Новые тенденции в торговле технологиями
Сумин А.В., к.э.н., доц., МГИМО
Международная торговля технологиями, являющаяся одним из ключевых элементов мировой хозяйственной системы, позволяет обеспечивать распространение и эффективное применение инноваций в целях достижения более высокого уровня производительности и, как следствие, устойчивого и самоподдерживающегося экономического роста. Значительная разница в затратах на исследования и разработки между странами–технологическими лидерами и остальными государствами, а также неравномерность инновационной активности в различных регионах мира предполагают создание возможностей для наиболее широкого распространения и доступности технологий в глобальной экономике для всех участников международных экономических отношений.
Технологии участвуют в международной торговле как в материальной форме (воплощенные в высокотехнологичных товарах), так и в нематериальной форме (посредством заключения лицензионных соглашений между участниками из разных стран). При этом международная торговля технологиями реализуется, в основном, в форме высокотехнологичного товарного экспорта.
В целом, за 2012-2019 годы мировой экспорт высокотехнологичной продукции увеличился с 2,21 до 2,85 трлн. долларов США или примерно на 29 %, а общий мировой экспорт товаров за тот же период вырос с 18,6 до 19,1 трлн. долларов США или на 2,6%[i]. Опережающие темпы роста мирового высокотехнологичного экспорта по сравнению с общим мировым экспортом товаров свидетельствуют о повышении доли высокотехнологичных товаров в мировой торговле. Это объясняется преимуществами и прибыльностью операций, которые ТНК получают при формировании глобальных производственных цепочек в высокотехнологичных отраслях. При этом к последним относят авиакосмическую и фармацевтической отрасли, производство точного научного и медицинского оборудования, а также компьютеров, микроэлектроники, средств связи и телекоммуникационного оборудования. Основную же долю среди высокотехнологичной продукции, участвующей в мировой торговле, занимают товары, связанные с информационно-коммуникационными технологиями (компьютеры, электронные компоненты, средства связи и телекоммуникационное оборудование).
В Таблице 1 представлены показатели динамики мирового экспорта высокотехнологичной продукции за последнее десятилетие в странах, сгруппированных в соответствии с уровнем подушевого ВВП.
Таблица 1
Динамика мирового экспорта высокотехнологичной продукции стран с высоким, средним и низким уровнем подушевого ВВП в 2010-2020 гг., млрд долл.
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
|
Страны с высоким уровнем дохода |
1,29 |
1,39 |
1,37 |
1,4 |
1,43 |
1,35 |
1,36 |
1,65 |
1,78 |
1,74 |
1,69 |
Страны со средним и низким уровнем дохода |
н.д. |
н.д. |
0,84 |
0,92 |
0,93 |
0,93 |
0,88 |
1,01 |
1,13 |
1,12 |
н.д. |
Составлено по: The World Bank Data. High-technology exports. URL: https://data.worldbank.org/indicator/TX.VAL.TECH.CD?view=chart
Как следует из данных Таблицы 1, за указанный период экспорт высокотехнологичных товаров обеих групп стран равномерно увеличивался и в среднем вырос на треть. При этом на страны с высоким уровнем дохода приходится около 60% от общего экспорта, а на группу стран со средним и низким уровнем дохода, соответственно, около 40%. Такая пропорция остается неизменной на протяжении всего исследуемого периода.
Вместе с тем, несмотря на стабильность распределения экспортных долей между рассматриваемыми группами стран, анализ показателей крупнейших экспортеров свидетельствует о значительных изменениях, фиксируемых за соответствующий временной период. В Таблице 2 содержаться данные о крупнейших мировых экспортерах высокотехнологичной продукции.
Таблица 2
Страны — лидеры по объему высокотехнологичного экспорта в 2010-2021 гг.
