География глобальных корпоративных центров мира
Хасая Н.М., магистрант, МГУ им. М.В.Ломоносова
Гречко Е.А., к.г.н., доц., МГУ им. М.В.Ломоносова
Активное размещение штаб-квартир транснациональных компаний в городах является отражением локализации такого глобального процесса, как транснационализация, что ведет к усилению роли городов как корпоративных центров. Данное исследование ставит своей целью выявить главные корпоративные центры мира и опирается на новейшие данные о компаниях из списка «Forbes Global 2000» и их штаб-квартирах. В статье обосновывается выделение корпоративных центров на основании анализа объема финансовых потоков, аккумулируемых городом, в противовес численности штаб-квартир, расположенных в городе. С использованием данных о выручке, чистой прибыли, активах и капитализации компаний из списка «Forbes Global 2000» были выделены главные корпоративные центры мира. Среди стран, в которых расположены главные корпоративные центры, лидируют США, Китай, Япония, Франция и Великобритания, а крупнейшими корпоративными центрами являются Пекин, Токио, Нью-Йорк, Лондон, и Париж. Большинство главных корпоративных центров мира отличаются базированием у себя ТНК преимущественно одного сектора, в половине случаев – финансового. Исключением является Токио, имеющий диверсифицированную специализацию.
Ключевые слова: глобальный город, штаб-квартира, транснациональная корпорация, корпоративный подход, корпоративные финансы, геоурбанистика, мировое хозяйство.
Nikolay Khasaya, Elena Grechko. Geography of the world's major corporate centers
The active placement of the multinational companies’ headquarters in cities is a reflection of localization of such a global process as transnationalization, which leads to strengthening the role of cities as corporate centers. This study aims to identify the world's major corporate centers and draws on the latest data on companies from the Forbes Global 2000 ranking and their headquarters. The article explains selection of corporate centers based on an analysis of overall financial flows accumulated by the city, as opposed to the number of headquarters located in the city. Using data on sales, profit, assets and market value of companies from the Forbes Global 2000 ranking, the world's major corporate centers were identified. Among the countries in which major corporate centers are located, the U.S., China, Japan, France and the UK are in the lead, while Beijing, Tokyo, New York, London, and Paris are the largest corporate centers. Most of the world's major corporate centers are notable for predominantly hosting MNCs of the same sector, of financial sector in half of the cases. The exception is Tokyo, which has a diversified specialization.
Keywords: global city, headquarters, multinational corporation, corporate approach, corporate financials, urban geography, global economy.
ВВЕДЕНИЕ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Города и их способность влиять на мировое хозяйство широко исследуются с 1960-х гг. По С. Сассен, глобальные города являются своего рода командными пунктами экономики, расстояние между которыми становится все менее важным, так как движущей силой является движение капитала (Sassen, 1991). Согласно П. Холлу, в глобальных городах расположены крупнейшие компании, которые ведут бизнес по всему миру; эти города являются и глобальными финансовыми центрами из-за наличия крупных банков, страховых компаний и других поставщиков финансовых услуг (Hall, 1966). На современный этап урбанизации приходится апогей роста крупнейших городов, которые привлекают квалифицированную рабочую силу благодаря наличию крупнейших компаний – так взаимосвязанные процессы появления глобальных ТНК и локализации глобальных процессов в городах приобретают особое значение для географии мирового хозяйства (Гречко, Пилька, Слука, 2016). Именно ТНК, создавая различного рода внутри- и межфирменные связи, превращают города в глобальные экономические центры (Beaverstock, Boardwell, 2000); с 1990-х гг. экономические связи между крупнейшими городами начали еще более усиливаться за счет создания компаниями филиалов за пределами стран базирования (Lüthi, Thierstein, Goebel, 2010).
Первую четверть ХХI века можно по праву назвать эпохой корпоративной глобализации. Благодаря своему экономическому влиянию ТНК все более приобретают и политическое влияние, порой превосходящее власть правительств (Taylor, 2017). Крупные корпорации влияют на экономические процессы и принятие решений во всем мире, и города концентрируют командно-административную функцию мировой экономики. В настоящий момент три региона особенно выделяются наличием большого числа корпоративных центров – это Западная Европа, США и Восточная Азия; активно растет число таких городов на Ближнем Востоке и в Латинской Америке (Raźniak, Dorocki, Winiarczyk-Raźniak, 2020). При этом если в начале 2010-х гг. городами-лидерами традиционно называли Нью-Йорк, Лондон, Токио и Париж, то к концу десятилетия эти мегаполисы определил Пекин (Csomós, 2017). Цель настоящего исследования – используя новейшие данные о крупнейших компаниях и их штаб-квартирах, выявить главные корпоративные центры мира: их специализацию и географию.
