несмотря на выгоды от поставок продукции по схеме параллельного импорта, партнёры России по интеграционному объединению с большой осторожностью воспринимают данную возможность, ввиду опасения попадания под «вторичные санкции». 24 февраля 2023 г. США ввели запрет на экспорт американских технологий в Россию, в т.ч. через третьи страны. Нарушающие экспортный контроль посредники могут быть подвергнуты уголовному преследованию.[21]

Помимо прочего, в сложившейся ситуации возникают новые изъятия на внутреннем рынке ЕАЭС, ввиду принимаемых Россией контрсанкционных мер. Среди таких изъятий можно выделить ограничения вывоза за пределы территории Российской Федерации определённых товарных позиций, большая часть которых – продукция машиностроения. Исключение составляют лишь указанные в Постановлении Правительства РФ от 09.03.2022 №312 товары, происходящие с территории Российской Федерации, с поправкой на то, что они должны сопровождаться сертификатом о происхождении товара.[22]

Показательно, что Казахстан, ввиду своей зависимости от импорта машин, оборудования и транспортных средств (доля в импорте – 40,7% в 2021 г.),[23] испытывает острую нехватку продукции, попавшей под данное ограничение. Товарооборот, нереализованный ввиду действия обозначенных ограничительных мер России, оценивается в 212 млн долл.[24]

Эффект от редомициляции российского бизнеса и релокации граждан России в страны ЕАЭС

Санкционное давление в той или иной мере затронуло все хозяйствующие субъекты России, и бизнес не стал исключением. Ввиду действия обширного спектра санкций условия на некоторых рынках были восприняты рядом российских и иностранных компаний как неблагоприятные, возникли репутационные риски, что послужило толчком к процессам редомициляции российского бизнеса и релокации граждан России в страны ЕАЭС.

Президент Казахстана К.-Ж. Токаев поручил всячески содействовать редомициляции компаний, покинувших Россию. Были сформированы специальные рабочие группы, целью которых стало создание комфортных условий для перехода на казахстанский рынок.[25] Заинтересованность Казахстана в приходе на свой рынок новых компаний обусловлена желанием привлечь новые инвестиции, которые создали бы эффект мультипликатора и вызвали бы рост ВВП. Так, количество предприятий с российским участием, зарегистрированных в Казахстане в 2022 г., увеличилось в 1,64 раза (рис.4).

Рисунок 4. Количество зарегистрированных и действующих предприятий с российским участием в Республике Казахстан за 2022 г., (единиц)

Источник: составлено авторами на основе данных Бюро национальной статистики Казахстана. URL: https://stat.gov.kz/

В Армении, число российских компаний (как прямое следствие процесса редомициляции) за 8 месяцев 2022 г. увеличилось на 2,8 тыс., при том, что до 2022 г. было зарегистрировано всего 2,2 тыс. таких предприятий.[26] В Кыргызстане количество предприятий с российским капиталом возросло с 224 до 546 ед.[27]

Представляется, что приход новых компаний в страны ЕАЭС означает для них увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет и появление новых рабочих мест, что оказывает позитивное влияние на экономику этих стран.

Частичная мобилизация, объявленная 21 сентября 2022 г., стала причиной релокации россиян (т.е. релокация физических лиц) в соседние страны. В этом году в Армению въехало 842 793, в Казахстан – 2 692 533, в Кыргызстан – 446 574 россиян.[28] Наиболее частой целью визита стал туризм. В итоге в Армении с 21 сентября осталось 40 тыс. россиян,[29] в Казахстане – около 100 тыс.[30]

Выбор стран ЕАЭС в качестве места релокации россиян можно объяснить наличием у этих стран ряда преимуществ. Во-первых, возможность свободного въезда и длительного пребывания без оформления резидентства в странах ЕАЭС делает эти страны наиболее привлекательными для переезда. Однако, в январе 2023 г. Казахстан отменил режим визаран и ограничил пребывание иностранных граждан (в т.ч. граждан России) на своей территории 90 календарными днями в течение каждого периода в 180 календарных дней.[31] Во-вторых, действующий национальный режим налогообложения физических лиц одного государства-члена, работающих на территории другого государства-члена, позволяет россиянам уплачивать НДФЛ в стране найма, в том же размере, что и её налоговые резиденты.[32] При релокации в другие страны граждане России сталкиваются с проблемой двойного налогообложения. В-третьих, важным фактором для российских релокантов является относительная схожесть культур и отсутствие языкового барьера.