Страна |
Высокотехнологичный экспорт, млрд. долл. |
Изменение за 2010-2021 гг. (%) |
|
2010 |
2021 |
||
Китай |
474,3 |
942,3 |
98 |
Гонконг |
148,2 |
431,6 |
191 |
Германия |
179,6 |
209,7 |
17 |
США |
166,0 |
169,2 |
2 |
Южная Корея* |
132,1 |
164,0 |
24 |
Сингапур |
131,8 |
159,9 |
21 |
Япония |
129,8 |
116,5 |
-10 |
Малайзия |
65,7 |
108,7 |
65 |
Вьетнам* |
6,1 |
101,5 |
1564 |
Нидерланды |
77,5 |
101,2 |
30 |
Весь мир** |
н.д. |
2850,0 |
н.д. |
*данные за 2020 год
** данные за 2019 год
Составлено по: World Bank Data. High-technology exports. URL: https://data.worldbank.org/indicator/TX.VAL.TECH.CD?view=chart
Наибольший прирост высокотехнологичного экспорта наблюдается в развивающихся странах со средним уровнем дохода (Вьетнам, Китай Малайзия), а также в Гонконге, который, являясь развитой экономикой, достиг таких показателей, в основном, за счет реэкспорта китайской продукции. Экспорт высокотехнологичной продукции развитых стран за указанный период увеличивался гораздо меньшими темпами, при этом в Японии отмечается даже снижение этого показателя.
Подобная динамика мировой торговли высокотехнологичными товарами послужила причиной для разработки правительствами развитых стран мер, направленных на выравнивание торговых потоков, а также явилась одним из факторов нарастания противоречий в американо-китайских экономических взаимосвязях. Способы устранения несбалансированности в международной торговле технологиями заключаются в применении тарифных и нетарифных барьеров, проведении промышленной политики для стимулирования размещения высокотехнологичных производств в развитых странах (технологический решоринг), а также в переносе сборочных мощностей из Китая в другие развивающиеся страны.
Практическая реализация этих мер уже привела к определенным сдвигам в международной торговле технологиями. Так, в 2019-2020 годах мировой высокотехнологичный экспорт (см. Таблицу 1) впервые за десятилетие сокращался два года подряд. И если его снижение в 2020 году вызвано пандемией COVID-19, то в 2019 году стали действовать торговые ограничения, введенные США на поставки из Китая. Этому предшествовал доклад Офиса торгового представителя США (Office of the United States Trade Representative), в котором содержался обзор многочисленных нарушений в Китае прав интеллектуальной собственности, а также не соответствующих мировым стандартам практик в области передачи технологий, законодательных и административных процедур, применяемых в стране. Общий вывод доклада заключался в том, что значительный рост китайского высокотехнологичного производственного комплекса в последнее время основан на преимуществах, полученных за счет недобросовестной конкуренции, и необходимо введение мер, направленных на устранение таких нарушений [USTR, 2018]. Как следствие, в 2018-2020 годах были введены тарифные и нетарифные ограничения, охватывающие 549 товарных позиций из Китая на сумму около 300 млрд. долларов, в том числе, на высокотехнологичные потребительские товары (например, смартфоны)[ii]. В дальнейшем некоторые товары были исключены из данного списка, но общая концепция ограничения китайского высокотехнологичного импорта остается в силе.
Реализация данных мер торговой политики привела к ожидаемому уменьшению импорта из Китая, на который распространились введенные ограничения, так и к увеличению цен в США. Например, согласно оценке Комиссии по международной торговле США (United States International Trade Commission) ввоз полупроводников и других электронных компонентов из Китая в 2021 году был на 72,3% меньше, а цена на 25% больше по сравнению с расчетной ситуацией, при которой отсутствовали бы пошлины и нетарифные барьеры [USITC, 2023].
Данные ограничительные меры в известной степени (вместе с другими факторами) также влияют и на решения ТНК о странах размещения производств или контрактной сборки. Так, по некоторым оценкам, к 2027 году компания Apple может осуществлять сборку до 45-50% от общего объема своего выпуска смартфонов в Индии, хотя в 2022 году на Китай приходится 80-85% от всего объема произведенных компанией смартфонов[iii].
Если рассматривать фрагментацию международной торговли технологиями, возникшую в результате накопившихся противоречий между крупнейшими ее участниками с точки зрения последствий для мирового экономического развития в целом, то отмечается ее негативное влияние на траекторию роста мирового ВВП. Так, потери для многих стран, которые интегрированы в международные технологические цепочки, могут достигать 5% их ВВП [Cerdeiro et al., 2021].
