О мерах поддержки компаний малого и среднего бизнеса стран ЕС с учетом устойчивого развития
Карева А.О., асп. МГИМО
Статья посвящена исследованию мер поддержки малого и среднего бизнеса в странах ЕС в контексте необходимости достижения устойчивого развития. Для этого проанализированы место компаний МСП в экономических, социальных и экологических аспектах устойчивого развития, позиции стран ЕС-27 с точки зрения реализации ЦУР ООН, а также современные меры поддержки компаний МСП в ЕС в контексте устойчивого развития. Сделаны выводы, что компании микро-, малого и среднего бизнеса способны вносить вклад в достижение устойчивого развития, страны-члены ЕС взяли на себя обязательства по достижению устойчивого развития и занимают высокие позиции с точки зрения реализации ЦУР ООН, в настоящее время при разработке мер поддержки компаний МСП страны ЕС учитывают необходимость их вовлечения в достижение устойчивого развития, причем особое внимание уделяется экологическим аспектам. Опыт стран ЕС показывает, что используются такие меры поддержки МСП, как финансовая поддержка с элементом гранта, налоговые льготы, консультационные и технические меры, а также специальные онлайн инструменты.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, устойчивое развитие, ЦУР ООН, меры поддержки
Alexandra Kareva. On small and medium companies support measures of EU countries taking into account sustainable development
Abstract: The article is devoted to the analysis of small and medium business support measures in EU countries amid the necessity to achieve sustainable development. The article analyses the place of small and medium enterprises in economic, social and environmental aspects of sustainability, outlines the position of EU-27 countries in achieving UN SDGs and examines current SME support measures in EU against the backdrop of sustainable development. The conclusions are made the micro, small and medium companies could contribute to achieving sustainable development, EU counties have committed to achieving sustainable development and have high ranks in SDGs realisation, currently EU countries while creating SME support measures take into account the necessity to involve them in achieving sustainable development, special attention is paid to environmental aspects. The EU countries experience shows that such measures as financial support with grant element, tax exemptions, consultant and technical support and special online tools are used.
Keywords: small and medium enterprises, sustainable development, UN SDGs, support measures
В настоящее время развитию сегмента малого и среднего бизнеса уделяется все больше внимания как на национальном, так и на международном уровне. Это связано со значительным весом компаний малого и среднего предпринимательства (МСП) в экономике: согласно статистическим данным ООН[1], в среднем по миру на микро-, малые и средние компании приходится 90% всех компаний, от 60% до 70% занятости и 50% ВВП. Кроме того, компаниям данного сегмента отводится все более значимая роль в решении глобальных задач, в том числе и задачи по достижению устойчивого развития.
Значимость МСП для национальной экономики объясняет большое внимание ученых к исследованию таких вопросов, как динамика развития сегмента малого и среднего бизнеса и эффективность применяемых мер поддержки МСП (Antonova, Barinova, Gromov, et al., 2020), также анализируются экспортные возможности компаний малого и среднего бизнеса с учетом новых тенденций, включая развитие мер поддержки в сфере электронной торговли (Morozenkova, 2021). Однако вопросы определения роли МСП в достижении устойчивого развития в контексте реализации Целей в области устойчивого развития (ЦУР) ООН[2], прогресса стран в их достижении и мер государственной политики по поддержке МСП с учетом устойчивого развития не столь широко проанализированы (Kolmar, Sakharov, 2019).
Целью статьи является исследование современных мер поддержки малого и среднего бизнеса в странах ЕС в контексте необходимости достижения устойчивого развития. Для этого проанализированы место компаний МСП в экономических, социальных и экологических аспектах устойчивого развития, позиции стран ЕС-27 с точки зрения реализации ЦУР, а также актуальные меры поддержки компаний МСП в ЕС с учетом устойчивого развития.
Участие компаний МСП в достижении устойчивого развития
Развитие сегмента малого и среднего бизнеса может способствовать достижению Целей в области устойчивого развития ООН. Триединый подход к концепции устойчивого развития подразумевает взаимосвязь трех составляющих: экономической, социальной и экологической (Starikova, 2022). Существуют различные подходы к отнесению ЦУР ООН к той или иной группе составляющих устойчивого развития. В данном исследовании условно ЦУР 1, 2, 3, 4, 5, 10, 16 и 17 отнесены к социальным аспектам устойчивого развития, ЦУР 7, 8, 9, 11 и 12 – к экономическим аспектам устойчивого развития, а ЦУР 6, 13, 14 и 15 – к экологическим аспектам устойчивого развития, что позволяет показать, как развитие микро-, малого и среднего бизнеса способствует достижению устойчивого развития.