Релокация оказала ощутимое влияние на экономику принимающих стран, ввиду сопутствующего ей процесса перевода денежных средств россиян в банки стран назначения. Прирост трансграничных переводов в Армению в 2022 г. составил 315%, в Казахстан – 399% по отношению к 2021 г. (рис.5).

Рисунок 5. Объём трансграничных переводов физических лиц из России в Армению, Казахстан, Кыргызстан за 2018-2022 гг., (млн долл.)

Источник: составлено авторами на основе данных официальных сайтов национальных банков Армении, Казахстана, Кыргызстана.

Переезд россиян в страны-члены ЕАЭС и значительные объёмы денежных переводов способствовали укреплению экономики этих стран. В Армении темпы роста ВВП составили 14,2%, что превзошло все прогнозы. Армянская национальная валюта (драм) стала самой «сильной» в 2022 г., подорожав по отношению к доллару на 22%.[33] В свою очередь, ВВП Кыргызстана вырос на 7%, а Казахстана – на 3,1%.[34] Таким образом, Армения и Кыргызстан оказались в большем выигрыше ввиду небольшого размера их экономики и ориентированности на сектор услуг, в котором наблюдался значительный прирост человеческого капитала за счёт релоцировавшихся россиян (в Армении – 27,1%).[35]

Однако побочным эффектом роста объёмов денежных переводов стала растущая инфляция. Темпы прироста индекса потребительских цен (ИПЦ) составили 8,3%, 20,3% и 14,8% для Армении, Казахстана и Кыргызстана соответственно.[36] Рост цен был особенно ощутим на рынке недвижимости ввиду резко возросшего спроса на жильё.

Помимо прочего, в Казахстане по мере приезда большого количества россиян возник феномен ценовой дискриминации: цены для нерезидентов на некоторые услуги, (например, на медицинское обслуживание) стали выше на 30-100%.[37] Таким образом, редомициляция и релокация создали новые возможности для извлечения выгоды принимающими странами.

Однако, следует отметить, что экономический рост исследуемых стран, который повлекли за собой редомициляция и релокация – краткосрочное явление, возникшее ввиду значительного притока финансового и человеческого капитала в эти страны. Представляется, что положительные эффекты от миграции будут сокращаться в течение 2023 г., и рост экономик в отмеченных странах замедлится.[38]

Среди негативных последствий редомициляции и переезда россиян для стран ЕАЭС можно выделить рост конкуренции на рынке труда этих стран. Особенно ярко эта тенденция проявлялась в сфере услуг, в частности в IT-секторе. Российские специалисты продемонстрировали более высокий уровень компетенций, что снизило шансы трудоустройства соискателей граждан принимающих стран.

Заключение

Выявлено, что в условиях действующего в отношении России санкционного режима происходит трансформация евразийских интеграционных процессов, в ходе которой партнёры России по ЕАЭС получают новые возможности (для Беларуси это – развитие промышленной кооперации с Россией и приток новых инвестиций, для Армении, Казахстана, Кыргызстана – выгоды от реализации параллельного импорта, редомициляции российского бизнеса и релокации специалистов из России), но вместе с тем сталкиваются с принципиально новыми трудностями (риск «вторичных санкций», негативные последствия процессов редомициляции и релокации).

Так, потребность России в замещении «выпадающего» импорта открыла для участников Союза перспективы развития технологической и торговой кооперации с целью повышения промышленной самодостаточности. Вместе с тем введение Россией контрсанкционных мер по части ограничения экспорта чувствительной продукции промышленности в страны ЕАЭС негативно сказалось на функционировании общего рынка.

Возможность осуществления операций по схеме параллельного импорта через свою территорию также позволяет странам ЕАЭС увеличить поступления в бюджет, например, за счёт двойной уплаты НДС. Однако риск введения странами Запада «вторичных санкций» за содействие обхода ограничительного режима представляет определённую угрозу для элит и бизнеса партнёров России по ЕАЭС.