Пандемия COVID-19, вызвавшая дезорганизацию международной транспортной системы, также способствует переносу производственных мощностей из развивающихся стран обратно в развитые с целью сократить расстояние доставки грузов и повысить стабильность и предсказуемость логистических процессов.
Меры стратегической промышленной политики развитых стран направленные на создание национальных производств критически важных высокотехнологичных товаров, объективно уменьшают объемы международной торговли технологиями. Примером реализации промышленной политики в области технологического развития является принятие в 2022 году в США и ЕС правительственных программ, которые создают стимулы для создания крупных микроэлектронных производств. В США вступил в силу федеральный закон «О создании полезных стимулов для производства полупроводников для Америки» (The CHIPS and Science Act), в котором содержится перечень мер по стимулированию инновационной активности и научной деятельности, в том числе по развитию электронной промышленности. Согласно данному документу, за десятилетний период на эти цели предполагается направить около 280 млрд. долларов бюджетных средств[iv]. Европейская комиссия также разработала аналогичную программу (European Chips Act) по увеличению производства полупроводников в странах ЕС. Объем выделяемых бюджетных ресурсов составит около 43 млрд. евро, что позволит удвоить долю ЕС в мировом производстве микросхем с 10% до 20% к 2030 году[v].
Дополнительным фактором, сужающим возможности глобальной торговли высокотехнологичными товарами, является создание технологических межстрановых альянсов, участники которых предполагают приоритетное развитие взаимных экономических связей в данной области. Так, в 2021 США и ЕС учредили Совет по торговле и технологиям (EU-US Trade and Technology Council), который представляет форум по координации совместных действий по ключевым направлениям технологического развития и сотрудничества[vi]. Для обеспечения устойчивых и стабильных цепочек поставок полупроводников и электронных компонентов США, Тайвань, Япония и Южная Корея – страны, обладающие развитой микроэлектронной промышленностью, в 2022 году создали неформальную группу «Сhip 4» по сотрудничеству и координации в данной отрасли[vii]
Вместе с международной торговлей высокотехнологичными товарами необходимо рассматривать и торговлю технологиями в нематериальной форме, которая оценивается как сумма выплаченных роялти и лицензионных платежей за использование интеллектуальной собственности. Недостатком этих статистических данных является то, что в них включены платежи за объекты авторского и смежных прав (в некоторых случаях они могут достигать значительных объемов). Тем не менее, использование этих данных служит дополнительным инструментом для рассмотрения общих тенденций на мировом рынке технологий.
Таблица 3
Страны — лидеры по выплатам и поступлениям роялти и лицензионных платежей в 2021 г., млрд долл.
Страна |
Показатель |
|
поступления |
выплаты |
|
США |
124,6 |
43,3 |
Ирландия |
18,2 |
133,0 |
Нидерланды |
23,2 |
17,7 |
Япония |
48,2 |
29,5 |
Германия |
58,5 |
20,9 |
Китай |
11,7 |
46,8 |
Великобритания |
23,7 |
18,4 |
Швейцария |
30,7 |
33,6 |
Франция |
15,3 |
13,1 |
Сингапур |
11,6 |
17,8 |
Весь мир |
433,6 |
508,7 |
Составлено по: World Bank Data. Charges for the use of intellectual property. URL: https://data.worldbank.org/indicator/BX.GSR.ROYL.CD?view=chart
Как следует из данных Таблицы 3, лидерами в международной торговле объектами интеллектуальной собственности являются развитые страны, а единственная страна с развивающимся рынком (Китай), входящая в данный список, имеет отрицательный баланс выплат и поступлений.
Таким образом, актуальные тенденции в международной торговле технологиями обусловлены влиянием факторов, сформированных как на национальном, так и на глобальном уровнях.