Политика по развитию сегмента малого и среднего бизнеса может являться частью реализации социальной политики государства, поскольку компании МСП создают рабочие места, обеспечивая занятость населения, таким образом способствуя снижению уровня нищеты и бедности, увеличению благосостояния граждан. Это, в свою очередь, приводит к формированию сильного среднего класса, который является основой стабильности государства, снижает социальную напряженность в стране.
С точки зрения экономических аспектов устойчивого развития компании МСП создают добавленную стоимость, обеспечивая занятость, формируют платежеспособный спрос, который вносит вклад в экономический рост. Компании МСП способны быстро реагировать на динамику спроса, изменение предпочтений потребителей и лучше удовлетворять их потребности. Кроме того, компании МСП благодаря своим гибким бизнес-моделям способны вносить вклад в инновационное развитие (OECD, 2019), поскольку на фоне уменьшения капиталоемкости инноваций могут принимать участие в разработке новых товаров, услуг и технологий. Так, в Европе на МСП приходится около 20% патентов в сферах, связанных с биотехнологиями.
Роль компаний МСП в экологических аспектах устойчивого развития также велика. Во-первых, компании МСП вносят значительный вклад в совокупные загрязнения окружающей среды. Согласно статистике Европейского Союза (European Commission, 2022), несмотря на низкий средний уровень выбросов СО2 одной компанией МСП – на уровне 67 тонн (против 20 тыс. тонн крупной компании), в совокупности компании МСП образуют 63% всех выбросов СО2. Согласно данным ОЭСР (Koirala, 2019), компании МСП создают до 70% промышленных загрязнений в Европе. Во-вторых, компании МСП все более активно встраиваются в глобальные цепочки создания стоимости, в рамках которых отслеживается вклад в выбросы на каждом этапе. Особенно это касается косвенной эмиссии Scope 3[3], включающей эмиссию поставщиков и конечных потребителей. Данные Климатического хаба МСП[4] свидетельствуют о том, что около 50% компаний МСП рассчитывают свой уровень выбросов, а 60% компаний разработали планы по снижению углеродного воздействия.
Несмотря на наличие факторов, стимулирующих участие компаний МСП в достижении устойчивого развития, таких как рост доверия к ним потребителей, потенциальные возможности по расширению бизнеса, снижение издержек, например, путем внедрения ресурсосберегающих технологий, возможности выхода на зарубежные рынки и участия в производственных цепочках наряду с крупными компаниями, сдерживающие факторы, к которым можно отнести недостаток ресурсов, включая финансовые, временные, навыки, мощности, а также высокий уровень неопределенности перспектив и недостаточный доступ к информации, предопределяют необходимость разработки специальных мер поддержки компаний малого и среднего бизнеса. Так, например, для стимулирования реализации экологических аспектов устойчивого развития целесообразно разрабатывать дополнительные меры поддержки МСП, которые позволяют выявить приоритетные направления действий компании МСП в сфере защиты окружающей среды и изменения климата, а также подразумевают более льготные условия ведения бизнеса для компаний, предпринимающих соответствующие действия в сфере экономики замкнутого цикла, переработки отходов, внедрения ресурсоэффективных технологий, снижения уровня выбросов, поскольку на начальных этапах данные меры зачастую связаны с несением дополнительных издержек.
Позиции стран-членов ЕС в достижении устойчивого развития
В последние годы активно развивается инструментарий отслеживания динамики прогресса стран в достижении устойчивого развития. Одним из таких инструментов, который позволяет отследить прогресс стран, определить приоритетные направления действий, а также выявить ключевые трудности, является Индекс ЦУР, рассчитываемый в рамках Отчетов по устойчивому развитию[5], издаваемых ежегодно с 2015г. под авторством Дж. Сакса, Г. Лафортюна, К. Кролла, Г. Фюллера и др. Общий Индекс ЦУР и значения показателей по отдельным целям отражают долю от оптимальных показателей страны (Sachs, Lafortune, Kroll, et al., 2022).