В свою очередь, редомициляция компаний из России (как российских, так и иностранных) в страны Союза также увеличила налоговые поступления и улучшила инвестиционный климат в этих странах. Переезд россиян также сопровождался притоком капитала в принимающие страны в виде денежных переводов, что привело к укреплению валют этих стран с одной стороны, и росту инфляции с другой. Одновременно приток высококвалифицированных специалистов в страны релокации стал причиной роста конкуренции на их рынке труда.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в условиях санкционного давления происходит экспорт экономического роста России в страны ЕАЭС[39], однако эта тенденция может иметь краткосрочный характер и сопровождаться определёнными издержками. Тем не менее предпринимаемые Россией шаги (в качестве контрмер западным санкциям) могут способствовать экономическому развитию других стран ЕАЭС: развитие альтернативных торговых направлений и транспортных маршрутов, переориентация торговых потоков на рынки друг друга (на страны ЕАЭС приходится 26,2% нереализованного потенциала российского экспорта несырьевых неэнергетических товаров[40]), а также развитие технологической и промышленной кооперации.

Список литературы

  1. Беларусь почти в полтора раза увеличила экспорт в Россию. Sputnik Беларусь. 23.01.2023. URL: https://sputnik.by/20230123/belarus-pochti-v-poltora-raza-uvelichila-eksport-v-rossiyu-1071478461.html
  2. Винокуров. Е.Ю. [Электронный ресурс] // Макроэкономический обзор ЕАБР. Март 2023. Алматы: Евразийский банк развития. – С. 3-4. URL: https://eabr.org/upload/iblock/7e0/EDB_2023_Monthly-Macroreview_March.pdf
  3. Воловик Н.П. Экономика стран ЕАЭС в условиях антироссийских санкций // Экономическое развитие России. – 2022. – Т. 29. – №. 11. – С. 20-27.
  4. Голубчик А. М., Пак Е. В. Некоторые моменты логистики параллельного импорта в Россию // Российский внешнеэкономический вестник. – 2022. – №.10. – С. 27-37.
  5. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014, ред. от 05.08.2021). Статья 73.Налогообложение доходов физических лиц. Договор о ЕАЭС. Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/0594ec48df0b50d94a1f198acea1c194932ce466/
  6. ЕАБР оценил рост взаимной торговли ЕАЭС за 2022 год на уровне 10,3%. ТАСС. 21.02.2023. URL: https://tass.ru/ekonomika/17101289
  7. Импортозамещение, рост платежей в нацвалютах: как ЕАЭС противостоит санкционному давлению Запада. ЕЭК. 05.05.2022 URL: https://eec.eaeunion.org/news/speech/importozameschenie-rost-platezhej-v-natsvalyutah-kak-eaes-protivostoit-sanktsionnomu-davleniyu-zapada/
  8. Казахстан ужесточил правила въезда и пребывания иностранцев, в том числе россиян. Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5773317
  9. Казахстане остаются около ста тысяч россиян, приехавших с конца сентября. РИА Новости. URL: https://ria.ru/20221129/kazakhstan-1834924126.html
  10. Как приток россиян изменил жизнь в Ереване и поднял экономику Армении. РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/04/11/2022/6363dd599a7947466a7db50c
  11. Как приток россиян изменил экономику Казахстана. РБК. 26.11.2023. URL: https://www.rbc.ru/economics/26/11/2022/6380e49c9a79475d927ae9c8
  12. Какие санкции Запад ввел против России в годовщину СВО, и чем они опасны. Российский совет по международным делам. 13.03.2023 URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kakie-sanktsii-zapad-vvel-protiv-rossii-v-godovshchinu-svo-i-chem-oni-opasny/
  13. Макроэкономический обзор ЕАБР. Февраль 2023. [Электронный ресурс] // ЕАБР. – Алматы, – 2023. URL: https://eabr.org/upload/iblock/203/EDB_2023_Monthly-Macroreview_February-_1_.pdf
  14. Мониторинг взаимных инвестиций ЕАБР-2022. 20.12.2022. // ЕАБР. URL: https://eabr.org/analytics/special-reports/monitoring-vzaimnykh-investitsiy-eabr-2022/
  15. На городском завтраке РСМД обсудили перспективы развития ЕАЭС. РСМД. Российский совет по международным делам. 02.03.2023 URL: https://russiancouncil.ru/news/na-gorodskom-zavtrake-rsmd-obsudili-perspektivy-razvitiya-eaes/
