«Мировое и национальное хозяйство»

Издание МГИМО МИД России

МГИМО МИД России International Monetary Fund World Bank Банк России
Архив номеров

Испанская модель

Отказавшись от франкистской политики первоочередной поддержки госсектора, современное испанское государство, учитывая соотношение форм бизнеса (абсолютное преобладание малых и средних предприятий), проводит активную политику поддержки прежде всего малых и средних предприятий, организуя систему их финансовой поддержки, льготного госрегулирования, упрощая условия открытия и ведения бизнеса, доступа к кредитам, содействуя их выходу на внешние рынки, а также налаживая их взаимоотношения с крупным бизнесом, которому оказывает покровительство.

Значительные региональные диспропорции, особенно проблема различных темпов развития регионов и вытекающая отсюда их нарастающая экономическая поляризация, превратили региональную политику в стратегическое направление всей социально-экономической политики центрального правительства. Для решения региональных проблем Испания, формально оставаясь унитарным государством, активно движется по пути федерализации и поэтому децентрализация госуправления является важной особенностью испанской экономической модели. Но большая волатильность налоговых поступлений — главного источника региональных бюджетов, отсутствие вплоть до последнего времени запретов и ограничений для регионов на выпуск долговых обязательств сильно затрудняет и центральное и региональное экономическое управление в стране.

Во многом это следствие еще более глубокой черты испанской модели — нарастающей неспособности государства выполнять взятые на себя и порой завышенные обязательства в социальной сфере. Курс на социально-ориентированное государство не был в нужной мере подкреплен ростом испанской экономики и, соответственно, доходов государства. К тому же это противоречие обостряется по мере усугубления демографической проблемы: рождаемость в стране падает и к концу нынешнего десятилетия станет меньше смертности, а в результате идет старение и сокращение численности населения. Испания приближается к демографической «яме», в которой уже была в середине 1990-х гг. Попытка решить эту проблему за счет самой большой в Европе иммиграции привела к резкому увеличению доли иммигрантов в общей численности населения (12%), но лишь притормозила падение в следующую демографическую «яму»: по сравнению с 2012г. население страны к 2022 г. сократится на 2,5%, к 2052 г. — на 10% и составит 41,6 млн.

Слабой стороной испанской модели остается невысокая эффективность рынка труда (хотя здесь начала проводиться очередная реформа регулирования трудовых отношений) и в результате огромная безработица остается характерной чертой испанской модели (в кризисные годы превышает 25%). Безработица усугубляется не только негибкостью приема, увольнения и заработной платы, но также неблагоприятными (по европейским меркам) условиями в стране для работодателей. Так, для Испании характерна недостаточная простота, большие сроки и стоимость процедуры открытия собственного дела, чрезмерная величина государственного вмешательства в деятельность фирм, сложности в получении кредита.

Поэтому в настоящее время стратегической задачей Испании является становление новой, более эффективной экономической и социальной модели.