Анализ статистики индекса ЦУР 2022г. показывает, что страны ЕС-27 занимают лидирующие места по прогрессу в достижении Целей в области устойчивого развития ООН с общим индексом около 80, опережая совокупный показатель стран-членов ОЭСР. Лидером рейтинга является Финляндия (1 место из 163, индекс ЦУР 86,5), наиболее низкий рейтинг среди стран-членов ЕС у Кипра (43 место из 163, индекс ЦУР 74,2).
Рис. 1. ЦУР, по которым у стран ЕС-27 остаются проблемы, 2022г.
Примечание: к экономическим отнесены ЦУР 7, 8, 9, 11 и 12, к социальным – ЦУР 1, 2, 3, 4, 5, 10, 16 и 17, к экологическим – ЦУР 6, 13, 14 и 15.
Источник: составлен автором на основании данных Sustainable Development Report 2022.
Анализ прогресса стран-членов ЕС в достижении ЦУР ООН, используя показатели Отчета по устойчивому развитию 2022г., показывает, что наибольшие проблемы наблюдаются с достижением ЦУР 2, связанной с ликвидацией голода, в социальном блоке, ЦУР 12, связанной с ответственным потреблением и производством, в экономическом блоке и ЦУР 13, относящейся к борьбе с изменением климата, в экологическом блоке: по ним у всех 27 стран-членов ЕС остаются значительные проблемы (significant challenges) или ключевые проблемы (major challenges).
Другой показатель, который позволяет сделать вывод об устойчивости развития страны или региона – это соотношение биоемкости и экологического следа, рассчитываемые организацией Global Footprint Network[6]. Биоемкость отражает[7] производительность экологических активов, в то время как экологический след – экологические активы, необходимые для производства потребляемых природных ресурсов и поглощения отходов. Положительная разница между ними означает резерв биоемкости, отрицательная – экологический дефицит.
Рис. 2. Биоемкость, экологический след и экологический резерв / дефицит стран ЕС-27 и мира в целом в 2018г., глобальных гектар на человека
Источник: составлен автором на основании данных Global Footprint Network.
Лишь у четырех из 27 стран ЕС (Финляндии, Швеции, Латвии и Эстонии) в 2018г. наблюдался экологический резерв, то есть превышение биоемкости над экологическим следом, в то время как у остальных стран-членов ЕС-27 был экологический дефицит, который может объясняться импортом биоемкости путем торговли, ликвидацией национальных экологических активов или выбросами СО2 в атмосферу.
Необходимость достижения устойчивого развития может сопровождаться принятием мер поддержки, направленных на те субъекты, которые способствуют реализации задач, поставленных в рамках ЦУР.
Поддержка МСП с учетом устойчивого развития в ЕС
В ЕС традиционно большое внимание уделяется развитию сегмента МСП, однако в последние годы при разработке мер поддержки МСП наблюдается все больше внимания к достижению устойчивого развития.
Во-первых, место компаний МСП в достижении устойчивого развития фиксируется в документах стратегического характера, принимаемых на наднациональном уровне в ЕС, как, например, Зеленый план действий для МСП (Green Action Plan for SMEs, 2014)[8], направленный на создание новых бизнес возможностей на фоне необходимости защищать окружающую среду и на улучшение ресурсоэффективности европейских МСП, поддержку зеленого предпринимательства, использование возможностей более зеленых цепочек создания стоимости, упрощение доступа к рынкам для зеленых МСП, а также План действий в сфере экономики замкнутого цикла[9], который является частью Зеленой сделки и предлагает инициативы по всему жизненному циклу продуктов, вводит меры, которые на уровне ЕС приносят положительный результат, в том числе в компаниях МСП. Новая стратегия развития МСП в ЕС одновременно учитывает задачи в сфере цифровизации и устойчивого развития[10] и базируется на трех основах: 1) наращивание потенциала и поддержка при переходе к устойчивости и цифровизации; 2) снижение регуляторной нагрузки и улучшение доступа к рынку; 3) улучшение доступа к финансированию.