  16. Об итогах восьмого ежегодного экономического исследования Евразийского экспертного клуба Армении. НИИРК. URL: https://nicrus.ru/analytics/ob-itogah/
  17. Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 №312 "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации". 09.03.2022. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203100025
  18.  Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19.04.2022 №1532 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия». Официальный интернет-портал правовой информации. 06.05.2022 URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202205060001
  19. Пылин А. Г. Трансформация постсоветской евразийской интеграции в условиях санкций: возможности и риски // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2022. – №.6. – С. 127-141.
  20. Развитие ЕАЭС 2022+: стратегические задачи и требования времени. Российский совет по международным делам. 27.02.2023. URL: https://russiancouncil.ru/papers/EAEU-Report84.pdf
  21. Российские компании продолжают релокацию в Центральную Азию. Газета Курсив. 14.11.2022. URL: https://kz.kursiv.media/2022-09-22/rossijskie-kompanii-prodolzhajut-relokaciju-v-centralnuju-aziju/
  22. Спартак А. Н. Переход к новому мировому экономическому порядку: этапы, ключевые черты, вызовы и решения для России // Российский внешнеэкономический вестник. – 2022. – №.7. – С. 7-29.
  23. Станкостроительная отрасль Беларуси по итогам 2022 года показала рост объемов производства – почти 127 процентов. Интернет-портал СНГ. 27.01.2023. URL: https://e-cis.info/news/567/106408/
  24. Тимофеев И.Н. «Санкции за нарушение санкций»: принудительные меры Министерства финансов США против финансового сектора // Полис. Политические исследования. – 2020. – №6. – С.73-90. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.06.06
  25. Тимофеев И.Н. Политика санкций в меняющемся мире: теоретическая рефликсия // Полис. Политические исследования. – 2023. – №2. – С.103-119. https://doi.org/10.17976/jpps/2023.02.08
  26. Токаев поручил создать условия для релокации ушедших из России зарубежных компаний. ТАСС. 14.07.2022. URL: https://tass.ru/ekonomika/15210981
  27. Ушкалова Д. И. Внешняя торговля России в условиях санкционного давления // Журнал Новой экономической ассоциации. – 2022. – №3. – С. 218-225.
  28. Федеральная таможенная служба России. Внешняя торговля Российской Федерации. 13.03.2023. ФТС РФ URL: https://customs.gov.ru/press/federal/document/385906
  29. By Bloomberg news // Russia’s War Turns Neighboring Currencies Into World’s Best. 21.12.2022. Bloomberg. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-12-21/putin-s-war-made-his-neighbors-currencies-the-best-in-the-world?srnd=premium-europe
  30. Demertzis M. et al. How Have Sanctions Impacted Russia?. – Bruegel, 2022. URL: https://www.bruegel.org/policy-brief/how-have-sanctions-impacted-russia
  31. EUR-Lex Access to European Union Law. Council Regulation (EU) 2022/428 of 15 March 2022 amending Regulation (EU) No 833/2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine. 15.03.2022. URL: https://eur-lex.europa.eu/legalcontent/EN/TXT/?uri=uriserv%3AOJ.LI.2022.087.01.0013.01.ENG&toc=OJ%3AL%3A2022%3A087I%3ATOC
  32. Hufbauer, G.C., Jung, E. Economic Sanctions in the Twenty-First Century. In Peter A.G. (Eds.) Research Handbook on Economic Sanctions. Cheltenham: Edward Elgar Publishing Limited, 2021. – P. 26-43. https://doi.org/10.4337/9781839102721.00008
  33. Hufbauer, G.C., Jung, E. What’s New in Economic Sanctions? // European Economic Review. – 2020 – Vol.130 – 103572. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0014292120302026?via%3Dihub
  34. Libman A., Obydenkova A., Davtyan E. How the War Affects the Eurasian Economic Union // Russian Analytical Digest (RAD). – 2022. – Т. 287.
  35. Pak E. Economic System and Policy of Kazakhstan. In Alexander Bulatov and Egor Pak. (Eds.) Handbook of Eurasian Political Economy. Moscow: Aspect Press Ltd., 2022. – P. 27-42.
 