ДАННЫЕ И МЕТОДЫ
Основным источником данных для настоящего исследования стал «Forbes Global 2000»[1] за 2020 г. – ранжированный список 2 000 крупнейших публичных[2] компаний мира по версии журнала Forbes. Компании оцениваются по четырём показателям – выручке, чистой прибыли, активам и капитализации; среднее арифметическое взвешенное мест в каждом из четырёх списков выбирается в качестве интегрального показателя, согласно которому компании и расположены в общем рейтинге[3].
Штаб-квартиры компаний из списка «Forbes Global 2000»[4] расположены в 660 городах. Главные из них были определены по методу, который аналогичен используемому журналом Forbes при составлении рейтинга компаний. Для каждого из городов было рассчитано среднее арифметическое долей (
Таким образом, в основу выделения главных корпоративных центров было положено не количество компаний, имеющих штаб-квартиру в городе, а, фактически, объем финансовых потоков, аккумулируемых городом, поскольку значения показателей различных компаний могут отличаться на несколько порядков. Среди 660 городов, имеющих штаб-квартиры крупнейших компаний, выделены 96 главных городов[5], которые также различаются по масштабу аккумулируемого капитала (табл. 1).
Табл. 1. Классификация главных корпоративных центров мира. Составлено авторами.
Группы городов |
СД, % |
Количество городов в группе |
Крупнейшие |
более 1,5 |
10 |
Крупные |
0,8 – 1,5 |
13 |
Большие |
0,5 – 0,8 |
19 |
Средние |
0,3 – 0,5 |
24 |
Малые |
0,2 – 0,3 |
30 |
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
С точки зрения «классического» подхода, опирающегося на количество штаб-квартир компаний в городе, главными корпоративными центрами мира (табл. 2) оказываются признанные глобальные мегаполисы, например, первое место, с большим отрывом от остальных городов, занимает Токио. Нью-Йорк, Лондон, Париж и Пекин также оказываются в списке, но порой их опережают редко попадающие в подобные рейтинги азиатские города. По числу базирующихся в них компаний Тайбэй или Мумбаи в настоящий момент превосходят многие другие мегаполисы. Всего в десяти ведущих городах расположено 548 компаний из списка «Forbes Global 2000», или 27 % от общего числа.
При использовании показателя СД верхняя десятка рейтинга состоит, во многом, из тех же городов (табл. 2): на первом месте находится Пекин; другие «классические» мегаполисы занимают остальные места в пятерке. В число крупнейших не вошли Сеул, Тайбэй и Мумбаи – их место заняли Шэньчжэнь, Торонто и Дахран. Интересно также и то, какие компании способствуют попаданию городов на первые позиции рейтинга (табл. 3). 7 из 10 крупнейших компаний мира расположены в лидирующих городах: в Пекине – ICBC, China Construction Bank, Agricultural Bank of China и Bank of China; в Нью-Йорке – JPMorgan Chase; в Дахране – Saudi Aramco; в Шэньчжэне – Ping An Insurance Group.
Табл. 2. Топ-10 городов по числу штаб-квартир компаний из списка «Forbes Global 2000» и по значению показателя СД. Составлено авторами.