Во-вторых, на национальном уровне в странах ЕС в стратегиях устойчивого развития наблюдаются отдельные положения, посвященные компаниям МСП, а в стратегиях развития сегмента МСП уделяется внимание устойчивому развитию. Так, например, в стратегии развития МСП Германии[11] предусмотрены положения не только по снижению административной нагрузки, улучшению доступа к финансированию, развитию предпринимательства, но и по развитию человеческого капитала сотрудников, меры в сфере климатической политики, а также по поддержке МСП в сфере инноваций и цифровизации. Стратегия устойчивого развития Германии[12] также содержит информацию о мерах поддержки МСП, которые могут способствовать достижению устойчивого развития. В Ирландии в плане по развитию малого и среднего бизнеса и предпринимательства[13] также помимо разделов по развитию предпринимательства, интернационализации, производительности и конкурентоспособности компаний присутствуют положения по проблемам и возможностям для сегмента МСП со стороны изменения климата, цифровизации.
В-третьих, характер мер поддержки, доступных для компаний МСП в странах ЕС, свидетельствует об обширном комплексе мер для компаний, которые стремятся внедрять устойчивые практики в свою деятельность.
Анализ статистических данных по государственной поддержке в странах ЕС-27 за период с 2000 по 2021гг.[14] показывает, что в целом наблюдается тенденция к росту стоимостной оценки государственной поддержки в текущих ценах, с 57 млрд евро в 2000г. до 135 млрд евро в 2019г., 320 млрд евро в 2020г. (в 2020г. резкий рост поддержки объясняется введением дополнительных мер для борьбы с негативными последствиями пандемии коронавируса) и 335 млрд евро в 2021г. Ключевыми направлениями государственной поддержки в 2021г. являлись борьба с серьезными нарушениями в экономике (191 млрд евро, 57,0% совокупного объема поддержки) и защита окружающей среды, включая энергосбережение (69 млрд евро, 20,5%). На развитие МСП, включая рисковый капитал в 2021г. было направлено 4 млрд евро, или 1,1% от совокупного объема поддержки. В абсолютных величинах в текущих ценах наибольшую поддержку на развитие МСП, включая рисковый капитал, в 2021г. направили Италия (1,2 млрд евро), Германия (1,1 млрд евро), Франция (0,4 млрд евро), в то время как относительно ВВП наибольшая доля расходов по данному направлению наблюдалась у Мальты (0,11% ВВП), Греции, Италии и Португалии (по 0,07% ВВП). Вес поддержки, направляемой на защиту окружающей среды, в общем объеме поддержки в странах ЕС-27 показывает значительный рост: с 9,7% в 2000г. до 54,3% в 2019г., 23,1% в 2020г. и 20,5% в 2021г. Доля мер, относящихся к развитию МСП, напротив, снизилась с 9,1% в 2000г. до 2,0% в 2019г., 0,9% в 2020г. и 1,1% в 2021г. Тем не менее, можно предположить, что специализированные меры поддержки, например, относящиеся к исследованиям и разработкам, защите окружающей среды, региональному развитию, в том числе доступны и для компаний сегмента МСП, поэтому поддержка МСП, вероятно, более обширная.
Поддержке развития компаний МСП уделяется значительное внимание и при разработке национальных планов стран ЕС по восстановлению экономики после пандемии (Recovery and Resilience Facility), которые включают инвестиции и реформы для зеленого и цифрового перехода. Согласно анализу ЕС от января 2022г.[15], когда было доступно 22 плана, в 19 планах на компании МСП напрямую распространяются инвестиции и реформы в рамках блока «Разумный, устойчивый и инклюзивный рост» в размере 44 млрд евро, что составляет 10% от всех расходов планов на восстановление экономики. Кроме того, если учесть все меры 22 планов, распространяющиеся на компании МСП, включая программы в сфере исследований и разработок в зеленой и цифровой сферах, финансовые инструменты для всех компаний, реформы бизнес среды, которые окажут влияние на все компании и др., то сумма вырастет до 109 млрд евро, 24% от всех расходов. В страновом разрезе наибольшие расходы в абсолютном выражении на инвестиции и реформы в сфере МСП в рамках совокупного объема по ЕС-27 44 млрд евро направляют Италия (16,4 млрд евро), Франция (8,3 млрд евро), Испания (6,8 млрд евро), Греция (6,1 млрд евро), Португалия (2,5 млрд евро), Румыния (2,2 млрд евро). Наибольшая доля расходов на поддержку компаний МСП в общей оценочной стоимости расходов страны-члена ЕС наблюдается во Франции (20,3%), Греции (19,7%), Португалии (14,8%), Ирландии (11,1%), Испании (9,8%), Хорватии (9,1%).