[1] Тимофеев И.Н. Политика санкций в меняющемся мире: теоретическая рефликсия // Полис. Политические исследования. – 2023. – №2. – С.103-119. https://doi.org/10.17976/jpps/2023.02.08; Тимофеев И.Н. «Санкции за нарушение санкций»: принудительные меры Министерства финансов США против финансового сектора // Полис. Политические исследования. – 2020. – №6. – С.73-90. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.06.06;

[2] Hufbauer, G.C., Jung, E. Economic Sanctions in the Twenty-First Century. In Peter A.G. (Eds.) Research Handbook on Economic Sanctions. Cheltenham: Edward Elgar Publishing Limited, 2021. – P. 26-43.    https://doi.org/10.4337/9781839102721.00008; Hufbauer, G.C., Jung, E. What’s New in Economic Sanctions? // European Economic Review. – 2020 – Vol.130 – 103572. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0014292120302026?via%3Dihub

[3] Импортозамещение, рост платежей в нацвалютах: как ЕАЭС противостоит санкционному давлению Запада // ЕЭК. 05.05.2022 URL: https://eec.eaeunion.org/news/speech/importozameschenie-rost-platezhej-v-natsvalyutah-kak-eaes-protivostoit-sanktsionnomu-davleniyu-zapada/

[4] Ушкалова Д. И. Внешняя торговля России в условиях санкционного давления // Журнал Новой экономической ассоциации. – 2022. – №.3. – С. 218-225.

[5] Demertzis M. et al. How Have Sanctions Impacted Russia? – Bruegel, 2022. URL: https://www.bruegel.org/policy-brief/how-have-sanctions-impacted-russia

[6] Libman A., Obydenkova A., Davtyan E. How the War Affects the Eurasian Economic Union // Russian Analytical Digest (RAD). – 2022. – Т. 287.

[7] Пылин А.Г. Трансформация постсоветской евразийской интеграции в условиях санкций: возможности и риски // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2022. – №.6. – С. 127-141.

[8] ЕАБР оценил рост взаимной торговли ЕАЭС за 2022 год на уровне 10,3%. 21.02.2023. URL: https://tass.ru/ekonomika/17101289

[9] Голубчик А.М., Пак Е.В. Некоторые моменты логистики параллельного импорта в Россию //Российский внешнеэкономический вестник. – 2022. – №.10. – С. 27-37.

[10] Макроэкономический обзор ЕАБР. Февраль 2023. ЕАБР. – Алматы, – 2023. URL: https://eabr.org/upload/iblock/203/EDB_2023_Monthly-Macroreview_February-_1_.pdf

[11] Воловик Н.П. Экономика стран ЕАЭС в условиях антироссийских санкций //Экономическое развитие России. – 2022. – Т. 29. – №.11. – С. 20-27.

[12] Беларусь почти в полтора раза увеличила экспорт в Россию. Sputnik Беларусь. 23.01.2023. URL: https://sputnik.by/20230123/belarus-pochti-v-poltora-raza-uvelichila-eksport-v-rossiyu-1071478461.html

[13] Станкостроительная отрасль Беларуси по итогам 2022 года показала рост объемов производства — почти 127 процентов. Интернет-портал СНГ. 27.01.2023. URL: https://e-cis.info/news/567/106408/

[14]Мониторинг взаимных инвестиций ЕАБР – 2022. 20.12.2022. ЕАБР. URL: https://eabr.org/analytics/special-reports/monitoring-vzaimnykh-investitsiy-eabr-2022/

[15] Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19.04.2022 № 1532 "Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия". 06.05.2022 URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202205060001

[16] 8471 – вычислительные машины и их блоки, 8517 – аппараты телефонные, 8703 – автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, 8708 – части и принадлежности моторных транспортных средств товарных позиций 8701 – 8705.

[17] Council Regulation (EU) 2022/428 of 15 March 2022 Amending Regulation (EU) No 833/2014 Concerning Restrictive Measures in View of Russia's Actions Destabilising the Situation in Ukraine. 15.03.2022. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv%3AOJ.LI.2022.087.01.0013.01.ENG&toc=OJ%3AL%3A2022%3A087I%3ATOC

[18] 84 – реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части, 85 – электрические машины и оборудование, их части, 87 – средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности.