№ |
Города |
Число компаний из списка «Forbes Global 2000», имеющих штаб-квартиру в городе |
№ |
Города |
СД, % |
1 |
Токио |
138 |
1 |
Пекин |
8,0 |
2 |
Пекин |
74 |
2 |
Токио |
6,5 |
3 |
Гонконг |
58 |
3 |
Нью-Йорк |
4,3 |
4 |
Нью-Йорк |
55 |
4 |
Лондон |
3,3 |
5 |
Лондон |
50 |
5 |
Париж |
2,6 |
6 |
Сеул |
44 |
6 |
Гонконг |
2,2 |
7 |
Шанхай |
39 |
7 |
Шэньчжэнь |
1,8 |
8 |
Париж |
35 |
8 |
Торонто |
1,8 |
9 |
Тайбэй |
29 |
9 |
Дахран |
1,7 |
10 |
Мумбаи |
26 |
10 |
Шанхай |
1,6 |
ИТОГО |
548 |
ИТОГО |
33,6 |
Несмотря на то, что в Токио базируется наибольшее число компаний (табл. 2), именно Пекин закономерно выходит на лидирующую позицию благодаря бо́льшим размерам размещаемых им компаний, что стало возможным из-за быстрого роста его финансового, энергетического и строительного секторов (Csomós, 2017). В то время как все остальные города Востока при использовании показателя СД теряют позиции в пределах десятки, мегаполисы Запада, напротив, эти позиции приобретают. Отдельно отметим случай Дахрана, в котором находится штаб-квартира только одной компании из списка «Forbes Global 2000»: лидерство Saudi Aramco по чистой прибыли и капитализации позволяет Дахрану занимать девятое место среди главных корпоративных центров мира, хотя строго говоря, такие позиции обеспечиваются в большей степени государственной политикой Саудовской Аравии.
Табл. 3. Корпоративная структура крупнейших корпоративных центров. Составлено авторами.
№ |
Города |
Компании из топ-75 списка «Forbes Global 2000», имеющие штаб-квартиру в городе |
Сектор по ГСКО[6] |
Место в списке «Forbes Global 2000» |
1 |
Пекин |
ICBC |
Финансы |
1 |
China Construction Bank |
Финансы |
2 |
||
Agricultural Bank of China |
Финансы |
5 |
||
Bank of China |
Финансы |
10 |
||
PSBC |
Финансы |
30 |
||
PetroChina |
Энергетика |
33 |
||
China Life Insurance |
Финансы |
37 |
||
Sinopec |
Энергетика |
60 |
||
2 |
Токио |
Nippon Telegraph & Tel |
Коммуникационные услуги |
43 |
Mitsubishi UFJ Financial |
Финансы |
52 |
||
Sony |
Потр. товары выбороч. спроса |
59 |
||
Softbank |
Коммуникационные услуги |
67 |
||
Japan Post Holdings |
Финансы |
72 |
||
3 |
Нью-Йорк |
JPMorgan Chase |
Финансы |
3 |
Citigroup |
Финансы |
18 |
||
Verizon Communications |
Коммуникационные услуги |
20 |
||
Goldman Sachs Group |
Финансы |
47 |
||
Morgan Stanley |
Финансы |
48 |
||
Pfizer |
Здравоохранение |
49 |
||
4 |
Лондон |
HSBC Holdings |
Финансы |
44 |
5 |
Париж |
BNP Paribas |
Финансы |
42 |
AXA Group |
Финансы |
64 |
||
LVMH |
Потр. товары повседн. спроса |
73 |
||
6 |
Гонконг |
China Mobile |
Коммуникационные услуги |
28 |
AIA Group |
Финансы |
66 |
||
7 |
Шэньчжэнь |
Ping An Insurance Group |
Финансы |
7 |
China Merchants Bank |
Финансы |
26 |
||
Tencent Holdings |
Информационные технологии |
50 |
||
8 |
Торонто |
RBC |
Финансы |
35 |
TD Bank Group |
Финансы |
46 |
||
9 |
Дахран |
Saudi Arabian Oil Company |
Энергетика |
6 |
10 |
Шанхай |
Bank of Communications |
Финансы |
45 |
SPDB |
Финансы |
65 |
Региональная структура корпоративных центров. Все 96 главных корпоративных центров мира весьма логично распределены по регионам (табл. 4). Больше всего таких центров расположено на территории США и Канады – 44 города, или почти половина от общего числа. Затем следуют Зарубежная Европа и Зарубежная Азия – на каждый из этих регионов приходится около четверти выделяемых центров. В то же время, на Латинскую Америку, Ближний Восток, Африку и СНГ суммарно приходится лишь 6 городов. Лидирующими центрами в своих регионах являются: Нью-Йорк – в США и Канаде, Лондон – в Зарубежной Европе, Токио – в АТР без КНР, Пекин – в КНР, Рио-де-Жанейро – в Латинской Америке, Дахран – на Ближнем Востоке и Москва – в СНГ.
Табл. 4. География главных корпоративных центров мира. Составлено авторами.