Статистика по доле компаний МСП стран ЕС-27, которые получали государственную поддержку в сфере ресурсоэффективности и производства зеленых товаров в 2021г.[16], показывает, что в среднем по ЕС-27 почти половина (46%) компаний получают государственную поддержку в сфере ресурсоэффективности, наиболее высоким данный показатель является у Венгрии, Ирландии и Люксембурга; в среднем по ЕС-27 почти треть (29%) компаний получают государственную поддержку в сфере производства зеленых товаров, причем наибольший показатель характерен для Люксембурга, Латвии, Болгарии, Ирландии и Португалии.
Анализ опыта стран ЕС по поддержке компаний МСП с учетом необходимости достижения устойчивого развития показывает, что активно используются следующие инструменты.
Во-первых, финансовая помощь с элементом гранта для реализации проекта компании МСП, способствующего достижению устойчивого развития. Например, в Венгрии «Программа зеленых национальных чемпионов», которая была запущена в 2020г., направлена на поддержку промышленных МСП с высоким потенциалом роста в сфере зеленой экономики, которые в перспективе могут вырасти в венгерские ТНК. Компании, отвечающие установленным критериям, включая ресурсоэффективность, проведение оценки климатических рисков, использование энергии из возобновляемых источников при производстве, могут получить сертификат «Зеленого национального чемпиона», что является необходимым условием для участия в конкурсе на получение финансовой поддержки на развитие, соответствующее данным критериям, в размере 20-400 млн форинтов с ограничением на долю поддержки в 50%. По итогам программы 2020г.[17] была оказана поддержка 41 компании на сумму 9,2 млрд форинтов. Фаза 2021г. предусматривает финансирование в размере 30 млрд форинтов для предоставления грантов в размере от 20 до 1500 млн форинтов на компанию (1 евро соответствует 373 форинтам на 28.04.2023).
Во-вторых, налоговые льготы для компаний МСП, предпринимающих действия в сфере устойчивого развития. В Словении предусмотрена[18] налоговая льгота для МСП в форме снижения налоговой базы в размере 40% от величины инвестиций в цифровую трансформацию и зеленый переход, включая инвестиции в технологии, связанные с защитой окружающей среды, более чистый и дешевый общественный и частный транспорт, декарбонизацию энергетического сектора, энергоэффективность зданий, внедрение других стандартов для достижения климатической нейтральности.
В-третьих, консультационная и техническая поддержка, позволяющая компании восполнить нехватку знаний и навыков в сфере устойчивого развития. Так, в Ирландии, в рамках программы ГринПлюс[19], направленной на формирование у сотрудников компании необходимых компетенций для внедрения в компании практик, улучшающих состояние окружающей среды, и повышения эффективности, предусмотрено финансирование в форме гранта до 50 тыс. евро, который покрывает 50% издержек проекта, к которым можно отнести привлечение внешних услуг по образованию персонала в размере до 900 евро в день, возмещение части зарплаты до 10 сотрудников, занятых в реализации зеленого проекта в компании, в течение до 100 дней в размере до 200 евро в день. В Нидерландах программа субсидий по повышению устойчивости компаний МСП[20] предусматривает возможность получить финансовую помощь на оплату услуг консультанта в сфере энергосбережения и устойчивого развития и на финансирование поддержки консультантом компании МСП при реализации его рекомендаций, при этом компания МСП берет на себя обязательства по воплощению рекомендаций консультанта.
Наконец, онлайн-инструменты для компаний МСП в сфере устойчивого развития. Например, получил распространение инструмент по оценке углеродного следа компании на основании небольшого набора вводных данных о деятельности компании. Так, в Дании инструмент Климатический компас[21] позволяет компаниям оценить их уровень выбросов парниковых газов и, используя руководство, разработать климатическую стратегию.
Выводы
Таким образом, проделанный анализ позволяет сделать ряд выводов:
- Компании малого и среднего бизнеса в связи со своим местом в социально-экономическом развитии, а также особенностями бизнес-моделей имеют возможность способствовать реализации экономической, социальной и экологической составляющих устойчивого развития.