Во-первых, темпы роста мировой торговли высокотехнологичными товарами опережают темпы роста мировой торговли в целом, а страны, являющиеся лидерами по высокотехнологичному экспорту, наращивают показатели более высокими темпами, чем остальные экспортеры подобной продукции. При этом самые высокие темпы роста высокотехнологичного экспорта отмечаются у стран с развивающимися рынками со средним уровнем дохода (Китай, Малайзия, Вьетнам), а экспорт развитых стран (кроме Гонконга) стагнирует или даже снижается (Япония). Международные лицензионные платежи также растут, однако, они включают в себя и плату за объекты авторского права, что затрудняет использование этих статистических данных для объективной оценки торговли технологиями. Рост показателей международной торговли технологиями отмечается несмотря на негативный эффект для мировой экономики от пандемии COVID-19, что свидетельствует о большой значимости технологического сотрудничества в мире. Во-вторых, возрастает конкуренция между странами, лидирующими в инновационной деятельности. Как следствие, развиваются процессы, направленные, с одной стороны, на принятие ограничительных мер для импорта высокотехнологичных товаров из стран-конкурентов, с другой стороны, на формирование межстрановых технологических альянсов в рамках много- или двусторонних соглашений. В данном случае, в фокусе внимания остаётся американо-китайское технологическое соперничество - стран, являющихся мировыми экономическими лидерами. Результатом таких действий является постепенный перенос сборочных производств из Китая в другие азиатские страны (Индию и Вьетнам). В-третьих, следует отметить растущую роль промышленной политики, проводимой правительствами развитых стран и направленной на усиление национальных технологических производственных комплексов, что, в свою очередь, непосредственно влияет и на международную торговлю технологиями. Примером подобных мер служит создание стимулов для ТНК по размещению новых передовых высокотехнологичных производств (в частности, микроэлектроники) не в странах с развивающимися рынками (Китае), а в развитых странах. Такая промышленная политика является ещё одним важным фактором, влияющим на изменение глобальных производственных цепочек, что, в итоге, препятствует международному распространению технологий и ведёт к сворачиванию процесса глобализации, характерного для развития мировой экономики последних десятилетий, создавая предпосылки для формирования более закрытой системы мирохозяйственных связей.
Список литературы
- The World Bank Data. – The World Bank. URL: https://data.worldbank.org/indicator/
- Cerdeiro D., Eugster J., Mano R., Muir D., Peiris S. (2021) Sizing Up the Effects of Technological Decoupling. – IMF Working Paper, WP/21/69// International Monetary Fund.
- Economic impact of Section 232 and 301Tariffs on U.S. Industries (2023). – United States International Trade Commission (USITC), March 2023, Publication Number: 5405. – URL:https://www.usitc.gov/publications/332/pub5405.pdf
- Findings of the investigation into China’s acts, policies and practices related to technology transfer, intellectual property and innovation under section 301 of the Trade Act of 1974 (2018). – Office of the United States Trade Representative (USTR), 22.03.2018. – URL: https://ustr.gov/sites/default/files/Section%20301%20FINAL.PDF
[i] The World Bank Data. Merchandise exports. URL: https://data.worldbank.org/indicator/TX.VAL.MRCH.CD.WT?view=chart
[ii] США восстановили исключения для китайских товаров до конца года. – РБК, 24.03.2022. URL: https://www.rbc.ru/economics/24/03/2022/623b9ded9a794785c69f5279
[iii] Kaur D. India is anticipated to produce 40-50% of Apple´s iPhones by 2027. – TechWire Asia, 23.01.2023. URL: https://techwireasia.com/2023/01/india-is-anticipated-to-produce-45-50-of-apples-iphones-by-2027/
[iv] The Chip and Science Act: Here’s what’s in it. – McKinsey and Company, 04.10.2022. – URL: https://www.mckinsey.com/industries/public-and-social-sector/our-insights/the-chips-and-science-act-heres-whats-in-it
[v] Commission welcomes political agreement on the European Chip Act. – European Commission, 18.04.2023. – URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_23_2045
[vi] EU-US Trade and Technology Council. – European Commission. – URL: https://commission.europa.eu/strategy-and-policy/priorities-2019-2024/stronger-europe-world/eu-us-trade-and-technology-council_en
[vii] Japan, U.S., South Korea, Taiwan launch “Chip 4” talks for supply chain. – Kyodo News, 27.02.2023. – URL: https://english.kyodonews.net/news/2023/02/fb77092264b1-japan-us-s-korea-taiwan-launch-chip-4-talks-for-supply-chain.html