Регионы |
Крупнейшие |
Крупные |
Большие |
Средние |
Малые |
ИТОГО |
США и Канада |
2 |
8 |
8 |
12 |
14 |
44 |
Европа без СНГ |
2 |
2 |
6 |
6 |
7 |
23 |
Тихоокеанская Азия без КНР, Южная Азия, Австралия и Океания |
1 |
2 |
4 |
5 |
2 |
14 |
КНР |
4 |
1 |
4 |
9 |
||
Латинская Америка |
3 |
3 |
||||
Ближний Восток |
1 |
1 |
2 |
|||
СНГ |
1 |
1 |
||||
Африка южнее Сахары |
0 |
|||||
ИТОГО |
10 |
13 |
19 |
24 |
30 |
96 |
Лидерство городов как Европы с Северной Америкой, так и Азии является закономерным результатом проводимой странами этих регионов политики, однако западные центры пошли по рыночно-ориентированному пути, а восточные – по государственно-ориентированному (Hill, Kim, 2000). Правительства европейских стран и США стали рассматривать города как ключевой элемент национальной конкурентоспособности и свой главный актив в глобализующемся мире, для чего была запущена реализация крупномасштабных городских проектов, призванных сделать города привлекательными для инвесторов; по этой причине в число главных корпоративных центров смогли войти такие города как, например, Дублин или Вена (Swyngedouw, Moularet, Rodrigez, 2002).
Для азиатских городов эталоном выступает Токио, который стал глобальным городом, оставаясь при этом японским, а не космополитическим. Это стало возможным благодаря активной экспансии Токио за рубеж в рамках государственной стратегии по усилению присутствия в мировой экономике и, при этом, достаточной закрытости для ПИИ (Saito, 2003). Японскую модель активно копировали новые индустриальные страны, правительства которых стали рассматривать превращение своих столиц в «мировые города» в качестве решения критически важной проблемы перехода от дешевой сборки товаров массового потребления к производству высокотехнологичных товаров и корпоративных услуг; что обеспечило попадание в рейтинг таких городов как Сеул, Гонконг, Тайбэй или Шанхай (Животовская, 2008). Эти центры выступают «глобальными подрядчиками», или связующим звеном между Центром и Периферией – другими странами АТР. Примечательно, что азиатские города в меньшей степени конкурируют между собой, а в большей – развивают кооперацию, организуя сетевые связи между собой и с другими городами (Пчелинцев, 2008). Учитывая это и повышение роли АТР в мировой экономике, можно ожидать доминирование азиатских городов в рейтинге главных корпоративных центров мира в будущем.
Необходимо также рассмотреть концентрацию финансовых потоков ТНК и на страновом уровне (табл. 5). Первое место, со значительным отрывом, занимают США, 41 город которых аккумулирует четверть от всей СД, затем следуют Китай и Япония, замыкают пятерку лидеров Франция и Великобритания. С одной стороны, это, в очередной раз, подтверждает тезис о первенстве Западной Европы, США и АТР, однако в числе лидеров, опережая некоторые ведущие европейские страны, также оказывается и Саудовская Аравия, наглядно демонстрируя рост числа корпоративных центров и за пределами привычных регионов-лидеров (Raźniak, Dorocki, Winiarczyk-Raźniak, 2020). Всего же на 10 ведущих стран приходится две трети от мирового показателя СД.
Табл. 5. Топ-10 стран по показателю СД. Составлено авторами.
№ |
Страны |
Количество корпоративных центров из числа главных |
СД, % |
1 |
США |
41 |
25,4 |
2 |
Китай |
9 |
15,3 |
3 |
Япония |
3 |
7,6 |
4 |
Франция |
4 |
3,5 |
5 |
Великобритания |
1 |
3,3 |
6 |
Канада |
3 |
2,4 |
7 |
Саудовская Аравия |
2 |
2,1 |
8 |
Швейцария |
4 |
2,0 |
9 |
Германия |
5 |
1,9 |
10 |
Южная Корея |
2 |
1,8 |
ИТОГО |
65,3 |
Все главные корпоративные центры расположены в 26 странах (рис. 1). Причем в 5 странах столицы не попали в список главных корпоративных центров – это Австралия, Канада, Швейцария и Бразилия, где столица не является крупнейшим городом, а также Германия. Случай Берлина особенно интересен – несмотря на лидерство города по многим показателям, фантомная граница между Западной и Восточной Германией до сих пор оказывает существенное влияние на жизнь страны, и на территории бывшей ГДР практически нет штаб-квартир немецких компаний[7]. При этом по числу выделяемых центров лидируют США, Китай и Германия (табл. 5).