[19] Внешняя торговля Российской Федерации. 13.03.2023. ФТС РФ URL: https://customs.gov.ru/press/federal/document/385906

[20] Голубчик А.М., Пак Е.В. Некоторые моменты логистики параллельного импорта в Россию // Российский внешнеэкономический вестник. – 2022. – №.10. – С. 27-37.

[21] Какие санкции Запад ввел против России в годовщину СВО, и чем они опасны. 13.03.2023 URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kakie-sanktsii-zapad-vvel-protiv-rossii-v-godovshchinu-svo-i-chem-oni-opasny/

[22] Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 312 "О введении на временной основе разрешительного порядка вывоза отдельных видов товаров за пределы территории Российской Федерации". 09.03.2022. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203100025

[23] Pak E. Economic System and Policy of Kazakhstan. In Alexander Bulatov and Egor Pak (Eds.) Handbook of Eurasian Political Economy. Moscow: Aspect Press Ltd., 2022.– P. 27.

[24] На городском завтраке РСМД обсудили перспективы развития ЕАЭС. РСМД. 02.03.2023 URL: https://russiancouncil.ru/news/na-gorodskom-zavtrake-rsmd-obsudili-perspektivy-razvitiya-eaes/

[25] Токаев поручил создать условия для релокации ушедших из России зарубежных компаний. 14.07.2022. ТАСС URL: https://tass.ru/ekonomika/15210981

[26] Развитие ЕАЭС 2022+: стратегические задачи и требования времени. Российский совет по международным делам. 27.02.2023. URL: https://russiancouncil.ru/papers/EAEU-Report84.pdf

[27] Российские компании продолжают релокацию в Центральную Азию. 14.11.2022. Курсив. URL: https://kz.kursiv.media/2022-09-22/rossijskie-kompanii-prodolzhajut-relokaciju-v-centralnuju-aziju/

[28] ЕМИСС Росстат. URL: https://www.fedstat.ru/

[29] Как приток россиян изменил жизнь в Ереване и поднял экономику Армении. РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/04/11/2022/6363dd599a7947466a7db50c

[30] В Казахстане остаются около ста тысяч россиян, приехавших с конца сентября. РИА Новости. URL: https://ria.ru/20221129/kazakhstan-1834924126.html

[31] Казахстан ужесточил правила въезда и пребывания иностранцев, в том числе россиян. Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5773317

[32] Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014, ред. от 05.08.2021). Статья 73.Налогообложение доходов физических лиц. Договор о ЕАЭС // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/0594ec48df0b50d94a1f198acea1c194932ce466/

[33] Russia’s War Turns Neighboring Currencies Into World’s Best. 21.12.2022. Bloomberg. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2022-12-21/putin-s-war-made-his-neighbors-currencies-the-best-in-the-world?srnd=premium-europe

[34] Макроэкономический обзор ЕАБР. Февраль 2023. ЕАБР. – Алматы, – 2023. URL: https://eabr.org/upload/iblock/203/EDB_2023_Monthly-Macroreview_February-_1_.pdf

[35] Об итогах восьмого ежегодного экономического исследования Евразийского экспертного клуба Армении. НИИРК. URL: https://nicrus.ru/analytics/ob-itogah/

[36] Макроэкономический обзор ЕАБР. Февраль 2023. ЕАБР. – Алматы, – 2023. URL: https://eabr.org/upload/iblock/203/EDB_2023_Monthly-Macroreview_February-_1_.pdf

[37] Как приток россиян изменил экономику Казахстана. РБК. 26.11.2023. URL: https://www.rbc.ru/economics/26/11/2022/6380e49c9a79475d927ae9c8

[38] Е.Ю. Винокуров. Макроэкономический обзор ЕАБР. Март 2023. Алматы: Евразийский банк развития. – С. 3-4. URL: https://eabr.org/upload/iblock/7e0/EDB_2023_Monthly-Macroreview_March.pdf

[39] Развитие ЕАЭС 2022+: стратегические задачи и требования времени. Российский совет по международным делам. 27.02.2023. URL: https://russiancouncil.ru/papers/EAEU-Report84.pdf

[40] Спартак А. Н. Переход к новому мировому экономическому порядку: этапы, ключевые черты, вызовы и решения для России // Российский внешнеэкономический вестник. – 2022. – №. 7. – С. 7-29.