- Наличие сдерживающих факторов участия компаний МСП в достижении устойчивого развития, включая нехватку ресурсов, недостаточную информированность и высокую степень неопределенности, предопределяет важность разработки специальных мер поддержки.
- Страны ЕС-27 занимают лидирующие позиции по достижению ЦУР ООН, согласно данным Отчета по устойчивому развитию, однако у них наблюдаются значительные трудности в достижении ЦУР, связанных с ликвидацией голода, ответственным производством и потреблением, борьбой с изменением климата. Кроме того, у большинства стран ЕС наблюдается экологический дефицит, связанный с превышением потребностей в экологических активах над фактически доступной в стране производительностью экологических активов.
- В связи с тем, что страны ЕС взяли на себя обязательства по достижению устойчивого развития, при проведении политики по поддержке МСП также уделяется внимание аспектам устойчивого развития, что проявляется в документах стратегического характера на наднациональном уровне, в национальных стратегиях развития малого бизнеса и устойчивого развития, в структуре разрабатываемых мер поддержки.
- Исследование мер поддержки компаний МСП в странах ЕС-27, направленных на достижение устойчивого развития, показывает, что используются такие меры, как финансовая поддержка проектов в сфере устойчивого развития с элементом гранта, налоговые льготы для компаний, предпринимающих действия в сфере повышения устойчивости. Консультационная и техническая поддержка компаний МСП, направленная на приобретение необходимых знаний и навыков сотрудников в сфере устойчивого развития, может дополнять онлайн-инструментарий, позволяющий компаниям МСП самостоятельно оценить проблемные области своей деятельности и разрабатывать стратегию по переходу к устойчивому развитию.
Список литературы
- Antonova, M.P, Barinova, V.A., Gromov, V.V., et al. (2020). Development of small and medium entrepreneurship in the context of realisation of the national project. Moscow, Publishing house ‘Delo’ RANEPA. (In Russian).
- European Commission, Directorate-General for Internal Market, Industry, Entrepreneurship and SMEs. (2022). SMEs, green markets and resource efficiency: report. Publications Office of the European Union. https://data.europa.eu/doi/10.2873/490067.
- Koirala, S. (2019). SMEs: Key drivers of green and inclusive growth. OECD Green Growth Papers, No. 2019/03. Paris: OECD Publishing. https://doi.org/10.1787/8a51fc0c-en.
- Kolmar O., Sakharov A. (2019). Prospects of Implementation of the UN SDG in Russia. International Organisations Research Journal, vol. 14, no 1, pp. 189–206. (In English). https://doi.org/10.17323/1996-7845-2019-01-11.
- Morozenkova, O.V. (2021). New Opportunities for the Growth of Russian Export-Oriented Small and Medium-Sized Businesses. Russian Foreign Economic Journal, 6, 7-22. (In Russian).
- OECD. (2019). Strengthening SMEs and Entrepreneurship for Productivity and Inclusive Growth: OECD 2018 Ministerial Conference on SMEs. OECD Studies on SMEs and Entrepreneurship. Paris: OECD Publishing. https://doi.org/10.1787/c19b6f97-en.
- Sachs, J., Lafortune, G., Kroll, C., et al. (2022). From Crisis to Sustainable Development: the SDGs as Roadmap to 2030 and Beyond. Sustainable Development Report 2022. Cambridge: Cambridge University Press. https://doi.org/10.1017/9781009210058.
- Starikova, E.A. (2022). Ustoichivoye razvitiye v menyaushchemsya mire. Rol gosudarstva i biznesa [Sustainable development in the changing world. Role of state and business]. Moscow, KnoRus. (In Russian).
[1] Micro-, Small and Medium-sized Enterprises Day, 27 June. United Nations. URL: https://www.un.org/en/observances/micro-small-medium-businesses-day (дата обращения: 22.04.2023)
[2] Resolution adopted by the General Assembly on 25 September 2015. 70/1. Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. General Assembly, United Nations. 21 October 2015. URL: https://www.un.org/en/development/desa/population/migration/generalassembly/docs/globalcompact/A_RES_70_1_E.pdf (дата обращения: 15.04.2023).