Рис. 1. Главные корпоративные центры мира. Составлено авторами.
Отраслевая структура корпоративных центров. Логичной оказывается и отраслевая специализация главных корпоративных центров мира в соостветствии с их вкладом в СД. Почти в половине городов базируются преимущественно финансовые ТНК, что связано с постиндустриальным характером современной экономики и, следовательно, доминированием в списке «Forbes Global 2000» именно финансовых компаний. Второе место, со значительным отрывом, делят города, разместившие энергетические компании и компании, производящие потребительские товары повседневного спроса,[8] – на каждый из этих секторов приходится по 10 % городов.
Примечательно изменение специализации городов с изменением их размера; среди крупнейших городов только в 20 % преобладают компании производственной сферы, среди крупных – в 23 %, больших – в 31 %, средних – в 37 %, малых – уже в 43 %. Таким образом, практически все лидирующие глобальные города являются, в первую очередь, мировыми финансовыми центрами – многие из ключевых промышленных городов прошлого к настоящему моменту трансформировались в центры принятия решений, административного управления и контроля в сфере глобального движения капитала (Животовская, 2008). Промышленные же компании обычно размещают свои штаб-квартиры в небольших городах, часто это связано с «историческими» причинами – головные офисы расположены в тех городах, откуда берет начало сама компания.
Лидирующими центрами в своих секторах являются[9]: Пекин (ICBC) – финансы, Дахран (Saudi Aramco) – энергетика, Сиэтл (Amazon) – потребительские товары повседневного спроса, Купертино (Apple) – информационные технологии, Гонконг (CITIC) – промышленность, Базель (Roche Holding) – здравоохранение, Тоёта (Toyota Motor) – потребительские товары выборочного спроса, Даллас (AT&T) – коммуникационные услуги, Рим (Enel) – коммунальные услуги, Мельбурн (BHP Group) – материалы.
По числу штаб-квартир ТНК в большинстве секторов на первое место выходит Токио, что позволяет говорить о его диверсифицированной специализации. Его лидерство перенимают: Нью-Йорк – в финансах и коммуникационных услугах, Хьюстон – в энергетике и Гонконг – в коммунальных услугах. В остальном, рейтинги составляют похожие города; конечно, здесь к лидерам нельзя отнести Шэньчжэнь, Дахран или Купертино, где находятся штаб-квартиры небольшого числа ключевых ТНК, но, напротив, по количеству штаб-квартир менее крупных ТНК в своих секторах выделяются, например, Лас-Вегас, Кембридж и Сан-Диего.
Мегалополисы как корпоративные центры. Процессы глобализации приводят к интеграции городов в различные международные структуры и требуют рассмотрения концентрации корпоративных центров на уровне мегалополисов[10] (Sassen, 1991). Формальный подход, рассматривающий города в юридически установленных границах, не отражает в полной мере существующую географию корпоративных центров, поскольку субурбанизация зачастую затрагивает не только население, но и компании, из-за чего в пригородах может находиться больше штаб-квартир, чем в центре. Инфляция и дороговизна жизни в городах способствуют тому, что все большее число ТНК рассматривает перенос штаб-квартир в пригородную зону как положительное явление[11].
Лидером среди мегалополисов по числу штаб-квартир становится Токайдо, но по показателю СД на первое место выходит Северо-Восточный мегалополис (табл. 6). Япония и США выходят в лидеры по числу компаний в списке «Forbes Global 2000», однако в Японии практически вся экономическая деятельность сосредоточена в пределах Токайдо, тогда как в США есть другие крупные мегалополисы, аккумулирующие значительную часть финансовых потоков. Так, в число лидеров заслуженно попадают небольшие города Кремниевой долины мегалополиса Северная Калифорния – по отдельности они слишком малы, чтобы занимать первые места, но в совокупности их показатели правдиво отражают высокую степень концентрации штаб-квартир на западном побережье США; кроме того, область залива Сан-Франциско – это непрерывное городское пространство и, фактически, единый город.
Табл. 6. Топ-10 мегалополисов по показателю СД. Составлено авторами.
№ |
Мегалополисы[12] |
СД, % |
Число компаний из списка «Forbes Global 2000» |
1 |
Северо-Восточный (Бетесда, Бостон, Вашингтон, Вунсокет, Дирфилд, Кенилворт, Маклин, Ньюарк, Нью-Брансуик, Нью-Йорк, Перчейз, Уолтем, Филадельфия) |
8,6 |
159 |
2 |
Пекинско-Тяньцзинский (Пекин) |
8,0 |
103 |
3 |
Токайдо (Осака, Тоёта, Токио) |
7,6 |
95 |
4 |
Приозерный (Детройт, Индианаполис, Колумбус, Миннеаполис, Миннетонка, Монреаль, Омаха, Питтсбург, Торонто, Цинциннати, Чикаго) |
6,1 |
77 |
5 |
Северная Калифорния (Купертино, Маунтин-Вью, Менло-Парк, Пало-Альто, Редвуд-Сити, Санта-Клара, Сан-Рамон, Сан-Франциско, Сан-Хосе) |
5,9 |
82 |
6 |
Дельта Янцзы (Гонконг, Гуанчжоу, Фошань, Шэньчжэнь) |
4,5 |
53 |
7 |
Английский (Лондон) |
3,3 |
50 |
8 |
Дельта Чжуцзян (Нанкин, Ханчжоу, Шанхай) |
2,6 |
41 |
9 |
Каскадия (Иссакуа, Рэдмонд, Сиэтл) |
2,3 |
9 |
10 |
Атлантический Пидмонт (Атланта, Шарлотт) |
2,1 |
21 |
ИТОГО |
51,0 |
690 |
Большую часть позиций по обоим оказателям занимают мегалополисы США и Китая; особенно примечателен Пекин, который без городов-спутников обходит многие признанные корпоративные центры. Позиции Европы здесь уже не так прочны – в рейтинг входит только Английский мегалополис[13]. Примечательно, что даже «условный» мегалополис Голубой банан, предложенный для обозначения наиболее экономически развитой части Европы и представляющий собой прерывистый коридор урбанизации от Лондона до Милана, проигрывает Токио и Пекину, несмотря на «сложение» ведущих, на первый взгляд, мировых столиц. Всего в 10 главных мегалополисах расположены штаб-квартиры трети компаний из списка «Forbes Global 2000», а по показателю СД концентрация еще выше и превышает половину; на остальные главные корпоративные центры мира, не входящие в состав выделенных мегалополисов, приходится еще четверть.
ВЫВОДЫ:
— На основании данных о выручке, чистой прибыли, активах и капитализации компаний из списка «Forbes Global 2000» и их штаб-квартир было выделено 96 главных корпоративных центров мира; через них проходит ¾ мировых финансовых потоков.
— Крупнейшими корпоративными центрами являются Пекин, Токио, Нью-Йорк, Лондон, Париж, Гонконг, Шэньчжэнь, Торонто, Дахран и Шанхай; на уровне мегалополисов лидерство принадлежит Северо-Восточному, Пекинско-Тяньцзинскому и Токайдо.
— Главные корпоративные центры мира расположены в 26 странах, из которых ведущими выступают США, Китай и Япония; чуть менее половины из выделяемых 96 центров находится в США и Канаде, по четверти – в Зарубежной Европе и Зарубежной Азии.
— Попадание в рейтинг европейских и американских городов обеспечила их рыночно-ориентированная политика; азиатские города предпочли государственно-ориентированный путь, позволивший АТР стать посредником между Центром и Периферией.
— Большинство главных корпоративных центров мира отличаются базированием у себя ТНК преимущественно одного сектора, в половине случаев – финансового; ТНК реального сектора экономики чаще располагают свои штаб-квартиры в небольших городах.
— В будущем можно ожидать увеличение числа азиатских городов в рейтинге главных корпоративных центров мира, а также появление в нем городов из «новых» регионов – в первую очередь, ближневосточных и латиноамериканских.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Beaverstock, J. V., Boardwell, J. T. (2000). Negotiating globalization, transnational corporations and global city financial centres in transient migration studies. Applied Geography, 20, 277-304. DOI: 10.1016/S0143-6228(00)00009-6
- Csomós, G. (2017). Cities as Command and Control Centres of the World Economy: An Empirical Analysis, 2006–2015. Bulletin of Geography. Socio-economic Series, 38. 7-26. DOI: 10.1515/bog-2017-0031
- Grechko, E. A, Pilka, M. E., Sluka, N. A. (2016). Corporate approach in global cities research. Regional studies, 3, 13-21. (In Russian).
- Hall, P. (1966). The World Cities. London: Heinemann.