[3] What is the difference between Scope 1, 2 and 3 emissions, and what are companies doing to cut all three? World Economic Forum. URL: https://www.weforum.org/agenda/2022/09/scope-emissions-climate-greenhouse-business/ (дата обращения: 26.04.2023)
[4] New data reveals two-thirds of surveyed small businesses concerned over navigating climate action. SME Climate Hub. February 23, 2022. URL: https://smeclimatehub.org/new-survey-reveals-small-business-barriers-climate-action/ (дата обращения: 26.04.2023)
[5] Sustainable Development Report. Sustainable Development Solutions Network. URL: https://www.sdgindex.org (дата обращения: 22.04.2023)
[6] Global Footprint Network. URL: https://data.footprintnetwork.org/?_ga=2.101102020.491246655.1682327474-456965230.1682327474#/compareCountries?type=EFCpc&cn=all&yr=2018 (дата обращения: 24.04.2023)
[7] Ecological footprint. Global Footprint Network. URL: https://www.footprintnetwork.org/our-work/ecological-footprint/ (дата обращения: 26.04.2023)
[8] Green Action Plan for SMEs: turning environmental challenges into business opportunities. European Commission. Brussels, 2.7.2014. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_14_766 (дата обращения: 25.04.2023)
[9] Circular economy action plan. European Commission. URL: https://environment.ec.europa.eu/strategy/circular-economy-action-plan_en (дата обращения: 23.04.2023)
[10] An SME Strategy for a sustainable and digital Europe. European Commission. Brussels, 10.3.2020. COM(2020) 103 final. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=COM%3A2020%3A103%3AFIN (дата обращения: 25.04.2023)
[11] Valuing SMEs. Strengthening opportunities. Easing the burden. The German SME Strategy. Federal Ministry for Economic Affairs and Energy. URL: https://www.bmwk.de/Redaktion/EN/Publikationen/Mittelstand/german-sme-strategy.pdf?__blob=publicationFile&v=3 (дата обращения: 25.04.2023)
[12] German Sustainable Development Strategy. Update 2021. URL: https://www.bundesregierung.de/resource/blob/974430/1940716/1c63c8739d10011eb116fda1aecb61ca/german-sustainable-development-strategy-en-data.pdf?download=1 (дата обращения: 25.04.2023)
[13] Report of the SME Taskforce: National SME and Entrepreneurship Growth Plan. An Ambitious long-term strategic blueprint for Irish SMEs and entrepreneurs. January 2021. URL: https://enterprise.gov.ie/en/publications/publication-files/sme-taskforce-national-sme-and-entrepreneurship-growth-plan.pdf (дата обращения: 25.04.2023)
[14] State Aid Scoreboard 2022. Aid by main objectives. European Commission. URL: https://webgate.ec.europa.eu/comp/redisstat/databrowser/view/AID_SCB_OBJ/default/table?lang=en&category=AID_SCB_OBJ (дата обращения: 25.04.2023)
[15] Recovery and Resilience Scoreboard. Thematic Analysis. SME Support. January 2022. European Commission. URL: https://ec.europa.eu/economy_finance/recovery-and-resilience-scoreboard/assets/thematic_analysis/3_SME.pdf (дата обращения: 22.04.2023)
[16] SPR Indicators. SME Performance Review 2021/2022. European Commission. URL: https://ec.europa.eu/docsroom/documents/50477 (дата обращения: 18.04.2023)
[17] Hungary. SME-related policy measures adopted, implemented or announced in 2021. European Commission. URL: https://single-market-economy.ec.europa.eu/document/download/19c40f12-4060-435f-80aa-70485b49afff_en?filename=Database%20of%20policy%20measures%202022.zip (дата обращения: 25.04.2023)
[18] EY Tax news, November 2021. Slovenia. URL: https://www.ey.com/en_si/ey-slovenia-tax-alerts/tax-news-november-2021 (дата обращения: 25.04.2023)
[19] GreenPlus. Enterprise Ireland. URL: https://www.enterprise-ireland.com/en/Productivity/Build-a-green-sustainable-Business/GreenPlus/ (дата обращения: 22.04.2023)
[20] Subsidy Scheme Improving Sustainability of SMEs (SVM). Business.gov.nl. URL: https://business.gov.nl/subsidy/improving-sustainability-sme/ (дата обращения: 26.04.2023)
[21] The Climate Compass. State of Green. URL: https://stateofgreen.com/en/solutions/the-climate-compass-climatecompass-dk/ (дата обращения: 26.04.2023)