- Hill, R. Ch., Kim, J. W. (2000). Global city and developmental states: New York, Tokyo and Seoul. Urban studies, 12, 2167-2195. DOI: 10.1080/00420980020002760
- Lüthi, S., Thierstein, A., Goebel, V. (2010). Intra-firm and extra-firm linkages of the knowledge economy: the case of the mega-city region of Munich. Global Netwowk, 10, 114-137. DOI: 10.1111/j.1471-0374.2010.00277.x
- Pchelintsev, V. S. (2008). Urbanization in the Asian region at the turn of the century: from megacities to world cities. Megacities: development in the context of globalization, 87-113. (In Russian).
- Raźniak, P., Dorocki, S., Winiarczyk-Raźniak, A. (2020). Spatial changes in the command and control function of cities based on the corporate centre of gravity model. Miscellanea Geographica, 24, 35-41. DOI: 10.2478/mgrsd-2020-0002
- Saito, A. (2003). Global city formation in a capitalist development state: Tokyo and the Waterfront sub-center project. Urban studies, 2, 283-308. DOI: 10.1080/00420980220080281
- Sassen, S. (1991). The Global City: New York, London, Tokyo. Princeton: Princeton University Press. DOI: 10.7440/res10.2001.14
- Swyngedouw, E., Moularet, F., Rodrigez, A. (2002). Neoliberal urbanization in Europe: largescale urban development projects and the new urban policy. Antipode, 3, 542-577. DOI: 10.1111/1467-8330.00254
- Taylor, P. J. (2017). The New Political Geography of Corporate Globalization. L’Espace Politique, 32. DOI: 10.4000/espacepolitique.4330
- Zhivotovskaya, I. G. (2008). State and urban development in the context of globalization: concepts and empirical research. Megacities: development in the context of globalization, 150-177. (In Russian).
[1] Источник: https://www.forbes.com/lists/global2000/
[2] В список могут войти только те компании, чей объём продаж составляет как минимум 1 млрд долл., а акции доступны для инвесторов из США и стоят не менее 5 долл.
[4] Подавляющую часть рейтинга«Forbes Global 2000», в особенности верхние строчки, составляют ТНК, хотя в списке присутсвуют и компании не являющиеся транснациональными.
[5] Если бы в каждом из 660 городов было зарегистрировано одинаковое количество компаний с одинаковыми значениями показателей, то СД для каждого из городов составило бы 0,2 %. В действительности значения существенно различаются, в связи с чем 0,2 % выбрана в качестве пороговой величины – все города, СД которых превысило этот порог, признаны главными. Именно они рассматриваются в данном исследовании.
[6] Для изучения отраслевой специализации главных корпоративных центров мира был использован Глобальный стандарт классификации отраслей (ГСКО) – отраслевая таксономия, совместно разработанная компаниями MSCI и Standard & Poor's. По ГСКО, каждая компания, в соответствии со своей основной хозяйственной деятельностью, была приписана к одному из 11 секторов. Источник: https://www.msci.com/documents/1296102/11185224/GICS+Methodology+2020.pdf
[8] К этому сектору ГСКО относит компании, производящие продукты питания, напитки и табачные изделия, бытовые изделия и предметы личного пользования, а также компании-ритейлеры.
[9] Среди тех городов, где указанный сектор по ГСКО является преобладающим.
[10] Несмотря на то, что, как отмечает А. Махрова, в современной геоурбанистике нет единого определения этих понятий и общепринятого подхода к выделению границ мегалополисов, мы будем рассматривать наиболее часто выделяемые городские структуры, концентрируясь на так называемом функциональном подходе, особенно актуальном для Европы и Северной Америки. При функциональном подходе определяется область взаимодействия между «ядром» и его «хинтерландом», демонстрирующим значительную взаимосвязь с «ядром». В то же время мегалополисы становятся все более полицентричными и многоуровневыми.
[11] Источник: https://www.forbes.com/sites/jackkelly/2022/10/06/moving-offices-from-big-cities-to-the-suburbs-may-be-the-future-of-work/?sh=1f37556a312e
[12] В скобках указаны только те города из входящих в мегалополис, которые были отнесены к числу главных корпоративных центров.
[13] Если же в рейтинг включать городские агломерации наравне с мегалополисами, в десятку лидеров может входить только Большой Париж с пригородами Курбевуа, Монруж и Рюэй-Мальмезон.